Научная статья на тему 'Проблема расширения автономии и международная деятельность Гренландского самоуправления'

Проблема расширения автономии и международная деятельность Гренландского самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРЕНЛАНДИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левит Л.В.

В статье освещается современное состояние Гренландской автономии, действий по расширению её полномочий; обсуждаются возможные перспективы и последствия предоставления Гренландии полной независимости от Дании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема расширения автономии и международная деятельность Гренландского самоуправления»

ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ АВТОНОМИИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРЕНЛАНДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Левит Л.В.*

Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск

В статье освещается современное состояние Гренландской автономии, действий по расширению её полномочий; обсуждаются возможные перспективы и последствия предоставления Гренландии полной независимости от Дании.

Ключевые слова: Гренландия, международные отношения, национальное самоопределение.

Со времени колонизации в 1721 г. Гренландия являлась зависимой территорией Дании, затем в 1953 г. в Дании была принята конституционная поправка, по которой Гренландия приобрела статус автономии в Датском содружестве, став её более равным партнёром во внутренних отношениях. В XX в., параллельно со стремительной модернизацией гренландского общества возрастала потребность в расширении его экономической и политической автономии от Дании, и в январе 1979 г. в Гренландии был проведён референдум о предоставлении ей более широких прав; 63 % избирателей высказались за создание Правительства местного управления, а 01.05.1979 оно было учреждено [1]. В конце XX в. Правительство Гренландии приступило к оценке 20-летних итогов соглашения о правительстве местного управления, в ходе чего выяснилось следующее: имеется потребность в расширении автономии, действующих полномочий недостаточно; практически все сферы полномочий, предусмотренные в законе о местном управлении, были переданы Гренландии; возросли амбиции гренландских властей принять в своё ведение новые сферы полномочий, возможно, прежде всего, в сфере международных отношений и среди населения усиливается стремление к независимости. Очевидной стала необходимость расширения автономии, перехода от местного управления к самоуправлению, включающего в себя следующие аспекты: 1) заключение договора о партнёрстве между Данией и Гренландией до отмены закона о местном управлении; 2) признание того, что гренландцы (самоназвание - КакаИН) признаются народом по международному праву имеет статус народа в международно-правовом смысле; 3) придание гренландскому языку статуса официального языка Гренландии; 4) признание права собственности народа Гренландии на все природные ресурсы

* Старший научный сотрудник, кандидат философских наук.

Гренландии и 5) установление взаимной обязанности проведения консультаций между Самоуправлением и правительством Дании при осуществлении международных отношений. В 2004 г. датское правительство и Местное управление Гренландии создали гренландско-датскую комиссию по учреждению самоуправления. Целью работы комиссии стало обеспечить максимально возможное равенство между Гренландией и Данией, повысить возможности народа Гренландии по самоопределению в самом широком смысле в рамках Датского содружества и в пределах, установленных конституцией Дании; подготовить законопроект о передаче полномочий от Дании к Гренландии в различных сферах общественных отношений; подготовить изменения в законодательство, которые обеспечат переход Гренландии к Самоуправлению; подготовить собственно проект закона о самоуправлении, который будет выноситься на всенародное голосование и парламентское рассмотрение. Затем, в мае 2008 г. был принят закон о самоуправлении, после чего в Гренландии был проведён референдум, на котором 75 % избирателей высказались в поддержку закона о самоуправлении. Двадцать первого июня 2009 г. в Гренландии правительство местного управления было заменено на правительство самоуправления [2].

Что означает для Гренландии переход к самоуправлению? Во-первых, Гренландия получила возможность принимать полномочия в ряде дополнительных сфер общественных отношений, хотя это также было возможно и при режиме местного управления (по согласованию с Данией), однако теперь Гренландия самостоятельно оплачивает все расходы, относящиеся к данной сфере отношений. Во-вторых, Гренландия получила право на недра, что может дать доходы не более 75 млн. крон ежегодно. Превышающие эту сумму доходы будут делиться между Гренландией и Данией и будут вычитаться из блоковой субсидии. В-третьих, установлена фиксированная блоковая субсидия (3,4 млрд. крон), однако она подлежит индексации на индекс изменения потребительских цен и зарплаты. Таким образом, блоковая субсидия не может быть уменьшена с расширением автономии, но не будет и увеличена. Также следует отметить, что размер субсидии индексируется исходя из изменения цен и заработной платы в Дании, а не в Гренландии, т.е. в случае более высокой инфляции в Гренландии, чем в Дании, размер субсидии в реальном исчислении окажется для Гренландии меньшим. В-четвёртых, гренландский язык становится в Гренландии официальным (ранее он считался «основным»). В то же время установление этого или иных приоритетов в пользу коренного населения не решит, например, остро стоящей проблемы с привлечением рабочей силы. В-пятых, управленческому аппарату придётся одновременно оперировать нормами двух законодательных систем - гренландской и датской, вести переговоры по вопросам управления и финансирования ряда секторов; существует опасность, что административный аппарат не сможет справиться с такими объёмами новых для них управленче-

ских задач и документации. В-шестых, за Гренландией признаётся право на провозглашение независимости (это решение может быть принято народом Гренландии). Если народ Гренландии изъявит желание получить независимость, правительство Дании и Самоуправление Гренландии приступают к переговорному процессу по поводу реализации договора об отделении. Соответствующий договор заключается с согласия Парламента Гренландии, а договор утверждается всенародным голосованием в Гренландии. Согласно конституции Дании, на финальной стадии окончательное решение должно быть одобрено парламентом Дании.

Согласно законам о местном управлении и самоуправлении Гренландия имеет право избирать собственный парламент и правительство, причём последнее имеет всю полноту полномочий в ряде сфер общественных отношений: образовании, здравоохранении, рыболовстве, охране окружающей среды. В настоящее время Парламент Гренландии (Инатсисартут) состоит из 31 депутата, избираемых сроком на четыре года, собирается на две сессии ежегодно (весеннюю и осеннюю). Инатсисартут утверждает состав правительства, Наалаккерсуисут, возглавляемый премьер-министром и осуществляющий центральное управление в Гренландии. Действующее правительство Гренландии во главе с премьер-министром Алекой Хаммонд было избрано в марте 2013 г., после победы на выборах партии «Сиумут». Структурно правительство Гренландии включает в себя девять человек и организовано следующим образом: премьер-министру, помимо аппарата, подчиняются Директорат иностранных дел, включающий представительства Гренландии в ЕС (в Брюсселе, действует с 1992 г.), в Копенгагене и в Вашингтоне (США, с 2014 г) [3]; созданы министерства экологии и природы; финансов и внутренних дел; рыболовства, промысла (охоты) и сельского хозяйства; промышленности, сырья и рынка труда; здравоохранения и инфраструктуры; семьи и юстиции; образования, по делам церкви, культуры и равноправия; жилищной политики.

Законом о самоуправлении Гренландии предоставляется возможность получить полную независимость, а также возможность принять в своё ведение ряд отраслей экономики и сфер общественных отношений - таких, как природные ресурсы и правосудие (полиция, суды, следствие), оборона и безопасность, финансы и денежное обращение, гражданское и семейное право, внешнеполитическая деятельность. Сферы общественных отношений, полномочия по которым перешли к Гренландии, более не финансируются Данией. В отношении сырьевого сектора ситуация изменилась следующим образом: при местном управлении ответственность за принятие решений была разделена между Данией и Гренландией, администрация находилась в Гренландии, а при переходе к Самоуправлению Гренландия может самостоятельно руководить данным сектором, но несёт все связанные с этим расходы.

Если при местном управлении доходы от добычи полезных ископаемых из недр в размере до 500 млн. крон в год делились между Гренландией и Да-

нией, а в отношении превышающей суммы принимался дополнительный закон, по итогам переговоров между правительством и органами власти Гренландии, то при Самоуправлении все доходы переходят в собственность Самоуправления, а блоковая субсидия уменьшается на половину полученных доходов, если они превысят 75 млн. крон в год. Если доходы от добычи сырья из недр станут настолько высоки, что объём блоковой субсидии будет равен нулю, датское правительство и гренландское самоуправление приступают к переговорам для установления нового порядка финансирования. При местном управлении блоковая субсидия ежегодно утверждалась законом на основе реальных расходов Дании по соответствующим перешедшим в управление секторам, с поправкой на изменение цен и заработной платы, то при самоуправлении блоковая субсидия стала составлять 3,4 млрд. крон (т.е. объёму расходов на момент учреждения Самоуправления), с индексацией, как и ранее; предусмотрена возможность снижение блоковой субсидии при превышении доходов от добычи сырья суммы в 75 млн. крон в год.

В настоящее время, в соответствии с конституцией Дании, оборона и внешнеполитическая деятельность твёрдо закреплены за Данией, однако Гренландия стремится получить более широкие полномочия и в этой сфере, и датское правительство привлекает Самоуправление к решению внешнеполитических вопросов там, где это возможно, если они затрагивают Гренландию. Ряд внешнеполитических полномочий полностью передан Гренландии [2]. Самоуправление Гренландии вправе от имени Королевства заключать международные договоры с государствами и международными организациями, если они затрагивают исключительно Гренландию и касаются только сфер общественных отношений, полномочия в которых полностью перешли к Гренландии. Кроме того, Самоуправление Гренландии обязано уведомить правительство Дании о своём намерении вступить в переговоры о заключении или прекращении международных договоров, а также о их ходе. В то же время, Гренландия не вправе заключать международные договоры, затрагивающие вопросы обороны и безопасности; договоры, распространяющиеся на Данию и договоры, переговоры по которым проходят в международной организации, членом которой является Дания - в таких случаях соответствующие переговоры вправе вести только правительство Дании. В ряде случаев Самоуправление Гренландии всё же будет привлечено к процессу принятия решений - при заключении и расторжении международно-правовых договоров, затрагивающих интересы Гренландии, проекты соответствующих документов передаются в Самоуправление для дачи заключения; датское правительство уведомляет Самоуправление о начале соответствующих переговоров; датское правительство может уполномочить Самоуправление Гренландии вести переговоры (при участии МИДа Дании) по вопросам, затрагивающим исключительно Гренландию; договоры, в подготовке которых участвовали и Дания, и Гренландия, следует, насколько это возможно, скреплять подписью представителя Самоуправления Гренландии.

Если Гренландия намерена получить членство в какой-либо международной организации, членство в которой открыто не только для государств, датское правительство может подать заявку о приёме Гренландии либо поддержать поданную Гренландией заявку. Несмотря на имеющиеся правовые ограничения, Гренландия давно и активно участвует в международных делах в рамках североевропейского и арктического сотрудничества, реализуя свои экономические и торговые интересы. Гренландия активно участвует в североевропейском сотрудничестве, в деятельности ООН, ВТО и ЕС, а также заключает двухсторонние соглашения с различными странами. Гренландия также входит в европейскую Ассоциацию заморских стран и территорий (OCTA) [3].

Таким образом, Гренландия приобретает всё больше признаков самостоятельного государства, формируется законодательная и организационная структура новых органов власти, в гренландском обществе активно обсуждаются планы и перспективы перехода от автономии к полной независимости от Дании [4]. Тем не менее, существует ряд факторов, способных воспрепятствовать получению Гренландией статуса независимого государства в ближайшем будущем - отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов в сфере управления и права, слабость и несбалансированность экономики, наличие сильных геополитических интересов Дании в Арктике, которые та может реализовать только через Гренландию [5]. В силу указанных обстоятельств в ближайшие десятилетия наиболее вероятен сценарий расширения автономии и полномочий Гренландии без её полного отделения от Дании.

Список литературы:

1. Lov om Granlands Hjemmestyre. № 577 af 29. november 1978.

2. Lov om Granlands Sevlstyre. №473, af 12. juni 2009. Lovtidende A.

3. Udenrigspolitisk Redeg0relse 2013. Granlands Selvstyre. Udenriksdirekto-ratet. 24.10.2013.

4. Hammond A. Greenland's way forward. Speech at Arctic Frontiers Conference. Troms0, 21.01.2014.

5. Janussen J. Rigsfsllesskabet set fra granlandsk side. Debatoplsg for Ar-bejdsgruppen vedrarende forfatningsmsssige og folkeretlige sp0rgsmal. Nuuk, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.