Научная статья на тему 'Программа социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ'

Программа социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панькова А. А., Жмакина Н. Л.

В статье раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются дети-мигранты при адаптации к новой социальной среде, и направления работы педагогов ДОУ по решению данных проблем, которые представлены в виде программы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ»

2 способ.

1. 62- 12 = 50;

2. 50 + 50 = 100;

3. 100 + 50 = 150;

1. 62- 12 = 50;

2. 50 х ... = ...

3. ... + ... = ...

3 способ.

4. 150 + ... = ... .

После того, как все решения будут восстановлены, следует обратить внимание на то, что результаты вычислений одинаковые, а также предложить выбрать наиболее рациональный способ. Приведенные примеры, конечно не в полной мере, отражают возможности организации познавательной деятельности младших школьников посредством решения задач различными способами. Потенциал моделирования, в особенности схематического, как способа активизации мышления учащихся, далеко выходит за рамки представленного описания работы. Поэтому, можно говорить о необходимости его реализации в практике обучения младших школьников решению задач.

Список дитературы:

1. Давыдов В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, А.У Варданян. - Ереван: Луйс, 1981. - 220 с.

2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск, 2005. - 272 с.

3. Муртазина H.A. Схематическая модель и ее функции в процессе работы над задачей в системе развивающего обучения / H.A. Муртазина // Развивающее обучение: история, теория, практика: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. Приложение к журналу «Начальная школа». - М., 1998. - № 1. - С. 195-199.

4. Стойлова Л.П. Обучение решению задач и моделирование / Л.П. Стой-лова, М.А. Бородулько // Начальная школа. - 1996. - № 8. - С. 26-31

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - 2009.

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

© Панькова A.A.*, Жмакина Н.Л.*

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В статье раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются дети-мигранты при адаптации к новой социальной среде, и направления

* Магистрант, направление «Педагогика».

* Доцент кафедры Методик дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

работы педагогов ДОУ по решению данных проблем, которые представлены в виде программы психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ.

В настоящее время в Российской Федерации проживают граждане, представляющие более 190 национальностей и народностей. В последние годы на территории России усилились миграционные процессы, наблюдается тенденция увеличения многонациональности в детских коллективах.

Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.

Социальная адаптация детей-мигрантов дошкольного возраста сопровождается целым комплексом проблем, решение которых должно происходить на различных уровнях.

К первой группе относятся законодательные проблемы, их решение входит в компетенции различных уровней органов власти. Несовершенство законодательных актов, регулирующих миграционные процессы, ведет за собой изменения в законах, внесение поправок в них. Но пока этого не достаточно для быстрого оформления и решения многих проблем, связанных с регистрацией мигрантов.

Вторая группа проблем - проблемы родителей. Они напрямую зависят от несовершенства разработанности законодательства РФ об иностранных гражданах, а так же незнания мигрантами своих прав. Это проблемы, которые возникают у семьи при переезде - материальные трудности и социальная неустроенность, которые в свою очередь влияют на психологическую атмосферу в семье. Кроме этого родители сами испытывают психологический стресс, с которым им, как и их ребенку, без помощи специалистом не справится. Поэтому и родителям, и детям в первое время необходима психологическая, педагогическая, а так же юридическая помощь.

Третья группа - проблемы детей-мигрантов. Одна из важных проблем для детей-мигрантов - это проблема общения с педагогами и детьми. Эта проблема связана с проблемой речевого развития, а именно необходимостью общаться на не родном для ребенка языке. Кроме этого дети-мигранты, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии, первыми испытывают на себе враждебное отношение.

Четвертая группа проблем - это проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, организуя образовательный процесс детей-мигрантов, стараясь вовлечь в него и родителей этой группы детей.

К этой группе относятся следующие проблемы: - не обоснованность значимости педагогической работы по проблеме межкультурной адаптации;

- недостаточная разработанность диагностических методов выявления важнейших групп проблем этой категории детей;

- не разработанность способов преодоления кризиса социальной идентичности;

- недостаток знаний о развитии ролевых установок и поведенческих характеристик детей из семей мигрантов;

- отсутствие педагогических технологий работы воспитателей с детьми из семей мигрантов.

Самым важным здесь является непросвещенность педагогов о последствиях этих проблем для самих детей-мигрантов.

В «Декларации прав ребенка» отмечено, что «ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства» [1]. Это значит, что уже с ранних лет содержание воспитания должно быть ориентировано на понимание различий (расовых, национальных) между людьми не как антагонистически противоречивых, а как обусловленных природой и историей и дающих возможность расширить и обогатить социальный опыт каждого индивидуума.

С целью изучения работы проводимой дошкольным образовательным учреждением по социальной адаптации детей-мигрантов дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ № 14 г. Нижневартовска. Изучение состояния работы с детьми-мигрантами проходило при помощи методов анкетирования, тестирования, беседы. В анкетировании и беседах участвовали все категории педагогов ДОУ: заведующая МБДОХ заместитель заведующего, воспитатели, логопед, психолог. Всего приняли участие в исследовании 267 детей, 29 сотрудников ДОУ (24 воспитателя, 1 педагог-психолог, 1 логопед, 1 дефектолог, 1 методист, 1 заведующая).

Для выявления детей-мигрантов и определения причин неблагоприятного течения социальной адаптации были проведены следующие диагностические мероприятия:

- анкетирование руководителя ДОУ;

- анализ работы ДОУ по проблеме;

- анкетирование социального педагога;

- беседа «Работа с ребенком-мигрантом»;

- анкетирование воспитателей;

- анкетирование «Взаимоотношения родителей русскоязычных детей и родителей детей-мигрантов»;

- тестирование тревожности детей;

- исследование эмоционального состояния детей дошкольного возраста;

- определение социометрической структуры группы;

- наблюдение за детьми-мигрантами.

Таким образом, исходя из данных диагностического обследования было определено, что состав детей МДОУ многонационален. Процент детей

из семей мигрантов составляет 22,4 % (60 детей). Самый большой процент среди детей-мигрантов: детей-татар (8,43 %), детей-украинцев (6,6 %), дагестанцы (2,2 %) и азербайджанцы (1,6 %). Большинство из этих детей (55 %) тяжело адаптировались к условиям поликультурного пространства ДОУ и на данный момент испытывают затруднения в общении со сверстниками (20 %).

Большинство воспитателей отмечают ряд трудностей в общении детей-мигрантов со сверстниками из-за того, что они плохо владеют русским языком (46,6 %), особенно на начальном этапе посещения ДОУ в период адаптации. Дети затрудняются понимать обращенные к ним высказывания, как педагогов, так и своих сверстников, и сами не могут четко и доступно высказать свои мысли. По этой причине дети испытывают затруднения в процессе адаптации, проявляют замкнутость, иногда агрессивность и вспыльчивость в общении со сверстниками, негативизм, плаксивость.

В базовом образовательном учреждении воспитатели и сотрудники ДОУ не выделяют детей-мигрантов из общей группы детей и считают, что процесс адаптации у таких детей протекает точно так же как и у всех детей. Специальной работы по социальной адаптации к условиям поликультурного пространства ДОУ в базовом образовательном учреждении не ведется.

Данные анкетирования родителей детей-мигрантов показали, что большинство семей-мигрантов (58,3 % опрошенных) разговаривают с детьми дома на родном языке. Практически все родители-мигранты (70 % опрошенных) высказали желание узнать больше о культуре принимающей стороны. В то же время все родители отметили, что хотели бы, чтоб их дети знали свою родную культуру, язык, традиции.

Анкетирование родителей русскоязычных детей, которым было охвачено 207 человек, показало, что положительно относятся к нахождению в детском коллективе детей-мигрантов 134 (64,7 %) опрошенных; 50 (24 %) - относятся нейтрально; 23 (11,3 %) - не хотели бы совместного обучения детей. Данные анкетирования свидетельствуют о невысоком уровне развития толерантности в обществе по отношению к мигрантам.

Все эти факты доказывают необходимость разработки программы психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в ДОУ.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации детей-мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей данной категории такова, что весь коллектив ДОУ участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая по модели «команды» (все участвуют в реализации проекта, все действия направлены на достижение одной цели), каждый ее специалист выполняет свои четко определенные задачи в области своей предметной профессиональной деятельности.

Работа по программе ведется по 3 направлениям: работа с педагогами, работа с родителями, работа с детьми.

Работа с детьми предполагает организацию как индивидуальных, так и коллективных занятий. Первые три-четыре недели занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально 3-4 раза в неделю по мере необходимости на протяжении 15-30 минут (в зависимости от возраста ребенка и учета его индивидуальных особенностей). Второй месяц занятия проводятся коллективно (по подгруппам и всей группой) 2-3 в неделю длительность от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Работа с детьми организуется с учетом особенности дезадаптации детей-мигрантов, выделенных A.B. Можайкиной [2, с. 74] и подтвержденных результатами исследования:

- у детей-мигрантов при входе в новую социальную среду повышенный уровень тревожности;

- наблюдается нарушенный эмоциональный фон;

- наблюдается ухудшение соматического состояния, выраженного в потере аппетита, нарушении сна;

- низкий уровень развития речи и осведомленности о культуре принимающей стороны.

Для достижения поставленной цели с детьми организуются различные занятия, направленные на:

1. снижение повышенной тревожности, эмоционального напряжения; создания благоприятной комфортной атмосферы;

2. формирование навыков поведения, которые позволят детям-мигрантам адекватно взаимодействовать с представителями принимающей стороны;

3. ликвидацию языкового барьера и развитие речи детей-мигрантов;

4. ознакомление русскоязычных детей с культурой ребенка-мигранта, а ребенка-мигранта с культурой русских детей.

Знакомство русскоязычных детей с культурой ребенка-мигранта организуется с целью привлечения внимания к его культурному наследию, что позволит закрепить вокруг него атмосферу доброжелательности и поместить ребенка-мигранта хоть ненадолго в ту среду, из которой его вырвала миграция. Дети-мигранты по возможности рассказывают своим сверстникам о праздниках и культурных традициях своего народа, что позволяет обеспечить принцип преемственности при переходе в новую социальную среду.

Огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения ме^ду детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру.

Программа включает четыре подпрограммы:

1. Подпрограмма «Учусь новому» обращена на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ для решения вопро-

сов психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов дошкольного возраста в процессе социальной адаптации к условиям поликультурного пространства ДОУ

2. Подпрограмма «Мой послушный язычок» направлена на решение проблем языковой адаптации детей-мигрантов и поликультурное воспитание дошкольников.

3. Подпрограмма «Круг знакомств» ставит своей целью психологическую поддержку детей-мигрантов в образовательном процессе ДОУ

4. Подпрограмма «Трудности нас не остановят» нацелена на оказание помощи родителям в решении социально-психологических и педагогических проблем.

Финансирование программы осуществляется за счет: средств федерального бюджета, выделяемых для организации финансирования деятельности ДОУ; централизованных внебюджетных средств.

Психолого-педагогическое диагностирование осуществляется воспитателями, при непосредственной помощи педагога-психолога 2 раза в год: входная диагностика и итоговая. Текущая диагностика осуществляется педагогом на каждом занятии.

Педагоги дополнительного образования (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и узкие специалисты (логопед, дефектолог, педагог-психолог) проводят текущую диагностику на каждом занятии.

Реализация программы позволяет детям-мигрантам адаптироваться к поликультурному пространству ДОУ.

Список литературы:

1. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.razumniki.ru/ konvenciya_prava_rebenka. html.

2. Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе: дисс. ... канд. психол. наук [Текст] / М.А. Лобас. - Ярославль, 2001. - 138 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ

© Соболева И.В.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

В статье рассматриваются основные позиции, связанные с обучением иностранному языку как средству профессиональной коммуникативной

* Аспирант кафедры Русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.