Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ'

ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1487
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кажарская Ольга Николаевна, Королёва Светлана Витальевна

В данной статье рассматриваются основные проблемы семейных конфликтов, раскрываются социально-психологические факторы возникновения семейных детско-родительских конфликтов, а так же особенности организации психопрофилактической работы с семьями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PSYCHOPROPHYLAXIS OF FAMILY CHILD-PARENT CONFLICTS

This article discusses the main problems of family conflicts, reveals the socio-psychological factors of the emergence of family child-parent conflicts, as well as the features of the organization of psychoprophylactic work with families

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ»

DOI: 10.47581/2021/PS-94/IE.8.58.25 ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ Кажарская Ольга Николаевна, к.п.н., доцент (e-mail:sevkon@mail.ru) Королёва Светлана Витальевна, студент (e-mail: fikus-bambuk@mail.ru) Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ I I

В данной статье рассматриваются основные проблемы семейных конфликтов, раскрываются социально-психологические факторы возникновения семейных детско-родительских конфликтов, а так же особенности организации психопрофилактической работы с семьями

Ключевые слова: семья, семейные конфликты, детско-родительские отношения, психопрофилактическая работа.

Успех семейного воспитания и психологического развития ребенка зависит от того, насколько гармонично и слажено организовано взаимодействие внутри семьи. Именно наличие благоприятных семейных условий и положительных взаимоотношений с родителями является гарантией получения ребенком должного воспитание, успешного формирования его личности. В современном мире, под воздействием большого числа различных стрессовых ситуаций, завышенных и постоянно увеличивающихся требований к воспитанию детей и в условиях и постоянной занятости родителей зарождение детско-родительских конфликтов выступает достаточно распространенным явлением. Наиболее часто такие конфликты вызваны типом внутрисемейных отношений, деструктивностью семейного воспитания и наличием ошибок воспитательного воздействия на детей. В некоторых случаях в качестве причин детско-родительских конфликтов могут выступать возрастные кризисы и личностные факторы (качества личности ребенка, родителей, членов семьи).

Для успешной дальнейшей жизнедеятельности всех участников конфликта, он должен быть в обязательном порядке эффективно разрешен. Прежде всего, для эффективного разрешения детско-родительских конфликтов необходимо четко определить их природу, провести анализ факторов, оказавших воздействие на их возникновение, выявить наиболее острые и часто встречающиеся противоречия между родителями и детьми. Исходя из этого, изучение семейных детско-родительских конфликтов и организация последующей психопрофилактической работы становится чрезвычайно актуальной задачей практической психологии.

Детско-родительские конфликты рассматриваются в психологии в качестве одной из наиболее распространенных категорий конфликтов. Они присутствуют даже в благополучных семьях и основываются чаще всего на противоречиях, возникающих между родителями и их детьми.

В психологической науке принято выделять несколько типов детско-родительских конфликтов, в частности И.Н. Гамаюнова классифицирует следующие из них:

- конфликт, связанный с неустойчивостью родительского отношения, который основывается на постоянном изменении родителями критериев оценивания ребенка;

- конфликт, связанный с чрезмерной заботой, который предполагает сверхмерную опеку и сверх ожиданиях со стороны родителей по отношению к ребенку;

- конфликт, основанный на отсутствии со стороны родителей уважения прав на самостоятельность ребенка, в основе которого лежат тотальные указания и чрезмерный контроль;

- конфликт «отцовского авторитета», который заключается в желании е добиться своего любой ценой [4].

В качестве основных причин возникновения детско-родительских конфликтов В.Ф. Сафин выделяет следующие: общественная жизнь и привычки детей (организация досуга, режим дня, подход к выбору друзей, внешний вид и т.д.); ответственность (исполнение домашних обязанностей, отношение к личным вещам, заработок и расход финансов семьи); школа (успеваемость, поведение, отношение к учебе и педагогам, регулярность посещения школьных занятий, прогулы, подготовка домашнего задания); взаимоотношения в семье (проявление неуважительного отношения родителям и остальным членам семьи, ссоры и конфликты с братьями и сестрами); отношение к моральным нормам, к социальным правилам, не соблюдение данных правил (нецензурная речь, употребление алкоголя, ложь) [7].

В детско-родительских конфликтах особенное место отводится позиции взрослых, поскольку ребенок, находясь на стадии становления личности, не всегда способен действовать как взрослый. Реакция на внешние воздействия у него часто бывает боле непосредственной, в сравнении с реакцией взрослых. Это связано в первую очередь с тем, что еще не устоялись принятые социальные нормы, «Я-концепция», не сформирована реакция на социальные запреты, отсутствует способность осуществлять контроль за своими эмоциями в конкретных ситуациях.

В ответ на притязания и конфликтное поведение со стороны родителей ребенок отвечает различными реакциями: личностной оппозицией (демонстративные действия, которые носят преимущественно негативный характер); отказом (нежелание подчиняться установленным родителями требованиям); изоляцией - стремлением избежать нежелательные контакты с родителями, сокрытие от родителей информации и действий.

В психологии выделяют следующие психологические факторы конфликтов с участием родителей и детей: тип отношений внутри семьи, де-структивность семейного воспитания, возрастные кризисы, личностный аспект. Детско-родительские конфликты оказывают непосредственное

влияние на характер ребенка, его поведение и развитие личности в целом, на школьную успеваемость, социальную адаптацию и т.д. [2]. Ребенок становится озлобленным, начинает вступать в частые конфликты с окружающими, снижается уровень его эмпатии, он менее склонен к осуществлению совместной деятельности, сотрудничеству и доверительным отношениям. Наиболее ярко эти проявления наблюдаются в подростковом возрасте.

Одной из основных задач в работе психолога образовательного учреждения является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Важным и наиболее значимым направлением данной работы является профилактика и предупреждение семейных детско-родительских конфликтов [3]. Психологическая работа, направленная на профилактику нарушений детско-родительских отношений, это обширная сфера деятельности, основу которой составляют отношения между родителями и детьми, особенности их восприятия друг друга.

Психокоррекционная и профилактическая работа строится в несколько этапов: подготовительный, этап сбора и анализа материалов, организация коррекционной работы.

Общим направлением коррекционной работы в вопросе детско-родительских отношений выступает подготовительный этап, на протяжении которого психологом проводится:

-диагностика детско-родительских отношений, психологических особенностей воспитания, личностных особенностей участников конфликта и т.д. с помощью набора методик, анализа данных, бесед, наблюдений; -психологическое просвещение родителей; -индивидуальное консультирование родителей [9].

Второй этап работы связан с выявлением запросов семьи, их ожиданий, мотивацией на дальнейшее сотрудничество и расширение кругозора. Работа на данном этапе включает в себя просветительскую деятельность, которая может быть организована через проведение родительских собраний на актуальные темы, в которых затронуты проблемы воспитания, методы поощрения и наказания, взаимодействия и общения с детьми и т.д.

Задачами работы на данном этапе являются: расширение возможностей родителей в области понимания своего ребенка; улучшение рефлексии в области взаимоотношений с ребенком; выработка оптимальных, новых для родителей навыков взаимодействия с ребенком; активизация коммуникаций в семье.

Данные задачи реализуются через использование следующих видов группового взаимодействия: индивидуальные консультации и/или индивидуальная терапия; групповая работа в форме тренингов; работа с парой «родитель - ребенок» [10].

Групповые формы работы возможно организовать с помощью тренингов, построенных на соблюдении доверительного отношения и обоюдном согласии всех участников. Составляя план тренингов, особое внимание

психолог должен обратить на возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и детей, которые были выявленные в ходе бесед и предварительной диагностики. Эффективность проведения тренинга зависит от имеющихся позитивных установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции, извлекая из них необходимый опыт. Необходимо, чтобы в процессе данной работы у участников тренинга была возможность самостоятельно решать возникающие проблемы и выходить из конфликтных ситуаций.

Для организации психокоррекционной работы могут быть использованы общие методы предотвращения конфликтов детей и родителей. Среди которых: повышение уровня педагогической культуры родителей, что даст возможность обеспечить учет возрастных психологических особенности детей, их эмоциональные состояния; расширение общих семейных перспектив, организация совместных трудовых обязанностей, установление традиций взаимопомощи, что будет являться основой для выявления и разрешения возникающих противоречий между детьми и родителями; подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; повышение интереса родителей к внутреннему миру детей, их проблемам и увлечениям [2].

Разрешение детско-родительских конфликтов в первую очередь основывается на предупреждении и блокировании первоисточников, приведших к возникновению конфликтов. В частых случаях можно наблюдать, что в предконфликтный период его участники способны понять и оценить то, что в их отношениях появились проблемы, которые могут оказать влияние на взаимоотношения, ухудшить их. В большинстве случаев данные проблемы могут быть решены до перехода разногласий в конфликт. Для предупреждения на данной стадии возникновения детско-родительского конфликта необходимо обеспечить соблюдение следующих принципов семейного воспитания: гуманность и милосердие родителей по отношению к ребенку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на правах равноправия; открытость и доверительность в отношениях с детьми; оптимистичный настрой на внутрисемейные взаимоотношения; последовательность и постоянность в требованиях; оказание необходимой посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы [7].

Для того, чтобы оптимизировать детско-родительские отношения можно использовать психологические методы оказания психологической помощи и поддержки, среди них:

1. Семейный ритуал. Данный метод является структурной методикой психокоррекционной работы. Главная ее цель состоит в том, чтобы реорганизовать систему семейных взаимоотношений так, чтобы она обеспечивала переход участников конфликта с одной позиции в другую, от одной роли к другой, способствуя установке и поддержке адекватных границ между позициями. Данная методика особенно эффективна на начальном этапе коррекционной работы. Психокоррекционная работа с использованием

данного метода основывается на: структурировании процесса (выделение правил игры); эмпатии (соглашении по поводу работы в группе - семья + психолог) [11].

2. Социальный ритуал. Данная методика представляет собой систему действий, видов поведения, определенных в строгой последовательности, специально выработанных членами группы. Социальные ритуалы представляют собой первостепенный источник групповой сплоченности и связей внутри группы. Основная цель ритуалов - обеспечить нормативное регулирование работы группы, координируя поведение каждого участника. В качестве примеров семейных ритуалов могут выступать: дни рождения, свадьбы, годовщины и другие события, которые являются значимыми для участников [7].

3. «Супружеская конференция» и «Семейный совет». Данная методика включает в себя различные встречи, которые проводит психолог в рамках регулярного взаимодействия с семьей. При их проведении необходимо обеспечить равные возможности участия всех членов семьи. Данный метод даст возможность улучшить внутрисемейные взаимоотношения и повысить их интенсивность [6].

Список литературы

1. Анашкина, Е. Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье / Е. Н. Анашкина, Д. Н. Журавлёв // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 51-52.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2014 - 512 с.

3. Бобрышов, С.В. Конфликты в сфере семейных отношений: социально-психологический аспект / С.В. Бобрышов, В.В. Ивакина. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2017. - 193 с.

4. Гамаюнова, И. Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений и мотивации к различным видам деятельности младших школьников / И. Н. Гамаюнова // Гуманизация образования. - 2010. - № 6. - С. 29-36.

5. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова, // Молодой ученый. - 2017. - № 41. - С. 145148.

6. Захарова, Г.И. Семейное консультирование: психология семейных и детско-родительских отношений. / Г.И. Захарова. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 83 с.

7. Консультирование при семейных конфликтах: коллективная монография /В.Ф. Сафин и др.; науч. ред. В.Ф. Сафин. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. - 207 с.

8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2017. - 463 с.

9. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений: монография // В.И. Долгова и др. - М.: Буки Веди, 2012. - 152 с.

10. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в конфликтных ситуациях / В.Г. Ромек -СПб: Речь, 2015. - 256 с.

11. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В. Б. Шапарь - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 130- 137 с.

Kazharskaya Olga Nikolaevna, PhD, Associate Professor

(e-mail:sevkon@mail.ru )

Koroleva Svetlana Vitalievna, student

(e-mail: fikus-bambuk@mail.ru )

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

THE PROBLEM OF PSYCHOPROPHYLAXIS OF FAMILY CHILD-PARENT CONFLICTS

This article discusses the main problems of family conflicts, reveals the socio-psychological factors of the emergence of family child-parent conflicts, as well as the features of the organization of psychoprophylactic work with families

Keywords: family, family conflicts, child-parent relations, psychoprophylactic work.

DOI: 10.47581/2021/PS-94/IE.8.58.26 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Сапунова Татьяна Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail:zipow @mail.ru) Академия маркетинга и информационных технологий - ИМСИТ,

г.Краснодар, Россия

В данной статье обоснована актуальность формирования цифровой компетентности преподавателей высшей школы. Преподаватели должны обладать такими навыками, чтобы дать студентам возможность следовать своим увлечениям, быть творческими, продуктивными, открывать для себя новый мир знаний. Роль преподавателя в 21 веке приобретает иной вектор развития подачи образовательной информации, теперь задача преподавателя заключается в том, чтобы улучшить свои знания о цифровых технологиях и заставить технологии работать на него. В статье будут показаны направления для готовности и желания преподавателя использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе. Предлагаются педагогические инструменты для формирования цифровой компетенции преподавателя.

Ключевые слова: цифровизация образования, современные навыки преподавателя, репутация в интернете, расширение возможностей, многозадачность, цифровая компетенция.

Значение цифровой грамотности с годами изменилось, было время, когда кандидатам на определенную работу рекомендовалось указывать в резюме «Хорошо владею Microsoft Word», теперь такие навыки считаются стандартными. Этот сдвиг в сторону технологически подкованной рабочей силы проник и в образование.

Имеет смысл предположить, что чем более грамотны в цифровой стези преподаватели, тем больше они будут использовать эти навыки в преподавании научных знаний студентам, что, в свою очередь, будет способствовать сильному чувству цифровой гражданственности у обучающихся. Од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.