Научная статья на тему 'Проблема профессионализма и профессионального самосознания государственных служащих в контексте философского осмысления'

Проблема профессионализма и профессионального самосознания государственных служащих в контексте философского осмысления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / НРАВСТВЕННОСТЬ / ETHIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вырупаева Татьяна Владимировна

В рамках философского подхода проанализированы такие научные дефиниции, как профессионализм и профессиональное самосознание применительно к профессиональной деятельности государственных служащих. Показана связь между данными явлениями, позволяющая рассматривать профессионализм как результат оформления профессионального самосознания государственного служащего (как коллективного субъекта), имеющего высокий уровень профессиональной, психологической и нравственной зрелости, а также внутренние установки на саморазвитие и самосовершенствование в рамках данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical approach allows analyzing the scientific definitions such as professionalism and professional consciousness in their application to professional activity of public servants. In this article are demonstrated the connection between the said two definitions. We shall consider professionalism as the result of forming the professional consciousness, which includes the knowledge system in relation to the profession; recognition of belonging to this profession through vocation and conformity with the professional requirements; recognition of belonging to and the role in the professional group; awareness and appropriate assessment of one’s own motives for self-development and self-improvement within this profession. The modern conditions generate new challenges, requiring public servants to possess not only high level of education and knowledge of the specific character of government administration, but also innovative thinking and strategic vision, as well as reliance on spiritual and moral bases, assuring appropriate, reasonable and truly humane actions.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионализма и профессионального самосознания государственных служащих в контексте философского осмысления»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

THE PROBLEM OF PROFESSIONALISM AND PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF PUBLIC SERVANTS IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHICAL REFLECTION

Вырупаева Татьяна Владимировна

Канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского федерального университета,

г. Красноярск

Аннотация

В рамках философского подхода проанализированы такие научные дефиниции, как профессионализм и профессиональное самосознание применительно к профессиональной деятельности государственных служащих. Показана связь между данными явлениями, позволяющая рассматривать профессионализм как результат оформления профессионального самосознания государственного служащего (как коллективного субъекта), имеющего высокий уровень профессиональной, психологической и нравственной зрелости, а также внутренние установки на саморазвитие и самосовершенствование в рамках данной профессии.

Abstract

The philosophical approach allows analyzing the scientific definitions such as professionalism and professional consciousness in their application to professional activity of public servants. In this article are demonstrated the connection between the said two definitions. We shall consider professionalism as the result of forming the professional consciousness, which includes the knowledge system in relation to the profession; recognition of belonging to this profession through vocation and conformity with the professional requirements; recognition of belonging to and the role in the professional group; awareness and appropriate assessment of one's own motives for self-development and self-improvement within this profession. The modern conditions generate new challenges, requiring public servants to possess not only high level of education and knowledge of the specific character of government administration, but also innovative thinking and strategic vision, as well as reliance on spiritual and moral bases, assuring appropriate, reasonable and truly humane actions.

Ключевые слова: государственный служащий; профессиональное самосознание; профессионализм; нравственность.

Keywords: public servant; professional consciousness; professionalism; ethic.

В условиях модернизации общества институт государственной службы призван обеспечить эффективное осуществление государственной политики, руководствуясь принципами профессионализма и компетентности. Именно эти принципы закреплены в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность государственных служащих. Государственная служба - один из самых сложных и ответственных видов деятельности, где частные интересы людей должны подчиняться условиям, необходимым для существования целого, а само целое должно заботиться о благе частного, т.е. о благе своих граждан. Еще Платон говорил о том, что «государством призваны управлять лучшие и наиболее мудрые граждане, чья природа наиболее способна к этому» [3]. Согласно воззрениям Сократа, власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может избирать на руководящие посты. Аристотель рассуждал о нравственности и знании этики при осуществлении политики. Императив всегда быть нравственным, справедливым и честным, не переоценивая себя и

свои возможности - верный признак мудрости государственного служащего.

Объективный научный анализ профессионализма предполагает исследование его разнообразных аспектов, в том числе во взаимосвязи с профессиональным самосознанием. В этом контексте профессионализм определяется как высшая ступень в профессиональном развитии личности.

Профессионализм и профессиональное самосознание - явления, имеющие динамический характер, поскольку общественные ожидания и требования, предъявляемые к профессии государственного служащего, изменяются в соответствии с развитием самого общества и усложнением его социальной структуры.

Профессиональный путь личности государственного служащего берет начало с профессионального самосознания, определяется требованиями подготовки к поступлению на государственную службу и последующему ее прохождению, а также трансформируется в связи с развитием общества и возникновением новых потребностей в результатах государственного управления.

Проблема профессионального самосознания человека рассматривается в психологии, акмеоло-гии, философии. Одним из первых вопрос о само-

сознании поставил Сократ, провозгласив знаменитую установку «познай самого себя». Самосознание означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения представляют высшую ценность.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в процессе жизнедеятельности человека во взаимодействии с социальной средой, являясь, по сути, процессом познания себя, то профессиональное самосознание - это проекция всех элементов самосознания на профессиональную деятельность [5, с. 128].

С позиции процессного подхода профессиональное самосознание представляет собой последовательность следующих стадий:

1. формирование первичного образа профессии на основе общих представлений о ней;

2. закрепление образа профессии на основе получения специальных знаний, умений и навыков;

3. погружение в профессию, в результате которого формируется мотивация к дальнейшему ее освоению;

4. формирование устойчивых профессиональных «паттернов», когда личность приобретает опыт внешних и внутренних оценок результатов собственного труда;

5. оформление профессионального самосознания личности, в результате которого формируются внутренние установки на саморазвитие и самосовершенствование, повышение уровня профессионализма.

Выше упоминалось о том, что профессионализм по отношению к профессиональному самосознанию определяется как высшая ступень в профессиональном развитии личности. Предполагается, что на этом этапе личность достигает высокого уровня профессиональной, психологической и нравственной зрелости, обретая статус «профессионала».

Содержательная природа профессионализма многогранна. В современной отечественной науке указывается на аксиологический аспект профессионализма, как ценностно-значимого качества личности, характеризующего ее возможности, мастерство, нравственное целеполагание в трудовой деятельности [4, с.72]. В современной зарубежной практике обозначились контуры нового типа профессионализма (hybrid professionalism), ключевыми принципами которого являются: координация, обеспечивающая связь профессиональных и управленческих действий; контроль, сочетающий в себе такие его формы, как организационный и общественный; ценности, выраженные в профессиональном исполнении, гуманизме и ответственности [7, с.190-205]. Применительно к сфере государственного управления данный подход к профессионализму представляет особый интерес.

В контексте государственного управления профессионализм следует рассматривать, как результат оформления профессионального самосознания государственного служащего (как коллективного субъекта), имеющего высокий уровень профессиональной, психологической и нравственной зрелости, а также внутренние установки на саморазвитие и самосовершенствование в рамках данной профессии.

Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется наличием трех основных компонентов: когнитивный компонент, включающий совокупность знаний о своей профессиональной деятельности с точки зрения ее предмета, функций, социальной значимости, а также систему представлений о себе в контексте данной профессиональной деятельности; практико-пове-денческий компонент, связанный с наличием определенных умений, навыков, опыта, а также с мотивацией к профессиональному развитию и самосовершенствованию; аксиологический компонент, предполагающий нравственное целеполагание в профессиональной деятельности, соблюдение гуманистических моральных принципов и принятие ценностей, утвержденных в профессионально-этическом кодексе.

Согласно этической концепции М. Вебера в мотивах истинного профессионала доминируют бескорыстие, осознание профессионального призвания и, основанная на этике, ответственность. При этом «естественная ответственность» определяется нормами морали, позволяя понять мотивы деятельности служащих через призму таких категорий, как долг, призвание, совесть. «Контакторная ответственность» формируется на основе доверительных отношений между властью и обществом [8, с. 20].

Однако в современных условиях государственные механизмы становятся все менее адекватными, происходит делегитимация существующей системы отношений между государственной властью и гражданским обществом [1, с. 40]. Отмечается чрезвычайно высокий уровень формализации деятельности аппарата государственных служащих, его инерционность, консерватизм, слабая чувствительность к динамичным процессам современной жизни. Государственная бюрократия не желает делиться властью с гражданским обществом, кроме того, стремится сэкономить на этом контроле [6, с. 7-8]. Государственная служба далеко не всегда регламентирована нормами гуманизма и честного служения государству. Погоня за властью, должностями и привилегиями порождает двойные стандарты. На том, месте, где раньше работал один профессионал, непременно появляется три-четыре посредственности, которые детерминируют рост накладных расходов на управленческие нужды. Именно в их среде процветают эгоизм, коррупция и карьеризм, безудержная активность в стремлении к должностному продвижению [2, с.672].

Очевидно, что сегодня возникает потребность в профессионализации института государственной

службы, в формировании и социально-философском обосновании такой модели управления профессиональным развитием, которая была бы ориентирована на достижение высокого уровня профессионализма. В свою очередь, профессионализм следует рассматривать, как результат оформления профессионального самосознания, включающего в себя систему знаний о профессии, осознание принадлежности к ней через призвание и соответствие профессиональным требованиям, осознание своей роли в профессиональной группе, сознательность и адекватную оценку собственных мотивов к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках данной профессии. Иными словами, формирование профессионального самосознания отражает процесс становления личности профессионала, а профессионализм выступает показателем высокого уровня профессиональной, психологической и нравственной зрелости личности.

Современные условия порождают новые вызовы, требующие от государственных служащих не только высокого уровня образованности и знания специфики государственного управления, но и инновационного типа мышления, стратегического видения, опоры на духовно-нравственные основы, выступающие гарантией адекватных, обоснованных и истинно гуманных действий. Необходимо включить в систему государственного управления нравственные ориентиры, как интегральные критерии оценки эффективности государственного управления, а также найти действенные мотиваци-онные механизмы духовно-культурного развития государственных служащих.

Лишь гармонично развитая личность, неуклонно совершенствующая не только свои профессиональные навыки, но и нравственное созна-

ние, руководствующаяся в своей профессиональной деятельности гуманистическими моральными принципами, способна стать истинным профессионалом [4, с.73].

Список литературы:

1. Бюрократия как проблема. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. -2012. - №4. - C.39-61.

2. Охотский, Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание / Е.В. Охотский. - М.: Экономика, 2011. - 702 с.

3. Платон Государство / Платон. - СПб.: Наука, 2005. - 571 с.

4. Цвык, В.А. Профессионализм как нравственная ценность / В.А. Цвык // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2012. - №4. - С.72-77.

5. Эннс, Е. А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке / Е.А. Эннс // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2012. - 130 с.

6. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности. - Публикации Высшей школы экономики. - Режим доступа:

http ://www. hse.ru/pubs/share/direct/document/534571 35 (дата обращения 10.08.2017).

7. Noordegraaf, M. Hybrid professionalism and beyond: (New) Forms of public professionalism in changing organizational and sociental context / Mirko Noordegraaf // Journal of Professions and Organization. - 2015. - №2. - P.187-206.

8. Van Bocke, J. Professional Bureaucrats or Bureaucratic Professionals // Conference on Civil Society and Public Services in Early Modern Europe (30 November - 1 December): Utrecht University. - Leiden, 2007. - P.1-24.

_О ПАРАЛИЗАЦИИ ДОГМАТИКАМИ РАЗВИТИЯ ОСНОВ НАУКИ

Карлик Евгений Александрович

Инженер, Российское философское общество, г. Москва

ON PARALYSIS OF THE DOGMATISTS DEVELOPMENT OF THE FOUNDATIONS OF

SCIENCE

Karlik Evgeny

Engineer, Russian philosophical society, Moscow

Аннотация

Показана ответственность руководителей физиков, не создающих условий для создания новых основ науки с направлением Н. Бора и В. Паули.

Ситуация в РОССИИ с сохранением в корне ошибочных основ науки свидетельствует о полном тупике в области радикального развитии основ науки, из которого нет выхода в условиях закрепощения ошибочных основ науки монопольной системой управления РАН.

Abstract

Shows the responsibility of the heads of physicists, not creating conditions for new foundations of science with the direction of N. Bohr and Pauli. The situation in RUSSIA with the preservation of fundamentally flawed foundations of science testifies to a complete standstill in the field of radical development of the foundations of science, which has no way out in conditions of enslavement erroneous science basics monopolistic system of control Sciences.

Ключевые слова: Ошибочность основ науки; незаинтересованность руководителей.

Keywords: the fallacy of the foundations of science; lack of leaders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.