Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галинская Татьяна Николаевна, Хромова Екатерина Владимировна

Статья посвящена сравнительному анализу систем профессиональной ориентации в школах Европы, Азии и Америки с целью разработки рекомендаций по организации профориентации в российской средней школе с учетом передового опыта зарубежных стран. Выявленные тенденции (обязательность профориентации в рамках образовательной программы, наличие возможности у подростков попробовать себя в той или иной сфере профессиональной деятельности, оформление индивидуального портфолио каждым обучающимся) обусловливают успешное формирование у подростков способности сделать осознанный выбор будущей профессии. Особое внимание в зарубежном образовании уделяется формированию у подростков самостоятельности и умению объективно оценивать себя, что является важным качеством личности, обеспечивающим ее адекватное поведение в меняющихся условиях. Учитывая прогрессивный опыт, описанный в зарубежных исследованиях последнего десятилетия, авторы формулируют следующие рекомендации по организации профориентационной работы в российской школе. Во-первых, реализация профориентации в рамках специального обязательного предмета уже на этапе основного общего образования. Во-вторых, на уроке профконсультант должен научить подростка определять род занятия в соответствии со своими возможностями, изучать современный рынок труда в сопоставлении со своим внутренним потенциалом, а также обеспечить ему возможность «примерять» на себя различные профессии с обязательным самоанализом результатов «примерки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галинская Татьяна Николаевна, Хромова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF CAREER GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN: FOREIGN EXPERIENCE

The article is devoted to a comparative analysis of career guidance systems in schools of Europe, Asia and America in order to develop recommendations for the organization of vocational guidance in Russian secondary schools, taking into account the best practices of foreign countries. The identified trends (mandatory career guidance within the framework of the educational program, the opportunity for adolescents to try out different professions, individual portfolios) help adolescents to make a deliberate choice of a future profession. Foreign education is particularly aimed at the formation of independence and the ability to objectively evaluate oneself, which is an important quality of a person that ensures their appropriate behavior in changing conditions. Taking into account the progressive experience described in foreign studies of the last decade, the authors formulate the following recommendations for the organization of career guidance in Russian schools. Firstly, the implementation of career guidance within the framework of a special compulsory subject at the stage of high school education. Secondly, in class the career counselor should teach the teenager to determine the type of occupation in accordance with his or her abilities, study the modern labor market in comparison with his or her internal potential, and also provide the teenager with the opportunity to “try on” various professions with further analysis of the results.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 37.047(100) DOI 10.37972/chgpu.2022.115.2.022

Т. Н. Галинская, Е. В. Хромова

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу систем профессиональной ориентации в школах Европы, Азии и Америки с целью разработки рекомендаций по организации профориентации в российской средней школе с учетом передового опыта зарубежных стран. Выявленные тенденции (обязательность профориентации в рамках образовательной программы, наличие возможности у подростков попробовать себя в той или иной сфере профессиональной деятельности, оформление индивидуального портфолио каждым обучающимся) обусловливают успешное формирование у подростков способности сделать осознанный выбор будущей профессии. Особое внимание в зарубежном образовании уделяется формированию у подростков самостоятельности и умению объективно оценивать себя, что является важным качеством личности, обеспечивающим ее адекватное поведение в меняющихся условиях. Учитывая прогрессивный опыт, описанный в зарубежных исследованиях последнего десятилетия, авторы формулируют следующие рекомендации по организации профориентационной работы в российской школе. Во-первых, реализация профориентации в рамках специального обязательного предмета уже на этапе основного общего образования. Во-вторых, на уроке профконсультант должен научить подростка определять род занятия в соответствии со своими возможностями, изучать современный рынок труда в сопоставлении со своим внутренним потенциалом, а также обеспечить ему возможность «примерять» на себя различные профессии с обязательным самоанализом результатов «примерки».

Ключевые слова: профессиональная ориентация, подростки, выбор профессии, зарубежный опыт, российское образование

T. N. Galinskaya, E. V. Khromova

PROBLEM OF CAREER GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN: FOREIGN EXPERIENCE

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia

Abstract. The article is devoted to a comparative analysis of career guidance systems in schools of Europe, Asia and America in order to develop recommendations for the organization of vocational guidance in Russian secondary schools, taking into account the best practices of foreign countries. The identified trends

(mandatory career guidance within the framework of the educational program, the opportunity for adolescents to try out different professions, individual portfolios) help adolescents to make a deliberate choice of a future profession. Foreign education is particularly aimed at the formation of independence and the ability to objectively evaluate oneself, which is an important quality of a person that ensures their appropriate behavior in changing conditions. Taking into account the progressive experience described in foreign studies of the last decade, the authors formulate the following recommendations for the organization of career guidance in Russian schools. Firstly, the implementation of career guidance within the framework of a special compulsory subject at the stage of high school education. Secondly, in class the career counselor should teach the teenager to determine the type of occupation in accordance with his or her abilities, study the modern labor market in comparison with his or her internal potential, and also provide the teenager with the opportunity to "try on" various professions with further analysis of the results.

Keywords: career guidance, teenagers, choice of occupasion, foreign experience, Russian education

Введение. Предметом нашего исследования явились вопросы, связанные с формированием у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору будущей профессии, что предполагает планирование, корректировку и реализацию своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку [1, с. 46]. Цель исследования заключается в сравнительном изучении отечественного и зарубежного опыта организации профориентации для формулирования рекомендаций по предупреждению затруднений, с которыми сталкиваются большинство подростков при решении проблемы самого главного для них выбора - профессионального пути.

Актуальность исследуемой проблемы. Наступившие времена, обусловленные бурным научно-техническим прогрессом, глобальным волнообразным экономическим кризисом, цифровизацией, а также пандемией COVID, повлекшей изоляцию между странами, поставили практически неразрешимую проблему перед подростками и их родителями -как в таких условиях выбирать ключевой компонент жизненного пути, каким является профессия? Какие факторы стоит учитывать, а на что не нужно обращать внимание, где искать помощь и совет - на все эти вопросы должна, по сути, ответить профориентация, которая в школе служит для того, чтобы ознакомить подростков с современным рынком труда, помочь им узнать свои способности и соотнести получаемую информацию со своими возможностями [19, p. 20]. В российских школах профориентационная работа проводится педагогическим коллективом в процессе учебной деятельности (на уроках), внеклассной работы (организация различных кружков и секций для учащихся) и внешкольной деятельности (профориентационные мероприятия) [4, с. 13]. Е. В. Дианина отмечает, что важным отличием системы школьной профориентации зарубежных стран от российской является то, что за рубежом эта работа проводится дипломированными профконсультантами (профсоветниками), к которым предъявляются высокие квалификационные требования [4, с. 13-14]. И тот факт, что, согласно данным РИА Новости, в нашей стране высок процент выпускников вузов (более 40 %), разочарованных избранной профессией еще на студенческой скамье, но вовремя не принявших меры по переходу в другой вуз (https://ria.ru/20190902/ 1558146808.html), свидетельствует о том, что качество профориентационной работы в нашей школе еще далеко от идеала, что актуализирует наше исследование.

Материал и методы исследования. Сравнительный анализ систем профориентации различных стран Европы, Азии и Америки осуществлялся на материале публикаций из ведущих рецензируемых изданий за последнее десятилетие. Дефиниционный анализ позволил рассмотреть понятие «профориентация» с точки зрения зарубежных исследователей. Так, Национальная ассоциация профессионального консультирования США определяет профориентацию как процесс содействия людям в выборе будущей сферы деятельности,

подготовке к ней и ее осуществлении. Согласно ассоциации, главная цель профориентации - помочь сделать профессиональный выбор, который удовлетворял бы потребности и интересы человека [19, p. 21].

Профессор одного из университетов Нидерландов, М. Куиджперс, отмечает в своей работе, что школе уже недостаточно быть местом, где детей знакомят с миром профессий и обучают различным навыкам [14, p. 493]. Школа также должна готовить подростков к реалиям современного мира, где люди часто меняют место работы, а многие -и сферу деятельности. Выпускники должны быть готовы обучаться всю жизнь.

М. Куиджперс также обращает внимание на то, что эффективное развитие получаемых в школе профессиональных навыков более возможно в так называемой «профориентационной среде», которая включает в себя следующие компоненты: 1) возможность у школьников получить реальный опыт работы; 2) обсуждение своих успехов с педагогами и построение профессиональных планов; 3) индивидуальный подход в обучении. Проба своих сил в той или иной сфере деятельности дает детям возможность визуализировать свое вероятное будущее профессиональное «я» [15]. Обсуждение своих успехов придает некий смысл полученному опыту; дети анализируют свои эмоции, связанные с выполнением какой-либо работы, и делают определенные выводы [16]. Разумеется, реализация первых двух компонентов невозможна без применения индивидуального подхода в обучении.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ систем профориентации различных стран Европы, Азии и Америки позволил нам выделить три ключевые тенденции в организации профориентационной работы со школьниками.

Первая тенденция заключается в том, что профориентация выступает обязательной частью образовательной программы школы. Так, в Нидерландах профессиональные навыки (познание необходимых качеств для той или иной сферы деятельности, выделение мотивов, изучение профессии, умение контролировать свою профессиональную деятельность, нетворкинг) входят в учебную программу школ [14, p. 490]. В Канаде в школьном расписании есть предмет под названием «Планирование карьеры», на котором подростки получают необходимые для поступления в высшее учебное заведение навыки: заполнение анкеты, составление портфолио, прохождение собеседования и т. д. [9, с. 154]. В Финляндии профориентация также является обязательным элементом школьной программы, и на нее выделено 76 часов для 7-9-х классов [20, p. 129]. Кроме того, обучающиеся имеют право на получение профориентационных услуг в течение одного года после окончания учебы.

Вторая тенденция, которую мы отметили, - возможность у подростков попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Это является отличительной чертой американской системы профориентации: школьники имеют возможность получить реальный опыт работы [7, с. 32]. Школы Финляндии также обязаны организовывать для учеников 7-9-х классов профессиональную практику с целью их самоопределения и трудового воспитания. Интересен тот факт, что, несмотря на обязательность уроков по профориентации, отметки по этой дисциплине не выставляют [20, p. 132]. Вместо этого обучающиеся проводят самооценку своей деятельности и дают обратную связь по проводимым с ними мероприятиям. Подростки размышляют о своем прогрессе, обсуждая его с учителем, учатся оценивать свой потенциал, ресурсы, навыки, способность действовать и умение работать в команде. Ученикам объясняют, как их ценности, убеждения и близкие люди могут повлиять на выбор и решение. Отдельно стоит отметить идею создания мини-предприятий в английских школах, где обучающиеся могут погрузиться в тот или иной вид деятельности [11, с. 82]. В лицеях Франции организуют практическое знакомство с различными профессиями, и в расписании обязательно стоят стажировки на предприятиях [10, с. 357].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают мероприятия по профессиональному определению обучающихся, которые проводят в школах Японии психологи и учителя с помощью метода под названием <^-тест» [12, с. 137]. Его суть состоит в том, что каждый год подростки пробуют себя в различных сферах деятельности всех типов: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами и художественными образами. За три года у обучающихся есть возможность пройти 48 профессиональных проб. Полученный опыт учителя и психологи оценивают по пятибалльной шкале, а сами подростки проводят самоанализ. Далее результаты оценки сравнивают и определяют индекс самооценки каждого школьника, на основе которого выстраивают индивидуальную программу по формированию профессиональных навыков. Когда дети заканчивают школу, у них есть четкое представление о том, чем они хотят заниматься. Важно отметить и то обстоятельство, что государство в Японии активно финансово поддерживает мероприятия по профессиональному самоопределению [5, с. 155], так как у выпускника больше шансов получить работу на каком-либо предприятии или компании, если он прошел все профессиональные пробы в школе. Школьникам хорошо известно, что работодатели обращают внимание на этот факт, так как им нужны работники, осознанно сделавшие свой выбор.

Квалифицированные рабочие различных предприятий обучают китайских школьников умениям и навыкам, необходимым для получения рабочего места в будущем [6, с. 218].

В системе образования Швеции есть специальная программа «Куда шагать по жизненной лестнице», предусматривающая практику и состоящая из нескольких направлений: 1) изучение личности школьников, их склонностей, способностей и интересов; 2) знакомство обучающихся с миром профессий и путями их овладения; 3) определение будущей профессиональной сферы деятельности посредством индивидуальных консультаций; 4) первичное получение навыков в ходе дополнительного образования и летней практики [3].

Несмотря на высокую значимость наличия практики в процессе профессиональной ориентации, этого не всегда достаточно для достижения поставленной цели. Профессоры Портман, Нелен, де Грип, Ньивенхейс и Киршнер отмечают, что нет никаких доказательств развития у обучающихся каких-либо профессиональных качеств [13, p. 290]. Это происходит потому, что профконсультанты и руководители рабочих практик в большинстве случаев никак не взаимодействуют друг с другом. Для более высоких результатов школа и рабочая организация должны работать сообща: разрабатывать план практики, составлять списки необходимых приобретаемых навыков, обсуждать проделанную работу вместе с учеником.

И, наконец, третья тенденция в зарубежной системе профориентации - наличие индивидуального портфолио у каждого обучающегося. В школах США консультант знакомит детей с миром профессий, проводит с ними беседы, тестирование, анкетирование и всю полученную информация заносит в досье каждого ученика, на основе которого строит индивидуальные планы профессионального развития [7, с. 32]. В Германии у каждого обучающегося есть так называемая «индивидуальная рабочая тетрадь», куда записывают все результаты исследований, опираясь на которые специалисты проводят консультации с подростками [8, с. 187]. Помимо этого, в данной тетради фиксируют информацию о семье, интересах и профессиональных склонностях обучающегося. В Великобритании в школе также для выпускников составляют досье, где прописано, какие профессии им подходят, исходя из их особенностей и интересов [11, с. 82].

Зарубежный опыт в области профориентации свидетельствует о прямой зависимости между ее включением в школьную программу и успехом выпускников школ как во время обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности [18]. Кроме того, замечено, что профориентация напрямую связана с благополучием личности подростка, достигаемым

путем эмоциональной поддержки со стороны профконсультантов, повышения его уверенности и компетентности, создания оптимистичного настроя через определение будущих целей и профессиональной сферы деятельности [17, p. 259]. Эти положения легли в основу сформулированных нами рекомендаций по организации профориентационной работы в российской школе. Во-первых, профориентация должна стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, что может быть успешно реализовано только в рамках специального факультатива, а лучше всего - обязательного предмета, который можно назвать «Профориентация» и который важно внедрить уже на этапе основного общего образования - начиная с 8-го класса, когда у школьников еще достаточно времени для «поиска себя» [2, с. 98], поскольку традиционно в российской школе об этом начинают думать только в старших классах, когда уже, собственно говоря, поздно. Во-вторых, содержательно подобная дисциплина должна последовательно решать следующие задачи:

1) определение подростком рода занятия в соответствии со своими возможностями;

2) изучение подростком современного рынка труда и сопоставление со своим внутренним потенциалом, необходимым для освоения профессии; 3) организация для подростка «примерочных профессий» с обязательным самоанализом результатов «примерки». Весь этот путь подросток должен пройти самостоятельно, но под контролем специально подготовленных психологов (которых в российских вузах пока не готовят), с тем чтобы на момент принятия решения собранное на самого себя досье помогло ему сделать аргументированный выбор своего профессионального пути.

Выводы. Предпринятое нами исследование систем организации профориентаци-онной работы со школьниками в зарубежных странах позволило решить следующие задачи: определение ключевых тенденций зарубежного образования в контексте профориентации (обязательность в образовательной программе школы, практическая направленность профориентации, индивидуальный подход к планированию траектории профессионального развития каждого подростка), а также формулирование положений рекомендательного характера для организации продуктивной профориентационной работы в российской средней школе на этапе основного общего образования для обеспечения максимально осознанного выбора профессии подростком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева С. Д. Об актуальности проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. тр. Института психологии. - Екатеринбург, 2013. - С. 45-49.

2. Галинская Т. Н., Рощупкина Е. И. Профориентационный потенциал второго иностранного языка в школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Вып. 71. - Ч. 1. - С. 97-100.

3. Гриншпун С. С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции // Педагогика. - 2007. -№ 3. - С. 71-78.

4. Дианина Е. В. Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ // Социодинамика. - 2017. - № 3. - С. 10-17.

5. Кучерова С. И. Применение японской системы профориентации в российской действительности // Профнавигация молодежи : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. 2018. - Краснодар, 2018. - С. 152-158.

6. Миронова С. Х., Скрипкина И. А. Истоки и настоящее: профессиональная ориентация населения за рубежом // Профнавигация молодежи : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. 2018. - Краснодар, 2018. - С. 216-221.

7. Морозова М. В. Профессиональная ориентация на старшей ступени общеобразовательной школы США как залог успешного профессионального самоопределения // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. - 2012. - № 4(8). - С. 31-34.

8. Папкова Н. Е., Багрова Н. В. Профориентация школьников: российский и зарубежный опыт // Уч. зап. рос. гос. социал. ун-та. - 2017. - № 5 (144). - С. 183-191.

9. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. - 2015. -№ 1(120). - С. 151-165.

10. Турчина Л. А. Особенности профориентации учащейся молодежи в зарубежных странах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2013. - № 1. - С. 216-227.

11. Черникова Л. В. Методология современной профориентации за рубежом // Вестник института экономических исследований. - 2019. - № 3(15). - С. 80-87.

12. Чугунова В. А. Профессиональная ориентация в школах Японии // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект : сб. ст. науч.-практ. конф. - Армянск, 2017. - С. 136-140.

13. Effecten van lerenenwerken in het mbo: Een review studie / C. L. Poortman et al. // Pedagogische Studien. -2012. - № 8. - P. 288-306.

14. Kuijpers M. Career guidance in collaboration between schools and work organisations // British Journal of Guidance & Counselling. - 2018. - Vol. 47, № 4. - P. 487-497. - DOI: 10.1080/03069885.2018.1548007.

15. Pizzolato J. E. Impossible selves: Investigating student's persistence decisions when their career-possible selves border on impossible // Journal of Career Development. - 2007. - № 33(3). - P. 201-223.

16. Reid H., Bimrose J., Brown A. Prompting reflection and learning in career construction counseling // Journal of Vocational Behavior. - 2016. - № 97. - P. 51-59. - DOI: 10.1016/j.jvb.2016.07.013

17. Robertson P. J. The well-being outcomes of career guidance // British Journal of Guidance & Counselling. - 2013. - Vol. 41, № 3. - P. 254-266. - DOI: 10.1080/03069885.2013.773959.

18. TeWierik M. L. J. Vocational career guidance in Dutch higher vocational education: An educational and cost-benefit analysis (PhD thesis). - Amsterdam, 2018. - 196 p.

19. Thenmozhi C. Vocational Guidance and its Strategies // Shanlax International Journal of Education. -2018. - Vol. 7, № 1. - P. 20-23. - DOI: 10.5281/zenodo.2545060.

20. Toni A., Vuorinen R. Lifelong Guidance in Finland: Key Policies and Practices // Career and Career Guidance in the Nordic Countries. - 2020. - Vol. 9. - P. 127-143. - DOI: 10.1163/9789004428096_009.

Статья поступила в редакцию 10.03.2022 REFERENCES

1. Vorob'eva S. D. Ob aktual'nosti problemy professional'noj orientacii i professional'nogo samoopredeleniya // Aktual'nye problemy psihologii lichnosti : sb. nauch. tr. Instituta psihologii. - Ekaterinburg, 2013. - S. 45-49.

2. Galinskaya T. N., Roshchupkina E. I. Proforientacionnyj potencial vtorogo inostrannogo yazyka v shkole // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2021. - Vyp. 71. - Ch. 1. - S. 97-100.

3. Grinshpun S. S. Podgotovka uchashchihsya k zhizni i trudu v shkolah Shvecii // Pedagogika. - 2007. - № 3. -S. 71-78.

4. Dianina E. V. Rossijskaya i zarubezhnye sistemy upravleniya professional'noj orientaciej uchashchejsya mo-lodezhi: sravnitel'nyj analiz // Sociodinamika. - 2017. - № 3. - S. 10-17.

5. Kucherova S. I. Primenenie yaponskoj sistemy proforientacii v rossijskoj dejstvitel'nosti // Profnavigaciya molodezhi : sb. materialov I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2018. - Krasnodar, 2018. - S. 152-158.

6. Mironova S. H., Skripkina I. A. Istoki i nastoyashchee: professional'naya orientaciya naseleniya za rubezhom // Profnavigaciya molodezhi : sb. materialov I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2018. - Krasnodar, 2018. - S. 216-221.

7. Morozova M. V. Professional'naya orientaciya na starshej stupeni obshcheobrazovatel'noj shkoly SShA kak zalog uspeshnogo professional'nogo samoopredeleniya // Aktual'nye problemy professional'noj pedagogiki. - 2012. -№ 4(8). - S. 31-34.

8. Papkova N. E., Bagrova N. V. Proforientaciya shkol'nikov: rossijskij i zarubezhnyj opyt // Uch. zap. ros. gos. social. un-ta. - 2017. - № 5 (144). - S. 183-191.

9. Tolstoguzov S. N. Opyt proforientacionnoj raboty za rubezhom // Obrazovanie i nauka. - 2015. - № 1(120). -S. 151-165.

10. Turchina L. A. Osobennosti proforientacii uchashchejsya molodezhi v zarubezhnyh stranah // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya. - 2013. - № 1. -S. 216-227.

11. Chernikova L. V. Metodologiya sovremennoj proforientacii za rubezhom // Vestnik instituta ekonomicheskih issledovanij. - 2019. - № 3(15). - S. 80-87.

12. Chugunova V. A. Professional'naya orientaciya v shkolah Yaponii // Problemy i perspektivy povysheniya kachestva obrazovatel'nyh uslug na osnove innovacij: regional'nyj aspekt : sb. st. nauch.-prakt. konf. - Armyansk, 2017. - S. 136-140.

13. Effecten van lerenenwerken in het mbo: Een review studie / C. L. Poortman et al. // Pedagogische Studien. -2012. - № 8. - P. 288-306.

14. Kuijpers M. Career guidance in collaboration between schools and work organisations // British Journal of Guidance & Counselling. - 2018. - Vol. 47, № 4. - P. 487-497. - DOI: 10.1080/03069885.2018.1548007.

15. Pizzolato J. E. Impossible selves: Investigating student's persistence decisions when their career-possible selves border on impossible // Journal of Career Development. - 2007. - № 33(3). - P. 201-223.

16. Reid H., Bimrose J., Brown A. Prompting reflection and learning in career construction counseling // Journal of Vocational Behavior. - 2016. - № 97. - P. 51-59. - DOI: 10.1016/j.jvb.2016.07.013

17. Robertson P. J. The well-being outcomes of career guidance // British Journal of Guidance & Counselling. - 2013. - Vol. 41, № 3. - P. 254-266. - DOI: 10.1080/03069885.2013.773959.

18. TeWierik M. L. J. Vocational career guidance in Dutch higher vocational education: An educational and cost-benefit analysis (PhD thesis). - Amsterdam, 2018. - 196 p.

19. Thenmozhi C. Vocational Guidance and its Strategies // Shanlax International Journal of Education. -2018. - Vol. 7, № 1. - P. 20-23. - DOI: 10.5281/zenodo.2545060.

20. Toni A., Vuorinen R. Lifelong Guidance in Finland: Key Policies and Practices // Career and Career Guidance in the Nordic Countries. - 2020. - Vol. 9. - P. 127-143. - DOI: 10.1163/9789004428096_009.

The article was contributed on March 10, 2022

Сведения об авторах

Галинская Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры ро-мано-германской филологии и методики преподавания иностранного языка Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7260-9144, galinskaya2012@gmail.com

Хромова Екатерина Владимировна - магистрант Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8452-9571, flex4rever@gmail.com

Author Information

Galinskaya, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Romano-Germanic Philology and Foreign Language Teaching Methods, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, https://orcid.org/0000-0002-7260-9144, galinskaya2012@gmail.com

Khromova, Ekaterina Vladimirovna - Master's Degree Student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, https://orcid.org/0000-0002-8452-9571, flex4rever@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.