Научная статья на тему 'Проблема попадания в цвет?. . Нет проблем!'

Проблема попадания в цвет?. . Нет проблем! Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
180
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема попадания в цвет?. . Нет проблем!»

ПРОБЛЕМА ПОПАДАНИЯ В ЦВЕТ?.. НЕТ ПРОБЛЕМ!

Помните, что бывает, когда врач просит нас сделать коронку цвета А1, и мы делаем ее именно А1?..

Все дело в том, что стоматологи используют традиционные расцветки, которые монохромны и слабо коррелируют с реальностью... просто потому, что им пока не предложили ничего лучшего.

Введение

Одна из первых вещей, которые техник должен учитывать при воспроизведении оттенка реставрации, - это «внутренний» цвет, т.е. цвет препарированной культи. Особенно важно при этом обращать внимание на такие факторы, как темный цвет культи или наличие вкладки. Без этой информации нельзя добиться получения правильного оттенка реставрации просто потому, что не будем знать точно, что и как мы должны замаскировать. К примеру, цвет культи после препарирования может быть неодинаковым в области десны и режущего края, что подразумевает применение различных методик наслоения для каждой из областей коронки.

Вернемся к вынесенному в подзаголовок пассажу о коронке цвета «просто А1». Как вы считаете, после цементировки в полости рта такая коронка будет хорошо сочетаться с естественными зубами? По моему опыту, в большинстве случаев это не так. Проблема - в расцветках, используемых врачами-стоматологами. Если взять цветовой шаблон толщиной 5 мм из композитного материала и коронку из отглазурованной керамики, они не будут совпадать по цвету. Это невозможно потому, что использованные материалы различны. Кроме того, следование инструкции «просто коронка А1» является гарантией того, что реставрация не будет

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Luke S . Kahng, CDT

сертифицированный зубной техник, владелец лаборатории зубного протезирования LSK121. Опубликовал свыше 35 статей в различных стоматологических изданиях. Автор книги «Анатомия от Природы» (Anatomy from Nature), в которую вошли 50 страниц иллюстраций анатомических форм восковых моделей, гипсовых моделей и фарфоровых зубов, создавая которые, автор имитировал натуральные зубы. В его новой книге «Руководство по эстетике» (Esthetic Guide) представлено 31 клиническое наблюдение пациентов, реабилитированных разными реставрациями - от одиночных коронок до полной реабилитации полости рта. Он изобрел и запатентовал врачебную шкалу выбора расцветки LSK, в которую вошли свыше 150 реставраций из оксида циркония, изготовленных на основании результатов исследования структуры и прозрачности эмали натуральных зубов человека.

выглядеть естественно. Я исследовал этот вопрос в течение двух лет, тщательно фиксируя оттенки реставраций моих пациентов, и пришел к определенным выводам, которые позволили разработать «коммуникационную систему» (набор цветовых шаблонов в виде фото), теперь используемую мной ежедневно. Для начала мне пришлось изготовить 150 циркониевых реставраций, каждая из которых отличалась от других, и внимательно их изучить. Затем их нужно было структурировать по категориям и сфотографировать. Далее они были превращены в шаблоны, о применении которых рассказано в данной статье.

Решение, предлагаемое автором

Ниже я расскажу о своем методе, который позволяет решить проблемы работы с цветом. При определении оттенка реставрации я ориентируюсь на цвет соседних зубов пациента. Что делать, если его нельзя воспроизвести с помощью единственной массы GC Initial IQ Lustre Pastes?

Рис . 1 . Исходная ситуация . Определение цвета культи (в данном случае вкладки) зуба с помощью шаблона Simple Enamel and Prep Color Guide

Рис . 2 . Следующий шаг - определение степени прозрачности с помощью LSK Chair Side Shade Selection Guide

Рис . 6-7. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma)

Рис . 8-9 . Колпачок обжигается при 780°C и устанавливается на модели

Рис l0 Наслаиваем на колпачок керамическую массу GC Initial ZR

Рис . 11. Используя маркер, задаем морфологию зуба и формируем тонкую текстуру поверхности

Очевидно, что в такой ситуации необходимо смешать несколько оттенков и попытаться получить именно тот, который соответствует цвету зубов пациента. Вполне возможно, что для того, чтобы получить результаты, которые лучше всего имитируют нужный оттенок, придется немного поэкспериментировать, но в этой ситуации хорошим подспорьем станут опыт и память техника.

А как насчет текстуры поверхности? Она также непосредственно зависит от внутреннего цвета коронки, который необходимо рассматривать как важную составляющую конечного результата. Поэ-

Рис . 3-5 .Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IO Lustre Pastes

тому я всегда уделяю этому моменту пристальное внимание и фиксирую полученный результат.

Но прежде, чем начать работу, необходимо выполнить определенные шаги, объединив материалы, на которые я могу положиться, и инструменты, которые позволят воплотить задуманное на практике. После этого я могу уверенно начинать работу по воспроизведению ситуации, которую я наблюдаю в полости рта пациента. Таким образом, моя формула успеха выглядит примерно так: Опыт + Хороший инструментарий (массы GC Initial IQ Lustre Pastes, цветовые шаблоны) = Отличный результат с точки зрения воспроизведения цвета.

Клинический случай 1.

Первоначально мы должны определить оттенок культи зуба 9, в данном случае это вкладка (рис. 1). Использование моей системы цветовых шаблонов Simple Enamel and Prep Color Guide упрощает процесс определения цвета, давая на выходе формализованный результат, который затем можно использовать в работе. Далее, используя шкалу Chair Side Shade Selection Guide, я определяю параметры горизонтальных линий фронтальных зубов (рис. 2). В данном случае наибольшее соответствие обеспечивает образец AH-1 (White Band plus Mamelon). На следующем шаге определяем, какие три GC Initial IQ Lustre Pastes надо скомбинировать для данного пациента (фото 3), а затем тщательно их смешиваем до получения однородной массы (рис. 4-5), после чего используем полученный состав в качестве внутреннего цвета. Следующим слоем наносится прозрачная масса для достижения эффекта опалесценции (рис. 6), а затем формируется цвет (chroma) придесневой области (рис. 7).

sc

Рис. 12-13 . Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию

Рис 15 Схема нанесения в области режущего края

Колпачок обжигается в печи при температуре 780 °С (рис. 8) и устанавливается на модели (рис. 9). Далее наносится керамическая масса GC Initial ZR (рис. 10), после чего с помощью маркера формируется морфология зуба и задается тонкая текстура поверхности (рис. 11).

Вид сбоку на готовую реставрацию в полости рта (рис. 12) демонстрирует гармонию цвета.

Фронтальный вид с установленным ретрактором, приведенный на рис. 13, дает полное представление о том, как удачно интегрируется в окружение реставрация, изготовленная с применением техники послойного нанесения керамических масс.

Клинический случай 2

На рис. 14 приведена исходная ситуация - пациенту, заядлому курильщику, вскоре будет выполнено препарирование зуба 2.6 под коронку. Для того, чтобы учесть вовлеченный внутренний цвет, я от руки нарисовал карту оттенков в области режущего края (рис. 15). Это навело меня на мысль, что наши методы послойного нанесения керамики можно сравнить со слоистой структурой, которую можно наблюдать при разрезании красной луковицы (рис. 16). Курение привело к тому, что в области окклюзии во фронтальном отделе имеется интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета (рис. 17), которая с помощью шкалы Chair Side Shade Selec tion Guide определяется как AIS-2 -

Рис 14 Ситуация до препарирования зуба 2 6

Рис. 16. Разрезанная луковица Рис . 17. Эффект

демонстрирует эффекты, окрашивания возник из-за схожие с послойным интенсивного курения

нанесением керамики

Рис . 20 . Цветовая шкала Simple Enamel and Prep Color Guide

Orange (рис. 18). Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide демонстрирует, что он должен быть ярким на всем протяжении (APC-6) за исключением при-десневой зоны (рис. 19).

Изображение цветовой шкалы LSK Simple Enamel Guide приведено на рис. 20.

В данном случае технология использования GC Initial IQ Lustre Pastes несколько отличается от показанной в первом случае (рис. 21), тем не

WWW.DENTAL-PRE55.COM

Рис . 21-22. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IO Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет»

Рис . 23-24. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange) и выполняется первый обжиг Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности

Рис . 25 . Готовая коронка, сфотографированная на зеркале

Рис . 26-27. Коронка зафиксирована в полости рта . Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края

менее для достижения необходимого эффекта понадобится смешать несколько цветов.

На рис. 22 - реставрация на модели ожидает проведения окончательной цветовой характеризации, в частности нанесения красителя GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), чтобы придать области окклюзии определенный ранее коричнево-оранжевый тон (рис. 2З).

После первичного обжига формируем текстуру поверхности и работаем с областью мамелонов (рис. 24). На рис. 25 показана готовая коронка, сфотографированная на зеркале, а на рис. 26 приведен вид коронки в полости рта со стороны окклюзии. На последнем снимке, выполненном с ретрактором (рис. 27), можно видеть реставрацию, зафиксированную в полости рта.

Заключение

Удалось ли вам в своей практике успешно решить типичные проблемы, связанные с адекватным определением цвета? И отражает ли выполненная вами работа в полной мере те характеристики, которые вы видите, когда пациенты приходят к вам для определения цвета?

По прошествии времени после тщательной фиксации результатов своих экспериментов по работе с цветом я осознал, что, применяя хорошие материалы и правильные инструменты, я могу создавать такие реставрации, которые с гордостью могу назвать своими. Они - мой бренд, и когда я вижу их во рту пациентов, то счастлив тем, что они выглядят естественно и жизненно. В свое время все говорили, что Форд не сможет создать сборочную линию для производства автомобилей. Но он это сделал. Почему, в свою очередь, мы таким же образом не можем сломать сложившуюся формулу создания реставраций? Можем!.. Используя правильный инструментарий!

krarftvuay

medical

Официальный импортер и дистрибьютор продукции компании ДЖИ СИ в России:

ООО «Крафтвэй Медикал»

Новый номер: 8-800-100-100-9 (бесплатные звонки по всей России) Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 16 E-mail: [email protected] www.kraftwaydental.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.