Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К СОЗАВИСИМОСТИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К СОЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
607
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭМПАТИЯ / СОЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдаренко Светлана Максимовна, Мартынова Марина Александровна, Фирер Наталья Демьяновна

Объектом интереса в данной работе выступает взаимосвязь склонности к созависимости и уровня эмпатии у молодых людей. В первую очередь, авторы статьи рассматривают содержание понятия «эмпатия» в психологической литературе. Они описывают основные уровни эмпатии и раскрывают теорию В.В. Бойко о каналах эмпатии. Далее в статье рассматривается содержание понятия «созависимость». Затрагивается вопрос разграничения понятий «зависимость» и «созависимость». Дана краткая историческая справка о возникновении феномена созависимости. Далее в работе приводятся личные размышления авторского коллектива по поводу взаимосвязи данных явлений и выдвинута гипотеза о тесной корреляции уровня эмпатии и склонности студентов к созависимости. Для ее апробации было спланировано и организовано экспериментальное исследование, описание хода которого представлено в настоящей работе. Авторы предлагают к ознакомлению полученные экспериментальные данные. Приводят собственную интерпретацию и выводы по поводу исследования. Отдельное внимание в работе уделяется проблемам низкого уровня развития эмпатии и высокого уровня созависимости среди студентов. Акцент делается на специальностях исследуемых групп. В целом работа представляет содержательно-фактуальную информацию о проведенном экспериментальном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдаренко Светлана Максимовна, Мартынова Марина Александровна, Фирер Наталья Демьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF EMPATHY IN YOUNG PEOPLE PRONE TO CODEPENDENCY

The object of interest in this work is the relationship between the propensity for codependency and the level of empathy in young people. First of all, the authors of the article consider the content of the concept of "empathy" in psychological literature. They describe the main levels of empathy and reveal the theory of V.V. Boyko about the channels of empathy. Further, the article discusses the content of the concept of "codependency". The issue of differentiation of the concepts of "dependence" and "codependency" is touched upon. A brief historical reference is given about the emergence of the phenomenon of codependency. Further, the paper presents personal reflections of the author's team on the relationship of these phenomena and hypothesizes a close correlation between the level of empathy and the propensity of students to codependency. For its approbation, an experimental study was planned and organized, the description of the course of which is presented in this paper. The authors propose to familiarize themselves with the experimental data obtained. They give their own interpretation and conclusions about the study. Special attention is paid to the problems of a low level of empathy development and a high level of codependency among students. The emphasis is on the specialties of the studied groups. In general, the work presents substantive and factual information about the conducted experimental study.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К СОЗАВИСИМОСТИ»

7. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.: СПб: Нестор-История, 2014. - 376 с.

8. Новикова, О.В. Особенности организационной приверженности у школьных педагогов / О.В. Новикова // Педагогическое образование в России. - 2012. - №2. - С. 62-66.

9. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018. - Часть 1. - М.: 2019, 41 с.

10. Пелех, Ю.В. Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности будущего педагога / Ю.В. Пелех, А.В. Матвийчук // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2010. -No 2. - С. 112-117.

11. Пинская, М.А. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России / М.А. Пинская, А.А. Пономарева, С.Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2016. - №2. - С. 100-124.

12. Степанова, Л.Н. Специфика профессиональной мотивации специалистов с разным стажем педагогической деятельности / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. - 2019. - №10 (2). - С. 205-208.

13. Шевелев, А.Н. Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности / А.Н. Шевелев, Н.Н. Кузина, В.Ю. Смольников // Человек и образование. - 2018. - №4 (57). - С. 196-201.

14. Burke, P.F. How do early career teachers value different types of support? A scale-adjusted latent class choice model / P.F. Burke, P.J. Aubusson, S.R. Schuck [etc.] // Teaching and Teacher Education, 2015. - Vol. 47. - p. 241-253.

15. Hong, J.Y. Why do some beginning teachers leave the school, and others stay? Understanding teacher resilience through psychological lenses / J.Y. Hong// Teachers and Teaching. Theory and Practice, 2012. - Vol. 18, №4. - p. 417-440.

16. Ingersoll, R.M. The Impact of Induction and Mentoring Programs for Beginning Teachers: A Critical Review of the Research / R.M. Ingersoll, M. Strong // Review of Educational Research. - 2011. - Vol. 81(2). - P. 201-233.

17. Watt, H.M.G. Motivations, perceptions, and aspirations concerning teaching as a career for different types of beginning teachers / H.M.G. Watt, P.W. Richardson // Elsevier. Learning and Instruction, 2008. - Vol. 18. - p. 408-428.

Психология

УДК 159.99

студентка 4 курса Гайдаренко Светлана Максимовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры базовых дисциплин Фирер Наталья Демьяновна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К СОЗАВИСИМОСТИ

Аннотация. Объектом интереса в данной работе выступает взаимосвязь склонности к созависимости и уровня эмпатии у молодых людей. В первую очередь, авторы статьи рассматривают содержание понятия «эмпатия» в психологической литературе. Они описывают основные уровни эмпатии и раскрывают теорию В.В. Бойко о каналах эмпатии. Далее в статье рассматривается содержание понятия «созависимость». Затрагивается вопрос разграничения понятий «зависимость» и «созависимость». Дана краткая историческая справка о возникновении феномена созависимости. Далее в работе приводятся личные размышления авторского коллектива по поводу взаимосвязи данных явлений и выдвинута гипотеза о тесной корреляции уровня эмпатии и склонности студентов к созависимости. Для ее апробации было спланировано и организовано экспериментальное исследование, описание хода которого представлено в настоящей работе. Авторы предлагают к ознакомлению полученные экспериментальные данные. Приводят собственную интерпретацию и выводы по поводу исследования. Отдельное внимание в работе уделяется проблемам низкого уровня развития эмпатии и высокого уровня созависимости среди студентов. Акцент делается на специальностях исследуемых групп. В целом работа представляет содержательно-фактуальную информацию о проведенном экспериментальном исследовании.

Ключевые слова: экспериментальное исследование, эмпатия, созависимость, зависимость, студенты, студенческая среда, проблема.

Annotation. The object of interest in this work is the relationship between the propensity for codependency and the level of empathy in young people. First of all, the authors of the article consider the content of the concept of "empathy" in psychological literature. They describe the main levels of empathy and reveal the theory of V.V. Boyko about the channels of empathy. Further, the article discusses the content of the concept of "codependency". The issue of differentiation of the concepts of "dependence" and "codependency" is touched upon. A brief historical reference is given about the emergence of the phenomenon of codependency. Further, the paper presents personal reflections of the author's team on the relationship of these phenomena and hypothesizes a close correlation between the level of empathy and the propensity of students to codependency. For its approbation, an experimental study was planned and organized, the description of the course of which is presented in this paper. The authors propose to familiarize themselves with the experimental data obtained. They give their own interpretation and conclusions about the study. Special attention is paid to the problems of a low level of empathy development and a high level of codependency among students. The emphasis is on the specialties of the studied groups. In general, the work presents substantive and factual information about the conducted experimental study.

Key words: experimental research, empathy, codependency, dependence, students, student environment, problem.

Введение. Межличностные отношения - важнейшая составляющая жизни человека. Их качество сказывается на развитии личности и во многом определяет жизненный путь человека, его настроение и эмоции каждодневно. Говоря о качестве межличностных отношений, важно понимать, что существует множество коммуникативных навыков, которыми должен обладать человек для установления благоприятных, положительных взаимоотношений. Одним из таких навыков выступает эмпатия, явление которой достаточно широко изучено и раскрыто в психологической литературе. Эмпатия -один из ключевых терминов данной статьи.

Изначально слово «эмпатия» происходит от греческого «empatheia» и обозначает «сопереживание». В психологический обиход понятие, рассматриваемое нами, введено Э. Титчнером в 1909 году, тогда оно обозначало внутреннюю активность человека, итогом которой выступает интуитивное понимание состояния собеседника, идентификация своих и чужих чувств. Последующие исследования (Долгова В.И., Мельник Е.В., Юсупов И.М. и др.) уточнили, что вчувствование и идентификация при эмпатии происходит при условии исключительно эмоционального контакта коммуникантов - эмпатия является осознанным сопереживанием без потери чувства собственного Я. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что тема эмпатии и ее влияния на коммуникативный процесс достаточно актуальна в наше время [3, 4].

В целом, из множества схожих дефиниций эмпатии можно выделить три наиболее популярные и распространенные:

1) аффективная взаимосвязь одной личности с другой; разделение переживания, настроения другого человека или группы;

2) умение человека понимать эмоции и желания другого человека; 3) вчувствование в событие, объект искусства или природу. В своей работе мы будет рассматривать явление эмпатии как синтез первых двух дефиниций.

Проявление эмпатии у каждого человека может быть направлена на него или на другого человека. Как сложный, многогранный процесс эмпатия имеет несколько уровней: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

В своей монографии И.М. Юсупов отмечает разработку В.В. Бойко, который в структуре эмпатии выделил 6 каналов: 1) рациональный; 2) эмоциональный; 3) интуитивный; 4) канал установок, способствующих или препятствующих эмпатии; 5) проникающую способность в эмпатии; 6) способность к идентификации в эмпатии [3].

Бесспорно, можно сказать, что эмпатия является положительным умением личности, способствующим его успешной социализации в обществе и установлению тесных, доверительных социальных контактов. Именно поэтому важно развивать эмпатию. Разумно начинать этот процесс с самого младшего возраста. Период сензитивности эмпатии приходится на детский и подростковый возраст. Во взрослом возрасте стать эмпатом сложнее, но возможно. Однако чрезмерная эмпатийность может стать пагубной привычкой человека и нарушать его комфортное существование. В этом случае человек должен научиться контролировать свою эмпатийность. Особенно данный вопрос касается людей, чьи настоящие или будущие профессии связаны с помощью людям, обучением.

Проблема созависимых отношений достаточно актуальна в современном обществе. История ее изучения началась с наблюдений за семьями и отношениями, где один из партеров был физически болен или зависим (наркотическая зависимость, алкогольная зависимость и др.). В таких семьях отмечалось, что тот партнер, который заботится о «больном» часто забывает о себе и на первый план выдвигает интересы второго. Позже подобные взаимоотношения стали отмечать и в тех парах, в которых «причины» подобного поведения не было. Такие отношения приобрели название «созависимые» [1; 2].

Обращаясь к психологическому аспекту феномена созависимости, Н.Г. Артемьева определяет, что единого определения для данного термина не существует. Его границы достаточно широки и варьируются от «адаптивная, защитная психологическая и физическая реакция на обстоятельства, возникшие в результате жизни с больным (зависимым) человеком» до «врожденное, генетически обусловленное состояние человеческой психики» [1].

В контексте нашей работы мы будем придерживаться следующего определения созависимости: «патологическое состояние, характеризующиеся глубокой поглощенностью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека, который, как правило, страдает каким-либо видом зависимости». Созависимость включает в себя пренебрежение и непринятие собственной личности.

Структуру явления созависимости составляют три компонента: 1 - предмет зависимости; 2 - зависимый человек; 3 - созависимый человек. Эти компоненты связаны следующим образом: между предметом зависимости и зависимым человеком выстраивается прямая связь - зависимость - ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности (наркотическая, алкогольная, интернет-зависимость, игромания и др.). Созависимый человек не имеет конкретного предмета зависимости, но вследствие тесной связи с зависимым человеком отождествляет его зависимость, неосознанно делая ее предметом своей зависимости. Так, зависимость от чужой зависимости именуется созависимостью или созависимыми отношениями [1].

Тесное отождествление созависимого человека с дорогим ему человеком с первого взгляда можно назвать глубоким эмпатийным переживанием, однако такое мнение ошибочно. Эмпатия предполагает осознанное и контролируемое переживание (поведение) человека по поводу чувств другого, в любое время эмпат может абстрагироваться и «выйти» из этого состояния. Созависимость же сложно контролировать, она полностью поглощает жертву процесса - созависимого человека.

Однако, на наш взгляд, определенная взаимосвязь между данными явлениями существует. Изучение данного вопроса и есть главная цель нашего экспериментального исследования.

Изложение основного материала статьи. Авторами работы было организовано экспериментальное исследование, направленное на проверку гипотезы о взаимосвязи склонности к созависимости у студентов и их эмпатийных способностей. Экспериментальной базой для его проведения выступил Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. Выборка исследования составила 32 человека в возрасте от 19 до 26 лет, среди них 27 девушек и 5 юношей. Опрашиваемые студенты обучаются по направлению «Педагогическое образование» (профиль: русский язык и литература) и специальности «Педагогика и психология девиантного поведения».

Для проведения экспериментального исследования нами были выбраны следующие методики: методика «Диагностика уровня эмпатии», разработанная В.В. Бойко и позволяющая определить не только общий уровень эмпатии, но и рассмотреть ее проявления по эмоциональным каналам, среди которых: 1) рациональный; 2) эмоциональный; 3) интуитивный; 4) установки, способствующие эмпатии; 5) проникающая способность в эмпатии; 5) идентификация в эмпатии; опросник «Тест на созависимость» Б. Уайнхолда - направлена на выявление созависимых моделей отношений респондентов. Для рассмотрения соотношения исследуемых нами явлений первоначально важно обратиться к их отдельному изучению.

По результатам методики В.В. Бойко во всей выборке не было выявлено испытуемых с очень высоким уровнем эмпатии. Это достаточно странно, ведь, студенты - будущие социальные педагоги и учителя, где данное умение особенно важно. У большинства студентов - 59% (19 человек) - был отмечен заниженный уровень эмпатии. Средний уровень эмпатии был зафиксирован у 13% студентов (4 человека), а очень низкий уровень эмпатии - у 28% респондентов (9 человек).

Анализ данных по шкалам методики В.В. Бойко показал, что наиболее развиты у студентов: 1) проникающая способность в эмпатии, - ее числовой коэффициент составил 3,13 из 6 возможных; она предполагает умение личности создать доверительную атмосферу; 2) идентификация в эмпатии, - коэффициент которой 3,06 из 6; связана с умением понять собеседника с через сопереживание, и постановку себя на место собеседника; 3) эмоциональный канал, - его коэффициент 3,06 из 6; описывает умение входить в эмоциональный контакт с окружающими, сопереживать, помогать, через включение в энергетическое пространство партнера.

По остальным каналам эмпатии у опрошенных студентов были отмечены более низкие показатели: 1) рациональный канал, отвечающий за направленность внимания, мышления и восприятия человека на состояние, настроение, поведение

или проблемы другого человека; значение - 2,34 балла из 6 возможных; 2) интуитивный канал, позволяющий человеку действовать на фоне имеющегося опыта, на уровне подсознания (интуиции) в процессе проявления эмпатии; значение - 2,25 балла; 3) установки, способствующие эмпатии, к которым можно отнести закрытость, излишний самоконтроль, конформизм и другие; значение - 2,88 балла.

Таким образом, мы видим, что в большей степени у студентов развито эмотивное личностное восприятие мира и человеческих взаимоотношений. Такое мировидение и мирочувствование свойственно представителям профессий, постоянно взаимодействующих с людьми (педагоги, психологи, врачи и др.), что является хорошим показателем для рассматриваемой группы. Однако развитие рационального и интуитивного канала эмпатии, а также установок, способствующих ей, не будет лишним вектором развития для этих студентов.

На основе результатов по методике Б. Уайнхольда нами были выделены 4 группы студентов с разной степенью склонности к созависимым отношениям. В первую группу вошли испытуемые с очень высокой степенью склонности к созависимым отношениям, их количество - 3% студентов (1 человек). Вторая группа включает студентов с высокой степенью склонности к созависимым отношениям, и это - 50% респондентов (16 человек). Третью группу составили испытуемые со средней степенью склонности к созависимым и контрзависимым отношениям, их количество - 38% студентов (12 человек). В четвертой группе оказались студенты с очень малым количеством созависимых отношений, это -9% респондентов (3 человека).

Таким образом, эмпирические данные показали наличие проблемы созависимости и созависимых отношений в студенческой среде. Для дальнейшей работы мы объединили первую и вторую группы студентов (испытуемых с очень высокой и высокой склонностью к созависимости) и условно назвали ее «испытуемые с высокой степенью к созависимости» (далее - ИСВСС). В нее вошли 53% студентов (17 человек). Третья и четвертая группы (испытуемые со средней степенью склонности к созависимым отношениям и испытуемые, у которых отмечается очень мало созависимых отношений) также были объединены нами под названием «испытуемые с низкой склонностью к созависимости» (далее -ИСНСС). В этой группе оказалось 47% студентов (15 человек).

Рассмотрим показатели по методике В.В. Бойко в группах ИСВСС и ИСНСС. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей по методике В.В. Бойко в группах ИСВСС и ИСНСС

ИСВСС ИСНСС

Рациональный канал 2,28 1,8

Эмоциональный канал 3,65 2,4

Интуитивный канал 2,65 1,8

Установки, способствующие эмпатии 3 2,73

Приникающая способность 2,47 3,87

Идентификация в эмпатии 3,18 2,93

В группе ИСВСС выявлены наиболее высокие результаты по всем эмпатийным каналам, кроме «проникающей способности в эмпатии», которая больше свойственна группе ИСНСС.

Анализ показателей развития эмпатии в группах ИСВСС и ИСНСС показал, что: 1) у ИСВСС более всего развиты эмоциональный канал эмпатии (3,65), идентификация в эмпатии (3,18) и установки, способствующие эмпатии (3), далее идут: интуитивный канал в эмпатии (2,65), проникающая способность (2,47) и рациональный канал (2,28); 2) у ИСНСС высокие показатели отмечены только по шкале проникающей способности (3,87), далее иерархия выглядит следующим образом: идентификация в эмпатии (2,93), установки, способствующие эмпатии (2,73), эмоциональный канал в эмпатии (2,4), рациональный и интуитивный каналы эмпатии (каждый по 1,8).

Таким образом, полученные нами результаты подтверждают нашу гипотезу о взаимосвязи уровня эмпатийности человека и его склонности к созависимым моделям отношений. Исходя из полученных нами данных, мы видим прямую зависимость: ИСВСС показывают более высокие показатели развития эмпатических способностей в сравнении с ИСНСС. Возможно, способность к эмпатии есть некий предиктор склонности личности к созависимым отношениям, однако точно утверждать данный факт мы не можем, так как оно требует более глубокого исследования, рассмотрения и иных параметров (например, самооценки, Я-концепции и др.). Тем не менее, гипотеза нашего исследования подтверждена, взаимосвязь между способностью к эмпатии и склонностью к созависимым отношениям выявлена, что подтверждает, что у людей с разным уровнем склонности к созависимости можно выделить некоторые особенности в проявлении эмпатии.

Выводы. В работе авторы раскрыли содержание ключевых понятий («эмпатия» и «созависимость»). Эмпатия - это умение человека понимать чувства и потребности другого человека, аффективная взаимосвязь с собеседником, способствующая реализации возможности разделение состояние другого человека или группы. Созависимость - это патологическое состояние человека, характеризующееся поглощенностью и какой-либо зависимостью от другого человека.

Гипотеза о взаимосвязи данных явлений была проверена в рамках экспериментального исследования, проведенного с помощью методики В.В. Бойко и методики Б. Уайнхолда.

В ходе экспериментального исследования установлено следующее:

1. Уровень развития эмпатии у испытуемых соответствует в основном низкому и заниженному.

2. Наиболее развиты у студентов: проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии и эмоциональный канал эмпатии.

3. Наименее развиты у студентов интуитивный и рациональный каналы эмпатии.

4. Рассмотрение уровня склонности студентов к созависимым моделям отношений подтвердило актуальность данной проблемы. У большей части испытуемых отмечена высокая склонность к созависимости.

5. Сопоставление показателей развития эмпатии у испытуемых с низкой склонностью к созависимым моделям отношений и испытуемых с высокой склонностью к созависимым отношениям подтвердили гипотезу авторов о взаимосвязи эмпатийных умений и склонности к созависимости.

Таким образом, у молодых людей с разным уровнем склонности к созависимости можно выделить некоторые особенности в проявлении эмпатии.

Литература:

1. Артемцева, Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект / Н.Г. Артемцева. - Москва: РИО МГУДТ, 2012. - 222 с.

2. Винников Л.И. Созависимость как психологический феномен / Л.И. Винников // Достижения науки и образования. - 2019. - №. 9-1 (50). - С. 40-41.

3. Долгова В.И. Эмпатия / В. И. Долгова, Е.В. Мельник. - Москва. Изд-во «Перо», 2014. - 185 с.

4. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): автореферат дис. д-ра психол. наук / Ильдар Масгудович Юсупов. - Санкт-Петербург, 1995. - 30 с.

Психология

УДК 159.972

кандидат психологических наук, доцент Дунаева Наталья Ивановна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); аспирант, психолог Баранова Юлия Михайловна Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); психолог Филина Татьяна Викторовна

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТУКТИВНОЙ АГРЕССИИ НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «КОЛУМБАЙН»

Аннотация. В статье представлен опыт организации профилактической работы с проблемой деструктивной агрессии студентов университета. Представлены методы диагностики склонности к деструктивной агрессии, используемые Центром социально-психологического сопровождения студентов ННГУ. Данные методики используются для выявления группы риска обучающихся первого курса, требующих повышенного психолого-педагогического внимания. В статье поставлена проблема необходимости разработки комплексных профилактических мер, проектирования профилактических программ в условиях образовательных учреждений по распознаванию и предупреждению деструктивной агрессии. Проблема вхождения в деструктивные молодежные субкультуры рассматривается разными специалистами: политологами, социологами, психологами, психиатрами, криминалистами. В литературе описывается история происхождения явления «колумбайн», приводится описание фактов совершения данных преступлений, признаков, причин, мотивов, и все они сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к решению этой проблемы. Авторы отмечают необходимость систематизации признаков, ключевых вербальных и визуальных маркеров, которые позволят выявить потенциальных колумбайнеров. К признакам истинного «колумбайна» относятся такие признаки как как подражание основоположникам и продолжателям этой субкультуры через копирование имиджа; наличие (псевдо)идеологических установок, провозглашение себя «богом», а всех остальных - «биомусором». В статье поставлена проблема необходимости разработки комплексных профилактических мер, проектировании профилактических программ в условиях образовательных учреждений по распознаванию, предупреждению и противодействию данному деструктивному движению. Важными элементами профилактических программ являются: социально-психологическое тестирование на предмет склонности к деструктивной агрессии, разработка стратегии работы с потенциальными деструктивными агрессорами, организация межведомственного взаимодействия специалистов из числа силовых структур, разработка программы профилактики деструктивной агрессии для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: деструктивная агрессия, Колумбайн, суицидальное поведение, депрессия, студенты.

Annotation. The article presents the experience of organizing preventive work with the problem of destructive aggression of university students. The methods of diagnostics of the tendency to destructive aggression used by the Center for Socio-Psychological Support of students of UNN are presented. These methods are used to identify the risk group of first-year students who require increased psychological and pedagogical attention. The article raises the problem of the need to develop comprehensive preventive measures, design preventive programs in educational institutions for the recognition and prevention of destructive aggression. The problem of entering destructive youth subcultures is considered by various specialists: political scientists, sociologists, psychologists, psychiatrists, criminologists. The literature describes the history of the origin of the Columbine phenomenon, describes the facts of the commission of these crimes, signs, causes, motives, and they all agree that a comprehensive approach to solving this problem is needed. The authors note the need to systematize the signs, key verbal and visual markers that will identify potential columbineers. The signs of a true "Columbine" include such signs as imitation of the founders and successors of this subculture through copying the image; the presence of (pseudo)ideological attitudes, proclaiming oneself as "god", and all others as "biomusor". The article raises the problem of the need to develop comprehensive preventive measures, design preventive programs in educational institutions to recognize, prevent and counteract this destructive movement. Important elements of preventive programs are: socio-psychological testing for a tendency to destructive aggression, development of a strategy for dealing with potential destructive aggressors, organization of interdepartmental interaction of specialists from among law enforcement agencies, development of a program for the prevention of destructive aggression for all participants in the educational process.

Key words: destructive aggression, Columbine, suicidal behavior, depression, students.

Введение. Проблема деструктивной агрессии в молодежной среде является одной из наиболее обсуждаемой в современном обществе. Поведенческими маркерами деструктивной агрессии являются склонность к разрушительным действиям или фантазиям, проявление интереса к деструктивной идеологии с обесцениванием других, цинизм. Молодежь как определенная социально-психологическая группа, с ее возрастными особенностями, характеристиками является наиболее уязвимой к воздействию деструктивного дискурса. В этот период происходит социальное самоопределение во всех сферах жизнедеятельности, поиск своего места в профессиональной и личной жизни, желание самореализовываться.

Основным источником формирования деструктивности, как отмечает В.О. Карпов [7], является феномен субкультуризации молодежи, когда молодое поколение, не получившее доступ к общественным благам по причине недостаточной социализации, чутко реагируют на созданные деструктивные субкультуры со своими нормами, ценностями. В силу разных причин, институциональные каналы самореализации, связанные с общественно полезной деятельностью, доступны не для всей молодежи.

В современном мире молодые люди являются активными пользователями социальных сетей, в которых распространяются деструктивные культы и сообщества. Формирование новой идентичности сопряжено с рисками внедрения в сознание молодых людей деструктивных ценностей и взглядов, которые транслируются через Интернет [9, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.