Научная статья на тему 'САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ'

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1632
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожиганова Галина Валентиновна

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования - рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

The article analyzes the concept of “self-development” and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of “self-development”, as well as “the ability for self-development”, “the highest ability for self-development” and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Текст научной работы на тему «САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»

УДК 159 . 99

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Г. В. Ожиганова

Институт психологии Российской академии наук, Москва

С психологической точки зрения анализируется понятие «саморазвитие», а также связанные с ним способности личности. Цель исследования - рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшую способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями. В ходе проводимого анализа раскрывается понятие саморазвития, описываются его различные характеристики и параметры. Представлены определения способности к саморазвитию, охватывающие ее разные ракурсы. Показано, что единого представления о саморазвитии не существует. Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества его аспектов и компонентов, различных форм проявления представляется правомерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Особое место занимает описание субъектности, которая трактуется автором в качестве одного из основных факторов, ведущих к саморазвитию. Подчеркивается важная роль позиции субъекта и субъектности в саморазвитии и ее значение для проявления высшей способности к саморазвитию. Отмечена специфика высшей способности к саморазвитию, связанная с ее принадлежностью к ментальному компоненту духовных способностей. Показано отличие обычной способности к саморазвитию от высшей способности к саморазвитию, которое связано с тем, что высшая способность к саморазвитию ориентирована на абсолютные ценности и высокие духовно-нравственные идеалы.

Ключевые слова: характеристики саморазвития, субъект, субъектность, способность к саморазвитию, высшая способность к саморазвитию.

Сегодня саморазвитие и способность к саморазвитию востребованы как никогда. Особенно важное значение приобретает высшая способность к саморазвитию. В условиях все больше усложняющегося мира, порождающего новые многочисленные катаклизмы, необходимо культивировать как высокий интеллект, так и духовно-нравственные качества. Отвечая на вызовы современности, важно стремиться к реализации общечеловеческих принципов морали, развивать в себе не только когнитивные, но и духовные способности, одним из субкомпонентов которых является высшая способность к саморазвитию. В предложенной нами психологической модели духовных способностей выделяются три компонента: 1) моральный; 2) ментальный; 3) трансцендентный [1, 2]. Способность к саморазвитию относится к ментальному компоненту. Цель исследования - рассмотреть понятие «саморазвитие», а также «способность к саморазвитию», «высшая способность к саморазвитию» и выявить различие между этими способностями.

Существуют многочисленные определения способности к саморазвитию. М. Д. Виног-радский, О. М. Шканова отмечают, что способность к саморазвитию - это способность человека к приобретению, обновлению и развитию знаний, умений, адаптации к изменениям в окружающей среде [3]. Это определение фактически совпадает с определением интеллекта, охватывая только умственные способности (когнитивный фактор), при этом ценностно-нравственная составляющая способности к саморазвитию (личностный фактор) остается невключенной.

Л. Б. Гиль и К. А. Чеховских рассматривают способности к саморазвитию «как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем» [4, с. 15]. Авторы считают, что эффекты развития этих способностей связаны с формированием устойчивой мотивации к саморазвитию, готовностью к саморазвитию, которая предполагает овладение субъектом способностью самоуправления, связанной со способностью ориентироваться в ситуации, умением увидеть проблему, анализировать противоречия; а также такие саморегулятивные умения, как прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекцию.

В исследованиях, затрагивающих возрастные аспекты саморазвития, приводятся определения, характеризующие саморазвитие школьников, студентов. Е. Н. Ларина, исследуя способность к саморазвитию в подростковом возрасте, определяет ее «как сложное интег-ративное личностное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценност-ного, оценочно-ориентационного и рефлексивно-результативного компонентов» [5, с. 15]. С. А. Алешина [6], изучая саморазвитие личности у студентов, рассматривает его как становление интегративного качества - субъектности, включающего мотивационный, деятель-ностный и рефлексивно-регулирующий компоненты. В. Г. Маралов понимает саморазвитие как одну из сложных форм функционирования внутреннего мира, которое охватывает переработку опыта, конструирование собственных позиций и убеждений, выдвижение жизненных целей, поиск путей самоопределения, а также преобразование самого внутреннего мира [7].

Процесс саморазвития определяется как целостная интегративная система, которая базируется на деятельностном преобразовании личностью себя. Эта система является информационно открытой. Потребности в самоизменении и личностном росте ведут к саморазвитию, которое происходит на основе саморегуляции личностью своего поведения и деятельности, ориентированной на достижение личностно и профессионально значимых целей [8].

Н. А. Низовских рассматривает саморазвитие как «специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [9, с. 9]. Саморазвитие в современных теоретических концепциях понимается как особого рода деятельность, режим жизни, способ деятельности, стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Анализируя современные отечественные психологические исследования в области саморазвития, В. Б. Маралов выделяет ряд его общих закономерностей: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность [11].

Рассмотренные определения саморазвития и способности к нему показывают, что авторы выделяют такие его аспекты, как когнитивный, деятельностный, жизненно-ориентированный, интегративный, системный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентационный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Единого представления о саморазвитии не существует. В некоторых концепциях акцент делается на роли когнитивных факторов, в других приоритетными являются саморегулятивные умения; субъектная позиция; преобразование внутреннего мира; специфическая деятельность по самоизменению, направленная на решение жизненных задач.

Многообразие факторов, способствующих саморазвитию, выделение множества компонентов, различных форм проявления является закономерным, так как отражает сложность и многомерность данного психологического феномена. Саморазвитие может быть представлено в трех формах: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация [7]. Самоутверждение позволяет проявить себя как личность. Самосовершенствование отражает движение и приближение к идеалу. Самоактуализация свидетельствует о потребности найти в себе определенный потенциал и реализовать его. Все вышеуказанные формы тесно связаны. Для того чтобы совершенствовать себя и самоактуализироваться, необходимо сначала пройти через самоутверждение - утвердиться в своих глазах и глазах других людей [7].

Саморазвитие включат самопознание и самоуправление. Как отмечал В. Г. Маралов, самопознание связано с процессом познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [7]. В концепции самоуправления Н. М. Пейсахова оно определяется как целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: поведением, деятельностью, общением и переживаниями. Самоуправление тесно связано с саморегуляцией, но вместе с тем и отличается от нее [12].

Е. В. Кулеш, рассматривая самоуправление в качестве операционального механизма управления деятельностью, отражает важную роль субъектности, которая определяется автором как способность личности к самостоятельному управлению деятельностью, ведущему к самоизменению. Это самоизменение происходит благодаря проявлению разных форм активности при разрешении внутренних противоречий самосознания личности [13].

Саморазвитие связано также с самореализацией. А. А. Деркач и Э. В. Сайко показывают, что саморазвитие порождает потребность и возможность самореализации, в то же время раскрытие своих возможностей самореализации вызывает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. Таким образом развивается субъектность субъекта [14].

Для саморазвития большое значение имеет ответственность, как подчеркивает Л. М. Попов [15]. Он пишет, что ответственность как составляющая этического слоя личности «является одним из необходимых элементов в структуре психологической организации человека как субъекта саморазвития» [16, с. 3].

Итак, важная роль субъектности и понятия «субъект» в связи с саморазвитием отмечается многими исследователями. Согласно В. И. Слободчикову и Е. И. Исаеву, «саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [17, с. 147]. Авторы считают, что человек, становясь субъектом собственного саморазвития, получает широкую возможность для личностного и профессионального самоопределения, что создает условия для накопления и актуализиации внутреннего потенциала.

Понятия субъектности и субъекта рассматривается в работах С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова, Е. С. Сергиенко и других ученых. Основы для изучения субъектности и субъекта были заложены С. Л. Рубинштейном, который показал важную роль позиции субъекта, связанную с его определяющей характеристикой - активностью, ведущей к преобразованию себя и мира [18]. Эти идеи имеют непосредственное отношение к саморазвитию.

К. А. Абульханова и А. В. Брушлинский выделяют следующие свойства субъекта: активность, ценность, самостоятельность, ответственность, творчество и др. [19-21]. Можно сказать, что без этих свойств субъекта саморазвитие невозможно. В. В. Знаков рассматривает субъекта в рамках психологии человеческого бытия, фокусируя внимание на смысловых и ценностных контекстах жизни субъекта [22]. Е. А. Сергиенко, разрабатывая проблему субъекта и субъектности, предлагает системно-субъектный подход [23], который позволяет охватить разные точки зрения на субъекта, создавая возможность для объединения его проявлений в более широкие области субъектности, которые могут быть представлены как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни [24, с. 129].

Для анализа рассматриваемой нами высшей способности к саморазвитию как субкомпонента ментального компонента духовных способностей имеют значение все три вышеназванных аспекта субъектности: актуализируя высшую способность к саморазвитию, человек проявляет себя как субъект деятельности, субъект развития, субъект жизни. При этом важно учитывать, что в разные периоды и этапы жизни эти проявления субъектности сопряжены с различными задачами и возможностями их выполнения.

Выступая субъектом деятельности, человек использует саморазвитие для максимальной самореализации в деятельности, достигая в ней высочайших результатов. В качестве субъекта развития он непрестанно трудится над всесторонним самоулучшением - самосовершенствованием. Будучи субъектом жизни, человек становится автором своего жизненного пути, стремясь к воплощению высших ценностей и самоактуализации.

Таким образом, субъектность является важнейшим фактором, способствующим саморазвитию. Именно благодаря возможности становиться субъектом своих действий и поступков, человек может осуществлять саморазвитие, особенно его высшие проявления, связанные с высшей способностью к саморазвитию.

Высшая способность к саморазвитию, представляя собой субкомпонент духовных способностей, их ментального компонента, относится к высшим способностям и этим отличается от обычной способности к саморазвитию. То есть высшая способность к саморазвитию связана с высшими рубежами развития личности - стремлением к самопреобразованию, самосовершенствованию и самоактуализации, в основе чего лежит ориентация на высшие ценности и смыслы бытия.

Высшая способность к саморазвитию базируется на способности становиться лучше, что означает быть лучшим в данный момент не по сравнению с другими, а по сравнению с самим собой «вчерашним», «прежним». Она предполагает желание становиться лучше во всех смыслах; охватывает: а) личностную сферу - ориентация на высокие идеалы и ценности, сосредоточенность на развитии духовно-нравственных качеств, улучшение общения и навыков взаимодействия с людьми на основе бескорыстной любви к людям; гармоничное развитие разных сторон личности; б) интеллектуальную сферу - стремление делать нечто лучше, чем человек делал это прежде (лучше учиться, лучше познавать себя, мир, других людей, расширять кругозор, диапазон умений, лучше осуществлять профессиональные обязанности и прочее, чтобы это приносило благо и самому человеку, и обществу, в основе этого лежит идея служения людям.

Способность становиться лучше связана с движением от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному, что может рассматриваться как преодоление «Я» эгоцентрического, выход за его пределы, отражая переплетение с трансцендентыми способностями. Движение от «Я» эгоцентрического к «Я» духовному связано с проявлением усилий для избавления от эгоизма, любых неблаговидных намерений, желаний и поступков, дурных привычек, вредоносных стереотипов поведения, лени, трусости, агрессии и культивирование чистых мыслей, дружелюбия, доброты, милосердия.

Высшая способность к саморазвитию требует мужества, проявления воли, ответственности, трудолюбия, целеустремленности, а также самоконтроля, понимания себя и других, правильной оценки жизненных ситуаций и событий. Она тесно связана с высшими интеллектуальными, рефлексивными, саморегулятивными и творческими компонентами духовных способностей. Главным критерием включения способности к саморазвитию в категорию духовных является их неразрывная связь с высшими моральными способностями, входящими в состав морального компонента духовных способностей. Моральный компонент состоит из следующих субкомпонентов: духовно-нравственные качества, бескорыстная любовь к людям, стремление к смыслу, совесть, духовная альтруистическая направленность. Основу всех элементов морального компонента духовных способностей составляют ценностно-нравственные и смысловые устремления, ориентированные на высшие ценности и принципы абсолютной морали.

Можно сказать, что высшая способность к саморазвитию, проявляясь как духовная способность, относится к сверхнормативному уровню поведения (например, научиться рисовать для того, чтобы созданные картины наполняли жизнь окружающих добрыми, светлыми чувствами и мыслями, помогали видеть красоту мира, возвышали человека) и этим отличается от обычной способности к саморазвитию, которая имеет отношение к нормативному уровню поведения (например, повышать степень профессиональной компетенции в соответствии с требованиями своей организации, совершенствовать качества личности, ориентируясь на нормы корпоративной (относительной) морали). Способность к саморазвитию, как ни парадоксально, может носить и деструктивный характер (например, когда человек стремится достигнуть совершенства в мошенничестве, воровском деле, оттачивая и улучшая соответствующие навыки и умения (аморальное поведение)).

Итак, высшая способность к саморазвитию, входящая в состав ментального компонента духовных способностей, отражающего глубину умственных возможностей человека, тесно связана с моральным компонентом модели духовных способностей, основу которых составляют высшие ценностно-нравственные идеалы. Высшая способность к саморазвитию имеет много характеристик и параметров, сходных с обычной способностью к саморазвитию, которые подробно описаны выше, но в то же время имеет и кардинальное отличие - высокий духовно-нравственный ориентир.

Таким образом, рассмотрение понятий саморазвития и способности к саморазвитию позволяет сделать вывод об их глубокой смысловой насыщенности, создаваемой благодаря многозначности определений. Существующие в отечественной психологии трактовки саморазвития и способности к саморазвитию отражают его различные аспекты и компоненты: когнитивный, деятельностный, системный, субъектный, жизненно-ориентированный, интегративный, преобразовательный, мотивационно-ценностный, оценочно-ориентацион-ный, саморегулятивный, рефлексивно-регулирующий. Отмечается важная роль ответственности в субъектности саморазвития.

В психологических исследованиях (теоретических и эмпирических) были описаны различные механизмы саморазвития: самопознание, самоуправление, самоулучшение; разные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация). Многообразие факторов, определяющих саморазвитие (мотивационных, саморегулятивных, когнитивных, ценностно-смысловых); выделение множества аспектов и компонентов саморазвития, его различных форм проявления отражают сложность и многомерность данного психологического феномена.

Анализ понятий «саморазвитие» и «способность к саморазвитию» позволил установить, что позиция субъекта и проявление субъектности играют важнейшую роль в процессе само-

развития, особенно это касается высшей способности к саморазвитию. Описание высшей способности к саморазвитию привело к выявлению ее специфики, которая заключается в принадлежности к категории духовных способностей в качестве составляющей их ментального компонента. В результате были определены различия между способностью к саморазвитию и высшей способностью к саморазвитию. Основное отличие заключается в том, что высшая способность к саморазвитию связана с ориентацией личности на высшие ценности и идеалы.

Список литературы

1. Ожиганова Г. В. Духовные способности как ресурс жизнедеятельности. М.: Институт психологии РАН, 2016. 282 с.

2. Ожиганова Г. В. Духовная личность. М.: Институт психологии РАН, 2020. 288 с.

3. Виноградский М. Д., Шканова О. М. Организация труда менеджера. Киев, 2002. URL: https://banauka. ru/1075.html (дата обращения: 10.06.2021).

4. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14-16.

5. Ларина Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.

6. Алешина С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 22 с.

7. Маралов В. Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 4. С. 147-152.

8. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 374-381.

9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности. М., 2007. 255 с.

10. Щукина М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 1. С. 154-164.

11. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/27212?p_page=5 (дата обращения: 12.07.2021).

12. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 235 с.

13. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: на примере подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 27 с.

14. Деркач А. А., Сайко Э. В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе // Мир психологии. 2009. № 2. С. 222-235.

15. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и Зло в психологии человека. Казань; Нижнекамск: Изд-во Казанского ун-та, 2000. 176 с.

16. Попов Л. М., Закирова М. А. Теория и технология саморазвития ответственности студентов // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 3-8.

17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. 416 с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

19. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

20. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция Сергея Леонидовича Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.

21. Брушлинский А. В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия / отв. ред. А. В. Брушлинский. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 208-268.

22. Знаков В. В. Психология человеческого бытия: проблемы и преспективы // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

23. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120-132.

24. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа понимания себя и другого в онтогенезе человека М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.

Ожиганова Галина Валентиновна, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 15.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-190-198

SELF-DEVELOPMENT, ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT AND HIGHER ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT

G. V Ozhiganova

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the concept of "self-development" and the personality abilities associated with it from a psychological point of view. The purpose of the research is to consider the concept of "self-development", as well as "the ability for self-development", "the highest ability for self-development" and identify the difference between these abilities. In the course of the analysis the concept of self-development is described, its various characteristics and parameters are revealed. The article presents definitions of the ability for self-development, covering its different aspects, such as systemic, integrative, subjective, activity-oriented, life-oriented, transformative, motivational-value, evaluative-orientational, self-regulatory, reflexive-regulatory, cognitive. It is shown that there is no single concept of self-development. Some concepts emphasize the role of cognitive factors, while others give priority to self-regulatory skills; subject position; transformation of the inner world; specific activity for self-change, aimed at solving life problems. It is concluded that the variety of factors contributing to self-development, the identification of many its aspects and components, various forms of manifestation seems to be logical, since it reflects the complexity and multidimensionality of this psychological phenomenon. A special place in the article is occupied by the description of subjectiveness, which is interpreted by the author as one of the key factors determining self-development. The important role of the position of the subject and subjectiveness in self-development and its importance for the manifestation of the highest ability for self-development, when a person acts as a subject of activity, as a subject of development, and as a subject of life, is emphasized. The specificity of the highest ability for self-development is noted, associated with its belonging to the mental component of spiritual abilities. The difference between the ordinary ability for self-development and the higher ability for self-development is shown, which is due to the fact that the highest ability for self-development is focused on absolute values and high spiritual and moral ideals.

Keywords: characteristics of self-development, subject, subjectiveness, the ability for self-development, the highest ability for self-development.

References

1. Ozhiganova G. V. Duhovnye sposobnosti kak resurs zhiznedeyatel'nosti [Spiritual сapacities as a resource of life activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2016. 282 p. (in Russian).

2. Ozhiganova G. V. Dukhovnaya lichnost' [Spiritual personality]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2020. 288 p. (in Russian).

3. Vinogradskiy M. D., Shkanova O. M. Organizatsiya truda menedzhera [Labor organization of the manager]. Kiev, 2002 (in Russian). URL: https://banauka.ru/1075.html (accessed 10 June 2021).

4. Gil' L. B., Chekhovskikh K. A. Sposobnost' k samorazvitiyu v kontekste gumanitarizatsii obrazovaniya [The ability for self-development in the context of the humanization of education]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - Izvestiya of Altai State University, 2012, no. 2-1 (74), pp. 14-16 (in Russian).

5. Larina Ye. N. Psikhologicheskiye usloviya formirovaniya sposobnosti k samorazvitiyu u starshikhpodrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological conditions for the formation of the ability to self-development in older adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Samara, 2007. 24 p. (in Russian).

6. Aleshina S. A. Samorazvitiye lichnosti studenta v obrazovatel'nomprostranstvepedagogicheskogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Self-development of a student's personality in the educational space of a pedagogical college. Dis. cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2003. 22 p. (in Russian).

7. Maralov V. G. Obshchiye zakonomernosti i vozrastnyye osobennosti samorazvitiya lichnosti [General patterns and age characteristics of personality self-development]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta -Cherepovets State University Bulletin, 2015, no. 4, pp. 147-152 (in Russian).

8. Garanina Zh. G., Mal'tseva O. Ye. Samoregulyatsiya kak faktor lichnostno-professional'nogo samorazvitiya bu-dushchikh spetsialistov [Self-regulation as a factor of personal and professional self-development of future specialists]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 3 (84), pp. 374-381 (in Russian).

9. Nizovskikh N. A. Chelovek kak avtor samogo sebya: psikhosemanticheskoye issledovaniye zhiznennykh printsipov v strukture samorazvivayushcheysya lichnosti [Man as the author of himself: psychosemantic study of life principles in the structure of a self-developing personality]. Moscow, 2007. 255 p. (in Russian).

10. Shchyukina M. A. Samorazvitiye lichnosti: istoriya i sovremennoye sostoyaniye problemy v otechestvennoy psi-khologii [Personal self-development: history and current state of the problem in domestic psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, 2009, no. 1, pp. 154-164 (in Russian).

11. Maralov V G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Fundamentals of self-knowledge and self-development]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 256 p. (in Russian). URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/449/56449/ 27212?p_page=5 (accessed 12 July 2021).

12. Peysakhov N. M. Zakonomernosti dinamiki psikhicheskikh yavleniy [Patterns of the dynamics of mental phenomena]. Kazan, Kazan University Publ., 1984. 235 p. (in Russian).

13. Kulesh Ye. V. Psikhologicheskiye osobennosti vzaimosvyazi samoupravleniya lichnosti s sub"yektivnoy kartinoy yeyo zhiznennogo puti: na primere podrostkov. Dis. kand. ped. nauk [Psychological features of the relationship between self-government of the individual and the subjective picture of life path: on the example of adolescents. Dis. cand. of ped. sci.]. Khabarovsk, 2009. 27 p. (in Russian).

14. Derkach A. A., Sayko E. V. Samorealizatsiya kak strukturoobrazuyushchiy konstrukt i protsess v ontogeneze [Self-realization as a structure-forming construct and process in ontogenesis]. Mirpsikhologii, 2009, no. 2, pp. 222-235 (in Russian).

15. Popov L. M., Kashin A. P., Starshinova T. A. Dobro i Zlo vpsikhologii cheloveka [Good and Evil in human psychology]. Kazan; Nizhnekamsk, Kazan University Publ., 2000. 176 p. (in Russian).

16. Popov L. M., Zakirova M. A. Teoriya i tekhnologiya samorazvitiya otvetstvennosti studentov [The theory and technology of self-development of students' responsibility]. Obrazovaniye i samorazvitiye - Education and Self-Development, 2007, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

17. Slobodchikov V. I., Isayev Ye. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: raz-vitiye sub"yektivnoy real'nosti v ontogeneze [Foundations of psychological anthropology. Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2000. 416 p. (in Russian).

18. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002 (in Russian).

19. Abul'khanova K. A. O sub"yekte psikhicheskoy deyatel'nosti [About the subject of mental activity]. Moscow, Nauka Publ., 1973 (in Russian).

20. Abul'khanova K. A., Brushlinskiy A. V. Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya Sergeya Leonidovicha Ru-binshteyna [Philosophical psychological concept of Sergei Leonidovich Rubinstein]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 248 p. (in Russian).

21. Brushlinskiy A. V Iskhodnyye osnovaniya psikhologii sub"yekta i yego deyatel' nosti [The initial foundations of the psychology of the subject and his activity]. Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX stoletiya [Psychological science in Russia of the XX century]. Ed. A. V. Brushlinskiy, Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 1997. Pp. 208-268 (in Russian).

22. Znakov V. V. Psikhologiya chelovecheskogo bytiya: problemy i prespektivy [Psychology of human existence: problems and prospects]. Psikhologiya sub"yekta ipsikhologiya chelovecheskogo bytiya [Psychology of the subject and psychology of human existence]. Eds. V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoy, Ye. A. Sergiyenko. Krasnodar, Kuban University Publ., 2010. 371 p. (in Russian).

23. Sergiyenko Ye. A. Sistemno-sub"yektnyy podkhod: obosnovaniye i perspektiva [System-Subject Approach: Justification and Perspective]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Journal, 2011, vol. 32, no. 1, pp. 120-132 (in Russian).

24. Sergiyenko Ye. A., Lebedeva Ye. I., Prusakova O. A. Model'psikhicheskogo kak osnova ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka [Model of the mental as a basis for understanding oneself and the other in human ontogenesis]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009 (in Russian).

Ozhiganova G. V., Leading Researcher, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (ul. Yaroslavskaya, 13, Moscow, Russian Federation, 129366). E-mail: symposium2016@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.