Научная статья на тему 'Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки'

Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аридж Саббах-Хури / Палестина / поселенческий колониализм / колониальная граница / сионизм / Хашомер Хацаир / Areej Sabbagh-Khoury / Palestine / settler colonialism / colonial border / Zionism / Hashomer Hatzair

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пеньков Владимир Федорович, Романов Владимир Викторович

Дана рецензия на новую монографию палестино-израильского социолога Аридж Саббах-Хури «Колонизация Палестины: сионистские левые и создание палестинской Накбы» (Stanford University Press, 2023). Данная публикация представляет собой обстоятельное историко-социологическое исследование, в котором рассматривается проблема вытеснения палестинцев с их земель израильскими поселенцами в первой половине ХХ века. Автор монографии разделяет критический подход к официальной точке зрения в израильской историографии по палестинской проблеме. Новационный характер предпринятого А. Саббах-Хури исследования авторы рецензии связывают с активным использованием ею междисциплинарной историко-социологической методологии. Внимание исследовательницы сосредоточено на исторической взаимосвязи между идеологией левых сионистов и практикой захвата палестинских земель. А. Саббах-Хури сумела собрать богатый эмпирический материал, работая с материалами восьми израильских архивов, включая коллекции архивов трех кибуцев. Проведенное Аридж Саббах-Хури исследование, как показано в рецензии, продемонстрировало важность обращения к тем аспектам поселенческого колониализма, которые практически не учитывались в официальной израильской историографии (продолжительность колониального проекта сионистов, особенности социального взаимодействия поселенцев и местного населения, роль принуждения в борьбе за контроль над землей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of “settler colonialism” in the history of Palestine: modern interpretations

A review is given of the new monograph by Palestinian-Israeli sociologist Areej SabbahKhoury “The Colonization of Palestine: The Zionist Left and the Making of the Palestinian Nakba” (Stanford University Press, 2023). This publication is a comprehensive historical and sociological study that examines the problem of Palestinians displacement from their lands by Israeli settlers in the first half of the 20th century. The author of monograph shares a critical approach to the official point of view in Israeli historiography on the Palestinian problem. Reviewers point to the innovative characteristics of the A. Sabbah-Khoury’s research, emphasizing her active use of interdisciplinary historical and sociological methodology. The researcher’s attention is focused on the historical relationship between the ideology of the left Zionists and the practice of seizing Palestinian lands. A. Sabbah-Khoury managed to collect rich empirical material: materials from eight Israeli archives, including the archive collections of three kibbutzim. Areej Sabbah-Khouri’s research, as shown in the review, demonstrated the importance of analyzing those aspects of settler colonialism that were practically not taken into account in official Israeli historiography (the duration of the Zionist colonial project, the features of social interaction between settlers and the local population, the role of coercion in the struggle for control over land).

Текст научной работы на тему «Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 94(5)

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1329-1337

Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки

Владимир Федорович ПЕНЬКОВ1©, Владимир Викторович РОМАНОВ2©*

*ФБГОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106/5 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: vvromanov@mail.ru

Аннотация. Дана рецензия на новую монографию палестино-израильского социолога Аридж Саббах-Хури «Колонизация Палестины: сионистские левые и создание палестинской Накбы» (Stanford University Press, 2023). Данная публикация представляет собой обстоятельное историко-социологическое исследование, в котором рассматривается проблема вытеснения палестинцев с их земель израильскими поселенцами в первой половине ХХ века. Автор монографии разделяет критический подход к официальной точке зрения в израильской историографии по палестинской проблеме. Новационный характер предпринятого А. Саббах-Хури исследования авторы рецензии связывают с активным использованием ею междисциплинарной историко-социологической методологии. Внимание исследовательницы сосредоточено на исторической взаимосвязи между идеологией левых сионистов и практикой захвата палестинских земель. А. Саббах-Хури сумела собрать богатый эмпирический материал, работая с материалами восьми израильских архивов, включая коллекции архивов трех кибуцев. Проведенное Аридж Саббах-Хури исследование, как показано в рецензии, продемонстрировало важность обращения к тем аспектам поселенческого колониализма, которые практически не учитывались в официальной израильской историографии (продолжительность колониального проекта сионистов, особенности социального взаимодействия поселенцев и местного населения, роль принуждения в борьбе за контроль над землей).

Ключевые слова: Аридж Саббах-Хури, Палестина, поселенческий колониализм, колониальная граница, сионизм, Хашомер Хацаир

Для цитирования: Пеньков В.Ф., Романов В.В. Проблема «поселенческого колониализма» в истории Палестины: современные трактовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1329-1337. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1329-1337

© Пеньков В.Ф., Романов В.В., 2023

1329

Original article

https://doi.org/1Q.20310/1810-0201-2Q23-28-5-1329-1337

The problem of "settler colonialism" in the history of Palestine: modern interpretations

Vladimir F. PENKOV1©, Vladimir V. ROMANOV2©*

1 Tambov State Technical University 106/5 Sovetskaya St., Tambov, 392000, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation ^Corresponding author: vvromanov@mail.ru

Abstract. A review is given of the new monograph by Palestinian-Israeli sociologist Areej Sab-bah-Khoury "The Colonization of Palestine: The Zionist Left and the Making of the Palestinian Nakba" (Stanford University Press, 2023). This publication is a comprehensive historical and sociological study that examines the problem of Palestinians displacement from their lands by Israeli settlers in the first half of the 20th century. The author of monograph shares a critical approach to the official point of view in Israeli historiography on the Palestinian problem. Reviewers point to the innovative characteristics of the A. Sabbah-Khoury's research, emphasizing her active use of interdisciplinary historical and sociological methodology. The researcher's attention is focused on the historical relationship between the ideology of the left Zionists and the practice of seizing Palestinian lands. A. Sabbah-Khoury managed to collect rich empirical material: materials from eight Israeli archives, including the archive collections of three kibbutzim. Areej Sabbah-Khouri's research, as shown in the review, demonstrated the importance of analyzing those aspects of settler colonialism that were practically not taken into account in official Israeli historiography (the duration of the Zionist colonial project, the features of social interaction between settlers and the local population, the role of coercion in the struggle for control over land).

Keywords: Areej Sabbagh-Khoury, Palestine, settler colonialism, colonial border, Zionism, Hashomer Hatzair

For citation: Penkov, V.F., & Romanov, V.V. (2023). The problem of "settler colonialism" in the history of Palestine: modern interpretations. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 5, pp. 1329-1337. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1329-1337

ВВЕДЕНИЕ

Палестинская проблема и перспективы ее урегулирования вот уже не одно десятилетие продолжают оставаться предметом самых острых общественно-политических и научных дискуссий. Это связано с тем, что палестино-израильский конфликт до сих пор не нашел своего завершения. Более того, он регулярно вступает в очередную и подчас чрезвычайно опасную стадию своего обострения. Самые последние события в регионе еще раз продемонстрировали, к сожалению,

эту печальную закономерность, подтвердив взрывоопасный характер ситуации на Ближнем Востоке. Причины и последствия продолжающегося палестино-израильского конфликта стали предметом многочисленных исследований, которые проводились учеными по всему миру. Итоги таких исследований нашли отражение в огромном количестве публикаций. В силу значительной дискусси-онности темы в них, естественно, по-разному освещается не только сама природа палестинской проблемы, но и различные аспекты палестино-израильского противостояния.

В статье предпринята попытка анализа новой монографии палестино-израильского социолога Аридж Саббах-Хури «Колонизация Палестины: сионистские левые и создание палестинской Накбы» (Stanford University Press, 2023) [1]. Эта работа представляет собой обстоятельное историко-социологи-ческое исследование, в котором рассматривается проблема вытеснения палестинцев с их земель израильскими поселенцами в первой половине ХХ века. Автор книги занимает должность профессора кафедры социологии и антропологии Еврейского университета в Иерусалиме и уже по праву признается авторитетным ученым мирового уровня. А. Саб-бах-Хури накопила богатый опыт преподавания не только в Израиле, но и в университетах Европы и Америки. Она входит в состав Генеральной ассамблеи и комитета академических исследований Мада аль-Кармель -арабского центра прикладных социальных исследований. А. Саббах-Хури получила докторскую степень по социологии от Тель-Авивского университета, работала по программам постдокторантуры в ряде университетов США. Ее исследовательские интересы связаны с изучением различных аспектов политической и исторической социологии, колониализма, изучения коренных народов, памяти и критической социальной теории. Она уже опубликовала несколько книг и множество статей в престижных научных журналах мира по вопросам поселенческого колониализма, сионизма, политической социологии и положения палестинских граждан в Израиле. Автора рецензируемой монографии можно отнести к числу тех представителей научного сообщества Израиля, кто разделяет критический подход к официальной точке зрения по палестинской проблеме.

Важно указать на несколько моментов биографии Аридж Саббах-Хури, которые, бесспорно, повлияли на особенности ее мировосприятия и отразились в ее научном творчестве. Она родилась в 1979 г. в Израиле, по своему происхождению - палестинка. Ее детство прошло в небольшой палестинской деревне в Галилее, недалеко от ливан-

ской границы. С 1948 г. эта деревня стала частью израильского государства и постепенно поглощалась созданным по соседству еврейским поселением. Как отмечала сама А. Саббах-Хури в предисловии к своей книге, она выросла «в мире параллельных времен и пространств» [1, р. xi]. Последствия палестино-израильских войн, трагедия Накбы, обезлюдившие и разрушенные палестинские деревни стали для нее той травмой, которая преследовала ее с самого детства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Личный опыт исследовательницы во многом определил целеполагание ее новой монографии. В центре ее внимания оказались т. н. «левые сионисты» и их роль в колонизации палестинских земель. Исторически различные политические объединения левых сионистов, как известно, пытались осуществить своеобразный синтез европейского социализма с идеологией сионизма и применить эти теоретические разработки в процессе построения нового еврейского общества в Палестине [2, р. 89]. Традиционно, как подчеркивает А. Саббах-Хури, их было принято рассматривать как вполне «миролюбивых поселенцев», которые хотели заселить Палестину вместе с арабами, рядом с которыми они поселились [1, р. xii]. Такая точка зрения широко представлена в официальной израильской и западной историографии (см.: [3; 4]). Тем не менее, обращение автора к архивным материалам позволило ей задуматься о справедливости такой оценки. Ее исследование вполне очевидно показало, что еврейские поселенцы «не просто сидели в стороне, пока их соседям грозило изгнание; ...они принимали участие в завоевании и ожидали того дня, когда исчезнут их арабские соседи» [1, р. xii]. Исходя из этого, свою ключевую исследовательскую проблему автор сформулировала предельно просто: как расходились по разным сторонам идеология и реальная политика левых сионистов [1, р. xiii]. В центре ее внимания оказалась «диалектическая напряженность» между их социалистическими

идеалами (включая братство народов и дву-национализм) и колонизационной практикой на территории Палестины [1, р. 32].

Следует, конечно, подчеркнуть, что связь сионизма с политикой «поселенческого колониализма» в Палестине нельзя назвать открытием А. Саббах-Хури. Эта тема уже давно обсуждается в академическом сообществе. Можно сослаться, например, на работы 1970-х гг., подготовленные такими признанными арабскими учеными, как Эдвард Саид [5] или Элия Зурейк [6]. Уже в этих трудах природа израильско-палестинский конфликта напрямую обусловливается логикой еврейского поселенческого колониализма. Такая точка зрения стала с тех пор чрезвычайно популярной, прежде всего, в палестинской историографии, ее обоснованию посвящено большое количество научных публикаций. Своеобразным отражением современных подходов к теме «поселенческого колониализма» можно считать, например, коллективную монографию, изданную в 2023 г. [7].

Тем не менее, исследование, предпринятое А. Саббах-Хури, по нашему мнению, следует отнести к числу новационных для историографии палестино-израильского противостояния. Во-первых, она опирается на междисциплинарную историко-социологи-ческую методологию. Колонизацию Палестины автор рассматривает с точки зрения микроистории приграничных взаимодействий между сионистскими поселенцами трех кибуцев - Мишмар ха-Эмек, Хазореи и Эйн Ха-Шофет - с коренными палестинцами в 1936-1956 гг. Во-вторых, автор дает оригинальные оценки исторической взаимосвязи между идеологией левых сионистов и практикой захвата палестинских земель. Особым предметом ее исследования стало одно из самых крупных левых сионистских движений Хашомер Хацаир, которое уже к 1948 г. помогло основать десятки сельских еврейских колоний по всей исторической Палестине. В этой связи автор уделяет самое пристальное внимание репрезентации колониального насилия в «левосоциалистическом» кибуцном дискурсе. В-третьих, А. Саббах-

Хури сумела собрать богатый эмпирический материал, работая с материалами восьми архивов: несколькими коллекциями государственных архивов Израиля и сохранившимися архивами трех упомянутых выше кибуцев. Источниковая база включает в себя соответствующие отчеты о покупке земель, материалы различных сионистских политических организаций, документы об институциональном планировании и отношениях между колониями и другими сионистскими институтами. Введены в научный оборот многочисленные источники из кибуцных архивных коллекций. Из их числа были привлечены протоколы собраний кибуца, фотографии и переписка, информационные бюллетени, различные сведения о коренном населении, а также множество мемуаров и книг по их истории, которые кибуцы выпускали по собственной инициативе.

Свою работу Аридж Саббах-Хури начинает с анализа ключевых теоретических концептов, которые представлены в историографии, посвященной осмыслению колониального опыта. В частности, она оценивает потенциал популярной «теории фронтира» американского историка Фредерика Тернера для понимания практик сионистского расселения на территории Палестины. Логика фронтира, по Тернеру, основывается на праве претендовать на пространство, считающееся открытым, постоянно расширять поселения и игнорировать волю коренных народов. Однако вопрос о границе в Палестине носил, как считает А. Саббах-Хури, особый характер. Прежде всего, в этом вопросе феномен поселенческого колониализма довольно тесно переплетался с процессом становления еврейской национальной государственности, институционализацией ее культурной и политической формы. Опираясь на «теорию фронтира», автор формулирует и еще один принципиальный методологический подход к исследуемой проблеме. По ее мнению, граница стала своеобразным местом встречи еврейских поселенцев с коренными жителями Палестины еще в период британского мандата. Именно здесь стала наглядно

проявляться асимметрия их взаимодействия, нарастать социальное и материальное неравенство, что в дальнейшем станет важнейшей причиной палестино-израильского конфликта [1, p. 6].

Еще одним теоретическим концептом, трактовки которого детально анализируются в книге, стал, естественно, «поселенческий колониализм». Автор оценивает различные точки зрения, которые представлены на этот счет как в официальной израильской историографии, так и в работах палестинских исследователей. Обращается она и к практике колониализма, имевшей место в других странах (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия, Алжир, Южная Африка, Родезия, Кения). Сравнительный анализ, по мнению автора, позволил ей проследить «шаблонные способы действий и мышления» в различных случаях поселенческого колониализма. Опираясь на труды многочисленных предшественников, изучавших интерпретации данного концепта, А. Саббах-Хури указывает на необходимость особого историко-социологического анализа соотношения практик постоянного поселения и владения землей с последующей ин-ституционализацией социальных иерархий на территории Палестины [1, p. 10-11]. При этом она говорит о необходимости переосмысления периода действия британского мандата на управление Палестиной, поскольку отправной точкой сионистско-палестинского конфликта нельзя рассматривать ни 1948 год, год создания Израиля, ни «шестидневную войну» 1967 года. Для нее концепт «поселенческого колониализма» стал теоретической основой, позволившей рассмотрение «сборок, противоречий, двойственности и непредвиденных обстоятельств, посредством которых прошлое формировалось различными конкурирующими социальными и политическими игроками» в исторической ретроспективе [1, p. 18].

Аридж Саббах-Хури обозначает четыре ключевые проблемы, которые она рассматривает в своей монографии. Во-первых, в центре ее внимания была структурная при-

рода поселенческого колониализма на палестинских землях и механизмы его трансформации. Она пытается оценить, в частности, какие последствия для коренных палестинцев принесли экономические процессы, инициированные поселенцами и связанные с изменениями в обладании права собственности на землю, ее покупками и территориализаци-ей. Во-вторых, автором изучены исторические особенности социальных отношений между поселенцами и их коренными соседями. В-третьих, исследовательница предлагает свой критический подход к устоявшейся в израильской историографии точке зрения на нормативность исторического развития, лежащей в основе социалистически-сионистской трактовки колонизации и ее попыткам «свести всю еврейскую историю к единой истории прогресса, к которой некоторые (сионисты) пришли раньше, чем другие (палестинцы)» [1, p. 32]. В-четвертых, А. Саб-бах-Хури утверждает о том, что истоки Нак-бы коренятся в событиях 1920-1930-х гг., поскольку процесс колонизации был запущен еще Британской империей, которая была «инкубатором еврейских колоний, что способствовало их территориальной экспансии». Эти аспекты истории, по сути, были исключены из дискурса в израильской научной литературе, которая фокусировалась, как правило, на механизме покупки земли, героических практиках заселения и предполагаемом антиколониальном моменте передачи Великобритании сионистам. «В воображении левых сионистов труд фигуральных пионеров обеспечил убежище еврейскому народу и восстановил павшую землю от жестоких, лишенных корней, странствующих арабов и вредных британцев» [1, p. 33].

Рецензируемая монография включает в себя 6 глав. В 1 и 2 главах уточняется история колонизация Изреельской долины с момента основания кибуца Мишмар ха-Эмек (1926 г.) до начала 1950-х гг. и рассматривается основание кибуцев и судьба крупнейших арабских деревень в их окрестностях. Автор анализирует логику того процесса, который позволил сконцентрировать землю в

руках небольшой группы еврейских землевладельцев, большинство из которых жили в городах или даже за пределами Палестины. Речь идет о том, как постепенно сводился на нет суверенитет коренных народов посредством расширения прав и возможностей сионистских поселенцев из Европы, которые были отмечены как «расово превосходящие и подкрепленные властью британского имперского мандата». Власти Великобритании принимали, как показано в монографии, целый ряд нормативных актов, которые, по сути, отражали европейский подход к регулированию земельных отношений и стали стимулом для передачи земель в собственность еврейских поселенцев.

Вытеснение местных жителей Палестины, как показывает А. Саббах-Хури, происходило не только в экономическом и имущественном аспектах, но и в коллективно-общинном. Передача собственности уже тогда де-факто сопровождалась индивидуальными и коллективными столкновениями между поселенцами и коренным населением, в ходе которых регулярно применялось насилие. В результате, процесс расселения еврейского населения на землях Палестины закономерно приводил к созданию значительного слоя безземельных феллахов, потерявших землю, на которой они жили и работали десятилетиями [1, р. 55]. Детальный анализ данного процесса автор проводит на примере палестинских деревень в Изреельской долине, рядом с которыми по инициативе сионистской организации Хашомер Хацаир были созданы три кибуца: Мишмар ха-Эмек (1926 г.), Хазореи (1936 г.) и Эйн Ха-Шофет (1937 г.)

Исторически, как подчеркивает А. Саб-бах-Хури, сионистское движение оправдывало колонизацию палестинских земель спорными притязаниями на землю. Аргументируя свою позицию, поселенцы говорили о том, что в Палестине не было национального народа, что эта территория была населена бродячими кочевниками, не имеющими корней, что земля представляла собой в основном не возделываемую пустыню и что ее освоение евреями приведет к ее процветанию. «Изгна-

ние поселенцами палестинцев, народа, предположительно лишенного сельскохозяйственных способностей, - пишет автор, - привело к возникновению сионистского цивилизаторского модернистского дискурса, который будет призван санкционировать, юридически, но в большей степени морально, захват земель для блага сионистского роста» [1, р. 81-82].

История палестинской деревни Кира, земли которой к марту 1948 г. перешли под полный контроль кибуца Хазорея, позволила А. Саббах-Хури проследить, как обрабатывалась земля на территориях, право собственности на которые оспаривалась, как палестинские земледельцы пытались сопротивляться процессу расселения еврейских поселенцев. Она заключает, что выселение местных жителей стало «коллективной политической проблемой», которую нельзя было решить посредством каких-либо индивидуальных репараций [1, р. 106]. Как считает автор, два десятилетия поселенческой колонизации палестинских земель показывали, что сионистское заселение зависело от множества факторов, что никоим образом не гарантировало появление полностью суверенного еврейского государства. В этой связи еще одним этапом колонизации стала война 1948 г. Именно она, отмечает А. Саббах-Хури, «завершила то, чего сионистские поселенцы не смогли достичь за годы покупок и заселения: они получили контроль над землями, на которых все еще жили палестинцы, и захватили дополнительные земли» [1, р. 118-119].

В главе 3 автор обращается к вопросу о значении колониальной границы, которая была наиболее значимым местом взаимодействия между поселенцами и коренным населением. В большей части официального израильского дискурса, как считает исследовательница, сионистско-палестинские отношения особенно начального этапа колонизации зачастую мифологизируется и романтизируются. Так, в кибуцах, создаваемых Хашомер Хацаир, который был приверженцем социализма, двунациональной политической системы и идеалам братства народов, было рас-

пространено мнение, что между поселенцами и их арабскими соседями развивались вполне продуктивные добрососедские контакты. «Однако контекстуализация способов повседневного взаимодействия в условиях плотной границы, уже пронизанной преобразовательным колониальным вторжением поселенцев и зарождающимися формами сопротивления, - утверждает А. Саббах-Хури, -подрывает утверждения кибуцев о том, что доброжелательные отношения, физическая близость и необходимость управлять повседневной жизнью были выражением готовности к сотрудничеству с палестинской стороной» [1, p. 120]. В этой связи автор предлагает свою альтернативную концепцию «встреч на границе». Как показало проведенное ей исследование, со стороны поселенцев добрососедские отношения с местным населением развивались не только в результате пространственной близости. Они носили скорее стратегический характер и были связаны главным образом с перспективой уничтожения палестинских деревень и перехода под контроль кибуца их земель [1, p. 124].

В главе 4 исследуются отношения кибу-цев с их окружением во время конфронтации 1948 года. Военно-политические аспекты арабо-израильской войны хорошо известны. В этой связи А. Саббах-Хури концентрирует свое внимание на ее социальных измерениях и последствиях: проблемы передела собственности, изгнание палестинцев с их земель, грабежи и присвоение деревенского имущества после того, как его жители были вынуждены покинуть свои дома. Наиболее полно все события этого периода нашли отражение в архивных документах из кибуца Хазорея. В частности, автор вводит в научный оборот дневниковые записи проживавшего в кибуце Майкла Хермони, исполнявшего в те годы обязанности командующего региональной службой безопасности.

Материалы главы демонстрируют, что во время событий 1948 года три кибуца использовали схожие модели колониального дискурса поселенцев. Общая парадигма их социального поведения в теории не отвергала ле-

восоциалистического мировоззрения или приверженности «этике мира». Тем не менее, большинство поселенцев (наиболее очевидно, в Хазорее) с самого начала считали, что, по крайней мере, некоторые арабские деревни должны быть освобождены ради безопасности их кибуца. Объясняя это, автор предлагает «рассматривать сионизм как синкретическое соединение идеологий и практик и учитывать диалектические отношения между дискурсивной и идеологической сферой и материалистическими колониальными практиками поселенцев» [1, p. 190]. Социалистическая идеология Хашомера Хацаира, подчеркивает она, позволяла им оправдать собственное «накопление» путем лишения собственности палестинцев. Другими словами, в идеологии и практике поселенческого колониализма существовала неразрывная связь между приверженностью к «цивилизаторской миссии» и очевидным стремлением к захвату земли у коренного населения Палестины.

В главах 5-6 обсуждается проблема репрезентации прошлого и колониальной памяти поселенцев. Местная история и различные повествования трех кибуцев, как показано в монографии, всегда опираются на ту или иную информацию о палестинских деревнях. Хотя сами деревни были разрушены, они продолжали существовать в сознании кибуца -в детских рассказах, юбилейных антологиях кибуца, интервью с ветеранами кибуца и ки-буцных публикациях. На основе изучения различных источников А. Саббах-Хури выделяет пять моделей, которые поселенцы использовали для представления прошлого палестинского окружения. Во-первых, традиционно присутствовало прямое противопоставление якобы «прогрессивного поселенческого общества слаборазвитым, отсталым палестинским деревням», что позволяло поселенцам скрывать любые претензии своих кибуцев дискурсом прогресса и вежливости, воспитания и развития. Во-вторых, местные жители чаще всего признавались лицами, не имеющими глубоких или законных связей с землей. В-третьих, добрососедские отношения изображались с позиции превосходства,

любые конфликты с местными жителями, как правило, недооценивались и представлялись как результат, прежде всего, внешнего подстрекательства. В-четвертых, присутствовало «асимметричное представление о национальном коллективе»: воспринималась очевидность факта принадлежности кибуца к формирующемуся еврейско-израильскому коллективу, тогда как палестинские деревни рассматривались как не связанные друг с другом и, следовательно, неподходящие в качестве национальных субъектов. В-пятых, вера в легитимность покупки земли и сведение национального конфликта к земельному и, главным образом, к вопросу об экономической компенсации [1, p. 200-201].

Можно полностью согласиться с автором монографии в том, что изучение всех указанных репрезентаций имеет решающее значение «для деконструкции социальных отношений между колонизатором и колонизированными в Израиле/Палестине и понимания природы конфликта между сионизмом и палестинцами», а следовательно, и для поиска потенциальных путей исправления ситуации и примирения.

В 6 главе А. Саббах-Хури рассматривает варианты репрезентации событий 1948 года в трех кибуцах. По ее мнению, наряду с официальными оценками израильского государства о войне 1948 года, кибуцы построили свою историю, которая создана «вокруг образа миролюбивых поселений, подвергшихся нападению» [1, p. 215]. В качестве источников, в которых отражены события 1948 года, автором привлечены кибуцные книги, материалы различных дебатов, новостные письма и личные интервью.

ВЫВОДЫ

В целом проведенное Аридж Саббах-Хури исследование показало важность обращения к тем аспектам поселенческого колониализма, которые практически не учитывались в официальной израильской историографии. Можно согласиться с автором, что к их числу следует отнести, прежде всего, факт

«длительного и постепенного продвижения колониального проекта сионистских поселенцев», запущенного еще в период действия британского мандата. Еще одним аспектом, без которого нельзя понять истоки Накбы, является анализ особенностей сознания и социального поведения палестинских феллахов. Кроме того, следует учитывать еще и фактор принуждения в борьбе за контроль над землей, который проявился задолго до войны 1948 года [1, p. 262].

Завершая свою монографию, Аридж Саббах-Хури интересно оценивает в том числе и роль левосоциалистической идеологии сионистских колонистов. По ее мнению, ценности, которые они разделяли, не стали мотивацией для какого-либо значительного протеста на практику изгнания палестинских деревень до и во время 1948 г., что не помешало кибуцам завладеть землей и собственностью соседних палестинских деревень [1, р. 265]. Более того, социалистические убеждения зачастую выступали в качестве оправдания процесса колонизации. Из числа аргументов в поддержку расширения поселенческой активности, которые выявляет автор, хотелось бы подчеркнуть лишь один интересный аспект самоидентичности поселенцев. Как пишет А. Саббах-Хури, они воспринимали себя в качестве «авангардного социалистического коллектива», создающего «этнически исключительное сообщество», которые необходимо было отделить от их «малоцивилизованного арабского окружения» [1, р. 266]. Лозунг братства народов (версия интернационализма Хашомер Хаца-ир), как считает исследовательница, действительно сыграл роль в формировании повседневной жизни в кибуцах, а также в их самовосприятии и коммеморативных практиках. Однако во всех трех кибуцах, по наблюдениям автора, имелись явные свидетельства того, что развитие отношений с арабскими жителями региона имело стратегическую цель побудить их принять колонизацию мирным путем [1, р. 266]. Таким образом, весь спектр встреч между кибуцами и их палестинскими соседями А. Саббах-Хури определяет терми-

ном «поселенческий колониальный прагматизм» [1, р. 267].

Новая книга Аридж Саббах-Хури - важный вклад в осмысление исторических особенностей социальных отношений на территории Палестины, которые вот уже более 100 лет определяют характер палестино-израильских противоречий. В проведенном ею исследовании точно прослеживаются социаль-

ные и политические механизмы, с помощью которых постепенно создавались формы иерархии, насилия и превосходства, сохранившиеся и по сей день на палестинских землях. Бесспорно, что хорошо аргументированная позиция автора будет способствовать осознанию истоков затяжного конфликта и в итоге стимулировать обсуждение перспектив деколонизации Палестины.

CnHCOK HCTOHHHKOB / References

1. Sabbagh-Khoury A. (2023). Colonizing Palestine: The Zionist Left and the Making of the Palestinian Nak-ba. Stanford, Stanford University Press, 376 p.

2. Nakhleh Kh. (1978). Israel's Zionist Left and "The Day of the Land". Journal of Palestine Studies, vol. 7, no. 2, pp. 88-100. https://doi.org/10.2307/2536440

3. Kimmerling B. (1983). Zionism and Territory: The Socio-Territorial Dimensions of Zionist Politics. Berkeley, University of California, Institute of International Studies Publ., 289 p.

4. Amar-Dahl T. (2017). Zionist Israel and the Question of Palestine Jewish Statehood and the History of the Middle East Conflict. Berlin, Boston, Walter de Gruyter Publ., 199 p. https://doi.org/10.1515/9783110498806

5. Said E.W. (1979). The Question of Palestine. New York, Times Books Publ., 265 p.

6. Zureik E. (1979). The Palestinians in Israel: A Study in Internal Colonialism. London, Routledge Publ., 264 p. https://doi.org/10.4324/9781003369172

7. Sa'di A.H., Masalha N. (eds.). (2023). Decolonizing the Study of Palestine: Indigenous Perspectives and Settler Colonialism after Elia Zureik. London, I.B. Tauris Publ., 349 p.

Информация об авторах

Пеньков Владимир Федорович, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация.

https://orcid.org/0009-0008-6273-521X pvf68@mail.ru

Романов Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии, социологии и международных процессов, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

https://orcid.org/0000-0002-9199-6573 vvromanov@mail.ru

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 09.10.2023 Принята к публикации 25.10.2023

Information about the authors

Vladimir F. Penkov, Dr. habil. (Politology), Professor, Professor of Theory and History of State and Law Department, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation.

https://orcid.org/0009-0008-6273-521X pvf68@mail.ru

Vladimir V. Romanov, Dr. habil. (History), Professor, Professor of Political Science, Sociology and International Processes Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. https://orcid.org/0000-0002-9199-6573 vvromanov@mail.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

Received 09.10.2023 Accepted 25.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.