Научная статья на тему 'Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования'

Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования Текст научной статьи по специальности «Воспитание в общеобразовательной школе»

CC BY
2471
181
Поделиться
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОТРЕНИНГ / ЗАНЯТИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Востриков Андрей Андреевич

Рассматривается один из путей решения проблемы развития личности младших школьников исходя из требований нового образовательного стандарта на основе авторских концепций и учебных пособий.

THE PROBLEM OF JUNIOR SCHOOLCHILDRENS PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

In the article presents one of the ways of problem solving of junior schoolchildrens personality development in terms of the new educational standard on the base of authors conceptions and teaching aids.

Текст научной работы на тему «Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования»

УДК 376.112.4

А. А. Востриков

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается один из путей решения проблемы развития личности младших школьников исходя из требований нового образовательного стандарта на основе авторских концепций и учебных пособий.

Ключевые слова: развитие личности, формирование личностных качеств, воспитывающее обучение, психотренинг, занятия самосовершенствованием.

Проблема развития личности школьников возникла с распадом СССР и исчезновением из школы воспитательного начала. Коммунистическое воспитание ушло, но на смену ему фактически не возникло сколь-нибудь эффективной доктрины. Это противоречие наконец стали осознавать, что отразилось в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования 2009 г., который существенно отличается от образовательного стандарта 1992 г.

Новый подход к ФГОС ориентирован на духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций», на национальный воспитательный идеал. Таким образом, новый федеральный образовательный стандарт определяет воспитательный процесс как важнейшее условие современного школьного образования и выделяет для этого оплачиваемые часы инвариантной части стандарта.

Школа в СССР всегда ориентировалась на предметное обучение. Воспитание было идеологизировано и не рассматривалось как специально организованный учебный процесс. В России этот подход сохранился в стандарте 1992 г. В настоящее время в стандарте 2009 г. воспитательный процесс был выделен как самостоятельный раздел образования, призванный обеспечить духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций», национальный воспитательный идеал.

Решить проблему воспитания в школе может воспитывающее обучение, которое имеет хорошо разработанную методологическую и теоретическую основу, свое содержание и методы.

Воспитание как важнейший и самостоятельный раздел образования впервые стало рассматриваться в работах Ж. Ж. Руссо.

Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И. Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения.

Идею о развивающем и воспитывающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Основной целью обучения педагог считал не усвоение знаний, излагаемых учителем,

а возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, умения логически мыслить и выражать сущность усвоенных понятий.

Ф. Фребель считал, что внутренний мир человека посредством воспитания перетекает в мир внешний, поэтому цели воспитания - раскрытие в себе божественного начала и актуализация его в творческой деятельности. Большое внимание он уделял творчеству в процессе развития детской личности.

По мнению А. В. Дистервега, в организации процесса воспитания ведущую роль играют три принципа - природосообразности, культуросо-образности и самодеятельности.

И. Ф. Гербарт полагал, что воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы и развивал идеи о гармоническом развитии сил и способностей личности. Основой воспитания он считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени. Первая ступень -«память воли», на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям; вторая ступень - «выбор», когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится; третья ступень -«принцип», здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения; четвертая ступень - «борьба», на ней «выстраивается» нравственное сознание. В результате нравственное развитие должно привести к свободе и создать гармонию между волей и интересами воспитанников.

Автор на протяжении 25 лет занимается проблемой обучающего воспитания личности как самостоятельного направления образования [1].

Под обучающим воспитанием мы понимаем развитие с помощью тренировок отдельных способностей и формирование путем осмысления и рефлексии ребенком задаваемых учителем переживаний и мотивирования поступков, в которых проявляются отдельные качества и свойства личности.

Если тренинги развития способностей приводят к высокой обучаемости и успеваемости, то тренин-

ги поведения в формирующих ситуациях усиливают проявление задаваемых личностных качеств и свойств.

Таким образом, методология содержания обучающего воспитания выделяет два направления обучающей деятельности:

1) развитие когнитивных способностей к обучению;

2) формирование личностных и социальных качеств.

Содержание развивающего обучения когнитивных способностей и создание условий для развития продуктивной обучаемости ребенка следующее:

- ассоциативная, иллюстративная и фотографическая память;

- эйдетизм, эмпатия, творческое воображение;

- креативность, творческое мышление.

Содержание формирующего обучения личностных и социальных качеств направлено на обеспечение эмоционального благополучия ребенка и включает:

- формирование эмоциональной устойчивости, культуры эмоций и чувств, чувственной выразительности;

- культуру общения и опыт дружбы;

- опыт нравственного поведения;

- другие задачи обучающего воспитания.

Дидактика обучающего воспитания основана на

всех современных образовательных теориях и технологиях. Прежде всего на таких педагогиках и подходах, как:

- продуктивная педагогика - опора на самостоятельную творческую деятельность учащегося;

- природосообразная педагогика - опора на естественные природные процессы в психике и поведении ребенка;

- личностно ориентированное обучение - обязательный учет индивидуальных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе;

- дифференцированный подход - обозначение конечного результата обучения по показателям как обязательная норма и один-два набора показателей выше обязательной нормы, например элита-1 и элита-2;

- проблемно-проектный метод - технология поэтапного самостоятельного творческого освоения проблемного задания, завершающаяся презентацией результата и его защитой.

Авторская программа «Развитие личности» в рамках Практического человекознания для 1-4-х классов разрабатывается на основе ФГОС общего образования. Занятия проводятся в виде спаренных уроков не реже двух раз в неделю. Актуальность разработки данной программы связана с необходимостью обеспечить воспитательный про-

цесс в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС, поскольку существующие программы не обеспечивают эти требования. Новизна программы представлена описанным выше авторским подходом к теории и технологии развития личности учащихся начальных классов, основанных на обучающем воспитании в форме предмета «Практическое человекознание».

Главной задачей на первом этапе обучающего воспитания является развитие базовых способностей по основным видам учебной деятельности. Если все дети первого класса примерно одинаково успешно будут осваивать предлагаемые виды учебных действий по основным предметам, то это создаст условия для эффективного освоения как учебного стандарта, так и дополнений к нему. Поэтому тренировка базовых учебных и творческих способностей начинается с пяти лет.

Способности проявляются как возможность легко и быстро осваивать предлагаемые новые для ребенка виды деятельности. Если это учебная деятельность, можно говорить об учебных способностях, если творческая, то говорят о творческих способностях.

Учебные способности - это способности успешно выполнять различные виды учебных действий. Например, запоминание учебного материала, логическое осмысление различных задач, работа с информацией и т. д.

Творческие способности проявляются в умениях и навыках легко и свободно выполнять различные творческие задачи с учебным материалом, основанные на импровизации, фантазии, креативном осмыслении ситуации и неординарном принятии решений.

В продуктивном учебном процессе, ориентированном на компетентностный подход, учащиеся должны напрягать как учебные, так и творческие способности, поскольку большинство учебных заданий носит творческий характер. Поэтому они называются творческими заданиями.

Учебные или творческие способности имеют либо врожденный, либо приобретаемый характер.

Врожденные способности связаны с одаренностью ребенка и зависят от врожденных проявлений психики. Приобретаемые способности возникают в результате многократных тренировок того или иного вида деятельности сначала на основе механизма вырабатываемости, потом как результат функциональной перестройки мозга, который осуществляется под влиянием многолетней тренировки и возможен до 12 лет.

Диагностика детей по способностям к разным видам деятельности показывает, что в обычном, не отобранном классе имеется широкий спектр проявления способностей к учебной деятельности. Из

25 учащихся с хорошими способностями к учебе можно насчитать 3-5 детей. С плохо выраженными способностями - не меньше 3-5. Остальные дети имеют мало или средне выраженные способности. Таким образом, большинство учащихся в классе ориентированы на приобретаемые способности, и если эти способности предварительно не тренировать, то многие дети такого класса будут учиться сравнительно слабо.

На занятиях обучающего воспитания ведется активное развитие памяти, внимания, творческого воображения, креативного мышления, формируется культура эмоций и чувств и решаются другие задачи.

Цель разработанной автором программы «Развитие личности» заключается в обеспечении:

- создания дидактических условий для развития личности школьника;

- развития мотивации личности к познанию и творчеству;

- эмоционального благополучия ребенка;

- приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям;

- интеллектуального и духовного развития личности ученика.

Задачи программы:

- развитие когнитивных способностей к обучению: продуктивные виды памяти, творческое воображение и креативное мышление;

- развитие культуры, эмоций и воли (эмоциональный интеллект и эмоционально-волевая саморегуляция);

- формирование социального интеллекта (культура общения, нравственного отношения и поведения);

- формирование опыта самостоятельной творческой активности в обучении, познавательный интерес (заложено в организации обучающего воспитания).

На основе данной программы формируются группы по курсам обучающего воспитания, которые работают в режиме индивидуально-группового обучения и не должны превышать 15 человек. В случае работы с полным классом эффективность результата воспитания (проявления способностей и личностных качеств) снижается в 2-3 раза. Программа рассчитана на 4 года обучения, с первого по четвертый класс. Для каждого класса существуют свои курсы практического человекознания. Воспитывающие занятия практико-ориентированы на применение полученного опыта на всех предметных уроках.

Теоретический раздел «Развития личности» основан на теории и технологии обучающего воспитания, описанной выше и представленной в монографиях автора [1]. Практический раздел реализован в учебных пособиях [2].

В 2009-2011 гг. на базе томской 1-й гимназии автором проводилась экспериментальная отработка основных теоретических подходов к решению проблемы личностного развития учащихся начальной школы. Материалы эксперимента были обобщены в выступлениях учителей на IV Всероссийской научной конференции с международным участием «Конструирование человека», а также в публикациях статей в сборнике конференции [4; 5]. В новом учебном году экспериментальная апробация продолжается на основе разработанного автором нового учебного пособия для учащихся [2]. Это книжка-раскраска, которая содержит четыре темы:

1. Какой Я?

2. Как Я умею дружить?

3. Я развиваю социальные способности и осваиваю искусство быть значимым для других.

4. Занимательная эмоциональная выразительность.

Перечисленные темы отражают концепцию обучающего воспитания, предложенную автором для начальной школы.

Обучающее воспитание в качестве конечного продукта ориентировано на повышение качества учебных способностей и становление отдельных личностных качеств и свойств, что приводит к формированию зрелого мировидения, нравственных убеждений и положительного социального опыта. Инструментами воспитания являются психотренинг, ролевые игры, приемы мозгового штурма и рефлексии достигнутых результатов. Ребенок осмысливает свои результаты как индивидуальные творческие достижения (ИТД), которые можно поместить в портфолио. Учитель выступает в роли тренера и направляет деятельность учеников в русло индивидуальной и групповой творческой деятельности. Поэтому первых две темы учебника посвящены накоплению представлений о сути ведущих качеств личности, их осмыслению на уровне оценки себя и окружающих. Освоение этих тем приводит к формированию устойчивого опыта понимания своих и чужих особенностей личности, осмысленной оценке проявлений этих особенностей у себя, развитию критического взгляда на свои недостатки и становлению желания к самосовершенствованию.

Анализ содержания подтем раскрывает логику построения учебного материала.

Тема 1. Какой Я?

Знакомство с особенностями твоего характера (8 пар свойств антагонистов).

Раскраска образов характера и первая самооценка.

Оценка и самооценка «Какой Я».

Индивидуальные творческие достижения.

Тема 2. Как Я умею дружить?

Какие качества характера нужны для дружбы? (еще 8 пар свойств).

Раскраска образов характера и первая самооценка.

Оценка и самооценка «Как Я умею дружить?»

Индивидуальные творческие достижения.

В этих темах дети знакомятся с психологическими тестами самооценки, и по ее результатам проводится групповой психотренинг. Учащиеся с большим интересом относятся к этим занятиям и практически все получили обязательные (стандарт) и повышенные ИТД.

3-я тема учебного пособия посвящена развитию социальных способностей и освоению искусства быть значимым для других. Материал этой темы и методика занятий построены на четырех десятках тренинговых игровых упражнений, которые охватывают следующие подтемы:

Как Я умею знакомиться?

Как Я умею чувствовать других?

Мои качества, которые во мне нравятся другим?

Как Я умею быть дружным в группе? Мне доверяют?

Какие люди мне нравятся?

Я умею поступать так, как мне бы хотелось, чтобы поступали со мной?

Практика показала, что занятия по третьей теме формируют у учащихся неоценимый опыт отношения друг с другом и взрослыми. Можно говорить о глубоком изменении этих взаимоотношений, присущих любому психотренингу, при условии, что методика применяется правильно.

Четвертая тема пособия посвящена занимательной эмоциональной выразительности.

Эмоциональная выразительность — это качество человека, которое позволяет окружающим воспринимать его чувства и переживания легко, свободно, непосредственно.

Если учащийся эмоционально выразителен, то он легко может показывать своим друзьям, знакомым, родителям, что ему хочется, что нравится или не нравится, а главное, убедить их в своей правоте, заразить своими чувствами.

Эмоциональная выразительность человека определяется двумя оценками: «выразительно» и «заразительно». «Выразительно» показывает, что окружающие легко угадывают эмоции, пережива-

ния ученика, «заразительно» - окружающие невольно подражают эмоциям и переживаниям ученика.

Занимательная эмоциональная выразительность в веселой форме обучает ученика выразительно и заразительно передавать окружающим свои чувства и переживания и вызывать у них симпатию, желание помочь. Формировать эмоциональную выразительность довольно сложно. Имеется несколько этапов этого процесса, которые отражены в соответствующих подтемах учебного пособия:

Что такое эмоциональная выразительность?

Оцени привлекательность или непривлекательность для тебя эмоций своих товарищей.

Инструменты эмоциональной выразительности. Мимика, интонация, жест.

Техника выразительной интонации.

Техника выразительного жеста.

Восклицания. Общение с помощью жестов и восклицаний.

Эмоции, настроения, чувства (12 базовых переживаний)

Линейка настроения и как ею пользоваться.

Я развиваю свои эмоциональные способности.

Мимическая гимнастика.

Искусство чувствовать других и перевоплощаться.

Многолетние эксперименты по развитию чувственной выразительности на базе федеральной экспериментальной площадки в первой гимназии г. Томска аспирантами ИТО ТГПУ под руководством автора показали особое значение этих занятий в раскрепощении учащихся и развитии у них творческого потенциала.

Описываемое пособие издается пока малыми тиражами по надобности для каждого экспериментального класса. Оно представлено на сайте автора www.elite-school.ru, а методика работы по этому курсу подготавливается для дистанционного обучения.

Подводя итог, можно заключить, что достижение целей ФГОС по развитию личности учащихся вполне реально, поскольку теория и технология обучающего воспитания позволяют это сделать, тем более, что федеральная программа выделяет учебные часы под эти занятия: предусматривается до 10 часов в неделю.

Список литературы

1. Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Диагностичное прямое формирующее личность обучение. Практическое человекознание: монография. Ч. 1, 2. Томск. Изд-во «Школа свободного развития». 2007. 480 с.

2. Востриков А. А. Обучающее воспитание. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности: учеб. пос. для уч-ся нач. шк., учит. и родит. Томск: Изд-во «Школа свободного развития», 2011. 100 с.

3. Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 59-62.

4. Деденева М. А. Особенности применения навыков сверхзапоминания на уроках в начальной школе // Конструирование человека: сб. тр. IV Всерос. науч. конф. с международ. участием: в. 2 т. Т. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 311-313.

5. Осипова А. С. Особенности развития у детей младшего школьного возраста творческой активности на основе эмоционально чувственной выразительности // Там же. С. 346-350.

Востриков А. А. доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: and-vostrikov@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 25.11.2011.

A. A. Vostrikov

THE PROBLEM OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

In the article presents one of the ways of problem solving of junior schoolchildren’s personality development in terms of the new educational standard on the base of author’s conceptions and teaching aids.

Key words: personality development, formation of personality qualities, forming education, psychological training, lessons of self-perfection.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: and-vostrikov@yandex.ru