Научная статья на тему 'Совершенствование институтов преодоления продовольственной бедности'

Совершенствование институтов преодоления продовольственной бедности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕДНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕРТИФИКАТ / ВНУТРЕННЯЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / FOOD POVERTY / FOOD STAMP / DOMESTIC FOOD AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

Цель исследования состоит в научном обосновании направлений модернизации институтов социальной защиты, способствующих преодолению продовольственной бедности в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности. Выявлена зависимость доли расходов на питание в потребительских расходах от двух факторов среднедушевых денежных доходов населения и индекса потребительских цен. Дан прогноз динамики доли расходов на питание в домохозяйствах на уровне национальной экономической системы. Обосновано, что введение программы продовольственных сертификатов по опыту стран с развитой экономикой является одним из инструментов преодоления продовольственной бедности и косвенной мерой поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING INSTITUTIONS FOR OVERCOMING FOOD POVERTY

The paper deals with the theoretical ground for modernizing the social security institutions in order to combat food poverty in accordance with the food security doctrine. The dependence of the share of food expenditures in consumer spending on two factors: average income and consumer price index is shown. The forecast of the dynamics of the share of food expenditures in household income in Russia is presented. It is proved from the experience of developed economies that the introduction of a program of food certificates is one of the tools to overcome food poverty and an indirect measure of support for domestic agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Совершенствование институтов преодоления продовольственной бедности»

♦-------------------------------------------------

материалов; контроль качества работ; поощрения и административные санкции; нормативная документация. В рамках каждого из этих элементов существуют различные источники, использование которых может повысить эффективность всего механизма ресурсосбережения и, в частности, системы управления ресурсосбережением.

Чтобы лучше понять содержание тех или иных бизнес-процессов, следует найти способ визуального отображения результатов исследования. Например, можно схематично изобразить производственный участок или цех целиком, где выполняется процесс, а затем наложить на эту схему этапы процесса, чтобы показать физическое перемещение материальных ценностей и готовых продуктов. Будет понятно, как улучшение в части организации рабочей области может улучшить весь процесс целиком. Или можно отобразить в таблице данных время, в течение которого выполняется каждый элемент процесса, и среднее время простоя между отдельными элементами. Это покажет среднее время, которое уходит непосредственно на производство и время ожидания (или простоя), и таким образом позволит понять и найти возможности для уменьшения общего времени производственного цикла процесса.

--------------------------------------------------♦

И в том, и в другом случае большое значение имеет время. Для его учета необходимо иметь ясное представление о технологической цепочке производства продукции, т.е. знать последовательность и длительность всех операций.

Ресурсоаудит позволяет оптимизировать комплекс мер ресурсосбережения, направленных на эффективное использование всех факторов производства [2]. При помощи этого инструмента руководство предприятия в любой момент способно оценить уровень и эффективность использования материальных ресурсов.

1. Душевин Л.Л. Методика мониторинга деятельности внутренних аудиторов систем качества предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25).

2. Каленюк А.А. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе управления ресурсосбережением // Вестник СГСЭУ. 2009. № 4 (28).

3. Каракозова И.В. Управление материальными ресурсами в рыночных условиях // Экономика и учет в строительстве. 2007. № 4.

4. Сахаров И.С. Роль и ответственность руководящего состава при внедрении системы менеджмента качества на предприятии торговли. URL: http://www.iteam.ru/publications/quality/ section 61/article 3644.

Елена Геннадиевна Решетникова,

доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией стратегии развития институциональной среды агропромышленного комплекса, Институт аграрных проблем РАН

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕДНОСТИ

Цель исследования состоит в научном обосновании направлений модернизации институтов социальной защиты, способствующих преодолению продовольственной бедности в соответствии с требованиями Доктрины продовольственной безопасности. Выявлена зависимость доли расходов на питание в потребительских расходах от двух факторов - среднедушевых денежных доходов населения и индекса потребительских цен. Дан прогноз динамики доли расходов на питание в домохозяйствах на уровне национальной экономической системы. Обосновано, что введение программы продовольственных сертификатов по опыту стран с развитой экономикой является одним из инструментов преодоления продовольственной бедности и косвенной мерой поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

Ключевые слова: продовольственная бедность, продовольственный сертификат, внутренняя продовольственная помощь.

Ye.G. 11евМе^1коуа

IMPROVING INSTITUTIONS FOR OVERCOMING FOOD POVERTY

The paper deals with the theoretical ground for modernizing the social security institutions in order to combat food poverty in accordance with the food security doctrine. The dependence of the share of food expenditures in consumer spending on two factors: average income and consumer price index is shown. The forecast of the dynamics of the share of food expenditures in household income in Russia is presented. It is proved from the experience of developed economies that the introduction of a program of food certificates is one of the tools to overcome food poverty and an indirect measure of support for domestic agricultural producers.

Keywords: food poverty, food stamp, domestic food aid.

УДК 338.431 |Й» iagpran@mail.ru

Одним из важнейших социально-экономических приоритетов обеспечения продовольственной безопасности является создание условий для экономической доступности продовольствия для всех социальных групп населения, преодоление продовольственной бедности. Существенными, но не такими злободневными являются проблемы оптимизации структуры потребления, сбалансированности белков, жиров, углеводов, витаминов в рационе питания, переход от преимущественно углеводосодержащей модели потребления к рациональной модели, лежащей в основе здорового образа жизни.

В мире сложились несколько типов продовольственного потребления. По калорийности потребления на первом месте стоят США и Канада (3394 - 3654 ккал в сутки на душу населения). Наиболее низкая калорийность характерна для развитой Азии (Япония, Китай, Индия) - 2648 ккал, Латинской Америки - 2791 ккал и Средней Африки - 2176 ккал. В странах с низкой калорийностью в структуре пищевого рациона преобладают зернопродукты: например, доля мясных продуктов в странах Африки составляет всего 3 - 4% [1, с. 12].

Россия по типу питания близка к европейским странам, однако в силу низких реальных доходов населения структура потребительских расходов в домохозяйствах россиян существенно отличается от аналогичной структуры западноевропейцев. Десятая часть населения по официальной статистике находится в состоянии продовольственной бедности. Продовольственная бедность представляет собой одну из наиболее острых форм бедности, для которой характерно потребление продовольствия на уровне ниже минимальных физиологических норм прожиточного минимума. Продовольственная бедность характеризуется калорийностью пищевого рациона ниже порогового значения Всемирной продовольственной организации (ФАО) в 2150 ккал. Как правило, для доходных групп, находящихся в продовольственной бедности, характерна доля расходов на продукты питания выше 50%.Таким образом, можно говорить о нескольких критериях продовольственной бедности.

В Институте аграрных проблем РАН разработана концепция экономического и социального равновесия продовольственного рынка, нацеленная на обеспечение экономической доступности продовольствия для всех социальных групп населения на основе модернизации государственной доходной, налоговой политики и институтов социальной поддержки, в частности продовольственной помощи. Около тридцати лет осуществляется мониторинг денежных доходов, расходов населения в территориальном и социальном разрезе, исследуются особенности потребления продовольствия в условиях различных состояний экономической системы.

Теоретически нарастание дифференциации доходов может иметь несколько форм. В настоящее время отмечается более быстрый рост доходов наиболее обеспеченной части населения. Очевидно, что из-за ограниченности доходов другой части населения спрос на продукты питания значительно ниже потребности в нем и не может обеспечить потребление продовольствия по рациональным нормам, как это требует Доктрина продовольственной безопасности. По уровню

социально-экономического расслоения, который характеризуется коэффициентом Джини, Россию относят к группе стран со средним значением этого показателя. В эту же группу входят: Молдова - 0,396, Киргизия - 0,432, Китай - 0,402, Таиланд - 0,414, США - 0,408 [2, с. 170]. Во всех странах Европы индексы концентрации доходов ниже: в Германии - 0,3, Франции - 0,327, Финляндии - 0,256, Чехии - 0,254, Словакии - 0,195. Существует также группа стран, в которых индекс Джини значительно выше, чем в России: на Филиппинах -

0,462, Нигерии - 0,506, ЮАР - 0,593, Чили - 0,565, Мексике - 0,537, Бразилии - 0,6.

Анализ сложившейся структуры потребительских расходов и потребления в различных доходных группах населения России позволяет сделать вывод о том, что наиболее близкое достижение в потреблении параметров рациональной нормы по всем продуктам возможно при уровне расходов на питание в потребительских расходах ниже 20%. В ходе проведенного исследования выявлена зависимость доли расходов на питание во всех потребительских расходах от двух факторов - среднедушевых денежных доходов населения и индекса потребительских цен.

Уравнение регрессии имеет вид:

У = 35,348 - 0,001Х, + 0,102Х2,

где У - доля расходов на питание в потребительских расходах, %; Х1 - среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.; Х2 - индекс потребительских цен, %.

Коэффициент корреляции составляет 0,932, коэффициент множественной детерминации - 0,869. Таким образом, выход на 20%-ный уровень расходов на питание в потребительских расходах предполагает среднедушевые доходы в размере 26 109 руб. - при инерционном росте индекса потребительских цен. При продолжении сложившейся тенденции роста доходов такой уровень среднедушевых доходов может быть достигнут через 6,5 лет. Обеспечение населения в соответствии с рациональными нормами и выполнение пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по импорту требует значительного увеличения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, наращивания собственного производства основных продуктов питания.

При рассмотрении основных параметров сферы потребления необходимо использовать дифференцированный подход. В настоящее время в первой доходной группе с минимальными денежными доходами потребление основных продуктов питания не соответствует даже минимальной физиологической норме. Расчеты показывают, что для выхода в питании на минимальные нормы необходима социальная помощь в размере 800 - 1000 руб. в месяц. Наиболее целесообразная форма оказания помощи, на наш взгляд, выделение данной суммы на конкретные цели (через продуктовый сертификат), как в странах с развитой рыночной экономикой.

Модернизация института продовольственной помощи включает ряд направлений: повышение корпоративной социальной ответственности бизнеса в преодолении продовольственной бедности путем совершенствования

налоговых институтов и стимулирования благотворительности при участии бизнеса в реализации программ продовольственной помощи; разработка и принятие специальной федеральной и региональных программ, в которых отражались бы размеры адресной продовольственной помощи и присутствовал дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности потребления наиболее уязвимыми слоями населения (дети, пенсионеры, многодетные семьи, беременные женщины и т.д.). Необходимо принятие Государственной Думой РФ закона «О государственных продовольственных гарантиях и государственных продовольственных сертификатах», который уже длительное время находится на стадии обсуждения.

Следует отметить, что внутренняя продовольственная помощь относится к мерам «зеленой корзины», которые не требуют сокращения при вступлении России в ВТО. Поэтому актуальной является отработка механизма эффективной продовольственной помощи, в том числе и на селе. Возрождение сети магазинов потребительской кооперации в сельских поселениях будет способствовать росту занятости, созданию механизма оказания продовольственной помощи на местах (через систему продовольственных сертификатов). Концепцией устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, ЛПХ и торговыми сетями. Эти центры также могли бы координировать поставку необходимых продовольственных товаров в рамках региональных программ продовольственной помощи.

В сфере государственной доходной и налоговой политики могут быть выделены следующие направления модернизации: повышение доли заработной платы в ВВП; минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться на уровне минимального потребительского бюджета, не в целом по отрасли, а в соотношении с региональным социальным стандартом; в региональных соглашениях должен применяться дифференцированный по отраслям подход к установлению МРОТ; при установлении МРОТ должны учитываться требования Конвенции МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», документы Европейского комитета по социальным правам, в которых декларируется, что минимальный уровень заработной платы должен составлять не менее 60% от реального среднего уровня заработной платы; целесообразно введение прогрессивной шкалы налогообложения с предельной ставкой в 33% (как в США) или 50% (как в Европе); в силу сохраняющихся значительных объемов скрытых доходов особенно перспективным является введение прогрессивной шкалы налогообложения на недвижимость; актуальной остается идея национального дивиденда. Целесообразно освобождение от уплаты налогов лиц, чей доход ниже прожиточного минимума. На современном этапе в Российской Федерации основными законами, регулирующими процесс предоставления социальной помощи малообеспеченным слоям населения, являются: Закон

РФ «О государственной социальной помощи» (1999 г.), а также Закон «О порядке учета доходов и расчета среднегодового дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (2003 г.). Сумма доходов бедного населения учитывается как в денежной, так и в натуральной форме (ст. 5). Доходы, полученные от использования земельных участков (паев) в натуральной форме в виде товаров, входят в общий объем доходов. Считаем, что это стимулирует эффективное использование земли (обработка или аренда). В ст. 11 отмечается, что доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов бедной семьи исходя из утверждаемых в субъектах РФ нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. На современном этапе социальной политики преодоления бедности, когда в качестве ее официальной черты остается прожиточный минимум, реально характеризующей лишь крайнюю бедность, возможно отказаться от учета дохода от реализации продукции ЛПХ в общей сумме доходов бедного населения.

Для эффективного регулирования сферы потребления продовольствия важно совершенствование ее методологической составляющей, а именно методов регулирования, показателей социально-экономической дифференциации и показателей, характеризующих бедность населения. Проблема согласования основных пропорций сферы потребления продовольствия может быть решена на основе модификации модели комбинированного межотраслевого баланса агропромышленного комплекса региона; необходима адаптация баланса денежных доходов и расходов населения к современным условиям и международным стандартам. Направлениями совершенствования традиционной схемы баланса являются: использование элементов дифференцированного подхода (город - село; доходные группы); дальнейшее приведение статей баланса в соответствие с системой национальных счетов и концепцией доходов Дж. Хикса (движение доходов должно рассматриваться отдельно от движения активов); более полное отражение в балансе доходов индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, более точный учет объемов продаж товаров и оказанных услуг в сфере деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, учитываемых на выборочной основе (к ним относятся и торговые сети в регионах); учет в балансе сбережений населения не только в банковской сфере, но и в различных паевых инвестиционных фондах (ПИФах) и брокерских фирмах.

1. Золин П., Костусенко И. Структура потребления продуктов питания в мире и в России // АПК: управление и экономика. 2002. № 6.

2. Суринов А.Е. Уровень жизни населения России: 1992 -2002 гг. (по материалам официальных статистических наблюдений). М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.