Научная статья на тему 'Проблема развития эмоционального интеллекта бакалавров на занятиях по иностранному языку'

Проблема развития эмоционального интеллекта бакалавров на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие образования / инновации в образовании / психология образования / эмоциональный интеллект / обучение бакалавров / обучение иностранному языку в вузе. / development of education / innovations in education / psychology of education / emotional intelligence / bachelor's education / teaching a foreign language at a university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко А. М.

Цель исследования – обосновать потенциал развития эмоционального интеллекта бакалавров в процессе изучения иностранных языков с применением лингводидактических технологий. Актуальность исследования обусловлена тем, эмоциональный интеллект является одним из важнейших навыков, называемых универсальным, которым должны обладать специалисты, чья деятельность связана с активной межличностной коммуникацией и взаимодействием социального характера. Учебный предмет "Иностранный язык" в данном контексте обладает широкими дидактическими возможностями. По результатам исследования была рассмотрена теоретическая основа и потенциал практического применения ряда методик совершенствования эмоционального интеллекта в ходе образовательного процесса по овладению иностранным языком с целью совершенствования навыков межличностного взаимодействия, улучшения учебных результатов и самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of bachelors' emotional intelligence development at foreign language lessons

The purpose of the study is to reveal bachelors' emotional intelligence development potential in foreign language classes using linguodidactic technologies. The relevance of research is determined the fact that emotional intelligence is one of the most important skills, called universal, that specialists should possess, whose activities are related to active interpersonal communication and social interaction. In this context, the discipline "foreign language" offers wide range of didactic opportunities. The theoretical basis and potential of the practical application of a number of methods for improving emotional intelligence in the course of the educational process of mastering a foreign language was considered in order to improve interpersonal interaction skills, improve learning outcomes and self-esteem.

Текст научной работы на тему «Проблема развития эмоционального интеллекта бакалавров на занятиях по иностранному языку»

The problem of bachelors’ emotional intelligence development at foreign language lessons

Kirichenko Anna Mikhailovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow

The purpose of the study is to reveal bachelors’ emotional intelligence development potential in foreign language classes using linguodidactic technologies. The relevance of research is determined the fact that emotional intelligence is one of the most important skills, called universal, that specialists should possess, whose activities are related to active interpersonal communication and social interaction. In this context, the discipline “foreign language” offers wide range of didactic opportunities. The theoretical basis and potential of the practical application of a number of methods for improving emotional intelligence in the course of the educational process of mastering a foreign language was considered in order to improve interpersonal interaction skills, improve learning outcomes and self-esteem.

Keywords: development of education; innovations in education; psychology of education; emotional intelligence; bachelor's education; teaching a foreign language at a university.

Цитировать: Кириченко А.М. Проблема развития эмоционального интеллекта бакалавров на занятиях по иностранному языку // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 308-313. EDN: PXMJIV. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.55

Кириченко Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Цель исследования - обосновать потенциал развития эмоционального интеллекта бакалавров в процессе изучения иностранных языков с применением лингводидактических технологий. Актуальность исследования обусловлена тем, эмоциональный интеллект является одним из важнейших навыков, называемых универсальным, которым должны обладать специалисты, чья деятельность связана с активной межличностной коммуникацией и взаимодействием социального характера. Учебный предмет «Иностранный язык» в данном контексте обладает широкими дидактическими возможностями. По результатам исследования была рассмотрена теоретическая основа и потенциал практического применения ряда методик совершенствования эмоционального интеллекта в ходе образовательного процесса по овладению иностранным языком с целью совершенствования навыков межличностного взаимодействия, улучшения учебных результатов и самооценки.

Ключевые слова: развитие образования; инновации в образовании; психология образования; эмоциональный интеллект; обучение бакалавров; обучение иностранному языку в вузе.

УДК 372.881.1

5.8.2

Кириченко А.М.

Проблема развития эмоционального интеллекта бакалавров на занятиях по иностранному языку

Введение

Эмоциональный интеллект относится к категории так называемых soft skills (гибких навыков) и его наличие необходимо для успешного выполнения профессиональных функций в любой сфере деятельности, поскольку это качество позволяет обеспечивать человеку эффективное взаимодействие с другими людьми. Особенное значение этот личностный феномен имеет для специалистов, работающих в сферах деятельности, в которых определяющую роль играет межличностное взаимодействие и высокоразвитые коммуникативные компетенции. Человек с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта способен предотвращать значительную часть конфликтных ситуаций на межличностном уровне, либо успешно разрешать уже имеющиеся конфликты, он обладает высокой стрессоустойчивостью, лидерскими устремлениями, сильной мотивацией к успешной профессиональной деятельности. В завершение следует добавить роль эмоционального интеллекта как важного фактора карьерной успешности специалиста. Как показали многочисленные исследования, существует прямая зависимость между уровнем развития эмоционального интеллекта и успехами учащихся вузов в обучении.

Методы исследования

Ключевой методологический подход к рассмотрению вопросов, связанных с совершенствованием эмоционального интеллекта учащихся вузов во время освоения ими иностранных языков, заключается в комплексном использовании лингвистических и педагогических подходов, включающих себя компетентностный, междисциплинарный, эмотивный, лингвокультурологический, аксиологический. Автор привел в работе итоги педагогического эксперимента, который был направлен на определение потенциала применения методов лингводидактического характера для формирования основных составляющих эмоционального интеллекта учащихся в ходе освоения ими иностранных языков. В рамках проведенного исследования была осуществлена попытка обосновать связь между эмоциональным интеллектом личности и уровнем сформированности у нее культурных, речевых, коммуникационных компетенций.

Теоретическое обоснование

Термин «эмоциональный интеллект» в психологии впервые был использован в 1993 году психологами П. Саловеем и Дж.Майером. Американские психологи трактуют это понятие как одну из разновидностей социального интеллекта, отражающую способность человека к управлению не только собственным, но и чужим эмоциональным состоянием, к распознаванию их особенностей и применению этой информации для регулирования своих действий и мышления. Уровень развития эмоционального интеллекта выражается во владении невербальными и вербальными формами внешнего выражения эмоционального состояния, в способности контролировать эмоции и использовать эти навыки в решении тех или иных проблем. В дальнейшем Д. Карузо, П. Саловей и Дж. Майер расширили рамки предложенной ими концепции, осуществив на ее базе разработку модели эмоционального интеллекта и предложив методику диагностики, позволяющей определить уровень его развития. Американские психологи выделили четыре ключевых составляющих эмоционального интеллекта: [9, 889]

- восприятие эмоций, их оценка и выражение;

- использование эмоционального настроя с целью повышения уровня эффективности поведения и мышления;

- осознанное регулирование эмоций;

- идентификация эмоций и их анализ.

Ученые-педагоги, российские и зарубежные преподаватели иностранных языков в последние годы особенно активно пытаются выявить степень взаимосвязи между уровнем развития различных аспектов эмоционального интеллекта учащихся, включая эмотивную грамотность и эмоциональную компетенцию, и их успехами в деле изучения иностранных языков.

Для того, чтобы обеспечить успешность учебного процесса в рамках освоения иностранных языков, необходимо не только развитие эмоционального интеллекта учащегося, но и наличие такового у преподавателя, над чем необходимо самым серьезным образом работать уже в стенах педагогического вуза. [3, 316]

Особую роль в деле формирования эмоционального интеллекта играет уровень межкультурного воспитания в вузе. В этом контексте играет важное значение участие будущих педагогов в образовательных проектах, носящих поликультурную направленность. [1, 8]

Практическая значимость

Мы считаем, что важным практическим аспектом исследования является выявление взаимосвязи между уровнем сформированности у индивида эмоционального интеллекта и его коммуникативными, языковыми компетенциями и формой проявляемых эмоций.

Основная часть

Уровень психологической и эмоциональной готовности к осуществлению педагогической деятельности является важнейшей составляющей профессиональной компетентности выпускника. Основа этих качеств закладывается во время его обучения в педагогическом высшем учебном заведении. Степень развития эмоционального интеллекта играет большое значение в эмоциональной подготовке будущих педагогов к выполнению ими своих профессиональных функций. [4, 109]

На основе анализа образовательных стандартов для бакалавров мы определили наиболее востребованные для педагога составляющие эмоционального интеллекта и сравнили их с компонентами модели Р. Бар-Она, которая считается одной из самых дифференцированных. [11, 57] В таблице 1 представлены результаты этого сопоставления.

Таблица 1 - Составляющие эмоционального интеллекта и компетенции согласно образовательным стандартам, которые с ними коррелируют

Составляющие эмоционального интеллекта (модель Р. Бар-Она) Универсальные и общепрофессиональные компетенции и универсальные составляющие по образовательным стандартам

Способность к позитивному аффекту с целью повышения мотивационного компонента, стимулирования интеллектуальной, социальной и эмоциональной стороной поведения, включающей оптимизм и удовлетворенность жизненными обстоятельствами - способность подходить к своей профессиональной деятельности с позиций социальной ответственности.

- способность соответствовать общественным потребностям и запросам общества при осуществлении профессиональной деятельности.

- способность к использованию отечественных и мировых культурных достижений.

- способность к восприятию философских, мировоззренческих, этнических, культурных различий между представителями разных культурных и языковых сообществ.

- способность к эффективной коммуникации в профессиональной сфере на русском языке и иностранных языках.

- способность к социальному взаимодействию с окружающими и командной работе.

Способность к регулированию своего эмоционального состояния для решения межличностных и личностных проблем, включая умение объективно оценивать реальность, проявлять гибкость и решать проблемы.

Умение контролировать эмоции и управлять ими, контролировать свою импульсивность и проявлять устойчивость к стрессу.

Способность к проявлению эмпатии, что важно для выстраивания межличностных отношений и формирования таких качеств, как социальная ответственность.

Способность к выражению чувств и осознанию собственных эмоций, что позволяет повысить самооценку, выработать навыки самоанализа эмоционального состояния.

Составляющие эмоционального интеллекта соотносятся со следующими требованиями образовательных стандартов: наличие высокоразвитых коммуникативных компетенций; знание норм и правил профессиональной этики; умение в процессе взаимодействия руководствоваться основными положениями психологии. [5, 383]

Таким образом, в результате анализа требований профессиональных и образовательных стандартов было выявлено, что с процессом совершенствования основных составляющих эмоционального интеллекта непосредственно связаны такие категории универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников вузов, как готовность к социальному взаимодействию, наличие коммуникативных компетенций и способности к командной работе, навыки коммуникации на межличностном и профессиональном уровне, следование в ходе профессиональной деятельности основным принципам профессиональной этики, владение основами психологии коммуникации, способность к эффективному межкультурному общению, умение адекватно оценивать окружающую реальность на основе анализа факторов этического, правового, экономического, и политического характера, социальная ответственность за итоги своей работы. Таким образом, очевидно, что наличие высокоразвитого эмоционального интеллекта является необходимым личностным качеством современного человека, кроме прочего, в силу требований профессиональных и образовательных стандартов. [7, 96]

Учитывая высокую актуальность вопросов, связанных с формированием эмоционального компонента профессиональных компетенций, нами была поставлена задача, заключающаяся в разработке лингводидактического метода, с помощью которого нам удалось бы актуализировать эмоциональный аспект в процессе изучения иностранных языков. Мы предполагали, что систематическое использование этой методики на протяжении одного-двух семестров позволит существенно повысить уровень сформированности эмоционального интеллекта учащихся.

В процессе реализации экспериментального исследования составляющие эмоционального интеллекта будущих педагогов во время подготовки по изучению английского языка формировались параллельно с процессом развития социально-коммуникативных компетенций. Вместе с тем, для развития эмотивного компонента коммуникативной иноязычной компетенции ключевой акцент был сделан на процессе отбора, анализа и комментирования наиболее насыщенных в эмоциональном плане контекстов письменных и устных текстов на иностранном языке. [10, 67]

Помимо этого, мы разработали комплекс ситуативно ориентированных упражнений на коммуникацию, цель которых заключается в распознавании эмоционального состояния людей, представляющих англоязычные культуры, используя в качестве материала профессионально-ориентированные англоязычные тексты. Учащиеся сознательно осваивали эмотивный компонент профессиональной коммуникации для того, чтобы развивать следующие профессионально значимые навыки: способность к применению инструментов языковой выразительности для повышения эстетичности и образности текста или речи; способность к использованию профессиональных инструментов с целью создания необходимого эмоционального фона в аудитории, управления ее эмоциональным состоянием, включая умение регулировать стрессовые ситуации. [2, 154]

Прочитывая и комментируя специальным образом отобранные англоязычные тексты в жанре публицистики, учащиеся приобретали следующие навыки:

- способность к свободному чтению и восприятию профессионально направленных аутентичных текстов на английском языке;

- проведение герменевтического анализа англоязычных текстов;

- проведение стилистического анализа публицистики;

- спонтанного конструирования речевых конструкций.

Целенаправленный подход к отбору текстов и других медиаматериалов, обладающих ярковыраженной эмотивной компонентой, оказал благотворное влияние на процесс формирования различных составляющих эмоционального интеллекта учащихся в ходе межкультурного взаимодействия.

На первых стадиях экспериментального исследования учащиеся заполняли анкету, целью которой являлась попытка выявить понимание учащимися роли эмоционального аспекта в ходе иноязычного обучения (табл. 2).

Таблица 2 - Анкета для выявления отношения учащихся к необходимости развивать различные аспекты эмоционального интеллекта в ходе изучения иностранного языка

№ Вопросы Ответы

(% респондентов)

Да Нет Затрудняюсь ответить

1 Является ли наличие развитого эмоционального интеллекта обязательным лидерским качеством? 35 21 44

2 Является ли наличие эмоционального интеллекта необходимым для успешной карьеры? 24 30 46

3 Можно ли приобрести навыки управления эмоциональным состоянием других людей? 17 41 42

4 Способны ли вы контролировать свои эмоции? 42 47 11

5 Необходимо ли владеть грамматическими и лексическими формами выражения эмоциями в текстах на английском языке? 26 60 14

6 Следует ли отслеживать эмоциональную составляющую в медиаматериалах на английском языке? 17 37 46

7 Можно ли достичь профессиональных успехов при отсутствии высокоразвитого эмоционального интеллекта? 22 46 32

8 Необходимо ли учащимся понимать свое эмоциональное состояние и состояние других? 60 15 25

9 Способен ли человек постоянно понимать природу своих эмоций? 43 29 28

Как свидетельствуют результаты проведенного анкетирования, 60% респондентов полагают, что успешный специалист должен обладать способностью понимать собственное эмоциональное состояние и эмоции окружающих. При этом 24% опрошенных считают, что для успешной карьеры наличие высокоразвитого эмоционального интеллекта является обязательным компонентом. 42% учащихся уверены в своих способностях постоянно держать под контролем свое эмоциональное состояние, 47% - не уверены в своих способностях по этому поводу, а 11% - не готовы четко ответить на этот вопрос. Если обобщить результаты этого анкетирования, можно сделать вывод о том, что в целом твердого понимания значения эмоционального интеллекта для успешности карьеры и в целом, жизненного успеха, у нас не выработалось. [6, 174]

На начальном и на завершающем этапах экспериментального исследования в онлайн форме было проведено тестирование, в ходе которого учащиеся пытались оценить уровень сформированности собственного эмоционального интеллекта. Общую оценку осуществляли через подсчет и сравнительный анализ по каждому показателю среди участников экспериментальной группы. В таблице 3 представлены полученные итоги.

Таблица 3 - Средние значения параметров развития эмоционального интеллекта у участников экспериментальной группы на начальной и завершающей стадиях экспериментального исследования

№ Характеристики эмоционального интеллекта Начальный этап Завершающий этап

1 Эмоциональная осведомленность 22,65 24,15

2 Способность управлять своими эмоциями 19,53 21,93

3 Самомотивация 24,73 25,53

4 Способность к проявлению эмпатии 27,65 33,49

5 Способность управлять эмоциями других 23,35 21,17

Мы считаем, что такие результаты свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект учащихся формируется с помощью лингводидактических методов на ограниченном отрезке времени, когда на изучение дисциплины «иностранный язык» выделяется сравнительно немного учебного времени.

Возможно, недостаточная эффективность методики, направленной на развитие эмоционального интеллекта через работу с материалом на иностранном языке, объясняется низким уровнем владения этим языком учащимися, вследствие чего их работа с аутентичной англоязычной публицистикой оказалось весьма проблематичной, несмотря на то, что к экспериментальному исследованию сознательно были привлечены не первокурсники, а учащиеся второго курса, которые предположительно должны были неплохо владеть некоторыми навыками иноязычного общения на профессиональные темы. [8, с. 131]

И вместе с тем, мы можем констатировать некоторую позитивную динамику в развитии у учащихся эмоционального интеллекта по таким критериям, как мотивация, способность к управлению своими эмоциями, эмоциональная осведомленность. При этом в худшую сторону изменилась способность к управлению эмоциями других людей. Мы считаем, что если бы процесс развития всех составляющих эмоционального интеллекта у учащихся осуществлялся на междисциплинарной основе при изучении не одной дисциплины, а нескольких, удалось бы существенно улучшить его эффективность.

Заключение

Эмоциональный интеллект, предположительно являясь важным фактором жизненного и профессионального успеха, в современных условиях входит в число наиболее востребованных личностных качеств. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта является одной из характерных особенностей лидеров. Важное значение этого личностного свойства имеет для представителей профессий, успешная профессиональная деятельность которых непосредственно зависит от коммуникативных навыков, способности к конструктивному взаимодействию с окружающими.

Развитый эмоциональный интеллект во многом является наследственным качеством, однако этот феномен может с большим успехом развиваться на протяжении всей жизни. Оптимальным периодом для развития этого качества является детский и юношеский возраст, включая период подготовки в высшем учебном заведении, когда молодой человек осваивает навыки общепрофессионального характера и овладевает основами универсальных компетенций.

Вопросы, связанные с развитием эмоционального интеллекта применительно к профессиональному образованию, лишь недавно стали предметом пристального изучения специалистов, в последних работах которых, помимо рассмотрения психологических аспектов развития данного феномена, стали уделять внимание междисциплинарным и дидактическим аспектам. Безусловно, в недалеком будущем нас ожидает появление технологий и моделей, ориентированных на практическое применение, что позволит улучшить эффективность процесса формирования эмоционального интеллекта в ходе освоения широкого круга учебных дисциплин в высших учебных заведениях, что свидетельствует о востребованности и актуальности проведенного нами исследования.

Литература:

1. Айданова Ю.Ф. Развитие культурного интеллекта будущих педагогов в контексте формирования УК на занятиях по иностранному языку / Ю.Ф. Айданова, Е.А. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-3. – С. 7-9.

2. Арзамасцева Н.Ю. Эмоциональный интеллект как средство формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов / Н.Ю. Арзамасцева, Э.С. Рагулина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 1(53). – С. 150-156.

3. Бочкарева Т.В. Роль эмоциональной памяти в развитии коммуникативных навыков на занятиях по иностранному языку / Т.В. Бочкарева. - Симферополь: Ариал, 2019. – С. 314-317.

4. Дрожбина А.И. Развитие эмоционального интеллекта студентов-лингвистов на занятиях по иностранному языку / А.И. Дрожбина. - М.: Языки Народов Мира, 2023. – С. 107-111.

5. Иванова Н.В. Развитие эмоциональной сферы личности на занятиях по иностранному языку / Н. В. Иванова. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 379-385.

6. Николаева Н.А. Создание эмоционально-комфортной атмосферы на занятиях по иностранному языку как условие развития коммуникативной компетенции / Н.А. Николаева. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 172-175.

7. Рубанникова И.А. Воспитательная деятельность на занятиях иностранного языка как средство развития эмоционального интеллекта / И.А. Рубанникова // Научный вестник МГИФКСиТ. – 2020. – № 4(66). – С. 93-98.

8. Рубанникова И.А. Воспитательная деятельность на занятиях иностранного языка как средство развития эмоционального интеллекта / И.А. Рубанникова. - Уфа: Вестник науки, 2021. – С. 129-133.

9. Филатова Е.А. Стратегии развития эмоционального интеллекта на занятиях по дисциплине "иностранный язык" в вузе / Е.А. Филатова // Научный аспект. – 2020. – Т. 7. - № 4. – С. 887-890.

10. Черновол М.П. Развитие коммуникативной компетенции студентов-бакалавров в учебно-исследовательской деятельности на занятиях по иностранному языку / М.П. Черновол, О.М. Кудрявцева, Н.Н. Архангельская // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 91-2. – С. 66-68.

11. Яковлева Ю.М. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на занятиях иностранным языком / Ю. М. Яковлева // Образование и общество. – 2022. – № 5(136). – С. 51-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.