Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АДАПТАЦИОНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АДАПТАЦИОНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАДАЧА / ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ / ПОТЕНЦИАЛ / СМЫСЛ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / РЕЗЕРВНЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ручкина Т.В.

Рассматривается проблема профессиональной адаптации специалиста в современных социокультурных условиях; процесс становления профессионалов в зависимости от внешних и внутренних факторов; описываются различные психические и физические нарушения, которые могут возникать в связи с этим процессом; анализируются особенности адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности, особенности повышения психоэнергетического потенциала личности, формирование ее безопасности в различных аспектах; рассматриваются особенности формирования оптимальных и результативных тактик адаптивного поведения, которые тесно оказываются связанными с процессом самореализации, одним из основных и главных факторов которого оказывается процесс мотивации как процесс грамотной адаптации к стрессу; описывается стратегический стиль поведения, а также другие при взаимодействии с внешней средой, их особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АДАПТАЦИОНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

Использованные источники:

1. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат. 1985.

2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 1991. С. 51.

3. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И.А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити. 1997. . С. 15.

4. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: «Refl-book». К. «Ваклер». 1997. С. 12-13.

5. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон. 1994. С.204.

6. Воскобойников А.Э. Бессознательное в человеке. М.: Институт молодежи. 1997., С. 47.

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА АДАПТАЦИОНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ Аннотация: рассматривается проблема профессиональной адаптации специалиста в современных социокультурных условиях; процесс становления профессионалов в зависимости от внешних и внутренних факторов; описываются различные психические и физические нарушения, которые могут возникать в связи с этим процессом; анализируются особенности адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности, особенности повышения психоэнергетического потенциала личности, формирование ее безопасности в различных аспектах; рассматриваются особенности формирования оптимальных и результативных тактик адаптивного поведения, которые тесно оказываются связанными с процессом самореализации, одним из основных и главных факторов которого оказывается процесс мотивации как процесс грамотной адаптации к стрессу; описывается стратегический стиль поведения, а также другие при взаимодействии с внешней средой, их особенности.

Ключевые слова: психология, профессиональная деятельность, профессиональная адаптация, психическая устойчивость, профессионализм, профессиональная среда, адаптационное поведение, личностные факторы, мотивация успеха, мотивация достижения, успешность деятельности, задача, жизненная цель, иерархия ценностей, стиль поведения, профессиональная дисквалификация, мобилизация внутренних резервов, потенциал, смысл, самореализация, конструктивный стиль поведения, волевая саморегуляция, резервные ресурсы организма.

Проблема профессиональной адаптации специалистов современных экстремальных производств в интеллектуальной, управленческой,

предпринимательской сферах относительно остро проявляет себя в отношении здоровья и психической устойчивости. Процесс становления профессионалов занимает долгие годы и сопровождается массированным воздействием экстремальных факторов. В результате возникают психические нарушения и физические расстройства. Осуществление подробного анализа проблемы профессиональной адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности как общественного и индивидуального феномена современной социальной жизни позволяет готовить специалистов к практической деятельности для повышения психоэнергетического потенциала и защищенности, формирования безопасности человека вследствие отрицательных воздействий профессиональной среды. Также необходимо сформировать оптимальные и результативные тактики адаптивного поведения как в социальной, так и в профессиональной сферах, которые влияют на глубинные уровни структур личности для своевременной актуализации человека, его творческих способностей и возможностей, и как следствие, самореализации в ее конечном проявлении.

В стриктуре личностных факторов особенно можно выделить мотивацию как один из факторов психической адаптации к стрессу. Ф.Б. Березин [1] говорит о мотивации успеха. По его мнению, высокий энергетический потенциал становится более важным в деятельности, которая требует мобильности, быстрого освоения в новой ситуации, приобретения новых навыков, действий в условиях, в которых успех или неудача еще не определены и тесно взаимосвязаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал определяется выраженностью и структурой мотивации достижения. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией ухода от неудач способствует эффективной психической адаптации и достижения успешности деятельности.

Человекосберегающие технологии подразумевают два основных аспекта: рациональное использование энергетического ресурса и его своевременное и максимально эффективное восполнение. Исследования последних лет опровергают гипотезу о доминирующей роли психического напряжения из-за информационных перегрузок. По данным Г.К. Ушакова [2,3], неврастения, которая возникает от переутомления, представляет собой довольно редкое явление. Состояние напряжения во многом определяется для человека жизненным значением решаемой им задачи, поэтому, когда личность сталкивается с препятствием, которое затрудняет ее реализацию, у нее развивается устойчивое состояние фрустрации. Нейтрализация данного негативного состояния возможна путем адекватной переоценки важности решаемой задачи, когда происходит использование интрапсихических механизмов регуляции, что реализуется посредством целенаправленного изменения отношения к происходящему или путем устранения существующего препятствия. Психотравмирующими оказываются те

ситуации, которые могут такими и не быть, важно, какое значение им придается. Способом управления процессом интрапсихической адаптации является осмысленное формирование личностного индивидуального набора ценностей с заложенными в нем критериями значимости воздействующих факторов. Для его составления необходимо сформулировать для себя факторы, которые регулярно оказывают влияние на состояние в процессе жизнедеятельности и оценить степень их влияния. Каждый фактор, включаемый в список, должен многократно переоцениваться в соответствии с основным целесообразным вектором-степенью его значимости для главной жизненной цели. Поэтому необходима диагностика трат энергии и выработка стратегии ее соответствующего сохранения. С этими данными человек может выбирать среды повседневных действий. Определение списка трат позволяет определить траты на внешние или на внутренние действия. Так можно достичь относительной самостоятельности по отношению к обстоятельствам, способности противостоять изменениям ситуации. При этом возникает стратегический тип регулирования взаимодействия со средой - относительная свобода от частного. Данный тип поведения позволяет выделять из многих потребностей и целей наиболее значимые, возможность распределения энергии по отдельным направлениями мотивированного поведения в соответствии с соответствующей иерархией ценностей.

По результатам многочисленных экспериментов выделяется три типа индивидуальных стилей поведения: рефлексивный, экстенсивный, конструктивный.

Феноменологическим критерием экстенсивного стиля повеления является чувство усилия. Обостренное реагирование на успех или неудачу, как на результат в испытании своего «Я». Данный тип поведения может быть позитивным в случае его стратегического значения, наличия иерархизированной системы смыслов, адекватной динамики соотношения реальных и идеальных целей. В случае неспособности разделить понятия «хочу» и «могу», принятый стиль поведения оказывается ситуативным, что приводит к быстрому «изнашиванию» организма, невосполнимым профессиональным и личностным потерям, профессиональной деквалификации по состоянию здоровья и в результате, к социально-психологической дезадаптации. Организация жизнедеятельности в экстремальных условиях по экстенсивному типу поведения наиболее расточительна, поскольку направлена на преодоление препятствий только путем мобилизации внутренних резервов и волевого усилия. «Биосоциальная плата» очень высока, потому что даже при изначально высоком уровне потенциала и резервов развития, рано или поздно, они исчерпают себя.

Рефлексивный стиль предполагает способность к управлению поведением не столько с помощью волевого усилия, а посредством гармонизации мотивационной сферы, путем устранения в ней конфликтов целенаправленной перестройки значимых смыслов. В основе рефлексивного

поведения лежат личностные механизмы преодоления: рационализация, отрицание, вытеснение, переоценка ценностей, переключение на другую форму активности, изменение направления аффекта с целью его нейтрализации. Они обеспечивают уменьшение значимости и тяжести переживания. Такой тип поведения доступен лицам, обладающим возможностью рефлексии, что позволяет разделять личностный смысл ситуации и ее объективное значение, отчуждение негативного смысла, лишение его патогенной аффективности, появление возможность сформировать новый смысл путем его эмоционального насыщения. В отличие от волевой саморегуляции, рефлексивный тип поведения сопровождается чувством облегчения, а не напряжения, у человека появляется возможность сохранения себя в сложнейших социально-профессиональных, экстремальных условиях. Процесс психосоматизации при данном типе реагирования наименее ярко выражен. Рефлексивный стиль поведения направлен на гармонизацию мотивационной сферы, устранение конфликтов путем сознательной перестройки значимых смыслов. Он оказывается наиболее экономичным, меньшая «цена адаптации»» к экстремальным условиям жизнедеятельности гарантирует большее профессиональной долголетие.

Возможен аллопсихический способ адаптации, при котором происходит овладение ситуацией путем активной реорганизации формирующих ее обстоятельств. Она соответствует конструктивному типу преодолевающего поведения, который характеризуется активным формированием микросоциальных отношений, целесообразной и эффективной организацией взаимодействия с окружающими путем обеспечения социальной поддержки и поиска союзников при достижении цели. Индивиды, владеющие данным поведенческим стилем, обладают широким набором социально одобряемых форм поведения, искусством общения, в том числе и делового. Они быстро располагают к себе окружающих, вызывают чувство доверия и возможности поддержки. При данном типе адаптивного поведения наиболее эффективно сохраняются психоэнергетические ресурсы и психоэмоциональный статус достаточно устойчив, причем более высокий уровень результативности в действительности достигался при наименьшем уровне психоэнергетических затрат.

Конструктивный стиль поведения наиболее энергосберегающий и результативный. При этом наиболее полно реализуются возможности в профессиональной деятельности при сохранении отличного здоровья, при долгосрочной перспективе на будущее. Этим же качеством отличается конструктивный тип поведения, в основе которого лежат аллопсихические механизмы регуляции, которые обеспечивают максимальную эффективность жизнедеятельности при сохранении функциональных резервов организма за счет рационального преобразования социальной среды и организации

устойчивой социальной поддержки. Аллопсихический тип адаптации обеспечивает стремление к эффективному овладению ситуацией путем активного воздействия на окружающую социальную среду и ее целенаправленную реорганизацию. Наиболее значимо это проявляется в сфере межличностных отношений.

Исключительно волевая саморегуляция без развитой рефлексии в сложных условиях жизнедеятельности оказывает дисгармонизирующее влияние на личность, приводит к развитию различных форм психосоматических и социально-психологических дезадаптаций и заболеваний. Достижение одного и того же результата в случае конструктивного и рефлексивного стилей обходится меньшими психоэнергетическими затратами и обеспечивает большую сохранность жизненных сил организма, а реализация экстенсивного стиля сопряжена с большими затратами психоэнергетических ресурсов человека. Волевой и рефлексивный типы поведения относятся к интрапсихическоому способу адаптации, который обеспечивает гармонизацию и уравновешивания окружающей социальной среды с личностью, главным образом, благодаря собственным возможностям. Таким образом, человекосберегающими являются рефлексивный и конструктивный типы поведения, основными признаками которых являются рефлексивность и коммуникативность как свойства личности, которые можно формировать путем специального обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных социокультурных условиях профессиональная среда предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным особенностям специалиста. Вследствие этого возникает проблема адаптации индивида с учетом специфики жизненных и профессиональных условий занятости. Правильная организация энергетического и личностного потенциала позволяет правильно корректировать внешние и внутренние социально-психологические воздействия и вырабатывать эффективную поведенческую линию, соответствующую социальным, культурным и личностным запросам. Это происходит с учетом глубинных личностных структур, перспективы жизненного пути, правильного и эффективного использования мыслительных и смысловых блоков при сохранении резервных ресурсов организма.

Использованные источники:

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1971.

2. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих». М.: Изд-во РАГС. 1999. С. 7, 25.

3. Ушакова Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов / Эмоциональный стресс и нервно-психические расстройства. Л.: Медицина. 1977.

Сабиров А.Г., доктор философских наук профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Елабужский институт Казанского федерального университета

Россия, г. Елабуга СУБЪЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается влияние науки на современное образование посредством субъектов влияния: ученого-преподавателя, преподавателя-исследователя и обучаемого-исследователя.

Ключевые слова: наука, образование, субъект влияния, ученый, преподаватель, обучаемый.

Наука и образование являются важными социальными институтами. Они оказывают взаимное воздействие друг на друга. Причем наука оказывает более активное влияние на современную систему образования. Обусловлено это тем, что, как отметил А.И. Кравченко, «цель научной деятельности - получение нового знания. Цель образования - передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. В этом смысле наука важнее образования» [1, с. 128].

Наука оказывает свое непосредственное влияние на образование в основном с помощью трех субъектов:

- ученого, занимающегося преподавательской деятельностью,

- преподавателя, занимающегося научными исследованиями,

- обучаемого, занимающегося некоторыми научными исследованиями.

Ученый, как основной субъект науки, является в первую очередь

ученым-исследователем (он решает актуальные научные проблемы). Некоторые представители науки считают, что ученый должен выполнять только данную функцию, не растрачивать свои способности и время на несвойственные для ученого функции. Однако в настоящее время все более общепринятой становится другая точка зрения: ученый должен выполнять и другие функции:

- консультанта (давать советы для решения социально значимых проблем),

- преподавателя (готовить кадры для науки),

- администратора (управлять научным учреждением),

- гражданина (служить своей Родине) и т.д. (подробнее об этих точках зрения, см., [2]).

Среди указанных функций наиболее важной признается функция преподавателя. Данная функция реализуется, прежде всего, в том, что ученый:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.