Научная статья на тему 'Встречи с Махмудом Аббасом'

Встречи с Махмудом Аббасом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
616
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Владимир Иванович

Председатель Организации Освобождения Палестины и Глава Палестинской администрации Махмуд Аббас предстает в качестве деятеля науки и исследователя, чьи труды внесли немалую лепту в изучение истоков и причин палестино-израильского противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Киселев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEETINGS WITH MAHMOUD ABBAS

Mahmoud Abbas, the Chairman of the Palestine Liberation Organization and the Head of the Palestinian Administration, is a well-known scientist and investigator, whose scientific works play an important role in studing of origins and causes of Palestine-Israel opposition.

Текст научной работы на тему «Встречи с Махмудом Аббасом»

ПОРТРЕТЫ

ВСТРЕЧИ С МАХМУДОМ АББАСОМ В.И. КИСЕЛЕВ

Институт востоковедения РАН ул. Рождественка, 12, 107031 Москва, Россия

Председатель Организации Освобождения Палестины и Глава Палестинской администрации Махмуд Аббас предстает в качестве деятеля науки и исследователя, чьи труды внесли немалую лепту в изучение истоков и причин палестино-израильского противостояния.

Мое первое знакомство с Махмудом Аббасом состоялось в начале 1980 года в стенах старейшего в России востоковедного научного центра - Института востоковедения Российской Академии наук, в котором я тогда возглавлял сектор по изучению Палестины и арабо-израильского конфликта. По поручению Дирекции Института мне было предложено научное руководство работой по подготовке диссертации Махмуда Аббаса, посвященной сионистской колонизации Палестины.

Обращение М. Аббаса в наш Институт было не случайным. Как он мне потом рассказывал, у него была возможность пройти курс аспирантуры и защитить диссертацию в широко известных учебных и научных центрах Запада - в Сорбонне или в Кембридже. Тем не менее он предпочел им Институт востоковедения Российской Академии наук в Москве. Свой выбор он объяснял не только высоким авторитетом этого научного центра в арабском мире, благодаря давним традициям востоковедения в России, но и представленной в нем проблематикой. Дело в том, что изучение стран Востока ведется в этом Центре на комплексной основе: наряду с изучением восточных языков, литературы, философии, истории и экономики стран Азии и Африки, большое внимание уделяется также тематике международных отношений и связям России со странами Ближнего и Дальнего Востока. Располагали также и дружественные отношения Советского Союза к освободившимся от колониализма странам Азии и Африки, в том числе к странам Арабского Востока, его помощь студентам и аспирантам из этих стран в совершенствовании своего образования и научной подготовки.

Махмуд Аббас принадлежал к тому типу людей, которые обладают качествами и способностями располагать к себе уже при первом знакомстве. Доброжелательность и открытость, простота общения, вдумчивость и желание понять собеседника, аккуратность и точность в выполнении намеченных встреч и задач - все эти качества возможно были врожденными чертами характера Махмуда Аббаса - выходца из среды палестинской интеллигенции. В 1935 году, когда родился Махмуд, его родители - отец - врач и мать - учительница - жили в городе Сафеде, в области Верхняя Галилея, расположенной в Северной части Палестины. После арабо-израильской войны 1948 года семья Аббаса, как и многие тысячи других палестинских семей, была вынуждена покинуть родные места, так как Сафед и вся область Верхней Галилеи была включена в состав территории государства Израиль.

Семья Аббаса жила в изгнании в Дамаске (Сирия). Здесь Махмуд Аббас поступил на учебу в Дамасский университет, по окончании которого получил ученую степень магистра права, а затем продолжил свое образование в Арабском университете в Бейруте (Ливан).

В жизни каждого аспиранта выбор темы исследования всегда важный и ответственный момент. В случае с Аббасом сделать этот выбор не составило большого труда, так как оказалось, что у него уже давно, вскоре после окончания Университета в Дамаске, появилась задумка написать книгу о сионистской колонизации Палестины. Мне этот сюжет был хорошо знаком, так как в 70-х годах я написал и опубликовал ряд работ по этой теме. И все же постановка вопроса в такой формулировке, в какой ее предложил Аббас, мне показалась слишком трудновыполнимой задачей. А звучала она так: «Тайные связи лидеров сионизма с нацисткой Германией в годы Третьего Рейха (1933-1945гг.)». Мне представлялось вообще невероятным, что могли существовать такие связи и даже, как потом выяснилось, сотрудничество между такими антиподами, как нацизм и сионистское движение, поставившее своей целью построение «Родины» для евреев в виде «еврейского национального очага», а затем еврейского государства в Палестине. И я сразу же поделился своими сомнениями с Аббасом и спросил у него: «Есть ли какие-либо документальные подтверждения таких связей? Насколько раскрытие темы диссертации обеспечено документами и источниками?». Прозвучавшие ответы и аргументы, а также перечисленные документы, что было особенно важным, которыми располагал Аббас, развеяли мои опасения. Обсуждение завершилось утверждением темы, и мы приступили к работе.

Особенностью работы с Махмудом Аббасом было то, что мне пришлось иметь дело с не совсем обычным аспирантом, закончившим университет, а с человеком со сложившимся мировоззрением и с большим жизненным опытом, накопленным за годы активного участия в палестинском национально-освободительном движении. С конца 50-х годов его деятельность была неразрывно связана со становлением и эволюцией созданной по инициативе Ясира Арафата палестинской организации «Движение за национальное освобождение Палестины», обычно сокращенно называемое «Фатх». В 60-х годах «Фатх» стал ядром Организации Освобождения Палестины, возглавившей борьбу палестинцев за свободу и независимость, за построение в Палестине независимого палестинского государства.

Для всех этапов формирования Махмуда Аббаса как политического деятеля характерным для него было сочетание политической работы с углубленным изучением освободительных процессов на его родине - Палестине. В 70-80-х годах им были подготовлены и опубликованы ряд исследований по наиболее важным периодам новейшей истории Палестины и колонизации этой арабской страны сионистским движением под руководством «Всемирной сионистской организации» (ВСО), в том числе книги: «Палестинская проблема: новые перспективы» (Дамаск, 1978), «Сионизм: начало и конец» (Дамаск, 1980), «Значение победы над фашизмом» (Дамаск, 1980), а также статья «Террор: оружие сионистов» (За рубежом, Москва, 1983, № 43). Свои заготовки Махмуд Аббас делал в Дамаске и других арабских городах, в которых тогда базировалась Организация Освобождения Палестины, а затем привозил их в Москву во время своих довольно частых визитов для перевода с арабского языка на русский и их обсуждения со мной. Чаще всего он останавливался в гостинице «Советская», где и проходили наши встречи. Можно сказать, что Москва в то время, в 80-е годы, стала для Аббаса «родным» городом. Не имея

большой практики в разговорном арабском языке, я был вынужден прибегать к использованию английского языка, который Аббас знал, или к помощи переводчика.

Обычно обсуждение проходило за чашкой арабского кофе, которое Аббас предпочитал готовить лично сам и всегда с кардамоном. Так что он не изменял своим привычкам и в Москве, хотя познал русскую кухню и хвалил ее. Особенно ему нравился русский мед, который он даже в качестве сувенира брал с собой, возвращаясь домой. Аббас рассуждал со свойственной восточному человеку неторопливостью и с вниманием относился к замечаниям по тексту. Мягкость и интеллигентность Аббаса способствовали плодотворной работе. Знакомясь с представленным текстом диссертации, я смог убедиться, как много в ней было раскрыто малоизвестных ранее фактов о тайных связях сионизма с нацистским режимом, которые скрывались от общественности.

Документальный материал и многочисленные факты исследования Махмуда Аббаса проливали свет, в частности, на специфику отношений между сионистским движением и нацистской Германией. Последняя заключалась прежде всего в том, что лидеры сионизма, занимавшие руководящие посты в международных сионистских организациях - «Всемирной сионистской организации» (ВСО», «Еврейском Агентстве», «Всемирном еврейском конгрессе» (ВЕК) и других, установили контакты с режимом в Германии, который открыто провозгласил антисемитизм своей официальной государственной политикой. Другой особенностью тайных связей лидеров сионистского движения с нацисткой Германией являлись исторические рамки этих связей - 1933-1945 годы. Хронологически эти связи приходились на наиболее важный период в истории сионистской колонизации Палестины, когда в общих чертах оформились основные социально-экономические и политические институты еврейского «ишува» (общины), во многом предопределившие характер созданного затем на его базе государства Израиль как колониально-поселенческого государства, образованного иммигрантами из разных стран, преимущественно из стран Восточной Европы.

Как свидетельствуют приводимые автором факты, в Германии до прихода нацистов к власти подавляющее большинство немецких евреев отвергало призывы сионистов к эмиграции в Палестину. Согласно статистическим данным, в 1932 году в Германии насчитывалось 503 тыс. евреев. Из них лишь 8739 человек, или менее 2% от общего числа евреев, состояли в сионистских организациях. В Германии тех лет, как и в большинстве европейских стран и особенно стран Восточной Европы, евреи жили сплоченными общинами, они использовали свой язык, культуру и литературу, их совершенно не волновал вопрос «еврейского национального очага» в далекой от них Палестине. Главную роль в еврейской общине в Германии в то время играли еврейские организации во главе с «Центральным Союзом немецких граждан иудейского вероисповедания», основанным еще в 1896 г. Эта организация считала немецких евреев немцами, отвергала сионизм и ставила своей главной задачей борьбу с антисемитами. Евреи считали себя гражданами тех стран и наций, среди которых они жили. Сионизм был для них идеологией национального меньшинства, воспринятого еврейским «средним классом», который, тем не менее, не был готов отказаться от своего установившегося положения и лишить себя коренных связей со странами пребывания ради колониального сионистского предприятия в Палестине. Вместе с тем страны Восточной и отчасти Центральной Европы являлись тогда чем-то вроде главного резервуара, из которого сионизм стремился черпать людские резервы. Прохладное и даже враждебное отношение европейских евреев к идее «еврейского национального очага» проистекало из веры в те нации, среди которых

они жили, из глубокой веры в традиции и гуманистические ценности европейской цивилизации. И Германия в этом отношении не была исключением. Утверждение фашизма в Германии поначалу не изменило антипатии большей части немецких евреев к сионизму и его концепциям. Вместе с тем патологический антисемитизм нацистов, различного рода дискриминационные меры не могли не заставить многих евреев Германии задуматься о своей будущей судьбе, о своей безопасности и, в частности, о мысли об эмиграции из Германии. Этим и не преминули воспользоваться сионистские лидеры «Еврейского агентства» и ВСО в Иерусалиме для активизации своих усилий по вовлечению немецких евреев в дело еврейской колонизации Палестины. И в этом они встретили благосклонное отношение нацистских властей, стремившихся к «очищению» Германии от евреев и представителей других «неарийских» этнических групп, к вытеснению евреев с многих ключевых позиций в ряде отраслей экономики страны, культуры и общественной жизни, к экспроприации их собственности в пользу «Третьего рейха».

В исследовании Махмуда Аббаса впервые в исторической литературе раскрывалась суть, мотивация и подлинные цели так называемой «Хаавара» (трансфертной сделки, в переводе с иврита), заключенной между представителями «Еврейского агентства» и нацистами в августе 1933 года в Берлине о переводе капиталов немецких евреев, эмигрировавших в Палестину. По условиям этого соглашения еврейским эмигрантам из Германии, внесшим тысячу фунтов стерлингов и получившим специальное эмиграционное свидетельство -«Сертификат», предоставлялась возможность переводить затем любую сумму своих капиталов в Палестину при условии, что оплата счетов переводимых капиталов немецких евреев-иммигрантов должна была производиться исключительно товарами германского экспорта. Приток капиталов немецких евреев вместе с частными инвестициями еврейских иммигрантов в Палестину из других стран Восточной Европы в 1933-1939 гг. достигал 21570 тыс. фунтов стерлингов, составляя четвертую часть всех частных инвестиций иммигрантов за этот период. Такой приток капиталов в значительной степени помог сионистскому движению заложить экономический фундамент еврейского «ишува» в Палестине. В этот период еврейскими предпринимателями, эмигрировавшими из Германии в Палестину, был основан целый ряд крупных промышленных предприятий и банков, многие из которых продолжают действовать до сих пор в Израиле. Например, цементные предприятия, основанные в 30-х годах бывшим директором одной из берлинских компаний Карлом Ландау, банк «Леуми», учрежденный группой немецких капиталистов во главе с Арнольдом Бартом из Берлина, и ряд других.

«Хаавара» не была чисто экономической сделкой или только «спасением капиталов немецких евреев», как это утверждали сионистские лидеры. Главная ее цель была политическая: сломать лед недоверия немецких евреев к идее сионизма о переселении в Палестину и вовлечении их в процесс сионистской колонизации Палестины путем создания «национального очага» - родины для евреев, а затем и государства. Если сионистские деятели из «Еврейского агентства» и ВСО, идя на контакты с нацистами и на подписание с ними соглашения «Хаавара», стремились использовать часть инвестированных в Германии капиталов немецких евреев для того, чтобы направить эмиграцию евреев на колонизацию Палестины, то гитлеровские политики рассматривали связи и сделку с сионистскими лидерами как одно из средств развертывания колониальной экспансии на Ближнем Востоке, а также ослабления позиций своих конкурентов - Великобритании и Франции. «Политика нацистов, направленная на то, чтобы «очистить» от евреев Центральную

Европу, - отмечали известные английские эксперты по Ближнему Востоку Роберт Джон и Сами Хадави, - совпала с другой их целью - ослабить позиции Англии на Ближнем Востоке: этим как раз и объяснялось как будто бы странное совпадение интересов гестапо и сионистских организаций». Подобно Англии, фашистская Германия делала ставку в своей политике на Ближнем Востоке одновременно на сотрудничество с некоторыми лидерами арабских стран и на сионистов.

Тайные связи сионистов с нацисткой Германией, начавшиеся в предвоенный период с заключения «трансфертной сделки» - «Хаавара», продолжались и в годы второй мировой войны. В годы войны и оккупации Германией стран Восточной Европы преобладающая часть евреев из этих стран оказалась пленниками нацистов. Всё население оккупированных нацистами территорий - евреи и не евреи -подвергалось воздействию одной и той же жестокой нацисткой военной машины. И тем не менее руководство сионистского движения продолжало сотрудничество с представителями гитлеровских властей в вопросе переселения евреев в Палестину; главные усилия сионистов в эти годы были направлены на то, чтобы охватить своим влиянием группы еврейской молодежи для их последующей иммиграции. Как и ранее, до прихода Гитлера к власти в Германии, сионисты делали ставку на то, чтобы использовать ненависть евреев к фашистской Германии для массового переселения еврейских беженцев. Осуждая на словах действия нацистов, сионистские лидеры на практике замалчивали факты об истреблении евреев. Как свидетельствовали приводимые в диссертации Махмуда Аббаса материалы симпозиума, организованного израильской газетой «Маарив» в апреле 1966 года, «Еврейское агентство» знало в 1942 году об уничтожении евреев гитлеровцами. Темпы этого уничтожения не были известны, но сам факт был известен руководству агентства и сионистским организациям в США. Правда заключалась в том, что они тогда не только молчали об этом, но и заставляли молчать тех, кто знал об этом тоже. В ряде случаев попытки некоторых раввинов и отдельных еврейских (не сионистских) организаций организовать спасение евреев от уничтожения не получали поддержки со стороны руководства ВСО и «Еврейского агентства», но даже блокировались ими, поскольку эти инициативы не обеспечивали контроля по «отбору» тех людей, которые, как они считали, были бы полезны для борьбы за создание еврейского государства в Палестине.

Многие сионистские деятели, например Р. Кастнер и Д. Бранд в Венгрии, Р.Мандлер и И. Рейдлих в Чехословакии, А. Носсиг и Хаим Мордыхай Рамковский в Польше, вступали с ведома сионистского руководства ВСО и «Еврейского агентства» в тайные сделки с нацистскими властями по организации переселения в Палестину специально отобранных партий евреев «в обмен» на обеспечение ими (сионистами) «порядка» в концлагерях и депортацию тысяч обреченных на уничтожение евреев в лагеря смерти и газовые камеры Освенцима. Активную роль в отборе и организации нелегальной доставки в Палестину евреев из оккупированной Европы в 1939-1945 гг. играли сионистские эмиссары израильской разведывательной организации «Моссад». Этим эмиссарам нацистскими властями было предоставлено право свободно посещать концлагеря для «сортировки» заключенных и отбора подходящих людей для их последующей переправки в Палестину, а также право создавать специальные центры по подготовке молодежи к эмиграции. Английские публицисты Джон и Девид Кимхи в своей книге «Тайные пути» отмечали в этой связи, что эмиссары «Моссада» приезжали в нацистскую Германию не для того, чтобы спасать немецких евреев - это не было их задачей. Их взоры были прикованы к Палестине, они искали юношей и девушек, готовых

отправиться в Палестину, чтобы стать пионерами, бороться и воевать. Антисемитские кампании и различного рода репрессивные меры гитлеровского режима против евреев во многом облегчали сионистам проведение в жизнь их политических планов, позволяли им использовать гитлеровский антисемитизм для привлечения на свою сторону евреев Германии и стран Восточной Европы и увеличения еврейской эмиграции в Палестину. Если в 1922 году, то есть в первые годы официального вступления в силу мандата Великобритании на Палестину, численность еврейской общины в Палестине составляла 11% от всего населения, то к началу 30-х годов она увеличилась до 19%; в 1939 г. в Палестине насчитывалось уже 450 тыс. евреев, а к концу 1945 г. - 608 тыс., то есть 32% всего населения страны. Но, как справедливо считает Махмуд Аббас, ставка сионистских лидеров ВСО и «Еврейского агентства» на максимальное использование гитлеровского антисемитизма для увеличения эмиграции немецких евреев в Палестину для строительства там еврейского государства наверняка не привела бы к таким результатам, если бы не встретила поддержку со стороны ведущих держав Запада, прежде всего Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Организация по делам беженцев военного времени (War Refugees Board), действовавшая в Европе во время войны, отмечала, что американская политика отказа приютить беженцев послужила толчком для осуществления гитлеровской программы геноцида после того, как Америка и ее союзники заявили о своей неготовности принять беженцев, которых Гитлер мог бы освободить. В интересах сионистских лидеров было доказать, что все евреи погибли от рук нацистов в ходе массовых репрессий гитлеровцев. Это давало им возможность требовать участия в послевоенных переговорах и «дележе» трофеев - компенсаций, репараций с Германии, а также для манипулирования общественным мнением в пользу построения на территории Палестины еврейского государства, во время рассмотрения проблемы Палестины в Организации Объединенных Наций в 1946-1947 годах.

Анализ различных аспектов избранной темы исследования позволили ее автору Махмуду Аббасу прийти к следующим основным выводам: связи руководящих деятелей сионистского движения с нацистской Германией в 1933-1935 годах развивались на почве общей заинтересованности в колониальной экспансии на Ближнем Востоке. Это, однако, не исключало корыстных целей каждой из сторон -сионистского движения и нацистской Германии - использовать друг друга для укрепления своих позиций в Европе и на Ближнем Востоке. Сионисты в период нацизма приблизились к достижению своей цели, опираясь на две конфликтующие стороны: нацистскую Германию, стремившуюся к «очищению» от евреев, с одной стороны, и на Западные державы - с другой, помогавшие им направлять поток еврейских беженцев в Палестину. Каждая из сторон стремилась к собственной цели в борьбе за господство на Ближнем Востоке. Связи и сотрудничество руководителей сионистского движения с нацистской Германией в 1933-1945 годах явились одним из этапов колониальной политики конкурирующих между собой держав Запада и сионистского движения на Ближнем Востоке и как бы прологом к превращению возникшего в 1948 году на территории арабской страны Палестины еврейского государства Израиль в один из форпостов США, или, выражаясь словами «отца» сионизма Т. Герцля, в «стену Европы (то есть Запада) против Азии».

Насколько эти выводы диссертации Махмуда Аббаса получили подтверждение в ходе событий в Палестине после 1945 года? В какой мере связи сионистского движения с нацисткой Германией способствовали появлению на территории Палестины государства Израиль и вызванной этим катастрофой арабского

палестинского народа, которая, по словам известного английского историка Арнольда Тойнби, является «трагедией всего мира, так как она порождена несправедливостью» - изгнанием большинства коренного населения за пределы страны? Наконец, были ли случайными, лишь эпизодическими, контакты сионистов с нацистами, как пытаются в этом убедить просионистские СМИ в Израиле и в странах Запада?

Определенный ответ на эти вопросы проливают исследования ученых-востоковедов России. Одно из них - публикация признанного специалиста по проблемам Ближнего Востока профессора Г.Л. Бондаревского, который опирается в своих работах на архивные документальные материалы британского «Форин Офис». В своей работе под названием «И суть одна, и цели общие», опубликованной в середине 80-х годов с подзаголовком «О сотрудничестве сионистов с фашистами накануне и в годы Второй мировой войны», он рассказывает о регулярных контактах руководителей Еврейского отдела службы безопасности СС Эйхмана с Полкесом, специальным уполномоченным «Хаганы» - военной организации сионистов в период английского мандата в Палестине, ставшей в 1948 г. ядром израильской армии. Из приводимых в работе Г.Л. Бондаревского документов из архива ведомства Гимлера, хранящихся ныне в США, видно, что Полкес не только подтверждал согласие сионистского руководства поддерживать военно-политические контакты с нацистами, но и снабжал их разведывательной информацией о положении в арабских странах. Эта информация была широко использована гитлеровским Генеральным штабом в 1939-1941 годах при разработке плана захвата всех арабских стран, который намечалось осуществить после вторжения немецких войск через Закавказье на Ближний Восток. Однако разгром Советской Армией гитлеровских войск под Сталинградом и на Кавказе сорвал осуществление этого плана и предотвратил таким образом оккупацию арабских стран.

11 января 1941 г. официальная делегация военно-террористической организации сионистов «Иргун Цвай Леуми» во главе с Н. Лубенчиком вела в Берлине переговоры с руководителем ближневосточного отдела нацистского МИД Отто фон Геттингом. Делегация передала нацистскому эмиссару поразительный документ -предложение «Иргун Цвай Леуми» относительно разрешения еврейского вопроса в Европе и ее участия в войне на стороне Германии. В этом документе говорилось, что, во-первых, Национальная военная организация, то есть «Иргун», полагает, что установление нового порядка в Европе соответствует общим интересам обеих сторон; во-вторых, создание еврейского государства в Палестине на национальной тоталитарной основе, связанного с германским рейхом соответствующим договором, отвечало бы интересам сохранения и укрепления будущей Германии на Ближнем Востоке. Исходя их этих соображений, Национальная военная организация в Палестине выражает готовность принять активное участие в войне на стороне Германии. Далее следовали конкретные предложения о подготовке еврейских воинских формирований в оккупированной гитлеровцами Европе и об их участии в оккупации нацистами Ближнего Востока. Речь, в частности, шла о рекомендациях сионистов германскому Генеральному штабу начать наступление прорывом африканского корпуса Роммеля с территории Ливии, где он тогда находился, через Египет в Палестину.

Приводимые в статье Г. Бондаревского документы о деятельности уполномоченного «Хаганы» Полкеса и особенно предложения «Иргуна» нацистам подтверждают правильность вывода Махмуда Аббаса о том, что связи лидеров сионистского движения с гитлеровским режимом имели не эпизодический характер

встреч отдельных лиц, а строились на основе стратегического партнерства в борьбе за Палестину и Ближний Восток. Ведь и «Хагана», и Национальная военная организация» (Иргун), и отколовшиеся от нее сионистские группировки «Лехи» («Борцы за свободу Израиля») были неотъемлемой частью всего сионистского движения, действия которого направлялись и координировались из одного главного штаба ВСО в Палестине - «Еврейского агентства». Перед ними стояла тогда одна задача: любыми средствами добиться резкого увеличения еврейской иммиграции в Палестину как необходимого условия для построения еврейского государства и захвата территории этой арабской страны. Сотрудничество сионистов с нацистами должно было сыграть роль катализатора этого процесса, хотя для внешнего мира оно представлялось просионистскими средствами массовой информации на Западе как меры по «спасению евреев» от гитлеровского геноцида.

Впоследствии, в конце Второй мировой войны и после ее окончания, когда военное поражение Германии и крушение Третьего рейха стало очевидным, руководство сионистского движения переориентировалось на союз с США, где существовала самая большая и влиятельная после Восточной Европы еврейская община. Опираясь на поддержку США и многочисленных еврейских организаций в странах Европы, сионистское движение не только активизировало борьбу за вытеснение коренного арабского населения - палестинских феллахов-крестьян с их земель, но и бросило вызов своему прародителю Великобритании. Военные группировки «Иргуна», «Лехи» и другие предприняли серию террористических актов против мандатных властей с целью заставить Великобританию открыть двери Палестины для неограниченной еврейской иммиграции. Самыми крупными из этих акций были взрыв в Иерусалиме отеля «Царь Давид», совершенный в августе 1944 г. по приказу руководителя «Иргуна» Бегина, и покушение на британского министра-резидента на Ближнем Востоке лорда Мойна, по приказу Шамира в ноябре 1944 г. в Каире. (Заметим, что впоследствии в 70-90е годы Бегин и Шамир назначались премьер-министрами Правительства Израиля.) Развязанная сионистскими экстремистскими группировками «Иргуна», «Лехи» и др. террористическая кампания против коренного арабского населения Палестины и одновременно против Британской колониальной администрации происходила на фоне подъема движения палестинского народа за национальное освобождение и независимость Палестины. И как не раз бывало в прошлой истории Палестины, эта страна оказалась в самом центре острой политической борьбы между силами неоколониализма и арабского освободительного движения. Специфика этого движения в отличие от других соседних от нее Арабских стран состояла в том, что палестинцам пришлось вести борьбу на два фронта: против английского колониального мандатного режима и против сионистского движения, открыто заявлявшего о своих «правах» на Палестину. И если до Второй мировой войны Великобритания с помощью политики «разделяй и властвуй», подкрепленной силой оккупационной армии, удерживала Палестину под своим господством, то в конце войны и в первые послевоенные годы эта политика явно перестала срабатывать и попросту обанкротилась. Сионистское руководство, опираясь на созданные под сенью британского мандата свои государственные структуры (подпольную армию «Хагана» и правительство в лице «Еврейского агентства»), открыто потребовало создания в Палестине уже не скромного и в высшей степени «безобидного еврейского очага», а еврейского государства, причем не на небольшой ее части, а на территории всей исторической Палестины (то есть включая часть территории современной Иордании). С другой стороны, Палестинское руководство, выражавшее чаяния коренного палестинского

населения, в 1946 г. все еще составляющего большинство населения страны, требовало предоставления национальной независимости Палестине.

В надежде спасти положение и сохранить хотя бы какое-то влияние в Палестине Великобритания пыталась маневрировать: она заявила о своем отказе от мандата и передала проблему Палестины на рассмотрение в ООН. 29 ноября 1947 г. ГА ООН приняла Резолюцию № 181/11, рекомендовавшую отменить британский мандат и разделить Палестину на два государства арабское и еврейское, а город Иерусалим с его окрестностями передать под управление ООН, придав им особый международный статус. Необходимо заметить, что в основу этой Резолюции был положен план колониального раздела Палестины, предложенный еще в 1937 г. королевской комиссией лорда Пила по расследованию положения в Палестине и отвергнутый сторонами. Резолюция эта носила рекомендательный характер и была принята под давлением англо-американского блока, обладавшего тогда большинством голосов в ООН. За эту резолюцию отдали голоса делегаты 22х стран, против высказались 13, в том числе такие крупные страны как Индия, Пакистан, Индонезия, Иран. 10 стран воздержались. По мнению многих экспертов, эта Резолюция представляла собой политическое решение и была нелегитимной, поскольку нарушала основной принцип демократии, то есть не учитывала мнения большинства коренного арабского населения страны, выступавшего против раздела их Родины. Ссылаясь на эту Резолюцию и не ожидая официального прекращения английского мандата и вывода английских войск из Палестины, так называемый Национальный совет «ишува» («Ваад Леуми»), состоявший из креатуры «Еврейского агентства» и ВСО, в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. провозгласил создание на ее территории Государства Израиль. Но еще до этого события, в период с момента принятия Резолюции №181 29 ноября 1947 г. и до 14 мая 1948 г., то есть дня эвакуации из Палестины английских войск, военизированные отряды сионистов «Хагана», «Иргун» и другие приступили к военным операциям по «очищению», а точнее к изгнанию палестинцев не только с части палестинской территории, отведенной ООН для еврейского государства, но и с территории, отведенной арабскому палестинскому государству. Фактически это была необъявленная война против коренного палестинского населения за возможно большее расширение границ будущего еврейского государства. И это было одной из причин поспешного решения Лиги Арабских государств ввести в Палестину военные силы шести арабских государств, чтобы не допустить захвата израильскими войсками всей территории Палестины и Иерусалима, а также с тем, чтобы помешать дальнейшей территориальной экспансии государства Израиль. Ответные действия ЛАГ привели к перерастанию вооруженного конфликта между палестинцами и сионистским движением в более широкий региональный арабо-израильский конфликт. Арабо-израильская война 1948 года в Палестине, в которой арабские армии потерпели поражение, не привела к миру в стране. Было заключено лишь временное перемирие, а так называемые линии «прекращения огня» походили скорее на огневые рубежи для подготовки новых боевых действий.

Образование на территории Палестины еврейского государства Израиль, объявленного сионистским руководством «родиной для всех евреев мира», явилось завершением длительного периода борьбы сионистского движения за овладение Палестиной. В истории этой борьбы связи и сотрудничество сионистов с нацистским режимом Гитлера, как это показано в диссертации Махмуда Аббаса, занимали важное место. Поэтому это исследование до с его времени сохраняет свою актуальность, позволяя лучше увидеть и понять сущность политической борьбы в

Палестине на современном этапе. Подтверждает выводы М. Аббаса и книга бывшего агента «Моссада» В. Островского «Оборотная сторона обмана», где автор пишет: «Мой народ, еврейский народ, всегда и при любой возможности говорил, что за то, что в Европе делали нацисты, ответственны все, потому что нацистам удалось это только благодаря молчанию всех остальных. Когда придет день и израильские генералы и политики будут вынуждены дать отчет за их действия на оккупированных территориях и в других местах, я буду по крайней мере знать, что я не молчал. Для любого, кто имеет понятие о военной стратегии, ясно, что Израиль, даже если он сможет победить своих арабских соседей в ограниченной локальной войне, не сможет их уничтожить или принудить к полной капитуляции. Пока тлеет неразрешенный конфликт, особенно такой, в котором Израиль однозначно выступает в роли агрессора, судьба страны предопределена, и ее разрушение - всего лишь дело времени. Для Израиля пришло самое время, чтобы начать дискуссию, а именно дискуссию об его идеологии. Хотят ли евреи быть гражданами настоящей демократической страны или стражами «Крепости Израиль»? Им стоит лишь посмотреть на горы Израиля, застроенные древними крепостями, которые все со временем пали. Иудаизм вечен, а сионизм - лишь эпизод. Израиль будет в безопасности, лишь став светским государством между рекой Иордан и Средиземным морем, государством, в котором все народы свободны и обладают равными правами. Предоставим же Богу создание Третьего Храма» [1].

Оценка научной значимости той или иной диссертации обычно определяется несколькими основными показателями: тема и постановка проблемы,

оригинальность трактовки главных аспектов темы исследования, обоснованность заключения, достоверность источниковой базы, введение в научный оборот новых данных и документов. Исследование Махмуда Аббаса в полной мере соответствовало этим критериям. Как отмечали в своих отзывах официальные оппоненты, известный русский востоковед-арабист, доктор исторических наук, профессор А.М. Васильев и доктор исторических наук О.В. Ковтунович, диссертация М.Аббаса представляла оригинальное исследование, во многом по-новому раскрывшее особенности истории сионистской колонизации Палестины, включившее в научный оборот новые, дотоле малоизвестные исторической науке факты. Высокую оценку работе Аббаса дали и ученые, выступившие при обсуждении на заседании Ученого совета Института востоковедения, которое состоялось 28 апреля 1982 года. Защита прошла успешно: все члены Ученого совета единогласно проголосовали за присуждение М. Аббасу ученой степени доктора исторических наук. Вскоре после заседания М. Аббас покинул Москву и возвратился в Дамаск уже в новом качестве - доктора исторических наук.

В течение многих последующих лет Махмуд Аббас был одним из ближайших соратников Ясира Арафата, его главным помощником. В отличие от эмоционального Я. Арафата, Махмуд Аббас сравнительно редко появлялся «на публике». Но это никак не умаляло его большого вклада в подготовку важнейших решений ООП, направленных на участие в прямых палестино-израильских переговорах в начале 1990-х годов, в период мирного процесса, приведшего к подписанию 13 сентября 1993 г. «Декларации принципов о временных мерах по организации самоуправления» на палестинских землях Западного берега реки Иордан и сектора Газа и образованию затем на базе этого соглашения Палестинской Национальной администрации (ПНА). М. Аббас был не просто участником упомянутых переговоров, но явился одним из главных «архитекторов» первого в истории палестино-израильских отношений мирного соглашения. Не случайно именно ему

было доверено поставить в качестве представителя палестинской стороны, от имени ООП, свою подпись под Декларацией, В этой связи не будет преувеличением сказать, что в присуждении Ясиру Арафату Нобелевской премии мира немалая заслуга принадлежала и большой, кропотливой работе М. Аббаса по подготовке этого исторического документа. После кончины 11 ноября 2004 г. Председателя Организации Освобождения Палестины Ясира Арафата пост Председателя ООП и Главы Палестинской администрации занял Махмуд Аббас. На всеобщих выборах, состоявшихся в Палестинской Автономии 9 января 2005 г., он получил более 60% голосов избирателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Островский В. Оборотная сторона обмана. Тайные операции Моссад (признания бывшего агента Моссад) // www.fictionbook.nu/ru/author/artemeva_senyu_uchitelya/semilar

MEETINGS WITH MAHMOUD ABBAS V.I. KISSELEV

Institute for Oriental Studies of RAS

Rojdestvenka St., 12, 107031 Moscow, Russia

Mahmoud Abbas, the Chairman of the Palestine Liberation Organization and the Head of the Palestinian Administration, is a well-known scientist and investigator, whose scientific works play an important role in studing of origins and causes of Palestine-Israel opposition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.