сельскохозяйственном предприятии или у фермеров; альтернативное занятие (охота, рыболовство, собирательство, надомная работа). Под влиянием внешних обстоятельств произошла адаптация сельских жителей к рыночным условиям хозяйствования. Доля лиц, оказывающих определенные услуги за вознаграждение выросла с 5,7% в 1993 г. до 17,1% в 2007 г. Многие сельские жители (38,7%) имеют помимо основной какую-то другую работу или занятие, приносящее определенный доход и выживают во многом именно благодаря этому социальному капиталу [6]. Хозяйственные практики, сложившиеся в последнее десятилетие, выступают важным средством решения проблем бедности в сельском социуме. Полное и более рациональное использование имеющихся в сельской местности внутренних резервов наряду с совершенствованием социальной политики государства и активной позицией сельских жителей поможет сформировать новую социальную
ПРОБЛЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ Б1
модель преодоления бедности. В сельской местности требуется поэтапная модернизация системы управления сельским хозяйством с использованием мирового опыта развитых и развивающихся стран.
Источники
Доклад «Народонаселение мира в 2010 году». Фонд ООН в области народонаселения. С. 113. http://www.un. огд/ги/<^еуе1ортеп1/8игуеу8/<^ос8/рори1айоп2010.р<^ Там же. - С. 113.
Об оценке численности постоянного населения на 1 января 2010 г., на 1 января 2011 г. и в среднем за 2010 г. -http://www.gks.ru
http://www.cybersecurity.ru/prQgnQz
Социально-экономические индикаторы бедности в 2006-2009 г.г. - http://www.gks.ru
Материалы социологических исследований, проведенных сотрудниками ИАгП РАН «Возрождение российского кресть-янства-2» (1993 г., № = 986); «Российское крестьянство в условиях аграрной реформы» (2007 г., N=193).
ТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Е.Г. Решетникова, д.э.н., зав. лаб.
Осуществляемый в Институте аграрных проблем рАн мониторинг уровня доходов, потребительских расходов, параметров потребления продовольствия в регионе свидетельствует о существовании продовольственной бедности сельского населения Саратовской области. В настоящее время 10 % жителей села имеют калорийность пищевого рациона ниже порогового значения ФАО (Всемирной продовольственной организации) на 24%. Вызывает тревогу, что в эту группу входит 70-80% многодетных семей, калорийность пищевого рациона которых не превышает 1700 ккал в сутки.
Проведенный анализ трансформации экономического роста и неравенства в регионе в условиях переходной и рыночной экономики применительно к агропродовольственному комплексу показал, что в 1999-2009 гг. гипотеза лауреата Нобелевской премии по экономике С. Кузнеца в сельской местности региона статистически не подтверждалась. Это является косвенным свидетельством наличия избыточного неравенства на селе.
Комплексный пространственно-временной анализ сферы потребления продовольствия в регионе показал, что уровень потребления основных продуктов питания выше в городе, чем на селе, как в среднем, так и по доходным группам. В первой группе с самыми низкими доходами на селе отмечалось отставание в потреблении от физиологической нормы прожиточного минимума. Например, потребление молока и молочных продуктов составило лишь 57,2% от уровня этого минимального норматива, мяса и мясопродуктов - 72,0%, яиц -56,4%, фруктов - 83,3%. Дифференциация потребления продовольствия в городе и на селе имела свои особенности. В течение 1999-2009 г.г. дифференциация потребления продовольствия снизилась как у горожан, так и у селян. Но всегда она была более ярко выражена в сельской местности, в силу более значительной поляризации доходов на селе и большей доли бедного населения, живущего здесь. Сопоставление уровней потребления жителей города и села говорит о том, что территориальная дифференциация претерпела за эти годы определённые изменения. В 1999 г. домохозяйства в сельской местности превосходили по среднедушевому потреблению
Института аграрных проблем РАН
домохозяйства, находящиеся в городе, по всем продуктам питания, кроме яиц. В 2001-2002 гг. отмечалось сближение уровней потребления жителей города и села при более высоких средних значениях потребления у горожан всех продуктов, кроме молока, сахара и кондитерских изделий. В 2006-2009 г.г. происходило дальнейшее сглаживание различий в уровнях среднедушевого потребления в городе и на селе по таким продуктам как мясо, рыба, картофель. По уровню потребления овощей, масла растительного и яиц горожане утратили свои лидирующие позиции.
Исследования показывают, что в городе выше уровень среднедушевого потребления по наиболее ценным в питательном отношении продуктам, больше потребляется белков. В тоже время на селе выше среднедушевая энергетическая ценность пищевого рациона, за счет большего потребления жиров и углеводов. Дифференциация потребления продовольствия в городе и на селе имеет тенденцию к снижению в результате роста реальных доходов населения. Но дифференциация потребления продовольствия на селе характеризуется более высокими коэффициентами фондов. На селе лица, для которых характерна продовольственная бедность, имеют более низкие показатели потребления, по сравнению с городскими бедными. Калорийность их пищевого рациона ниже на 35%. Поэтому для сельских территорий особенно актуальна разработка механизма преодоления крайней продовольственной бедности.
Одним из принципов государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения. Для повышения доходности труда в сельском хозяйстве необходимо принимать меры по повышению социальной защищенности труда в личном подсобном хозяйстве (на ЛПХ товарного типа и потребительских ЛПХ приходится более 60% занятых сельскохозяйственным трудом), в частности, путем субсидирования средств на погашение социального налога в страховые фонды. Необходимо также развитие системы адресной социальной помощи на селе, включающей помощь малоимущим слоям на-
селения в организации полноценного питания с использованием системы продовольственных сертификатов и региональные программы продовольственной помощи, ориентированные на наиболее уязвимые слои населения (дети, беременные женщины, многодетные семьи и др.). Отметим, что внутренняя продовольственная помощь относится к мерам «зеленой корзины», которые не требуют сокращения при вступлении в ВТО. Поэтому актуальной является отработка механизма эффективной продовольственной помощи, в том числе посредством закупок государством продовольствия на эти цели у субъектов малого предпринимательства на селе.
В настоящее время в РФ действует Закон РФ «О государственной социальной помощи» (1999 г.), а также Закон «О порядке учета доходов и расчета среднегодового дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (2003 г.). В соответствии с последним Законом (ст. 7) доходы гражданина учитываются до вычета налогов и сборов, хотя в прожиточном минимуме заложена определенная величина налогов. Считаем, что, опираясь на опыт развитых стран, лица с доходом ниже прожиточного минимума должны быть освобождены от их уплаты. Сумма доходов бедного населения учитывается как в денежной, так и натуральной форме (ст. 5). Доходы, полученные от использования земельных участков (паев) в натуральной форме входят в общий объем доходов, что стимулирует эффективное использование земли (обработка или аренда). В ст. 11 отмечается, что доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства учитываются в сумме доходов бедной семьи исходя из утверждаемых в субъектах РФ нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. На современном этапе социальной
политики преодоления бедности, когда в качестве ее официальной черты остается прожиточный минимум, реально характеризующей лишь крайнюю бедность, возможно, отказаться от учета дохода от реализации продукции ЛПХ в общей сумме доходов сельского населения. Кроме того, целесообразно дифференцировать прожиточный минимум, а в дальнейшем минимальный или восстановительный потребительский бюджет как черту бедности по территориальному признаку (для жителей города и села). В прожиточном минимуме сельского населения необходимо учитывать в большей степени транспортные расходы, особенности определения жилищно-коммунальных платежей, социальных расходов, товаров индивидуального и общесемейного пользования.
Важно возрождение сети магазинов потребительской кооперации в сельских поселениях, которое будет способствовать росту занятости, созданию механизма оказания продовольственной помощи на местах (через систему продовольственных сертификатов);
Концепцией устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, ЛПХ и торговыми сетями. Необходимо строгое соблюдение антимонопольного законодательства, чтобы сельские товаропроизводители не теряли часть дохода при реализации своей продукции. Эти центры могли бы координировать также поставку необходимых продовольственных товаров в рамках региональных программ продовольственной помощи. Элементы конкуренции в оказании продовольственной помощи между торговыми сетями и магазинами потребкооперации способствовали бы поддержанию приемлемого уровня цен и качества продукции для различных категорий наиболее, уязвимых слоев населения.
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (региональный аспект) А.К. Мамедов, к.э.н., доц., Великолукской государственной сельскохозяйственной академии
Качество жизни (англ. - quality of life, сокр. -QOL; нем. - Lebensqualitat, сокр. LQ) - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.
Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее пяти), критериев качества жизни [1].
Школа ВИАПИ под качеством жизни в сельской местности понимает соответствие уровня жизни села общим для страны стандартам и нормам в сфере материальных, социальных и культурных благ, представляемых населению, а уровень жизни в сельской местности - это совокупность статистически измеряемых показателей, отражающих степень реализации стандартов и норм жизни населения села на практике [2].
В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федера-
ции ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно. Первая часть статьи 7-й 1-й главы Конституции «Основы конституционного строя» гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3].
Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.
Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.
Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы