Научная статья на тему 'Имитационные упражнения, копирующие движения конечностей для усвоения сложно-координированных бросков'

Имитационные упражнения, копирующие движения конечностей для усвоения сложно-координированных бросков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДИРОВАНИЕ / КООРДИНАЦИОННАЯ СЛОЖНОСТЬ / COORDINATED COMPLEXITY / ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / LEADERSHIP / IMITATIONAL MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Подоруев Ю.В.

В работе говорится о том, что усложненные внешние условия за счет усиления ответственности значительно снижают возможность проведения сложнокоординированных бросков на начальном этапе обучения, от этого ставится задача по снятию такой ответственности путем изучения основных движений конечностями вне связи с выполнением броска. С этой целью были составлены имитационные движения руками и ногами, полностью копирующие движения конечностей при проведении таких сложнокоординированных бросков (по Единой классификации технических действий в спортивной борьбе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMITATIONAL EXERCISES COPYING MOVEMENTS OF EXTREMITIES FOR LEARNING COMPLEX-COORDINATED THROWS

The paper informs that more complicated external conditions because of the stricter responsibility considerably lower the possibility of making complexcoordinated throws at the early stage of education. Therefore the task of taking off such a responsibility was put and it was connected with the studying the principal movements with the extremities independently of throws fulfillment. So, imitational hands and legs movements were prepared for this purpose. These exercises were just of the same kind as the extremeties movements while fulfilling such complex-coordinated throws (according to the united classification of technical actions in sports wrestling).

Текст научной работы на тему «Имитационные упражнения, копирующие движения конечностей для усвоения сложно-координированных бросков»

ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОПИРУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЕЧНОСТЕЙ ДЛЯ УСВОЕНИЯ СЛОЖНО-КООРДИНИРОВАННЫХ БРОСКОВ

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ю. В. Подоруев

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

В работе говорится о том, что усложненные внешние условия за счет усиления ответственности значительно снижают возможность проведения сложнокоординирован-ных бросков на начальном этапе обучения, от этого ставится задача по снятию такой ответственности путем изучения основных движений конечностями вне связи с выполнением броска. с этой целью были составлены имитационные движения руками и ногами, полностью копирующие движения конечностей при проведении таких сложнокоординированных бросков (по Единой классификации технических действий в спортивной борьбе).

ключевые слова: лидирование, координационная сложность, имитационные движения.

Использование одежды в борьбе дзюдо и самбо позволяет существенно расширить арсенал бросков за счет использования в качестве орудия нападения ноги. В то же время использование ног для атаки значительно снижает устойчивость атакующего и затрудняет координацию его движений, что при сопротивлении противника усложняет проблему усвоения изучаемого движения.

В условиях ранней специализации эта проблема еще более усложняется. Выявленная в научных исследованиях сенситивность развития координационных способностей [4] не позволяет в раннем возрасте самостоятельно освоить сложнокоординационное действие, поскольку только во 2-м классе начинают формироваться мышечно-кинестезические механизмы [1].

При использовании индивидуального метода на учебно-тренировочных занятиях в видах гимнастики эта проблема успешно снимается за счет лидирующей помощи тренера-преподавателя.

В условиях группового метода проведения занятий по всем видам единоборств, включая дзюдо, эту проблему решить путем лидирования практически невозможно.

В то же время в борьбе дзюдо, уже начиная с программы «младшего» 4-го Кю (оранжевый пояс), запланировано изучение весьма трудных и сложных бросков [2, 9].

Так, на первом году обучения запланированы броски:

- боковая подсечка (Де аси бараи -дословно: горизонтальная рубка саблей двух ног), (следует отметить, что иероглифа, озвучиваемого как «бараи» нет, а существует единый для этого понятия иероглиф «хараи», означающий - горизонтальную рубку саблей с бедра или с ноги);

- передняя подсечка в колено (Хиза гурума - дословно: коленное колесо);

- передняя подсечка (Сасаи тсури коми аси - дословно: поддерживание с соскальзыванием ногой), (следует отметить, что в данном жаргонном термине отсутствует последнее слово - «хараи», чем и объясняется его незаконченность);

- бросок через бедро скручиванием (Уки госи - дословно: короткий бедровый подсед);

- отхват (О сото гари - дословно: основное наружное выкашивание);

- бросок через бедро (О госи - дословно: основной бедровый подсед);

- зацеп изнутри (О учи гари - дословно: основное выкашивание изнутри);

- бросок через спину (Сеои наге - дословно: метание спиной).

Из вышеперечисленных приемов особую координационную сложность представляют броски О учи гари и Сасаи тсури коми аси хараи.

На следующем этапе обучения изучаются еще более сложные в координационном отношении броски подсечкой изнутри.

Данные опроса тренеров по дзюдо свидетельствуют о том, что именно перечисленные броски усваиваются детьми тяжело.

Известно, что овладение произвольным двигательным действием проходит несколько стадий (этапов) формирования координационных нервно-мышечных структур. Вначале в ответ на незнакомую информацию в коре головного мозга возникает генерализованное возбуждение (иррадиация), в результате чего сигналы подаются на большое число мышц, не нужных для выполнения данного действия. Позже, в результате нескольких «проб - ошибок», наступает фаза концентрации возбуждения, далее - стабилизации и, наконец,

- автоматизации, когда никакие сбивающие факторы динамического и психологического характера не могут помешать правильно выполнить изученное движение [5]. Недаром, даже в сравнительно с дзюдо, в простом плавании тренеры заставляют плавать детей с песнями.

При желании преждевременно получить результат, как правило, такие биологические механизмы, как доминанта [6], эмоции [7], призванные обеспечивать адаптацию организма, начинают выполнять негативные функции. Например: желание победить может вместо согласованных действий привести к одновременному сокращению мышц-антагонистов, при котором будет тратиться много энергии на изометрическое напряжение при минимальном динамическом эффекте.

Высокое эмоциональное возбуждение при получении задания на целостное проведение приема, чувство ответственности, приводят к обратному явлению: к возвращению в фазу иррадиации возбуждения, что становится причиной рассогласования, казалось бы, изученного движения.

Именно поэтому одной из главных проблем в спорте является обеспечение помехоустойчивости движений спортсмена за счет стабилизации и автоматизации координационных структур [3].

Для определения степени влияния усложнения внешних условий на качество проведения бросков из различных классификационных групп, нами был проведен модельный эксперимент, в котором учащиеся проводили заданные броски без команды и по команде на скорость выполнения. Оказалось, что такого простого усложнения условий, как задание на скорость и контрольную оценку качества достаточно, чтобы дискоор-динировать действия новичка.

Наибольшее число срывов проведения бросков в условиях ограничения времени их выполнения было зафиксировано при выполнении приемов, техника которых преимущественно связана со сложной координацией атакующих движений ногами и сохранением устойчивости (в отличие от локомоторных движений ходьбы и бега).

Наиболее «ранимыми» оказались такие броски, как: О учи гари (основное выкашивание изнутри - «зацеп

голенью изнутри» по терминологии борьбы самбо) и Ко учи гари (малое выкашивание изнутри - подсечка изнутри по терминологии борьбы самбо).

При опросе учащихся о причинах невыполнения таких бросков основными были признаны: координационная сложность, неустойчивость при сохранении позы, чрезмерное желание преодолеть эту сложность за счет напряжения всех (нужных и ненужных) мышц.

Действительно, при рассмотрении кинематической схемы проведения части бросков наклоном и запрокидыванием с учетом данных Единой классификации технических действий в спортивной борьбе [8], оказывается, что направление движений верхних и нижних конечностей противоестественно движениям, обеспечивающим сохранение равновесия.

Разносторонние разнонаправленные движения характеризуются тем, что основная рывковая рука находится на одной стороне туловища, а атакующая нога -на другой, и осуществляет усилие в противоположную сторону.

Разносторонние однонаправленные движения характеризуются тем, что основная рывковая рука находится на одной стороне туловища, а атакующая нога -на другой, но осуществляет усилие в ту же сторону.

Односторонние однонаправленные движения характеризуются тем, что основная рывковая рука и атакующая нога находятся на одной стороне туловища и их движения направлены в одну сторону.

Односторонние разнонаправленные движения характеризуются тем, что основная рывковая рука и атакующая нога находятся на одной стороне туловища, но их усилия направлены в противоположные стороны (рис. 1).

Естественно, что при их проведении возникает масса непроизвольных движений по сохранению равновесия в ущерб правильному направлению приложения усилий верхними и нижними конечностями.

Факт того, что усложнение внешних условий за счет усиления ответственности значительно снижает возможность проведения сложнокоординированных бросков на начальном этапе обучения, поставил задачу снятия такой ответственности путем изучення основ-

<

разносторонние разнонапрасленные односторонние разнонаправленные разнссторонние однонаправленные односторонние однонаправленные

Рис. 1. векторные схемы направления усилий верхних и нижних конечностей при проведении ратличных классов бровков типа наклосом и запрокидыванием (по классификации Ю.А. шулики, 1993)

ных движений конечностями вне связи с выполнением броска.

С этой целью были составлены имитационные движения руками и ногами, полностью копирующие движения конечностей при проведении таких сложно-координированных бросков по Единой классификации технических действий в спортивной борьбе [8], как:

- наклон подсечкой (снаружи) (Ко сото гари);

- наклон подсечкой изнутри (Ко учи гари);

- наклон отхватом изнутри (О учи гари);

- запрокидывание подсечкой изнутри (в японской классификации отсутствует);

- запрокидывание отхватом изнутри (в японской классификации отсутствует) (см. таблицу).

Подводящие упражнения проводились в одноше-реножном строю по команде, с одновременной демонстрацией движений преподавателем, без установки на имитацию какого-либо броска.

После полугодичного использования в подготовительной части уроков вышеперечисленных имитационных подводящих упражнений были проведены соревнования с группой, в которой не использовались вышеперечисленные подводящие упражнения. Действия участников эксперимента оценивались следующим образом:

- 5 баллов - за быстрое падение противника на спину (атакующий устойчиво остается в стойке);

- 4 балла - за быстрое падение противника на спину (атакующий неустойчиво остается в стойке); за быстрое падение противника на бок (атакующий устойчиво остается в стойке);

- 3 балла - за быстрое падение противника на бок (атакующий неустойчиво остается в стойке); за медленное падение противника на спину (атакующий остается в стойке);

- 2 балла - за медленное падение противника на спину (атакующий падает вместе с противником); за медленное падение противника на бок (атакующий неустойчиво остается в стойке).

В результате статистической обработки полученных оценок было выявлено явное преимущество экспериментальной группы (рис. 2).

Таким образом, можно считать целесообразным использование подводящих имитационных упражнений для бросков дзюдо в соответствии с векторными схемами направления усилий в классах бросков наклоном и запрокидыванием [8].

Символ направления усилий Наименование типа броска Наименование класса броска Движение туловища и головы азаимная стойка при броске

кО N * Наклон Разноименный, разнонаправленный Наклон, наклон Одноименная, (эазноим енная

Запрокидывание Прогиб, засрокидывание Одноименная

\ V. * ► Наклон Разноименный, однонапрлвленный Наклон, наклон Одноименная, разноим енная

Запрокидывание Прдгиб, засрокидывание Одноименная

> Наклон Одноименный, одаоноправленный Наклон, наклон Разноименная

Запрокидотание Прдгиб, запрокидывание Одноименная

< о Наклон Одноиленный, разнонаправленныый Наклон, наклон Одноименная

^Запрокидывание Прогиб, засрокидывание Разноименная

4,4

4,2-

4-

3,8- /

3,6- /

3,4- Л

Рис. 2. Результаты соревнований между экспериментальной и контрольной группой по демонстрации сложнокоординационных бросков типа наклоном и запрокидыванием

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н. И., Дубова Т. Ф., Озернюк А. Т. Половозрастные особенности некоторых показателей психомоторного развития школьников / Психологические проблемы физического воспитания школьников. М., 1989. - С. 37-49.

2. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.

3. Ивойлов А. В. Помехоустойчивость движений спортсмена. - М.: ФИС, 1986. - 108 с.

4. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры 1990. - № 3. -С. 15-18.

5. Погребной А. И. Электрофизиологическое исследование некоторых центральных механизмов произвольных движений человека: автореф. дис. ...канд. биол. наук. - М., 1980. - 16 с.

6. Ухтомский А. А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров: Собр. соч. - Л.: Изд. ЛГУ. - Т. 1. - 1956.

- 328 с.

7. Черникова О. А. Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт. - М.: ФИС. 1973. - С. 190-206.

8. Шулика Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе //дисс. ... д-ра пед. наук. - на соиск. уч. степ. доктора пед. наук. - Краснодар, 1993. - 452 с.

9. Эссинк Х. Дзю-до. - М.: Физкультура и спорт, 1974.

- 110 с.

IMITATIONAL EXERCISES COPYING MOVEMENTS OF EXTREMITIES FOR LEARNING COMPLEX-COORDINATED THROWS

Yu. Podoruev, Candidate of Pedagogics, Senion Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161

The paper informs that more complicated external conditions because of the stricter responsibility considerably lower the possibility of making complex-coordinated throws at the early stage of education.

Therefore the task of taking off such a responsibility was put and it was connected with the studying the principal movements with the extremities independently of throws

fulfillment. So, imitational hands and legs movements were prepared for this purpose. These exercises were just of the same kind as the extremeties movements while fulfilling such complex-coordinated throws (according to the united classification of technical actions in sports wrestling).

Key words: leadership, coordinated complexity, imitational movements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.