Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение и психотерапия семьи с тяжелым соматическим заболеванием'

Психологическое сопровождение и психотерапия семьи с тяжелым соматическим заболеванием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ТЯЖЕЛОЕ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CHARACTERISTICS OF GROWTH OF A CHILD / SEVERE DISABLING DISEASE / PSYCHOTHERAPY OF CHILDREN AND TEENAGERS / SOCIALIZATION OF HANDICAPPED CHILDREN / SOCIAL ADAPTATION / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / BRINGING UP CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковшова О. С.

Статья рассматривает особенности воспитания и развития ребенка с тяжелым соматическим заболеванием, таким как ДЦП, построение детско-родительских отношений, как источника явных и скрытых межличностных конфликтов, мешающих гармоничному семейному воспитанию. Психологическое сопровождение семьи повышает социальную адаптацию, снижает напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка и способствует социализации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковшова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT AND PSYCHOTHERAPY OF A FAMILY, BRINGING UP A CHILD WITH A SEVERE SOMATIC DISEASE

The article is studying the characteristics of bringing up and growth of a child with a severe disabling disease, such as cerebral palsy and building parent-child relationship, referred to as a source of explicit and implicit interpersonal conflicts that interfere harmonic family upbringing. Psychological accompaniment of a family increases social adaptation of a family, decreases stress, anxiety and uncertainty towards the child’s future and contributes to socialization of handicapped children.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение и психотерапия семьи с тяжелым соматическим заболеванием»

Таким образом, дизайн-концепция, как модель ХКМ, демонстрирует особенность профессионального мышления - органичное совмещение образного и системного начал, на котором базируется дизайнерская Интуиция. И хотя мир для дизайнера — видимый мир, а мышление его — «визуальное», но оно связано с другими формами мышления, как и ставшая зримой культура — с другими проявлениями культуры. Только за счет словесных понятий естественного языка возможности визуального языка пространственнопластических форм окрашиваются конкретным смыслом.

Поэтому целостной идеальной моделью можно назвать дизайн-концепцию не просто визуализированную, но и вербализированную автором. Только тогда позволительно говорить о методе смыслообразования.

Возраст высшего образования называют «молодостью зрелости» [7], но практика дизайн-образования показывает, что его «лишили детства», которым в профессии являются первичные профессиональные представления и понятия. Поэтому возможности творческого проектного мышления оказываются ограничены сформированной им базой, а психолого-педагогические закономерности процесса усвоения дизайн-знаний нарушены. Обучение профессии должно быть осознанным, именно на постижение сущности всегда нацелена теория, тогда и практический опыт будет опираться на «совокупность начальных смыслов», а дизайн-концепция как модель обучения профессии станет понятной.

Литература

1. «Креативность в пространстве традиции и инновации»/ Тезисы III Российского культурологического конгресса. [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.rsvpu.ru/Шedirectory/2348/razvitie-idey(дата обращения 17.03.2014).

2. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

3. Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива.- СПб: «ЭЛМОР», 2011, с.45-77

4. Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В. Т. Шимко. — М.: «Архитектура-С», 2004, с. 288

5. Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования. — М.: Архитектура - С, 2006, с.44

6. П.В. Кретов Символика реальности и реальность символики: философско-антропологический аспект. / Перспективы науки и образования, 2013 - №4 URL: http://pnojoumaLШes.wordpressxom/2013/08/pdf_130401.pdf(дата обращения 17.03.2014).

7. Н.Н. Нечаев. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. // Материалы к пятому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы»,— М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005, с.25

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGY Ковшова О.С.1

'Доктор медицинских наук, доцент, ГБОУ ВПО СамГМУ МЗ России ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ С ТЯЖЕЛЫМ СОМАТИЧЕСКИМ

ЗАБОЛЕВАНИЕМ

Аннотация

Статья рассматривает особенности воспитания и развития ребенка с тяжелым соматическим заболеванием, таким как ДЦП, построение детско-родительских отношений, как источника явных и скрытых межличностных конфликтов, мешающих гармоничному семейному воспитанию. Психологическое сопровождение семьи повышает социальную адаптацию, снижает напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка и способствует социализации детей-инвалидов.

Ключевые слова: особенности развития ребенка, тяжелое инвалидизирующее заболевание, психотерапия детей и подростков, детско-родительские отношения, воспитание детей, социализация детей инвалидов, социальная адаптация.

Kovshova O.S.1 MD, SSMU

PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT AND PSYCHOTHERAPY OF A FAMILY, BRINGING UP A CHILD WITH A

SEVERE SOMATIC DISEASE

Abstract

The article is studying the characteristics of bringing up and growth of a child with a severe disabling disease, such as cerebral palsy and building parent-child relationship, referred to as a source of explicit and implicit interpersonal conflicts that interfere harmonic family upbringing. Psychological accompaniment of a family increases social adaptation of a family, decreases stress, anxiety and uncertainty towards the child’s future and contributes to socialization of handicapped children.

Keywords: characteristics of growth of a child, severe disabling disease, parent-child relationship, psychotherapy of children and teenagers, bringing up children, socialization of handicapped children, social adaptation.

Одной из актуальных проблем современности является проблема повышения

эффективности коррекционного процесса у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии. Психосоциальные факторы, влияющие на процессы адаптации детей к заболеванию, доказывают необходимость психологической и социальной коррекции семьи на основе дифференциального подхода к личностным особенностям родителей и детей, реконструкции детско-родительских взаимоотношений и гармонизации межличностных отношений между членами семьи. Эмоциональные пертурбации в семье, имеющей ребенка-инвалида отражаются, прежде всего, на взаимоотношениях с супругами, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становятся все более напряженными, и часто достаточно одного неосторожного слова родственников или врача, чтобы семья распалась [1, 2].

На основе комплексного анализа психологических и социальных факторов сформирована и внедрена система психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику эмоциональных нарушений, психологическую и социальную адаптацию детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Объект исследования: особенности психического и социального развития детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: особенности личности родителя, их установки, детско-родительские отношения и воспитание детей с ДЦП.

Цель исследования: выявить особенности личности родителей и детско-родительские отношения у детей с ДЦП и оказать клинико-психологическую помощь.

В процессе исследования ставились следующие задачи: анализ детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с тяжелыми инвалидизирующим заболеванием; исследование уровень развития мышления у детей с ДЦП; выявление социальнопсихологических проблем детей-инвалидов с нарушениями развития, особенностей их взаимодействия с родителями; формирование эмоционально-положительного контакта ребенка с тяжелым инвалидизирующим заболеванием; разработка и внедрение программы «Психологического сопровождения детей с тяжелым инвалидизирующим заболеванием и нарушением развития».

Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Самара в 2010. Обследовано 30 родителей, имеющих детей с ДЦП младшего школьного возраста (8-12 лет).

Методы исследования родителей, имеющих ребенка-инвалида:

107

Индекс Жизненного стиля индекс (Life Style Index, LSI) ; Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - PARI); психологический личностный опросник СМОЛ (Сокращенный Многофакторный Опросник для исследования личности).

Установлены взаимосвязи между психологическими характеристиками личности родителей, типом детско-родительских отношений и особенностями развития детей с ДЦП корреляционным анализом по методу ранговой корреляции Спирмена.

Анализ личности родителя и особенности детско-родительских отношений доказывает их влияние на психическое развитие и поведение детей-инвалидов. Так по шкале ипохондрии по методике СМОЛ имеет значимую обратную корреляцию со шкалой «отношение к матери» (Rs = -0,635, при р< 0,05),а так же отрицательную значимую корреляцию с уровнем развития аналитикосинтетической способности мышления ребенка (Rs = -0,716, при р< 0,05). Возможно, погруженность матери в проблемы связанные с соматическим здоровьем препятствуют формированию эмоционально-доверительных отношений с ребенком и не стимулируют его психическое развитие.

Психическая защита по типу «отрицание» у матери имеет значимую отрицательную корреляцию со шкалой «отношение к друзьям» (Rs = - 0,875,при р< 0,05), что может говорить о нежелании матери воспитывать потребность в общении со сверстниками.

Защита по типу «регрессии» имеет отрицательную значимую корреляцию с показателем «отношение к старшим» (Rs = - 0,644, при р< 0,05), что прояляется в инфантильном поведении матери и её воспитательной неуверенности.

Анализ детско-родительских отношений выявил:

По шкале «Предоставление ребенку возможности высказаться» имеет значимую обратную корреляцию с количеством конфликтов в сфере общения (Rs = - 0,-0,719, при р< 0,05), можно предположить, что свобода общения, предоставляемая ребенку дома, положительно влияет на его коммуникативную активность вне дома.

По шкале «"Жертвенность" родителей» имеет прямую значимую корреляцию с количеством конфликтов в сфере отношений к родителям (Rs = 0,705, при р< 0,05). Отказ от собственных интересов ради больного ребенка способствует формированию чувства вины и воспитывает инфантильную и зависимую личность ребенка.

По шкале «Власть матери» имеет прямую положительную корреляцию со шкалой отношения к прародителям (Rs = 0,769, при p< 0,05). Преобладание строгости и требований по отношению к ребенку в воспитательном воздействии матери приводит к эмоциональной близости ребенка в семье.

По шкале строгости родителей имеет прямую значимую корреляцию с показателем доминантности (Rs = 0,23, при р< 0,05). Мы полагаем, что доминантность возникает как компенсаторная реакция при подавлении активности ребенка дома.

Длительный опыт работы с детьми с церебральным параличом показал важность совместных усилий психолога и родителей по преодолению и коррекции двигательных и психических нарушений. Данными современной медицины доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий для детей с церебральным параличом, потому что именно впервые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей за счет автоматизации двигательных и речевых функций формируются двигательные и речевые стереотипы. Для правильного их формирования необходимо тесное взаимодействие специалистов и родителей [3, 4]. Усилия специалистов в этот период должны быть направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психологическую и социальную помощь семье с целью принятия сложившейся ситуации такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Поэтому семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке [5].

Целью нашей психокррекционной программы было психолого-педагогическое сопровождение и повышение психическосоциальной адаптации семьи, имеющей детей с ДЦП. Применялась психокоррекционная программа с использованием когнитивноповеденческой психотерапии, для которой характерно глубокое уважение к пациенту и вера в его возможность быть полноценным и равноправным партнером в психотерапевтическом процессе. Родители и дети получали полную информацию о представлениях и методах, лежащих в основе психотерапевтического процесса. С ними же совместно формулировались цели и задачи предстоящей работы.

Сеансы проводились 1-2 раза в неделю. После завершения всего курса психокоррекции проводился «поддерживающий» режим более редких встреч. В нашей работе мы использовали следующие методические приемы: 1. Когнитивная терапия - давались примеры позитивных умозаключений, которые можно использовать на практике до полной замены старого стереотипа “неудачника” на образ успешного человека. 2. Терапия методом скрытого моделирования. Пациенты используют техники релаксации, что позволяло им избавится от чувства тревоги и снизить действие стрессобразующих факторов. Данный метод применим при лечении страхов и неуверенности человека в собственных силах. 3. Рационально-эмотивная терапия - умение принимать реалистичные и адекватные мысли, что ограждало от лишних стрессов и зависимости от своих фантазий. 4. Терапия методами решения проблем - давала контроль над процессами сопоставления средств решения и предполагаемых результатов, а также обучала методам самостоятельной оценки собственного поведения.

Таким образом, семьи, имеющие детей с хроническими инвалидизирующими заболеваниями и проблемами развития, такими как ДЦП, нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих психокоррекционные и коррекционно-развивающие занятия. Отличительной чертой и важным преимуществом когнитивно-поведенческой психокоррекции явилось развитие навыков саморегуляции у детей с ДЦП и их родителей, пациенты обучились целому ряду приемов, позволяющих им самостоятельно справляться с вновь возникающими негативными переживаниями и жизненными трудностями.

Выводы:

1. Погруженность матери в проблемы связанные с соматическим здоровьем ребенка препятствуют формированию эмоционально-доверительных отношений с ним и не стимулируют его психическое развитие.

2. Отказ от собственных интересов ради больного ребенка способствует формированию чувства вины и воспитывает инфантильную и зависимую личность ребенка и не формирует потребность в общении со сверстниками.

3. Преобладание строгости и разумных требований по отношению к ребенку в воспитательном воздействии матери приводит к эмоциональной близости ребенка в семье и развитию коммуникативных навыков.

Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы -М.: Владос, 2004.-364 с.

2. Алёшина Ю.И. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. - 242 с.

3. Проблемы детско-родительских отношений в семьях с детьми-инвалидами: науч.-метод. пособие. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. - 127 с.

4. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - М.: Владос, 2004. - 368 с.

5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами - СПб., 2004.-320 с.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.