Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 3. С. 49-57. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 49-57. ISSN 2073-1426
Научная статья
УДК 159.923
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-49-57
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Ожиганова Галина Валентиновна, кандидат психологических наук, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, [email protected], https://orcid 0000-0001-6339-8640
Аннотация. В статье излагаются представления о субъекте и субъектности, существующие в отечественной психологической науке. Цель исследования - рассмотреть понятия «субъект» и «субъектность» и показать возможность трактовки субъектности в качестве основы проявления духовных способностей. Приводятся определения этих понятий, характеристики субъекта и субъектности, которые анализируются с точки зрения их значения для проявления духовных способностей. Описываются субъектные качества, выделяемые разными исследователями, способности субъекта, приводятся критерии, на основании которых создается возможность определить, проявляет ли личность себя как субъект. Отмечаются особенности подходов к рассмотрению субъекта, подчеркивается важность системно-субъектного подхода для понимания и изучения духовных способностей. Проведенный анализ понятий субъекта и субъектности позволил прийти к выводу, что к наиболее общим характеристикам субъекта и субъектности относятся: активность, целостность, социальность, ценность, уникальность, саморазвитие, осознанность, свобода выбора и ответственность. Эти субъектные характеристики являются определяющими для проявления духовных способностей. Личность, выступающая как субъект, мобилизующий свои субъектные качества, создает возможность актуализации духовных способностей, их развития и плодотворной реализации в жизнедеятельности, то есть субъ-ектность представляет основу проявления духовных способностей.
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектные качества, характеристики субъекта и субъектности, подходы к рассмотрению субъекта и субъектности, духовные способности, духовная личность
Благодарности. Исследование выполнено по госзаданию № 0138-2021-0007, Институт психологии РАН
Для цитирования: Ожиганова Г.В. Субъектность как основа проявления духовных способностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 49-57. https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-49-57
Research Article
SUBJECTIVENESS AS A BASIS FOR THE MANIFESTATION OF SPIRITUAL CAPACITIES
Galina V. Ozhiganova, Candidate of Psychological Sciences, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], ORCID 0000-0001-6339-8640
Abstract. The concept of the subject and the concept of the subjectiveness in the Russian psychological science are examined in the article. The purpose of the study is to consider the concepts "the subject" and "the subjectiveness" and to show the possibility of interpreting the subjectiveness as the basis for the manifestation of spiritual capacities. The definitions of these concepts, the characteristics of the subject and the subjectiveness are given, analysed from the point of view of their significance for the manifestation of spiritual capacities. The subject's qualities, distinguished by different researchers, the subject's capacities are described, criteria which allow to determine, whether a person manifests itself as a subject, are given. The approaches for the investigation of the subject are noted; the importance of the system-subjective approach for understanding and studying spiritual capacities is emphasised. The analysis of the concepts of the subject and the subjectiveness made it possible to conclude that the most general characteristics of the subject and the subjectiveness include: activity, integrity, sociality, value, uniqueness, self-development, awareness, freedom of choice and responsibility. These characteristics of the subjectiveness are decisive for the manifestation of spiritual capacities. A person acting as a subject, mobilising its subjective qualities, creates the possibility for the actualisation of spiritual capacities, their development and fruitful implementation in life.
Key words: subject, subjectiveness, subjective qualities, characteristics of subject and subjectiveness, approaches for considering subject and subjectiveness, spiritual capacities, spiritual personality
© Ожиганова Г.В., 2021
Педагогика. Психология. Социокинетика S. № 3 49
Acknowledgments. The research was carried out under Government Assignment No. 0138-2021-0007, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences.
For citation: Ozhiganova G.V. Subjectiveness as a basis for the manifestation of spiritual capacities // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. vol. 27, № 3. pp. 49-57. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-49-57
Введение
В настоящее время, когда возрастает неблагоприятное влияние на человека социальных и природных катаклизмов, особое значение приобретают способности, создающие возможность противостоять имеющимся вызовам. К таким способностям в первую очередь относятся духовные способности.
Духовные способности - это свойства личности, позволяющие ей актуализировать и реализовывать в поведении и деятельности духовный потенциал, связанный с лучшими человеческими качествами и высшими возможностями.
Благодаря духовным способностям человек может подниматься на духовный уровень бытия и проявлять себя как духовная личность, это выражается в особого рода активности - стремлении действовать на благо других людей и общества в целом [Ожига-нова]. Что же приводит к активизации духовных способностей? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь необходимо отметить субъектность. Личность может проявлять себя как субъект, что ведет к актуализации и развитию духовных способностей, отражая ее свободу выбора, позитивную преобразовательную активность, уникальность, творческие возможности и пр. Субъектность выступает мостом, соединяющим личность и ее духовные способности.
Цель исследования - рассмотреть понятия «субъект» и «субъектность», а также показать возможность трактовки субъектности в качестве основы проявления духовных способностей.
Понятия «субъект» и «субъектность» в психологической науке
В отечественной психологии понятия субъекта и субъектности рассматриваются в работах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинско-го, Л.И. Анцыферовой, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, Е.С. Сер-гиенко, В.А. Петровского, З.И. Рябикиной и др.)
Основополагающие идеи для изучения субъекта и субъектности были представлены в работах С.Л. Рубинштейна, который подчеркивал необходимость рассмотрения человека не как пассивной, рефлекторной машины, а как сознательного мыслящего существа -субъекта практической и теоретической деятельности. В его трудах отмечается определяющее свойство субъекта - активность. Субъект не только познает мир, но и изменяет его, изменяя его, он изменяет и самого себя [Рубинштейн 2002].
К.А. Абульханова пишет, что в качестве критериев субъекта в концепции С.Л. Рубинштейна рассматривались «самодвижение, самодеятельность, саморазвитие и способность преобразования действительности, объекта» [Абульханова 2005: 4]. У Рубинштейна человек представлен как эпицентр бытия. Его «качество как субъекта проявляется в способности преобразовать бытие в Мир. Субъект - это способность быть причиной преобразования действительности. Однако кроме способности к деятельности, преобразующей действительность, человек обладает способностью познания, способностью созерцания по отношению к природе и другим людям как к субъектам» [Абульханова 2005: 4-5].
Можно сказать, что субъект и познает, и изменяет мир и себя самого, проявляя субъектность, благодаря которой реализуются и развиваются личностные качества и способности. Личность, выступая как субъект, может актуализировать и развивать такие способности, как духовные, что поднимает ее на высший - духовный - уровень.
Выделяются следующие свойства субъекта деятельности и общения: активность, уникальность, ценность и целостность, самостоятельность, свобода выбора, ответственность, творчество [Абульхано-ва-Славская 1973; Абульханова, Брушлинский, 1989; Брушлинский 1997].
В связи с духовными способностями возникает вопрос, могут ли вышеперечисленные свойства субъекта быть безусловным основанием для проявления духовности. Всегда ли субъектность ведет к личностному росту, развитию, продуктивной жизнедеятельности, несущей благо людям. Разве успешный бизнесмен или политик, идущий к своей цели любыми неправедными путями, проявляющий необыкновенную активность, самостоятельность, креативность, сосредоточенный на том, чтобы превозносить мнимую уникальность и ценность своей личности, демонстрирующий ответственность перед своей группой, поддерживающей финансово его замысел, может считаться субъектом своего развития, позитивным творцом своей жизни и прогрессивным преобразователем мира?
В этой связи важной является мысль Л.И. Анцыферовой о том, что в понятии субъекта необходимо отразить ценностно-смысловое измерение и в число особенностей субъекта включить качества, связанные с духовностью, гуманностью, добродетельностью, нравственностью, совестью [Анцыферова]. В этом
случае субъектность становится основой для реализации духовного потенциала личности с помощью духовных способностей.
Понятие «субъект», как отмечает Л.И. Анцыфе-рова, «обозначает способность человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, обществом; быть творцом своей жизни; создавать условия своего развития; преодолевать деформации собственной личности и т. п.» [Ан-цыферова: 217]. Указанные Анцыферовой способности, характеризующие субъекта, создают возможность для пробуждения духовных способностей. Субъектность, ориентированная на высшие ценности и универсальные принципы морали, ведет к актуализации духовных способностей.
К.А. Абульханова, так же как и Л.И. Анцыферо-ва, раскрывает понятие субъекта с помощью понятия «способность»: «субъектом является личность с ее способностью к активной, сознательной, целенаправленной, оптимальной и свободной организации своей жизни, ее этапов, событий, свершений» [Абульханова 2005: 6]. К.А. Абульханова отмечает возможность бескомпромиссности личности в случае противоречия между индивидуальностью и несоответствием ее стандартным условиям и требованиям общества, ее ценнейшую способность идти навстречу проблемам, порожденным этим противоречием, и решать их, что и делает личность субъектом [Абульханова, 1977; Абульханова, Брушлинский, 1989].
В отношении духовных способностей бескомпромиссность личности проявляется в следовании высоким идеалам, утверждении высших ценностей.
Развивая идеи С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова рассматривает личность в качестве субъекта жизненного пути. Субъект предстает как создатель жизненных образований, входящих в проективно-динамическую систему жизненного пути, связанного с такими понятиями, как «жизненная позиция», «линия жизни», «жизненная перспектива» [Абульханова 1991].
Описывая субъекта жизненного пути, К.А. Абульханова перечисляет его специфичекие жизненные способности: «способность сознания, включающего Я-концепцию, самосознание, диалогичность и рефлексивность, активность (ее основные формы: инициативу, ответственность и семантический интеграл этой активности), а также способность к организации времени жизни» [Абульханова 2005: 9].
Автор предлагает субъектный принцип [Абульханова 2004], который интегрирует субъектно-дея-тельностный, субъект-субъектный и субъектно-эпи-стемологический подходы, а также включает другие методологические принципы: детерминизм (субъект выступает как причинение и самопричинение), принцип развития (субъект демонстрирует прогрес-
сивный характер самодвижения и самопреобразования, способствует самоактуализации) и др. [Абульханова 1977; 1989].
Согласно К.А. Абульхановой, в настоящее время принцип субъекта или субъектный подход выполняет в психологии системообразующую функцию [Абульханова, 2004]: «.. .Именно субъект осуществляет особый процесс жизни как объективный, специфический, человеческий (в его социальных, культурных, этических, эстетических и других формах)» [Абульханова 2005: 13].
Принцип субъекта позволяет выделить критерии личности как субъекта:
1. Способность к порождению, преобразованию, организации, интеграции жизненных форм и отношений. Личность в качестве субъекта проявляет себя «как организатор, координатор, регулятор объективных жизненных форм и отношений» [Абульханова 2005: 14]. Субъектность позволяет продуцировать и модифицировать эти формы и отношения. Личность, выступая как субъект в процессе жизни, организует и интегрирует жизненные этапы, соотнося их со смыслами жизни [Абульханова 1991].
2. Способность вырабатывать собственные способы разрешения противоречий «между возможностями, способностями, индивидуальными особенностями и притязаниями личности, с одной стороны, и нормативными требованиями, обращенными к ней, не совпадающими с ее индивидуальностью, с другой» [Абульханова 2005: 14]. На основании этого критерия можно определить, как и в какой мере личность становится субъектом, направляя свои усилия на преодоление противоречий между двумя системами: 1) личностной, включающей цели, ценности, притязания, способности, и 2) социальной, охватывающей трудовую деятельность, общение, саму жизнь, ее обстоятельства, ситуации, и ведущей к возникновению этих противоречий [Абульханова 1977].
3. Способность контролировать внутренние противоречия, сводить их к минимуму и эффективно применять свой опыт, психические, личностные и профессиональные возможности и ресурсы для решения жизненных проблем и поставленных задач [Абульханова 1997; 2001]. Это связано с проявлением мета-личностного качества субъекта: задействуются когнитивные процессы, личность операционализирует способы решения жизненных задач и проблем, отвечая на вопросы, как именно необходимо что-либо воспринимать, думать и пр.
4. Проявление индивидуальности как высшего уровня развития личности; в основе этого критерия лежат идеи Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна [Ананьев 2000; Рубинштейн 1957]. Личность в качестве субъекта жизни проявляет себя в самореализации и самоактуализации, отражая восходящий
процесс развития. «Субъект - это направленность личности на самосовершенствование: в высшем смысле - на достижение идеала, в жизненном смысле - стремление к лучшему» [Абульханова 2005: 15].
Развитие и совершенствование личности как индивидуальности не вступает в противоречие с усвоением общечеловеческих ценностей и приобщением к достижениям человеческой цивилизации; наоборот, индивидуальность личности обогащается в процессе творческого восприятия результатов человеческой культуры и привнесения своего вклада в ее развитие [Рубинштейн 1997].
5. Совершенствование личности, направленное на достижение подлинности своей жизни. Подлинность жизни связана с полнотой проживания и переживания жизни; с жизненной стратегией, соотносимой со смыслом жизни человека, выделением наиболее значимых жизненных принципов и установлением способов их реализации, преодолением препятствий и разрешением противоречий; со способностью прожить жизнь так, чтобы она соответствовала индивидуальности личности или ее типу.
Личность, осознавая себя как субъекта жизни, получает возможность «отнестись к себе как к источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, выявить в себе новые стремления и силы, взять на себя ответственность за реализацию устремлений «ближних» и «дальних», за то, чтобы прожить «свою жизнь достойно» [Абульханова 1991; цит. по: Абульханова 2005: 15].
Эти критерии в своей совокупности образуют теоретико-методологический принцип субъекта, исходя из которого можно установить, является ли личность субъектом, и если да, то в какой мере и на основании какого критерия.
«Обретение личностью качества субъекта есть фундаментальный в жизни человечества акт превращения возможного в действительное самосозидающими и социальными «силами» [Абульханова 2005: 11]. Эта мысль, затрагивающая психологию возможного, показывает созидающую роль субъекта в актуализации и развитии духовного потенциала и духовных способностей личности.
Абульханова также пишет, что личность, становясь субъектом, приобретает новое качество, которое связано с новым уровнем и новыми способностями, и это уже не только психические способности, но и личностные, и жизненные способности [Абульханова 2005], мы добавим к этим новым способностям также духовные способности, имеющие отношение к высшему уровню личности - духовному. Согласно Рубинштейну [Рубинштейн 1997], «достижение личностью высшего уровня и способа существования равносильно способности осуществить свою человеческую сущность» [цит. по: Абульхано-
ва 2005: 16]. Таким образом, духовные способности, актуализируемые благодаря проявлению личностью субъектных качеств, позволяют приближаться к познанию своей духовной сущности, к духовному «я».
Каждый из исследователей, занимающихся разработкой понятий субъекта и субъектности, раскрывает новые грани этих понятий, изучая и акцентируя те или иные их аспекты.
A.В. Брушлинский разрабатывал категорию субъекта, он выдвинул такие его критерии, как целостность и социальность [Брушлинский 2003]. Оба эти критерия имеют отношение и к духовным способностям. Целостность личности, выступающей в качестве субъекта, отражается в единстве ее личностных духовно-нравственных качеств и высших познавательных способностей, а также в единстве проявления всех трех компонентов духовных способностей: морального, ментального, трансцендентного. Социальность выражается в ориентации духовной личности и ее духовных способностей на благо других людей и общества в целом.
B.В. Знаков в связи с понятием субъекта отмечает два подхода: субъектно-деятельностный, охватывающий психологию субъекта, и субъектный, имеющий отношение к психологии человеческого бытия. Психология субъекта ориентирована преимущественно на субъекта деятельности, а психология человеческого бытия - на субъекта развития и субъекта жизни [Знаков]. В процессе реализации духовных способностей личность выступает и как субъект деятельности, направленной на благо других и общества в целом, и как субъект собственного развития (движение от «я» наличного к «я» духовному), и как субъект жизни, наполняющий ее высоким смыслом и ценностями.
Особо важную роль в понимании и изучении духовных способностей играет психология человеческого бытия, связанная с анализом «...смысловых и ценностных контекстов жизни субъекта, в которых формируются и проявляются его субъектные качества» [Знаков: 254]. В.В. Знаков пишет: «Очевидно, что жизнь человека нельзя рассматривать только как непрерывную череду сменяющих друг друга де-ятельностей. Это означает признание того, что в формировании психики большую роль играют недея-тельностные по своей природе феномены - общение, переживание, созерцание, постижение и др. Выход за пределы сиюминутного деяния, целенаправленная устремленность на реализацию своего призвания или дела, которому служишь, не только побуждают человека к связыванию воедино прошлого, настоящего и будущего своей жизни. Все это способствует развитию субъектности, формированию и реализации субъектных качеств человека, начиная с младенческого возраста и до старости» [Знаков: 255].
В.В. Знаков выделяет два этапа в развитии психологии субъекта. Первый этап - содержательно-структурный - связан с определениями понятия «субъект», разными представлениями о нем, критериями субъ-ектности личности и пр. Второй этап предполагает духовно-практическое знание; он имеет отношение к условиям самотрансформации субъекта, приемам, способам самоизменения, например духовные практики [Знаков 2018]. Таким образом, Знаков выдвигает идею рассмотрения субъекта с точки зрения духовности. «Духовность как психическое состояние включает в себя и направленность на самотрансформацию внутреннего мира субъекта, и трансценден-цию как выход за пределы себя» [Знаков 2018: 48]. Проявление духовности субъекта неразрывно связано с актуализацией духовных способностей - их трех компонентов: морального (высшие моральные способности, отражающие высшие ценностно-смысловые устремления), ментального (включающего высшую способность к саморазвитию), трансцендентного (выход за пределы «я»).
С точки зрения изучения смысловой насыщенности бытия, созвучным психологии человеческого бытия, разрабатываемой В.В. Знаковым в рамках субъектного подхода, является субъектно-бытийный подход, предложенный З.И. Рябикиной. В русле последнего акцентируется ориентация человека на переустройство бытия в соответствии со структурой сложившихся личностных смыслов, подчеркивается стремление к преобразованию внешней реальности так, чтобы она становилась «следствием объективирования субъективного и продолжением личности, следствием ее экспансии» [Рябикина: 7-8].
Личность может проявлять себя не только как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни и бытия, но и как субъект познания.
А.В. Карпов отмечает уникальные особенности, присущие человеку как субъекту познания: способность инициировать активность на основе осознанной внутренней мотивации, создавать жизненный замысел и реализовывать его в форме жизненных стратегий, проявлять гибкость и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Он относит к важнейшим «составляющим» субъекта, направленность личности и «Я-концепцию, формирование которых обусловлено доминирующим воздействием метаког-нитивных процессов [Карпов].
Подчеркнем, что активность субъекта, связанная с духовной альтруистической направленностью, сопряжена с актуализацией духовных способностей. Сфокусированность на благополучии других людей, служении обществу, ориентация на достижение высоких результатов деятельности ради совершенствования самой деятельности, радость и удовлетворение от самого процесса деятельности, от того,
что другие люди радостны и счастливы, свидетельствуют о децентрации и выходе за пределы «я»-са-мотрансценденции, погружении в духовные состояния, что отражает трансцендентный аспект духовных способностей. Субъект познания относится к другим как к равноценным субъектам и таким образом может познавать людей во всей их многогранной сложности, без «приклеивания» ярлыков. Субъект, признавая ценность другого человека как равноправного субъекта, акцентирует его позитивные качества и тем самым возвышает его, показывает ему его лучшие стороны.
Важным аспектом субъекта познания является самопознание, которое тесно переплетено с саморазвитием и самопреобразованием. Субъект познания, субъект развития и субъект жизни выступают в единстве в духовных способностях и позволяют осуществлять самодвижение от «я» наличного к «я» духовному, приближаться к познанию своей сущностной (духовной) основы. Согласно А. Маслоу, поиск самости связан с поиском изначальных, подлинных, духовных ценностей индивида [Маслоу].
Рассмотрим понятие субъектности. Н.В. Кулеш, описывая субъектность в связи самоуправлением, определяет ее как способность личности, имеющую отношение к самостоятельному управлению деятельностью, порождающую самоизменение в результате проявления разных форм активности, направленной на разрешение внутренних противоречий самосознания личности [Кулеш].
Согласно В.А. Петровскому, феномен субъектности заключается в том, что «человек полагает себя в качестве причины своего собственного бытия в мире, что обнаруживается в актах свободного выхода за границы предустановленного (проявления активной неадаптивности человека), отражения себя в других людях («бытие в другом и для другого») и в самом себе («бытие в себе и для себя»),.. Порождение и воспроизводство человеком себя как субъекта образует единый цикл самоценной активности; в переходах «виртуальной», «отраженной» и «возвращенной» субъектности человек выступает как личность - свободная, целостная, развивающаяся» [Петровский]. Петровский выделяет следующие области проявления субъектности в человеческой деятельности: витальная сфера, предметная деятельность, деятельность общения и деятельность самосознания [Петровский].
Субъектность подробно рассмотрена Е.Н. Волковой. Субъектность раскрывается ею через отношения человека к себе как к деятелю-преобразователю, исходя из взаимосвязи всех составляющих преобразования: самого человека, окружающего мира и других людей [Волкова, 2005].
Е.Н. Волкова определяет субъектность как «свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В осно-
ве этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю» [Волкова 1998: 13].
Описывая субъектность как психологическое образование, которое базируется на отношении человека к себе как к деятелю, она отмечает, что такое отношение подразумевает признание субъектом не только самого себя, но и восприятие других как носителей субъектных качеств: активности, уникальности, сознательности (включающей способность к целепола-ганию и рефлексии), свободы выбора и ответственности за него. Волкова подчеркивает, что важнейшую роль в развитии субъектности личности играет другой человек, обладающий субъектными качествами, которому свойственно отношение к себе как к деятелю.
Она относит к факторам субъектности гуманистически ориентированную мотивацию и внутренний локус контроля, а также позитивную, открытую Я-концепцию. Субъектность представлена также как интегративная характеристика, определяющая основу профессиональных способностей.
Рассматривая структуру субъектности на примере деятельности педагога, Е.Н. Волкова выделяет в ней следующие основные компоненты:
- активность (проявляется как осознанная, целенаправленная, преобразующая активность);
- способность к рефлексии (ведет к самопознанию, самоконтролю и самообладанию в процессе деятельности);
- свобода выбора и ответственность за него (свобода трактуется в широком смысле как возможность выбора субъектом жизненного пути, и в узком смысле как свободный выбор целей, средств, конкретной деятельности. Свобода всегда сопряжена с ответственностью);
- уникальность субъекта (связана с неповторимостью каждого человека, ощущением ценности собственной личности для себя и для других и своего индивидуального предназначения в жизни);
- понимание и принятие другого (базируется на идее С.Л. Рубинштейна о «взаимозависимости меня и другого, идее становления субъекта через отношение к нему другого, идее отношения к другому как факта становления его сущности») [цит. по: Волкова 1998: 10];
- саморазвитие (обусловлено желанием субъекта изменяться по отношению к текущему, существующему состоянию и открытостью к восприятию поступающей извне информации о собственных изменениях) [Волкова 1998].
Итак, согласно Е.Н. Волковой, субъектность проявляется в активности, сознательности, уникальности, свободе выбора и ответственности за него, понимании и принятии другого, саморазвитии. Эти атрибуты субъектности имеют отношение и к духовной личности, и ее духовным способностям, для которых особую
значимость также приобретает субъект-субъектные отношения - признание личностью, выступающей в качестве субъекта субъектности (ценности) других людей, что связано с моральным компонентом духовных способностей - духовной альтруистической направленностью.
Рассмотрев понятия «субъект» и «субъектность», можно констатировать, с одной стороны, существование среди исследователей некоего единства в выделении основных характеристик этих понятий: активность (порождающая, организующая, интегрирующая, преобразующая), целостность, социальность, ценность, уникальность, осознанность, свобода выбора и ответственность, саморазвитие. С другой стороны, отмечается нечеткость в различии понятий «субъект» и «субъектность». В их определении чаще всего фигурируют понятия «способность личности» или «свойство личности», связанные с проявлением вышеперечисленных характеристик. С нашей точки зрения, можно определить субъекта как свойство личности, а субъектность как свойство субъекта, связанное с проявлением субъектных качеств, что не исключает правомерности рассуждений (в зависимости от контекста) и о субъектности личности, выступающей в качестве субъекта.
Проведенный анализ понятий субъекта и субъ-ектности также показал многообразие подходов к их рассмотрению: субъектно-деятельностный, субъектный, субъект-субъектный, субъектно-эпистемологи-ческий, субъектно-бытийный, системно-субъектный.
Особый интерес представляет системно-субъектный подход, предложенный Е.А. Сергиенко [Серги-енко 2011], в русле которого создается возможность интеграции разных точек зрения на субъект и объединения его проявлений в более широкие аспекты субъектности, которые могут быть представлены как субъект развития - субъект деятельности - субъект жизни [Сергиенко и др., 2009]. Сергиенко отмечает, что человек одновременно является и субъектом развития, и субъектом деятельности, и субъектом жизни [Сергиенко 2018].
Системно-субъектный подход является особо плодотворным для разработки проблемы духовных способностей личности, позволяя отразить целостность духовной личности и ее духовных способностей, благодаря проявлению такого свойства, как субъектность. Выступая субъектом деятельности, личность использует духовные способности для достижения высокой продуктивности жизнедеятельности. В качестве субъекта развития она направляет активность на самопреобразование и самосовершенствование - движение от «я» наличного к «я» духовному. Как субъект жизни личность в процессе взаимодействия с другими людьми и миром выстраивает свой жизненный путь в направлении высших ценностей, смыслов и моральных
принципов как единой системы, ориентированной на благо всех и процветание общества, что является ключевым элементом и стержневой линией в развитии и реализации духовных способностей.
Заключение
Понятия субъекта и субъектности являются краеугольными для современной психологической науки, представляя собой основу методолого-теорети-ческого анализа в психологических исследованиях. Разработка этих понятий, коренящаяся в философ-ско-психологических идеях С.Л. Рубинштейна, получила развитие в современных теоретико-методологических концепциях, в которых рассматриваются определения субъекта и субъектности, приводятся их характеристики, описываются свойства, качества, компоненты, критерии выделения. К наиболее общим характеристикам субъекта и субъектности относятся: активность, целостность, социальность, ценность, уникальность, саморазвитие, осознанность, свобода выбора и ответственность. Эти характеристики являются определяющими для проявления духовных способностей.
Личность, выступающая как субъект, мобилизующий свои субъектные качества, создает возможность актуализации духовных способностей, их развития и плодотворной реализации в жизнедеятельности. Таким образом, субъектность представляет основу проявления духовных способностей.
Список литературы
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.
Абульханова К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. 224 с.
Абульханова К.А. Принцип субъекта в философ-ско-психологической концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 10-60. 440 с.
Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики / отв. ред. К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 56-74. 336 с.
Абульханова К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты / отв. ред. Э. Сайко. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. С. 36-52. 288 с.
Абульханова К.А. Субъектная парадигма отечественной психологии // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека. Казань, 2004. С. 4-5.
Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
Абульханова К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Анцыферова Л.И. Проблемы развития личности и геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1997. С. 208-268. 576 с.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Але-тейя, 2003. 272 с.
Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и миру // Мир психологии. 2005. № 3. С. 33-39.
Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М.: ПИ РАО, 1998. 42 с.
Знаков В.В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 252-371. 371 с.
Знаков В.В. Современная интерпретация идей
A.В. Брушлинского: от холистического мышления к психологии человека как духовного преобразующего себя субъекта // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред.
B.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 42-53. 2216 с.
Карпов А.В. Категория субъекта и современный метакогнитивизм // Личность и бытие: субъектный подход / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, З.И. Ря-бикина. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 6569. 608 с.
Кулеш Е.В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной её жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.
Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 304 с.
Ожиганова Г.В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.
Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис.....д-ра психол. наук. М., 1993.
https://www.dissercat.com/content/fenomen-subektnosti-v-psikhologii-lichnosti (дата обращения: 25.08.2021).
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 330 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 192 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Рябикина З.И. Перспективы исследований личности с теоретико-методологических позиций психологии субъекта // Человек. Сообщество. 2013, N° 3. С. 6-19.
Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
Сергиенко Е.А. Принцип субъектности и принцип развития // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлёв. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 365-374. 2216 с.
References
Abulkhanova K.A. O sub"yekte psikhicheskoy deya-tel'nosti [About the subject of mental activity]. Moscow, Science Publ., 1973, 288 p. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Dialektika chelovecheskoy zhiz-ni [Dialectics of human life]. Moscow, Idea Publ., 1977, 224 p. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Printsip sub"yekta vfilosofsko-psikhologicheskoy kontseptsii Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [The principle of the subject in the philosophical and psychological concept of Sergei Leonidovich Rubinstein]. Sergey Leonidovich Rubinshteyn. Ocherki. Vospominaniya. Materialy [Sergei Leonidovich Rubinstein. Essays. Memories. Materials]. Moscow, Science Publ., 1989, pp. 10-60. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow, Idea Publ., 1991, 299 p. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Mirovozzrencheskiy smysl i na-uchnoye znacheniye kategorii sub "yekta [Worldview meaning and scientific significance of the category of the subject]. Rossiyskiy mentalitet. Voprosy psikhologi-cheskoy teorii i praktiki [Russian mentality. Questions of psychological theory and practice]. Moscow, 1997, pp. 56-74. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Problema opredeleniya sub"yekta v psikhologii [The problem of determining the subject in psychology]. Sub"yekt deystviya, vzaimodeystviya, poz-naniya (psikhologicheskiy i filosofskiy analiz) [Subject of action, interaction, cognition (psychological and philosophical analysis)], ed. E.V. Saiko. Moscow, Voronezh, MODEK Publ., 2001, pp. 36-52, 288 p. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Sub"yektnaya paradigma ote-chestvennoy psikhologii [The subjective paradigm of Russian psychology]. Sub"yektnost' v lichnostnom ipro-
fessional'nom razvitii cheloveka [Subjectivity in the personal and professional development of a person]. Kazan,
2004, pp. 4-5. (In Russ.).
Abulkhanova K.A. Printsip sub"yekta v otechest-vennoypsikhologii [The principle of the subject in Russian psychology]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2005, vol. 2, № 4, pp. 3-21. (In Russ.).
Abulkhanova K.A., Brushlinskiy A.V. Filosofsko psi-khologicheskaya kontseptsiya Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [Philosophical psychological concept of Sergei Leonidovich RubinsteinMoscow]. Moscow, Science Publ., 1989, 248 p. (In Russ.).
Ananiev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya [Man as a subject of knowledge]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, 288 p. (In Russ.).
Antsyferova L.I. Problemy razvitiya lichnosti i ge-rontopsikhologii [Problems of personality development and gerontopsychology]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2006, 512 p. (In Russ.).
Brushlinsky A.V. Iskhodnyye osnovaniya psikhologii sub"yekta iyego deyatel'nosti [The initial foundations of the psychology of the subject and his activity]. Psikho-logicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya [Psychological science in Russia of the XX century], ed. A.V. Brushlinsky, 1997, Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1997, pp. 208-268. (In Russ.).
Brushlinskiy A.V. Psikhologiya sub"yekta [Psychology of the subject]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2003, 272 p. (In Russ.).
Volkova Y.N. Sub"yektnost' kak deyatel'noye otno-sheniye k samomu sebe, k drugim lyudyam i miru [Subjectivity as an active attitude to oneself, to other people and the world]. Mir psikhologii [World of psychology],
2005, № 3, pp. 33-39. (In Russ.).
Volkova Y.N. Sub"yektnost'pedagoga: teoriya i praktika [The Subjectivity of the Teacher: Theory and Practice]: avtoref. dis. ... d-rapsikhol. nauk [abstract of dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 1998, 42 p. (In Russ.).
Znakov V.V. Psikhologiya chelovecheskogo bytiya: problemy i prespektivy [Psychology of human existence: problems and prospects]. Psikhologiya sub"yekta ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya: monografiya [Psychology of the subject and psychology of human existence], ed. by V.V Znakov, Z.I. Ryabikina, E.A. Sergienko. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2010, pp. 252-371. (In Russ.).
Znakov V.V. Sovremennaya interpretatsiya idey A. V. Brushlinskogo: ot kholisticheskogo myshleniya k psikhologii cheloveka kak dukhovnogo preobrazuyu-shchego sebya sub"yekta [Modern interpretation of the ideas of A.V Brushlinsky: from holistic thinking to the psychology of man as a spiritual subject transforming
himself]. Psikhologiya cheloveka kak sub "yekta pozna-niya, obshcheniya i deyatel'nosti [Psychology of man as a subject of cognition, communication and activity], ed. by VV. Znakov, A.L. Zhuravlev. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2018, pp. 42-53. (In Russ.).
Karpov A.V. Kategoriya sub"yekta i sovremennyy metakognitivizm [The category of the subject and modern metacognitivism]. Lichnost' i bytiye: sub"yektnyy podkhod [Personality and being: a subjective approach], ed. by A.L. Zhuravlev, V. V Znakov, Z.I. Ryabikina. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2008, pp. 6569, 608 p. (In Russ.).
Kulesh Y.V Psikhologicheskiye osobennosti vzaimo-svyazi samoupravleniya lichnosti s sub"yektivnoy karti-noy yeyo zhiznennogo puti: na primere podrostkov [Psychological features of the relationship of self-government of a person with a subjective picture of her life path: on the example of adolescents]: avtoref. ... dis. kand. psi-khol. nauk [abstract of dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences]. Khabarovsk, 2009, 27 p. (In Russ.).
Maslow A. Psikhologiya bytiya [Toward a Psychology of Being]. Moscow, Vakler Publ., 1997, 304 p. (In Russ.).
Ozhiganova G.V. Dukhovnaya lichnost' [Spiritual personality]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020, 288 p. (In Russ.).
Petrovskiy V.A. Fenomen sub"yektnosti vpsikhologii lichnosti [The phenomenon of subjectivity in personality psychology]: dis. ... d-rapsikhol. nauk [abstract of dissertation for the degree of Doctor of Psychological Sciences]. Moscow, 1993. URL: https://www.dissercat.com/ content/fenomen-subektnosti-v-psikhologii-lichnosti (access date: 25.08.2021). (In Russ.).
Rubinshtein S.L. Bytiye i soznaniye [Being and consciousness]. Moscow, Academy of Sciences of USSR Publ., 1957, 330 p. (In Russ.).
Rubinshtein S.L. Cheloveki mir [Man and the world]. Moscow, Science Publ., 1997, 192 p. (In Russ.).
Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2002, 720 p. (In Russ.).
Ryabikina Z.I. Perspektivy issledovaniy lichnosti s teoretiko-metodologicheskikh pozitsiy psikhologii sub"-yekta [Perspectives of personality research from the theoretical and methodological positions of the psychology of the subject]. Chelovek. Soobshchestvo [Man. Community], 2013, № 3, pp. 6-19. (In Russ.).
Sergienko Y.A. Sistemno-sub"yektnyypodkhod: obos-novaniye iperspektiva [System-Subject Approach: Justification and Perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2011, vol. 32, № 1, pp. 120-132. (In Russ.).
Sergienko Y.A., Lebedeva Y.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i dru-gogo v ontogeneze cheloveka [Theory of mind as a basis for understanding oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009, 415 p. (In Russ.).
Sergienko E.A. Printsip sub"yektnosti iprintsip raz-vitiya [The principle of subjectivity and the principle of development]. Psikhologiya cheloveka kak sub"yekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Psychology of man as a subject of cognition, communication and activity], ed. by V.V. Znakov, A.L. Zhuravlev. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2018, pp. 365-374. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 15.05.2021; одобрена после рецензирования 22.06.2021; принята к публикации 01.08.2021.
The article was submitted 15.05.2021; approved after reviewing 22.06.2021; accepted for publication 01.08.2021.