Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ'

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьячков А. А., Гордеева П. А.

Введение. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы субъектности в психологическом знании через познание содержательных характеристик данного понятия и установление их функциональной роли. Проблемой субъектности с давнего времени интересуются как ученые-философы, так и психологи различных школ. Занимаясь проблемами педагогической психологии, можно проследить устойчивую взаимосвязь результатов обучения и развития субъектности обучаемых. Проводится широкий обзор научных трудов французских ученых и отечественных исследователей по проблеме субъектности в психологическом знании. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. В результате количественных и качественных изменений возникает свойство личности, позволяющее изменять бытие и в результате меняться самой.Материалы и методы. При подготовке и осуществлении научного исследования применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.Результаты исследования. В статье обобщены теоретические представления о феномене субъектности в отечественной и зарубежной психологии, выявлены её системные содержательные и функциональные характеристики, а также критерии их выделения. Теоретические обобщения позволили автору сформулировать дефиницию определения субъектности применительно к целям и задачам исследования. Субъектность - это свойство личности, характеризующее возможность и способность построения своей деятельности и жизненных отношений, возможность присвоения общечеловеческих и культурных функций, обеспечивающее самоидентификацию, разработку и реализацию жизненных стратегий, саморазвития, мотивационной определенности и ответственности за свои действия.Обсуждение и заключения. По мере дифференциации категории «субъект» замечается применение этого понятия для описания различных областей, с одной стороны, и централизация понятия - с другой стороны. В первом случае известны такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Во втором случае происходит некая глобализация категории, позволяющая характеризовать множественные области человеческой жизни, здесь употребляется фраза «субъект жизнедеятельности». Субъективный опыт, в отличие от объективного, предусматривает использование субъекта в качестве инструмента познания. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. Субъектность выполняет организационную функцию в построении своей деятельности и жизненных отношений. Функция присвоения общечеловеческих и культурных функций. Функция реализации зрелости «Я-концепции» личности, обеспечивающая самоидентификацию личности. Функция разработки и реализации жизненных стратегий. Функция саморазвития личности. Функция мотивационной твердости личности. Функция ответственности за свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SUBJECTIVITY IN PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE

Introduction. The article is devoted to the theoretical understanding of the problem of subjectivity in psychological knowledge, through the knowledge of the substantive characteristics of this concept and the establishment of their functional role. The problem of subjectivity has long been interested in both philosophers and psychologists of various schools. Dealing with the problems of pedagogical psychology, there is a stable relationship between the results of training and the development of the subjectivity of students.Materials and Methods. In the preparation and implementation of scientific research, a theoretical analysis of domestic and foreign literature, the study of scientific articles and publications on the topic was used; synthesis and systematization of the results of domestic and foreign studies; content analysis.Results. The article summarizes theoretical ideas about the phenomenon of subjectivity in domestic and foreign psychology, revealed its systemic content and functional characteristics, as well as the criteria for their selection. Theoretical generalizations allowed the author to formulate a definition of the definition of subjectivity in relation to the goals and objectives of the study.Discussion and Conclusions. As the category "subject" is differentiated, it is noticed that this concept is used to describe various areas - on the one hand, and the centralization of the concept - on the other hand. In the first case, such expressions as "subject of activity," "subject of communication," "subject of knowledge," etc. are known.In the second case, a certain globalization of the category occurs, which allows you to characterize multiple areas of human life, the phrase "subject of life" is used here. Subjective experience, as opposed to objective, provides for the use of the subject as a tool of cognition. Subjectivity arises at a certain stage of personality development as a new systemic quality of personality that can change the specifics of human behavior. Subjectivity performs an organizational function in theconstruction of its activities and life relations. The function of assigning human and cultural functions. The function of realizing the maturity of the "I-concept" of the personality, providing self-identification of the personality. The function of developing and implementing life strategies. Function of personality self-development. Function of motivational hardness of personality. Function of responsibility for their activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-16

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

А. А. Дьячков1, П. А. Гордеева1

1 Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы субъектности в психологическом знании через познание содержательных характеристик данного понятия и установление их функциональной роли. Проблемой субъектности с давнего времени интересуются как ученые-философы, так и психологи различных школ. Занимаясь проблемами педагогической психологии, можно проследить устойчивую взаимосвязь результатов обучения и развития субъектности обучаемых. Проводится широкий обзор научных трудов французских ученых и отечественных исследователей по проблеме субъектности в психологическом знании. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. В результате количественных и качественных изменений возникает свойство личности, позволяющее изменять бытие и в результате меняться самой. Материалы и методы. При подготовке и осуществлении научного исследования применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.

Результаты исследования. В статье обобщены теоретические представления о феномене субъектности в отечественной и зарубежной психологии, выявлены её системные содержательные и функциональные характеристики, а также критерии их выделения. Теоретические обобщения позволили автору сформулировать дефиницию определения субъектности применительно к целям и задачам исследования. Субъектность - это свойство личности, характеризующее возможность и способность построения своей деятельности и жизненных отношений, возможность присвоения общечеловеческих и культурных функций, обеспечивающее самоидентификацию, разработку и реализацию жизненных стратегий, саморазвития, мотивационной определенности и ответственности за свои действия. Обсуждение и заключения. По мере дифференциации категории «субъект» замечается применение этого понятия для описания различных областей, с одной стороны, и централизация понятия - с другой стороны. В первом случае известны такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Во втором случае происходит некая глобализация категории, позволяющая характеризовать множественные области человеческой жизни, здесь употребляется фраза «субъект жизнедеятельности». Субъективный опыт, в отличие от объективного, предусматривает использование субъекта в качестве инструмента познания. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения

человека. Субъектность выполняет организационную функцию в построении своей деятельности и жизненных отношений. Функция присвоения общечеловеческих и культурных функций. Функция реализации зрелости «Я-концепции» личности, обеспечивающая самоидентификацию личности. Функция разработки и реализации жизненных стратегий. Функция саморазвития личности. Функция мотивационной твердости личности. Функция ответственности за свою деятельность.

Ключевые слова: субъектность; целостность; критерии субъектности; содержательные характеристики; индивидуальность; деятельность; познавательная субъектность.

Для цитирования: Дьячков А.А., Гордеева П.А. Проблема познания субъектности и психологическое знание // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 16.

THE PROBLEM OF SUBJECTIVITY IN PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE

А. A. Dyachkov1, P. A. Gordeeva1

Novosibirsk Military Institute of the Order of Zhukov Army General I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article is devoted to the theoretical understanding of the problem of subjectivity in psychological knowledge, through the knowledge of the substantive characteristics of this concept and the establishment of their functional role. The problem of subjectivity has long been interested in both philosophers and psychologists of various schools. Dealing with the problems of pedagogical psychology, there is a stable relationship between the results of training and the development of the subjectivity of students.

Materials and Methods. In the preparation and implementation of scientific research, a theoretical analysis of domestic and foreign literature, the study of scientific articles and publications on the topic was used; synthesis and systematization of the results of domestic and foreign studies; content analysis.

Results. The article summarizes theoretical ideas about the phenomenon of subjectivity in domestic and foreign psychology, revealed its systemic content and functional characteristics, as well as the criteria for their selection. Theoretical generalizations allowed the author to formulate a definition of the definition of subjectivity in relation to the goals and objectives of the study. Discussion and Conclusions. As the category "subject" is differentiated, it is noticed that this concept is used to describe various areas - on the one hand, and the centralization of the concept -on the other hand. In the first case, such expressions as "subject of activity," "subject of communication," "subject of knowledge," etc. are known.

In the second case, a certain globalization of the category occurs, which allows you to characterize multiple areas of human life, the phrase "subject of life" is used here. Subjective experience, as opposed to objective, provides for the use of the subject as a tool of cognition. Subjectivity arises at a certain stage of personality development as a new systemic quality of personality that can change the specifics of human behavior. Subjectivity performs an organizational function in the

construction of its activities and life relations. The function of assigning human and cultural functions. The function of realizing the maturity of the "I-concept" of the personality, providing self-identification of the personality. The function of developing and implementing life strategies. Function of personality self-development. Function of motivational hardness of personality. Function of responsibility for their activities.

Keywords: subjectivity; integrity; subjectivity criteria; content characteristics; individuality; activities; cognitive subjectivity.

For citation: Dyachkov A.A., Gordeeva P.A. The problem of subjectivity in psychological knowledge // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 3. P. 16.

Введение

Общепринятое мнение, что категорию субъекта в философию ввел немецкий философ Георг Вильгельм Гегель. Субъектность считалась основанием самого человека. Как качество личности оно отождествляется с бытием определенности. При этом субъектность считалась основанием «снятия» субъективности. Субъект по отношению к объекту имел диалектическое отношение [20, 49].

Многие современники сходятся во мнении о том, что категорию «субъект» вывел французский философ Декарт, хотя сам ученый не прибегал к использованию данного термина в своих научных изысканиях. Декарт использовал обозначение субъекта, описывая три категории: бог, мышление, материя, признавая при этом субъекта как носителя определенных действий и свойств [35].

Современная французская философская мысль определяет развитие субъекта в двух направлениях. Первое касается лингвистического подхода, исследующего значение знака и значения. Второе направление опирается на теорию З. Фрейда и осуществляет поиск и установление связей с телесностью и бессознательного [52].

Однако на просторах научных изысканий можно встретить исследования, воплотившие в себе оба этих направления. Ж. Лаканом реализован синтез психоаналитической и лингвистической проблематики. Ученым предпринято соединение психоанализа с литературой, социологией, кино и клиническим психоанализом. По его словам, «психоанализ должен стать наукой о языке, населенном субъектом» [42].

Данное направление, которое в определенных кругах получило название «Лингвистическое», получило распространение не только во Франции, но и в Германии (М. Хайдеггер) и России (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман). Лингвистическое направление рассматривает проблему бытия как проблему концепта субъекта, выделяя вопрос «кто говорит?» [23].

Материалы и методы

При подготовке и осуществлении научного исследования применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.

При рассмотрении проблемы субъектности нами использованы общетеоретические и прикладные исследования в области системного, деятельностного и функционального познания психологических механизмов развития личности И.А. Баевой [11, 12, 13], М.К. Мамардашвили [34], М.В. Петровской [38], Р.Д. Санжаевой [43], А.В. Серого [44], О.В. Суворовой [45, 46, 47, 48], М.С. Яницкого [50, 51] и др.

Обзор литературы

Ведущий представитель французской герменевтики П. Рикер в своем научном творчестве выделяет субъекту как носителю культурно-исторического творчества центральное место. По его мнению, именно в сфере языка необходимо изучать субъекта. Субъект, по П. Рикеру, - это тот, кто, соотнеся себя с реальностью, соотносит себя с самим собой. В субъекте происходит начало означивающей жизни, выговоренного бытия и говорящего бытия человека [35, 39]. Язык, отделенный от субъекта, представляет собой лишь систему знаков.

Другой французский ученый, А. Бадью, рассматривает субъекта с двух сторон: с одной стороны, субъект как носитель жизни - органической животной, субъективной; с другой - мышление субъекта, его творчество и способность к абстракции. Субъект у А. Бадью производится вместе с истиной, которую впоследствии он, субъект, и провозглашает [10, 52].

Две функции выполняет субъект у французского философа - Ж. Делеза. Первая функция отвечает за универсализацию, где универсальное представляется не объективными сущностями, а когнитивными и лингвистическими актами. Вторая функция -индивидуализации, где человек уже представляется отдельной личностью, владеющей речью и к которой речь обращена. Примечательно в теории Ж. Делеза то, что он показывает субъекта в форме движения. Субъект существует как некое динамическое движение, он сам себя устанавливает и существует внутри этого движения [15, 21, 22].

Французский философ Э. Левинас проводит параллель между самотождественностью и субъектностью. Для него каждый человек проживает жизнь «в себе», постоянно оглядываясь на совершенные поступки и «ощупывая» свою сущность и утверждая себя в бытии до всякой рефлексии. «Расплата за звание существующего заключается в том, что ему от себя не избавиться» [33]. В этом выражении заключается философия Э. Левинаса относительно субъектности [27].

Заканчивая обзор научных трудов французских философов в области субъекта, можно сделать вывод о том, что эта категория интересовала ученых данного направления всегда. Современные изыскания обогащаются постструктуралистскими и постмодернистскими концепциями субъекта. Концепт субъекта становится смыслообразующим в конструкции всего философского знания.

Можно выделить следующие функции субъекта во французской философской и психологической школе. Первая функция касается речевой компетентности личности. Ко второй мы относим функцию самотождественности личности, которая заключается в самостоятельном, отличном от других мышлении, творчестве, при этом личность является носителем культурного наследия [24].

В советской и российской психологической школе проблеме субъектности также посвящено множество исследований.

Субъектность как способность, способность к изменению себя и окружающей действительности [40] - такой подход использовал С.Л. Рубинштейн в своих работах. Автор видел субъектность как проявление человеком своей сущности в мире [36]. Им же был введен в психологию, а затем и в педагогику принцип субъектного подхода [41].

К.А. Абульханова-Славская различает два понимания субъекта. Первый -философский уровень, который можно трактовать как некую активность человека, направленную на него самого. Второй - специальный уровень, который раскрывает качественный уровень всех отношений, в которых реализуется активность человека [1-7]. Субъект не является эталоном, это есть движение к идеалу, через решение и преодоление различных сложностей, через конструктивное разрешение проблем.

Исходя из концепции К.А. Абульхановой-Славской можно составить следующую схему движения к субъектности (рисунок 1):

Рисунок 1 - Движение к субъектности в теории К.А. Абульхановой-Славской

SUBJECT

The level of manifestation of subjectivity

I. -

_^_

SUBJECTNESS

Figure 1 - Movement towards subjectivity in the theory of K.A. Abulkhanova-Slavskaya

Исходя из концепции К.А. Абульхановой, можно выделить следующие критерии, предъявляемые к субъекту: личность в качестве субъекта выступает как организатор, координатор, регулятор своей жизни и деятельности, событий, ситуаций, отношений, способна их строить и изменять; личность как субъект способна использовать свои психические, личностные, профессиональные возможности, свои ресурсы и опыт для решения жизненных задач и проблем; интенция личности как субъекта

на совершенствование своей индивидуальности, жизни, деятельности присвоением высших общечеловеческих, духовных, культурных ценностей; становление личности субъектом обеспечивает оптимальные характеристики и оптимальную взаимосвязь жизненных структурно-функционально-динамических образований - составляющих жизненного пути: жизненной позиции, жизненной линии и перспективы; наличие, поддержание и развитие личностью смысла жизни как субъективного ценностно-проективного (рефлексивного или интуитивного) обобщения жизни по критериям полноты самореализации личности и подлинности жизни; отношение личности к себе как к субъекту, зрелость «Я-концепции», самостоятельность, инициативность; способность личности к разрешению жизненных противоречий и становление в результате разрешения жизненных противоречий новых личностных качеств; способность к построению жизненных стратегий [1, 9].

В свою очередь, другой советский психолог А.В. Брушлинский считает, что субъект -это личность, которая имеет психику, постоянно реализует активность и автономность, стремится к развитию. Здесь субъект выступает как некоторый своеобразный координационный центр по управлению и регулированию личностных свойств, общественной, политической, межличностной взаимной деятельности [17, 18, 19]. В таком качестве субъект проявляет себя как венец личностных свойств в результате их саморазвития и одновременно выступает условием этого развития.

Благодаря научному поиску К.А. Славской и А.В. Брушлинского, учение о субъекте переросло в субъектно-деятельностную теорию.

Е.Н. Волкова определяет субъект через призму отношения к себе и распространению этого отношения на окружающих. Именно в таком качестве человек проявляет свою субъектность не только в своей деятельности, но и в выстраивании отношений, в результате взаимодействия с другими людьми [19]. В таком качестве субъект предстает через качественное преобразование своих внутренних ощущений своей деятельности, направленной на других людей. Ученый описывает следующие следствия субъект-объектной концепции человека:

- открытие объектности мира;

- открытие способности человека изменять бытие, выходить «за пределы своих возможностей» и продолжаться в пространстве и во времени;

- субъектная и объектная природа человека [19].

Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека [ 32]. В результате количественных и качественных изменений возникает свойство личности, позволяющее изменять бытие и в результате меняться самой.

Второй момент понимания субъектности относится к мотивационной и поведенческой сфере, точнее, к их устойчивости, позволяющей охарактеризовать конкретную личность, ее своеобразие и генерализованность мотивов [25, 26].

Говоря о субъекте, О.С. Анисимов также показывает два варианта рассмотрения данного термина. В широком смысле под субъектом понимается все, обладающее свойством субъективности как эволюционно сформированном инструменте получения новой информации о мире различными способами - методом «проб и ошибок» или путем проведения определенных операций с уже полученной информацией. В общепринятом (узком) понимании под субъектом исследователь понимает эволюционную вершину субъективности [8].

Жизненный путь личности, не обладающей высокой степенью субъектности, будет полон ограничений и несвободы, «несамодетерминации», неполного неосознаваемого бытия. Автор, ссылаясь на концепцию Эрика Берна о курсе жизни [14], выделяет следующие признаки субъектности: автономность принятия решения при опоре на анализ большого количества информации, основанная на следующих человеческих качествах: осознанность, спонтанность, интимность. Осознание здесь - это понимать, видеть и чувствовать вещи и предметы «здесь и сейчас»; спонтанность - возможность человека выбирать из всего разнообразия чувств, мыслей и поведения; интимность понимается как открытое выражение чувств и эмоций, возникающих между мной и человеком, при этом исключается возможность манипуляции и игр [9].

О.С. Анисимов проводит следующую классификацию индивид-личность-субъект. Индивид имеет два вектора развития - биологический и социальный, где в биологическом плане - представитель человеческого рода, в социальном - единица общества.

Личность в понимании автора - это социальное качество человека или индивида, индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности. Ученый определяет личность как способность индивида жить через свое Я, т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро -Я. Выделяются высшие личностные качества, к которым относятся: сознание, активность, способность к жизненному выбору и ответственность за него, чувство времени, стремление к смыслу жизни, ценностно-нравственный код [8].

Субъектом автор считает личность как деятеля. Он рассматривает субъекта как неотторжимое качество человека, присущее ему с рождения. Качество субъекта - это неотторжимая форма присутствия в мире, иначе «человек был бы сам в себе» [30]. При рождении имеется свойство субъекта-агента, по мере развития приобретается свойство субъекта-деятеля. Поле субъектности - это соотношение субъекта и объекта, деятельность личности [9].

По мнению М.В. Исакова свободный выбор человека характеризуется наличием или отсутствием у него субъектности. На основе многочисленных возможностей выбора, человек, благодаря субъектности выбирает свой путь и действует именно так, как ему подсказала своя собственная сущность. Многочисленные варианты поведения, продиктованные обществом, направляют активность человека и определяют необходимость выбора. Субъектность реализуется в самостоятельном выборе человеком вариантов и форм деятельности для достижения цели [29].

Субъектность подразумевает определенные формы контроля над своим поведением, однако данное обстоятельство не ставит его на одну линию с самоконтролем или саморегуляцией. Субъектность предоставляет способность осознавать себя источником движения, ответственным за последствия своей деятельности.

Несмотря на внутреннюю свободу действий, субъектность предполагает ответственность за выбор форм и методов осуществления своей деятельности, в соответствии с социальными нормами и сложившейся в данном обществе культурой [32].

В соответствии с культурно-исторической концепцией, субъектность транслируется в контексте овладения культурными средствами, в результате чего складываются особые формы поведения. Чем выше освоенность культурных средств, тем больше вариативность выбора форм поведенческих актов, тем самым косвенно подтверждается наличие и достижение определенного развития субъектности.

Инициативность собственной деятельности реализуется через овладение соответствующим способом самоосуществления, а также установление границ компетентности и соответствующей ответственности в той сфере активности и интересов, в которой человек утверждает себя как субъект (рисунок 2).

Рисунок 2 - Становление субъекта через инициативность

Figure 2 - The formation of the subject through initiative

Обсуждение и заключения

Если проследить историю становления категории «субъект», можно найти различные трактования в разные времена. Субъект по мере развития научной мысли отождествляли с душой, личностью, индивидом и т.д.

По мере дифференциации категории «субъект» замечается применение этого понятия для описания различных областей - с одной стороны, и централизация понятия - с другой. В первом случае известны такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Во втором случае происходит некая глобализация категории, позволяющая характеризовать множественные области человеческой жизни, здесь употребляется фраза «субъект жизнедеятельности».

История становления субъекта как научной категории показывает то, что он занял один из центральных аспектов изучения современной психологии.

Большие успехи науки и технологий привели к большому объему знаний человечеством в целом и конкретного субъекта в частности. Однако данная ситуация приводит, на первый взгляд, к противоречивости. При огромном объеме имеющихся знаний, современный человек все чаще сталкивается с ситуацией неправильного принятия решения, или непринятия его в принципе. Причем это касается вопросов как в частных, прагматических ситуациях, так и принятия решения на глобальном уровне.

Субъективный опыт, в отличие от объективного, предусматривает использование субъекта в качестве инструмента познания. Еще Гегель в своих высказываниях определил субъективный метод как отождествление субъекта с объектом. Большим плюсом использования субъективного метода является интегральное восприятие мира. Однако минус тоже имеется, он заключается в теоретической невозможности передачи опыта в системе языка, поскольку, по мнению А.В. Непомнящего, это ведет к переходу от объектов к их теоретическим моделям и, соответственно к научному подходу. Субъективный опыт передается от субъекта к субъекту в результате этого опыта, если последний обладает достаточным уровнем развития [39].

Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. Исходя из анализа литературы нами выделены следующие характеристики субъектности, которые имеют важное значение для современных исследователей проблемы субъектности. Субъектность выполняет организационную функцию в построении своей деятельности и жизненных отношений. Функция присвоения общечеловеческих и культурных функций. Функция реализации зрелости «Я-концепции» личности, обеспечивающая самоидентификацию личности. Функция разработки и реализации жизненных стратегий. Функция саморазвития личности. Функция мотивационной твердости личности. Функция ответственности за свою деятельность.

На основании изложенного материала, анализа литературы нами разработано рабочее понятие субъектности, которое отвечает цели исследования. Субъектность - это свойство личности, характеризующее возможность и способность построения своей деятельности и жизненных отношений, возможность присвоения общечеловеческих и культурных функций, обеспечивающее самоидентификацию, разработку и реализацию жизненных стратегий, саморазвития, мотивационной определенности и ответственности за свои действия.

Список использованных источников

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 3-21.

2. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т. 1, №1. С. 165-200.

3. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, №2. С. 5-18.

4. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. 2007. Т. 28, №5. С. 5-14.

5. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. №9. С. 75-81. DOI: 10.21146/0042-8744-2021 -9-75-81.

6. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. №1(65). С. 22-32.

7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.

8. Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 31-44.

9. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 68-78.

10. Бадью Ален. Истинная жизнь / пер. с фр. В. Липки. М.: РИПОЛ классик, 2019. 176 с.

11. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №2(102). С. 184-190.

12. Баева И.А., Баев Н.Н. К вопросу о технологиях передачи психологического знания // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. СПб, 2016. С. 8-16.

13. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 135-141.

14. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. СПб: Братство, 1992. 223 с.

15. Биричева Е.В. Новый концепт субъекта: приспособление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2012. №10, ч. I. С. 41-50.

16. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1995. С. 28-41.

17. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал, 1996. Т. 17, №6. С. 30-41.

18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 406 с. (Психологи России). ISBN 978-5-9770-0364-3.

19. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. №3(43). С. 33-40.

20. Гегель Г.В. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / пер. с фр. и послесл. Я.И.Свирского. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.

22. Делез Ж. Философский концепт... / пер. с фр. К. Тимашов // Studia Culturae. 2013. №15. С. 242.

23. Деррида Ж. Различение // Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб: Изд-во «Алетейя», 1999. С. 187.

24. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №5. С. 22.

25. Дьячков А.А. Влияние структур эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетентности на процессы становления профессиональной субъектности будущего

офицера // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №9(199). С. 352-357. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p352-358.

26. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Влияние эмоционально-волевых компонент на условия развития познавательной субъектности курсантов военных вузов РФ // Научное мнение. 2021. №7-8. С. 116-121. DOI: 10.25807/22224378_2021_7-8_116.

27. Звягинцева Е.И. Пределы субъективности: заметки о понятии Другого в философии Э. Левинаса и С. Франка // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. №1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/predely-subektivnosti-zametki-o-ponyatii-drugogo-v-filosofii-e-levinasa-i-s-franka (дата обращения: 23.02.2022).

28. Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2008. 28 с.

29. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 2016. 712 с.

30. Котелевцев Н.А. Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-subektnosti-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 23.02.2022).

31. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н., Наумов П.Ю. Актуальные вопросы формирования профессионализма будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, №6-1. С. 24-30. DOI: 10.34670/AR.2020.61.41.003.

32. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 160 с. ISBN 978-5-00078-407-5.

33. Левинас Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб: Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 21-122. С.43.

34. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С. 73-84.

35. Монастырская И.А., Булгакова С.А. Концепт субъекта в современной французской философии // Социально-гуманитарные знания. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-subekta-v-sovremennoy-frantsuzskoy-filosofii (дата обращения: 22.02.2022).

36. Мухтарова Л.М., Волов В.В., Мухаметзянова Ф.Г. Социокультурный феномен субъектности // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-subektnosti (дата обращения: 04.03.2022).

37. Непомнящий А.В. К проблеме субъектности в познании // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-subektnosti-v-poznanii (дата обращения: 04.03.2022).

38. Петровская М.В., Щербаков С.В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // Казанский педагогический журнал. 2015. №4-2(111). С. 399-403.

39. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. М.: Академический Проспект, 2008. С. 34.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 713 с. (Мастера психологии). ISBN 978-5-496-01509-7.

41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.

42. Рудковский С.В. Постструктуралистские представления субъекта в пространстве европейской философии: Лакан - Фуко - Делез // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2(2). С. 187-199.

43. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012. №1. С. 127-140.

44. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 597-607.

45. Суворова О.В., Кравчук О.Н., Сорокоумова С.Н. Взаимосвязь психологических условий и факторов, влияющих на формирование образа сотрудника органов внутренних дел (ОВД) // Психолого-педагогический поиск. 2020. №2(54). С. 144-155.

46. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №3(6). С. 56-60.

47. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 281-286.

48. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 107-109.

49. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. СПб: Наука, 1995. 653 с.

50. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №1-1. С. 143-149.

51. Яницкий М.С., Серый А.В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120-124.

52. Badiou Alan. Panorama de la Philosophie française contemporaine. (Badiou Alan. The adventure of French philosophy) // New Left Review. 2005. September, Oktober.

References

1. Abul'hanova K.A. The principle of the subject in domestic psychology. Psihologiya: ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki, 2005, vol. 2, no. 4, pp. 3-21. (In Russ.)

2. Abul'hanova K.A. Time of personality and its life path. Institutpsihologii Rossijskoj akademii nauk. CHelovek i mir, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 165-200. (In Russ.)

3. Abul'hanova K.A. The methodological principle of the subject: a study of the life path of the individual. Psihologicheskij zhurnal, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 5-18. (In Russ.)

4. Abul'hanova K.A., Volovikova M.I. Psychosocial and subjective approaches to the study of personality in conditions of social change. Psihologicheskij zhurnal, 2007, vol. 28, no. 5, pp. 514. (In Russ.)

5. Abul'hanova K.A. Retrospective and perspective of the principle of the subject in the research of thinking by the school of S.L. Rubinstein. Voprosy filosofii, 2021, no. 9, pp. 75-81, doi: 10.21146/0042-8744-2021 -9-75-81. (In Russ.)

6. Abul'hanova K.A. The ratio of individuality and personality in the light of the subjective approach. Mir psihologii, 2011, no. 1(65), pp. 22-32. (In Russ.)

7. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psychology and consciousness of personality. (Problems of methodology, theory and research of real personality): Selected psychological works. Moscow, 1999. 224 p. (In Russ.)

8. Anisimov O.S. Individual, subject and personality in the context of the integrity of the human psyche. Mirpsihologii, 2007, no. 1(49), pp. 31-44. (In Russ.)

9. Babulina L.V. Subject and scenario strategies of a person's life path. Mir psihologii, 2007, no. 1(49), pp. 68-78. (In Russ.)

10. Bad'yu Alen. True life / translation from french V. Lipki. Moscow, RIPOL klassik Publ., 2019. 176 p. (In Russ.)

11. Baeva I.A. Psychological problems of ensuring security in education. Mir psihologii, 2020, no. 2(102), pp. 184-190. (In Russ.)

12. Baeva I.A., Baev N.N. On the issue of technologies for the transfer of psychological knowledge. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie processov razvitiya rebenka: materi-aly Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. I.V. Vasyutenkovoj. St. Petersburg, 2016. Pp. 8-16. (In Russ.)

13. Baeva I.A. Accompanying the psychological safety of students in the educational environment. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6, pp. 135-141. (In Russ.)

14. Bern E. Transactional analysis and psychotherapy: translation from English. St. Petersburg, Bratstvo Publ., 1992. 223 p. (In Russ.)

15. Biricheva E.V. New concept of the subject: adaptation. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie: voprosy teorii i praktiki, 2012, no. 10, part 1, pp. 41-50. (In Russ.)

16. Brushlinskij A.V. The problem of the subject in psychological science. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve. Moscow, Publishing house "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 1995. Pp. 28-41. (In Russ.)

17. Brushlinskij A.V. Psychology of the Subject in a Changing Society. Psihologicheskij zhurnal, 1996, vol. 17, no. 6, pp. 30-41. (In Russ.)

18. Brushlinskij A.V. Subject: thinking, teaching, imagination: selected psychological works. 3 edition. Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2008. 406 p. (Psychologists of Russia). ISBN 978-5-9770-0364-3. (In Russ.)

19. Volkova E.N. Subjectivity as an active attitude to oneself, to other people and to the world. Mir psihologii, 2005, no. 3(43), pp. 33-40. (In Russ.)

20. Gegel' G.V. Science of logic. Book one. The doctrine of being. Moscow, 1970. (In Russ.)

21. Delez ZH. Empiricism and subjectivity: Hume's experience of human nature. Critical philosophy of Kant: the doctrine of abilities. Bergsonism. Spinoza / translation from French and afterword Ya.I. Svirsky. Moscow, PER SE Publ., 2001. 480 p. (In Russ.)

22. Delez ZH. Philosophical concept ... / translation from French K. Timashov. Studia Culturae, 2013, no. 15, p. 242. (In Russ.)

23. Derrida ZH. Distinction. Golos i fenomen i drugie raboty po teorii znaka Gusserlya. St. Petersburg, Aletejya Publ., 1999. P. 187. (In Russ.)

24. D'yachkov A.A., SHabanov L.V. Cognitive subjectivity: a psychological view of the epistemo-logical analysis of the active-transformative way of being. Mir nauki. Pedagogika i psihologi-ya, 2020, vol. 8, no. 5, p. 22. (In Russ.)

25. D'yachkov A.A. Influence of the structures of the emotional-volitional sphere and communicative competence on the processes of formation of the professional subjectivity of the future of-

ficer. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2021, no. 9(199), pp. 352-357, doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p352-358. (In Russ.)

26. D'yachkov A.A., SHabanov L.V. Influence of emotional-volitional components on the conditions for the development of cognitive subjectivity of cadets of military universities of the Russian Federation. Nauchnoe mnenie, 2021, no. 7-8, pp. 116-121, doi: 10.25807/22224378_2021_7-8_116. (In Russ.)

27. Zvyaginceva E.I. Limits of subjectivity: notes on the concept of the Other in the philosophy of E. Levinas and S. Frank. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki, 2013, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predely-subektivnosti-zametki-o-ponyatii-drugogo-v-filosofii-e-levinasa-i-s-franka (accessed: 23.02.2022). (In Russ.)

28. Isakov M.V. Indicators and structure of subjectivity: on the material of the formation of professional subjectivity among university students: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences: 19.00.01. Moscow, 2008. 28 p. (In Russ.)

29. Kant I. Treatises and letters. Moscow, Nauka Publ., 2016. 712 p. (In Russ.)

30. Kotelevcev N.A. Definition of the subject and subjectivity in domestic psychological science. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 3(51). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-subektnosti-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke (accessed: 23.02.2022). (In Russ.)

31. Laptev A.A., Sorokoumova S.N., Naumov P.YU. Topical issues of formation of professionalism of future officers of the troops of the national guard of the Russian Federation. Pedagog-icheskij zhurnal, 2020, vol. 10, no. 6-1, pp. 24-30, doi: 10.34670/AR.2020.61.41.003. (In Russ.)

32. Laptev A.A., Sorokoumova S.N. Theoretical and practical aspects of the formation of professional values of future officers. Tambov, Derzhavinsky Publishing House, 2020. 160 p. ISBN 978-5-00078-407-5. (In Russ.)

33. Levinas E. Time and the Other. Levinas E. Vremya i Drugoj. Gumanizm drugogo cheloveka. St. Petersburg, Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola Publ., 1998. Pp. 21-122. P.43. (In Russ.)

34. Mamardashvili M.K. To the spatio-temporal phenomenology of events of knowledge. Voprosy filosofii, 1994, no. 1, pp. 73-84. (In Russ.)

35. Monastyrskaya I.A., Bulgakova S.A. The concept of the subject in modern French philosophy. Social'no-gumanitarnye znaniya, 2019, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-subekta-v-sovremennoy-frantsuzskoy-filosofii (accessed: 22.02.2022). (In Russ.)

36. Muhtarova L.M., Volov V.V., Muhametzyanova F.G. Sociocultural phenomenon of subject-ness. Kazanskij vestnik molodyh uchyonyh, 2019, no. 2(10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-subektnosti (accessed: 04.03.2022). (In Russ.)

37. Nepomnyashchij A.V. On the problem of subjectivity in cognition. Izvestiya YUFU. Tekhnich-eskie nauki, 1998, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-subektnosti-v-poznanii (accessed: 04.03.2022). (In Russ.)

38. Petrovskaya M.V., SHCHerbakov S.V. Reflection as a mechanism for the development of the psychological culture of the individual. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, 2015, no. 4-2(111), p. 399-403. (In Russ.)

39. Riker P. Conflict of interpretations. Essays on hermeneutics / translation from French, introductory article and comments - I.S. Vdovina. Moscow, Akademicheskij Prospekt Publ., 2008. P. 34. (In Russ.)

40. Rubinshtejn S.L. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2015. 713 p. (Masters of Psychology). ISBN 978-5-496-01509-7. (In Russ.)

41. Rubinshtejn S.L. Being and consciousness. Man and the world. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (In Russ.)

42. Rudkovskij S.V. Poststructuralist representations of the subject in the space of European philosophy: Lacan - Foucault - Deleuze. Social'no-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Kras-noyarskogo GAU,, 2015, no. 2(2), pp. 187-199. (In Russ.)

43. Sanzhaeva R.D. Psychological readiness of a person for activity as a metacategory. Obra-zovanie. Lichnost'. Obshchestvo, 2012, no. 1, pp. 127-140. (In Russ.)

44. Seryj A.V., YAnickij M.S., Braun O.A. Semantic conditionality of the structure of the self-concept of student youth. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2020, no. 3, pp. 597-607. (In Russ.)

45. Suvorova O.V., Kravchuk O.N., Sorokoumova S.N. The relationship of psychological conditions and factors influencing the formation of the image of an employee of the internal affairs bodies (OVD). Psihologo-pedagogicheskijpoisk, 2020, no. 2(54), pp. 144-155. (In Russ.)

46. Suvorova O.V., Frundina M.N. Features of the development of empathy mechanisms in adolescents. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij, 2017, no. 3(6), pp. 56-60. (In Russ.)

47. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Spotkaj L.A. Psychological and pedagogical conditions for the development of the subjectivity of a teenager's personality. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2015, no. 2(34), pp. 281-286. (In Russ.)

48. Suvorova O.V. Key lines of the formation of subjectivity in the basic domestic periodizations of personality development. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2012, no. 1(32), pp. 107-109. (In Russ.)

49. YAnickij M.S., Seryj A.V., Braun O.A. Dynamics of the structure of personality identity in the process of vocational training. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obra-zovanii, 2018, no. 1-1, pp. 143-149. (In Russ.)

50. YAnickij M.S., Seryj A.V. Transformation of ideas about the extreme situation in post-non-classical psychology. Lichnost' v ekstremal'nyh usloviyah i krizisnyh situaciyah zhizned-eyatel'nosti, 2013, no. 3, pp. 120-124. (In Russ.)

51. Badiou Alan. Panorama de la Philosophie française contemporaine. (Badiou Alan. The adventure of French philosophy). New Left Review, 2005, September, Oktober.

© Дьячков А.А., Гордеева П.А., 2022

Информация об авторах Дьячков Алексей Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация, e-mail: dyachkov-alexx@mail.ru. Гордеева Полина Александровна - профессор кафедры социальных и гуманитарных наук, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Российская Федерация, e-mail: bunny35749@gmail. com.

Information about the authors

Dyachkov Alexey A. - candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of military pedagogy and psychology, Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after V.I. Army General I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation», Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: dyachkov-alexx@mail.ru

Gordeeva Polina A. - Professor of the Department of Social and Human Sciences, Federal State Military Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after V.I. Army General I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian Federation», Novosibirsk, Russian Federation, e-mail: bunny35749@gmail.com.

Поступила в редакцию: 10.05.2022 Принята к публикации: 03.08.2022 Опубликована: 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.