Стратегические интересы Дании в Арктике. Гренландия - главный фактор сохранения арктического статуса. Проблемы и перспективы
Strategic interests of Denmark in the Arctic. Greenland is the main factor in preserving the Arctic status.
Problems and prospects
Аллаяров Рустамбек Алишер угли
Студент 3 курса САФУ
Россия, город Архангельск e-mail: Rustam20 [email protected]
Allayarov Rustambek Alisher ugli
3rd year student NArFU Russia, Arkhangelsk e-mail: Rustam20 [email protected]
Шубин Сергей Иванович
к. и. н., профессор САФУ, ВШСГнИМК Россия, Архангельск e-mail: Serg1946@atknet. ru
Shubin Sergey Ivanovich
Professor NArFU Russia, Arkhangelsk e-mail: Serg1946@atknet. ru
Аннотация.
В статье рассматриваются стратегические интересы Дании в Арктике. Подробно описывается текущее состояние отношений Королевства Дании с её территориями, а также проблемы и перспективы региональной политики страны. Обоснована необходимость укрепления тесных отношений государства с Гренландией в процессе стратегических претензий на арктические территории. Рассмотрены исторические предпосылки выстраивания тесных связей с Королевством Дания. Описана проблема сепаратизма датских территорий. Статья иллюстрирует стремления Дании к увеличению своего международного авторитета через налаживание партнерства с арктическими государствами путём диалога и сотрудничества в рамках различных деклараций и организаций. Описаны предложения по урегулированию внутренних территориальных проблем.
Annotation.
The article examines the strategic interests of Denmark in the Arctic. It describe the current state of relations between the Kingdom of Denmark and its territories, as well as the problems and prospects of the country's regional policy are described in detail. The necessity of strengthening close relations of states with Greenland in the process of strategic claims to the Arctic territories is substantiated. Considered the historical prerequisites for building close ties with the Kingdom of Denmark. The problem of separatism of the Danish territories is described. The article illustrates Denmark's aspirations to increase its international prestige through establishing partnerships with Arctic states through dialogue and cooperation in various declarations and organizations. The proposals on the settlement of internal territorial problems are described.
Ключевые слова: Арктика, стратегия, Королевство Дания, Гренландия, территориальный вопрос, внешняя политика, международные соглашения.
Keywords: Arctic, strategy, the Kingdom of Denmark, Greenland, territorial issue, foreign policy, international agreements.
Единственная причина, почему Дания является арктическим государством, состоит в том, что Гренландия является частью Датского королевства. Без Гренландии, Дания потеряла бы возможность принимать участие в Арктическом Совете и претендовать на разработку её ресурсов вместе с другими арктическими государствами такими, как Канада, Россия и Соединенные Штаты; что совершенно уникально для небольшого государства как Дания. Крайне важно, чтобы Дания очень внимательно рассматривала отношения с Гренландией и грамотно разрешала любые возможные разногласия между Нуук (столица Гренландии) и Копенгагеном. С этой точки зрения
Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017
неудивительно, что министр иностранных дел Дании Кристиан Дженсен побывал в Гренландии сразу после назначения на свою должность. Во время своего визита в августе 2015 года Дженсен сказал: «Я счастлив, побывать в Гренландии. Сотрудничество Гренландии Датским королевством по вопросам Арктики имеет стратегическое значение для меня и правительства. Поэтому я рад хорошо познакомиться с правительством Гренландии и расширить наше тесное сотрудничество. Это сотрудничество делает нас больше в мире». Через две недели после этих событий в городе Анкоридж, штат Аляска, под руководством госсекретаря Джона Керри прошла конференция, посвященная глобальному лидерству в Арктике, в которой Кристиан Дженсен со своим гренландским коллегой также приняли участие. В этой конференции участвовал и президент США Барак Обама. Он стал первым действующим на тот момент президентом, посетившим Аляску. Министр иностранных дел Дании не упустил тогда возможность пригласить президента США в Гренландию для того, чтобы он лично увидел последствия климатических изменений. Как известно, Обама не принял приглашение, но, если бы он это сделал, это означало бы еще одну политическую победу для Дании[4]. Ранее другие политики такие как Хиллари Клинтон, Сергей Лавров и Пан Ги Мун принимали подобные приглашения посетить Гренландию. Визиты таких ярких политиков в Гренландию, способствовало укреплению позиций Королевства на международной арене. Этот фактор имеет первостепенное стратегическое значение для политики Дании в Арктике и за её пределами.
Во время холодной войны глобальный интерес к Арктике характеризовался биполярным мировым порядком, где атомные подводные лодки и значительные военные объекты доминировали в политической реальности Арктики. В этой реальности Гренландия была стратегически расположена между Северной Америкой и Советским Союзом. С разрешения Дании Соединенные Штаты создали авиабазу Туле, расположенную внутри ледникового покрова Гренландии. План заключался в разработке сверхсекретной системы мобильной противоракетной обороны, известной как «Проект Ice Worm», но из-за нестабильности льда проект не оправдался. В обмен на это соглашение об обороне Дания уже много лет получает скидку на членство в НАТО, выплачивая меньше двух процентов от ВВП. После окончания «холодной войны» основное внимание было сфокусировано на защите арктической среды, в которой главной угрозой было сокращение численности коренных народов и угроза природе Арктики. Все это способствовало созданию Арктического совета в 1996 году.
Когда на Северном полюсе 2 августа 2007 года российскими учёными был установлен флаг, на короткий промежуток времени всплыло состояние напряженности холодной войны. Министр иностранных дел Дании, в то время Пер Стиг Мёллер, воспринял это очень серьезно.
Тогда Мёллер взял на себя инициативу объединить представителей пяти прибрежных государств - Канады, США, Норвегии, России и Королевства Дании - в целях поиска мирного решения области на вершине мира. 28 мая 2008 года представители подписали Илулиссатскую декларацию, в которой говорится, что научные, геологические данные и международное право образуют основу для будущего распределения территории. Эта декларация также является, своего рода, заявлением в адрес неарктических государств, о том, что вопросы по разделу Арктики носят внутренний характер и касаются только Арктических стран, и никак не будет рассматриваться по формату близкому к Договору об Антарктике (1959)[2]. Декларация была политической победой Мёллера и важным событием, ознаменовавшим выход Дании на сцену в качестве крупного игрока в Арктике.
Однако вместе с декларацией изменилось также отношение арктических государств к данному региону особенно в середине нулевых годов. Страны арктической восьмёрки более глубже стали оценивать значение Арктики. Всё это нашло отражение в определении приоритетов внутренней и внешней политики арктической восьмёрки. Первым государством, прописавшим свою арктическую стратегию, стала Норвегия (2006 г.), затем Россия (2008 г.), Канада (2009 г.), Финляндия (2010 г.), Исландия (март 2011 г.) и Швеция. Арктическая стратегия Дании была провозглашена в мае 2011 года на срок 2011-2020 гг. Только США были медленнее всех в разработке своей стратегии, которая впервые появилась только в 2013 году. Датская стратегия 2011 года была одним из первых ощутимых признаков устремленности Дании к Арктике. До этого момента взгляды Дании на Арктику были более
199
узко сосредоточены на Гренландии. В период 1941-1992 годов арктический фокус Дании в Арктике ограничивался отношениями с Соединенными Штатами через авиабазу Туле. Отношения с Гренландией регулировались через канцелярию премьер-министра и министерство Гренландии (1960-1987 годы). В качестве прелюдии к Илулиссатской встрече в мае 2008 года был опубликован документ «Арктика во время перемен: предлагаемая стратегия деятельности в Арктическом регионе». В отличие от его преемника, документ в основном касался прав коренных народов, отношений с Соединенными Штатами, природных ресурсов Гренландии и местного самоуправления. В тот период внешняя политика датчан была в большей степени ориентирована на борьбу с терроризмом совместно с США. Это повлияло на внутриполитическую ситуацию, в результате которой некоторые территории, а конкретно Фарерские острова, получили значительную автономию.
Расширение взглядов на широкий круг арктических проблем и возможностей находит свое отражение в создании «Офиса для стран Арктики и Северной Америки» по инициативе министерства иностранных дел Дании. Также было предложено из чиновников этого офиса назначить «Арктического посла» путём голосования и в 2012 году им стал Эрик Вильструп Лоренцен. Это решение было обусловлено развитием датской арктической политики, где хорошие отношения с семью другими арктическими государствами чрезвычайно важны для поиска ответов на такие важные вопросы, как разграничение, обеспечение суверенитета, изменение климата и безопасность на море. В настоящее время должность «Арктического посла» занимает Ханне Фугл Эскьер, которая ранее являлась послом Дании в Бангладеш.
Несмотря на блестящие внешнеполитические победы Дании в вопросах Арктики, сейчас существует дефицит квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями в вопросах Гренландии. Это может обернуться провалом в процессе выстраивания тесных отношений с Гренландией, что является важным для Дании так как именно через Гренландию страна сохраняет за собой место в Арктическом Совете.
Гренландское чувство самоопределения
С юридической точки зрения, для Гренландия может обрести независимость от Дании, когда население Гренландии добровольно пожелает сделать это путём референдума. Это закреплено в Законе о гренландском самоуправлении, §21[1]. Тем не менее экономические реалии делают такое решение маловероятным в обозримом будущем, поскольку размер субсидии в размере 3,64 млрд. датских крон составляет более 25% общего государственного бюджета Гренландии. Таким образом, полная независимость от Дании на этом этапе приведет к резкому ухудшению общего уровня жизни в Гренландии. Однако если в Гренландии будут сделаны значительные минеральные находки, одновременно со значительным ростом мировых цен на сырьевые товары то ситуация может измениться в пользу сепаратистов. Но на данный момент отрасль по добыче минералов в Гренландии ограничивается небольшой рубиновой шахтой, которая находится в стадии строительства в Ааппалуттоке. В общей картине это не имеет существенного эффекта. Согласно докладу «Для пользы Гренландии» потребуется 24 крупномасштабных шахт, работающих одновременно, чтобы отказаться от субсидий. Кратчайшим путём обретения финансовой и политической независимости от Королевства является находка нефтяных месторождений, но продолжающиеся с 1970-х годов поиски еще ни разу не увенчались успехом.
В контексте международных отношений есть еще одна веская причина по которой Гренландия должна поддерживать хорошие отношения с Данией, а не наоборот. 15 декабря 2014 года Королевство Дания представило данные Комиссии ООН по границам континентального шельфа, заявив, что территория морского дна в северном ледовитом океане равная 895 000 км2 является продолжением континентального шельфа Гренландии и, следственно только Дания имеет право на данные территории. Однако на такое заявление выступили протестом Канада и Россия. Учитывая этот фактор, Гренландия в значительной степени заинтересована продолжения тесного сотрудничества с Данией[6].
Открытость и честность - это единственный путь для Дании, если она хочет улучшить отношения с Гренландией. Для достижения этой цели нужно создавать четкие повестки дня и недвусмысленные заявления - всё это будет способствовать к созданию более равноправных отношений внутри государства. В декабре 2015 года премьер-министр Ларс Локке Расмуссен дал понять, что существование Датского королевства полностью зависит от активного участия всех частей королевства: «Это похоже на брак. Вы не сможете построить семью, если одна половинка хочет быть отделенной. Одно дело - политика и официальные отношения, другое - чувства, семейные узы и общие традиции. В конечном счете, это личные отношения и общее наследие, которые объединяют различные части Датского царства. В стратегическом плане стоит подчеркнуть мягкие ценности и более мирские отношения. В этом контексте средства массовой информации могут играть более активную роль, уделяя больше внимания датскому царству, поэтому гренландцы, фарерцы и датчане лучше понимают общую историю и текущие события в разных частях королевства. Начальные школы также могли бы больше времени уделять Датскому королевству и, например, организовывать школьные лагеря в Гренландии и на Фарерских островах. Такие переживания помогают создавать любопытство и тонкое понимание, разрушать предрассудки и строить личные отношения, которые являются, своего рода креплением, что связывает Датское Королевство вместе.». Это может показаться смелым заявлением, но тем не менее оно призывает к более справедливым и рассудительным поступкам со стороны автономных частей Королевства.
В Гренландии королевская семья пользуется огромной популярностью. Королева Маргрет и принц Хенрик отвечают взаимностью и регулярно посещают даже самые маленькие деревни. Тёплые отношения между гренландцами и королевской семьёй от части демонстрируют уровень сплоченности датского королевства.
Для дальнейшего укрепления отношений Копенгагена и Нуук, по мнению автора, датские бизнесмены и должны инвестировать в инфраструктурные и горнодобывающие проекты в Гренландии. Кроме того, для укрепления отношений центра с регионами, Дании необходимо создавать условия для совместных исследований в Арктике. Исследования могут привести к конкретным проектам, способствовать пониманию общего наследия и предоставить полезные знания о политических процессах, происходящих на Крайнем Севере.
Список используемой литературы:
1. Закон о гренландском самоуправлении. Ресурс - интернет. Режим доступа: http://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Files/Attached%20Files/Engelske-tekster/Act%20on%20Greenland.pdf
2. For more about Camp Century, watch 'The U.S. Army's Top Secret Arctic City Under the Ice! "Camp Century" Restored Classified Film': www.youtube.com/watch?v=1Ujx pND9wg
3. President Obama's trip to the Arctic. URL: www.whitehouse.gov/2015-alaska-trip, accessed 2 May 2016
4. Ilulissat Declaration (2008). URL: www.oceanlaw.org/downloads/arctic/Ilulissat_Declaration.pdf, accessed 22 April 2016
5. Breum, Martin (2015), 'Granland vil have kompensation fra USA', Dagbladet Information, 23 February 2015. URL: www.information.dk/udland/2015/02/groenland-kompensation-usa, accessed 2 May 2016
6. Jacobsen, Marc (2015), 'The Power of Collective Identity Narration: Greenland's Way to a more Autonomous Foreign Policy (2009 - 2015)'. In: Heininen, Lassi; Exner-Pirot, Heather & Plouffe, Joël (eds.), Arctic Yearbook 2015: Arctic Governance and Governing. Akureyri, Iceland: Northern Research Forum, p.7-9
7. Staalesen, Atle (2015), 'Russia submits claim for North Pole', Barents Observer, August 4 2015. URL: barentsobserver.com/en/arctic/2015/08/russia-submits-claim-north-pole-04-08, accessed 2 May 2016
8. На Аляске пройдет Конференция по глобальному лидерству в Арктике. 1 сентября 2015 год Ресурс -интернет. Режим доступа: http://gursesintour.com/aktualnye-novosti/na-alyaske-proydet-konferenciya-po-globalnomu-liderstvu-v-arktike/99496/