2. Винников Л.И. Созависимость как психологический феномен / Л.И. Винников // Достижения науки и образования. - 2019. - №. 9-1 (50). - С. 40-41.
3. Долгова В.И. Эмпатия / В. И. Долгова, Е.В. Мельник. - Москва. Изд-во «Перо», 2014. - 185 с.
4. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): автореферат дис. д-ра психол. наук / Ильдар Масгудович Юсупов. - Санкт-Петербург, 1995. - 30 с.
Психология
УДК 159.972
кандидат психологических наук, доцент Дунаева Наталья Ивановна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); аспирант, психолог Баранова Юлия Михайловна Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); психолог Филина Татьяна Викторовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТУКТИВНОЙ АГРЕССИИ НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «КОЛУМБАЙН»
Аннотация. В статье представлен опыт организации профилактической работы с проблемой деструктивной агрессии студентов университета. Представлены методы диагностики склонности к деструктивной агрессии, используемые Центром социально-психологического сопровождения студентов ННГУ. Данные методики используются для выявления группы риска обучающихся первого курса, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. В статье поставлена проблема необходимости разработки комплексных профилактических мер, проектирования профилактических программ в условиях образовательных учреждений по распознаванию и предупреждению деструктивной агрессии. Проблема вхождения в деструктивные молодежные субкультуры рассматривается разными специалистами: политологами, социологами, психологами, психиатрами, криминалистами. В литературе описывается история происхождения явления «колумбайн», приводится описание фактов совершения данных преступлений, признаков, причин, мотивов, и все они сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к решению этой проблемы. Авторы отмечают необходимость систематизации признаков, ключевых вербальных и визуальных маркеров, которые позволят выявить потенциальных колумбайнеров. К признакам истинного «колумбайна» относятся такие признаки как как подражание основоположникам и продолжателям этой субкультуры через копирование имиджа; наличие (псевдо)идеологических установок, провозглашение себя «богом», а всех остальных - «биомусором». В статье поставлена проблема необходимости разработки комплексных профилактических мер, проектировании профилактических программ в условиях образовательных учреждений по распознаванию, предупреждению и противодействию данному деструктивному движению. Важными элементами профилактических программ являются: социально-психологическое тестирование на предмет склонности к деструктивной агрессии, разработка стратегии работы с потенциальными деструктивными агрессорами, организация межведомственного взаимодействия специалистов из числа силовых структур, разработка программы профилактики деструктивной агрессии для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: деструктивная агрессия, Колумбайн, суицидальное поведение, депрессия, студенты.
Annotation. The article presents the experience of organizing preventive work with the problem of destructive aggression of university students. The methods of diagnostics of the tendency to destructive aggression used by the Center for Socio-Psychological Support of students of UNN are presented. These methods are used to identify the risk group of first-year students who require increased psychological and pedagogical attention. The article raises the problem of the need to develop comprehensive preventive measures, design preventive programs in educational institutions for the recognition and prevention of destructive aggression. The problem of entering destructive youth subcultures is considered by various specialists: political scientists, sociologists, psychologists, psychiatrists, criminologists. The literature describes the history of the origin of the Columbine phenomenon, describes the facts of the commission of these crimes, signs, causes, motives, and they all agree that a comprehensive approach to solving this problem is needed. The authors note the need to systematize the signs, key verbal and visual markers that will identify potential columbineers. The signs of a true "Columbine" include such signs as imitation of the founders and successors of this subculture through copying the image; the presence of (pseudo)ideological attitudes, proclaiming oneself as "god", and all others as "biomusor". The article raises the problem of the need to develop comprehensive preventive measures, design preventive programs in educational institutions to recognize, prevent and counteract this destructive movement. Important elements of preventive programs are: socio-psychological testing for a tendency to destructive aggression, development of a strategy for dealing with potential destructive aggressors, organization of interdepartmental interaction of specialists from among law enforcement agencies, development of a program for the prevention of destructive aggression for all participants in the educational process.
Key words: destructive aggression, Columbine, suicidal behavior, depression, students.
Введение. Проблема деструктивной агрессии в молодежной среде является одной из наиболее обсуждаемой в современном обществе. Поведенческими маркерами деструктивной агрессии являются склонность к разрушительным действиям или фантазиям, проявление интереса к деструктивной идеологии с обесцениванием других, цинизм. Молодежь как определенная социально-психологическая группа, с ее возрастными особенностями, характеристиками является наиболее уязвимой к воздействию деструктивного дискурса. В этот период происходит социальное самоопределение во всех сферах жизнедеятельности, поиск своего места в профессиональной и личной жизни, желание самореализовываться.
Основным источником формирования деструктивности, как отмечает В.О. Карпов [7], является феномен субкультуризации молодежи, когда молодое поколение, не получившее доступ к общественным благам по причине недостаточной социализации, чутко реагируют на созданные деструктивные субкультуры со своими нормами, ценностями. В силу разных причин, институциональные каналы самореализации, связанные с общественно полезной деятельностью, доступны не для всей молодежи.
В современном мире молодые люди являются активными пользователями социальных сетей, в которых распространяются деструктивные культы и сообщества. Формирование новой идентичности сопряжено с рисками внедрения в сознание молодых людей деструктивных ценностей и взглядов, которые транслируются через Интернет [9, 11].
Как правило, в эту «ловушку» попадают молодые люди, которые чувствуют себя одинокими, с чувством «обособленности», отвержения, потери самоидентификации.
Изложение основного материала статьи. Особое внимание следует обратить на движение «колумбайн». «Колумбайн» - это неизбирательное массовое убийство (или попытка такового) в учебном заведении, совершенное, как правило, его бывшим или настоящим учеником (студентом) и носящее подражательный характер. Долгое время казалось, что проблема «колумбайна» сугубо американская, но, трагические события последних лет в России, связанные с массовыми расстрелами в образовательных учреждениях, свидетельствуют о том, что наше общество заражено вирусом «колумбайна» [11].
Важной деталью субкультуры «Колумбайн» является максимально точное воспроизведение преступления старшеклассников Диланом Клиболдом и Эриком Харрисом, которые 20 апреля 1999 года совершили немотивированный массовый расстрел в Columbine High School в американском штате Колорадо.
Интернет является основным проводником «Колумбайна» в России. Привыкая к деструктивному контенту, подхватывая многие деструктивные взгляды, правила, нормы, молодые люди готовы следовать «модным» направлениям, вынося их в реальную жизнь. Важно отметить, что не каждый насильственный инцидент в учебном заведении, в том числе с применением огнестрельного или холодного оружия и человеческими жертвами, считается «колумбайном». Неправомерно причислять к «колумбайнам» трагедии, которые были спровоцированы учебным, бытовым, личным конфликтом между учащимися и учителями [1].
Проблема вхождения в деструктивные молодежные субкультуры рассматривается разными специалистами: политологами, социологами, психологами, психиатрами, криминалистами [4, 8, 10, 12]. В литературе описывается история происхождения явления «колумбайн», приводится описание фактов совершения данных преступлений, признаков, причин, мотивов, и все они сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к решению этой проблемы.
На наш взгляд необходимо систематизировать признаки, ключевые вербальные и визуальные маркеры, которые позволят выявить потенциальных колумбайнеров. Статистика свидетельствует, что за все это время в России было предотвращено более 500 попыток нападения на учебные заведения. Наиболее распространенным способом получения сигналов, свидетельствующих о наличие готовности к совершению преступления, являются вербальные сообщения, интернет - переписка, как правило, колумбайнеры сообщают о своих намерениях одноклассникам, близкому другу/подруге.
К признакам истинного «колумбайна» можно отнести наличие всех компонентов, таких как подражание основоположникам и продолжателям этой субкультуры через копирование имиджа; (псевдо)идеологических установок, которые заключаются в пропаганде идеологии «чистой» ненависти и насилия как самоцели, провозглашения себя «богом», а всех остальных - «биомусором»; способов совершения преступлений, к которым относят желание заранее сообщить о своих намерениях, спланированное и организованное нападение, убийство или телесные повреждения, носящие умышленный характер, самоубийство.
Осознавая конечность бытия, человек, понимая это, стремится выйти за границы смертности в духовном плане, стараясь утвердиться в истории культуры, оставив свой след в различных областях науки, искусства и т д. В идеологии колумбайна адепт должен оставить после себя «кровавый след», надеясь на то, что кто-то будет равняться, подражать ему, тем самым, таким уродливым способом утвердить себя в вечности.
Проанализировав аккаунт «колумбайнера», следует отметить, что чаще всего он содержит фото и видеоконтент суицидальной тематики, чрезмерной жестокости и агрессии, увлечение оружием, а также аниме [13, 14, 15].
Молодые люди, склонные к деструктивной агрессии, приравнивают ценность «свободы» к вседозволенности, т.е. рассматривают ее без ответственности, добиваясь поставленных целей любым путем, независимо от установленных моральных и социальных норм.
К сожалению, современный процесс образования характеризуется отсутствием заданной системы норм и жизненных ценностей.
Студенты, обучающиеся в вузе - это бывшие школьники, формирование личности которых, проходило в стенах образовательных учреждений, где основной упор делался на подготовку и сдачу ЕГЭ, а вопросы воспитания не являлись приоритетными. Важной задачей на сегодняшний день является обеспечение устойчивого, целенаправленного психического и личностного развития человека, его эмансипированности от непосредственных ситуационных воздействий.
На практике, заметив деструктивное агрессивное поведение обучающегося, образовательное учреждение выбирает часто стратегии наказания, отстранения от занятий или даже исключения, тем самым увеличивая риски совершения более страшного агрессивного акта. Необходимо провести анализ и дать оценку угрозы действий ребенка, оценить степень реальности опасности, которую он может принести своими действиями. Важно определить степень риска нападения на учебное заведение, которое имеет свои маркеры. При высокой степени риска, как правило уже готов сценарий нападения на учебное заведение с целью массового убийства, выбрано оружие, время, место проведения. При средней степени изучается и поддерживается идеология «колумбайна», открыто используется символика и атрибуты, наблюдается заинтересованность массовыми убийствами в социальных сетях. При низкой степени вовлеченности проявляется лишь интерес к внешним атрибутам идеологии «колумбайн», просматривается вредоносный контент. Важно учитывать все тревожные сигналы, особенно такие, как чрезмерный интерес к оружию, к теме насилия, к случаям стрельбы в школах, коллекционированию изображений, фильмов со стрелками. Но обращать внимание надо не только на внешние маркеры. Еще одним важным обстоятельством является тот факт, что подросток или молодой человек чувствует себя одиноким и неуспешным сразу во всех областях: в отношениях с родителями, друзьями, с противоположным полом, в учебной деятельности.
Осознавая остроту проблемы, образовательные организации проводят некоторые мероприятия по профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения. Профилактика деструктивной агрессии должна проводиться не только в формате реагирования в ответ на чрезвычайные ситуации, а в формате профилактики, начиная с первичной, включающей целенаправленную деятельность и создание условий для формирования у подрастающего поколения ценностных установок, представлений о нормах этики, просоциального поведения [5, 6].
Необходимо проведение профилактических мероприятий, которые позволят молодому поколению осознать то, что движения «Колумбайн» несет потенциальную опасность и главная задача заключается в том, что необходимо убедить обучающихся в ложности транслируемых ценностей.
Важно довести до сознания и степень ответственности тех, кто только начинает вовлекаться в данное движение, следует сделать акцент на том, что 02.02.2022 г. Верховный суд Российской Федерации признал террористическим и запретил деятельность движения «Колумбайн». В этой связи любые действия, направленные на распространение идеологии движения «Колумбайн», участие в деятельности указанного движения, а также действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации, повлекут за собой установленную законом ответственность [3].
Важным этапом профилактической работы с деструктивной агрессией является первичная диагностика, позволяющая выявить студентов с деструктивным агрессивным поведением, но и с депрессивным состоянием, с аутоагрессией. На этом этапе необходимо подобрать психодиагностический инструментарий, методики, которые позволят выявить индивидуально-психологические и поведенческие особенности молодых людей с проблемами в поведении, склонностью к отклоняющемуся поведению, агрессивностью, враждебностью, депрессивностью, суицидальными рисками.
К этим методикам можно отнести опросник "Склонность к отклоняющемуся поведению" (Орел А.Н.). Данный тест-опросник, предназначен для измерения готовности к реализации различных форм отклоняющегося поведения, содержит шкалы, позволяющие выявить склонность к нарушению норм и правил, к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, волевому контролю эмоциональных реакций, к делинквентному поведению.
В диагностический блок для выявления склонности к неявной агрессии и враждебному поведению может быть использована Шкала враждебности Кука-Медли. Данный опросник позволит выявить степень выраженности цинизма, агрессивности, враждебности.
«Шкала депрессии» и «Шкала безнадежности» Аарона Бека предназначена для определения возможности суицида, основываясь на мыслях и отношении к своему будущему. Все опросники суицидального риска Аарона Бека отличаются внутренней согласованностью и высокой надежностью, в зарубежной практике данные методики рекомендованы как первоочередные при оценке суицидального риска.
Следует отметить, что ряд отечественных и зарубежных исследователей считают, что уровень агрессии бывает повышен при депрессии (Ван Прааг, 1994, 1998; Куликов, 1997;Wolfersdorf et al., 1998; Кпох еt а1., 2000; Bjork et al., 1997). Идеи наличия связи депрессивного расстройства с различными проявлениями агрессии отражены также в работах Драгунской (1983, 1990), Изарда (1999), Барденштейна с соавт. (2002), Braconnier et al., (1997). Депрессия меняет восприятие и оценку поступающей информации, нарушает адекватность реагирования, приспособительное поведение, снижает работоспособность. В картине депрессии нередко отмечают дисфорию, жестокие действия, расширенные самоубийства (Дмитриева и др., 1998, 2002; Сафуанов, 2003).
Учитывая взаимосвязь агрессивного поведения и депрессии Центром социально-психологического сопровождения студентов ННГУ им Лобачевского в 2021 году было проведено психологическое тестирование на первом курсе по образовательным программам высшего образования бакалавриата и специалиста, направленное на выявление уровня депрессии. В настоящем исследовании прияли участие 2648 человек, по результатам исследования было выявлено, что у 61,2% студентов отсутствуют депрессивные симптомы, но для 21,3% опрошенных характерна легкая депрессия; 6,7% -переживают умеренную депрессию; 7,7% - испытывают выраженную депрессию; 2,4% - находятся в тяжелой депрессии. Депрессия меняет восприятие и оценку поступающей информации, нарушает адекватность реагирования, произвольный контроль.
На основе результатов диагностики формируется группы обучающихся, склонных к аутоагрессии, требующие повышенного психолого-педагогического внимания с проведением профилактических мероприятий.
Особую тревогу вызывают личности, у которых выраженные депрессивные симптомы в сочетании с антиобщественными чертами личности. В особую категорию для психологического сопровождения следует отнести лиц с самоощущением социальной изоляции, наличием психологических трудностей или расстройств, не обязательно психических.
Выводы. Таким образом, на сегодняшний день проблема распространения идей и вовлечения российской молодежи в движение «Колумбайн» через социальные сети вызывает особую тревогу. Очевидна потребность в разработке комплексных профилактических мер, проектировании профилактических программ в условиях образовательных учреждений по распознаванию, предупреждению и противодействию данному деструктивному движению. Для этого необходимо проводить социально-психологическое тестирование на предмет склонности к деструктивной агрессии, разработать стратегии работы с потенциальными деструктивными агрессорами, организовать межведомственное взаимодействие специалистов из числа силовых структур, разработать программы профилактики деструктивной агрессии для всех участников образовательного процесса.
Литература:
1. Амелина, Я.А. Бенефис ненависти. Как «колумбайнеры» и керченский убийца Владислав Росляков стали «героями» российской деструктивной молодежи / Я.А. Амелина. - М.: Издатель А. В. Воробьёв, 2019. - 160 с.
2. Баева, Л.В. «Группы смерти» и «колумбайн-сообщества» в онлайн-культуре и реальном социуме / Л.В. Баева // Информационное общество. - 2019. - № 3. - С. 33-42.
3. Российская газета - Федеральный выпуск № 24(8672): сайт. - Москва, 2022. - URL: https://rg.ru/2022/02/02/verhovnyj-sud-priznal-dvizhenie-kolumbajn-terroristicheskim.html (дата обращения: 26.04.2022).
4. Грибанов, Е.В. Колумбайн - новая криминальная угроза общества постмодерна / Е.В. Грибанов, А.С. Ильницкий // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный, 2020. - С. 257- 264.
5. Дунаева, Н.И. Междисциплинарное взаимодействие специалистов по профилактике аутоагрессивного поведения студентов первокурсников / Н.И. Дунаева, Ю.М. Баранова, Н.С. Бабинова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов III Всерос. симпозиума с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России (г. Рязань, 8-9 апреля 2021 г.) / под общ. ред. Д. В. Сочивко: в 3 ч. -Рязань: Академия ФСИН России, 2021. - Ч. 1. - С. 226-232.
6. Дунаева, Н.И. Профилактика аутоагрессивного поведения студентов / Н.И. Дунаева, Ю.М. Баранова, Н.С. Бабинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №1. - С. 294-297.
7. Карпов, В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах / В.О. Карпов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 4 (34). - С. 260-268.
8. Клейберг, Ю.А. Шуттинг как психолого-девиантологический феномен / Ю.А. Клейберг // Вестник экспериментального образования. - 2020. - №1. - С. 156-168.
9. Плотников, В.В. Проблема скулшутинга (колумбайна) в Российской науке / В.В. Плотников, С.Р. Самойлов // Журнал Общество и право. - 2021. - С. 128-136.
10. Пучнин, А.В. Влияние деструктивного интернет-контента на формирование колумбайн-идей среди несовершеннолетних / А.В. Пучнин, М.Ю. Пучнина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. -№ 3 (91). - С. 115-120.
11. Чунин, А.С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект / А.С. Чунин // Обзор. НЦПТИ. - 2020. - № 3(22). - С. 48-52.
12. Jonson, C.L. Preventing School Shootings: The Effectiveness of Safety Measures / C.L. Jonson // Victims and Offenders. -2017. - 12 (6). - PP. 956-973.
13. Silva, J.R.The media's coverage of mass public shootings in America: fifty years of newsworthiness / J.R. Silva, J.A. Capellan // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. - 2019. - 43 (1). - PP. 77-97.
14. Schildkraut, J.Mass shootings and the media: why all events are not created equal / J. Schildkraut, H.J. Elsass, K. Meredith // Journal of Crime and Justice. - 2018. - 41 (3). - PP. 223-243.
Психология
УДК 37.015.3
доктор психологических наук, профессор РАО Кагермазова Лаура Цраевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
доктор психологических наук, профессор, академик РАО Абакумова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный университет" (г. Грозный)
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К УПОТРЕБДЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматривается исследование отношения студентов первых курсов вуза к психоактивным веществам. Выявлены особенности по отношению к употреблению психоактивных веществ в контексте социальной регуляции поведения, психологические особенности личности в студенческом возрасте. Проведен анализ имеющихся исследований об отношениях к психоактивным веществам студенческого возраста. Изучены факторы и классификации мотивов формирования зависимых форм поведения. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению возникновения девиантных форм поведения личности. В эмпирическом исследовании описаны структура, методы и результаты исследования отношения личности студенческого возраста к психоактивным веществам. Установлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми характеристиками и отношением к психоактивным веществам.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности студенческого возраста, отношение к психоактивным веществам, факторы, классификация мотивов зависимых форм поведения, девиантные формы поведения личности.
Annotation. The article deals with the study of the attitude of first-year students of the university to psychoactive substances. Peculiarities in relation to the use of psychoactive substances in the context of social regulation of behavior, psychological characteristics of a student's personality are revealed. The analysis of available researches about attitudes to psychoactive substances of student age is carried out. The factors and classifications of motives for the formation of dependent forms of behavior have been studied. Theoretical and methodological approaches to the study of the emergence of deviant forms of personality behavior are considered. The empirical study describes the structure, methods and results of a study of the attitude of a student's personality to psychoactive substances. The relationship between value-semantic characteristics and attitudes towards psychoactive substances has been established.
Key words: value-semantic sphere of a student's personality, attitude to psychoactive substances, factors, classification of motives of dependent forms of behavior, deviant forms of personality behavior.
Введение. Проблема употребления психоактивных веществ всеми возрастными группами населения в настоящее время является одной из самых распространенных. Одной из «группы риска» является группа - юношеский и студенческий возраст. В настоящее время появляются новые причины, способствующие формированию того или иного отношения к психоактивным веществам и их употреблению. Претерпело изменение в отношении к этой проблеме: у молодых людей появилось более терпимое отношение к психоактивным веществам, также повысился процент положительного отношения к их употреблению. Это обусловлено социальными, индивидуально-психологическими и культурными факторами [2, С. 17].
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов, а ненаркотическими психоактивными веществами - в 11,4 раза чаще. 98% первых проб психоактивных веществ приходится на возраст до 18 лет. Студенческий возраст характеризуется хаотичным разрушением прежних поведенческих стереотипов, нормативных и ценностных ориентаций родительской семьи. Одновременно с разрушением вырабатываются новые модели поведения и стереотипы жизненного уклада. Юноши и девушки утрачивают прежние смыслы, неадекватно оценивают происходящее [4, С. 509], [12, С. 183]. Наступающие последствия необдуманных поступков преодолеваются с большими трудностями в связи с отсутствием определенных личностных ресурсов, которые позволили бы сохранить собственную идентичность и способствовать формированию здорового образа жизни. В юношеском возрасте нередки состояния психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, компенсация которых происходит за счет потребления психоактивных веществ. Самосознание юношества акцентировано на трех моментах: 1) фиксация на собственной внешности и сексуальном экспериментировании; 2) экстернальный (внешний) локус контроля; 3) профессиональное самоопределение, которое отвечает индивидуальным способностям и накопленным знаниям, а также созвучно требованиям общества. В данной работе проблема отношения к употреблению психоактивных веществ рассматривается через ценностно-смысловую сферу личности студента [1, С. 145].
Одним из наиболее известных отечественных психологов, изучающих проблему отношений, является В.Н. Мясищев. Отношение рассматривается им как универсальное интегрирующее понятие, которое необходимо изучать при анализе содержания личности, в процессе ее творческой и трудовой деятельности. Психологический смысл отношения, по мнению В.Н. Мясищева, заключается в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности [9, С. 219], [11, С. 88]. Ценности и ценностные ориентации личности оказывают влияние на развитие не только личности, но и социальных групп. «Отношение человека к себе, к другим может разделяться настолько, насколько человек в процессе рефлексии в состоянии дифференцировать свою личность и оценивать свое место среди других людей, в пространстве ценностей, принятых в обществе, в его референтной группе и разделяемых им лично» [3]. Нам необходимо