УДК 37.001.12.18
А. А. Востриков, Е. Н. Дудина
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентно стного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионализм, инновационная деятельность, научное мышление, лаборатория инновационной педагогики.
Особенностью современного мира является повышение социальной и культурной роли образования. При этом на первый план выходит качество, эффективность образования и гуманистический подход к обучению с учетом новейших данных антропологии, культурологии, философии, педагогики, психологии.
Изменение целей современного образования в соответствии с реализацией Болонского процесса способствовало изменению требований к подготовке будущих специалистов, согласно которым выпускник педагогического вуза должен владеть аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями педагогической деятельности, основами экспериментальной и исследовательской работы [1, 2]. Современный учитель должен быть личностью образованной, свободной, развитой, которая способна реализовать свой творческий потенциал в условиях постоянно меняющегося мира [3].
В контексте новой парадигмы школьного образования пересмотрены функции учителя: роль педагога, который только транслирует знания, не соответствует современным требованиям профессионально-педагогической компетентности. Учительская деятельность требует высокого уровня развития личностных качеств, инициативы, творчества, высокой мотивации к профессиональной деятельности. Следует уделять особое внимание степени нравственно-этической и психологической подготовки личности студента - будущего педагога [4].
Для того чтобы осуществлять различные идеи преобразования школьной системы, быть автором-разработчиком, сподвижником инновационных процессов, необходим ряд выработанных качеств личности, основанных на опыте, которые будут способствовать распространению, смелому применению в своей практике педагогических новшеств [5, 6].
Важнейшим направлением в подготовке будущих специалистов является создание условий, стимулирующих студентов к творчеству (а это значит дивергентному способу мышления), нововведениям, саморазвитию и самосовершенствованию, формирующих философию их профессио-
нального мышления. Это осуществляется за счет следующих обязательных дисциплин психологопедагогического цикла: введение в специальность, общая педагогика, история педагогики, педагогическая психология, социальная педагогика, сравнительная педагогика и др. Так, например, в курсе педагогической психологии рассматриваются теории развития, методы психологии развития, развитие различных личностных сфер, психология мотивации. Целью занятий является трансформация знаний психологии развития в правила действия и стиль поведения будущего педагога, ориентированные на воспитание учащихся. В программу также включены семинары с решением педагогических задач, разрешением конфликтных ситуаций. Они проводятся в форме дискуссий, повышают активность студентов, их самостоятельность, творческое и аналитическое мышление. Только человек, способный к самопознанию, самораскрытию, самореализации и рефлексии, может стимулировать соответствующие процессы в своих учениках, развивая их личности.
Необходимо формировать у студентов педагогического вуза ряд личностных качеств, профессиональную «Я-концепцию» педагога, в которую входили бы компоненты, необходимые для инновационной деятельности. Исходя из того, что «Я-кон-цепция» является динамичным психологическим образованием, нужно так организовать внешнюю среду, а именно среду обучения, чтобы факторы способствовали развитию научного мышления, готовности использовать новые педагогические и методические идеи, инновации.
Можно выделить ряд подходов, способствующих формированию научного мышления у студентов педагогического вуза.
Первый подход - это создание хорошей психосоциальной среды в студенческих группах. Признаки, характеризующие благоприятную среду, следующие: доброжелательная атмосфера в группе, терпимость друг к другу, взаимопонимание, признание существования альтернативных точек зрения и приоритета общественных ценностей, стремление каждого к самостоятельности, поощре-
ние учебных достижений, инициативности, творчества, существование общностей по интересам, увлечениям. Психосоциальная среда формируется и в процессе учебных занятий, и в свободное время. Однако главным источником формирования благоприятной среды являются тренинговые занятия «Методы социально-активного взаимодействия», направленные на формирование межличностных взаимоотношений, сплочение группы, самопознание и самореализацию; развитие коммуникативных навыков, умений формулировать целепола-гания, а также тренинги личностного роста. На тренингах студенты обучаются способам самовыражения в соответствии с их индивидуальными способностями. Тренинги также направлены на выработку у будущих учителей умений и навыков межличностного общения, установления контакта с детьми, саморегуляции поведения, рефлексии, элементарных приемов психотерапии.
В здоровой психосоциальной среде личность благополучно развивается, раскрывается, происходит ее целостное формирование, вырабатывается адекватная внутренняя «Я-концепция» будущего педагога. Если среда не соответствует предъявляемым требованиям, то личность теряет целостность, уверенность в себе и в других, возникает страх перед будущим, возможна невротизация и другие негативные проявления.
Второй подход - организация целенаправленной работы по формированию профессиональной «Я-концепции» с компонентами научного поиска. Приемлемым базовым курсом для этого может служить дисциплина «Педагогическая психология», в рамках которой рассматривается психология педагогической деятельности и ее субъекта, учебно-педагогического сотрудничества и общения, а также закономерности обучения, развития научного, теоретического мышления и др. Реализуется совместное построение модели компетентного педагога, развитие мотивации самосовершенствования как специалиста в процессе жизнедеятельности.
Третий подход - предоставление возможности самореализации через педагогическую деятельность при прохождении практики. Самоконтроль и самоанализ предусматривают оценку и анализ студентом качества учебно-воспитательной работы, ее положительных и отрицательных сторон, развитие профессиональных черт личности, степень реализации целей и задач своей деятельности, хода выполнения индивидуального плана работы (куда, как правило, включается теоретический, практический эксперимент, различные учебно-исследовательские задания), корректировку своей учебы с целью ее совершенствования. Опытный педагог обращает особое внимание на адекватность само-
оценки, так как недооценка или переоценка своих возможностей, качества работы затрудняет профессиональное становление. При необходимости следует научить студента объективно оценивать себя, выработать с ним правильные критерии оценки своей работы, обратив внимание на ее качество.
Четвертый подход - применение на лекционных и семинарских занятиях методов проблемного обучения, проектов, осуществление интерактивных форм обучения, основанных на диалогах, приемах ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), применение методов активизации решения творческих задач, участие студентов в имитацион-но-моделирующих играх. Стимулирование самостоятельности мышления студентов, поощрение оригинальности и творческого подхода при решении поставленных задач способствуют повышению самооценки и самоценности студентов, самостоятельности их суждений и смелости внедрения элементов новаторства в учебный процесс. Данный подход можно назвать ключевым в формировании дивергентного мышления у будущих специ-алистов-педагогов: вырабатывается навык творческого мышления, приобретается бесценный опыт научного мышления.
Пятый подход - совместная деятельность педагога и студента при индивидуальном консультировании, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также организация самостоятельной научной деятельности студентов в рамках этого направления, участие в инновационных формах работы кафедры и факультета. Этот последний путь многолик, так как особую роль здесь играет сам педагог, его личностная позиция, личностный научный потенциал и умение выстроить совместную деятельность, реализуя партнерство в педагогическом процессе. Преподавателю необходимо соблюдать демократический стиль работы, высокий уровень эмпатии, рефлексии, толерантность по отношению к личностным качествам студентов и их мировоззрению, пропагандировать партнерские отношения в педагогической среде.
Институт теории образования (ИТО) ТГПУ и педагогический факультет (ПФ) разработали концепцию подготовки преподавательского состава для кафедр педагогического факультета из числа способных студентов. С этой целью создана совместная лаборатория инновационной вузовской педагогики, в которую вошли профессора, доценты ИТО и ПФ. Задачей этой лаборатории является разработка программы и содержания обучения в группе подготовки студентов вторых-четвертых курсов как педагогов-исследователей для дальнейшего обучения в магистратуре и, позднее, в аспирантуре.
Ориентация научных исследований ряда кафедр университета на теорию и технологию пре-
подавания в педагогическом вузе по специальности 13.00.08, исходя из реальных потребностей этих кафедр во внедрении в образовательный процесс новейших достижений вузовского образования на основе компетентностного подхода, создает условия для максимального использования собственных резервов и возможностей университета. Такое направление кафедральной науки и педагогической практики открывает перспективу за сравнительно короткое время (5-10 лет) подготовить необходимое количество молодых ученых-техно-логов вузовского образования, способных повышать эффективность образовательного процесса по каждой кафедре в соответствии с современными требованиями и стандартами инновационной педагогики.
Научно-образовательная деятельность лаборатории инновационной вузовской педагогики предполагает:
- общую подготовку педагога-исследователя по ключевым компетенциям;
- специализацию по кафедрам в рамках приобретения опыта педагога-исследователя.
Общая подготовка педагога-исследователя ориентирована на повышение личностных и когнитивных возможностей успешно учиться, которые в современной инновационной педагогике определяются как ключевые компетенции. В этом списке специального обучения, направленного на формирование ключевых компетенций, находятся курсы, дающие студентам опыт работы с информацией, знания и опыт научной деятельности, в том числе по инновационным вузовским технологиям.
К сожалению, весь этот набор учебных курсов, направленный на выращивание педагога-исследо-вателя, не включен в образовательный стандарт, однако он крайне необходим для подготовки будущих преподавателей-технологов из способных студентов.
В целом планируются следующие направления работы группы:
- развитие способностей к творческому обучению и научной деятельности;
- формирование навыков работы с научной информацией;
- приобретение опыта применения ряда инновационных педагогических технологий на основе компетентностного подхода;
- организация и проведение педагогического эксперимента по темам кафедр факультета;
- формирование опыта подготовки научных сообщений, статей, докладов и выступлений на конференциях.
Для успешно обучающихся в этой группе студентов предусмотрены возможности перехода на индивидуальный план обучения.
Первый семестр посвящен формированию когнитивных способностей педагога-исследователя и приобретению начального опыта исследовательской деятельности:
Начальная программа обучения в группе подготовки к научно-исследовательской деятельности предусматривает развитие готовности к эффективному обучению повышенной сложности на основе ряда ключевых компетенций.
Психотехника формирования внутреннего мотива, основанная на тренингах по выработке навыков самопознания и рефлексии:
- самонаблюдение, самоанализ, самооценка;
- разработка критериев и плана личностного и профессионального роста;
- тренинг волевого потенциала на основе техник самопобуждения.
Развитие когнитивных способностей, основанное на психотехнике тренировки:
- эйдетизма и эмпатии;
- четырех видов памяти, двух способов творческого воображения;
- трех способов мыследеятельности;
- трех типов чтения (динамического, иллюстративно-чувственного, сценического).
Развитие социальных способностей, основанное на психотехнике тренировки:
- нравственного и духовного опыта отношения к природе, труду, его результатам, к детям;
- эмоциональной устойчивости;
- чувственной выразительности;
- эффективной коммуникативности;
- личностного имиджа.
Данные подходы апробируются преподавателями кафедры социальной педагогики педагогического факультета в своей деятельности. Умелое сочетание этих подходов дает возможность получать положительные результаты в формировании научного мышления будущих учителей, что позволяет, по словам В. А. Сластёнина, обрести учителя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле [7].
В качестве реализации рассматриваемых подходов и концепции намечено осуществить проект совместной студенческой научно-поисковой деятельности, который объединит студентов разных групп факультета в научные студенческие сообщества по проведению актуальных исследований.
Список литературы
1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156-162.
2. Михайлова Е. Н. Исследовательская деятельность педагогов в системе непрерывного педагогического образования // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). Сер.: Педагогика. С. 32-34.
3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.
4. Колесникова В. И. творческая индивидуальность в структуре личности современного педагога // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). Сер.: Педагогика. С. 46-52.
5. Востриков А. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель: монография. Изд-во «Продуктивная педагогика». Томск, 2006. 218 с.
6. Востриков А. А. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Новые подходы к гуманистическому воспитанию. Практическое человекознание: монография. Томск: Изд-во «Продуктивная педагогика», 2007. 420 с.
7. Сластёнин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2008. 477 с.
Востриков А. А., доктор педагогических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Дудина Е. Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.03.2010.
A. A. Vostrikov, E. N. Dudina THE CONCEPTION FOR TRAINING OF TEACHER-RESEARCHER ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH
This article presents the authors’ conception of teacher-researcher’s training on the bases of competence approach.
Some conditions for organization of studying process are suggested. The directions of realization of conception are defined.
Key-words: competence approach, professionalism, innovation activities, scientific thinking, the laboratory of innovation pedagogic.
Vostrikov A. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]
Dudina E. N.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.
E-mail: [email protected]