Научная статья на тему 'Проблема применения терминологии в вопросе делегирования государственных полномочий'

Проблема применения терминологии в вопросе делегирования государственных полномочий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
704
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / НАДЕЛЕНИЕ / ПЕРЕДАЧА / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбункова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы определений наделения, передачи и делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления. Определены основные сходства и различия понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема применения терминологии в вопросе делегирования государственных полномочий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 342

Горбункова Елена Сергеевна,

Магистрант СКФ ФГБОУ ВО «РГУП»; г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: gorbunkovaes@yandex.ru.

ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ В ВОПРОСЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы определений наделения, передачи и делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления. Определены основные сходства и различия понятий.

Ключевые слова

Органы местного самоуправления, отдельные государственные полномочия, наделение, передача,

делегирование.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, содержит главу о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями[1].

Предоставление местным органам власти отдельных государственных полномочий - это вид взаимодействия между всеми уровнями государственной власти. В этом случае взаимодействие между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В.Г. Карташов, под взаимодействием понимает согласованную, гармоничную деятельность нескольких субъектов правоотношений, выраженную в принятии решений и осуществлении действий, нацеленных на достижение одной цели. В данном случае субъектами правоотношений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления^, с. 34]. Эти правоотношения являются результатом принятия федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации о передаче отдельных государственных полномочий. При этом инициаторами такого наделения являются органы государственной власти.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться в форме делегирования, Европейская Хартия местного самоуправления в статье 4 закрепляет термин делегирование [3].

Делегирование - это предоставление полномочия органа государственной власти органам местного самоуправления единовременно, на определенный период времени или бессрочно.

Если передача отдельных государственных полномочий местным органам власти осуществляется путем делегирования, то объем передаваемых полномочий, срок на который делегируются полномочия и виды правовых (юридических) действий либо поручений указываются в акте, который закрепляет такую передачу [4, с. 202].

Наделение полномочиями может распространяться на все органы местного самоуправления, на органы одного вида, уровня или региона в границах одной административно-территориальной единицы.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству [5].

По мнению Р.И. Загидуллина [6, с. 126], современное законодательство Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями определяется

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

различными терминами: «наделение», «делегирование», «передача», «возложение» и «предоставление», а в Основных законах субъектов Российской Федерации, Конституциях республик и уставах, применяют как один термин «наделение», так и несколько терминов «возложение, наделение и передача» - в Уставе города Курган, «возложение, наделение и предоставление» - в Уставе Краснодарского края. Устав Ульяновской области, напротив, не содержит положений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Мнения ученых в толковании данных терминов разнятся. У одних под делегированием понимается поручение (передача) одним органом другому рассмотрения и разрешения вопросов своей компетенции [7, с. 318].

По мнению Н.А. Игнатюка, государственные полномочия, полностью или частично, могут передаваться органам местного самоуправления в двух формах: посредством наделения и делегирования [8, с. 287].

Е.Ю. Бархатова, в комментарии к Конституции Российской Федерации, используя термины «наделение», «передача» или «делегирование» отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления не дает точного определения [9, с. 231]. Данные понятия в её комментарии аналогичны и означают одну и ту же правовую конструкцию.

В.С. Мокрый, считает, что в правовой науке выработана четкая граница между разграничением и передачей полномочий. Передаются полномочия уже разграниченные между уровнями власти, отнесенные либо к смешанной компетенции Федерации и её субъектов, либо к исключительному федеральному ведению [10, с. 40].

Приведенные примеры не позволяют согласиться с мнением В.М. Мокрого и показывают, что понятия «наделение», «передача» и «делегирование» являются синонимами. С этим нельзя согласиться, так как полномочия органов местного самоуправления, которые определены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, которые не связаны с вопросами местного значения -являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми органам местного самоуправления. Переданными полномочиями являются часть государственных, находящихся в ведении Российской Федерации и в ведении её субъектов, которыми наделяются органы местного самоуправления помимо, в дополнение, к собственным полномочиям.

Для решения данной проблемы необходимо, во-первых, дифференцировать понятия терминов «наделение», «передача» и «делегирование» государственных полномочий, так как правовые последствия, которые наступают до, во время и после исполнения переданных полномочий различны. Во-вторых, закрепить в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» четкое определение каждого термина. В-третьих, нужно провести лингвистическую экспертизу, учесть международный опыт в данном вопросе, а также необходимо применение сложившегося в российской науке терминологического аппарата.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

2. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19. - С. 34.

3. Европейская Хартия местного самоуправления совершена в Страссбурге 15.10.1985 г., ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 года № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.09.1998, N 36, ст. 4466.

4. Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М., 1996. - С. 202.

5. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

6. Загидуллин Р.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: проблемы понятийного аппарата // Российский юридический журнал. 2010. № 5. - С. 126.

7. Конституционное право: Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2001. - С. 318.

8. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право - учебник для ВУЗов. - М., 2005. -С. 287.

9. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2010. - С. 231.

10.Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. - С. 40.

© Горбункова Е.С., 2016

УДК 341

Ермохина Ирина Владимировна

магистрантка юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарёва

г. Саранск, Российская Федерация

ЕАЭС - НОВЫЙ ЭТАП ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена новой форме экономического сотрудничества - Евразийскому экономическому союзу. В статье рассмотрены факторы, оказавшие непосредственное влияние на создание крупнейшего рынка, который должен стать новым мощным центром мирового экономического развития.

Ключевые слова:

Евразийский союз, экономическое сотрудничество, рынок, интеграция, мировая политика.

Новой формой экономического сотрудничества, отвечающей складывающимся сегодня на международной арене реалиям, выступает евразийская интеграция. Переход от одного этапа интеграционного развития к другому, более высокому, становится понятен при рассмотрении факторов, оказавших непосредственное влияние на событие. Рассмотрим некоторые из факторов, которые повлияли на создание Евразийского экономического союза.

Создание европейцами мощного экономического союза, появление различного рода международных объединений в тихоокеанском и других регионах мира, стимулирует интеграционные процессы и на постсоветском пространстве. Подобное стремление оправдано и в свете последних событий, среди которых введение санкций против нашей страны, Россия стремится стать центром сил, призванных генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

ЕАЭС как молодое международное объединение олицетворяет собой восточный ответ на западноевропейскую экономическую интеграцию. Вместе с тем, Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. Первым альянсом на территории бывшего СССР можно считать СНГ - содружество независимых государств, которое по большей части было аморфным союзом, имеющим крайне низкую эффективность. Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Идея о его создании была озвучена през идентом Казахстана Нурсу лтаном Назарбаевым в 1994 году. В тече ние пяти лет партнёры искали оптимальные решения реализации нового сотрудничества. И в 2000 году Россия, Казахстан, Белоруссия, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнёрство вступало в силу в 2001 году. Одним из гл авных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создан ия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.