Научная статья на тему 'Проблема профессионально мобильного педагога'

Проблема профессионально мобильного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

В статье формирование профессионально мобильного педагога раскрывается как современная проблема педагогического образования, как профессиональный ориентир саморазвития педагога, обеспечивающий его успешную самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерникова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионально мобильного педагога»

профессиональность, гибкость, широта, глубина мышления, рефлексивность и т. п.) мобильность отмечается крайне редко. При этом она определяется, как способность личности эффективно выполнять разнообразные профессиональные и социальные функции, умение адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации, создавать новые цели, новые средства, новые возможности в соответствии с собственным желанием, с наличным уровнем осмысления проблем.

Как отмечают многие педагоги, подготовка профессионально-мобильного специалиста часто осознается в понятии «субъект», чем мобильный педагог. То есть подготовка студента к активной профессиональной деятельности осуществляется через его субъектную позицию в учебно-познавательной, учебно-практической, учебно-исследовательской деятельности, а субъектная активность понимается как готовность студента своими силами овладевать знаниями, способами деятельности, сотрудничать с преподавателем, иными словами, ограничиваться рамками образовательной деятельности, в этом случае направленность познавательной и коммуникативной активности студента ориентирована на решение конкретных профессионально-педагогических проблем. Однако речь идет о развитии студента как субъекта своей жизни, человека самостоятельного и за все несущего ответственность в жизни и профессиональной деятельности, как носителя стратегии и тактики общения с миром, как субъекта собственного саморазвития. В данном случае «субъектность» связывается с развитием способности к свободному и творческому выбору профессиональных и жизненных позиций, со сменой позиции с «обучаемого» на «созидателя».

Следует отметить, что профессионально-педагогическая мобильность отличается многообразием изменения содержания, характера и условий труда педагога, затрагивающих изменения их статусных характеристик (внутрипедагогических) и более широких (социальных). Она выражается в изменении педагогами профессии (специальности, специализации), квалификации, должности, места работы и т. п. [4]. Одна из специфических черт профессионально-педагогической мобильности состоит в том, что она может и не требовать перемены рабочего места, происходит на основе изменения содержания труда на существующих рабочих местах.

Профессия учителя имеет разнообразную направленность. Данный факт подтверждает необходимость вести подготовку учителя, способного к профессиональной мобильности внутри своей профессии. Этот вывод подтверждается словами В.А. Ядова, который говорит о «профессиональной полифонии», или смешении многих профессий в более общей области, как, например, преподавание. Профессиональная полифония характеризуется размыванием одной области знаний во множестве специальностей (например, знания педагогики). Таким образом, профессионально-педагогическая мобильность педагога, осуществляемая им внутри своей страты, должна входить в «идеологию» профессионализма учителя [2].

Понятие «профессиональная мобильность учителя» определяется не только способностью будущего педагога менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, социальную и национальную среду [2].

Современный педагог, относясь к четко очерченной социальной группе, между тем, но роду своей деятельности, контактирует с разными социальными группами с целью организации взаимодействия, например, родителей и школы. Проницаемость границ между социальными группами предъявляет строгие требования к личностной мобильности педагога.

Можно согласиться с мнением Л.Н. Лесохиной, что стремление человека к саморазвитию является необходимым условием образовательного процесса. Следовательно, способности учителя, его активность, динамизм, культура и, наконец, мобильность могут выступать в качестве социальных индикаторов и показателей эффективности образовательной системы. В своем исследовании она делает попытку обобщить разные точки зрения. Автор считает, что социальная мобильность, с одной стороны, - «это смена позиций, обусловленных внешними обстоятельствами, например, отсутствием рабочих мест в регионе, низким уровнем зарплаты, бытовой неустроенностью и т.д., с другой стороны, мобильность понимается как внутреннее самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии. Мобильность личности - симптом ее внутренней свободы и раскрепощенности». Но это внутреннее состояние обусловлено уровнем культуры социума в целом, а также уровнем образованности и компетентности личности [5].

Мобильность педагога проявляется и в его творческом самовыражении как целостной личности, как презентация себя окружающим, предъявление своих сложных и уникальных связей с реально существующим миром, своего нерассогласованного взаимодействия, сотворчества с воспитанниками и социумом. Так, В.А. Сластенин отмечал: «Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд учителя, объективно требующий от него профессиональной мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль учителя раскованно диктует ему творческие решения. Каждый учитель имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный почерк» [6].

Мобильность педагога определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и в то же время выступает как результат собственных внутренних усилий человека, направленных на осмысление своей общественной и профессиональной роли (самосознание) и на оценку своей профессионально-педагогической деятельности (самооценка).

Таким образом, понятие «профессиональная мобильность учителя» понимается не только как способность будущего учителя менять свою профессию, место и род деятельности, но и умение принимать самосто-

ятелъные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, социальную и национальную среду [1].

Поэтому профессиональную мобильность педагога можно представить в рамках одной профессии - профессии учителя; в рамках осуществления педагогической деятельности; в рамках повышения профессионализма; в рамках устойчивого развития системы образования.

Одной из современных проблем в системе педагогического образования, также как и в других сферах, является недостаточная координация между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательной школы. Современный выпускник педагогического вуза должен уметь проектировать не только собственную образовательную и профессиональную деятельность в соответствии с национальными и мировыми тенденциями, но и готовить к подобному проектированию подрастающее поколение.

Многие педагоги в своей практической деятельности сталкиваются с трудностями, которые обусловлены слабо развитыми способностями к вариативному применению своих знаний, умений, навыков, принятию нестандартных решений на основе множества условий, а также с отсутствием умений гибко адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной среды, осмысливать противоречия собственной профессиональной деятельности и на этой основе конструировать профессиональное саморазвитие. Особенно часто с подобными проблемами сталкиваются начинающие педагоги. Выпускники педвузов, даже накопившие определенный педагогический опыт и обладающие определенными качествами мобильного специалиста, не всегда могут реализовать их в своей профессиональной деятельности. Поэтому возникает потребность в исследовании процесса формирования профессионально-педагогической мобильности у студентов педвузов.

Поскольку профессиональная мобильность - качество, которое необходимо любому современному человеку, так как он живет в обществе, вступившем в динамический, характеризующийся быстрыми изменениями исторический процесс, то оно особенно актуально для педагога, поддерживающего и реализующего образовательный процесс в обществе. В силу этого, профессиональная мобильность - один из высших профессиональных ориентиров саморазвития педагога. Это качество присуще не каждой личности. Но его можно развить. Наличие профессиональной мобильности свидетельствует о высокой профессионально-жизненной подготовке специалиста.

В профессионально-педагогической деятельности мобильность обеспечивает педагогу возможность самореализации и эффективного осуществления профессиональных целей, способствует гибкому репродуцированию профессиональных знаний, умений, навыков в соответствии с педагогической целесообразностью за счет его способности перестраивать

характер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся профессиональных функций и условий педагогического труда.

Профессиональная мобильность педагога обусловлена устойчивостью профессиональной педагогической позиции, которая проявляется в гуманистическом отношении к человеку, в направленности на помощь человеку в его самоопределении, самореализации. Основу ценностных ориентаций профессионально мобильного педагога составляют ценности, соответствующие верхним этажам диспозиционной системы регуляции поведения (А.Г. Асмолов, Т.М. Джафарли, М.С. Каган, Е.Н. Шиянов, И.Т. Фролов, В.А. Ядов).

Соответственно, профессиональная мобильность педагога - это не только инструментальная (поведенческая ценность, организующая действия педагога на эффективное решение профессионально-образовательных и личностных задач), но и терминальная ценность (базовая, воспринимающаяся личностью в качестве нормы, регламентирующей педагогическую деятельность). Это способ существования педагога как современной личности и как профессионала, идущего в ногу со временем. Педагог не самореализуется как профессионал, не самоактуализируется как социальный субъект, если он не мобилен.

Согласно этому, чем выше у педагога профессиональная мобильность, тем целенаправленнее и осознаннее происходят его перемещения с позиции на позицию; чем внутренне более мобилен педагог, тем лучше он ориентируется в ситуации, тем безболезненней находит свое место в социальной и профессиональной иерархии, тем более многовариантной может быть его педагогическая деятельность.

Библиографический список

1. Горохова, Т.К. Профессионально-образовательная мобильность молодых безработных в современном российском обществе [Текст]: дис. ... канд. социол. наук. / Т.К. Горохова. - СПб., 1995. - 169 с.

2. Горюнова, Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л.В. Горюнова. - Ростов-на-Дону, 2006 с. - 344 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М.: ВШЭ, 2002. -с.263-282.

4. Кугель, С.А. Профессиональная мобильность в науке [Текст] / С.А. Кугель. - М.: Мысль, 1983. - 256 с.

5. Лесохина, Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.Н. Лесохина. - СПб., 1991. -328 с.

6. Сластенин, В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры. - Белгород: БГУ, 1999. - с. 7 - 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.