проблема последовательности изучения однотипных бросков в женском дзюдо без падения и с собственным падением в условиях ранней спортивной специализации
Кандидат педагогических наук, доцент И. В. Тихонова, Аспирант П. Г. Омарова
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Отличие женской морфологии от мужской ставит на повестку дня вопрос о корректировке состава техники дзюдо и последовательности его изучения, начиная с этапа начальной подготовки. В противовес системе классификации Д. Кано (2000), ориентировка на классификацию Ю. А. Шулики (1988) позволяет объединить по единой структуре броски без падения и с собственным падением. В условиях ранней специализации необходимо первоначальное изучение бросков с падением.
Ключевые слова: броски без падения, броски с падением, энергетические затраты, пространственная структура броска, идентичность классификационных признаков.
Физкультурная система традиционного дзюдо в значительной степени отличается от принципов спортивного противоборства, что ставит под сомнение совместимость демонстрационной техники бросков дзюдо со спортивной техникой в условиях повышенной кинематической жесткости поединков [9].
Благодаря вхождению дзюдо в состав олимпийских видов, в мировой спорт автоматически вошло и женское дзюдо. Однако никто не подумал о функциональной совместимости женского организма с мужским. Можно ли женщинам выполнять такие же технические действия, какие выполняют мужчины? В этом аспекте вопрос аналогичен вопросу о правомерности перенесения функциональных нагрузок для взрослых спортсменов на детский организм, что пагубно влияет на ход развития всех его функциональных структур и на дальнейшую массовость спорта.
В научных исследованиях, касающихся женского дзюдо, поднимаются вопросы:
• использования специальных упражнений в условиях, приближенных к условиям поединка [5];
• усвоения тактики дзюдо за счет использования специальных игр [3];
• особенностей физической подготовки дзюдоисток [2].
Практически учебный материал по технике приемов дзюдо переносится с мужского аналога без каких-либо коррекций [7]. В наиболее широком и актуальном в данном аспекте исследовании в области базового обучения технике женского дзюдо [1] поставлен ряд вопросов, касающихся содержания и последовательности изучения бросков. Причем речь идет о целесообразности начинать обучение малоамплитудным броскам и, в то же время, предлагается в первую очередь изучать такие приемы, как броски подворотом, задние и передние подножки, которые относятся к высокоамплитудным броскам [12]. Также предлагаются нормативы физической подготовленности для женщин (чему может быть посвящена отдельная диссертация) и технической подготовленности. Рекомендуются инновационные схемы уроков в недельных циклах, временные режимы учебно-тренировочных занятий, методика укрепления мышц тазового дна, новые подходы обучения самостраховке, дозировке заданий, последовательности изучения и повторения учебного материала, «кустовой» метод усвоения техники, относящийся к учебно-тренировочному этапу подготовки. Конечно же, при таком количестве поставленных задач ни одна из них не может быть обеспечена корректным научно обоснованным доказательством.
К сожалению, программный учебный материал отдельно для женщин, включая и нормативы по физической подготовленности, в программно-методических документах отсутствует [4]. Состав и последовательность изучения технических действий для женщин остаются аналогичными программному составу, рассчитанному на усвоение его мужчинами.
В этом аспекте вопрос не взаимосвязан с результатами научных данных, касающимися влияния телосложения на результаты в спорте [10] и в спортивной борьбе в частности [8].
Принимая во внимание более низкое расположение ОЦТ женщин как их наиболее отличительное качество от мужского телосложения, мы предположили, что в целях оптимизации программного содержания и последовательности изучения бросков дзюдо как наиболее сложных приемов борьбы, необходимо провести специальное исследование. В первую очередь необходимо было исследовать влияние проведения бросков различных типов и классов [12] на функции сердечно-сосудистой системы. Первоочередной задачей, на наш взгляд, было определение степени усилий, необходимых для проведения бросков противника без собственного падения и с собственным падением, увлекая противника за собой.
В соответствии со структурой классификации Д. Кано [6] (схема 1), идентичные по биомеханической структуре броски относятся к различным классификационным группам. Кроме того, броски без собственного падения предлагаются к изучению раньше, чем сходные по структуре броски с собственным падением.
В соответствии с классификационной системой Д. Кано, программный материал традиционного дзюдо распределяется по принципу: от бросков без собственного падения - к броскам с собственным падением (очевидно: вначале эффектные броски в демонстрационном режиме, а затем броски для использования в режиме сопротивления противника). С позиций интересов физической культуры эта мера имеет смысл. Однако в условиях ранней специализации целесообразность первоочередного изучения бросков без падения ставится под более обоснованное сомнение. Возникает проблема оптимальной реорганизации базовой технической подготовки в дзюдо, особенно для женщин.
В 30-х годах прошлого века В. С. Ощепков изменил структуру классификации Д. Кано, заметив среди двух различных групп единую пространственную структуру с той лишь разницей, что броски второй группы выполняются с собственным падением. Так, броски проворо-том через таз (по классификации Ю. А. Шулики) [14] могут проводиться двумя способами: без падения (за счет вертикального подъема противника) и с падением (за счет выведения противника из равновесия падением своего тела). Так же выполняются и провороты подхватом, подсадом, подножкой, отбивом (схема 2).
При решении вопроса о последовательности изучения бросков дзюдо на этапе начальной подготовки для мужчин в исследовании Н. А. Хуако [13] использовалась методика определения степени нагрузки по ЧСС при проведении идентичных бросков с падением и без него.
Результаты исследования свидетельствовали в пользу первоочередного изучения бросков с собственным падением, поскольку на этапе изучения и освоения бросков энергетические затраты на их проведение значительно ниже, чем при проведении бросков «метанием» (по японской терминологии).
Но ведь вопрос ставится не только по параметрам неприемлемой энергетической трудности. Проблематично безтравматическое выполнение бросков Наге-ваза («метанием») в условиях ранней специализации,
которые с легкостью предлагаются для детей в работе Клода Фраде [11, 12, 15].
В нашем исследовании, организованном по такой же методике, были получены результаты, свидетельствующие о значительно большей функциональной нагрузке на женщин, чем на мужчин при проведении бросков вообще, и в ее уменьшении в такой же пропорции, как у мужчин (табл.).
Поскольку в ходе исследования каждая участница при проведении бросков с падением вынуждена была вставать на ноги (на что требовались дополнительные силы), усилия на проведение бросков без падения оказываются сравнительно еще менее значительными, нежели официально зафиксированные.
Если учитывать, что по правилам соревнований дзюдо оценка броска без падения и с падением едина, возникает вопрос о целесообразности изучения бросков с падением после бросков без падения.
Схема 1
Классификация техники борьбы дзюдо,
по Д. Кано
Разделы
Броски метанием (Наге-ваза) Броски, жертвуя стойкой (Сутеми-ваза) Борьба лёжа (Не-ваза)
броски техникой рук (Те-ваза) броски без поворота ( Масутеми-ваза) удержания (Катаме-ваза)
броски техникой бедра (Коси-ваза) броски с поворотом (Юкусутеми-ваза) удушения (Ишими-ваза)
броски техникой ноги (Аши-ваза) болевые приёмы на руку (Конзатсу-ваза)
Таблица
Результаты лабораторного эксперимента по установлению степени трудности бросков, проводимых без собственного падения и собственным падением (увлекая противника за собой) по разности между исходной и конечной ЧСС (девочки)
и Ката-гурума
№ О-госи Тсури-гоа (падая) Хане-госи Хараи-гос (падая) без падения с падением
М 28,8 26,6 29 26,5 28,5 27
о± 2,766 2,656 3,359 2,582 1,688 2,455
т± 1,012 0,716 1,282 0,787 0,766 0,73
t в 5,632 3,754 3,677
Р <0,001 <0,01 <0,01
Схема 2
Классификация бросков, по Ю.А. Шулике (1988)
Типы: проворачиваясь наклоняясь прогибаясь запрокидываясь
Группы: подгруппа -без собственного падения подъемом (вертикально) подъемом (вертикально)
через часть тела через часть тела
подножкой подножкой подножкой подножкой
через ногу через ногу через ногу через ногу
зацепом зацепом зацепом зацепом
отбивом отбивом
подхватом отхватом подхватом отхватом
подсечкой подсечкой
Подгруппа -с собственным падением через часть тела через часть тела
подножкой подножкой подножкой подножкой
через ногу через ногу через ногу через ногу
зацепом зацепом зацепом зацепом
отбивом отбивом
подхватом отхватом подхватом отхватом
подсечкой подсечкой
В условиях ранней специализации такое заключение имеет еще более обоснованный базис, поскольку изучение броска с собственным падением, кроме меньших энергетических затрат на его проведение, обеспечивает:
• более качественное усвоение формализованной структуры бросков за счет продления амплитуды своего собственного движения;
• более надежную травмобезопасность за счет распределения во времени силового воздействия на противника.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белов, А. В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Белов А. В. - СПб., 2000. - 18 с.
2. Васильев, В. Н. Динамика физической подготовленности юных дзюдоисток [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Васильев В. Н. - М., 1995. - 20 с.
3. Ерегина, С. В. Моделирование тактических действий при проведении бросков и их освоение дзюдо-
истками 14-17-летнего возраста [Текст]: автореф. дис____
канд. пед. наук: 13.00.04 / Ерегина С. В. - М., 1998. - 21 с.
4. Дзюдо. Программа: примерная программа спортивной подготовки для детских спортивных школ, специализированных детских спортивных школ олимпийского резерва [Текст] /А. О. Акопян [и др.]. - М.: Советский спорт, 2008. - 96 с.
5. Извеков, В. В. Система управления подготовкой женщин в спортивной борьбе (на примере дзюдо) [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Извеков В. В. - М., 2001. - 250 с.
6. Кано, Дзигаро. Кодокан. Дзюдо [Текст] / Д. Кано. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 222 с.
7. Манолаки, В. Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Манолаки В. Г. - СПб., 1993. - 50 с.
8. Моргунов, Ю. А. Влияние роста противника на технику выполнения приемов [Текст] / Ю. А. Моргунов, И. В. Шинелев, Р. С. Потратий // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 16-18.
9. Совмиз, А. А. Адаптация техники бросков в дзюдо к кинематическим условиям спортивного поединка [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Совмиз А. А. -Краснодар, 2009. - 178 с.
10. Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 592 с.
11. Фраде, Клод. Дзюдо для нас / пер. Н. Дьячковой [Текст] / К. Фраде // Журнал «Дзюдо». - М. - 2002. - № 3-4.
- С. 94-97.
12. Фраде, Клод. Дзюдо для нас / пер. Н. Дьячковой [Текст] / К. Фраде // Журнал «Дзюдо». - М. - 2003. - № 8-10. - С. 79-81.
13. Хуако, Н. А. Содержание и последовательность изучения базовой техники бросков дзюдо на этапе начальной подготовки в условиях ранней специализации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Хуако Н. А.
- Краснодар, 2007. - 177 с.
14. Шулика, Ю. А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки [Текст] / Ю. А. Шулика. - Краснодар: Краснодарское книжное изд. - 1988. - 142 с.
15. Кетельхут, Р. Дзюдо для детей: увлекательное учебное пособие для девочек и мальчиков. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2003. - 88 с.
the problem of sequence of studying similar throws in woman judo without falling and while own falling in the conditions of an early sporting specialization
Tikhonova I., Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Omarova P., Post-Graduate Student
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 3500015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The difference of female morphology from the male one puts on the agenda the question of correcting the structure of judo technique and the sequence of its studying beginning with the stage of initial training. As the counterbalance to the system of D.Kano's classification (2000), the orientation to Yu.Shulika's classification (1988) allows to unite throws without
falling and while own falling in conformity with one and the same structure. In the conditions of an early specialization the initial studying of throws with falling becomes necessary.
Key words: throws without falling, throws together with falling, power expenses, spatial throw structure, identity of classificational signs.
гуманизация спортивной подготовки боксеров на первом году учебно-тренирочного этапа занятий боксом в целях сохранения спортивных кадров_
Ст. преподаватель И. Г. Малазония, доцент В. А. Макаров
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Доминирование средств общефизической подготовки и раннего включения поединков в секциях ударных единоборств в условиях ранней специализации и неравномерного уровня соматической зрелости приводит к значительному отсеву учащихся и кумулятивному травматизму, что требует превращения этапа начальной подготовки в этап базовой технической подготовки.
Ключевые слова: гуманизация спорта, прессинг общефизических нагрузок, технико-тактические функции спортивной готовности, ранняя специализация, неравномерный уровень соматической зрелости.
Проблема. История развития
бокса претерпела многократную смену взглядов на преимущественное формирование нокаутирующей или игровой подготовки боксеров. Данный вопрос остается открытым до сих пор.
Особенно обостряется эта проблема по причине катастрофического снижения числа рождающихся здоровых детей и последующего снижения их количества к окончанию средней общеобразовательной школы [1, 9].
Последний негативный фактор в значительной степени предопределяется интенсификацией преподнесения политехнических знаний и снижением воздействия двигательного компонента в жизни школьника, не считая экологического фактора.
При правильной постановке физического воспитания и соответствую-