Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. _Серия «Исторические науки». Том 6 (72), № 1. 2020 г._
УДК 94(569.4):327
ПРОБЛЕМА ЗАСЕЛЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ ЕВРЕЙСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. И ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ
Щевелев С. С.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Крыжко Е. В.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Исследуется проблема эмиграции еврейского населения на палестинские территории и процесс образования государства Израиль. Хронологически основная фаза обозначенного процесса охватывает период с 29-31 августа 1897 г. по 29 ноября 1947 г., то есть с момента создания Всемирной Сионистской Организации до принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции № 181/II «Будущее правительство Палестины». Обозначенный период характеризуется активизацией эмиграции еврейского населения на территорию Палестины. Представлена характеристика факторов, способствующих этому процессу, выявлены ограничительные меры отдельных государств по обозначению контроля количественного показателя проникновения мигрантов в арабскую среду. Определена роль Всемирной Сионистской Организации и Еврейского Национального Фонда по вопросам поддержки и стимулирования массового переселения евреев на территорию Палестины. Авторы акцентируют внимание на политику Великобритании на Ближнем Востоке, которая заключалась в официальном признании права еврейского населения на проживание в Палестине, закрепленное в Декларации Бальфура, а также в дальнейшей поддержке этого положения в период мандатного управления территориями. Формально мандат не ущемлял права арабского населения Палестины, но на деле никоим образом и не закреплял их, лишь на словах гарантируя соблюдение равного подхода к интересам как арабского, так и еврейского населения. Отмечена тенденция, что с начала 1930-х гг. происходит активизация в Палестине арабских выступлений, которые приобрели вооруженный антисионистский и антиколониальный характер. Особое значение уделяется восприятию решения по Палестине со стороны Великобритании, а также арабскому и еврейскому видению дальнейшего развития событий в регионе. Отсутствие ресурсов у Лондона по решению вопроса арабо-еврейского противостояния приводит к включению в переговорный процесс США и СССР. Таким образом, созданию государства Израиль предшествовала длительная системная борьба еврейского населения за право проживания на территории Палестины, что выразилось в массовой эмиграции, которая стимулировалась как внутринациональными факторами, так и внешним воздействием.
Ключевые слова: Палестина, Великобритания, Израиль, СССР, США, арабо-еврейский конфликт.
Начало ближневосточному конфликту было положено в конце XIX в. В этот период для сионистов основным союзником по колонизации палестинских территорий являлась Великобритания, которая рассматривала Палестину в качестве
плацдарма для проецирования своего влияния на Ближнем Востоке. Еврейский истеблишмент начинает переговорный процесс с британской элитой, направленный на переориентацию точки опоры Лондона по освоению ближневосточных земель с арабского населения на будущее еврейское [2, с. 5].
В это время Палестина входила в состав Османской империи и была малоразвитой ее провинцией. Помимо арабов, мусульман и христиан в стране проживали армяне, курды, евреи. Еврейская община к середине XIX в. насчитывала 12 тыс. человек [19, р. 13], а к концу XIX в. - 24 тыс., примерно 4 % от всего населения, проживавшего на этой территории [3, с. 15].
29-31 августа 1897 г. в г. Базеле (Швейцария) открылся I Сионистский Конгресс. Итогом конгресса стало создание Всемирной Сионистской Организации (ВСО), провозгласившей своей целью переселение всех евреев в Палестину, и принявшей программу, в которой говорилось о стремлении еврейского народа создать в Палестине «национальный очаг обеспеченный юридическим правом». Основоположник ВСО Теодор Герцель говорил о том, что слово «очаг» заменило слово «государство», только в целях дипломатии. «Не надо беспокоиться, - пояснил он, - люди прочтут его (то есть слово «очаг») правильно, как еврейское государство» [3, с. 21]. На конгрессе он представил свою программу сионистского движения, которая была направлена на массовое переселение евреев в Палестину и официальное признание мирового сообщества этого права, а также создание организации по контролю и содействию колонизации палестинских земель [25, р. 40].
Воплощение в жизнь идеи евреев о возращении на «землю обетованную» представлялось «отцу сионизма» следующим образом: «Когда мы займем Палестину, политически добьемся полной земельной собственности. К нам придут крупные землевладельцы, которые добровольно продадут нам землю. Вместе с тем, бедняки (палестинские арабы. - Авт.) будут выселены. Мы будем всячески поощрять эмиграцию бедняков» [3, с. 22]. Т. Герцель видел свое государство мононациональным, места в котором для арабов не было. Претворение в жизнь его планов последователями предопределило многие ближневосточные проблемы.
После создания ВСО положение с еврейским переселением не претерпело кардинальных изменений. В первые годы существования ВСО еврейская эмиграция в Палестину носила незначительные масштабы. Так, за период с 1882 г. по 1900 г. еврейская община в Палестине возросла всего с 24 тыс. до 50 тыс. человек [4, с. 48].
В 1901 г. сионистское движение создало Еврейский Национальный Фонд (ЕНФ) с целью расширения притока финансовых средств на покупку и возделывание в Палестине земли для всего еврейского народа. ЕНФ занялся централизованным и широкомасштабным сбором средств с евреев всей Европы. Г. Меир утверждала: «Много принадлежавшей евреям земли в Палестине купил «народ» - булочники, портные, плотники из Пинска, Берлина, Мидуоки. С детских лет помню жестяную копилку, что стояла у нас в гостиной рядом с субботними свечами, в которую не только мы, но и наши гости еженедельно опускали монеты. Такая синяя копилка имелась в каждом еврейском доме, где мы бывали. И на эти
144
монеты еврейский народ начал покупать с 1904 г. обширные участки земли» [8, с. 100].
Помимо «народа», крупнейшими акционерами фонда были богатейшие еврейские предприниматели, такие как Д. Вульфсон. Поэтому кажутся недостоверными сведения о скупке земли «народом», при этом малая часть земель и была куплена на средства, собранные еврейским народом. Несмотря на активную политику ВСО, к началу Первой мировой войны темпы роста ишува - еврейской общины Палестины, оставались крайне низкими, а количество земли, купленной на средства, собранные ЕНФ была незначительна. Так, «к 1914 г. численность еврейской общины составила 56,7 тыс. человек, что составило 8% от общего числа жителей» [3, с. 23]. С земельной собственностью дело обстояло еще хуже: «в 1882 г. земельная собственность ишува составляла 25 тыс. дунамов, в 1889 г. - уже 247 тыс., в 1914 г. - 650 (по другим данным 400) тыс. дунамов» [4, с. 48; 31, р. 38] (1 дунам - 0,1 га. - Авт.), что охватывало всего «2,5% общей площади обрабатываемых земель» Палестины [3, с. 23]. Первая мировая война и вовсе прервала поток новых эмигрантов на «землю обетованную». Это можно объяснить тем, что в стране были достаточно трудные условия для жизни и работы. Многих это отпугивало, и богатые люди сюда не ехали, ограничиваясь вложениями капитала.
Во время войны Палестина оказалась под пристальным вниманием Великобритании, ввиду ее стратегического положения на ближайших подступах к Суэцкому каналу, который находился под английским контролем. Также палестинская территория представляла собой важнейший военный плацдарм для борьбы против Турции. Военно-стратегические интересы Великобритании на Ближнем Востоке потребовали от английского правительства поиска союзников в борьбе с Османской Портой. Одним из первых подобную помощь Соединенному Королевству предоставила ВСО. В ходе войны были созданы первые еврейские военные формирования - Еврейский легион и Добровольческий еврейский корпус, которые сражались на стороне Великобритании против Османской империи. Создателями этих подразделений стали выходцы из Российской империи - Давид Бен-Гурион и Владимир Жаботинский [3, с. 24].
Великобритания приложила усилия, чтобы заручиться поддержкой ближневосточных арабов. В посланиях, которыми с июня 1915 г. по март 1916 г. обменивались британский Верховный комиссар в Египте Г. Мак-Магон и правитель Мекки шериф Хусейн аль-Хашими, были зафиксированы обязательства арабов поднять восстание против турецкой администрации. Со своей стороны Лондон признавал независимость будущего объединенного арабского государства [20, р. 41]. Однако Великобритания не собиралась выполнять это обязательство. 16 мая 1916 г. она заключила секретное соглашение с Францией о послевоенном разделе между ними азиатской части Османской империи (соглашение Сайкс-Пико), предусматривавшее режим международного управления для Палестины [15, p. 8].
В преддверии окончания Первой мировой войны и разгрома Османской империи, правительство Д. Ллойд-Джорджа нашло предлог, позволивший Великобритании закрепиться в Палестине. В письме к лорду Л. Ротшильду от
145
2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Британии лорд А. Бальфур объявил о решимости английского правительства содействовать устройству в Палестине «национального очага для еврейского народа» [16, р. 8-9]. Это письмо вошло в историю как декларация Бальфура.
В декларации Бальфура не упоминалось о цели лидеров сионизма - создании еврейского государства, однако сам факт официального согласия Лондона на эмиграцию и создание еврейских поселений в Палестине вывел сионистскую идею на повестку дня международных отношений. Прямые переговоры между лидерами ВСО во главе с Хаимом Вейцманом и британским правительством относительно сионистского проекта проникновения в Палестину и гарантиях Лондона переселения в страну, велись с лета 1916 г. [4, с. 49; 14, р. 283].
ВСО, пытаясь добиться международного одобрения своих территориальных притязаний, изложило их в меморандуме Верховному Совету Антанты на Парижской мирной конференции в феврале 1919 г. Делегация ВСО потребовала: признание права евреев на «создания еврейского национального очага» в Палестине, который в будущем должен перерасти в независимое государство; суверенитет над территориями передать Лиге Наций, а мандат на управление предоставить Великобритании [5]. Декларация Бальфура позволила Великобритании отказаться от своих обязательств по соглашению Сайкс-Пико, так же как и от договоренностей с шерифом Хусейном аль-Хашими, а также подкрепило притязания на Палестину. Став выгодной политической акцией Великобритании, повысив ее мировой престиж, декларация была совершенно не выгодна арабскому народу Палестины. По окончании Первой мировой войны под предлогом создания «национального очага» Великобритания оставила свой оккупационный корпус в Палестине.
25 апреля 1920 г. на конференции в Сан-Ремо, англичане получили от Верховного Совета Антанты мандат на управление Палестиной, который был подтвержден в Лиге Нации 24 июля 1922 г. и вступил в силу 25 сентября 1923 г. В преамбулу текста мандата Лиги Нации была частично включена декларация Бальфура, позволившая Великобритании взять на себя обязательство поощрять еврейскую эмиграцию в Палестину [16, р. 151-155].
В отношении арабов, составлявших 90 % населения Палестины, в тексте мандата употреблялись туманные термины, такие как «существующие нееврейские общины» и «другие группы населения», а упоминаемые несколько раз их права никак не конкретизировались [21, р. 22-23]. Формально мандат не ущемлял права арабского населения Палестины, но на деле никоим образом и не закреплял их, лишь на словах гарантируя соблюдение равного подхода к интересам как арабского, так и еврейского населения Палестины.
В 1920-е гг. уровень еврейской эмиграции был значительно ниже английских квот на въезд: «за десять послевоенных лет в Палестину въехало около 100 тыс. эмигрантов <...>, тогда как в США за тот же период переселилось 340 тыс. евреев» [4, с. 51]. Вследствие этого, правом на переселение могли воспользоваться 16,5 тыс. человек ежегодно, что было узаконено Верховным комиссаром Палестины и Трансиордании Г. Сэмуэлем [24, р. 9].
146
Провозглашение английского мандата сделало эмиграцию евреев в Палестину беспрерывной и методичной. В 1922 г. еврейское население Палестины составило 11%, в 1931 г. - 17%, а в 1937 г. выросло до 28%, составив 460 тыс. человек, почти 1/3 всего населения [3, с. 30].
В 1935 г. въехало 62 тыс. человек. Это стало возможно благодаря кампании открытого антисемитизма и еврейских погромов в Третьем рейхе. Четвертая часть выехавших в Палестину в 1933-1936 гг. евреев (175 тыс. человек) были выходцами из Германии. Еврейские организации под видом туризма начали нелегальную эмиграцию. Число нелегальных эмигрантов к 1940 г. составило 15,5 тыс. человек [2, с. 105; 4, с. 56.]. Количество еврейского населения Палестины на момент 1948 г. составляло примерно 640-650 тыс. человек, из которых большинство имело европейские корни [23, р. 17; 27, р. 4].
Сионистское руководство проводило массовые скупки земель. Координирующим органом сельского хозяйства стал созданный в 1918 г. отдел поселений ВСО. ЕНФ занимался приобретением земель и обеспечивал контроль над соблюдением принципа использования исключительно «еврейского труда». В 1921 г. для финансирования колонизации Палестины был создан Учредительный Фонд (УФ). Он занимался расселением эмигрантов и обеспечением их средствами к существованию. Дотации получали те поселенцы, которые соблюдали принципы «еврейского труда» [5]. В период с 1921 г. по 1939 г. в фонд поступило более 7,3 млн палестинских фунтов, включая средства из США в размере 3,4 млн палестинских фунтов [26, р. 339]. ЕНФ вложил в освоение палестинских земель с 1907 г. по 1936 г. 4,5 млн палестинских фунтов [25, р. 342].
Скупку земель ВСО юридически обеспечила английская администрация. В английском декрете от октября 1920 г. о переходе земель была разрешена свободная продажа и покупка земель. Площадь земли, приобретенной ишувом с 1920 г. по 1939 г., составила 770,2 тыс. дунамов [28, р. 82]. К концу британского мандата еврейской земли было 7,6% (207,5 га) [3, с. 36]. В 1927 г. в Палестине было 110 еврейских сельскохозяйственных поселений. К началу 1930-х гг. 60% земли, принадлежащей ЕНФ, не обрабатывалось и держалось на будущее [4, с. 51]. В общем, к 1930 г. еврейские организации скупили 1200 тыс. дунамов земли [1, с. 33].
С 1925 г. по 1943 г. количество еврейских поселений выросло с 536 до 2120, а к концу Второй мировой войны еврейский сектор составил 80% палестинской промышленности. Нарастал приток частных капиталов, позволивших еврейскому населению расширить контроль над палестинской экономикой. Это стало возможно благодаря непрерывному переводу денег из-за границы. В 1917-1945 гг. импорт капитала в Палестину составил 153,9 млн. ф. ст., из которых 29,9 % - вклады сионистской организации, остальное - частные вложения из Западной Европы и США. Только в 1937 г. инвестиции составили 11 млн. ф. ст. Число промышленных предприятий, принадлежавших еврейским предпринимателям, увеличилось в 3 раза [35, р. 15; 2, с. 106-107].
В 1920-1930-е гг. еврейская элита стала формировать в стране системы политических институтов - основу будущей политической инфраструктуры еврейского государства. В 1920 г. создан профсоюз Гистадрут (Всеобщая федерация
147
еврейских рабочих на земле Израиля), направленный на защиту прав рабочих. С октября 1920 г. действует Асефат Ханивхарим (Избранная Ассамблея) и его исполнительный орган Ваад Леуми (Национальный совет). Религиозные вопросы рассматривал совет раввинов [16, р. 21]. Указанные выборные органы решали жизненно важные вопросы ишува.
Мандатное управление палестинскими территориями Великобритании предусматривало функционирование организации-посредника по созданию еврейского очага - Еврейское Агентство, созданное в 1929 г. В него должны были войти представители сионистов и несионистов в равных пропорциях. Однако к 1937 г. эта организация фактически стала копией государственного британского аппарата, что создало прецедент двоевластия на данных территориях. Организация защищала интересы исключительно еврейской стороны [25, р. 336].
В 1920 г. В. Жаботинский создал еврейскую военную организацию в Палестине - «Хагане» («Оборона»), впоследствии ставшую костяком израильской армии. В 1935 г. от нее откололась военная группа под руководством А. Техоли -«Иргун Цвай Легумли» («Национальная военная организация»). Группа имела радикальную направленность и применяла методы террора. В 1940 г. из них выделялась радикальная группа - «Лохамет Херут Ифаэл» («Борцы за свободу Израиля»). Руководитель - А. Штерн, который считал, что необходимо бороться против британской администрации. В 1941 г. руководитель «борцов» был застрелен при попытке бегства во время ареста британскими властями [9, с. 186; 29, р. 23]. После создания Израиля большинство бойцов из этих групп влилось в регулярную армию и разведку.
С увеличением притока еврейских эмигрантов, арабы стали выражать озабоченность. После объявления английского мандата и увеличения еврейских поселенцев раздражение арабов стало выливаться в стихийные восстания, первоначально проходившие под религиозными лозунгами.
Массовое восстание 1 мая 1921 г. было подавленно британскими войсками. В ходе столкновений, а также в результате их нейтрализации войсками и полицией погибло 88 человек, было ранено 238 человек [26, р. 269-270], из них арабов убито 48 человек и ранено 75 человек [22, р. 116]. Поводом к арабскому восстанию в августе 1929 г. послужила антиарабская демонстрация в Иерусалиме у Стены Плача. Арабские протесты вылились в погромы еврейских предприятий и кибуцев, а британская администрация заняла позицию невмешательства в массовые волнения, выжидая момент ослабления противоборствующих сторон для реализации быстрого подавления при использовании минимума ресурсов. Однако арабо-еврейские столкновения в августе-сентябре 1929 г. стремительно охватили всю Палестину. Британской администрации для подавления пришлось применять авиацию. В результате погибло евреев 133 человека и арабов 116 человек, ранено было соответственно 339 и 232 человека [2, с. 76-80].
Две английских комиссии, работавшие в конце 1929 - начале 1930 гг., установили широкомасштабную еврейскую экспансию, которая являлась источником напряженности на подмандатной территории. Комиссия под председательством У. Шоу отметила попытки сионистских органов присвоить себе
148
административное функциональное правление Палестиной. Вторая комиссия под руководством Дж. Симпсона рекомендовала запретить скупку сионистской организацией арабских земель и приостановить создание еврейских поселений [16, р. 46-47, 55]. Великобритания начала отход от исключительной поддержки и опоры на еврейскую общину.
В октябре 1930 г. британское правительство заявило о новой политике. Впервые в «Белой книге» отмечалось, что численность ишува не отвечает «экономической емкости страны». Были ограничены въездные квоты для еврейских эмигрантов. Но «Белая книга» не конкретизировала права арабов [2, с. 88-89]. Лондон потерял еврейскую поддержку, но не приобрел союзников в лице арабов.
В ходе трех арабских восстаний в 1933 г. арабы начали вооруженную борьбу против евреев и против английской колониальной администрации. 26 марта 1934 г. умер Муса Казим аль-Хусейни, председатель Арабского палестинского конгресса (АПК), - организации, которая играла лидирующую роль в консолидации арабского населения Палестины. После его смерти АПК прекратил свою деятельность, так как борьба между кланами Хусейни и Нашашиби не позволила избрать нового председателя конгресса [2, с. 113-114, 116].
Пытаясь разрядить обстановку, английское правительство в 1935 г. выдвинуло проект создания в Палестине Законодательного совета с пропорциональным представительством всех религиозных групп, проживавших на данных территориях. Совет должен был состоять из 28 членов, из которых 12 избирались, а остальные назначались мандатарием, при этом возглавлял этот орган не палестинец [15, р. 74].
В 1936 г. произошло самое масштабное восстание в Палестине. Началось оно со всеобщей забастовки, длившейся с 21 апреля 1936 г. 173 дня. Основным требованием протестующих было выполнение меморандума от 25 ноября 1935 г., который содержал официальный запрет еврейской иммиграции на палестинские территории, запрет продажи земель евреям, а также создание правительства с пропорциональным в нем участием арабов и евреев [18, р. 20; 35, р. 19].
Восстание сопровождалось бойкотом еврейских торговцев в городе, стычками еврейских и британских вооруженных формирований с отрядами палестинских арабов. Тем временем на предприятиях шла замена «арабского труда на еврейский». В период с 1936 г. по 1939 г. британской администрацией было принято 10 законов и поправок по ужесточению мер борьбы с протестующими [2, с. 129-131]. Арабское население формировало небольшие отряды, которые нападали на еврейские поселения, проводили теракты, нарушали сетевые коммуникации, взрывали нефтепроводы и полицейские участки. Нейтрализовать указанные группы было практически невозможно, поскольку действовали они на хорошо знакомой территории и при широкой поддержке местного арабского населения и полиции. Отряды пополнялись добровольцами из соседних стран. Все эти действия указывают о начале партизанской войны между палестинцами и евреями совместно с британской администрацией.
К сентябрю 1936 г. Великобритания создала «военный кулак» в 20 тыс. человек, направленный на подавление восстания. Лондон сделал ставку на сионистов и допускал высказывания о поддержке стремлений по созданию
149
еврейского государства с последующим включением его в империю [32, р. 734]. В октябре 1936 г. арабские выступления были подавлены.
В ноябре 1936 г. Великобританией была создана комиссия во главе с лордом У. Пилом, которая должна была расследовать причины арабского восстания в Палестине. Комиссия сделала вывод «о нежизнеспособности мандата в его существующей форме», опубликованный в июне 1937 г. Говорилось о значительных масштабах эмиграции и о превращении «очага» в «государство в государстве». Комиссия предложила разделить Палестину, «создав на ее территории арабское и еврейское государства, связанные с Великобританией договорными обязательствами, с отделением от Палестины зоны под английским контролем, включавшей Иерусалим, Бейт-Лохли (Вифлеем) и коридор до порта Яффа и Хайфу», а также святые места. Для еврейского государства предусматривались территории с приблизительно равным по количеству арабо-еврейским населением между Газой и Рамлой, часть Галилеи и земли южнее оси Иерусалим-Яффа. Оставшаяся арабская часть отходила к Трансиордании [17, р. 18, 27-35; 16, р. 160164]. Выводы комиссии позднее стали одним из аргументов идеи создания Объединенного арабского королевства [11, с. 212-213].
В августе 1937 г. в Цюрихе проходил XX конгресс ВСО, который одобрил идею Лондона о разделе Палестины. Конгресс высказался за переговоры с английским правительством о максимальном расширении границ еврейского государства. ВСО поставил вопрос о создании независимого еврейского государства. Арабы негативно восприняли предложение Великобритании о разделе Палестины, их ответом стало мощное партизанское движение по всей стране. Англичане вынуждены были отказаться от своего плана. Весной 1938 г. начала работу новая британская комиссия под руководством Дж. Вудхеда. На основании отчета, предоставленного данной комиссией, правительство Великобритании пришло к выводу об отмене раздела Палестины по причине больших экономических затрат [2, с. 142-144].
Совет Лиги Наций 18 сентября 1937 г., рассмотрев проблему британского мандата на палестинские территории, предложил Великобритании выработать поэтапный план раздела Палестины и вынести его обсуждение на площадку Лиги Наций [35, р. 24].
Эпизодические столкновения арабских и еврейских отрядов проходили до 1939 г. и приобрели форму карательных акций против мирного населения. Ужесточение мер британской администрации по борьбе с восставшими (было задействовано 80 тыс. человек), позволили ликвидировать восстание [2, с. 152].
Вторая мировая война изменила расстановку политических сил на международной арене. Ослабли позиции Великобритании, которая не могла сдерживать американскую экспансию на Ближний Восток. До войны США проводили политику невмешательства и отклонения решения сложных ситуаций, сопровождавшихся политическими обязательствами.
С 1916 г. на территории США действовал Американский еврейский комитет, а в 1943 г. появилась Ассоциация американской еврейской прессы, с помощью которых еврейские круги с начала 1930-х гг. требовали от правительства большего
150
американского присутствия в палестинских делах. В стране организовывались шумные кампании, прокатились петиции протеста против бездействия Америки в отношении Палестины. Однако в июне 1941 г. Вашингтон закрыл границу для еврейских беженцев. Такая позиция диктовалась соображениями сдерживания арабского мира от союзных отношений с Германией в условиях войны. В мае 1942 г. представители международных сионистских организаций на конференции в Нью-Йорке, выработали Билтморскую программу, основным пунктом которой было требование неограниченной эмиграции евреев в Палестину и создание еврейского государства со всеми атрибутами власти [2, с. 169-170]. Эти события свидетельствуют о переориентации сионистской элиты в поисках протектората на США, что было обусловлено поддержкой многочисленной еврейской общиной, наличием свободного капитала и возможностью влиять на политику администрации американского президента и правительства.
Попытки сионистских лидеров вести переговоры с Ф. Рузвельтом по совместному лоббированию неограниченной иммиграции евреев в Палестину проходили в 1942 г. и 1944 г., но американский президент взял паузу. В ноябре
1944 г. должны были состояться выборы президента США, и сионисты воспользовались этим в торгах между партиями за голоса (в их активе было 86 выборщиков из 266). Республиканцы давали гарантию поддержки создания еврейского государства, что поставило Ф. Рузвельта в политический тупик. 15 октября 1944 г. он в письме к сионистским организациям обозначил свою позицию по поддержке еврейского «национального очага» и заверил, что, в случае победы на выборах, будет отстаивать этот курс [33, р. 312-319].
Основными причинами смены политического курса Вашингтона по проблеме еврейского населения послужило: укрепление позиций на Ближнем Востоке и в Северной Африке посредством увеличения военного присутствия, расширение доли нефтяной монополии в эксплуатации арабских нефтяных месторождений, поддержка крупным еврейским финансово-промышленным капиталом предвыборной компании президента США Ф. Рузвельта.
С приходом к власти Г. Трумэна позиция американской администрации меняется в просионистскую сторону. В августе 1945 г. Конгресс США принял декларацию, в которой обозначил следующее: поддержка иммиграции евреев в Палестину, скорейшее создание еврейского государства на палестинской территории, неправомерность политики Великобритании на подмандатных территориях без консультаций с США и Лигой Наций [16, р. 135]. Вашингтон предлагал отправить 100 тыс. еврейских эмигрантов на «землю обетованную». Лондон отверг эту идею, сославшись на «неподходящую обстановку в Палестине» [2, с. 177-178].
Смежный англо-американский комитет по расследованию был создан в ноябре
1945 г., он занялся изучением политических вопросов во всей их совокупности, включая еврейские вопросы в Европе и еврейскую эмиграцию из неевропейских стран. В апреле 1946 г. комитет составил план рекомендаций, в том числе о допуске 100 тыс. еврейских эмигрантов и об отмене ограничений на продажу земельных участков [5]. При этом он рекомендовал сохранение мандата.
151
В 1944 г. начались процессы консолидации арабского мира по решению палестинской проблемы. Создан комитет, деятельность которого направлена на выработку положений будущего объединения - Лиги арабских государств (ЛАГ). Предварительно, в октябре 1944 г., была принята резолюция, направленная на признание Палестины как части арабского мира. Резолюция также содержала запрет продажи палестинских земель евреям. 22 марта 1945 г. Лига арабских государств начала функционировать, а в протоколе о создании организации официально прописывалось признание Палестины как арабского государства с постоянным международным представительством в лице Мусы Алами [33, р. 342].
После Второй мировой войны ситуация в Палестине обострилась. Происходили террористические акции в городах, в селах активизировались арабские и еврейские боевики. В июне 1946 г. еврейские террористы под управлением М. Бегима устроили взрыв в отеле «Кинг Дэвид», являвшемся штабом английских войск в Палестине. Погибло 65 человек, ранено 100 человек. Арабы взорвали торговый центр в Иерусалиме. Ответственность за произошедшее взял на себя Исламский штаб сопротивления. Меры английской полиции не были эффективны. В 1947 г. британцы полностью утратили контроль над Палестиной. Лондонская администрация в Иерусалиме эвакуировала более 2 тыс. сотрудников, а оставшиеся должны были находиться в «зонах безопасности» [33, р. 522; 35, р. 32]. Британская администрация прекратила иммиграцию еврейского населения в Палестину до прекращения массовых волнений и террористических актов.
В сентябре 1946 г. в Лондоне представителями палестинских арабов, арабских стран и деятелей сионистских организаций, был предложен план Моррисона-Грэди, предусматривавший создание в Палестине провинций, две из которых - Иерусалим и Негев - под британским правлением, а две - арабские и еврейские, получали видимую автономию. Британия получила право управлять страной, а назначенным автономиям было предоставлено самоуправление [30, р. 43]. План был отвергнут обоими сторонами конфликта.
В течение 1946 г. британская сторона понесла потери в 73 человека убитыми и 93 человека ранеными, а местные жители, находившиеся на службе у мандатария, -погибшими более 300 человек. При этом виновные не были найдены [34, с. 233].
В начале 1947 г. англичане выдвинули участникам лондонской конференции «новые» предложения: сохранение британского контроля над Палестиной на переходный период (2-3 года), в ходе которого определялось будущее страны, на равных условиях для арабов и евреев [30, р. 63]. Великобритания в феврале 1947 г. на переговорах с палестинскими арабами, представителями независимых арабских стран и Еврейским Агентством представила «план Бевина» о пятилетнем «подготовительном периоде к независимой единой Палестине» [3, с. 196]. Такая позиция устраивала арабскую сторону, но не сионистов.
Великобритания, оказавшись не в состоянии управлять подмандатной территорией, обратилась в ООН 14 февраля 1947 г. с просьбой рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе Палестины. У. Черчиль еще в январе 1944 г. выступал за отказ от британского бремени над палестинскими территориями, вследствие расхождения мнений с США по еврейскому вопросу [34, р. 132].
152
Обсуждение этого вопроса началось на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в мае-апреле 1947 г. В июне 1947 г. в Палестину была направлена специальная комиссия из 11 членов, в работу которой включились еврейские лидеры, представитель от ЛАГ. Палестинские арабы отказались от сотрудничества. На комиссию оказал влияние факт депортации 4500 еврейских эмигрантов на судне «Хаганы», «Эксодус-47», прибывшем из Германии [30, р. 5; 2, с. 204-206].
31 августа 1947 г., члены комиссии в Женеве предоставили свой отчет по Палестине. 8 из 11 членов рекомендовали раздел страны на 2 государства - арабское и еврейское, а также интернационализацию Иерусалимского анклава. Меньшинство (представители Ирана, Индии и Югославии) предложили создать федеральное арабо-еврейское государство [30, р. 76-79]. Позиция Великобритании по докладу сводилась к поддержке обоих вариантов. Однако гарантии по их выполнению она нести отказалась и намеривалась в кратчайшие сроки вывести своих подданных из палестинских территорий. Представитель США высказался в пользу большинства, но гарантии выполнения предлагал возложить на британскую сторону. СССР заняли позицию строго выполнения Устава ООН и права каждого народа на самоопределение [30, р. 72-88].
Обсуждение продолжалось на следующей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в сентябре - декабре 1947 г. Еврейские лидеры призывали признать все выводы и рекомендации комиссии. Лидеры арабских стран отвергли предложение, заявив, что они против рекомендации ООН, и пригрозили войной, если вся Палестина не будет объявлена арабским государством. Представитель Великобритании в ООН заявил, что пока арабы и евреи не примут план раздела, Лондон не будет в нем участвовать. США и СССР поддержали рекомендации специальной комиссии ООН по разделу палестинской территории. Представитель СССР 3 ноября 1947 г. требовал отмены Британского мандата с 1 января 1948 г., эвакуации из Палестины английского оккупационного корпуса в течение 3-4 месяцев и прекращения иностранного вмешательства в дела региона [2, с. 209-218].
Позиция СССР была вызвана заинтересованностью в создании государства Израиль. В беседе с Б. Тито И. Сталин сказал, что «видит Израиль в качестве советской военной базы на Ближнем Востоке, как "острую пику британскому империализму", а потому разрешил массовый выезд советских евреев в Палестину и даже организовал подготовку военных кадров для израильской армии» [10, с. 26]. Это было связано с тем, что на момент провозглашения независимости во внешнеполитическом курсе Израиля не было четко проявленной прозападной ориентации [6, с. 157]. Позднее Советский Союз осознал ошибку в восприятии государства Израиль в качестве своего «верного» регионального союзника.
В результате 29 ноября 1947 г. на 128 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (в Лейк-Сити, Нью-Йорк) была принята резолюция № 181/П под названием «Будущее правительство Палестины», в котором предусматривались пути мирного решения палестинской проблемы. «За» резолюцию проголосовало 33 государства (включая СССР и США), «против» - 13 (все арабские страны), «воздержалось» - 10 (Великобритания и ее колонии) [36, р. 132-133].
153
Раздел резолюции, озаглавленный «План раздела Палестины на основе экономического союза», предусматривал: прекращение мандата Великобритании на Палестину «в возможно более короткий срок, но не позднее августа 1948 г.»; вывод к тому же сроку вооруженных сил мандатария; создание на территории Палестины «через 2 месяца после эвакуации вооруженных сил страны-мандатария, но ни в коем случае не позднее 1 октября 1948 г., двух независимых государств - арабского и еврейского»; в отношении Иерусалима предусматривалось выделение его в обособленную административную единицу, пользующуюся специальным режимом, «осуществляемым от имени ООН»; административную власть в Иерусалиме предполагалось возложить на Совет по опеке ООН [12, с. 5].
Согласно резолюции № 181/II, еврейскому государству отводилось 14.1 тыс. кв. км, то есть 56% всей территории Палестины, где проживало 499 тыс. евреев и 509,7 тыс. арабов. Арабскому государству выделили 11,1 тыс. кв. км или 43% территории с населением 745 тыс. арабов и 9,5 тыс. евреев. В зоне Иерусалима оставалось 177 кв. км и население в количестве 105,5 тыс. арабов и 99,9 тыс. евреев [13, с. 106]. В Тель-Авиве решение приняли с восторгом, а арабы начали готовиться к войне, которая позднее привела к переходу 90% [7, с. 47] палестинских территорий в еврейскую собственность.
Таким образом, созданию государства Израиль предшествовала длительная системная борьба еврейского населения за право проживания на территории Палестины. Она выразилась в массовой эмиграции евреев, которая стимулировалась как внутринациональными факторами, так и внешним воздействием. К внутренним процессам относилось стремление еврейских общин по всему миру создать собственное государство на «земле обетованной», что было выражено в выработке общей как политической, так и экономической позиции в решении данного вопроса. Внешнее воздействие измеряется в сложившейся напряженной обстановке в международных отношениях в начале XX в., что связано с мировыми войнами и трансформацией геополитических лидеров, стремившихся использовать еврейский вопрос в своих интересах. Кульминацией этого противостояния стало создание государства Израиль, которое явилось катализатором обострения арабо-еврейского конфликта.
Список использованных источников и литературы
1. Абузиам М. Феллахско-бедуинское восстание в Палестине // Новый Восток. - М., 1930. - Кн. 28. - С. 32-45.
Abuziam M. Fellahsko-beduinskoe vosstanie v Palestine // Novyj Vostok. - M., 1930. - Kn. 28. - S. 3245.
2. Щевелев С. С., Батенко А. В., Близняков Р. А., Малышев Д. А. История Палестины (18972009 гг.). - Киев: ДОЛЯ, 2011. - 512 с.
Shchevelev S. S., Batenko A. V., Bliznyakov R. A., Malyshev D. A. Istoriya Palestiny (1897-2009 gg.). -Kiev: DOLYA, 2011. - 512 s.
3. Голубев В. М. Израильский вызов Африке. - М.: Наука, 1986. - 150 с.
Golubev V. M. Izrail'skij vyzov Afrike. - M.: Nauka, 1986. - 150 s.
4. Государство Израиль: справочник. - М.: Наука, 1976. - 276 с.
Gosudarstvo Izrail': spravochnik. - M.: Nauka, 1976. - 276 s.
154
5. Организация Объединенных Наций. Вопрос о Палестине. Истоки и история проблемы Палестины: Часть I. (1917-1947 годы) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/unispal/ru/ origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/part-i-1917-1947/ (дата обращения 28.01.2020)
Organizaciya Ob"edinennyh Nacij. Vopros o Palestine. Istoki i istoriya problemy Palestiny: Chast' I. (1917-1947 gody) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.un.org/unispal/ru/origins-and-evolution-of-the-palestine-problem/part-i-1917-1947/ (data obrashcheniya 28.01.2020)
6. Крыжко Л. А. Трансформация внешнеполитического курса Египта в начале 1950-х гг. и проблема египетско-израильских взаимоотношений // Международные отношения. - 2017. - № 1. -С. 155-163.
Kryzhko L. A. Transformacija vneshnepoliticheskogo kursa Egipta v nachale 1950-h gg. i problema egipetsko-izrail'skih vzaimootnoshenij // Mezhdunarodnye otnoshenija. - 2017. - № 1. - S. 155-163.
7. Крыжко Л. А. Позиция Египта в решении вопроса палестинских беженцев в конце 1950-х -начале 1960-х гг. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. - 2017. - Т. 3(69), № 3. - С. 47-57.
Kryzhko L. A. Poziciya Egipta v reshenii voprosa palestinskih bezhencev v konce 1950-h - nachale 1960-h gg. // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. - 2017. - T. 3(69), № 3.- S. 47-57.
8. Меир Г. Моя жизнь. - Чимкент: Аурика, 1997. - 560 с.
Meir G. Moya zhizn'. - Chimkent: Aurika, 1997. - 560 s.
9. Недава И. Владимир Жаботинский: вехи жизни. - Ростов-на-Дону, 1998. - 288 c.
Nedava I. Vladimir Zhabotinskij: vekhi zhizni. - Rostov-na-Donu, 1998. - 288 s.
10. Степанов А. Какой мир готовит Вашингтон // Новое время. - 1984. - N 7. - С. 26-27.
Stepanov A. Kakoj mir gotovit Vashington // Novoe vremya. - 1984. - N 7. - S. 26-27.
11. Щевелев С. С., Крыжко Е. В. Планы короля Иордании Хусейна и палестинского движения сопротивления по решению палестинской проблемы в 1970-1972 годах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2017. - № 3-1(77). - С. 212-216.
Shhevelev S. S., Kryzhko E. V. Plany korolja Iordanii Husejna i palestinskogo dvizhenija soprotivlenija po resheniju palestinskoj problemy v 1970-1972 godah // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2017. - № 3-1(77). - S. 212216.
12. Щевелев С. С. , Крыжко Л. А. Египетско-иорданский фактор палестинского движения сопротивления (50-е-60-е гг. ХХ в.). М.: СОНАТ, 2018. - 246 с.
Shhevelev S. S., Kryzhko L. A. Egipetsko-iordanskij faktor palestinskogo dvizhenija soprotivlenija (50-e - 60-e gg. XX v.). -M.: SONAT, 2018. - 246 s.
13. Щевелев С.С., Крыжко Л.А. Образование государства Израиль и активизация арабо-израильского противостояния // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. - 2019. - Т. 5(71), № 4. - С. 105-116.
Shchevelev S.S., Kryzhko L.A. Obrazovanie gosudarstva Izrail' i aktivizaciya arabo-izrail'skogo protivostoyaniya // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. - 2019. - T. 5(71), № 4. - S. 105-116.
14. Friedman I. The Question of Palestine 1914-1918. British-Jewish-Arab Relations. - L., 1973. -
458 р.
15. Great Britain and Palestine 1915-1936. - L., N.-Y.: Oxford University Press, 1937. - 111 р.
16. Great Britain and Palestine. 1915-1945. Information Papers No. 20. - L., N.-Y.: Royal Institute of International Affairs, 1946; L.: Chatham House, 1946. - 177 р.
17. Great Britain. Colonial Office. Palestine Royal Commission. Summary of Report. - L.: His Majesty's Stationery Office, 1937. - 42 р.
18. Great Britain. Colonial Office. Report His Britannic Majesty's Government to the Council of the League of Nations on the Administration of Palestine and Trans-Jordan for the Year 1936. Colonial No. 129. -L.: His Majesty's Stationery Office, 1937. - 413 р.
19. Haymson A. Palestine Under the Mandate 1920-1948. - L., 1950. - 210 р.
20. Kedourie E. In the Anglo-Arab Labirinth. The Mc. Mahon-Hussayn Correspondence and its Interpritations 1914-1939. - Cambridge, 1976. - 370 р.
155
21. League of Nations. The Mandate System. Origin-Principles-Application. - Geneva: Series of League of Nations Publications, April 1945. - 120 p.
22. Marlowe J. Rebellion in Palestine. - L., 1946. - 279 p.
23. Morris B. The Birth of the Palestinian Refugee Problem 1947-1949. - Cambridge, 1987. - 400 p.
24. Mossek M. Palestine Immigration Policy Under sir Herbert Samuel: British, Zionist and Arab Attitudes. - L., 1978. - 180 p.
25. Palestine. A Study of Jewish, Arab and British Policies. Vol. I. - New Haven, 1947. - 593 p.
26. Palestine. A Study of Jewish, Arab and British Policies. Vol. II. - New Haven; L., 1947. - 1300 p.
27. Palestine. Termination of the Mandate 15th May, 1948. Statement Prepared for Public Information by the Colonial Office and Foreign Office. - L.: His Majesty's Stationery Office, 1948. - 41 p.
28. Porath Y. Palestinian Arab National Movement. From Riots to Rebellion. Vol. 2, 1929-1939. - L., 1978. - 414 p.
29. Quigley J. Palestine and Israel. Challenge to Justice. - Durham, L., 1990. - 337 p.
30. Report to the General Assembly by the United Nations Special Committee on Palestine. Geneva 31 st August 1947. - L.: His Majesty's Stationery Office, 1947. - 98 p.
31. Stein K. W. The Land Question in Palestine 1917-1939. - Chapel Hill; L., 1957. - 314 p.
32. Survey of International Affairs for 1936. - L.: Oxford Univ. Press, Milford, 1937. - 1006 p.
33. Survey of International Affairs for 1939-1946. - L.: Oxford Univ. Press, Milford, 1953. - 588 p.
34. Survey of International Affairs. The Middle East 1945-1950. - L.: Oxford Univ. Press, Milford, 1954. - 338 p.
35. The Political History of Palestine under British Administration (Memoranda by His Majesty's Government Presented in July, 1947 to the United Nations Special Committee on Palestine). - Jerusalem, 1947. - 41 p.
36. United Nations. Official Records of the Second Session of the General Assambly. Resolution 16 September - 29 November 1947. - 181/II/ Future Government of Palestine. - New York, 1948. - P. 131-150.
Shchevelev S. S., Kryzhko E. V. The Problem of Relocation by the Jewish Population to Palestine in the first half of the XX century and the Creation of the State of Israel
The article explores the problem of the emigration of the Jewish population to the Palestinian territories and the process of the formation of the state of Israel. Chronologically, the main phase of this process covers the period from August 29-31, 1897 to November 29, 1947, that is, from the moment the World Zionist Organization was created until the UN General Assembly adopted resolution No 181/ I «The Future Government of Palestine». The indicated period is characterized by the intensification of the emigration of the Jewish population to the territory of Palestine. The characteristic of factors contributing to this process is presented, restrictive measures of individual states are identified to designate the control of a quantitative indicator of migrants' penetration into the Arab environment. The role of the World Zionist Organization and the Jewish National Fund on supporting and stimulating the mass resettlement of Jews in Palestine is determined. The authors focus on the British policy in the Middle East, which included the official recognition of the right of the Jewish population to live in Palestine, enshrined in the Balfour Declaration, as well as further support for this provision during the mandatory management of territories. Formally, the mandate did not infringe on the rights of the Palestinian Arab population, but in reality did not in any way enshrine them, only verbally guaranteeing the observance of an equal approach to the interests of both the Arab and Jewish populations. A tendency is noted that since the beginning of the 1930s there is an intensification in Palestine of Arab uprisings, which have acquired an armed anti-Zionist and anti-colonial character. Great importance is given to the perception of the decision on Palestine by Great Britain, as well as to the Arab and Jewish visions of the further development of events in the region. The lack of resources in London to resolve the issue of the Arab-Jewish confrontation leads to the inclusion of the United States and the USSR in the negotiation process. Thus, the creation of the state of Israel was preceded by a long systemic struggle of the Jewish population for the right to reside in Palestine, which was expressed in mass emigration, which was stimulated by both internal factors and external influences.
Keywords: Palestine, Great Britain, Israel, USSR, USA, Arab-Jewish conflict.
156