УДК 37.02 ББК 74.04
Н.Н. Казыдуб
ПРОБЛЕМА ПОСРЕДНИчЕСТВА В ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена рассмотрению проблемы посредничества в современных условиях формирования образовательного пространства. Развитие интерактивных, информационных и телекоммуникационных технологий, широкое распространение электронного и дистанционного обучения требует переосмысления характера воздействия личности посредника в образовательном процессе. С этой позиции определяется роль посредника в параметрах вариативной образовательной среды; обсуждаются принципы функционирования института посредничества в новом образовательном контексте; обозначается перспектива преодоления посредником дефицитов технологических решений образовательных задач.
Ключевые слова: посредничество; образовательная среда; интерактивные технологии; культурная и этническая идентичность; компетенции; доверие; толерантность
N.N. Kazydub
the problem of mediation in the multicultural classroom environment
The article ponders the problem of mediation in modern classroom environment which is constituted by various cultural and ethnic identities. Another salient feature ofpresent-day classroom discourse is the rapid development of interactive and telecom technologies as well as E-education. That brings about the personal factor question in the teaching-learning process. From this perspective I intend to consider the role of mediator in the novel classroom context and try to define the basic principles of New Age mediation and possible routes to keep a balance between direct and indirect, personal and impersonal methods of teaching.
Key words: mediation; classroom environment; interactive technologies; cultural and ethnic identities; competencies; trust; tolerance
Современная образовательная среда представляет собой многомерное пространство, конструируемое ориентирующими взаимодействиями разнообразных культурных и этнических идентичностей. В рамках такого пространства осуществляется соизмерение и согласование целого ряда параметров: коммуникативных стилей, культурных сценариев, личностных смыслов, профессиональных мотивов, социальных стандартов и ценностных ориентиров. Вследствие полного или частичного несовпадения концептуальных систем и дискурсивных практик образуются очаги интолерантного напряжения, а, следовательно, и риски возникновения культурных и социальных конфликтов. Проблема управления вариативной образовательной средой требует новых идеологических и стратегических решений в плане формирования экологичного образовательного пространства как условия
успешного продвижения языковой личности по образовательному маршруту.
В новых условиях принципиальную значимость приобретает институт посредничества
- координационный центр, разрабатывающий способы оптимизации ориентирующих взаимодействий. Задача включения личности в вариативную образовательную среду решается в системе координат, которая формируется динамическим взаимодействием актуального знания, эмоционального переживания обучающего контекста и деятельного участия в конструировании новой реальности. Такой процесс предполагает когнитивное освоение личностью окружающего мира: приобретение социального и личностного опыта, формирование метапредметных компетенций и овладение стратегиями кооперативного взаимодействия. Серьезной проблемой становится согласование личностных предпочтений и
культурных кодов - конвенциональных систем, предписывающих языковой личности соответствующие линии мышления и сценарии поведения.
И здесь критическую значимость приобретает роль посредника - личности, способной ввести другую личность в существующую или новую систему координат. Посредничество
- непростой выбор. Миссия посредничества требует дара сопереживания и дара убеждения. Важно подчеркнуть мысль о том, что посредничество должно осуществляться специально обученной личностью, которая сама в совершенстве владеет теми умениями, которым обучает своих последователей. Не менее важным для посредника является умение учитывать личностные характеристики обучающихся, ибо в каждом человеке живет креативное Я, стремящееся преодолеть рутину обыденного существования, познать новые смыслы и приобрести новые возможности. Таким образом, создается новый мир, который открывает для личности новые пути для личностного роста и самосовершенствования. Суть посредничества видится не в передаче готового знания или готовой технологии, а в формировании мировоззрения, раскрывающего творческий потенциал личности, благодаря которому личность способна производить знание и изобретать новые продукты и практики.
Обучение - не просто трансляция культурного знания и культурного опыта, а ориентирующее взаимодействие, объединяющее инициаторов и инициируемых, учителей и учеников, экспертов и неофитов. Посредник регулирует такое взаимодействие, координирует взаимоотношения внутри группы, снимает напряжение, которое является следствием недоверия, непонимания, ошибочной интерпретации. Посредник появляется тогда, когда нарушается связь исторических и современных контекстов, и его функция состоит в том, чтобы выразить реальность новой идеи, которая обеспечит поступательное развитие социума.
Соответственно, основными принципами, регулирующими деятельность посредника в вариативной образовательной среде, являются принцип актуализма и принцип эволюционизма (термины Л.Н. Гумилева). Первый принцип позволяет ввести в поле зрения посредника всю совокупность событий,
происходящих в определенный период образовательного процесса и обозначить точки пересечения интересов, мотивов и ожиданий обучающихся. Второй принцип раскрывает историю формирования культурных идентичностей и, тем самым, полагается в основание разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Сочетание принципов акту-ализма и эволюционизма обеспечивает динамику образовательного процесса в плане взаимодействия регрессивных и прогрессивных включений (интенциональных установок, идеологических точек зрения и опытных переживаний) на том или ином этапе обучения.
Базовые принципы получают дальнейшую разработку посредством определения сопутствующих принципов. Последние моделируют образовательную среду по типу интерактивного пространства, в рамках которого осуществляется мягкая сборка когнитивных, социальных и языковых ресурсов личности. К сопутствующим относятся: принцип диалогизма; принцип доверия; принцип комплиментарности; принцип субсидиарности; принцип толерантности.
Принцип диалогизма совпадает по вектору с современной тенденцией, помещающий в центр социального пространства человека общающегося. Эта тенденция проявляется в самых различных сферах человеческого бытия и деятельности. Назовем наиболее четко оформленные признаки современной диалогической тенденции:
❖ антропоцентрическое осмысление природных, социальных и языковых феноменов (с учетом когнитивного и социального опыта интерпретатора);
❖ дискурсивное конструирование бытийной среды, в ходе которого порождается живое знание и имеет место живое движение человека в культурных и поликультурных контекстах;
❖ интенциональный вектор, очерчивающий перспективы аксиологического консенсуса, взаимопонимания и социального согласия;
❖ кооперативное взаимодействие, посредством которого создаются участки аттрактивного притяжения в качестве основы для развития социального и коммуникативного партнерства;
❖ медиационные технологии, предлагающие эффективный инструментарий для управления конфликтными ситуациями (в терминах аргументации и контраргументации);
❖ парадигмальная замена инерционных систем их инновационными аналогами.
В вариативной образовательной среде принцип диалогизма является ориентирующим с точки зрения: развития обратной связи, формирования индивидуальной образовательной траектории [Живокоренцева, 2012], а также включения обучающегося в коллективный творческий контекст. Диалог предполагает постоянно возобновляемое обращение к логосу (рациональное воздействие), пафосу (эмоциональное воздействие) и этосу (морально-нравственное воздействие). При этом выбор типа воздействия мотивируется личностными свойствами обучающегося и характеристиками учебно-коммуникативной ситуации.
Эффективность посреднической деятельности во многом определяется принципом доверия. Включение такого принципа в инструментальное обеспечение интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса обосновывается опорным смыслом совместной деятельности - ориентацией на достижение взаимопонимания. Высокий уровень доверия посреднику способствует преодолению когнитивной асимметрии, обусловленной различием культурных и этнических ценностей [Donaldson, 1996; Culture Matters, 2000]. Неполное доверие или недоверие, безусловно, являются дефицитами ориентирующего взаимодействия, усложняющими восприятие и когнитивную обработку учебной информации. Образуются также межличностные и межкультурные барьеры, которые не позволяют в полном объеме решить проблему достижения аксиологического и стратегического консенсуса.
Следовательно, важная задача посредника - формирование пространства доверия посредством расширения консенсуальной области взаимодействий в режиме поиска симметричных когнитивных переживаний и регулярной активации таких переживаний в учебных событиях. Инструментальным обеспечением педагогического поиска является метод этносемиометрии (соизмерения этнокультур-
ных ценностных смыслов), разработанный Е.Ф. Серебренниковой [Серебренникова, 2008, с. 8-62; Лингвистика и аксиология, 2011, с. 7-48].
Принцип доверия требует переформатирования педагогического дискурса в плане увеличения «удельного веса» аутентичных коммуникативных событий, разрешающих обсуждение эмоциональных состояний взаимодействующих субъектов (о роли эмоций в научении см. [Златев, 2006]). Учет эмоциональных переживаний обучающихся - ключ к решению проблемы оптимизации межличностного, межкультурного и межэтнического взаимодействия.
Принцип комплиментарности предполагает наличие взаимной симпатии субъектов, участвующих в образовательной деятельности. Симпатия проявляется как позитивное отношение к партнеру по учебной коммуникации, положительная оценка его/ ее личностных качеств, профессиональных умений и коммуникативных способностей. Комплиментарность - мотивирующая основа совместной деятельности, связанная коррелятивными отношениями с системой аттракторов, существующих на разных уровнях и в разных плоскостях социальной когниции. Аттракторы могут быть эмоциональными и рациональными; когнитивными и дискурсивными; индивидуальными и коллективными; психологическими и социальными; вербальными и невербальными; осознаваемыми и неосознаваемыми.
В силу своей положительной «заряженно-сти» аттракторы формируют благоприятную образовательную среду, в рамках которой учебно-методические ресурсы используются оптимальным образом для достижения заявленных целей. Принимая во внимание характеристики современной образовательной среды, отметим, что посредник должен владеть стратегиями когнитивно-дискурсивного менеджмента [Казыдуб, 2013] и социального аудита [Montana, 2000, p. 53].
Принцип субсидиарности. По И.А. Мальковской, субсидиарность - «принцип “горизонтального” интерактивного взаимодействия, основанного на поддержке и взаимозависимости в рамках самых разных институтов, способных к развитию» [Мальковская, 2008, с. 78].
Успешность реализации данного принципа во многом определяется параметрами согласования разного рода идентичностей, вовлеченных в образовательный процесс. Для того чтобы раскрыть сложность такой задачи, приведем набор идентичностей, актуализируемых языковой личностью в ситуациях социального взаимодействия. В [Crystal, 1997] различаются следующие виды идентичностей: физиологическая, психологическая, географическая, этническая, социальная, контекстуальная и стилистическая. Посредничество формирует область пересечения и сопряжения идентичностей путем их обсуждения в процессе порождения педагогического дискурса.
Принцип субсидиарности устанавливает набор требований в отношении коммуникативных категорий, образующих граунд-структуры мы-дискурса. Этот принцип с необходимостью вводит в образовательное пространство категории вежливости, дискурсивного контракта, коммуникативного смягчения, коммуникативной ответственности и мягкого управления процессом обучения.
Задача гармонизации интерактивного взаимодействия в вариативной образовательной среде решается также в плоскости приобретения обучающимися навыков толерантного поведения, которое предполагает принятие точки зрения Другого и допущение иного взгляда на происходящие события. В этом плане приобретает актуальность принцип толерантности как регулятивное правило, оформляющее конструируемый дискурс по типу кооперативного взаимодействия.
Специального рассмотрения требует вопрос о роли посредника в динамически изменяющемся образовательном контексте.
Характерной чертой современной образовательной среды является перемещение в центральную позицию интерактивных методов и технологий обучения. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся степени значимости личного примера посредника в процессе обучения и воспитания. Не девальвируется ли в этом случае ценность личностного фактора как идеальной когнитивной модели и как эффективного приема педагогического воздействия? Не утрачивается ли эмоциональная связь учителя и ученика, воспитателя и воспитанника? Каким образом обеспечивается оптимальное соотношение прямого и опосредованного управления педагогическим процессом?
Нельзя не признать, что интерактивные методы и технологии обучения обладают обучающим потенциалом, востребованным современным уровнем развития человеческой цивилизации. Такие образовательные ресурсы:
> согласуются с категориальными и структурными, характеристиками современной образовательной среды, которая является глобальной, мультикультурной, нелинейной, полицентричной и поликонтекстуальной;
> реализуют социальный заказ в отношении метапредметных компетенций, коммуникативных умений и профессиональных навыков, необходимых для бытия и деятельности языковой личности в новых условиях социального развития;
> решают задачу формирования благоприятной образовательной среды посредством воспроизведения ориентированного на взаимопонимание действия в процессе обсуждения проблемных ситуаций и разработки стратегий и технологий управления такими ситуациями;
> конструируют дискурсивное пространство, в рамках которого циркулирует живое знание и формируется когнитивный опыт как условие успешной социализации языковой личности;
> способствуют развитию диалогической тенденции, обозначающей перспективы преодоления рисков межкультурных и межэтнических конфликтов.
В новых условиях по-новому видится роль посредника: расширяется его функционал за счет включения в круг его обязанностей процедур модерации и фасилитации. Такое требование предполагает определенные ограничения в части реализации прямого педагогического воздействия. С одной стороны, создаются благоприятные условия для развития критического (стратегического) мышления и креативных способностей обучающихся. С другой стороны, ощущается дефицит авторитетного мнения и эмоциональной связи между посредником и участниками образовательного процесса. По этой причине существует необходимость в разработке компенсаторных инструментов, возвращающих в образовательное пространство фактор притягательности личности наставника, этическую энергию взаимодействия учителя и ученика, которая на самом деле обеспечивает духовную связь поколений.
Таким образом, проблема посредничества в современной образовательной среде связана с поиском путей согласования традиционного и инновационного способов педагогического воздействия. Фигура посредника остается центральной для всех форматов образовательного процесса. Развитие института посредничества отражает характеристики современной образовательной среды и обозначает новые векторы управления образовательной деятельностью.
Библиографический список
1. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М. : Рольф, 2002. - 560 с.
2. Живокоренцева, Т.В. Теоретико-методологические и социокультурные аспекты вариативности образования [Электронный ресурс] / Т.В. Живокоренцева.
- Режим доступа : http://md.islu.ru/ru/jourmal/2012-4/ zhivokorenceva_variativnost_0_2-Nuance PDF Reader 6.0 (дата обращения : 30.06.13).
3. Златев, Й. Значение=жизнь (+культура): Набросок единой биокультурной теории значения [Текст] / Й. Златев; авториз. пер. с англ. Т.Л. Верхотуровой и А.В. Кравченко // Studia Linguistica Cognitiva.- Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. - М. : Гнозис, 2006. - С. 308-361.
УДК 378.046.4 ББК 74.480.41
Л.А. Mi
4. Казыдуб, Н.Н. Когнитивный менеджмент во взаимодействии языков и культур [Текст] / Н.Н. Казыдуб // Когнитивные исследования языка: гл. ред. Н.Н. Болдырев. Вып. XIII: Ментальные основы языка как функциональной системы : сб. науч. тр. / отв. ред. вып. Н.А. Беседина. - М. : Ин-т языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013.
- 906 с.
5. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов [Текст] : кол. монография / отв. ред. Л.Г. Викулова. - М. : ТЕЗАУРУС, 2011. - 352 с.
6. Мальковская, И.А. Знак коммуникации : Дискурсивные матрицы [Текст] / И.А. Мальковская. - 3-е изд. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 240 с.
7. Серебренникова, Е.Ф. Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа / Е.Ф. Серебренникова // Этносемиометрия ценностных смыслов : кол. монография. - Иркутск : ИГЛУ, 2008. -С. 8-62.
8. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of Language [Text] / D. Crystal. - Second edition. - Cambridge : Cambridge University Press, 1997. -487 p.
9. Culture Matters: how values shape human progress [Text] / ed. L.E. Harrison, S.P. Huntington. - New York : Basic Books, 2000. - 348 p.
10. Donaldson, T. Values in Tension: Ethics Away from Home [Text] / T. Donaldson // Harvard Business Review. - 1996. - V. 74. - № 5. - P. 48-62.
11. Montana, P. J. Management [Text] / P. J. Montana, B. H. Charnov. - 3rd ed. - New York: Barron’s, 2000.
- 541 p.
ТЕНДЕНЦИИ В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ ВЫСШЕГО УРОВНЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются тенденции в постановке целей высшего уровня в современном российском образовании за период с 2000 по 2013 гг. на основе аспектного анализа основополагающих нормативно-правовых документов в сфере образования, выявляется наличие гибкости в целеполагании в связи с изменениями внешней среды, степень соответствия целепола-гания ожиданиям личности, общества, государства.
Ключевые слова: цели высшего уровня; основополагающие принципы государственной политики; приоритеты государственной политики в сфере образования; тенденции в постановке целей; ключевые акценты обязательств государства в сфере образования
L.A. Magalnik
tendencies in goal-setting for top-level education in modern russia
The article discusses the tendencies of top level goal-setting in modern Russian education in the periodfrom 2000 to 2013. A normative legal instrument analysis has been carried out to this end. The article identifies the goal-setting flexibility due to external environment changes as well as the goalsetting conformance quality to expectations of the person, the community and the state.
Key words: top level goals; fundamental principles of state policy; state policy priority in education; tendencies of goal-setting; key government obligations in education