Научная статья на тему '2010.04.008. ДЖОКИ К. РЕФЕРЕНДУМ 2008 Г. ПО АВТОНОМИИ ГРЕНЛАНДИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ. GÖCKE K. THE 2008 REFERENDUM ON GREENLAND'S AUTONOMY AND WHAT IT MEANS FOR GREENLAND'S FUTURE // ZEITSCHRIFT FüR AUSLANDISCHES öFFENTLICHES RECHT UND VöLKERRECHT. - STUTTGART, 2009. - VOL. 69. - S. 103-121'

2010.04.008. ДЖОКИ К. РЕФЕРЕНДУМ 2008 Г. ПО АВТОНОМИИ ГРЕНЛАНДИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ. GÖCKE K. THE 2008 REFERENDUM ON GREENLAND'S AUTONOMY AND WHAT IT MEANS FOR GREENLAND'S FUTURE // ZEITSCHRIFT FüR AUSLANDISCHES öFFENTLICHES RECHT UND VöLKERRECHT. - STUTTGART, 2009. - VOL. 69. - S. 103-121 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ ГРЕНЛАНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Полунин Б. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.04.008. ДЖОКИ К. РЕФЕРЕНДУМ 2008 Г. ПО АВТОНОМИИ ГРЕНЛАНДИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ. GÖCKE K. THE 2008 REFERENDUM ON GREENLAND'S AUTONOMY AND WHAT IT MEANS FOR GREENLAND'S FUTURE // ZEITSCHRIFT FüR AUSLANDISCHES öFFENTLICHES RECHT UND VöLKERRECHT. - STUTTGART, 2009. - VOL. 69. - S. 103-121»

рых является наличие больших возможностей и ресурсов для развития.

Автор статьи отмечает очевидные положительные тенденции и экономический успех сельских регионов Шотландии. Развитие происходит в основном в двух направлениях - быстрый рост малого предпринимательства, связанный с новыми возможностями диверсификации местной экономики, чему ранее зачастую препятствовал собственник земли, и расширение сфер бизнеса, создаваемого на выкупленных земельных участках (например, рыбалка, экоту-ризм, морские прогулки, использование новых источников электроэнергии, таких как ветряные мельницы, и т.д.). В результате резко возросла занятость населения в этих районах, составив почти 100%. Еще одним позитивным результатом принятия рассматриваемого Акта, по мнению автора статьи, стало повышение уверенности в себе местных жителей и общин.

Главным же следствием принятия Акта о земельной реформе 2003 г. является то, что он стал ярким примером перераспределения полномочий от центра к региону вследствие деволюции, т.е. воплотил ключевые надежды сторонников самой деволюции.

С.И. Коданева

2010.04.008. ДЖОКИ К. РЕФЕРЕНДУМ 2008 г. ПО АВТОНОМИИ ГРЕНЛАНДИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО СТРАНЫ.

GÖCKE K. The 2008 referendum on Greenland's autonomy and what it means for Greenland's future // Zeitschrift für auslandisches öffentliches Recht und Völkerrecht. - Stuttgart, 2009. - Vol. 69. - S. 103-121.

Автор, ведущий специалист Университета в Сиднее, анализирует результаты референдума по расширению автономии и обретению полного суверенитета Гренландии. Из 39 тыс. избирателей 75,5% поддержали расширение автономии и 23,6% выступили против. До 2008 г. отношения между Гренландией и Данией регулировались соглашением 1979 г. Согласно новому режиму автономии, Гренландия остается частью Датского королевства и население Гренландии сохраняет гражданство (подданство) Дании. По мнению автора, большая часть населения Гренландии приветствует результат референдума и рассматривает это как очередной шаг к обретению полной независимости.

Автор описывает историю взаимоотношений Гренландии и Дании, анализирует существующий Закон об управлении Гренландией (Home Rule Act), возможные законодательные и политические последствия прошедшего референдума, перспективы обретения Гренландией независимости.

На данный момент в Дании проживают 5,5 млн. человек, а в Гренландии 57 тыс., из них 80% - датчане и инуиты (эскимосы). Последние - потомки туземцев, заселивших прибрежные берега Гренландии 4500 лет назад.

Фарерские острова и Гренландия стали интегральной частью Датского королевства с момента принятия первой Конституции 1849 г., а Гренландия была датской колонией вплоть до 1953 г. До Второй мировой войны Дания проводила изоляционистскую политику в отношении Гренландии, дабы уберечь местное население от иностранного влияния и коррупции. Изоляция была нарушена оккупацией Дании Германией. В 1941 г. датский посол в Вашингтоне подписал договор, согласно которому на территории Гренландии были размещены военные базы США, действующие там и в настоящее время. По этой причине в Гренландии проживает большое количество американцев, хотя суверенитет Дании над Гренландией был восстановлен сразу после окончания войны.

В 1953 г. была принята новая Конституция Дании, согласно которой Гренландия поменяла свой статус колонии и стала интегральной частью Датского королевства. В парламенте Дании Гренландию представляют два депутата.

В 1960-х годах начался процесс модернизации Гренландии: резко повысился уровень здравоохранения, образования, качество жизни; возникла политическая активность, которая выразилась в националистическом движении. Гренландцы перестали связывать свои интересы с общим политическим процессом Дании (70% населения Гренландии на референдуме 1972 г. проголосовали против вступления Дании в Европейское сообщество).

В 1973 г. была образована Датско-Гренландская комиссия по автономии. В соответствии с рекомендациями этой комиссии парламент Дании принял в 1979 г. Закон об управлении автономией (Home Rule Act 1979), который получил одобрение на референдуме в Гренландии. По мнению автора, данный Закон во многом ограничивал процесс самоуправления в Гренландии. В 80-х годах он оце-

нивался как важный шаг к достижению политической и экономической независимости Гренландии, она стала брать на себя ответственность за решение многих вопросов политико-экономического характера и стала рассматриваться как квазигосударство. В то же время общественное мнение свидетельствовало о том, что Закон 1979 г. ограничивает функции парламента и правительства Гренландии, служит препятствием на пути достижения независимости. В 1999 г. была создана Комиссия по самоуправлению для изучения возможности достижения более высокого уровня политико-экономической независимости Гренландии. По рекомендации Датско-Гренландской комиссии был проведен референдум 2008 г.

Сегодня, пишет автор, существует довольно высокий уровень самоуправления и автономии, гарантированный местному населению Арктики, и только в некоторых отдельных сферах Гренландия не может самостоятельно принимать решения. Конечно, население Гренландии осознает, что их инуитская культура и язык не воспринимаются извне, а их жизнедеятельность определяется стилем жизни Дании, которая обладает формальной административной властью.

Тем не менее Гренландия является членом Инуитской приполярной конференции - неправительственной международной организации, представляющей интересы инуитов, проживающих в таких регионах Арктики, как Аляска, Канада, Гренландия, Чукотка, Россия. Гренландия принимает участие в работе Северного совета и Северного совета министров. Более того, Гренландия в качестве автономии не является интегральной частью Дании. Она в 1973 г., в отличие от Дании, не присоединилась к Европейскому экономическому сообществу. Гренландия имеет статус члена Организации заморских стран и территорий (ОСТ). Поскольку она не является членом ЕС, участие в ОСТ позволяет ей решать вопросы использования морских ресурсов, а также принимать в своих интересах значительное количество программ ЕС.

Проблема выбора Гренландией независимости пока не имеет решения. Не установлена дата обсуждения этого вопроса, поскольку жители Гренландии должны иметь время оценить сложившуюся после референдума ситуацию. Если гренландцы будут ощущать себя равными с датчанами партнерами, а также если интересы

Гренландии станут учитываться в политике Датского королевства, то вопрос о независимости перестанет быть актуальным.

Гренландии предоставлена обширная автономия и широкие возможности самоопределения, и гренландцы, осознавая тесную связь с Данией и Европой, пришли к пониманию того, что интеграция в такое мощное экономическое сообщество, как Европейский союз, безусловно, принесет Гренландии весомые дивиденды.

Неизвестно, считает автор, станет ли Гренландия независимым государством, или останется в составе Датского королевства, или будет укреплять свои связи с Европейским союзом. Независимо от окончательного решения Гренландией проблем своего политического будущего, вне всякого сомнения, прогресс в экономическом, социальном и политическом развитии этого региона налицо.

Б. Л. Полунин

2010.04.009. КУЭВАС МУРИЛЬО О. ЛИБЕРАЛЬНАЯ РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ ПО ВИСТАНО ЛУИСУ ОРОСКО И АНДРЕ-СУ МОЛИНЕ ЭНРИКЕСУ.

CUEVAS MURILLO Ó. La reforma liberal en materia de propiedad, según Wistano Luis Orosco y Andrés Molina Enríquez // Anuario Mexicano de historia del derecho. - México, 2008. - Vol. 20. - P. 97128.

Статья О. Куэваса Мурильо, исследователя из Автономного университета Сакатекас (Мексика), посвящена изучению юридического наследия двух ключевых фигур в истории подготовки знаменитой ст. 27 о собственности действующей Конституции Мексики 1917 г., оказавшей влияние на многие конституции мира. Эта статья защитила мелкую земельную собственность и положила начало широкомасштабной земельной реформе, продолжавшейся более полувека.

Вистано Луис Ороско и Андрес Молина Энрикес - адвокаты, родившиеся, практиковавшие и написавшие свои основные работы в XIX в., стали в начале ХХ в. главными идеологами аграрной реформы времен мексиканской революции 1910 г. Они занимались проблемами крупной земельной собственности и выразили свою точку зрения на то, как юридически разделить латифундии. Их идеи получили отражение в текущем законодательстве и конституционном тексте. Влияние В. Л. Ороско на А. Молину Энрике-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.