Научная статья на тему 'ТУРИЗМ ПО МЕСТАМ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ'

ТУРИЗМ ПО МЕСТАМ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
690
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атеков Б.И., Ивлиева О.В., Шмыткова А.В.

В статье рассматриваются народные художественные промыслы и ремесла, как неотъемлемое достояние и одна из форм творчества народов Северного Кавказа. Ремесленные изделия составляют важную часть туристского опыта, отражая местные традиции, таланты и навыки коренного населения республик Северного Кавказа. Существует значительный уровень корреляции между производством ремесленных изделий и туристскими прибытиями в регион, созданием рабочих мест и увеличением доходов местного населения. Народы Северного Кавказа традиционно занимались изготовлением ювелирных украшений, оружейным делом, вышивкой и ковроткачеством, резьбой по камню и дереву. Проанализированы народные промыслы и ремесла, которые получили развитие в Дагестане, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Адыгеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN THE LOCATIONS OF TRADITIONAL ARTS AND CRAFTS IN THE NORTHERN CAUCASUS

The article examines traditional arts and crafts as an integral property and one of the forms of creativity of the peoples of the North Caucasus. Handicrafts are an important part of the tourism experience, reflecting local traditions, talents and skills of the indigenous peoples of the North Caucasus republics. There is a significant level of correlation between handicrafts and tourist arrivals to the region, job creation and increased local income. The peoples of the North Caucasus have traditionally been engaged in the manufacture of jewelry, weapons, embroidery and carpet weaving, stone and wood carving. The article analyzes traditional arts and crafts that have developed in Dagestan, North Ossetia-Alania, Kabardino-Balkaria, Chechnya, Ingushetia and Adygea.In Dagestan, over a centuries-old history, the following traditional arts and crafts developed: gold embroidery, kaytag embroidery, copper embossing, arms making, carpet weaving, jewelry, metalworking, beetle making, pottery, chasing, wood and stone carving, knitting, etc. Residents of Kabardino-Balkaria are engaged in patterned weaving, jewelry and weaponry, embroidery, carpet weaving, wood and stone carving, and artistic leather processing.In the Chechen Republic, the following traditional arts and crafts have developed: woolen craft (production of cloaks, carpet weaving, knitting, weaving), metalworking, arms business, weaving of ropes, making mats, manufacturing agricultural implements, leatherworking, and pottery. In North Ossetia - Alania, residents are mainly engaged in the production of cloth, furniture, sheepskin, dishes, weapons and jewelry, embroidery, stone and wood carving. Over the centuries, the following traditional arts and crafts have been developed in Ingushetia: woodcarving, jewelry, pottery, carpet weaving, metalworking, and sheepskin production. On the territory of Adygea, such folk arts and crafts as weaving of mats, production of ceramics, artistic processing of metal, wood carving, gold embroidery, leather dressing and the production of felt carpets developed.Tourism acts as a means of protecting and preserving traditional arts and crafts and production methods. The creation and development of centers of traditional arts and crafts in the North Caucasus will provide an opportunity for the organization of new tourist routes in the republics and the production of souvenirs. The development of tourism in the places where traditional arts and handicrafts exist will contribute to job creation, income generation and poverty reduction.The priority for the republics of the North Caucasus is to identify strategies and practical tools to strengthen ties between folk crafts and crafts and tourism. It is necessary to support the development of the handicraft business and expand the marketing of currently existing services through the designation of local identity, to develop the existing clusters of manufacturers of handicrafts.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ ПО МЕСТАМ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 7 (73). № 2. 2021 г. С. 3-13.

РАЗДЕЛ 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 338.48

ТУРИЗМ ПО МЕСТАМ БЫТОВАНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Атеков Б. И.1, Ивлиева О. В.2, Шмыткова А. В.3

12 3Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: 1atekov97@gmaiLcom, 2ivUevao@maiLru, 3annav1109@maiLru

В статье рассматриваются народные художественные промыслы и ремесла, как неотъемлемое достояние и одна из форм творчества народов Северного Кавказа. Ремесленные изделия составляют важную часть туристского опыта, отражая местные традиции, таланты и навыки коренного населения республик Северного Кавказа. Существует значительный уровень корреляции между производством ремесленных изделий и туристскими прибытиями в регион, созданием рабочих мест и увеличением доходов местного населения. Народы Северного Кавказа традиционно занимались изготовлением ювелирных украшений, оружейным делом, вышивкой и ковроткачеством, резьбой по камню и дереву. Проанализированы народные промыслы и ремесла, которые получили развитие в Дагестане, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Адыгеи.

Ключевые слова: народные художественные промыслы и ремесла, нематериальное культурное наследие, Северный Кавказ.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы рост интереса к местному образу жизни, в частности к праздникам и обычаям, мотивировал сохранение нематериального культурного наследия, способствовал непрерывному внедрению традиционных промыслов и ремесел в качестве объектов туристского показа и гарантировал устойчивое развитие мест бытования народных промыслов. Сохранение традиционного мастерства требует передачи знаний между мастером и учеником и непрерывности этого процесса.

Нематериальное культурное наследие или «живое наследие» постоянно воссоздается, так как передается из поколения в поколение и видоизменяется в зависимости от окружающей их среды. Нематериальное культурное наследие имеет большое значение, так как формирует у общин чувство самобытности и преемственности, способствует социальной интеграции, уважению культурного разнообразия, развитию творчества. В течение XX в., когда условия жизни быстро менялись, спрос на традиционные ремесла заметно снизился, что привело к сокращению числа практикующих мастеров. Туризм прививает уважение к нематериальному культурному наследию и создает новые пространства для его передачи будущим поколениям.

Народный художественный промысел — это, прежде всего, художественный стиль, одна из форм народного творчества, деятельность по созданию изделий

утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов [1].

Многие известные промыслы входят в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, например, кружева «лефкара» (Кипр), мастерство аленсонского кружева, ковроткачество в Обюссоне (Франция), текстильное производство народности ли (Китай), традиционное искусство ковроделия в Фарсе (Иран), народный промысел деревянных игрушек в Загорье (Хорватия) и т. д.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей [2].

Ориентация на этнокультурные традиции — важная черта современного туризма. Ремесленные изделия составляют значимую часть туристского опыта, отражая местные традиции, таланты и навыки коренного населения. Изделия кустарного промысла, включающие в себя разнообразные и символические образы, — будь то предметы быта или декоративные, религиозные и ритуальные предметы — обычно предназначены для людей в пределах определенной общины или для устоявшихся торговых сетей. В большинстве случаев изделия ручной работы производятся отдельными лицами, семьями, небольшими мастерскими или иногда целыми деревнями, специализирующимися на предметах одного типа.

Как правило, изделия ручной работы создаются из местных материалов, включая дерево, кожу, глину, камень, растительные и животные волокна или металл, а также из редких материалов, полученных в результате торговых отношений. Ремесла включают такие категории, как резьба по дереву, изделия из кожи, текстиль, керамика и изделия из металла [3]. Что касается туризма, то с конца XIX и начала XX в. народные промыслы привлекают внимание туристов, которым интересны предметы ручной работы в качестве сувениров.

Существует значительный уровень корреляции между производством ремесленных изделий и туристскими прибытиями в регион, созданием рабочих мест и увеличением доходов и социального статуса ремесленников и владельцев магазинов ремесленных изделий. Изделия ручной работы обогащают национальную культуру, способствуют росту ее уникальности и аутентичности, а также коммерциализации культуры. Развитие народных промыслов и ремесел позволяет туристам по-настоящему понять уникальные традиции ремесленничества.

В последнее десятилетие было приложено много усилий для того, чтобы ремесло и искусство стали важным фактором в туризме по особым интересам. Продажа изделий народных промыслов и ремесел как сувениров теперь признана многими странами как важный фактор в продвижении туристских достопримечательностей и национальной туристской идентичности, стимулирующий рост числа посещений дестинации, в том числе повторных.

Международная конференция по туризму и ремеслам, состоявшаяся в Тегеране в 2006 г., была первой международной конференцией, в которой особое внимание

уделялось связи туризма и ремеслам. Основными целями конференции были оценка возможностей снижения уровня бедности, обусловленного ролью местного туризма в сохранении традиционного ремесла. На конференции были рассмотрены тематические исследования производства и маркетинга, связанных с туризмом по местам бытования народных промыслов и ремесел и определены стратегии и практические инструменты для правительств и частного сектора, направленные на укрепление партнерства между ремесленным производством и туризмом. Конференция была поддержана ЮНВТО, ЮНЕСКО и Организацией культурного наследия, ремесел и туризма Ирана (1СННТО), которая объединила сильную команду экспертов, международных докладчиков и делегатов.

Отсутствие эффективной рекламы и маркетинга, нехватка сырья, внедрение иностранных товаров, неэффективная государственная политика — основные проблемы, связанные с ремесленничеством. Необходимо признать выдающееся значение туризма по местам бытования народных промыслов и ремесел, как мощное средство сохранения традиционных ремесел, метод производства и эффективное средство расширения социокультурных и экономических возможностей, культурного обновления и построения национальной самобытности

[4].

Многие из центров народных промыслов и ремесел к настоящему времени активно используются, однако, при всей вариативности туристских и экскурсионных маршрутов и программ, наблюдается недостаток комплексных продуктов, позволяющих более полно и качественно охватить указанные объекты

[5]. Кроме того, ответственные за разработку политики и планирование туризма во многих странах не рассматривают производство сувениров и связанную с ними розничную торговлю как неотъемлемую часть стратегии для развития региональной экономики и туризма [6].

Художественно-стилистические особенности изделий народных ремесел и промыслов складывались на основе традиций национальных культур, получивших в каждом регионе свои отличительные особенности [7]. Сегодня художественные ремесла и промыслы представляют искусство живое, развивающееся, составляя неотъемлемую часть современной культуры.

М. А. Некрасова выделяет несколько форм функционирования народного искусства в современных условиях [8]:

1) творчество, связанное с этнографически-региональным укладом жизни;

2) коллективное творчество на основе общего промысла;

3) индивидуальное творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный опыт, традицию;

4) организованные мастерские.

Согласно приказу Минпромторга России № 274 от 15 апреля 2009 г. виды производства народных промыслов включают: художественную обработку дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественную обработка металлов; производство ювелирных изделий НХП; миниатюрную лаковая живопись; художественную обработку камня; художественную обработку кости и рога; производство строчевышитых изделий

НХП; художественное ручное кружево; художественное ручное ткачество; художественное ручное вязание; художественное ручное ковроткачество и ковроделие; художественную ручную роспись, набойку тканей; художественную обработку кожи и меха; прочие виды производств изделий НХП [9].

По мнению Яковенко Н. В., в перечень объектов для ознакомления туристов могут быть включены отдельные изделия народных мастеров; коллекции народных мастеров в специализированных музеях; изделия народных мастеров в выставочных залах; отдельные разделы в художественных, исторических и краеведческих музеях; специализированные музеи; учебные заведения, в которых проводится обучение будущих мастеров народных промыслов; посещение мастерских и цехов, где непосредственно создаются произведения народного искусства; участие в мастер-классах ведущих мастеров народного промысла; фестивали народного промысла; специализированные салоны и магазины; ярмарки произведений народных промыслов и художественного искусства; специализированные отделы в магазинах, где можно было бы приобрести литературу, посвященную центрам народных художественных промыслов; центры поддержки развития народных художественных промыслов [10].

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Народные художественные промыслы и ремесла выступают одним из главных инструментов продвижения туристского потенциала в республиках Северного Кавказа. Возрастает роль народных художественных промыслов как источника сохранения национального культурного наследия и традиционных культурных ценностей на Северном Кавказе.

В Российской Федерации действует федеральный закон от 06.01.1999 «О народных художественных промыслах», в соответствии с которым были приняты региональные законы на территориях Республики Адыгея, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия-Алания. Народы Северного Кавказа традиционно занимались изготовлением ювелирных украшений, оружейным делом, вышивкой и ковроткачеством, резьбой по камню и дереву. Одним из востребованных видов организации туристского досуга является участие в мастер-классах. При этом особое внимание уделяется не только сохранившимся до настоящего времени изделиям народных промыслов, но и тем, которые до сих пор используются в быту. К примеру, у горных народов это «плетение, ткачество, резьба по камню и дереву, бурочное и кожевенное производство, золотое и серебряное шитье» [11].

Народные художественные промыслы Республики Дагестан. Дагестан выделяется среди других республик Северного Кавказа многообразием народных художественных промыслов. В Дагестане на протяжении многовековой истории получили развитие: золотая вышивка, кайтагская вышивка, медночеканное производство, оружейное дело, ковроткачество, ювелирное дело, металлообработка, изготовление бурок, гончарное дело, чеканка, резьба по дереву и камню, вязание и т.д. [12].

Сегодня в Дагестане многие художественные центры продолжают свою деятельность и производят сувенирную продукцию и дипломатические подарки. В Дербенте функционирует Центр народных промыслов СКФО, задача которого состоит в организации лекций и семинаров в области художественного дизайна, экономики и маркетинга.

Наиболее известные центры народных промыслов Дагестана: Кази-Кумух (ювелирное и оружейное дело, золотая вышивка, медночеканное производство), Кубачи (ювелирное и оружейное дело, золотая вышивка, медночеканное производство), Гоцатль (ювелирное и оружейное дело, резьба по кости, медночеканное производство), Табасаран (ковроткачество), Балхар (неполивная керамика), Сулевкент (гончарное дело), Испик (полихромная поливная керамика), Унцукуль (насечка по дереву), Урма (ткачество циновок), Верхнее Казанище (оружейное дело), Кунбатар (войлочное производство), Ботлих (производство бурок), Кайтаг (вышивка шелком), Шовкра (сапожное дело).

Лакский аул Балхар в Дагестане издревле знаменит своим гончарным ремеслом, которым, согласно археологическим данным, занимались еще в I веке н. э. Балхарскую керамику изготавливали исключительно женщины из местной глины на гончарном круге под названием «жюллаг», а мужчины занимались ее реализацией. Роспись производится белым ангобом в виде зооморфной и астральной символики и растительного орнамента. Изделие в конечном виде имеет матово-черный и розово-терракотовый окрас. Балхарские изделия не раз удостаивались призовых мест на международных выставках, например, на Всемирной выставке в Париже. В Балхаре функционирует завод МУП «Балхар», который производит глиняные изделия в соответствии с многовековыми традициями.

Аварский аул Унцукуль знаменит своей инкрустацией по дереву. Изначально унцукульцы использовали местный тростник для производства нагаек и других изделий. Позднее стали применять в своем ремесле местные кизиловые и абрикосовые деревья и инкрустировать их мельхиоровыми, медными и серебряными проволоками, костью, рогом или бирюзой. Эти фруктовые деревья хорошо распаривались и принимали нужную форму. Насечка имела геометрические и растительные орнаменты, а также солярные знаки. Свою славу унцукульские изделия получили в XIX в. в ходе Кавказской войны, их реализовывали в Санкт-Петербурге, Париже, Ростове-на-Дону, Кисловодске и других городах. Изделия выставлялись на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль. Сегодня в Унцукуле функционирует фабрика ООО «Унцукульская художественная фабрика».

ООО ПП «Кизляр» — предприятие, которое занимается производством оружия, в частности шашек и кинжалов. Изготовление происходит вручную и в традициях кавказского и казачьего оружейного дела. Завод «Кизляр» — действующий участник Ассоциации «Народные художественные промыслы России». На заводе проводятся бесплатные экскурсии о технологии производства.

Народные художественные промыслы Кабардино-Балкарской Республики. На протяжении многих столетий жители Кабардино-Балкарии занимаются узорным

плетением, изготовлением ювелирных и оружейных изделий, вышивкой, ковроткачеством, резьбой по дереву и камню, художественной обработкой кожи.

Кабардинцы славятся своими ардженами (плетенными циновками), а балкарцы — кийизами (войлочными коврами) [13]. Известными центрами народных промыслов являются: Верхний Баксан, Булунгу, Думала (производство бурок), а также Баксанские, Хуламские и Чегемские общества (суконное производство). Сегодня производством народной продукции занимаются в основном частные мастера.

В Нальчике расположен Центр народных художественных промыслов и ремесел, в котором есть творческие лаборатории по художественной обработке дерева, изготовлению ювелирных изделий, золотошвейному делу, холодной ковке металлов, пошиву национального костюма.

Народные умельцы Кабардино-Балкарии изготавливают бурки по традиционной технологии. Бурка — это один из важнейших элементов традиционной одежды балкарцев и народов Северного Кавказа в целом. Изделия из войлока в традиционной жизни балкарцев выполняли две функции утилитарную (давали тепло, украшали дом) и символико-магическую (оберег). Сегодня этот промысел не утерян и является катализатором для развития туризма в регионе, а также поддержки народных художественных промыслов. В селе Лечинкай также функционирует лаборатория по изготовлению войлочных шапок и резьбе по дереву.

В Центре национальных ремесел Верхнего Баксана мастерицы ткут кийизы, их производство имеет древнюю историю и осуществляется в соответствии с традициями предков. Ковры украшались разными видами орнаментов в виде зооморфных и геометрических рисунков, растительных узоров (бараньего рога, треугольников, полукружий, ромбов, дерева, звезд) [14]. Для фона использовалась спокойные тона, а для рисунков разные цвета. Сегодня кийизы изготавливают в виде декоративных напольных и настенных панно.

Народные художественные промыслы Чеченской Республики. Чеченская Республика имеет богатую и многовековую историю, на протяжении которой получили развитие следующие виды народных промыслов: шерстяной промысел (производство бурок, ковроткачество, вязание, плетение), металлообработка, оружейное дело, плетение веревок, изготовление циновок, производство сельскохозяйственного инвентаря, кожевенный промысел, гончарное дело.

Самые известные центры народных промыслов чеченцев расположены в Урус-Мартане, Атаги, Майртупе, Шотой (гончарное и медное производство); Дарго, Белгатой, Джугурти (оружейное дело), Автури (производство керамики, черепицы, деревянной посуды, надмогильных памятников, конского пояса и сбруи); Шали, Ведено, Дуба-Юрт (производство истангов — традиционных чеченских войлочных ковров с национальным цветным орнаментом).

Сегодня производством народных изделий в Чеченской Республике занимаются в основном частные мастера, живущие как в городах, так и в высокогорных аулах. На территории республики функционирует Ассоциация мастеров и ремесленников «Чечен-Этно», задача которой сохранить и популяризовать народные ремесла и художественные промыслы, испытывающие проблемы с 1990-х гг. В Ассоциацию

объединены мастера-ремесленники, заинтересованные в возрождении местных традиций и нуждающиеся в поддержке. Они производят ювелирные и керамические изделия, занимаются вышивкой и резьбой по дереву. Свои изделия мастера представляют на различных международных выставках.

В 2019 г. в г. Грозный начал свою работу Центр народных промыслов Северо-Кавсказского федерального округа, задача которого — организация лекций и семинаров в области художественного дизайна, экономики культуры, продвижения, мастер-классов, маркетинга, которые может посетить любой заинтересованный.

Народные художественные промыслы Республики Северная Осетия-Алания. В старину в Алании занимались преимущественно производством сукна, мебели, овчины, посуды, оружейным и ювелирным делом, вышивкой, резьбой по камню и дереву. Известными народными центрами считались: Большая Лиахва, Едыс, Ерман (обработка дерева); Ардон, Кадрагон, Дигора (ювелирное производство); на равнинной части региона получила развитие резьба по камню; в северной и центральной части — изготовление войлочных изделий.

Сегодня народными промыслами в регионе занимаются в основном частные мастера, но есть и несколько предприятий. В 2019 г. открылся первый Центр народных художественных промыслов Северной Осетии. Цель данного центра объединить на одной площадке народных умельцев, которые будут возрождать и сохранять традиции предков. Здесь они смогут демонстрировать свои коллекции туристам и проводить мастер-классы. В центре представлены: ювелирное дело, резьба по дереву, гончарное дело и металлообработка.

Свадебный салон «Изольда» — предприятие по производству национальных свадебных платьев и этнографических костюмов осетинского дизайнера Изольды Гогичаевой. При изготовлении национальных костюмов мастера следуют древним традициям и обычаям, используют золотое шитье, высококачественный материал, а также национальный орнамент. Осетинский орнамент — один из древнейших на Северном Кавказе. Становление орнаментального искусства приходится на XГV-XV вв. Национальный орнамент основан на древней культуре скифов, аланов, кобанцев и сарматов и состоит из спиралевидных, геометрических, рогообразных рисунков и солярных знаков, которые отличаются своей пластичностью форм.

Фабрика по производству музыкальных инструментов «Фандыр» — малое предприятие, занимающиеся изготовлением «кавказских» гармоник и балалаек, а также любых струнных инструментов на заказ. Свое начало «кавказская» гармоника берет в XIX в. В царское время гармоника была очень популярным инструментом в Осетии. Сегодня «Фандыр» производит музыкальные инструменты согласно устоявшимся традициям предков.

Мастерская «Асик» занимается производством осетинских кукол и платков. Северная Осетия богата кукольными мастерами, каждый из них имеет свою технику. Производство кукол является многовековой традицией осетин, которые изготовляли их для подарка, а не продажи. Состав кукол был разнообразным: дерево, глина, тесто, войлок, шерсть, ткань. Из культового предмета в прошлом кукла в настоящее время преобразовалась в сувенир.

Филейное плетение шелковых платков в Северной Осетии расцвело в конце ХУШ-Х1Х вв. Для их производства осетинки выращивали тутовый шелкопряд и изготавливали свой шелк. Орнаменты на платках имели магическое значение и изображались в виде растительных и геометрических рисунков.

Мастерская по производству оружия и ювелирных украшений скифо-сарматской культуры «Арион» занимается производством оружия и ювелирных украшений скифо-сарматской культуры вручную, согласно древним традициям (ссылаясь на архивный материал), из кости, металла, кожи и дерева с изображением тотемных животных.

Народные художественные промыслы Республики Ингушетия. В Ингушетии на протяжении столетий были развиты следующие народные промыслы: резьба по дереву, ювелирное дело, гончарное дерево, ковроткачество, металлообработка, производство овчины. Наиболее известными центрами ювелирного дела у ингушей были Евлой, Верхний Алкун, Цеча-Ахк, Цори, Эгикал, Эрзи, Мецхал.

Сегодня Ингушетия известна своими коврами, которые, согласно традициям, ткут ингушские мастерицы. Процесс изготовления ковра включает сбор и валяние шерсти, покраску войлока, вырезание орнамента мозаичного образа и сшивку тесьмой. Также народные умельцы в Ингушетии занимаются изготовлением национальных костюмов и ювелирных изделий, художественной ковкой и росписью металла.

Производством народных изделий на сегодняшний день занимаются частные мастера, которые входят в Ассоциацию ремесленников Ингушетии, созданную для сохранения местных традиций. Они занимаются ковроделием, вышиванием, художественной обработкой металла, кожи и дерева, изготовлением украшений и игрушек. Свои изделия мастера представляют на различных выставках.

В городе Карабулаке реализуется проект «Город Мастеров», на площадке которого представлены работы народных умельцев Ингушетии: гончарное, ткацкое, ювелирное, кузнецкое ремесло. Здесь проводятся экскурсии по каждому промыслу (его стиле и технике), продаются сувениры и организуются мастер-классы. Проект создан для сохранения народных промыслов и поддержки мастеров, для сбыта изделий и развития туризма.

Народные художественные промыслы Республики Адыгея. Как и другие северокавказские республики, Адыгея имеет богатое историческое прошлое. На территории Адыгеи развивались такие народные художественные промыслы, как плетение циновок, производство керамики, художественная обработка металла, резьба по дереву, вышивка золотом, выделка кожи и производство войлочных ковров.

Плетение циновок занимало важное место в декоративном искусстве адыгейцев, их использовали для молитв, приданного и украшения домашнего интерьера. Классический войлочный ковер адыгейцев имеет три цвета: черный, серый и белый. Орнамент ковра имеет цветовые, линейно-графические и тональные композиции. Одним из старейших узоров ковра являются черно-белые ромбы на сером фоне.

Музей адыгского народного творчества от Замудина Гучева — музей-мастерская заслуженного художника Республики Адыгея, который знакомит с богатой коллекцией народных изделий и с процессом их изготовления. Замудин Гучев — мастер по производству адыгских музыкальных инструментов и циновок, проводит экскурсии и мастер-классы, передает свои знания и богатый опыт.

Ассоциация мастеров народных художественных промыслов и ремесел Республики Адыгея создана для сохранения и продвижения народных промыслов, объединения мастеров и приобщения молодежи к традициям предков. Ассоциация заинтересована в развитии туризма и создании туристских маршрутов с посещением художественных мастерских, занимается проведением мастер-классов, выставок и конкурсов. Центр народной культуры Республики Адыгея занимается развитием и популяризацией народного творчества, организует региональные и международные конкурсы.

ВЫВОДЫ

Туризм выступает как средство защиты и сохранения традиционных народных промыслов, ремесел и способов производства. Создание и развитие центров народных художественных промыслов и ремесел на Северном Кавказе даст возможность для организации новых туристских маршрутов в республиках и производства сувенирной продукции. Развитие туризма в местах бытования народных промыслов и ремесел будет способствовать созданию рабочих мест, получению доходов и сокращению уровня бедности.

Приоритетным для республик Северного Кавказа является определение стратегий и практических инструментов для укрепления связей между народными промыслами и ремеслами и туризмом. Необходимо поддерживать развитие ремесленного бизнеса и расширять маркетинг существующих в настоящее время услуг за счет обозначения местной идентичности, развивать существующие кластеры производителей изделий народных промысел и ремесел.

Список литературы

1. Артемьев П. В. и др. Возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов России в настоящее время // Человек, культура и общество в контексте глобализации. Матер. Межд. научн. конф. М., 2007. С. 273.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О народных художественных промыслах от 06.01.1999.

3. Cohen, E. (ed.) Special Issue on Tourist Arts. Annals of Tourism Research. 1993. 20:1. pp. 232.

4. Upadhyay, P. Promoting Employment and Preserving Cultural Heritage: A Study of Handicraft Products Tourism in Pokhara, Nepal. Journal of Tourism & Adventure. 2020. 3(1). P. 1-19.

5. Саранча М. А., Якимова С. Л. Центры традиционных художественных промыслов как основа развития туристской маршрутной сети в Москве и Московской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9, № 4. С. 44-50

6. Asplet M., Cooper M. Image Creation through Textiles: Influence of Souvenir Shopping on the Marketing of Tourism Destinations, to appear: Proc. ICCT. 1997.

7. Ганьшина Г. В. Природные материалы в народных художественных промыслах России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1. С. 74-83.

8. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1985. 346 с.

9. Аманжолова Д. А. Научная классификация народных художественных промыслов как исследовательская и практическая проблема // Сервис plus. 2013. № 2. С. 30-36.

10. Яковенко Н. В. Народные художественные промыслы как особый бренд культурного туризма депрессивного региона (на примере Ивановской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 4. С. 62-71.

11. Адашова Т. А., Косарева Н. В., Лапочкина В. В. Перспективы развития этнографического туризма в республике Адыгея// Экономика и управление. 2015: сборник материалов международной научной конференции, 3 сессия. Россия, г. Москва / под ред. проф. Г. А. Александрова М.: РусАльянс Сова, 2015. С. 34-45.

12. Муртузалиев С. И. Художественные промыслы Дагестана: в поисках брендов // Наследие веков. 2018. № 4. С. 62-72.

13. Кузнецова А. Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982. 176 с.

14. Байрамукова, А. Х. Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа на современном этапе (на примере войлочных изделий карачаевцев и балкарцев) // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 2.

TOURISM IN THE LOCATIONS OF TRADITIONAL ARTS AND CRAFTS IN

THE NORTHERN CAUCASUS Atekov B. I.1, Ivlieva O. V.2, Shmytkova A. V.3

12 3Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation Email: 1atekov97@gmail.com, 2ivlieva.o@mail.ru, 3annav1109@mail.ru

The article examines traditional arts and crafts as an integral property and one of the forms of creativity of the peoples of the North Caucasus. Handicrafts are an important part of the tourism experience, reflecting local traditions, talents and skills of the indigenous peoples of the North Caucasus republics. There is a significant level of correlation between handicrafts and tourist arrivals to the region, job creation and increased local income. The peoples of the North Caucasus have traditionally been engaged in the manufacture of jewelry, weapons, embroidery and carpet weaving, stone and wood carving. The article analyzes traditional arts and crafts that have developed in Dagestan, North Ossetia-Alania, Kabardino-Balkaria, Chechnya, Ingushetia and Adygea.

In Dagestan, over a centuries-old history, the following traditional arts and crafts developed: gold embroidery, kaytag embroidery, copper embossing, arms making, carpet weaving, jewelry, metalworking, beetle making, pottery, chasing, wood and stone carving, knitting, etc. Residents of Kabardino-Balkaria are engaged in patterned weaving, jewelry and weaponry, embroidery, carpet weaving, wood and stone carving, and artistic leather processing.

In the Chechen Republic, the following traditional arts and crafts have developed: woolen craft (production of cloaks, carpet weaving, knitting, weaving), metalworking, arms business, weaving of ropes, making mats, manufacturing agricultural implements, leatherworking, and pottery. In North Ossetia - Alania, residents are mainly engaged in the production of cloth, furniture, sheepskin, dishes, weapons and jewelry, embroidery, stone and wood carving. Over the centuries, the following traditional arts and crafts have been developed in Ingushetia: woodcarving, jewelry, pottery, carpet weaving, metalworking, and sheepskin production. On the territory of Adygea, such folk arts and crafts as weaving

of mats, production of ceramics, artistic processing of metal, wood carving, gold embroidery, leather dressing and the production of felt carpets developed. Tourism acts as a means of protecting and preserving traditional arts and crafts and production methods. The creation and development of centers of traditional arts and crafts in the North Caucasus will provide an opportunity for the organization of new tourist routes in the republics and the production of souvenirs. The development of tourism in the places where traditional arts and handicrafts exist will contribute to job creation, income generation and poverty reduction.

The priority for the republics of the North Caucasus is to identify strategies and practical tools to strengthen ties between folk crafts and crafts and tourism. It is necessary to support the development of the handicraft business and expand the marketing of currently existing services through the designation of local identity, to develop the existing clusters of manufacturers of handicrafts.

Keywords: traditional arts and crafts, intangible cultural heritage, North Caucasus

References

1. Artem'ev P. V. i dr. Vozrozhdenie, sohranenie i razvitie narodnyh hudozhestvennyh promyslov Rossii v nastojashhee vremja. Chelovek, kul'tura i obshhestvo v kontekste globalizacii. Mater. Mezhd. nauchn. konf. M., 2007. pp. 273. (in Russian).

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii "O narodnyh hudozhestvennyh promyslah ot 06.01.1999." (in Russian).

3. Cohen, E. (ed.) Special Issue on Tourist Arts. Annals of Tourism Research. 1993. 20:1. pp. 232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Upadhyay, P. Promoting Employment and Preserving Cultural Heritage: A Study of Handicraft Products Tourism in Pokhara, Nepal. Journal of Tourism & Adventure. 2020. 3 (1). pp. 1-19.

5. Sarancha M. A., Jakimova S. L. Centry tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova razvitija turistskoj marshrutnoj seti v Moskve i Moskovskoj oblasti. Sovremennye problemy servisa i turizma. 2015. Vol. 9, 4. pp. 44-50. (in Russian).

6. Asplet M., Cooper M. Image Creation through Textiles: Influence of Souvenir Shopping on the Marketing of Tourism Destinations, to appear: Proc. ICCT. 1997.

7. Gan'shina G. V. Prirodnye materialy v narodnyh hudozhestvennyh promyslah Rossii. Sovremennye problemy servisa i turizma. 2012. no. 1. pp. 74-83. (in Russian).

8. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury. M., 1985. 346 p. (in Russian).

9. Amanzholova D. A. Nauchnaja klassifikacija narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak issledovatel'skaja i prakticheskaja problema. Servis plus. 2013. no. 2. pp. 30-36. (in Russian).

10. Jakovenko N. V. Narodnye hudozhestvennye promysly kak osobyj brend kul'turnogo turizma depressivnogo regiona (na primere Ivanovskoj oblasti). Sovremennye problemy servisa i turizma. 2015. no. 4. pp. 62-71. (in Russian).

11. 11 .Adashova T. A., Kosareva N. V., Lapochkina V. V. Perspektivy razvitija jetnograficheskogo turizma v respublike Adygeja. Jekonomika i upravlenie. 2015: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 3 sessija. Rossija, Moskva. (ed.). prof. G. A. Aleksandrova M.: RusAl'jans Sova, 2015. pp. 34-45. (in Russian).

12. Murtuzaliev S. I. Hudozhestvennye promysly Dagestana: v poiskah brendov. Nasledie vekov. 2018. no. 4. pp. 62-72. (in Russian).

13. Kuznecova A. Ja. Narodnoe iskusstvo karachaevcev i balkarcev. Nal'chik, 1982. 176 s. (in Russian).

14. Bajramukova, A. H. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov Severnogo Kavkaza na sovremennom jetape (na primere vojlochnyh izdelij karachaevcev i balkarcev). Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2017. no. 2. (in Russian).

Поступила в редакцию 05.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.