Научная статья на тему 'Проблема преемственности традиций текстильных ремесел в Свердловской области'

Проблема преемственности традиций текстильных ремесел в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-художественное наследие / преемственность традиции / передача ремесленного опыта / сохранение и развитие текстильных ремесел / народные художественные промыслы Среднего Урала и Свердловской области / historical and artistic heritage / continuity of tradition / transfer of craft experience / preservation and development of textile crafts / folk arts and crafts of the Middle Urals and the Sverdlovsk region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олеся Сергеевна Погадаева

В статье рассматривается проблема преемственности знаний и навыков владения текстильными ремеслами в Свердловской области, описываются современные формы передачи ремесленного мастерства. Показана важность культурной трансмиссии, непрерывности в передаче традиций, формирования интереса к ремесленному опыту предшествующих поколений, в том числе через сопричастность к духовным истокам национальной культуры, ценностям семьи и рода, через создание условий для самореализации и самовыражения человека, через вовлечение в процесс ручного изготовления текстильных изделий. В поле научного рассмотрения поколенческая преемственность традиций промысла на основе семейных отношений. Представлены результаты изучения последовательной (из поколения в поколение) передачи ремесленного опыта в рамках прямых родственных отношений. Передача опыта была проанализирована на примере четырех поколений семьи: от прабабушки как хранителя ремесла до правнучки. В рамках поставленной проблемы были опрошены мастера, педагоги и их ученики, занимающиеся текстильными ремеслами в регионе, проведены интервьюирование и анкетирование участников профильных фестивалей, мастер-классов и семинаров. На основе проведенного анализа данных, полученных в результате опросов и изучения механизмов работы с обучающимися были сформулированы предложения по новым формам взаимодействия с целевой аудиторией для популяризации традиционных текстильных ремесел Урала. Они могут быть использованы образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования. Опираясь на матрицу обучения «осознанная компетентность» и метод «обучение через погружение», автор исследования выделяет пять уровней в освоении традиционных промыслов и ремесел. Статья будет полезна исследователям, интересующимся традиционными ремеслами, преподавателям для работы над методическими пособиями, а также научным сотрудникам музеев, студентам и широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of continuity of textile crafts traditions in the Sverdlovsk region

The article examines the problem of continuity of knowledge and skills in owning textile crafts in the Sverdlovsk region, describes modern forms of transfering handicraft skills. The importance of cultural transmission, continuity in the transmission of traditions, the formation of interest in the craft experience of previous generations, including through involvement in the spiritual origins of national culture, the values of family and gender, through the creation of conditions for self-realization and self-expression of a person, through involvement in the process of manual manufacture of textiles. In the field of scientific consideration there is the generational continuity of fishing traditions based on family relations. The results of the study of the consistent (from generation to generation) transfer of craft experience within the framework of direct family relations are presented. The transfer of experience was analyzed using the example of four generations of the family: from great-grandmother as the keeper of the craft to great-granddaughter. As part of the problem, craftsmen, teachers and their students involved in textile crafts in the region were interviewed, there were also interviewed participants in specialized festivals, master classes and seminars. Based on the analysis of the data obtained as the result of surveys and studying the mechanisms of working with students, proposals were formulated on new forms of interaction with the target audience to popularize the traditional textile crafts of the Urals. They can be used by educational institutions and centers of additional education. Based on the matrix of learning «conscious competence» and the method of «learning through immersion», the author of the study identifies five levels in development of traditional crafts. The article will be useful for researchers interested in traditional crafts, teachers to work on methodological manuals, as well as museum researchers, students and a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности традиций текстильных ремесел в Свердловской области»

Научная статья УДК 745.52/746

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-3-138-220 EDN: SRUJGU

Проблема преемственности традиций текстильных ремесел в Свердловской области Олеся Сергеевна Погадаева

Аспирант, Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н. С. Алфёрова; младший научный сотрудник, Научно-образовательный центр «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования», Национальный исследовательский Томский государственный университет. 634050, Томск, проспект Ленина, 79

pogadaeva.olesia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5922-1655

Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности знаний и навыков владения текстильными ремеслами в Свердловской области, описываются современные формы передачи ремесленного мастерства. Показана важность культурной трансмиссии, непрерывности в передаче традиций, формирования интереса к ремесленному опыту предшествующих поколений, в том числе через сопричастность к духовным истокам национальной культуры, ценностям семьи и рода, через создание условий для самореализации и самовыражения человека, через вовлечение в процесс ручного изготовления текстильных изделий. В поле научного рассмотрения - поколенческая преемственность традиций промысла на основе семейных отношений. Представлены результаты изучения последовательной (из поколения в поколение) передачи ремесленного опыта в рамках прямых родственных отношений. Передача опыта была проанализирована на примере четырех поколений семьи: от прабабушки как хранителя ремесла до правнучки. В рамках поставленной проблемы были опрошены мастера, педагоги и их ученики, занимающиеся текстильными ремеслами в регионе, проведены интервьюирование и анкетирование участников профильных фестивалей, мастер-классов и семинаров. На основе проведенного анализа данных, полученных в результате опросов и изучения механизмов работы с обучающимися были сформулированы предложения по новым формам взаимодействия с целевой аудиторией для популяризации традиционных текстильных ремесел Урала. Они могут быть использованы образовательными учреждениями и центрами дополнительного образования. Опираясь на матрицу обучения «осознанная компетентность» и метод «обучение через погружение», автор исследования выделяет пять уровней в освоении традиционных промыслов и ремесел.

Статья будет полезна исследователям, интересующимся традиционными ремеслами, преподавателям для работы над методическими пособиями, а также научным сотрудникам музеев, студентам и широкому кругу читателей.

Ключевые слова: историко-художественное наследие; преемственность традиции; передача ремесленного опыта; сохранение и развитие текстильных ремесел; народные художественные промыслы Среднего Урала и Свердловской области

Для цитирования: Погадаева О. С. Проблема преемственности традиций текстильных ремесел в Свердловской области // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). С. 220-229. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-220. https://elibrary.ru/SRUJGU

Original article

The problem of continuity of textile crafts traditions in the Sverdlovsk region Olesya S. Pogadaeva

Post-graduate student, Ural state university of architecture and art named after N. S. Alferov; junior researcher, Scientific and educational center «Siberian center for industrial design and prototyping», National research Tomsk state university. 634050, Tomsk, Lenin avenue, 79

pogadaeva.olesia@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5922-1655

Abstract. The article examines the problem of continuity of knowledge and skills in owning textile crafts in the Sverdlovsk region, describes modern forms of transfering handicraft skills. The importance of cultural transmission, continuity in the transmission of traditions, the formation of interest in the craft experience of previous generations, including through involvement in the spiritual origins of national culture, the values of family and gender, through the creation of conditions for self-realization and self-expression of a person, through involvement in the process of manual manufacture of textiles. In the field of scientific consideration there is the generational continuity of fishing traditions based on family relations. The results

© Погадаева О. С., 2024

of the study of the consistent (from generation to generation) transfer of craft experience within the framework of direct family relations are presented. The transfer of experience was analyzed using the example of four generations of the family: from great-grandmother as the keeper of the craft to great-granddaughter. As part of the problem, craftsmen, teachers and their students involved in textile crafts in the region were interviewed, there were also interviewed participants in specialized festivals, master classes and seminars. Based on the analysis of the data obtained as the result of surveys and studying the mechanisms of working with students, proposals were formulated on new forms of interaction with the target audience to popularize the traditional textile crafts of the Urals. They can be used by educational institutions and centers of additional education. Based on the matrix of learning «conscious competence» and the method of «learning through immersion», the author of the study identifies five levels in development of traditional crafts.

The article will be useful for researchers interested in traditional crafts, teachers to work on methodological manuals, as well as museum researchers, students and a wide range of readers.

Key words: historical and artistic heritage; continuity of tradition; transfer of craft experience; preservation and development of textile crafts; folk arts and crafts of the Middle Urals and the Sverdlovsk region

For citation: Pogadaeva O. S. The problem of continuity of textile crafts traditions in the Sverdlovsk region. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (3): 220-229. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-220. https://elibrary.ru/SRUJGU

Введение

Изучение современного состояния традиционных текстильных ремесел Среднего Урала и части Северного Урала Свердловской области, способов передачи знаний, умений и навыков, имеет большое значение для понимания процессов их дальнейшего существования и развития в регионе. Целью исследования является выявление перспектив сохранения и развития преемственности традиционных текстильных ремесел Свердловской области. Изучение механизмов трансляции ремесленного опыта позволяет понять перспективы сохранности промысла, определить горизонты преемственности ремесла в разрезе семейной культурной традиции и дополнительных образовательных траекторий. Для исследования текущего положения текстильных ремесел интерес представляет обзор методов обучения, используемых технологий, особенностей передачи ремесленного мастерства и популяризация промысла.

Проявившийся в последнее время интерес к рукоделию, в том числе ручному ткачеству, прядению, эко-крашению, кружевоплетению и другим видам ремесел, воссозданию старинных технологий, изучению региональных особенностей традиционных текстильных ремесел, сохранению этнокультурной идентичности обусловливает несомненную актуальность вопроса.

Ручное ткачество и прядение в прошлом являлись одним из основных видов домашней деятельности человека, которая позволяла ему обеспечивать всю семью необходимой одеждой и вещами утилитарного назначения. Значительная доля тканей и тканых изделий для хозяйства изготавливались в домашних условиях. Передача знаний, навыков и умений по освоению текстильных ремесел происходила в семье. Ребенок

осваивал традиционные элементы художественного творчества через подражание взрослым, обучаясь одновременно в общине или в семье. В настоящее время такие случаи преемственности являются единичными.

Исторически на территории России сложились три основные формы обучения традиционному ремеслу: «семейное, ученичество у мастера и организованное обучение в учебных заведениях, появившихся в конце ХУШ в.» [Косогорова, 2012, с. 14-15]. Ученик проходил обучение у мастера через наглядное обучение простым ремесленным навыкам с постепенным усложнением практической деятельности. Мастера можно было приравнять по профессиональным компетенциям к педагогу до того, как появились профильные учебные заведения.

В дореволюционный период в России появились специальные школы, где обучали отдельным видам народных художественных промыслов и ремесел, среди них: художественная вышивка, художественное ткачество, ковроткачество, золотное шитье, кружевоплетение, художественная резьба по кости, токарно-столярное производство, лозоплетение и многое другое [Косогорова, 2012, с. 15-16].

Передача системных знаний, навыков и ценностей промысла в процессе обучения является базовым фактором сохранения исторической преемственности культуры. Именно процесс постоянной и непрерывной содержательной передачи, повторения умений от поколения к поколению и есть суть понятия «традиция». Нарушение в системе последовательной межпоколенной передачи традиции ведет к ее угасанию [Садыева, 2010].

Изучение принципов и методов передачи ремесленного мастерства рассматривается в разрезе исторического поколения - временного периода,

определение которому дает российский социолог

B.Т. Лисовский: «отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот отрезок времени равен 20-25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре-пять поколений. В зависимости от условий их жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни число поколений может расти или сокращаться» [Семьеведение: учебное пособие, 2018, с. 52].

Методы исследования

В данной статье для рассмотрения преемственности традиционного текстильного ремесла использовались теоретические и эмпирические методы научного исследования. Теоретические: поисково-библиографический метод изучения этнографических и фольклорных изданий, учебно-методической литературы; общенаучные: исторический анализ, классификация литературных материалов; эмпирические методы: метод опроса - анкетирование мастеров, педагогов и учеников, занимающихся текстильными ремеслами.

Обзор литературы

Методологической основой для данного исследования послужили работы, связанные с вопросами преемственности культурного наследия с точки зрения социологии, педагогики, психологии и культурологии.

Теоретические аспекты, касающиеся вопросов преемственности культурного наследия с точки зрения философии, социологии и культурологии, отражены в работах Н. С-Д. Садыевой [Садыева, 2018].

С точки зрения психологии вопросы преемственности традиций раскрываются в трудах

C. А. Векиловой [Векилова, 2010].

В области педагогики вопрос культуры преемственности народных художественных промыслов и ремесел, а также их сохранение изучали М. А. Некрасова [Некрасова, 1985; 1981], Г. Н. Волков [Волков, 2003; 1999], И. Стравинский [Стравинский, 1971], З. П. Васильцова [Васильцо-ва, 1988].

О преемственности через культуру воспитания как важного фактора духовно-нравственного формирования личности писали Е. П. Агапов, Л. П. Пендюрина и О. А. Нор-Аревян [Семьеведе-ние, 2018], К. Д. Ушинский [Ушинский, 1950].

Вопросы изучения форм и методов обучения, образовательные модели, а также этапы усвоения информации подвергают научному рассмотрению Ю. С. Салтанова [Салтанова, 2014], А. С. Родиков

[Родиков, 2010], М. П. Щетинин [Щетинин, 1986], И. Я. Конфедератов и В. П. Симонов [Конфедератов, 1969], В. П. Беспалько [Беспалько, 1989], Ю. А. Суфиева [Суфиева, 2020].

О развитии, формировании народного искусства, трактовке понятия «мастер» писали М. А. Некрасова [Некрасова, 1985], А. С. Макся-шин [Максяшин, 2017], Л. В. Косогорова [Косого-рова, 2012], Б. Маджитова [Маджитова, 2002].

Историю и современное состояние промыслов и ремесел в Свердловской области, а также некоторые аспекты текстильных ремесел в своих работах рассматривали А. С. Максяшин, Е. Ю. Манерова, М. М. Павлова [Народные художественные промыслы..., 2019; Максяшин, 2020; Манерова, 2020], О. С. Погадаева [Погадаева, 2020].

Региональные особенности преемственности частично рассмотрены в трудах А. С. Максяшина [Максяшин, 2017], О. Б. Ворончихиной и В. В. Липиной [Ворончихина, 2000].

В исследованиях региональных авторов подробно не изучались центры текстильных ремесел и работы отдельных мастеров, виды текстильных ремесел, распространившиеся на территории региона, семейная преемственность в передаче ремесла, методика и методы передачи знаний и опыта от мастера ученику.

В связи с чем изучение преемственности текстильных ремесел в Свердловской области становится актуальной темой для исследования.

Результаты исследования

Передача ремесленных традиций на примере семейного обучения и клубныш формирований

До начала XX в. преемственность мастерства в текстильных ремеслах, таких как ткачество, прядение, крашение и набойка, осуществлялась от матери к дочери и являлась частью семейных традиций. Освоение ремесел начиналось у детей с раннего возраста, в том числе в игровой форме. Занятие сопровождалось общением взрослого и ребенка, где разговор соединялся с творческим процессом: рассказами, побасенками, песнями и сказками. С 3-4-х лет ребенок считался помощником в семье, а в 10-12 лет уже полноценным работником. Девочки садились прясть за детскими прялками, вышивать за швейкой. Если к 5-7-ми годам она овладела первичными навыками прядения пряжи, то ближе к десяти годам начинала осваивать ткацкий напольный станок с ткачества поясов и рушников. С этого периода девочка занималась подготовкой приданого. Как правило, ткачеством занимались в зимний период большими «бабьими» компаниями.

Принцип «делай, как я» являлся ключевым при обучении ремеслу, с помощью копирования дей-

ствий осваивались основные рабочие приемы. Последовательность освоения навыков ремесла строилась на повторении через первичное восприятие, ознакомление и последующее воспроизведение процесса. Соблюдение последовательности данного алгоритма способствовало сохранению, преемственности и дальнейшей передаче умения и традиций промыслов и ремесел из поколения в поколение [Садыева, 2010]. В процессе повторения ученики постигали традиционные для ремесла форму, орнаментику и колористику изделий, способы и технику обработки местного сырья, эстетику, характерную для крестьянского быта.

Таким образом, основой образования в области народных ремесел является межпоколенная передача культурного опыта, а также ведущая роль мастера в сохранении и продолжении традиций народного искусства. Именно этот опыт поколений сыграл важную роль в формировании народного художественного творчества, где прочную основу для его развития составляет «сохранение передачи изустно-зрительной традиции» в качестве преемственности мастерства [Некрасова, 1981, с. 79].

В XIX - первой половине XX вв. из всех видов ручного производства текстильных изделий - прядение и ткачество были распространены повсеместно. Отказ от ручного ремесла произошел по причине появления промышленных производств и фабрик, специализирующихся на выпуске тканей, вследствие чего исчезла необходимость в изготовлении домоткани, требующей больших временных затрат, а ткацко-прядильные инструменты перестали быть необходимыми в быту.

Изменился вектор преемственности: передача умений перешла из семьи в развивающие и образовательные учреждения, трансформации подвергся и вектор удовлетворения потребностей деятельности - от материальной необходимости к культурным запросам.

Трансмиссия традиций текстильных ремесел в семье осуществлялась, как правило, по женской линии. До 1930 гг. XX столетия на Урале годовой ритм женщины определяли технологические процессы, связанные с изготовлением ткани: от выращивания волокнистых растений до процесса ручного ткачества. В рамках локальной территории развивались промыслы и ремесла. Традиционно передача этого опыта осуществлялась внутри семьи или общины, позднее - в структурной организации (образовательное учреждение, артель, цех, фабрика). Сокращение передачи ремесла произошло в результате разъезда семьи, распада общины или расформирования организаций, а также вследствие отсутствия востребованности ремесла и утратой его актуальности.

Автором были исследованы механизмы передачи текстильного ремесла через участие в практико-ориентированных программах фестивалей, мастер-классов и семинаров, в экспедиционных полевых исследованиях, в том числе были проведены опросы посредством интервью и анкетирования мастеров, педагогов и их учеников, занимающихся текстильными ремеслами в регионе.

Чтобы ответить на вопросы: каким образом поддерживается в современном мире передача текстильного ремесла, какие существуют способы его передачи, сохраняется ли его преемственность из поколения в поколения в настоящее время, автором статьи был проведен опрос среди мастеров, педагогов и их учеников, проживающих, обучающихся и занимающихся ремеслами на территории региона, на тему: «Преемственность текстильных ремесел в Свердловской области». Прием ответов проводился при помощи онлайн-платформы Google Forms, где использовались открытые вопросы, в которых преобладала значимость личного отношения респондентов. Сбор информации был направлен на фиксацию основных текстильных ремесел, существующих в регионе; определение категорий участников, занимающихся сохранением, изучением и передачей ремесла; установление источников знаний о ремесле; выявление процентного соотношения его передачи из поколения в поколение; раскрытие основных мотивов для занятия текстильными ремеслами.

К участию в анкетировании были привлечены мастера (носители традиций в текстильном ремесле) и педагоги дополнительного образования, а также их ученики, обучающиеся текстильным ремеслам на территории Свердловской области (в их число входят дети, молодежь и взрослые).

В опросе было задействовано 100 человек. В категории опрашиваемых вошли: мастера -44,1 %, педагоги - 24,5 % и ученики - 31,4 %. Эти участники делятся по возрастным категориям на взрослых от 26 до 85 лет - 80,4 %, молодежь от 14 до 25 лет - 9,8 %, детей до 14 лет - 9,8 %. Большая часть опрашиваемых - это люди старше 26 лет -мастера, педагоги и ученики. В опросе приняли участие респонденты из следующих населённых пунктов Свердловской области: г. Екатеринбург, г. Сысерть, г. Новоуральск, г. Каменск-Уральский, г. Ивдель, г. Полевской, г. Ирбит, г. Первоуральск, г. Богданович, г. Красноуфимск, г. Асбест, г. Ара-миль, г. Заречный, г. Верхняя Пышма, г. Новая Ляля, п. Большой Исток, п. Калиново, с. Патруши, с. Горки, с. Бруснятское, с. Сосновское, с. Колчедан, д. Ялым, д. Ольховка. Выбор вышеперечисленных городов и поселений был обусловлен расположением на данной территории различных об-

разовательных и ремесленных объединений, развивающих народные художественные промыслы в части изготовления традиционных текстильных изделий, и наличия на данной территории мастеров, владеющих знаниями и навыками ремесленного промысла. В процентном соотношении: 34 % интервьюируемых являлись жителями мегаполиса, 63 % участников опроса проживали в областных населенных пунктах.

В процессе опроса были выявлены основные текстильные ремесла, которыми владеют мастера, обучают педагоги и постигают ученики: ручное ткачество (43 %), вязание (38,2 %), вышивка (37,3 %), художественная обработка шерсти (28,4 %), текстильная народная кукла (23,5 %), лоскутное шитье (20,6 %), печать на ткани (18 %), эко-крашение (11,8 %), традиционный костюм (10,8 %), прядение (10 %) и кружевоплетение (8,8 %).

Для респондентов источниками знаний о существовании ремесла послужили: прабабушки, бабушки, мамы; мастера и педагоги; знакомые и друзья; музеи и экскурсии; фестивали, ярмарки, мастер-классы, семинары, курсы; учебные занятия (в дошкольном, начальном, среднем, высшем учебном заведениях); методическая литература; интернет-ресурсы (сайт, блог, социальные сети); сказки (жанр фольклора или художественная литература), кинофильмы и мультфильмы.

Ремесло передавалось в семье по наследству у 50 % опрошенных, из них у 12 % передача следовала из поколения в поколение неразрывно, а у 38 % - с частичными поколенческими разрывами, у оставшихся 50 % прямая передача ремесленных умений в семье отсутствовала.

Автор исследовал преемственные связи текстильного ремесла в семье на основе четырех поколений (Таблица 1)

Таблица 1.

Передача знаний и опыта в семье у мастеров, педагогов и их учеников, занимающихся текстильными ремеслами на территории Свердловской области

Процентное соотношение Поколение ^^^^^^^ по женской линии 11,8 % 3,7 % 7.4 % 19.7 % 7.4 % 50 %

Первое поколение (прабабушка) + + - - - -

Второе поколение (бабушка) + + + + - -

Третье поколение (мама) + - + - + -

Четвертое поколение (правнучка / дочь) + + + + + +

У 11,8 % опрошенных преемственность мастерства происходит с использованием всех четырех поколений, у 3,7 % - с потерей одного поколения из четырех, у 7,4 % - на основе трех последовательных поколений, у 19,7 % - с потерей двух промежуточных поколений, у 7,4 % - на основе двух последовательных поколений, у 50 % без передачи преемственности.

Из вышесказанного следует, что прямая последовательная передача сохранилась у 19,2 %, к ним относятся цепочки: прабабушка - бабушка - мама - дочь / бабушка - мама - дочь, у 30,8 % -с нарушением последовательной передачи, через одно поколение: прабабушка - бабушка - дочь / бабушка - дочь / мама - дочь. Последовательную цепочку мама - дочь автор относит к прямой передаче, но с нарушением последовательности, в связи с отсутствием информации о предыдущих поколениях. Следует отметить, что по большей части

в семьях ремесло передается в тех случаях, где в преемственной цепочке есть звено - бабушка.

Из 32 % опрошенных респондентов, проживающих в мегаполисе, только у 2 % сохранилась прямая последовательная передача ремесла из поколения в поколение, у 16 % - частично, с утерей одного или нескольких звеньев из четырех поколений, у 14 % - не продолжилась преемственность ремесла в семье. У 10 % опрошенных респондентов, проживающих в малых городах и сельских поселениях, в семье сохранилась последовательная передача, у 22 % - частично, у 36 % - преемственность утрачена.

В настоящее время у 43 % опрошенных в семье имеются те, кто занимается текстильными ремеслами, у 57 % опрошенных в семье прервана межпоколенная передача ремесленных навыков текстильного рукоделия.

В рамках проведенного опроса у респондентов выявлялись и основные мотивы для занятия тек-

стильными ремеслами. На основе обработанных данных можно выделить несколько мотивирующих направлений: непосредственно интерес к рукоделию как виду творческой деятельности; возможность творческой самореализации через выполнение ремесленных изделий; сохранение исторической памяти предков через погружение в народную художественную культуру и участие в процессе передачи ремесленных умений последующим поколениям; создание уникальных изделий, позволяющих получить дополнительный доход, расширение возможностей взаимодействия с социальным окружением, в том числе и в области профессиональных интересов; изучение и возрождение традиций народного творчества.

На сегодняшний день мы можем отметить интерес к возрождению, сохранению и изучению текстильных ремесел на территории Свердловской области. Передача ремесленного умения в семье сохранилась у половины опрошенных респондентов, в том числе как в последовательных цепочках с прямой передачей из поколения в поколения, так и имеющих поколенческие разрывы. Налицо и активное возобновление интереса к традиционным текстильным ремеслам через вовлечение современного поколения самых разных возрастов в культурно-образовательные и просветительские центры, реализующие мастер-программы по сохранению народных художественных промыслов. «Преемственность происходит благодаря контакту и посредством его. Без контакта (а практически -встречи в одной точке времени-пространства) преемственность невозможна, как невозможно и подражание» [Садыева, 2012].

Современные механизмы передачи и сохранения текстильных ремесел

В данном разделе автор предлагает рассмотреть формат, форму, методы, способы и средства обучения текстильным ремеслам, с помощью которых осуществляется их трансляция. Передача навыков и знаний осуществляется за счет использования: словесного метода через объяснения, дискуссии, беседы, лекции, рассказы, работу с книгой и инструктивным материалом; посредством наглядного метода, где средствами обучения выступают: метод иллюстраций, метод демонстраций, наблюдения, презентации, видеоматериал; с применением практического метода и внедрением практической работы, выполнением образцов и отработкой навыков.

На Урале в XIX в. процесс освоения ремесла основывался на следующих методах обучения: преемственность в передаче опытного знания, формирование новых практических умений и навыков, определение художественного замысла

изделия, многократное копирование образца, создание новых изделий на основе шаблона, поэтапный и итоговый контроль результатов. На занятиях использовались убеждения, основанные на логике, с применением аргументов и доказательств, а также примерами из опыта предыдущих поколений [Народные художественные промыслы..., 2019, с. 202].

Если до 2000 г. передача ремесла осуществлялась традиционными способами в формате очного общения, изустно-зрительным путем, предполагающим прямой контакт мастера с учеником и отсутствием пространственных интервалов, то с развитием интернет-ресурсов формат передачи ремесла расширился. Распространение интернета привело к новым форматам обучения, появились дистанционные и смешанные технологии обучения, стали доступны веб-порталы о ремеслах со статьями и полезной информацией для начинающих ремесленников, электронная библиотека и методические пособия, видеокурсы, мастер-классы, лекции семинары и конференции. Неизменным в цепочке преемственности остались носитель опыта и «восприниматель опыта». И если для обучающихся, находящихся на этапе восприятия и усвоения текстильного ремесла подобного плана информационное погружение и самостоятельное обучение основам рукоделия приемлемо, то на этапе воспроизведения ремесленных изделий необходима непосредственная связь с носителем и транслятором (передатчиком) умения, в том числе и своевременная корректировка правильности движения ученика в овладении мастерством и ценностью промысла. При отсутствии на этапе воспроизведения непосредственной связи с носителем ремесла утрачивается преемственность традиции и процесс освоения умения может остаться на любительском уровне.

Среди современных форм передачи текстильного ремесла выделим наиболее распространенные: мастер-класс, лекция, семинар, научно-практическая конференция, фестиваль, выставка, экскурсия, методическая литература, каталог/альбом. Широкий диапазон доступных средств, существующих форм и форматов обучения позволяет каждому человеку, у которого есть сформированная потребность в получении знаний и опыта выбрать свой подход к изучению текстильного ремесла.

Автором был рассмотрен ряд методик, позволяющих оценить компетентностный уровень обучающихся на различных этапах освоения ремесла. В частности, И. Я. Конфедератов и В. П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения информации: распознавание предмета; запоминание; пони-

мание; применение [Конфедератов, 1969]. Схожие этапы предлагает В. П. Беспалько: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество [Беспалько, 1989].

Для определения, на каком уровне освоения ремесла находится каждый обучающийся в процессе получения новых знаний и навыков, следует обратиться к матрице осознанной компетентности А. Бандура - психолога, основателя социальной теории обучения. В своих исследованиях он рассматривает четыре этапа пошаговой модели развития на основе матрицы обучения: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность. Также следует отметить, что без постоянной практики можно вернуться на стадию ниже [Родиков, 2010, с. 218]. Данная модель помогает разобраться в обычном процессе освоения материала или конкретной стадии развития обучающегося, благодаря чему становится возможным дать оценку определенного мастерства и приобретенного навыка, подвергнув анализу целенаправленные методы обучения.

Компетентностная модель выбрана в соответствии с направленностью современного образования на процесс получения знаний, умений и навыков через освоение компетенций.

Обучение погружением, также известное как метод «обучение через погружение», является активным методом обучения, в котором учащиеся полностью погружаются в изучаемую предметную область. Технология «погружения» была разработана в 1980 гг. на основе теоретических концепций М. П. Щетинина [Щетинин, 1986]. Этот способ организации обучения в форме погружения, осно-вополагается на принцип длительного изучения одного или нескольких исходных дисциплин, где глубокое и полное погружение в предмет позволяет лучше усваивать и запоминать новую информацию.

Основываясь на матрице А. Бандура и методе «обучение через погружение», мы можем выделить пять уровней в освоении традиционных промыслов и ремесел:

- отсутствие знаний о ремесле (неосознанная некомпетентность, где человек не владеет информацией о ремесле);

- этап знакомства с ремеслом (первичное погружение, усвоение новой информации о ремесле -что это, какие изделия есть, какие есть возможности? Человек проявляет интерес, происходит первое знакомство с техниками и технологиями изготовления);

- освоение первичных навыков ремесла (вторичное погружение, осознанная некомпетентность, когда мы уже понимаем, что именно надо делать, но нет понимая, как прийти к результату);

- этап совершенствования навыков при копировании ремесленных образцов (осознанная компетентность, когда все выполняется по инструкции, следуя правилам, «согласно инструкции»);

- мастерство (неосознанная компетентность, когда приходит мастерство. На этом этапе человек заявляет о себе «я - мастер», принимает активное участие в конкурсах, выставках, фестивалях, ярмарках, а также может обучать других, создавать авторские образцы, обладающие уникальными характеристиками (целостность художественного решения изделия; функциональная обусловленность художественного решения изделия; техническое качество изделия; исполнительское мастерство)).

В целях формирования интереса к текстильным ремеслам и поддержки преемственности как при внутрисемейной передаче, так и в рамках реализации просветительских, культурно-досуговых, клубных и образовательных программ в государственных и частных учреждениях современному поколению необходимо предоставить разносторонний доступ к различным формам освоения традиционных промыслов. Организация мастер-классов, выставок, фестивалей, создание тематических онлайн-платформ, детских и юношеских профильных проектных смен не только помогают привлечь внимание «воспринимателей опыта» к текстильным ремеслам, но и погрузиться в истоки национальной культуры, культурные ценности семьи и рода, сформировать условия для самореализации и самовыражения человека.

Заключение

Для сохранения и развития традиционных текстильных ремесел необходима межпоколенная неразрывность. Частично передача мастерства, умения и секретов мастерства происходит в семье, но для обеспечения непрерывности в развитии ремесла необходимым фактором является привлечение внешних носителей опыта - ремесленных специалистов, мастеров, хранителей промысла. Обучение у мастеров возможно через систему творческих мастерских в культурно-образовательных и просветительских центрах, реализующих программы по сохранению народных художественных промыслов. Для привлечения к занятию ремеслом как подрастающего, так и старшего поколения необходима поддержка и продвижение мотивирующих направлений для всех участников процесса.

Основными участниками процесса передачи ремесла являются мастер, педагог и подмастерье. Обучения вне ремесла не существовало, это были взаимосвязанные процессы, где в основе обучения лежала межпоколенная трансляция полученного опыта и знаний. Первичные навыки и знания дети получали в возрасте 5-7-ми лет в игровой форме, осваивая трудовую деятельность. Обучение строилось на личном примере «делай как я». Освоение основ ремесла происходило в процессе последовательного усложнения заданий и увеличения доли ответственности за проделанную работу. Для более профессионального обучения детей отправляли к мастеру. Мастера уделяли внимание поучительным беседам с учениками, рассказам о жизни и творчестве старших поколений, вводили в беседы фольклорные элементы.

И если в семье передача ремесленного опыта шла от взрослого поколения к потомкам, то в системе мастер-обучения межпоколенная передача умения возможна и в обратном направлении от более молодого поколения к более взрослому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время разделение процессов преемственности ремесел происходит в трех направлениях: первый - из семьи, второй - от мастера, третий - в рамках профессиональной деятельности, через образовательную институцию (кружки, творческие объединения и т. д.).

Основные методы передачи традиций - словесный, наглядный и практический не подверглись изменениям. Сохранилась и методика изучения и овладения ремеслом - копирование образцов ремесленных технологий. Помимо традиционного изустно-зрительного формата появился дистанционный формат передачи знаний, посредством информационных технологий - в режиме «здесь и сейчас». Формами передачи ремесленного умения являются: мастер-классы, практические лекции, семинары, научно-практические мероприятия, фестивали, выставки, экскурсии, методическая литература, каталоги и альбомы образцов.

Современные мастера восстанавливают традиционные узоры и техники, находят новые орнаментально-композиционные решения. Во многих коллекциях краеведческих и этнографических музеев Свердловской области представлены образцы ткачества, кружевоплетения, вышивки, вязания конца Х1Х-ХХ вв. Проведенный опрос среди мастеров, педагогов и их учеников показал, что прямая и частичная преемственность передачи ремесла внутри семьи сохранилась в большем процентном соотношении в локациях, являющихся местом бытования промысла и в поселениях, находящихся за пределами мегаполиса. Для популяризации занятий промыслами, поддержки заинтересованно-

сти и вовлечения в текстильное ремесло новых учеников необходимо работать в следующих направлениях: поиск новых форм привлечения детской и взрослой аудитории - через социальные сети, блоги и медиапространство, развитие сложившихся ремесленных школ как на территориях, связанных с производством изделий народных художественных промыслов, так и на иных местах поселения, в том числе и в Екатеринбурге, создание новых образовательно-творческих, музейно-просветительских локаций, внедрение в учебный процесс образовательных учреждений проектной деятельности, направленной на практико-ориентированное изучение традиционных текстильных промыслов и ремесел.

Библиографический список

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва : Педагогика, 1989. 192 с.

2. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики: (заметки журналиста). 2-е изд., доп. Москва : Педагогика, 1988. 157 с.

3. Векилова С. А. Психологические вопросы профессиональной ориентации на основе профессиональных семейных традиций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, №5(2). С. 407-409.

4. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста : АПП «Джангар», 2003. 440 с.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва : Академия, 1999. 168 с.

6. Ворончихина О. Б. Раз стежок, два стежок / О. Б. Ворончихина, В. В. Липина [и др.]. Екатеринбург : Свердловской обл. дом фольклора, 2000. 64 с.

7. Конфедератов И. Я. Новые идеи и методы в педагогике высшей школы. Москва : Знание, 1969. 28 с.

8. Косогорова Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина. Москва : Академия, 2012. 224 с.

9. Маджитова Б. Использование национальных традиций в воспитании детей // Культура, образование: XXI век : мат. республиканской научно-практ. конф. Душанбе, 2002. С. 92-96.

10. Максяшин А. С. Народное и декоративно-прикладное искусство: сущность, содержание, различия // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2017. № 4 (23). С. 52-53.

11. Максяшин А. С. Уральская вышивка: страницы истории и проблемы современности // Народное художественное творчество в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала. Текстильные ремесла: история и перспективы развития в современных условиях : сб. науч. ст. рег. научно-практ. конф. Екатеринбург : Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, 2020. С. 92-99.

12. Манерова Е. Ю. Традиционные текстильные ремесла Урала. Изделия традиционных текстильных ремесел как вид регионального сувенира // Народное художественное творчество в контексте сохранения историка --культурных традиций Среднего Урала. Текстильные ремесла: история и перспективы развития в современных условиях : сб. науч. ст. рег. научно-практ. конф. Екатеринбург : Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, 2020. С. 6-15.

13. Народные художественные промыслы Свердловской области: [альбом] / А. С. Максяшин, Е. Ю. Манерова, М. М. Павлова. Екатеринбург : Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала,

2019. 212 с.

14. Некрасова М. А. К вопросу о понятии «народный мастер». О природе его творчества // Народные мастера. Традиции и школы. Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. Москва : Изобразительное искусство, 1985. С. 8-26.

15. Некрасова М. А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Ленинград : Художник РСФСР, 1981. С. 60-80.

16. Погадаева О. С. Текстиль в крестьянском быту народов Среднего Урала в конце XX - в начале XIX века // Народное художественное творчество в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала. Текстильные ремесла: история и перспективы развития в современных условиях : сб. науч. ст. рег. научно-практ. конф. Екатеринбург : Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала,

2020. С. 136-142.

17. Родиков А. С. Понятие об осознанной и неосознанной компетентности руководителя в европейских образовательных моделях // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ob-osoznannoy-i-neosoznannoy-kompetentnosti-rukovoditelya-v-evropeyskih-obrazovatelnyh-modelyah (дата обращения: 26.10.2023).

18. Садыева Н. С-Д. Роль понятий «Непрерывность» и «Неразрывность» в понимании сущности традиций // Вестник БГУ 2010. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ponyatiy-nepreryvnost-i-nerazryvnost-v-ponimanii-suschnosti-traditsiy (дата обращения: 03.02.2024).

19. Салтанова Ю. С. Формы и методы обучения в традиционном прикладном искусстве вчера, сегодня, завтра // Традиционное прикладное искусство и образование. 2014. № 2 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-obucheniya-v-traditsionnom-prikladnom-iskusstve-vchera-segodnya-zavtra (дата обращения: 16.05.2023).

20. Семьеведение : учебное пособие / Е. П. Агапов, Л. П. Пендюрина, О. А. Нор-Аревян. Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2018. 224 с.

21. Стравинский И. Диалоги. Ленинград : Музыка, 1971. 275 с.

22. Суфиева Ю. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по кружевоплете-нию на коклюшках // Народное художественное творчество в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала. Текстильные ремесла: история и перспективы развития в современных условиях : сб. науч. ст. рег научно-практ. конф. Екатеринбург : Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, 2020. С. 157-163.

23. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Москва : Изд-во АПН СССР, 1950. 204 с.

24. Щетинин М. П. Объять необъятное: записки педагога. Москва : Педагогика, 1986. 171 с.

Reference list

1. Bespal'ko V P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii = Components of pedagogical technology. Moskva : Pedagogika, 1989. 192 s.

2. Vasil'cova Z. P. Mudrye zapovedi narodnoj pedagog-iki: (zametki zhurnalista) = Wise commandments of folk pedagogy: (notes of a journalist). 2-e izd., dop. Moskva : Pedagogika, 1988. 157 s.

3. Vekilova S. A. Psihologicheskie voprosy profession-al'noj orientacii na osnove professional'nyh semejnyh tradicij = Psychological issues of vocational guidance based on professional family traditions // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2010. T. 12, №5(2). S. 407-409.

4. Volkov G N. Pedagogika nacional'nogo spasenija. Iz-brannye jetnopedagogicheskie sochinenija = Pedagogy of national salvation. Selected ethnopedagogic writings. Jelista : APP «Dzhangar», 2003. 440 s.

5. Volkov G N. Jetnopedagogika = Ethnopedagogics : uchebnik dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva : Akademija, 1999. 168 s.

6. Voronchihina O. B. Raz stezhok, dva stezhok = One stitch, two stitches / O. B. Voronchihina, V V Lipina [i dr.]. Ekaterinburg : Sverdlovskoj obl. dom fol'klora, 2000. 64 s.

7. Konfederatov I. Ja. Novye idei i metody v pedagogike vysshej shkoly = New ideas and methods in higher education pedagogy. Moskva : Znanie, 1969. 28 s.

8. Kosogorova L. V. Osnovy dekorativno-prikladnogo iskusstva = Basics of arts and crafts : uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. Obrazovanija / L. V. Kosogorova, L. V. Neretina. Moskva : Akademija, 2012. 224 s.

9. Madzhitova B. Ispol'zovanie nacional'nyh tradicij v vospitanii detej = Using national traditions in parenting // Kul'tura, obrazovanie: XXI vek : mat. respublikanskoj nauchno-prakt. konf. Dushanbe, 2002. S. 92-96.

10. Maksjashin A. S. Narodnoe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo: sushhnost', soderzhanie, razlichija = Folk and arts and crafts: essence, content, differences // Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2017. № 4 (23). S. 52-53.

11. Maksjashin A. S. Ural'skaja vyshivka: stranicy isto-rii i problemy sovremennosti = Ural embroidery: pages of history and problems of our time // Narodnoe

hudozhestvennoe tvorchestvo v kontekste sohranenija istoriko-kul'turnyh tradicij Srednego Urala. Tekstil'nye remesla: istorija i perspektivy razvitija v sovremennyh uslovijah : sb. nauch. st. reg. nauchno-prakt. konf. Ekaterinburg : Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoj oblasti ; Centr tradicionnoj narodnoj kul'tury Srednego Urala, 2020. S. 92-99.

12. Manerova E. Ju. Tradicionnye tekstil'nye remesla Urala. Izdelija tradicionnyh tekstil'nyh remesel kak vid regional'nogo suvenira = Traditional textile crafts of the Urals. Traditional textile crafts as a type of regional souvenir // Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo v kontekste sohranenija istoriko-kul'turnyh tradicij Srednego Urala. Tekstil'nye remesla: istorija i perspektivy razvitija v sovremennyh uslovijah : sb. nauch. st. reg. nauchno-prakt. konf. Ekaterinburg : Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoj oblasti ; Centr tradicionnoj narodnoj kul'tury Srednego Urala, 2020. S. 6-15.

13. Narodnye hudozhestvennye promysly Sverdlovskoj oblasti = Folk arts and crafts of the Sverdlovsk region: [al'bom] / A. S. Maksjashin, E. u. Manerova, M. M. Pavlova. Ekaterinburg : Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoj oblas-ti ; Centr tradicionnoj narodnoj kul'tury Srednego Urala,

2019. 212 s.

14. Nekrasova M. A. K voprosu o ponjatii «narodnyj master». O prirode ego tvorchestva = To the question of the concept of «folk master». On the nature of his work // Narodnye mastera. Tradicii i shkoly. Akademija hudozhestv SSSR, NII teorii i istorii izobrazitel'nyh iskusstv. Moskva : Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985. S. 8-26.

15. Nekrasova M. A. O formah razvitija narodnogo iskusstva i nekotoryh voprosah tvorchestva = On the forms of development of folk art and some issues of creativity // Tvorcheskie problemy sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Leningrad : Hudozhnik RSFSR, 1981. S. 60-80.

16. Pogadaeva O. S. Tekstil' v krestjanskom bytu narodov Srednego Urala v konce XX - v nachale XIX veka = Textiles in the peasant life of the peoples of the Middle Urals at the end of the XX - at the beginning of the XIX century // Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo v kontekste sohranenija istoriko-kul'turnyh tradicij Srednego Urala. Tekstil'nye remesla: istorija i perspektivy razvitija v sovremennyh uslovijah : sb. nauch. st. reg. nauchno-prakt. konf. Ekaterinburg : Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoj oblasti ; Centr tradicionnoj narodnoj kul'tury Srednego Urala,

2020. S. 136-142.

17. Rodikov A. S. Ponjatie ob osoznannoj i neosoznan-noj kompetentnosti rukovoditelja v evropejskih obra-zovatel'nyh modeljah = The notion of conscious and unconscious leader competence in European educational models // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2010. № 125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ob-osoznannoy-i-neosoznannoy-kompetentnosti-rukovoditelya-v-evropeyskih-obrazovatelnyh-modelyah (data obrashhenija: 26.10.2023).

18. Sadyeva N. S-D. Rol' ponjatij «Nepreryvnost'» i «Nerazryvnost'» v ponimanii sushhnosti tradicij = The role of the concepts of «Continuality» and «Continuity» in understanding the essence of traditions // Vestnik BGU. 2010. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ponyatiy-nepreryvnost-i-nerazryvnost-v-ponimanii-suschnosti-traditsiy (data obrashhenija: 03.02.2024).

19. Saltanova Ju. S. Formy i metody obuchenija v tradi-cionnom prikladnom iskusstve vchera, segodnja, zavtra = Forms and methods of teaching in traditional applied art yesterday, today, tomorrow // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2014. № 2 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-obucheniya-v-traditsionnom-prikladnom-iskusstve-vchera-segodnya-zavtra (data obrashhenija: 16.05.2023).

20. Sem'evedenie = Family study : uchebnoe posobie / E. P. Agapov, L. P. Pendjurina, O. A. Nor-Arevjan. Moskva : RIOR ; INFRA-M, 2018. 224 s.

21. Stravinskij I. Dialogi = Dialogues. Leningrad : Muzyka, 1971. 275 s.

22. Sufieva Ju. A. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti obuchajushhihsja na zanjatijah po kruzhevopleteniju na kokljushkah = Activation of cognitive activity of students in whooping cough lace-making classes // Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo v kontekste sohranenija istoriko-kul'turnyh tradicij Srednego Urala. Tekstil'nye remesla: istorija i perspektivy razvitija v sovremennyh uslovijah : sb. nauch. st. reg. nauchno-prakt. konf. Ekaterinburg : Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoj oblasti ; Centr tradicionnoj narodnoj kul'tury Srednego Urala, 2020. S. 157-163.

23. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitani-ja = Man as a subject of education. Moskva : Izd-vo APN SSSR, 1950. 204 s.

24. Shhetinin M. P. Objat' neobjatnoe: zapiski peda-goga = Embrace the immense: teacher's notes. Moskva : Pedagogika, 1986. 171 s.

Статья поступила в редакцию 14.03.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 16.05.2024.

The article was submitted 14.03.2024; approved after reviewing 19.04.2024; accepted for publication 16.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.