Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулумаева А.С.

В статье рассмотрено изучение психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулумаева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT & PERSONALITY TRAITS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article examines the study of the psychological safety of the educational environment in primary school children. The relationship of personality traits and psychological security of the educational environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

психология (рбусиошоу)

УДК 159.9

Кулумаева А.С.

студент магистрант кафедры психолого-педагогического образования Хакасский государственный университет (Россия, г. Абакан)

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассмотрено изучение психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, дети младшего школьного возраста, личностные черты, защищенность.

В настоящее время общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения характеризуются быстрым темпом смены условий существования каждого человека, в результате чего каждому необходимо оказание психологической помощи и поддержки.

Психологическая безопасность связана с совокупностью внешних условий, оказывающих влияние на индивида, при которых максимально раскрывается его природа, а психическое здоровье связано с его личностным развитием. Таким образом, понятия психологической безопасности и психического здоровья являются взаимосвязанными [2].

Проблемы неопределенности психологической безопасности образовательной среды, и как следствие, создание условий для обеспечения

психологической безопасности образовательной среды, все более обостряются, что требует исследования и описания среды для каждого конкретного учреждения.

Согласно концепции психологической безопасности образовательной среды, определены понятия «образовательная среда» (психологический аспект) и «психологическая безопасность»; обосновано заключение о возможности рассмотрения школы как одного из социальных институтов, включенных в обеспечение национальной безопасности (ее социального аспекта); выявлены основные угрозы, дестабилизирующие состояние психологической безопасности в образовательной среде.

Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия [1].

Таким образом, необходимо смоделировать образовательную среду, обеспечивающую чувство защищенности и удовлетворение основных потребностей личности, сохраняя и развивая психическое здоровье.

Мы полагаем, что существует взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста, а именно: чем большую психологическую безопасность ощущают дети, тем они более открыты, уверены и тем более ярко положительно выражены их личностные черты.

Для подтверждения гипотезы были использованы методики Р. Б. Кеттелла и И. А. Баевой.

Исследование проходило на базе Абаканской школы № 12. Приняли участие 60 человек.

Полученные результаты по методике Кеттелла демонстрируют низкие оценки личностных черт у детей младшего школьного возраста, таких как: вербальный интеллект, уверенность в себе, общительность.

Высокие оценки выявлены по шкалам чувствительность, нервное напряжение, тревожность. Показатели оценок отношения к образовательной среде имеют достоверно высокий уровень по критериям: приятное, информативное, эмоционально комфортное, конструктивное для развития личности обучение.

Полученные данные показателя индекса удовлетворенности образовательной средой у детей младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что наиболее значимыми характеристиками являются: отношения с учителями, отношения с учениками, а также возможность проявлять инициативу и активность.

Полученные результаты индекса психологической безопасности образовательной среды у детей младшего школьного возраста показывают, что наибольшую степень защищенности от психологического насилия младшие школьники ощущают со стороны учителя.

Наименее защищены школьники от обидного обзывания, неуважительного отношения, оскорблений и высмеивания со стороны своих же одноклассников.

Для подтверждения гипотезы полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью метода ранговой корреляции г-Спирмена.

В результате проведения корреляционного анализа нами были установлены прямые значимые взаимосвязи между средними, высокими оценками компонентов психологической безопасности образовательной среды и такими личностными чертами у детей младшего школьного возраста как: общительность, чувствительность, ответственность, тревожность, нервное напряжение.

Корреляция между показателями личностных черт и безопасностью образовательной среды достигает уровня статистической значимости, связь прямая, а это значит, что чем более высокая оценка индекса психологической

безопасности образовательной среды, тем более ярко выражаются чувствительность, общительность, ответственность черты личности.

Следовательно, можно сделать вывод, что гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь личностных черт и психологической безопасности образовательной среды полностью подтвердилась.

По результатам эмпирического исследования была составлена коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение психологической безопасности школьной среды как среды для положительного развития личностных черт младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А.Баева - СПб. : Издательство СОЮЗ. -2002. -271 с. - Текст: непосредственный.

Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях: учебник / В. А. Дмитриевский - М.: Издательство Пед. о-во России - 2002. - 202 с. - Текст: непосредственный.

Kulumaeva A.S.

undergraduate student of the Department of Psychological and Pedagogical Education Khakass State University (Russia, Abakan)

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT & PERSONALITY TRAITS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract: the article examines the study of the psychological safety of the educational environment in primary school children. The relationship of personality traits and psychological security of the educational environment.

Keywords: psychological safety, educational environment, primary school children, personality traits, security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.