Научная статья на тему 'Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода'

Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONALISM / INNOVATION ACTIVITIES / SCIENTIFIC THINKING / THE LABORATORY OF INNOVATION PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востриков А. А., Дудина Е. Н.

Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION FOR TRAINING OF TEACHER-RESEARCHER ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

This article presents the authors' conception of teacher-researcher's training on the bases of competence approach. Some conditions for organization of studying process are suggested. The directions of realization of conception are defined.

Текст научной работы на тему «Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода»

УДК 37.001.12.18

А. А. Востриков, Е. Н. Дудина

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентно стного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессионализм, инновационная деятельность, научное мышление, лаборатория инновационной педагогики.

Особенностью современного мира является повышение социальной и культурной роли образования. При этом на первый план выходит качество, эффективность образования и гуманистический подход к обучению с учетом новейших данных антропологии, культурологии, философии, педагогики, психологии.

Изменение целей современного образования в соответствии с реализацией Болонского процесса способствовало изменению требований к подготовке будущих специалистов, согласно которым выпускник педагогического вуза должен владеть аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями педагогической деятельности, основами экспериментальной и исследовательской работы [1, 2]. Современный учитель должен быть личностью образованной, свободной, развитой, которая способна реализовать свой творческий потенциал в условиях постоянно меняющегося мира [3].

В контексте новой парадигмы школьного образования пересмотрены функции учителя: роль педагога, который только транслирует знания, не соответствует современным требованиям профессионально-педагогической компетентности. Учительская деятельность требует высокого уровня развития личностных качеств, инициативы, творчества, высокой мотивации к профессиональной деятельности. Следует уделять особое внимание степени нравственно-этической и психологической подготовки личности студента - будущего педагога [4].

Для того чтобы осуществлять различные идеи преобразования школьной системы, быть автором-разработчиком, сподвижником инновационных процессов, необходим ряд выработанных качеств личности, основанных на опыте, которые будут способствовать распространению, смелому применению в своей практике педагогических новшеств [5, 6].

Важнейшим направлением в подготовке будущих специалистов является создание условий, стимулирующих студентов к творчеству (а это значит дивергентному способу мышления), нововведениям, саморазвитию и самосовершенствованию, формирующих философию их профессио-

нального мышления. Это осуществляется за счет следующих обязательных дисциплин психологопедагогического цикла: введение в специальность, общая педагогика, история педагогики, педагогическая психология, социальная педагогика, сравнительная педагогика и др. Так, например, в курсе педагогической психологии рассматриваются теории развития, методы психологии развития, развитие различных личностных сфер, психология мотивации. Целью занятий является трансформация знаний психологии развития в правила действия и стиль поведения будущего педагога, ориентированные на воспитание учащихся. В программу также включены семинары с решением педагогических задач, разрешением конфликтных ситуаций. Они проводятся в форме дискуссий, повышают активность студентов, их самостоятельность, творческое и аналитическое мышление. Только человек, способный к самопознанию, самораскрытию, самореализации и рефлексии, может стимулировать соответствующие процессы в своих учениках, развивая их личности.

Необходимо формировать у студентов педагогического вуза ряд личностных качеств, профессиональную «Я-концепцию» педагога, в которую входили бы компоненты, необходимые для инновационной деятельности. Исходя из того, что «Я-кон-цепция» является динамичным психологическим образованием, нужно так организовать внешнюю среду, а именно среду обучения, чтобы факторы способствовали развитию научного мышления, готовности использовать новые педагогические и методические идеи, инновации.

Можно выделить ряд подходов, способствующих формированию научного мышления у студентов педагогического вуза.

Первый подход - это создание хорошей психосоциальной среды в студенческих группах. Признаки, характеризующие благоприятную среду, следующие: доброжелательная атмосфера в группе, терпимость друг к другу, взаимопонимание, признание существования альтернативных точек зрения и приоритета общественных ценностей, стремление каждого к самостоятельности, поощре-

ние учебных достижений, инициативности, творчества, существование общностей по интересам, увлечениям. Психосоциальная среда формируется и в процессе учебных занятий, и в свободное время. Однако главным источником формирования благоприятной среды являются тренинговые занятия «Методы социально-активного взаимодействия», направленные на формирование межличностных взаимоотношений, сплочение группы, самопознание и самореализацию; развитие коммуникативных навыков, умений формулировать целепола-гания, а также тренинги личностного роста. На тренингах студенты обучаются способам самовыражения в соответствии с их индивидуальными способностями. Тренинги также направлены на выработку у будущих учителей умений и навыков межличностного общения, установления контакта с детьми, саморегуляции поведения, рефлексии, элементарных приемов психотерапии.

В здоровой психосоциальной среде личность благополучно развивается, раскрывается, происходит ее целостное формирование, вырабатывается адекватная внутренняя «Я-концепция» будущего педагога. Если среда не соответствует предъявляемым требованиям, то личность теряет целостность, уверенность в себе и в других, возникает страх перед будущим, возможна невротизация и другие негативные проявления.

Второй подход - организация целенаправленной работы по формированию профессиональной «Я-концепции» с компонентами научного поиска. Приемлемым базовым курсом для этого может служить дисциплина «Педагогическая психология», в рамках которой рассматривается психология педагогической деятельности и ее субъекта, учебно-педагогического сотрудничества и общения, а также закономерности обучения, развития научного, теоретического мышления и др. Реализуется совместное построение модели компетентного педагога, развитие мотивации самосовершенствования как специалиста в процессе жизнедеятельности.

Третий подход - предоставление возможности самореализации через педагогическую деятельность при прохождении практики. Самоконтроль и самоанализ предусматривают оценку и анализ студентом качества учебно-воспитательной работы, ее положительных и отрицательных сторон, развитие профессиональных черт личности, степень реализации целей и задач своей деятельности, хода выполнения индивидуального плана работы (куда, как правило, включается теоретический, практический эксперимент, различные учебно-исследовательские задания), корректировку своей учебы с целью ее совершенствования. Опытный педагог обращает особое внимание на адекватность само-

оценки, так как недооценка или переоценка своих возможностей, качества работы затрудняет профессиональное становление. При необходимости следует научить студента объективно оценивать себя, выработать с ним правильные критерии оценки своей работы, обратив внимание на ее качество.

Четвертый подход - применение на лекционных и семинарских занятиях методов проблемного обучения, проектов, осуществление интерактивных форм обучения, основанных на диалогах, приемах ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), применение методов активизации решения творческих задач, участие студентов в имитацион-но-моделирующих играх. Стимулирование самостоятельности мышления студентов, поощрение оригинальности и творческого подхода при решении поставленных задач способствуют повышению самооценки и самоценности студентов, самостоятельности их суждений и смелости внедрения элементов новаторства в учебный процесс. Данный подход можно назвать ключевым в формировании дивергентного мышления у будущих специ-алистов-педагогов: вырабатывается навык творческого мышления, приобретается бесценный опыт научного мышления.

Пятый подход - совместная деятельность педагога и студента при индивидуальном консультировании, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также организация самостоятельной научной деятельности студентов в рамках этого направления, участие в инновационных формах работы кафедры и факультета. Этот последний путь многолик, так как особую роль здесь играет сам педагог, его личностная позиция, личностный научный потенциал и умение выстроить совместную деятельность, реализуя партнерство в педагогическом процессе. Преподавателю необходимо соблюдать демократический стиль работы, высокий уровень эмпатии, рефлексии, толерантность по отношению к личностным качествам студентов и их мировоззрению, пропагандировать партнерские отношения в педагогической среде.

Институт теории образования (ИТО) ТГПУ и педагогический факультет (ПФ) разработали концепцию подготовки преподавательского состава для кафедр педагогического факультета из числа способных студентов. С этой целью создана совместная лаборатория инновационной вузовской педагогики, в которую вошли профессора, доценты ИТО и ПФ. Задачей этой лаборатории является разработка программы и содержания обучения в группе подготовки студентов вторых-четвертых курсов как педагогов-исследователей для дальнейшего обучения в магистратуре и, позднее, в аспирантуре.

Ориентация научных исследований ряда кафедр университета на теорию и технологию пре-

подавания в педагогическом вузе по специальности 13.00.08, исходя из реальных потребностей этих кафедр во внедрении в образовательный процесс новейших достижений вузовского образования на основе компетентностного подхода, создает условия для максимального использования собственных резервов и возможностей университета. Такое направление кафедральной науки и педагогической практики открывает перспективу за сравнительно короткое время (5-10 лет) подготовить необходимое количество молодых ученых-техно-логов вузовского образования, способных повышать эффективность образовательного процесса по каждой кафедре в соответствии с современными требованиями и стандартами инновационной педагогики.

Научно-образовательная деятельность лаборатории инновационной вузовской педагогики предполагает:

- общую подготовку педагога-исследователя по ключевым компетенциям;

- специализацию по кафедрам в рамках приобретения опыта педагога-исследователя.

Общая подготовка педагога-исследователя ориентирована на повышение личностных и когнитивных возможностей успешно учиться, которые в современной инновационной педагогике определяются как ключевые компетенции. В этом списке специального обучения, направленного на формирование ключевых компетенций, находятся курсы, дающие студентам опыт работы с информацией, знания и опыт научной деятельности, в том числе по инновационным вузовским технологиям.

К сожалению, весь этот набор учебных курсов, направленный на выращивание педагога-исследо-вателя, не включен в образовательный стандарт, однако он крайне необходим для подготовки будущих преподавателей-технологов из способных студентов.

В целом планируются следующие направления работы группы:

- развитие способностей к творческому обучению и научной деятельности;

- формирование навыков работы с научной информацией;

- приобретение опыта применения ряда инновационных педагогических технологий на основе компетентностного подхода;

- организация и проведение педагогического эксперимента по темам кафедр факультета;

- формирование опыта подготовки научных сообщений, статей, докладов и выступлений на конференциях.

Для успешно обучающихся в этой группе студентов предусмотрены возможности перехода на индивидуальный план обучения.

Первый семестр посвящен формированию когнитивных способностей педагога-исследователя и приобретению начального опыта исследовательской деятельности:

Начальная программа обучения в группе подготовки к научно-исследовательской деятельности предусматривает развитие готовности к эффективному обучению повышенной сложности на основе ряда ключевых компетенций.

Психотехника формирования внутреннего мотива, основанная на тренингах по выработке навыков самопознания и рефлексии:

- самонаблюдение, самоанализ, самооценка;

- разработка критериев и плана личностного и профессионального роста;

- тренинг волевого потенциала на основе техник самопобуждения.

Развитие когнитивных способностей, основанное на психотехнике тренировки:

- эйдетизма и эмпатии;

- четырех видов памяти, двух способов творческого воображения;

- трех способов мыследеятельности;

- трех типов чтения (динамического, иллюстративно-чувственного, сценического).

Развитие социальных способностей, основанное на психотехнике тренировки:

- нравственного и духовного опыта отношения к природе, труду, его результатам, к детям;

- эмоциональной устойчивости;

- чувственной выразительности;

- эффективной коммуникативности;

- личностного имиджа.

Данные подходы апробируются преподавателями кафедры социальной педагогики педагогического факультета в своей деятельности. Умелое сочетание этих подходов дает возможность получать положительные результаты в формировании научного мышления будущих учителей, что позволяет, по словам В. А. Сластёнина, обрести учителя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле [7].

В качестве реализации рассматриваемых подходов и концепции намечено осуществить проект совместной студенческой научно-поисковой деятельности, который объединит студентов разных групп факультета в научные студенческие сообщества по проведению актуальных исследований.

Список литературы

1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156-162.

2. Михайлова Е. Н. Исследовательская деятельность педагогов в системе непрерывного педагогического образования // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). Сер.: Педагогика. С. 32-34.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

4. Колесникова В. И. творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). Сер.: Педагогика. С. 46-52.

5. Востриков А. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель: монография. Изд-во «Продуктивная педагогика». Томск, 2006. 218 с.

6. Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Новые подходы к гуманистическому воспитанию. Практическое человекознание: монография. Томск: Изд-во «Продуктивная педагогика», 2007. 420 с.

7. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2008. 477 с.

Востриков А. А., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Дудина Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.03.2010.

A. A. Vostrikov, E. N. Dudina THE CONCEPTION FOR TRAINING OF TEACHER-RESEARCHER ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

This article presents the authors’ conception of teacher-researcher’s training on the bases of competence approach.

Some conditions for organization of studying process are suggested. The directions of realization of conception are defined.

Key-words: competence approach, professionalism, innovation activities, scientific thinking, the laboratory of innovation pedagogic.

Vostrikov A. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

Dudina E. N.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.