Научная статья на тему 'Проблема повышения общеобразовательного уровня начсостава РККА в 20-е гг. Xx В. : практика и итоги'

Проблема повышения общеобразовательного уровня начсостава РККА в 20-е гг. Xx В. : практика и итоги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Македонский А. В.

Статья посвящена проблеме повышения общеобразовательного уровня начсостава Красной Армии в 20-е гг. XX н. Она содержит новый фактический материал, в том числе архивные документы. Актуальность работы состоит в том, что в наше время данный вопрос трансформировался в проблему повышения общекультурного уровня офицеров. Проводившаяся в те годы напряженная работа, к сожалению, не дала высоких результатов. Тем не менее некоторые ее формы могут быть применимы и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION LEVEL PROBLEM OF RED ARMY COMMANDING STAFF IN THE 20th YEARS OF XX CENTURY: PRACTICE AND RESULTS

This article is dedicated to educational level problem of Red Army commanding staff in the 20th years of XX century. It contains new actual material, including archival documents. Now this point head been transformed to the problem of officer's common culture level, what makes this article very actual. By all this years hard educational program was not enough successful. Never the less, some of these forms can be used at present time.

Текст научной работы на тему «Проблема повышения общеобразовательного уровня начсостава РККА в 20-е гг. Xx В. : практика и итоги»

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ НАЧСОСТАВА РККА В 20-е ГГ. XX В.: ПРАКТИКА И ИТОГИ

А.В. МАКЕДОНСКИЙ

Кафедра истории, философии и социологии Московский институт коммунального хозяйства и строительства 1(){)021), Москва, {'рсОиня Калитниковская ул., 30

Статья посвящена проблеме повышения общеобразовательного уровня начсостава Красной Армии и 20-е гг. XX н. Она содержит новый фактический материал, в том числе архивные документы. Актуальность работы состоит в том, что в наше время данный вопрос трансформировался в проблему повышения общекультурного уровня офицеров. Проводившаяся в те годы напряженная работа, к сожалению, не дала высоких результатов. Тем не менее некоторые ее формы М01ут быть применимы и в наши дни.

В 1920-е гг. перед правящей в СССР коммунистической партией и Советским правительством встала неотложная задача: в корот кий срок создать свои кадры специалистов. На смену «буржуазной» интеллигенции должны были прийти новые кадры, выходцы из рабоче-крестьянской среды. Центральный Комитет партии выдвинул проблему массовой подготовки народной интеллигенции как важнейшую задачу всего советского народа. Составной, неотъемлемой частью кадров партии и государства являлись военные кадры, представлявшие собой фундамент, костяк армии. К тому же большевики во главе с В.И. Лениным, считали, что командный состав - носитель классового и военного духа армии, ее боевых традиций, проводник политики и идеологии партии и Советского-государства в войсках. «Только красные офицеры, - подчеркивал лидер коммунистов, ~ будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм. Такая армия будет непобедима»1.

Партийное и государственное руководство страны добивалось того, чтобы советский командир обладал широкими знаниями в области политики и экономики, истории и географии, математики, физики и других наук. Подчеркивая это, М.Б, Фрунзе говорил: «Тот, кто хочет на самом деле быть командиром, отвечающим полностью своему назначению, тот должен знать столько, сколько пи один из старых командиров не знал. Наши полководцы должны быть во всеоружии знаний и не только военных, но и политических и экономических... Без знания этих моментов с успехом руководить армией нельзя»2. Можно сказать, что эта сфера деятельности приобретает новое звучание в наши дни. За последние годы в силу различных обстоятельств (сокращение армии, упадок престижа профессии офицера, снижение качества преподавания в военно-учебных заведениях и т.д.) ухудшился общекультурный уровень командиров и начальников. Конечно, речь не идет о повышении этого уровня так, как это делалось в 1920-е тт. Тогда требовалось поднять их общеобразовательный уровень, т.е. даггь им знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки. Сейчас офицеры проходят подготовку в средних и высших военно-учебных заведениях (в суворовских и нахимовских училищах; на кур-

сах подготовки и переподготовки офицерского состава; в профильных военных училищах, институтах, академиях), где получают достаточный уровень образования. Поэтому в данный момент необходимо повышать не столько общеобразовательный, сколько общекультуриый уровень офицеров Вооруженных Сил РФ. В этом деле, на наш взгляд, может быть востребован опыт 1920-х гг.

Революционный военный совет СССР, Политическое управление рабоче-крестьянской Красной Армии, политорганы округов, корпусов и дивизий, партийные организации проводили определенную работу rio повышению общеобразовательного уровня командиров и начальников. Начиная с 1925 года была развернут большая работа в этом направлении. До :ггого общеобразовательная подготовка не регламентировались приказами и проводилась добровольно в общеобразовательных кружках и школах. Приказом Революционного Совета СССР № 1515 от 15 декабря 1024 г. вводился обязательный минимум общеобразовательных знаний для среднего и старшего начальствующего состава. Он определялся программой нормальных школ по обществоведению, природоведению, математике, географии и русскому языку. ')тот минимум средний комсостав обязан был усвоить в ’течение 3 лет, а старший - в течение 2 лет, начиная с 1 января 1925 г. Проверка знаний проводилась ежегодно и приурочивалась к аттестации командно-политического состава. Перевод па высшие должности можно было производить лишь при условии сдачи минимума па ’текущий год\

К приказу была приложена «Инструкция о порядке политической и общеобразовательной подготовки среднего и старшего командного состава РККА и производстве испытаний». В ней основной формой общеобразовательной подготовки комсостава определялась самоподготовка. Журнал ПУРа «Спутник политработника» и окружные журналы обязывались вести отделы «Подготовка командного состава»'1.

Приказ РВС и Инструкция создали основу для охвата общеобразовательной подготовкой всего комсостава. Занятия с ними, как правило, проводились в порядке коллективной самоподготовки командиров группами по 5-8 человек. В качестве руководителей групп привлекались лучшие политработники, а также шефы из местных отделов народного образования. В ряде округов удалось найти довольно удачные формы текущего руководства и контроля самоподготовки комсостава. Гак, Политуправление Московского военного округа (МВО) давало еженедельные задания, которые выполнялись в группах и индивидуально. Проделанная работа обсуждалась и проверялась на ежемесячно созываемых собраниях комсостава. В некоторых дивизиях Северо-Кавказского военного округа (СКВО) давались двухнедельные задания с последующим обсуждением на конференциях. Так, в 13-й дивизии руководство самоподготовкой было возложено на проверочные комиссии, созданные в составе, предусмотренном приказом РВС СССР. В 22-й дивизии были организованы консультационные бюро, состоявшие из командира, одного из политруков, учителя и библиотекаря. При кабинетах политпросвета создавались отделы по самоподготовке комсостава5.

Проверка результатов общеобразовательной подготовки показала, что около 65 % среднего комсостава усвоили программу первого года обучения6. Следовательно, более /з этой категории командно-начальствующего состава не смогли усвоить данную программу. Из опыта первого года работы, по приказу РВС СССР № 1515, были сделаны определенные выводы и рекомендации на будущее. В приказе Политического управления РККА № 59 от 30 апреля 1926 г. объявлялась программа (20 заданий) общеобразовательной подготовки комсостава на второй год согласно приказа РВСР № 1515. В краткой объяснительной записке к ней, в частности, говорилось: «Настоящие программы второго и третьего года обучения нормальных военных школ (младшего и старшего класса) яв-

ляются прямым продолжением программ 1-го года (подготовительного класса). Определение задач, целей, отдельных предметов, общие методические советы по самоподготовке и проч., сделанные в объяснительной записке к программам подготовительного класса, ~ естественно, ~ сохраняют свое значение и для курса второго-трстьего года»7.

Политорганы и парторганизации частей и подразделений развернули работу по выполнению приказов РВСР № 1515 и ГГУРа№ 59, направленных на повышение общеобразовательного уровня командиров и начальников среднего и старшего звена. Были здесь и определенные трудности. Хотя имелись учебные планы занятий, были указаны сроки проверки обучавшихся, но не предусматривалось время на подготовку и проведение заня тий, не было четкого и постоянного контроля за ходом учебы командиров. Э го приводило к тому, что общеобразовательная подготовка порой пускалась на самотек. Например, при обследовании первой особой кавалерийской бригады Политуправление МВО указывало, что «в бригаде еще не начали занятия по общеобразовательной подготовке, учета за прошлое проведение занятий нет»8. В 84-й стрелковой дивизии МВО занятия но программе 2-го года общеобразовательной подготовки командиров начались с опозданием4. Результаты самоподготовки второго года были в основном те же, что и первого. Оценивая итоги работы, Г1УР в октябре 1926 г. констатировал: «Почти как общее правило отмечено более слабое усвоение общеобразовательной части программы, сравнительно с политграмотой. Вместе с тем установлено в большинстве округов, что бблыная часть начсостава не в состоянии прорабатывать самостоятельно общеобразовательные предметы»10.

Коммунисты на дивизионных партийных конференциях поднимали вопросы улучшения организации занятий с командирами по общеобразовательной подготовке в свете требований приказа РВС № 1515, предлагали проводить занятия в школьном порядке и пересмотреть существующую программу обучения. На наш взгляд, несовершенство организации проведения занятий, порой невозможность установления постоянного контроля за учебой командиров привели к формальному отношению к этой ответственной и трудоемкой работе.

Таким образом, деятельность по усвоению комначсоставом обязательного общеобразовательного минимума и ее результаты могут быть оценены весьма скромно. Интересными в этой связи представляются оценки проводимой в соответствии с приказом РВСР № 1515 работы со стороны политработников РККА. Сошлемся, например, на «Краткую вьгписку из обзора ГГУРа от 2 октября 1926 г. о самоподготовке комсостава по приказу № 1515 и ее результатах». В этом документе четко выделены следующие причины слабого прохождения комсоставом программы общеобразовательного минимума: загрузка комсостава служебной работой; недостаток необходимой литературы, пособий; ббльшая часть комсостава, особенно среднего, совершенно не имела навыков в самостоятельной работе; в ряде округов политорганами не было создано надлежащего общественного мнения вокруг самоподготовки; не было проявлено должной инициативы и интереса к тому, чтобы придать самоподготовке комсостава наиболее рациональные и целесообразные организационные формы; отсутствовали в большинстве случаев условия, стимулирующие интерес к самоподготовке; скверная постановка практической повседневной помощи комсоставу11. Наиболее красноречива общая оценка знаний начсостава: «...Необходимо отметить, что в общем и целом они очень невелики. В равной степени это относится (за исключением Ленинградского военного округа. - А.М.) ко всем категориям комсостава»12. Единственный плюс, отмеченный в конце документа, состоял в том, что «несмотря на общее слабое усвоение пройденного минимума, достигнут заметный перелом в

настроении начсостава в смысле возросшего интереса к пополнению своих политических и общеобразовательных знаний»13. Надо заметить, что документ достаточно выразителен в том плане, что в нем выставлена жесткая оценка как хода проведения общеобразовательной работы, так и ее результатам. К сожалению, даже не располагая отзывами о проводимой в Красной Армии работе со стороны командиров и начальников, можно с уверенностью констатировать, что приведенный нами материал дает основание полагать, что работа по прохождению комначсоставом общеобразовательного минимума в соответствии е приказом РВСР № 1515 была подвергнута суровой, по справедливой критике со стороны обучающих представителей нолигорганов.

10 октября 1028 г. Политуправлением Красной Армии были подведены итоги работы по выполнению приказа РВСР № 1515. Практика показала, что '»та система уже устарела и ее надо заменить, так как но объему материала программа приравнивалась к начальной общеобразовательной школе, а такой уровень знаний для среднего и старшего комсостава был уже недостаточен. Занятия но общеобразовательным предметам не планировались, а контроль осуществлялся лишь в конце года и носил формальный характер. ПУ РККА считало необходимым совершенствовать и направлять работу по-литоргапов и парторганизаций но руководству самообразованием командиров и начальников. 12 ноября 1928 г. в приказе ПУРа № 58 было опубликовано «Положение о добровольных формах военной, политической и общеобразовательной подготовки начсостава РККА», В нем подчеркивалось, что «в целях систематического повышения военно-политической подготовки начальствующего состава РККА (командного, административно-хозяйственного, политического и медицинского), помимо устанавливаемых приказами РВС СССР форм обязательной учебы, ■ • командование, политаппа-раты и политорганы частей организуют добровольную военную, политическую и общеобразовательную подготовку в формах, установленных настоящим «Положением»14. Далее назывались наиболее целесообразные формы подготовки: гарнизонные вечерние курсы с параллельным прохождением военных, общественно-научных и общеобразовательных дисциплин по типу вечерних совпартшкол; предметные общественно-научные кружки (ленинизма, политэкономии, экономической политики, исторического материализма и т.д.); кружки по отдельным военным дисциплинам; кружки текущей политики; общеобразовательные кружки различных типов; тематические кружки. В отношении начальствующего состава, не охваченного вышеуказанными формами школьно-кружкового образования, командованию и политаппарату предписывалось оказывать помощь в организации самообразования: а) через систему консультационных путпетов при Домах Красной Армии и наиболее крупных войсковых соединениях; б) через систему полного или частичного заочного обучения через вузы и ДКА15.

При всей прогрессивности этих форм образовательной подготовки начсостава, по сравнению с ранее существовавшей системой, и она не удовлетворяла требованиям, предъявляемым общеобразовательному уровню технической реконструкцией армии, возросшими задачами боевой, политической и технической подготовки войск. К тому же с учетом добровольного порядка учебы было охвачено небольшое количество людей. В РККА находилось значительное количество командно-начальствующего состава, имевшего низкий общеобразовательный уровень. К примеру, в результате проверки в 1929 г. 12210 человек старшего начсостава было установлено, что 95 % не знают общеобразовательные предметы, а среди 28079 человек среднего начсостава таких было почти 100 % . Такая ситуация с подготовкой комначсостава создавала угрозу разрыва между поступавшей в войска современной техникой и уровнем подготовки военных кадров, что могло негативным образом сказаться на боеспособности армии.

На наш взгляд, работу по добровольной общеобразовательной подготовке комнач-состава РККА трудно оценить положительно с учетом явно слабых результатов. Для подтверждения этого сошлемся на отзыв о проводимой общеобразовательной подготовке по приказу № 58, высказанный представителем Реввоенсовета СССР. Так, командарм 2-го ранга Л.И. Седякин на одном из расширенных Пленумов Реввоенсовета докладывал, что 30-40 % проверенных командиров и начальников в 15 дивизиях и ряде о тдельных частой не могли решить простейшей арифметической задачи17. Как говорится, факт более чем вопиющий. К сожалению, мы не располагаем отзывами со стороны политработников и представителей командно-начальствующего состава РККА. Но данном случае следует обратить внимание на то, что представитель органа высшей военной власти страны открыто заявил о столь плачевной ситуации с повышением общеобразовательного уровня командиров и начальников.

Подводя итоги, следует сказать, что в Красной Армии в 1920-е гг. проводилась напряженная работа но повышению общеобразовательного уровня ком начсостава: сначала был введен обязательный минимум общеобразовательных знаний, затем была организована добровольная общеобразовательная подготовка. Учеба велась в соответствии с учебными планами, программами, с привлечением гражданских учителей. Тем не менее в рабо те имелись существенные недостатки, которые не дают основания оценить ее даже удовлетворительно. Эти недостатки сказались на том, что результаты данной работы были крайне низкими. Слабые результаты, на наш взгляд, были обусловлены прежде всего тем, что решение проблем планировалось в рамках: 1) самоподготовки (приказы № 1515 РВСР и № 59 ПУРа); 2) добровольных форм подготовки (приказ №. 58 ПУРа). Представляется очевидным, что при использовании данных форм и методов общеобразовательной подготовки комиачсостава РККА невозможно было добиться высоких конечных результатов, так как все планируемые средства не предполагали четкой, концентрированной, методичной деятельности. Однако, несмотря на то, что деятельность по улучшению общеобразовательной подготовки комиачсостава не дала ожидаемых результатов, работа, проводившаяся в 1920-е гг. в этом направлении, способствовала повышению образовательного уровня немалой их части. Представляется, что такая организационная форма общеобразовательной подготовки, как консультационные пункты, активно использовавшаяся в 20-е гг. XX в., вполне применима в современных условиях для поднятия общекультурного уровня офицерского состава российской армии. Эти пункты могли бы вести свою работу в полковых клубах и Домах офицеров. Кроме офицеров по воспитательной работе с личным составом в качестве консультантов целесообразно было бы привлекать гражданских лиц - работников культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 37. - С. 200.

2 Фрунзе М.В. Избр. произв. - М., 1957. - Т. 2. - С. 37-38.

3 РГ В А. - Ф. 4. - Оп. 3. - Д. 2163. - Л. 1147-1148.

4 Там же. - Л. 1147.

5 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии по повышению общеобразовательного уровня личного состава Красной Армии (1926-1941 гт.): Дисс. ... к.и.н. -М., 1978.-С. 164.

6 Там же. - С. 165.

7 РГ ВА. - Ф. 9. - Оп. 40. ~ Д. 16. - Л. 27.

8 См.: Путилов В.Ф. Деятельность Коммунистической партии... - С. 165.

9 Там же.

10 РГ ВА. - Ф. 4. - Оп. 2. - Д. 216. - Л. 3.

11 Там же. - Л. 2-2об.

12 Там же. -- Л. 3.

13 Там же.

14 Там же. - Ф. 9. • Оп. 40. - Д. 17. - Л. 850.

15 Там же. - Л. 850об.

1(1 Там же. - Оп. 36. - Д. 1765. Л. 369.

17 См.: Шевчук ДМ. Деятельность Коммунистической партии по моГжличиции личного состава Красной Армии на овладение боевой техникой в годы первых пятилеток (1929-1937 гг.). • Дисс. ... к.и.н. М., 1983. С. 96.

EDUCATION LEVEL PROBLEM OF RED ARMY COMMANDING STAFF IN THE 20th YEARS OF XX CENTURY: PRACTICE AND RESULTS

A.V. MAKEDONSKY

Department of History, Sociology and Philosophy Moscow Institute of Municipal Economy and Construction 30 Srednia Kalitnihmkaya Str., Moscow, 109029 Russia

This article is dedicated to educational level problem of Red Army commanding staff in the 20th years of XX century. It contains new actual material, including archival documents. Now this point head been transformed to the problem of officer’s common culture level, what makes this article very actual. By all this years hard educational program was not enough successful. Never the less, some of these forms can be used at present time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.