Научная статья на тему 'Особенности применения компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене общеобразовательной школы и школы свободного развития'

Особенности применения компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене общеобразовательной школы и школы свободного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / COMPETENT APPROACH / ESTHETIC EDUCATION / EMOTIONAL EXPRESSIVENESS / INDIVIDUAL CREATIVE ACHIEVEMENTS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Р. К.

Рассматриваются особенности разработки инновационного курса развивающей эстетики для общеобразовательной школы и школы свободного развития, основанного на компетентностном подходе. Дается общая характеристика ключевых эстетических компетенций и описываются особенности организации технологии этого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF WORKING OF COMPETENT APPROACH IN THE INNOVATION SUBJECT ESTHETIC MUSIC EXPRESSIVENESS FOR BEGINNERS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS AND IN SCHOOL OF FREE DEVELOPMENT

The article considers the peculiarities of working out of innovation subject esthetic music expressiveness for comprehensive schools. The subject was worked out on the foundation of competent approach. There are general characteristics of the main competences of music expressiveness. The peculiarities of the technology's organization are described.

Текст научной работы на тему «Особенности применения компетентностного подхода в инновационном курсе развивающей эстетики в начальном звене общеобразовательной школы и школы свободного развития»

УДК 18:37.01;373.1.013

Р. К. Ерохина

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИННОВАЦИОННОМ КУРСЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭСТЕТИКИ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ

Рассматриваются особенности разработки инновационного курса развивающей эстетики для общеобразовательной школы и школы свободного развития, основанного на компетентностном подходе. Дается общая характеристика ключевых эстетических компетенций и описываются особенности организации технологии этого курса.

Ключевые слова: компетентностный подход, эстетическое воспитание, эмоциональная выразительность, индивидуальные творческие достижения, интеграция.

В системе традиционного образования основное внимание уделяется развитию и формированию содержательной стороны знаний в ущерб развитию и формированию эффективных способов их применения. Целью современного эстетического воспитания должно стать формирование у детей, обучающихся в школе, комплекса индивидуальных творческих достижений (ИТД), позволяющих по окончании школы говорить об эстетической компетентности выпускника.

Компетентность - это способность и возможность эффективно выполнять определенный вид действий. Компетентностей столько, сколько существует продуктивных видов действий, которые человек должен выполнять в профессиональной и обыденной деятельности.

Эстетическая компетентность относится к группе общих компетенций, поскольку существенно влияет на поведение и последующую деятельность индивидуума.

Общие (ключевые) компетенции проявляются в полноценной осведомленности в таких видах деятельности, которые позволяют качественно и эффективно осваивать разные сложные профессии. В настоящее время владение интеллектуально сложной профессией помимо профессиональной компетентности дополняется комплексом общих компетенций. К ним могут быть отнесены следующие:

- обладать высокой эмоциональной устойчивостью,

- быть общительным и вызывать симпатию у окружающих,

- обладать хорошим вкусом,

- чувствовать и понимать искусство,

- уметь творчески подойти к своему делу.

Задачей современного школьного образования

является активное формирование у учащихся важного для будущей жизни набора общих компетенций. Модернизация современного школьного образования направлена на замену существующей системы знаньевого типа на информационно-деятель-

ный подход, в основе которого лежат содержание и методы, позволяющие формировать весь необходимый для выпускника школы набор общих компетенций.

Традиционно сложившиеся предметы эстетического воспитания построены на знаньевом подходе в образовании, практика которых показала низкую эффективность в обучении и воспитании детей. Знание как таковое является необходимым, но недостаточным элементом культуры самовыражения и самореализации личности.

Под компетентностным подходом мы понимаем подход, направленный на развитие и формирование у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста компетентностей различного типа. В настоящее время существуют различные типологии компетентностей. В работах ряда авторов (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) речь идет об интеллектуальных, социальных, личностных, коммуникативных и иных компетентностях [1].

Мы полагаем, что правомерно выделять в структуре компетентности ребенка эстетическую компетентность.

Эстетическая компетентность с позиции компе-тентностного подхода есть способность самоанализа, саморазвития и эстетического выражения:

- межличностных отношений в различных ситуациях общения;

- эмоций и чувств через палитру мимики, интонации и жеста;

- пластики тела через пантомиму, танец и танцевальные импровизации;

- музыкального и художественного вкуса через индивидуальные творческие достижения.

Следует констатировать, что в структуре содержания дошкольного и начального школьного образования недостаточно учебных предметов, направленных на развитие и формирование эстетической компетентности учащихся. Традиционные школьные курсы изобразительного искусства, музыки, физической культуры и даже художественного

труда не предполагают эстетической доминанты (В. М. Видгоф) как в содержании, так и в методиках и технологиях обучения.

Если мы говорим о становлении личности школьника, то должны организовать эстетическое и нравственное воспитание как технологию развития личности. Это означает совершенно другую организацию эстетического образования в школе, с другим содержанием и методами.

Современное школьное воспитание имеет две самостоятельные цели:

- формирование социально значимых ценностных ориентиров и норм межличностных отношений. Это гуманистическое или нравственное воспитание;

- формирование инструментов жизнетворчест-ва и опыта использования этих инструментов в процессе жизненной самореализации.

Это развитие личности и расширение диапазона ее возможностей в жизни. Формирование эстетизма относится к инструментам жизнетворчества и опыту самореализации.

Реализация целей воспитания в школе возможна только при ряде условий организации образовательного процесса. К ним следует отнести:

- организацию воспитательного процесса как самостоятельного обучения в пределах не менее 2-3 ч в неделю;

- организацию индивидуально-группового обучения в пределах малой неформальной группы, в среднем не более 12-15 обучаемых;

- формирующее личность обучение должно быть личностно ориентированным;

- содержание и методы формирующего личность обучения должны опираться на практическую психологию личности и социальную психологию, поскольку предметом формирования выступают значимые личностные свойства и качества ребенка, т. е. элементы ядра личности.

В современном мире эстетика приобрела прикладной характер и стала важнейшим элементом становления специалистов интеллектуально сложных профессий.

Компетентностный подход в эстетическом воспитании требует четкого описания конечного продукта обучения как обязательного для освоения всеми учащимися определенного вида самостоятельной творческой деятельности.

Конечным продуктом в эстетическом воспитании является эстетическое самовыражение. В этом случае компетентностями выступают различные способы эстетического самовыражения средствами курсов развивающей эстетики.

Развивающая эстетика разрабатывается как одно из направлений школы свободного развития. Школа свободного развития - это авторская техно-

логия системы продуктивного элитного образования, реализующая компетентностный подход в образовании [1].

Развивающая эстетика - это продуктивная технология эстетического развития личности учащихся, в основе которой лежат два направления:

- развитие эстетических способностей детей к творческому самовыражению средствами музыки, живописи, пластики, театральности;

- формирование ключевых компетенций и отдельных ИТД как видов эстетического самовыражения в различных сферах деятельности.

Развивающая эстетика - инновационный курс, направленный на развитие и формирование эстетической культуры [2].

Формирование эстетической культуры связано со становлением личности ребенка, его эстетизации как механизма мировосприятия, мирооценки, мироощущения. Это означает, что образовательная технология развивающей эстетики обеспечивает прежде всего воспитательный процесс и только потом формирует систему знаний.

Ориентация образовательной технологии на воспитательные задачи, связанные с формированием личностных особенностей, определяет характер организации образовательного процесса.

Прежде всего конечным продуктом образования выступают определенные навыки эстетического самовыражения, как индивидуальные творческие достижения.

В разрабатываемой образовательной технологии развивающей эстетики представлены различные виды учебной деятельности, направленные на раскрытие эстетических способностей детей, такие как эмоциональность, выразительная пластика и жестикуляция, хорошая дикция и выразительная интонация, самостоятельное творческое конструирование, слушание музыки и умение создавать свои музыкальные, пластические и художественные образы посредством импровизации, а также формирование эстетического вкуса.

Данный инновационный курс был разработан группой педагогов-исследователей гимназии № 1 г. Томска в 2004 г. под руководством профессора А. А. Вострикова. На базе гимназии № 1 начала действовать Федеральная экспериментальная площадка по разработке и внедрению интегрированного курса развивающей эстетики, включающего в себя три основных направления деятельности:

- развивающая эстетика музыкальной выразительности,

- развивающая эстетика художественной выразительности,

- развивающая эстетика личностного имиджа.

Технология данного курса основана на ведущих

принципах продуктивного и природосообразного

образования, а также на подходах, реализующих концепцию развития эстетических способностей.

Продуктивная педагогика ориентирована на формирование у детей навыков самостоятельной творческой деятельности с содержанием учебного курса. Для реализации этой педагогики в образовательном процессе необходима последовательная реализация следующих компонентов продуктивного обучения:

1. Передача детям необходимых сведений по самостоятельной творческой деятельности.

2. Обучение навыкам самостоятельной творческой деятельности, в том числе импровизации, с этим содержанием.

3. Контроль со стороны учителя и управление творческой деятельностью детей по пути к реализации конечной цели обучения.

Таким образом, технология продуктивного образования обязательно включает в себя перечисленные выше три компонента и так преобразует содержание и методы учебного курса, что каждый из этих компонентов наиболее адекватно выполняет свою функцию.

Природосообразное образование настраивает учителя таким образом перерабатывать имеющееся содержание курса, чтобы ребенок не испытывал трудности в осмыслении учебной информации. Эта информация должна быть легкодоступной, наглядной, последовательной. Очень важно таким образом трансформировать содержание, чтобы уйти от его избыточной интеллектуализации, понятной взрослому человеку и сложной для ребенка.

Структура содержания ключевых компетенций в курсе развивающей эстетики в начальном звене школы свободного развития автор рассматривает на основе концепции А. А. Вострикова [3]. В качестве конечного продукта данного курса мы выделяем развивающий компонент - способности к эстетической деятельности и деятельностный компонент - модели творческого самовыражения в рамках освоения предметов интегрированного курса.

Способности к эстетической деятельности нами рассматриваются как когнитивные и личностные способности.

Когнитивные способности - это психические процессы, обеспечивающие успешное освоение эстетической творческой деятельности ребенка. К ним, считаем, относятся:

- память - слуховая, зрительная, телесная, эмоциональная, двигательная;

- эмпатия - телесная и эмоциональная;

- внимание;

- творческое воображение;

- мышление - ассоциативное, логическое, пространственное. Креативность.

К личностным способностям, по нашему мнению, относятся:

- эмоциональная устойчивость,

- коммуникативность,

- корпоративность,

- чувство ансамбля,

- артистичность,

- чувство сцены и др.

В процессе тренировки способности к творческой деятельности в развивающем компоненте курса развивающей эстетики создаются условия для легкого и свободного освоения творческих моделей эстетического самовыражения средствами музыкальной и общеэстетической выразительности.

Компетентностный подход также предполагает обучение некоторым видам профессиональной деятельности. В данном инновационном курсе нами выделены следующие творческие модели и роли, способствующие развитию опыта музыкальной выразительности.

Учитель - ученик. Это базовая модель курса, и она тренирует опыт владения навыками и проявления навыков самостоятельной работы с партнерами в роли учителя.

Сценарист - режиссер - актер. В этих моделях обучают навыкам составления сценария по тексту, картине, музыкальному фрагменту. Приобретается опыт постановочной работы, сценического музыкального действия.

Журналист - ведущий. При освоении этих ролей отрабатывается техника сценической речи, навыки владения аудиторией, формируется опыт постановки фрагментов телепередач, импровизации по тексту и т. д.

Сочинитель - исполнитель. Эти творческие модели требуют освоения навыков вокальной, танцевальной и актерской импровизации.

Поэт - композитор. Данные творческие модели формируют у учащихся опыт сочинения рифмовок и несложных песен по предложенному тексту или предложенной музыке.

«Игровик» - массовик-затейник. Эта творческая роль формирует умение провести игру (подвижную, интеллектуальную, коммуникативную и др.) в кругу друзей, классе, с младшей аудиторией.

Описанные выше творческие модели и роли предложены группой авторов, разрабатывающих теорию и технологию развивающей эстетики в школе (А. А. Востриков, Р. К. Ерохина, Г. Е. Голосуцкая, Е. А. Шадрина). Реализуя эти модели в творческом учебном процессе, учитель активно пробуждает в детях различные значимые для будущего качества личности. С другой стороны, творческие модели побуждают детей самостоятельно осваивать значительное количество дополнительной информации и обмениваться этой информацией друг с другом.

В ходе занятий по курсу развивающей эстетики у детей формируется внутренняя мотивация к тре-

нировке комплекса когнитивных и личностных способностей для самосовершенствования и освоения профессиональных действий.

Таким образом, модели деятельности в курсе формируют внутреннюю готовность, с одной стороны, освоить эту деятельность, с другой - самосовершенствоваться в ее рамках. Это приводит к нарастанию качества творческого самовыражения в каждой роли, чем мы в целом добиваемся конечного продукта - дети получают достаточное креа-

тивное эстетическое развитие. У них появляется возможность проявлять полученные качества личностного имиджа в разных жизненных ситуациях.

Опыт преподавания курса развивающей эстетики, представленный в материалах всероссийских и международных конференций, показывает, что инновационные технологии в области эстетического образования в школе и компетентностный подход открывают новые возможности в эстетическом воспитании детей.

Список литературы

1. Зеер Э. Ф. и др. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. М.: Московский психолого-соци-альный институт, 2GG5. 216 с.

2. Никифорова Р. К. Особенности развивающей эстетики музыкальности в начальной школе Il VIII Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых «Наука и образование». Томск, 19-2З апреля 2GG4 г. Т. З, ч. З.

3. Востриков А. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель: монография. Томск: Изд-во «Продуктивная педагогика», 2GG6. 2G8 с.

Ерохина Р. К., соискатель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: [email protected], [email protected]

Материал поступил в редакцию 10.03.2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R. K. Erokhina

THE PECULIARITIES OF WORKING OF COMPETENT APPROACH IN THE INNOVATION SUBJECT ESTHETIC MUSIC EXPRESSIVENESS FOR BEGINNERS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS AND IN SCHOOL OF FREE DEVELOPMENT

The article considers the peculiarities of working out of innovation subject esthetic music expressiveness for comprehensive schools. The subject was worked out on the foundation of competent approach. There are general characteristics of the main competences of music expressiveness. The peculiarities of the technology’s organization are described.

Key words: competent approach, esthetic education, emotional expressiveness, individual creative achievements, integration.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.