Научная статья на тему 'Проблема процесса ценообразования на промышленном предприятии'

Проблема процесса ценообразования на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1147
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старченко А.М., Комкова И.В.

Целью данной статьи является рассмотрение медодов и приемов современного ценообразования, применяемых на промышленных предприятиях, анализируются экономические основания и последствия выбора ценовой политики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема процесса ценообразования на промышленном предприятии»

долп./т 250

200

2000 2005 2010 2015 2020 2025

Рис. 1. Расчет внутренних цен нефти в России в период до 2025 г.

Предлагаемый подход позволяет также оценить эффективность финансовых отношений ме^ду государством и нефтегазовыми компаниями. Однако более низкие цены энергоресурсов будут способствовать активизации других отраслей экономики, что в конечном счете позволит увеличить суммарные поступления в бюджет.

Заслуживает внимания вывод о замедлении темпов роста затрат на добычу нефти и газа. Зарубежный опыт последнего десятилетия свидетельствует о больших возможностях сокращения издержек на разведку и добычу нефти и газа.

Список литературы:

1. Синяк Ю.В. Нефть и газ на внешнем и внутреннем рынках: возможности и ограничения // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 6.

2. Иконников В.В. Влияние тарифной и налоговой политики в отраслях топливно-энергетического комплекса на российскую экономику в рамках межотраслевой модели RIM / Гос. университет. - М., 2009.

ПРОБЛЕМА ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

© Старченко А.М.*, Комкова И.В.4

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский

Целью данной статьи является рассмотрение медодов и приемов современного ценообразования, применяемых на промышленных предприятиях, анализируются экономические основания и последствия выбора ценовой полигики предприятия.

* Студент.

* Старший преподаватель кафедры Экономики и менеджмента.

В современных условиях актуальной проблемой является процесс формирования цен на продукцию промышленного предприятия, потому что, оптимизация этого процесса гарантирует безубыточность производства и сбыта продукции. Ценовая тактика и стратегия предприятия должна обеспечить достаточный уровень ценовой стабильности товаров на рынках еще на стадии разработки маркетинговых программ, предотвратить коммерческую неудачу.

Вопросы ценообразования становятся на ключевые позиции в условиях рыночных отношений. Механизм ценообразования подразумевает применение рыночных цен, уровень которых формируется исключительно размером спроса и предложения, а также условиями торговли, а именно валютными рисками.

Определенное оживление конъюнктуры товарных рынков, развитие конкурентной среды требуют разработки соответствующих ценовых решений. Среди факторов конкурентоспособности продукции цена остается одним из ведущих, а эффективный механизм управления ценообразованием на предприятии позволяет проводить адекватную ценовую политику. Существующие методы ценообразования, которые недостаточно учитывают возможные инфляционные ожидания. Это же касается и вопросов ценового риска и его возможных следствий. Актуальной проблемой современной экономики остается совершенствование методов ценообразования на промышленную продукцию. Проблемы развития рынка промышленной продукции прямо связаны с вопросами ценообразования на нее, что делает данную сферу исследований чрезвычайно важной [1].

Выбор общего направления ценообразования, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы.

Центральное место проблеме ценообразования уделил отечественный ученый Н.Л. Зайцев. По его мнению цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на всё функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, которые дают возможность варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, и успешно решать все стратегические и тактические задачи [3].

У промышленных предприятий возникает проблема определения цен на свою продукцию через постоянные колебания цен на сырье и ресурсы,

поэтому планирование продаж и расходов осуществляется максимум на месяц, что отрицательно влияет на деятельность предприятий.

При формировании цены необходимо учитывать два потенциальных метода ее определения. Это классический затратный метод и рыночный. Затратный метод ценообразования свидетельствует о том, что ее уровень обязан покрывать все затраты на производство и сбыт продукции и гарантировать получение дохода; учитывать сумму расходов на планируемый выпуск продукции, и добавлять определенный процент надбавки, который гарантировал рентабельную деятельность промышленного предприятия. При этом не берутся во внимание: величина спроса на производимую продукцию; потенциальные направления ее реализации; зависимость ме^ду уровнем цен и величиной продаж, а также ме^ду уровнем спроса и предложения. Переход на рыночный механизм ведения хозяйственной деятельности предопределил качественно иной подход к механизму ценообразования. Уровень цены теперь определяется не в прямой зависимости от затрат предприятия, а от рыночных механизмов реализации продукции, от требований, предъявляемых покупателями. Теперь необходимо учитывать конкуренцию, размер продаж, величину эластичности спроса на продукцию, точку безубыточности.

Для промышленных предприятий основой процесса ценообразования является калькуляция себестоимости продукции. Согласно определению, калькуляция себестоимости продукции - определение затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Все многообразие калькуляций можно разбить на два типа: предварительные калькуляции и фактические. Предварительные калькуляции рассчитываются на основе плановых норм расхода и данных по нормированию труда работников. Цена, по которой реализуется продукция, рассчитывается на основе предварительных калькуляций. Обязательным условием процесса ценообразования является анализ отклонения предварительных калькуляций от фактических. Есть также необходимость учитывать при формировании цен на промышленные товары уровень их конкурентоспособности на рынке или его сегменте. Практика установления цен на отечественных предприятиях, как правило, игнорирует этот самый важный принцип ценообразования в условиях рыночной экономики.

Уровень цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от продаж продукции и, следовательно, на величину прибыли.

Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей. Поэтому реализация по сниженным ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия часто выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях отсрочки оплаты.

Необходимо также обращать внимание на неоднозначность формирования ценовой стратегии предприятия, поскольку в ценообразовании принимает участие значительное количество торговых и торгово-посредниче-ских оптово-розничных компаний по всей цепочке движения товара от промышленного производителя до потребителя [2].

Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объеме продаж. Ценовая стратегия предприятия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Следовательно, при разработке ценовой стратегии каждое предприятие должно определить для себя ее главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объемов реализации продукции или конкурентоспособности при обеспечении определенной рентабельности.

Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные (рыночное) цены, величина которых определяется спросом и предложением. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции.

Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие

может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Таким образом, ценовая стратегия предприятия - решение дилеммы ме^ду высокой ценой реализации и большими объемами продаж [4].

Ценовая политика в силу своего высокого значения в позиционировании предприятия, должна рассматриваться как процесс, имеющий длительные последствия и рассчитанный на перспективу. Причем стратегию ценообразования целесообразно строить исходя из следующих прогнозов: уровень потребительского спроса на выпускаемую продукцию; эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможность реакции рынка на изменение цен выпуска предприятием этой продукции; меры государственного регулирования ценообразования; уровень цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов.

Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработки ценовой стратегии поведения предприятия на рынке [3].

Политика ценообразования должна строиться на следующих этапах:

1. анализ рынка;

2. анализ макроэкономических факторов;

3. анализ состояния внутренней среды предприятия;

4. определение плана конкретных действий;

5. определение политики ценообразования.

Промышленным предприятиям, если они хотят проводить грамотную ценовую политику, прежде всего нужно решить ряд проблем:

1. обеспечить рост прибыли;

2. увеличение сегмента рынка сбыта;

3. снижение текущих расходов;

4. борьба с основными конкурентами;

5. наращивание объема производства и реализации [4].

Список литературы:

1. Цены и ценообразование // Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Кантора. - СПб., 2008. - 217 с.

2. Экономика, организация и планирование промышленного производства: учеб. для экон. спец. вузов / М.Н. Грункин, А.П. Жевтяк, Ю.А. Сана-мов и др.; Под ред. Ю.А. Санамова. - М.: Высш. шк., 2007. - 416 с.

3. Цены и ценообразование: учебник / Под. ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007.

4. Герасименко В.В. Ценовая политика предприятия. - М.: Эксмо, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.