Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВИРОВАННОСТЬ НА УСПЕХ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛ / ЗАПАС АДАПТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ТРУДОВОЙ ПУТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / АДАПТАЦИОННЫЙ БАРЬЕР / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВЫРАЖЕННОСТЬ СТРЕССА / МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / МЕТОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ручкина Т.В.

В данной статье описывается проблема профессиональной адаптации специалистов в условиях современного производства; говорится о новых и более жестких требованиях социальной среды; описываются социально-психологические характеристики человека как профессионала, которые влияют на процесс профессионализации, в рамках которого он оказывается заключенным; говорится о необходимости баланса личности с социальной средой, множественности условий, которые влияют на данный процесс, как объективных, так и субъективных, в рамках побудительно-мотивационного взаимодействия и развития личности; описывается специфика возникновения стресса в стрессовой ситуации (субъективной и объективной); жизненные события по уровню психогенной интенсивности; показывается специфика адаптационного барьера и типы отношения человека к самому себе в данных условиях стресса; говорится о системе психологической защиты и общей схеме поведения человека в ситуации фрустрации; показываются направления разработки методов управления состоянием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

27. http ://rn.wikipedia. org/wiki/%CC%FD%E9%EE,_%DD%EB%F2%EE%ED

28. http://www.be5.biz/ekonomika/t007/15.htm

29. http://www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/171.htm

30. http ://uprav.mirbb.com/t93 -topic

31. http://socyus.ru/navigatsiya/teoriya_chelovecheskih_otnosheniy_3meyo.html

32. http://forbes.kz/leader/mest_toma_frestona

33. http://www.sostav.ru/news/2006/09/06/92/

34. http://partofstyle.com/myspace-prodano-za-35-million/

35. http://persona.rin.ru/news/90992/f/osnovatel-mtv-uvolen

36. http://www.anton-lazarev.ru/upravlyaya-haosom/

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация: в данной статье описывается проблема профессиональной адаптации специалистов в условиях современного производства; говорится о новых и более жестких требованиях социальной среды; описываются социально-психологические характеристики человека как профессионала, которые влияют на процесс профессионализации, в рамках которого он оказывается заключенным; говорится о необходимости баланса личности с социальной средой, множественности условий, которые влияют на данный процесс, как объективных, так и субъективных, в рамках побудительно-мотивационного взаимодействия и развития личности; описывается специфика возникновения стресса в стрессовой ситуации (субъективной и объективной); жизненные события по уровню психогенной интенсивности; показывается специфика адаптационного барьера и типы отношения человека к самому себе в данных условиях стресса; говорится о системе психологической защиты и общей схеме поведения человека в ситуации фрустрации; показываются направления разработки методов управления состоянием человека.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, мотивированность на успех, социальная среда, психический стресс, жизненный путь, профессиональная среда, профессионал, запас адаптивности, показатель профессионального здоровья, трудовой путь, жизненные события, эффективное функционирование человека, адаптационный барьер, индивидуальная выраженность стресса, механизм психической адаптации, методы психического воздействия.

Проблема профессиональной адаптации появилась в условиях современного производства вследствие того, что на данный момент к человеку предъявляются наиболее высокие требования в профессиональной среде. Виды профессиональной деятельности могут быть экстремальными по своим социально-психологическим характеристикам, связаны с высоким уровнем ответственности за принимаемые решения и их последствиями в условиях информационной неопределенности, руководством сложными профессиональными коллективами. В данном случае необходимо отметить также тот факт, что подготовка профессионалов требует больших материальных и временных затрат, которая не всегда оправдывает вложенные на них затраты, а при определенных условиях невозможной оказывается полная реализация возможностей специалистов.

Процесс адаптации профессионала к условиям и требованиям его труда связана с проживанием определенного спектра его состояний, в том числе и переходных, пограничных между нормой и патологией. Ширина этого спектра обусловлена «запасом адаптивности», который особенно становится актуален при быстрых и значительных изменениях профессиональной среды, которые предъявляют требования на грани предельных возможностей человека. Сюда входят как постоянные составляющие - психическая напряженность, утомление и хронический стресс. Все зависит от «цены» усилий профессионала, которые направлены на выдерживание соответствия требованиям его профессии. Способность работника адекватно изменять функциональные параметры своей деятельности и сохранять их стабильность в различных условиях деятельности, является показателем профессионального здоровья, предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности. Процесс профессиональной адаптации по своей сути и является процессом выработки оптимальной стратегии профессиональной деятельности на протяжении всего трудового пути [4]. Подобная стратегия должна включать в себя выработку и овладение эффективными стилями адаптивного поведения, приемами самоконтроля и самокоррекции, навыками общения, которые позволяют осуществлять программу сохранения и наиболее эффективного использования человеческого капитала. Технологическая сторона реализации адаптивного процесса должна быть сформирована на основе соответствующих свойств и качеств личности, ее профессиональной ориентации, ценностного базиса, которые позволяют наиболее полно ей реализоваться в профессиональной сфере.

Необходимым условием эффективного функционирования человека является его оптимальная сбалансированность с окружающей социальной средой, то есть возможность достижения значимых для себя целей посредством поведения, которой не является противоречащим требованиям окружения. Социальная среда и цели индивида изменчивы, поэтому оптимальная сбалансированность личности со средой является очень

динамическим понятием. Постоянный процесс адаптации является следствием рассогласования системы «личность-среда», переживаемый человеком как состояние психического напряжения и выступает в качестве формы мобилизации резервов организма. В состоянии напряжения у человека значительно повышаются интеллектуальные, физические возможности человека, работоспособность, активизируются функции органов и систем. Поэтому состояние напряжения оказывается необходимой предпосылкой для успешного развития и постоянного самосовершенствования. Оно лежит в основе преодолевающего поведения, которое служит для устранения стрессовых воздействий и овладением ситуации. Состояние напряжения теряет свой тренирующий эффект и приобретает патологическое значение только в случае, когда выходит из-под контроля и становится неадекватным по силе переживания или

деятельности проявления. Оно должно контролироваться субъектом. Условием реализации преодолевающего поведения оказывается четкая целевая ориентированность субъекта в жизни, которая обеспечивает ему рациональную стратегию выбора, поддерживание стиля стратегической активности и свободы от ситуативных мелочей. Также сюда входит высокая мотивированность на исполняемый труд. Изначально успех определяется мотивацией на его достижение. Вектор мотив-цель оказывается высшим регулятором деятельности и выступает в роли ситемоообразующего фактора, организуя всю систему психических состояний и процессов, определяя динамику их протекания. Мотивированность на успех оказывается побудительной силой в развитии качеств личности, необходимых для достижения этого успеха. Субъективная сторона побудительно-мотивационного механизма развития личности проявляется через ценностные ориентации, раскрывая, тем самым, личностный смысл процесса деятельности. По словам Ф. Франкла [8] - «Если есть ради чего, то можно перенести любое как». Когда объективное значение деятельности соответствует ее субъективному значению (личностному смыслу), тогда возникающее напряжения оценивается как положительное и является позитивно мобилизующим фактором.

Возникновение психического стресса всегда связано с субъективными особенностями восприятия, как отмечает Ф.Б. Березин [2], каждая личность несет в себе сложившиеся стереотипы отношения к действительности, намерения и цели поведения. Жизненный путь определяется вереницей событий, отмеченных личным участием субъекта, его восприятием, оценкой и реакцией. Реакция человека является его определенным поведением в конкретной ситуации и проживание, переживание случившегося. События жизни оказываются реализацией или нарушением жизненных планов или программ, изменение обстановки и новые формы отношений позволяют либо наиболее полно реализоваться индивиду в конкретных социально-

психологических условиях, либо происходит дезадаптация, которая может привести к «искривлению» жизненного пути личности.

Э.И. Ушакова, Г. К. Ушаков, И.И. Илипаев [7] делят жизненные события по психогенной интенсивности на следующие группы:

1. Массивные (катастрофические): внезапные, острые и одноплановые -могут быть сверхактуальными или неактуальными для личности; степень актуальности определяется через их значимость для человека.

2. Ситуационные острые (подострые): неожиданные, многопланово затрагивающие личность - как правило, они связаны с утратой социального престижа или с ущербом для самоутверждения.

3. Пролонгированные: ситуационные, трансформирующие условия многих лет - к ним могут относиться ситуации лишения изобилия, утраты статуса кумира семи, различные психические травы (осознаваемые и преодолимые, неосознаваемые и непреодолимые).

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического переживания (истощения) -могут быть вызваны самим содержанием ситуации, чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей достижения цели в обычном ритме деятельности. Жизненные события могут оставлять или не оставлять в личностной

структуре отпечатки, которые строго и закономерно повторяют контуры и силу их воздействия. Поэтому, при активной перестройке личности и проявлении ее активной роли, они приходят в соответствие с законами системного реагирования. Психотравмирующие события и патогенные обстоятельства могут проявляться только в случае значимого отношения личности к ним. Большое значение имеет субъективный вес, который им придается. Ю.А. Александровский [1] говорит о зависимости степени патогенности того или иного события в зависимости от сложившихся особенностей личности, которые создают различную степень свободы реагирования человека. Нехватка «степеней свободы» определяет понижение «адаптационного барьера», что увеличивает тяжесть психогенного конфликта, а также эмоциональное напряжение.

При психическом напряжении адаптационный барьер начинает приближаться к индивидуально критической величине, при ярко выраженном перенапряжении начинают проявляться преддезадаптационные пограничные состояния; при надрыве барьера и выходе за резервные возможности дезадаптационные расстройства.

Б.А. Воскресенским [3] была произведена систематизация основных типов ситуаций, которые чаще всего приводят к определенным синдромам психической дезадаптации в зависимости от сложившихся в преморбиде личностных свойств. Результаты данных его исследований рассмотрены в представленной ниже таблице.

Систематизация ситуаций, предпочтительно коррелируемых с вариантами пограничных расстройств у личностей с разными типами

акцентуирования.

аффектов и суждений параноистический. бескомпромиссность

эпилептическим привычного стереотипа

преморбида

Выраженность проявлений стресса прямым образом зависит от отношения субъекта к стресс-фактору, от его субъективной значимости, а характер их проявлений - от типа ситуации и свойств личности.

Существует классификация людей по их отношению к стрессу. Деление происходит на следующие типы:

1. «Репрессоры» - которые подавляют в себе тягостные переживания стресса, отсутствуют внешние поведенческие проявления стресса, но он может быть обнаружен физиологическими методами.

2. «Скрыватели» - которые не признают воздействий стресса, отсутствуют поведенческие и физиологические проявления стресса или относительно его меньшая выраженность.

Индивидуальная выраженность стресса и его отрицательных проявлений зависит в значительной степени от осознания ответственности человеком за себя, окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную социальную роль.

Д.А. Китаев-Смык [6] выделяет три типа отношений человека к самому себе в условиях стресса:

1. Отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, которое усиливает дистресс.

2. Отношение к себе как к «жертве» с отношением как к «ценности», доверенной себе же - характерен опытных испытуемых, работающих в экстремальных условиях, спортсменов высокого класса, для людей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства, людей зрелого возраста.

3. Сочетает два первых типа отношений к себе с сопоставлением проявлений стресса у себя и у других людей, подвергающихся экстремальным воздействиям. Это отношение к себе, как одному из ряда людей. Данное отношение характерно для лиц, изучающих стресс, в том числе и на себе; людей, ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней. При этом возрастает ответственность за себя, что снижает значение представления о себе, как о «жертве», усиливающего дистресс.

Важным механизмом психической адаптации является система «психологической защиты», функционирование которой способно смягчить или нейтрализовать реакцию на значимый стимул. S. Averill, E. Optar, R. Lazarus [9] говорят о том, что любое событие в жизни человека анализируется следящими и познавательными системами личности, оцениваясь с точки зрения угрозы. После оценки ситуации происходит выработка механизмов защиты. R. Lazarus, касаясь защитных механизмов

личности определяет их как «процесс преодоления» (coping process), отводит им роль контроля над угрожающими ситуациями. Стратегия преодоления вырабатывается из прямого действия на источник угрозы, отдаления его от себя, переоценки степени его значимости и организации отвлекающего поведения, которое вытесняет из зоны внимания угрожающий объект. Ф.Б. Березин [2] выделяет четыре этапа защиты в рамках механизмов интрапсихической адаптации (психологической защиты, имеющий внутренний характер действий человека):

1. Препятствующий осознаванию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение).

2. Позволяющий фиксировать тревогу на определенных стимулах (фиксация тревоги).

3. Снижающий уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей).

4. Устраняющий тревогу или модифицирующий ее интерпретация за счет формирования устойчивых концепций (концептуализация).

Данный автор предлагает общую схему поведения человека в ситуации фрустрации, когда результатом может быть резкое рассогласование в системе «субъект труда - профессиональная среда». В рамках данной сферы поведенческими защитами являются изменение ситуации, уход из ситуации, паника (хаотический поиск), психологическая защита. Таким образом, описывая схему психологических реакций человека на различные события его жизненного пути, требуется обязательно учет его личностных свойств, четкий анализ жизненных обстоятельств, формирующийся в результате психологического конфликта синдрома психической дезадаптации.

Наиболее адекватной основой решения проблемы психологической адаптации специалистов в экстремальных условиях является концепция профессионального здоровья, которая рассматривает данную категория с точки зрения функциональной адекватности состояния здоровья профессионала требованиям профессии. Степень этой адекватности может выражаться уровнем адаптированности профессионала к условиям жизнедеятельности. Психологический аспект процесса профессиональной адаптации отражает в себе динамику взаимодействия личностных факторов и факторов среды при его возникновении и развитии. Таким образом, возникает интерес к исследованию основных типов профессиональных ситуаций, которые приводят к определенным синдромом психической дезадаптации профессионалов в зависимости от их личностных свойств. Они могут быть социально-психологического и психосоматического характера, но их проявление в любом случае приводит к нарушению профессионального здоровья, развитию профессиональных заболеваний и снижению профессионального долголетия. Основными типами таких ситуаций оказываются ситуации эмоционального стресса и переутомления. Они несут в себе многократно или однократно повторяемые воздействия,

которые выходят за пределы допустимых. Для увеличения профессионального долголетия современных профессионалов

существенным является изучение личностных факторов психической адаптации - дезадаптации. Это привело к гипотезе, которая получила многочисленные подтверждения, что психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что сказывается на поведении индивида и его устойчивости к комплексу экстремальных природных и социальных факторов среды. Поэтому данный вывод может служить основанием для построения системы психологических воздействий, которые формируют оптимальные с учетом требований профессии функционально-структурные взаимоотношения различных характеристик личности и условий их функционирования. Возможно построение оптимальных адаптивных поведенческих стилей и эффективных стратегий профессиональной жизнедеятельности личности.

Существуют три направления, по которым в настоящее время разрабатываются методы управления состоянием человека:

1. Методы воздействия на системы неспецифической активации.

2. Методы воздействия (самовоздействия) на специфические системы активации.

3. Методы психологического воздействия на составляющие личности.

Задачами управления функциональным состоянием являются:

• Формирование навыков управления состоянием, его компонентами, отдельными психологическими и физиологическими функциями в определенных условиях деятельности и ситуациях.

• Психологическая подготовка к предстоящей деятельности как формирование состояния готовности.

• Сохранение оптимального рабочего состояния на протяжении всего периода деятельности.

• Коррекция и оптимизация функционального состояния.

• Защита от неблагоприятных и вредных факторов среды, деформирующих состояния.

• Обеспечение и улучшение адаптации в особых и экстремальных условиях деятельности.

• Экстренная мобилизация психофизиологических функций в особых случаях.

• Ускоренное и направленное регулирование восстановительного реабилитационного процессе после деятельности.

На данный момент реализация потребностей управления состоянием субъекта труда сдерживается низкой степенью изученности механизмов и возможностей различных способов вследствие слабой теоретической

разработанности проблемы. Множество способов управления состоянием можно разделить на два основных класса: способы внешней регуляции, которые реализуются в рамках субъект-субъектных или субъект-объект-субъектных отношений; и способы саморегуляции, реализуемые через самосубъективные отношения. Благодаря произвольной саморегуляции состояния, которая всегда носит личностный характер, возможности приспособления и адаптации человека к различных трудовым и экстремальным условиям значительно расширяются. Важную роль в произвольной саморегуляции состояния отводится мыслительным процессам, которые являются необходимым условием реализации любого способа саморегуляции. В.К. Калин [5] говорит об информационной основе волевой регуляции и отмечает, что в основе ее формирования важное место занимает интеллектуальная инициатива, которая выражается в постоянной рефлексии, активированности выбираемых способов действий.

Использованные источники:

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина. 1976. С.8.

2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина. 1971.

3. Воскресенский Б.А. К систематике психотравмирующих ситуаций / Проблемы бреда, пограничных состояний и вопросы организации психиатрической помощи. М.: Медицина. 1975. С. 9-10.

4. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих». М.: Изд-во РАГС. 1999. С. 6.

5. Калин В.К. Воля. Эмоции. Интеллект / эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых / Ред. кол. В.Б. Давыдов и др. Симферополь. 1983.

6. Китаев-Смык Д.А. Психология стресса. М.: Наука. 1983. С.10.

7. Ушакова Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов / Эмоциональный стресс и нервно-психические расстройства. Л.: Медицина. 1977 // См. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих». М.: Изд-во РАГС. 1999. С. 7, 25.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла . Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс. 1990. С. 211.

9. Averill S., Optar E., Lazarus R. Cress cyultyral studies phichophesiological response during stress and emotion. Symp. Society, stress and desease. Oxford. 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.