ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 369:373.1
Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
Zheleznova E.A., 4d year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova G.A., 4d year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
Sychyova O.А., 5th year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF FUTURE SOCIAL WORKERS' PROFESSIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF THE ENVIRONMENT APPROACH. The article deals with professional identity problems of students pursuing a bachelor's degree in Social Work from the point of view of features of the environment, in which their further professional activity will proceed. In spite of the fact that the environment approach has been applied in social research for a long time, in such branch of knowledge as social work its advantages have been studied insufficiently. The scientific novelty and the importance of this research are that the group of researchers continue to study the contents of this approach in more detail. The paper analyzes the influence of the environment approach for disclosure of particular aspects of the professional identity. Much attention is given to the introduction of bachelor students into the specifics of their future professional activity during their work practice.
Key words: environment approach, professional identity, social work, social environment, professional activity, work practice.
В.В. Завражнов, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, сервиса и туризма, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
Е.А. Железнова, студентка 4 курса, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
Г.А. Романова, студентка 4 курса, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
О.А. Сычева, студентка 5 курса, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Социальная работа» с точки зрения особенностей той среды, в которой будет протекать их дальнейшая профессиональная деятельность. Несмотря на то, что в социальных исследованиях средовой подход применяется достаточно давно, в такой отрасли знания как «Социальная работа» его возможности изучены пока недостаточно, чем обусловлены научная новизна и значимость данного исследования. Основное содержание работы составляет анализ возможностей использования средового подхода для раскрытия отдельных аспектов профессионального самоопределения. Значительное внимание уделяется проблеме введения студентов-бакалавров в среду их будущей профессиональной деятельности в ходе производственной практики.
Ключевые слова: средовой подход, профессиональное самоопределение, социальная работа, социальная среда, профессиональная деятельность, производственная практика.
Использование средового подхода в современных гуманитарных исследованиях связано с необходимостью выявления места и роли личности в системе объектов, условий и возможностей, задающих текущую ситуацию её деятельности. Данный подход позволяет эффективно раскрыть значение характеристик среды для развития личности, роль индивида как активно-
го субъекта отношений и возможности управления средой для активизации тех или иных процессов. Центральной проблемой данного исследования является выявление особенностей среды, в которой разворачивается деятельность социального работника и изучение аспектов профессионального самоопределения будущих социальных работников с точки зрения средового подхода.
В современных философских исследованиях (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Родионов, В.А. Якунин и др.) средовой подход основывается на изучении окружающей действительности как сложноорганизованной системы, включающей отношения предметного и личностного характера [1]. Важным компонентом философской трактовки среды оказывается ее разделение на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя среда характеризуется большей определенностью элементов и отношений между ними, что позволяет рассматривать ее как некое целостное единство, имеющее определенные границы. Внешняя среда не имеет явно выраженных границ, а связи её элементов и отношения между ними не настолько определенны как в случае с внутренней средой.
В социальных науках (Ю.Н. Кулюткин, Л.И. Новикова, Т. Парсонс, И. Тэн и др.) средовой подход основывается на качественной неопределенности среды, многообразии её феноменов, высокой динамичности, подвижности ее границ. По сути, в социальных исследованиях средовой подход связан с изучением окружения личности, больших и малых социальных групп. В понятие «окружение» включается предметная среда; отношения между субъектами деятельности; условия, в которых разворачивается деятельность; нормы и принципы, регулирующие отношения; возможности развития среды и действующих в ней субъектов [2]. Ш.К. Ханнанов делит совокупность концепций социальной среды на две группы: антропоцентрические и эко-центрические. С точки зрения антропоцентрических концепций социальная среда заключает в себе совокупность возможностей, полнота реализации которых зависит от активности субъектов этой среды. С позиции экоцентрических концепций социальная среда через систему норм и правил задает условия, которыми определяется деятельность субъектов [3].
В психолого-педагогических исследованиях (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов и др.) среда рассматривается как сложное социально-психологическое явление, характеризующееся целостностью, и включающее совокупность условий развертывания различных сфер человеческой жизнедеятельности, изменения и развития субъекта [4].
Анализ существующих концепций среды, представленных в различных отраслях знания, позволяет утверждать, что средовой подход в настоящее время является одним из наиболее востребованных в науках об обществе и человеке, однако возможности его применения в отдельных дисциплинах изучены не в полной мере. Целесообразность рассмотрения проблем социальной работы в контексте средового подхода, на наш взгляд, определяется тем, что среда, в которой протекает профессиональная деятельность социальных работников, отличается особыми характеристиками, изучение которых позволит более эффективно организовывать систему подготовки студентов направления «Социальная работа». Анализ научной литературы позволяет выделить следующие характеристики среды, в которой осуществляется деятельность социального работника:
- особый характер условий и возможностей среды, большая часть которых не может быть сформирована целенаправленно, так как социальный работник решает уже сложившуюся проблему, возникшую помимо его воли и желания;
- особый характер влияния среды на поведение социального работника, что выражается в необходимости руководствоваться в своей деятельности не только морально-этическими нормами, но и представлениями о долге по отношению к получателям социальных услуг;
- особый характер влияния среды на формирование личности профессионала, мотивов его деятельности, так как сложившиеся в данной среде установки, представления, оценки в значительной мере «воспитывают» у социального работника определенные качества и черты характера.
В целом среда, в которой разворачивается деятельность социального работника, предполагает высокую степень включенности в сложившиеся отношения и необходимость учитывать уже имеющиеся условия. Это означает, что профессиональная деятельность социального работника очень тесно связана с его жизнью вообще, поэтому смыслы жизненного и профессио-
Библиографический список
нального самоопределения в данном случае весьма близки. Эти смыслы могут быть раскрыты через изучение различных аспектов профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение в широком смысле является одним из результатов жизненного самоопределения личности, что выражается в понимании собственных целей и возможностей их достижения в профессиональном плане. С этой точки зрения критерием завершенности профессионального самоопределения является осознание смысла избранной деятельности и формирование отношений сотрудничества с представителями близких профессий. Другим аспектом профессионального самоопределения является интеграция в социально-профессиональную структуру общества. В этом случае критерием успешности профессионального самоопределения является формирование позитивного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Содержание самоопределения, в том числе и профессионального, может быть раскрыто через его понимание в качестве сознательного акта выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [5].
Изучение особенностей профессионального самоопределения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» позволяет сделать вывод о том, что их введение в среду будущей профессиональной деятельности представляет одну из наиболее актуальных проблем ввиду указанных выше характеристик этой среды, предъявляющих особые требования к личности профессионала. Одним из направлений решения этой проблемы является организация производственной практики, задачи которой на каждом курсе обучения различны.
Производственная практика, реализуемая психолого-педагогическим факультетом АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, помогает студентам познакомиться с конкретными социальными технологиями обслуживания различных категорий населения. В ходе практики студенты овладевают различными приемами коммуникативного взаимодействия с получателями социальных услуг, обучаются оказывать квалифицированную социальную помощь, разрабатывают и реализуют социально значимые проекты. Итогом практики является формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций, отвечающих требованиям образовательного стандарта направления «Социальная работа».
Решение проблемы профессионального самоопределения будущих социальных работников осуществляется в ходе производственной практики за счет их введения в среду будущей профессиональной деятельности. Для всестороннего знакомства с этой средой практика организуется таким образом, чтобы студенты могли поучаствовать в работе различных учреждений. В их число входят медицинские учреждения, учреждения по работе с несовершеннолетними и учреждения социальной защиты. В ходе производственной практики в результате непосредственного введения в отношения среды профессиональной деятельности студенты, обучающиеся по направлению «Социальная работа», имеют возможность определить своё отношение к профессиональной деятельности, научиться взаимодействовать с различными категориями населения и разрешать проблемные ситуации.
Следовательно, специфика профессиональной деятельности социального работника тесно связана с его введением в среду, которая сформирована сложившимися отношениями в системе социального обслуживания, потребностями получателей социальных услуг, требованиями морали и долга. Характеристики этой среды предъявляют особо высокие требования к профессиональному самоопределению будущих социальных работников, требуют глубокого понимания смысла своей деятельности. Для реализации этих требований в процессе профессионального самоопределения будущих социальных работников психолого-педагогическим факультетом аФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского организуется производственная практика, обеспечивающая введение студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» в среду их будущей профессиональной деятельности. Участие студентов в деятельности различных социальных учреждений позволяет им лучше узнать особенности выбранной профессии и научиться действовать в проблемных ситуациях.
1. Новая философская энциклопедия. Москва: Мысль, 2010.
2. Социология: Энциклопедия. Составители А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Ин-терпрессервис; Книжный Дом, 2003.