Научная статья на тему 'Презентация концепта "дружба" в фильме "Оно" (по одноименному роману С. Кинга)'

Презентация концепта "дружба" в фильме "Оно" (по одноименному роману С. Кинга) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
661
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MEANING / МЕТАФОРА / METAPHOR / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Завражнов В.В., Зинина Г.М., Железнова Е.А.

Статья посвящена изучению социально-психологических средств презентации концепта «дружба» в фильме «Оно» по одноимённому роману С. Кинга. Проблемой исследования является выявление того, как отношения главных героев произведения между собой и их окружением помогают раскрыть содержание дружбы и её ценность. Выделение двух планов презентации концепта «дружба» позволяет проанализировать присущие каждому из них социально-психологические средства обнаружения смыслов дружбы. Сверхъестественный план презентации при этом реализуется во многом за счёт метафор, которые наделяют дружбу магическим смыслом, подчёркивающим её значимость. Целесообразность такого подхода к исследованию концепта «дружба» обусловлена задачами современного образования, поэтому в статье делается упор на возможность применения художественных фильмов и текстов для обучения студентов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей. Анализ различных произведений студентами позволяет дополнить опыт познания межличностных отношений, который они получают в ходе аудиторных занятий и производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF THE CONCEPT “FRIENDSHIP” IN THE MOVIE “IT” (BASED ON A NOVEL BY S. KING)

The article is dedicated to the study of social and psychological means of realization of a concept of “friendship” in the movie “It”, based on a novel with the same name by S. King. The problem of the study is to identify how the relationship between the main characters of the works themselves and their environment helps to reveal the contents of friendship and its value. Isolation of two presentations of the plans of the concept “friendship” allows analyzing inherent in each of these social and psychological meanings detection means of friendship. The supernatural plan of the presentation at the same time is realized largely due to the metaphors that give friendship a magical sense, underlines its importance. The feasibility of such an approach to the study of the concept “friendship” is due to the tasks of modern education, so the article focuses on the possibility of feature films and texts for training students of psycho-pedagogical and socio-pedagogical profile. Analysis of the various works of the students of knowledge allows supplementing the experience of interpersonal relations, which they receive in the course of classroom and practical training.

Текст научной работы на тему «Презентация концепта "дружба" в фильме "Оно" (по одноименному роману С. Кинга)»

УДК 37.013.78:316.6

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

Zinina G.M., senior laboratory assistant, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Training, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

Zheleznova E.A., 3d year student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr1982@yandex.ru

ACTUALIZATION OF THE CONCEPT "FRIENDSHIP" IN THE MOVIE "IT" (BASED ON A NOVEL BY S. KING). The article is dedicated to the study of social and psychological means of realization of a concept of "friendship" in the movie "It", based on a novel with the same name by S. King. The problem of the study is to identify how the relationship between the main characters of the works themselves and their environment helps to reveal the contents of friendship and its value. Isolation of two presentations of the plans of the concept "friendship" allows analyzing inherent in each of these social and psychological meanings detection means of friendship. The supernatural plan of the presentation at the same time is realized largely due to the metaphors that give friendship a magical sense, underlines its importance. The feasibility of such an approach to the study of the concept "friendship" is due to the tasks of modern education, so the article focuses on the possibility of feature films and texts for training students of psycho-pedagogical and socio-pedagogical profile. Analysis of the various works of the students of knowledge allows supplementing the experience of interpersonal relations, which they receive in the course of classroom and practical training.

Key words: concept, presentation, social and psychological meaning, metaphor, educational potential.

В.В. Завражнов, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Г.М. Зинина, ст. лаборант каф. общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Е.А. Железнова, студентка 3 курса психолого-педагогического факультета, Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДРУЖБА» В ФИЛЬМЕ «ОНО» (ПО ОДНОИМЕННОМУ РОМАНУ С. КИНГА)

Статья посвящена изучению социально-психологических средств презентации концепта «дружба» в фильме «Оно» по одноимённому роману С. Кинга. Проблемой исследования является выявление того, как отношения главных героев произведения между собой и их окружением помогают раскрыть содержание дружбы и её ценность. Выделение двух планов презентации концепта «дружба» позволяет проанализировать присущие каждому из них социально-психологические средства обнаружения смыслов дружбы. Сверхъестественный план презентации при этом реализуется во многом за счёт метафор, которые наделяют дружбу магическим смыслом, подчёркивающим её значимость. Целесообразность такого подхода к исследованию концепта «дружба» обусловлена задачами современного образования, поэтому в статье делается упор на возможность применения художественных фильмов и текстов для обучения студентов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей. Анализ различных произведений студентами позволяет дополнить опыт познания межличностных отношений, который они получают в ходе аудиторных занятий и производственной практики.

Ключевые слова: концепт, презентация, социально-психологический смысл, метафора, образовательный потенциал.

Творчество Стивена Кинга (род. в 1947) в последнее время всё чаще становится предметом исследования в отечественной науке, что объясняется как растущей популярностью писателя, так и своеобразием его произведений. Тем не менее, как отмечает А.Г. Ненилов, в современной российской науке нет фундаментальных исследований, посвящённых этому вопросу [1]. Большинство статей, связанных с темой творчества С. Кинга, выполнены в рамках филологии и лингвистики. Среди них можно отметить исследования О.И. Галицковой, К.Е. Годуновой, М.С. Карандина, Ю.Н. Коршуновой, Н.Г. Носоревой, Н.В. Рабкиной, Н.Г. Хилаловой, И.В. Шалимовой, Л.В. Щелкановой. Социальной, философской и культурологической проблематике посвящены статьи А.С. Абдуллаевой, О.А. Макаровой, А.Г. Ненилина, И.Б. Сазеевой. Психологический аспект творчества С. Кинга рассматривается в статьях В.С. Азеевой, Л.В. Бондаренко, Д.А. Попова. Анализ представленного круга научных исследований показывает, что в подавляющем большинстве случаев к выявлению концептуального содержания произведений С. Кинга обращаются лингвисты и филологи, реже специалисты в области философии и культурологии. Чаще всего, в фокус внимания исследователей (К.Е. Годунова, М.С. Карандин, Н.В. Рабкина, И.В. Шалимова, Л.В. Щелканова) попадают концепты, имеющие негативное содержание, такие как «страх», «безумие», «заключение» и др. [2]. Обращение именно к этим концептам вполне объяснимо характером творчества писателя, где тема ужасного является едва ли не самой главной. При этом творчество такого писателя как Стивен Кинг не исчерпывается только темой ужасного, поэтому изучение его произведений позволяет открывать и другое содержание не связанное с вышеуказанными концептами.

В современной философии и лингвистике концепт в общем виде определяется как содержание понятия, а в отдельных случаях как его смысл. Соответственно, исследования концептов в творчестве Стивена Кинга сосредотачиваются на проблемах использования различных лингвистических средств для прояснения их содержания. Однако цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить социально-психологические средства, за счёт которых происходит презентация концепта «дружба», и задаются его границы. Это значит, что основной вопрос исследования можно поставить таким образом: как характер отношений героев произведения друг с другом и с окружающими помогает объяснить содержание дружбы и ее ценность для читателя?

Значимость такого исследования обусловлена тем, что современный художественный текст не только отражает существующие социальные отношения, но и способен детерминировать их. Исследования воспитывающей и обучающей функций литературного произведения ведутся в отечественной науке очень давно и достаточно ясно показывают, что из любого художественного текста может быть эксплицирован смысл, заключающий определённый образовательный потенциал. С этой точки зрения можно утверждать применимость любого художественного текста для целей образования и воспитания. Единственным ограничением в данном случае является возраст обучаемого и связанный с ним социокультурный опыт, задающие пределы проникновения в смыслы изучаемого текста. Еще одной причиной, побуждающей нас обратиться к теме использования художественного текста в образовании, является то, что к уровню профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического и социально-педагогического профилей в настоящее время предъявляются очень высокие требования. Для соответ-

ствия им необходимо к концу срока обучения иметь достаточно обширный опыт работы, однако у студентов далеко не всегда есть возможность получения такого опыта. Использование художественного текста позволяет в какой-то мере восполнить этот недостаток, поскольку на его примере обучающиеся смогут научиться анализировать отношения между людьми, повышая уровень своей профессиональной компетентности.

В данной статье для достижения цели исследования мы обратимся не к тексту произведения «К» («Оно»), а к одноимённому фильму, снятому по этому роману. Целесообразность такой подмены определяется двумя обстоятельствами: во-первых, в современной культуре аудиовизуальное произведение имеет «приоритет» перед художественным текстом, поэтому познание обычно идёт от фильма к книге. Наглядными примерами этого могут стать экранизации «Властелина колец», «Игры престолов», «Тараса Бульбы», «Братьев Карамазовых» и др., появление которых сопровождалось ростом интереса к соответствующим художественным текстам. Этот пример особенно показателен, когда речь идет о молодёжной среде, поэтому обращение к фильму «Оно» можно в данном случае считать своеобразным побуждением к знакомству с книгой. Во-вторых, обращение к фильму «Оно», а не к одноименному художественному тексту, на наш взгляд, оправдано ещё и тем, что в фильме тема дружбы заявлена гораздо более отчётливо за счёт отказа от множества подробностей жизни персонажей, истории города Дерри и большей, чем в книге, линейности повествования.

Фильм «Оно» (1990 г.) поделён на две части, первая из которых содержит воспоминания главных героев о событиях далёкого детства, а вторая полностью посвящена их действиям в настоящем времени. Органическая связь между двумя частями фильма обеспечивается общей темой борьбы со сверхъестественным ужасным существом Пеннивайзом, являющимся в образе клоуна. По аналогии с двумя частями фильма можно выделить два плана презентации концепта «дружба»: обыденный, выявляющийся в контексте повседневного взаимодействия героев фильма; и фантастический, выявляющийся в ходе противодействия главных героев Пеннивайзу.

Обыденный план презентации «концепта» дружба заключает в себе особый характер отношений главных героев друг с другом [3]. В фильме они обозначают себя как «клуб неудачников», поскольку каждый из них находится в неблагополучной ситуации, обусловленной семейными проблемами или негативными социальными стереотипами. Моментом закрепления дружеских отношений главных героев фильма является их обещание, данное полицейскому Неллу, «...чтобы бы вы ни делали, делайте это вместе...» [4; с. 362]. В фильме группе друзей явно противопоставлена компания Генри Бауэрса, которая также представляет собой пример дружбы. Однако в отличие от «клуба неудачников», где дружба вытекает из равенства, этот вид дружбы основан на самоутверждении за счет других. Кроме этого в фильме неявно обнаруживается противопоставление «клуба неудачников» взрослому населению Дерри. По мнению Макаровой О.А. искренние чувства детей делают их более сильными, тогда как взрослые испорчены завистью, злостью и лицемерием [5]. Ещё одной характеристикой общества взрослых является безразличие большинства, поскольку они предпочитают не вмешиваться в происходящее вокруг, даже, если это события явно негативные. Это проявляется в умалчивании о страшном прошлом города, где массовые убийства случались и раньше, в нежелании взрос-

Библиографический список

лых разбираться в истинных причинах происходящего или даже в отказе вмешиваться в подростковые конфликты, чтобы предотвратить возможную трагедию.

Сверхъестественный план презентации концепта «дружба» полностью связан с противостоянием «клуба неудачников» таинственному существу в образе клоуна. Необычность отношений главных героев в этом случае заключается в том, что, собравшись воедино, они приобретают качества, позволяющие им вступить в противоборство со сверхъестественной силой. Идея дружбы как единства, делающего людей сильнее, в общем-то, не нова и достаточно часто обыгрывается в кино и литературе, однако в данном случае это единство подчеркивается тем, что подростки вынуждены противостоять противнику совершенно непостижимой природы, который, однако, оказывается бессилен перед их солидарностью. Этот факт особенно ярко выявляется событиями второй части фильма, когда по разным причинам единство героев распадается, а вместе с этим ослабевает и их сила.

В противостояние Пеннивайзу оказывается вовлечена и группа Генри Бауэрса, однако здесь она также играет отрицательную роль. Негативная природа дружбы, в которой один доминирует над всеми, раскрывается в финальной сцене первой части, когда Генри Бауэрс разделяет свою группу, по сути, принося в жертву существу своих друзей, для спасения собственной жизни. Однако во второй части фильма, повествующей, в том числе, и о дальнейшей судьбе Генри Бауэрса, пример негативной дружбы снова воспроизводится иными средствами. Фантастическое воссоединение Генри Бауэрса со своими умершими друзьями, делает его сильнее и помогает бежать из психиатрической лечебницы.

Еще одним сверхъестественным средством презентации концепта «дружба» является раскрытие её магического характера. Это проявляется в том, что обычные предметы, используемые главными героями, начинают проявлять экстраординарные свойства. В фильме показываются два таких примера, первый из которых связан с превращением средства от астмы в орудие против существа, после слов Эдди Каспбрака «Это кислота!». Второй пример связан с велосипедом марки «^сЬлмтп», который спасает жизнь подросткам в первой части фильма и помогает Биллу Денбро вернуть к жизни жену во второй.

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что средствами презентации концепта «дружба» в фильме «Оно» по одноименному роману С. Кинга выступают разноплановые отношения героев и их окружения. При этом достаточно явно можно выделить два понимания дружбы: как единства, основанного на равенстве разных людей («клуб неудачников»), и, как единства, основанного на подчинении более сильному (группа Генри Бауэрса). Добровольное единство друзей придаёт отношениям особые качества, поэтому для презентации именно этого значения дружбы используется борьба главных героев и сверхъестественного существа Пеннивайза. Способность дружбы определять будущее и наделять предметы особыми свойствами следует рассматривать как метафору, призванную подчеркнуть ценность дружбы через придание ей магической силы. Социально-психологический анализ содержания концепта «дружба», представленного в фильме, позволяет говорить о ней, как об особом типе отношений, проявляющимся во взаимодействии с социальной средой, и обеспечивающим личностный рост его участников.

1. Ненилин А.Г. С. Кинг и проблемы детства в англо-американской литературной традиции. Диссертация ... кандидата филологических наук. Самара, 200б.

2. Шалимова И.В., Годунова К.Е. Концепты «imprisonment» (заключение) и «madness» (безумие) в творчестве Стивена Кинга Вестник Кемеровского государственного университета. 2013; 4-2(56): 153 - 157.

3. Горохов П.А. Фантастика Стивена Кинга: традиции и новаторство Вестник Оренбургского государственного университета. 2004; 11: 179 - 184.

4. Кинг С. Оно. Перевод В.А. Вебера. Москва: Издательство АСТ, 2016.

5. Макарова О.А. Социальная проблематика в произведениях Стивена Кинга Альманах современной науки и образования. 2011; 2: 208 - 209.

References

1. Nenilin A.G. S. King i problemy detstva v anglo-amerikanskoj literaturnoj tradicii. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Samara, 2006.

2. Shalimova I.V., Godunova K.E. Koncepty «imprisonment» (zaklyuchenie) i «madness» (bezumie) v tvorchestve Stivena Kinga Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 4-2(56): 153 - 157.

3. Gorohov P.A. Fantastika Stivena Kinga: tradicii i novatorstvo Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004; 11: 179 - 184.

4. King S. Ono. Perevod V.A. Vebera. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2016.

5. Makarova O.A. Social'naya problematika v proizvedeniyah Stivena Kinga Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2011; 2: 208 - 209.

Статья поступила в редакцию 27.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.