Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ»

2. Неограниченные возможности для занятий спортом есть в Тюмени у всех [Электронный ресурс]//Тюменская линия 21 авг 2014. - Режим доступа: http://t-l.ru/1984.html

3. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. - Электронный ресурс. Режим доступа:

http://admtyumen.ru/ogv ru/gov/administrative/sport youth department/interview /more.htm?id=10640903@cmsArticle

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ healthcare/

5. Спортивный портал Тюменской области. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://moi-sport2.ru/ sportshkoly/

Богомолов Д.А. студент, 3 курс Шустов Р.С. студент, 3 курс Лоскутова О.Н. ст. преподаватель кафедра ЭиМХС ТГАМЭУП Россия, г. Тюмень

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ

Одним из основных направлений России в настоящее время является развитие спорта и физической культуры.

Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:

- улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;

- разработка и реализация инвестиционных программ в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики;

- разработка технических регламентов, национальных стандартов и свода правил по проектированию и строительству объектов спорта, а также правил сертификации услуг и продукции;

- развитие лизинга спортивного оборудования, инвентаря и соответствующих материалов. [1]

Для массового и профессионального спорта необходимы значительные инвестиции как государственного, так и частного секторов экономики. На сегодняшний день актуален поиск альтернативных источников

финансирования и новых форм совместного участия государства и частного бизнеса в развитии спорта.

В настоящее время для поддержки спортивной индустрии только бюджетных финансовых средств недостаточно. Ежегодные расходы бюджетов всех уровней составляют всего около 0,7% от общей суммы расходов. Согласно данным экспертов, в федеральном бюджете на 20132015гг. предполагается уменьшение доли финансирования физической культуры и спорта. [4]

Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом с 15% до 40%, количество стадионов, спортивных комплексов и спортивных площадок. В этих условиях осуществляется активный поиск дополнительных средств для строительства объектов спортивных объектов, повышения эффективности использования бюджетных средств на эти цели и обеспечения эффективного сочетания интересов бизнеса и государства. В качестве такого инструмента может выступать государственно-частное партнерство.[1]

Необходимо осуществлять совместное финансирование эффективно. Бизнесмену, чтобы вложить свои деньги в спорт, нужны реальные выгоды -авторитет в обществе, укрепление деловых связей, должная реклама. Вот лишь несколько факторов, которые должны сопровождать этот процесс.

Чтобы заинтересовать бизнес-структуры, необходимо развивать государственно-частное партнёрство, подготовив для этого на местах соответствующую законодательную базу. Спонсоры должны оказывать помощь не в конвертах, как это делается сейчас, а на законных основаниях.

Данная форма союза государства и бизнеса используется при подготовке спортивных соревнований международного уровня: зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, в 2014 г. в Сочи, Чемпионат мира по хоккею 2016 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г. [5]

Российское правительство взяло на себя обязательство вложить около 1 трлн. долларов (около 31 трлн. рублей) в финансирование возведения спортивной инфраструктуры в период до 2020 г. в рамках указанных мероприятий. Вместе с тем покрытие расходов в таком объеме не представляется возможным только за счет государственных средств. По этой причине в настоящее время государство и активизирует деятельность по развитию ГЧП, ожидая частных инвесторов, в том числе иностранных. Такой метод рассматривается в качестве необходимого инструмента реализации запланированных проектов. [6]

Наиболее богатый опыт привлечения частных денег в создание спортивной инфраструктуры разработан в Нижегородской области. Три физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК) в Павловском, Лукояновском и Краснобаковском районах построены в рамках концессионных соглашений между Нижегородской областью и ЗАО «Волга

- Спорт». Концессионные соглашения были заключены в октябре 2010 г. на 10 лет, в рамках которых частный партнер обязуется профинансировать, построить, оснастить оборудованием данные спортивные сооружения. Стоимость каждого ФОКа составила порядка 500 млн. рублей. По истечении десятилетнего периода объекты будут переданы области, а до этого момента хозяйственную деятельность на них будет осуществлять частный партнёр. [6]

В Москве планируется строительство стадиона футбольного клуба ЦСКА (ВЭБ-Арена) и футбольного клуба Спартак (Открытие Арена). К финансированию строительства данных объектов привлечены Внешэкономбанк и Банк «Открытие». Объем инвестиций в строительство стадиона "ВЭБ-Арена" оценивается экспертами в 11 млрд. рублей и согласно предварительным данным новый стадион будет вмещать около 30 тыс. зрителей. Кроме того, проект «ВЭБ-Арена предусматривает строительство бизнес-центра и подземной парковки. Другой стадион - футбольного клуба «Спартак» - будет построен на основе спонсорского соглашения о долгосрочном стратегическом партнерстве между ФК «Спартак-Москва» и Банк «Открытие». Условия контракта предусматривают нейминг стадиона сроком на 6 лет. Ввод в эксплуатацию назначен на май 2014 г. Общая сумма стоимости стадиона «Открытие Арена» составит около 15 млрд. рублей. [6]

Исходя из российского и зарубежного опыта реализации ГЧП проектов, в этом сегменте существуют некоторые проблемы:

- неопределенность в сфере государственных форм собственности, зачастую недоверие частного бизнеса к относительно новому инструменту ГЧП, а также неспособность покрыть банковские риски;

- правила бюджетного учета и установления тарифов, не предоставляют необходимые гарантии потенциальному частному инвестору по определению уровня будущих денежных потоков для окупаемости проектов (установленная Федеральной службой по тарифам система тарифов создает дополнительные трудности для участников сделок ввиду ее фактического дублирования при расчетах, проводимых потребителями за все коммунальные услуги);

- стоимость строительства 1 кв. м. объекта спортивной инфраструктуры существенно отличается в зависимости от региона его реализации, что говорит об отсутствии единых стандартов строительства в стране и существенных региональных отличиях;

- не проработан вопрос залогового законодательства, что создает проблемы для банков по финансированию подобных союзов на основе проектного финансирования, а также выделяется неблагоприятные условия налогообложения для инвесторов. [2]

Таким образом, основной проблемой остается нехватка бюджетного финансирования строительства новых спортивных стадионов, площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов, а также реконструкция и

модернизация существующих. В такой ситуации государству необходимо дать органам местного самоуправления четкие полномочия и предоставить возможность действовать самостоятельно при решении вопросов, связанных с заключением соглашений о совместных проектах государства и частных лиц, предоставить соглашениям о ГЧП реальную юридическую силу, прояснить ситуацию с правами собственности на объекты соглашений о ГЧП, рассмотреть льготные возможности налогообложения для инвесторов.

Использованные источники:

1. Петрикова Е.М., Корзина Е.А. Возможности региональных и местных бюджетов по реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) // Финансы и кредит. 2011. № 25.

2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" - Электронный ресурс. Режим доступа: http://vkbs.su/upload/iblock/66f/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rf.pdf

3. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 25.09.2008) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/570802

4. Спорту нужна финансовая поддержка [Электронный ресурс]//Красноярский рабочий №45 28 окт 2014. - Режим доступа: http://presslife.ru/content/view/6713

5. Финансовые особенности государственно-частного партнерства в спортивной индустрии. [Электронный ресурс]//Финансы и кредит №32 (560). 2013. - Режим доступа: http://www.allrus.info/data/201308/66/prilozenie.pdf

Богомолов Д.А. студент, 3 курс Шустов Р.С. студент, 3 курс Лоскутова О.Н. ст. преподаватель кафедра ЭиМХС ТГАМЭУП Россия, г. Тюмень ОЦЕНКА УСПЕХОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ По состоянию на 2014 в Тюменской области проживает более 108 тысяч инвалидов (8% от общей численности населения), в т.ч. более 5,6 тыс. детей-инвалидов (2% от численности детского населения Тюменской области). При этом, более 11% данной категории населения нуждаются в особых «доступных» условиях жизнедеятельности. Из общего числа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.