П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 159.9
Т.В. Суркова
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»; раскрыты методологические основы психолого-педагогического сопровождения; обозначены основные функции педагога-психолога в соответствии с новым профессиональным стандартом психолога в сфере образования; проанализированы основные проблемы психологического сопровождения дошкольников.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательный процесс, взаимодействие, субъект, эффективность, дошкольник, педагог-психолог, стандарт.
Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на детский сад, первой задачей которого, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарт дошкольного образования, является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
© Суркова Т.В., 2017.
Научный руководитель: Зыкова Наталья Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Нижневартовский государственный университет, Россия.
В 1998 году, на Первой всероссийской конференции специалистов системы сопровождения, психолого-педагогическое сопровождение было определено как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса и с этого момента начало свое интенсивное становление в России.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [1].
Обобщенно психолого-педагогическое сопровождение может быть представлено как «тип педагогической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельности планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта растущего человека» [2].
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организацию и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Ши-пицына, И.С. Якиманская и др. [3].
Методологическими основами психолого-педагогического сопровождения выступают:
• Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса (поиск путей для оказания помощи людям в реализации внутреннего потенциала);
• Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др);
• Личностно-ориентированный подход (К. Роджерса, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской, Н.Ю. Синягина);
• Положения концепции «Воспитание ребенка как человека культуры» Е.В. Бондаревской;
• Положения герменевтической поддержки личности дошкольника (Р.Р. Денисова, Л.В. Трубайчук
и др.);
• Теория генденрного сопровождения ребенка (Т.Н.Доронова, И.Н.Евтуенко, Т.И.Репина, Л.В. Тру-байчук и др.);
• Теория семейно-ориентированного сопровождения дошкольника (Е.А. Александрова, Л.В. Бай-бородова, И.А. Липский, С.Д.Кириенко, Е.В. Коротаева, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).
На основании научных исследований был разработан и с 1 января 2017 года вступил в силу Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) [4], где определена основная цель вида профессиональной деятельности педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
В настоящий момент Профессиональный стандарт четко определяет требования к содержанию трудовых функций, трудовых действий, необходимым знаниям и умениям педагога-психолога образовательной организации.
Обобщенными трудовыми функциями педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождению основных и дополнительных образовательных программ являются:
• Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
• Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
• Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
• Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
• Психологическая диагностика детей и обучающихся;
• Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
• Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
Итак, очевидно, что в функции педагога-психолога входит взаимодействие с субъектами образовательного процесса.
Взаимодействие в образовании определяют как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние в образовательной среде как части социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, различные субъекты и материалы [5, 7].
Следовательно, эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъект-субъектном взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса. При этом развитое педагогическое (субъект-субъектное) взаимодействие взрослых - педагогов, родителей, представителей общественности - создает условия для становления и развития субъектности и самоопределения ребенка как наиболее значимых личностных образований [5, 7].
Таким образом, решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. В связи с этим работа по реализации программ психолого-педагогического сопровождения считается продуктивной при интеграции усилий психолога и воспитателей образовательной организации, а также других субъектов образовательного процесса, прежде всего семьи.
В настоящее время психологи все чаще сталкиваются с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей, которые существенно осложняют психическое развитие детей. Например, фактор возрастания занятости родителей, ориентация родителей на массовую систему дошкольных организаций, перенос исконно родительских функций на образовательные организации, уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми.
Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствует формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значимо усугубляет жизнь, как самих детей, так и их родителей [5, 38].
Родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества [1].
В работе с детьми конкретное содержание психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников определяется совокупностью таких составляющих, как специфика возраста и особенности индивидуального развития детей, а также социокультурными условиями образовательной среды на уровне образовательной организации.
Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.
В работе с педагогами педагог-психолог так же может столкнуться со следующими трудностями:
• Неготовность педагогов к сотрудничеству, демонстрация реакций негативизма, отказа от совместной деятельности;
• Педагог идет на формальное сотрудничество с психологом;
• Недостаточный уровень профессиональной подготовки самого психолога;
• Загруженность педагогов, дефицит времени для работы с педагогом-психологом;
• Невозможность оказания психологической поддержки педагогам с глубокими личностными деформациями.
Тенденция современного образовательного пространства такова, что у педагогов отмечаются высокое эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном перенасыщении; высокая деперсонализация, при которой наблюдаются нарушения отношений с
другими людьми, излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к воспитанникам. Педагогами не всегда осознается обратная связь между процессом обучения и получаемым результатом, результаты не всегда соответствуют затраченным силам.
Преодоление педагогом-психологом данных проблем является важным условием успешного осуществления психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как система поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации. Проблемой психолого -педагогического сопровождения дошкольника можно назвать проблему повышения качества взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Библиографический список
1.Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1738-1740.
2.Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография / под ред. Л.В.Трубайчук. Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 2014. 204 с.
3.Бердникова Анна Геннадьевна Психолого-педагогическое сопровождение как составляющая образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. 2013. №5. URL: http://cyberlemnka.ra/article/n/psihologo-pedagog-icheskoe-soprovozhdenie-kak-sostavlyayuschaya-obrazovatelnogo;
4.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
5.Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования: Учебно-методическое пособие / под общей ред. Васютенковой И.В. СПб.: ЛОИРО, 2011. 130 с.
СУРКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант факультета педагогики и психологии, Нижневартовский государственный университет, педагог-психолог МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина», Россия.