Научная статья на тему 'Решаем проблему общения (на правах рекламы)'

Решаем проблему общения (на правах рекламы) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решаем проблему общения (на правах рекламы)»

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ ОБЩЕНИЯ

использование трехмерных красителей

и керамики One Body от GC

для воссоздания естественного вида зубов

ч

Luke S . Kahng, CDT

сертифицированный зубной техник, владелец лаборатории зубного протезирования LSK121. Опубликовал свыше 35 статей в различных стоматологических изданиях. Автор книги «Анатомия от Природы» (Anatomy from Nature), в которую вошли 50 страниц иллюстраций анатомических форм восковых моделей, гипсовых моделей и фарфоровых зубов, создавая которые, автор имитировал натуральные зубы. В его новой книге «Руководство по эстетике» (Esthetic Guide) представлено 31 клиническое наблюдение пациентов, реабилитированных разными реставрациями - от одиночных коронок до полной реабилитации полости рта. Он изобрел и запатентовал врачебную шкалу выбора расцветки LSK, в которую вошли свыше 150 реставраций из оксида циркония, изготовленных на основании результатов исследования структуры и прозрачности эмали натуральных зубов человека.

Перевод - Мария Маркова

Введение

Как правило, пациенты не в состоянии общаться на языке, широко распространенном в стоматологическом сообществе. Достаточно перечислить лишь некоторые из терминов, используемых врачами: черный треугольник, режущий край, межзубный промежуток, диастема, медиальная линия - и становится ясно, что, слыша подобное во время визита к врачу, пациенты совершенно не понимают, о чем идет речь. Но они и не обязаны понимать. Существуют другие способы объяснить пациенту, в чем заключается его проблема с точки зрения стоматологии и каким образом ее можно решить.

Основная сложность возникает тогда, когда пациентка пытается объяснить врачу, что именно ее не устраивает в ее улыбке. Во-первых, проблема в том, что пациентке не хватает нужных терминов, чтобы четко обрисовать имеющиеся, на ее взгляд, недостатки. Кроме того, велика вероятность, что она не понимает, например, что остроугольную форму зубов можно изменить; более того, она может даже не осознавать, что проблема именно в этом. Она знает только, что «что-то не так», и хочет, чтобы было по-другому.

В таких случаях очень помогают фотографии. Нельзя недооценивать важность визуализации для процесса общения врача и пациента. Нам всегда проще определить, что нам больше нравится, имея перед глазами картинку, а если речь идет о стоматологии - снимки пациентов до и после лечения. Пациентам особенно нравится разглядывать чужие снимки после лечения, сравнивая свои проблемы с уже документированным клиническим случаем.

Так какие же еще коммуникативные средства, кроме фотографий, могут оказаться полезными при обсуждении лечения? На примере двух клинических случаев, описанных в этой статье, мы разберемся, какие еще средства используются при общении врача и пациента и как автор использовал эти средства на благо пациентов.

Клинический случай 1

В данном случае пациентка, женщина сорока с небольшим лет, работает гигиенистом и, разумеется, постоянно наблюдает за чужими зубами. У нее стоят виниры двухлетней давности на зубах 6-11; с точки зрения лаборатории, виниры выглядят очень хорошо. И цвет, и форма воспроизведены с большой точностью и хорошо сливаются с естественными зубами пациентки. Единственная имевшаяся у нее жалоба состояла в том, что ей не нравятся черные треугольники в промежутках между винирами (рис. 1). Она сказала автору статьи: «Ну это же неправильно». Во время первичного осмотра было также замечено, что зубы пациентки слегка скошены относительно медиальной линии и горизонтали.

Оттенок зубов пациентки сравнили с несколькими оттенками, имеющимися на шкале, но ни один из них точно не соответствовал естественному цвету (рис. 2). Однако таким образом была подобрана основа для дальнейшей работы зубного

WWW.DENTAL-PRESS.COM

Smile Selection

>20091$Ш1 Oral Prosthetics / 1 -888-405-1238 / wwwlSK12

4

Рис . 1 . После предыдущего лечения пациентки передние зубы 6-11 имеют хорошую форму и правильно подобранный цвет. Однако пациентка недовольна эффектом «черного треугольника» между зубами

Рис . 2 . Во время подборочного приема зубной техник

перебрал 3 образца из оттеночной шкалы Vita - А1, А2 и В2 . Хотя ни один из них точно не соответствовал естественному цвету зубов пациентки, таким образом была выбрана основа для дальнейшей работы зубного техника по подбору оттенка

Рис . 3 . С помощью шкалы подбора улыбки LSK121

пациентка имела возможность выбрать форму зубов, которую предпочитает для собственной улыбки, а также их оттенок и текстуру

Рис . 4. На этой фотографии показано несколько возможных вариантов формы улыбки

техника, на базе которой он продолжил выбор оттенка.

Затем пациентке дали LSK Шкалу подбора улыбки (LSK Smile Selection Guide) (рис. 3); с ее помощью пациентка оценила угол наклона своих зубов относительно медиальной линии и решила, какую форму она предпочитает для будущей реставрации. Она склонялась к форме скругление/скру-гление, которая и была соответственно помечена во время визита. Пациентке понравилась возможность иметь под рукой инструмент (в нашем случае шкалу), который помогает принять решение относительно формы, цвета и текстуры реставрации.

Кроме того, пациентка принесла на прием фотографию зубов дочери, поскольку ей нравится их внешний вид, и она хотела показать фото врачу. Ей указали, что у ее дочери зубы 8 и 9 на 2 мм длиннее остальных и слегка выступают вперед. Однако ей нравился этот эффект, и она попросила автора статьи, чтобы в процессе работы он принял во внимание и эту фотографию. На рис. 4 представлены различные варианты LSK шкалы подбора улыбки - всего их существует 6.

После этого, используя врачебную шкалу расцветки LSK Chair Side Shade Selection Guide (CS3) в качестве основы для определения цвета, автор оценил оттенок пятен на поверхности окклюзии и насыщенность их оранжево-коричневого тона (рис. 5, 6 и 7). Автор осведомился у пациентки, устроит ли ее, если он в точности воспроизведет имеющуюся комбинацию оттенков. Пациентка была довольна тем, что принимает участие в обсу-

ждении, и попросила, чтобы автор сохранил тон, но снизил его насыщенность, а также сделал общий тон всех реставраций чуть ярче.

Следующим шагом стало сравнение режущего края зубов пациентки с образцом расцветки CS3, воспроизводящим кальцификацию (рис. 8, 9). Режущие края зубов пациентки имеют меловиднобелый оттенок, который она заметила и осознала впервые, только когда пришла на подборочный прием - раньше никто ей этого не показывал.

Когда пациентка пришла в лабораторию на подборочный прием, там были уже готовы к ее вопросам. На нее произвел большое впечатление не только высокий уровень знаний сотрудников лаборатории, но и возможности визуализации, которые ей обеспечили с помощью различных средств. Чем больше зубной техник может использовать средств для подбора оттенков, тем лучше будет выглядеть оконченная реставрация и тем довольнее будут пациент и его лечащий врач.

Клинический случай 2

В данном клиническом случае у пациентки имеются явные проблемы с верхними центральными резцами. На снимке с ретрактором видно изменение цвета в промежутке между этими зубами, диастема и старая композитная реставрация, которые, безусловно, ухудшают внешний вид зубного ряда (рис. 10). Снимок улыбки ясно демонстрирует, что при естественной улыбке все перечисленные выше недостатки становятся еще очевиднее (рис. 11).

Рис . 5, 6 и 7. С помощью оттеночной шкалы эмали

и препарированной эмали LSK принято решение относительно оттенка окклюзионных красителей для моляров пациентки

Рис . 8 и 9 . Следующий шаг: сравнить белую область кальцификации в зоне режущего края зубов пациентки с двумя образцами оттенков и с CS3G, чтобы определить, какой из вариантов наиболее близок к ее естественному оттенку

По врачебной шкале LSK Shade Guide оттенок мамелонов пациентки определен как МЕ-3, бежевый (рис. 12). Это будет важно при подборе окончательного цвета реставраций. После предварительной обработки резцов врачом-терапевтом между ними образуется довольно большое расстояние, так как необходимо было удалить старую композитную реставрацию. Редукция в области режущего края составила 1,5 мм, что оставило возможность для идеального воспроизведения мамелоновых эффектов (рис. 13). Для снятия окончательных слепков использовался слепочный материал EXA’lence VPES производства компании GC America.

При изготовлении виниров автор воспользовался техникой моделирования на платиновой фольге (Platinum Foil technique); для работы использовалась система керамики Initial компании GC, оттенки дентина (рис. 14). После первого обжига

при 890°С фольга по-прежнему на месте (рис. 15, 16), и виниры готовы к нанесению оттенков пришеечного светопроницаемого и Эмалевых эффектов для второго обжига (рис. 17, 18). Поверх этих масс наносится модификатор светопроницаемости и эмаль опаловая.

Готовые реставрации сначала устанавливаются на отлитой модели (рис. 19), затем помещаются на зеркальную поверхность (рис. 20). Наконец, виниры фиксируются в полости рта пациента, сделан снимок с ретрактором (рис. 21). Чтобы получить наилучшее представление о том, как виниры смотрятся в полости рта, нижние зубы закрываются листком черной бумаги, и остается виден только верхний зубной ряд - этот снимок служит для последней, окончательной проверки (рис. 22). Последний снимок - окончательный вид улыбки при расслабленных мышцах лица (рис. 23).

Рис . 10, 11 . Перед лечением: пациентка недовольна зоной потемнения между верхними передними зубами, вид с установленным ретрактором и естественная улыбка

Рис 12 Оттенок мамелонов пациентки сверяется с оттеночной шкалой LSK и определяется как ME3 бежевый

Рис 13 Препарирование резцов включило формирование

большого пространства между ними, так как необходимо было удалить старую композитную реставрацию, и редукцию в области режущего края на 1,5 мм

Рис . 14 . Используя керамическую массу GC Initial,

дентинные оттенки и технику моделирования на платиновой фольге, автор начал создавать керамические виниры

Рис . 15, 16 . После обжига при 890°C наносится второй слой, состоящий из пришеечного светопроницаемого и эмалевых эффектов для второго обжига

Рис . 17, 18 . Поверх этих масс наносится модификатор светопроницаемости и эмаль опаловая

Рис . 19. Готовые реставрации примеряются на модели

Рис. 20. На зеркальной поверхности виниры блестят

Рис. 21 . Вид с ретрактором - виниры пациентки полностью маскируют изменение цвета ее естественных зубов

Рис . 22 . Закрыв нижнюю часть рта пациентки, зубной техник может сконцентрироваться на припасовке, контурах, форме и размере верхних передних зубов

Рис . 23 . Окончательный вид реставрации - пациентка счастлива и уверена в своей улыбке

Заключение

Сотрудничество с пациентом - вот одна из основных проблем всех специалистов, работающих в области стоматологии. Пациенты далеко не всегда соглашаются с тем, что им предлагается, только потому, что мы считаем это необходимым. Разговоры - это всего лишь разговоры, ничего более, они не дают пациенту четкого представления о том, как будет протекать лечение и что получится в результате.

Как гласит пословица, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - а еще лучше потрогать. Пациенты, принимающие активное участие в обсуждении и принятии решений о том, как должна выглядеть их улыбка после лечения, как правило,

более уверенны в своих решениях и довольны ими. Они не станут винить лечащего врача или зубного техника в неудачах, поскольку неудач не будет! Используйте доступные Вам средства коммуникации и вовлекайте пациентов в рабочий процесс. Полученные результаты определенно этого стоят.

Особая благодарность лечащим врачам, работавшим над перечисленными случаями:

Edward Domina, DDS и Paul Saniuk, DDS.

ftkraftway

medical

Официальный импортер и дистрибьютор продукции компании ДЖИ СИ в России:

ООО «Крафтвэй Медикал»

Новый номер: 8-800-100-100-9 (бесплатные звонки по всей России) Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 16, E-mail: [email protected] www.kraftwaydental.ru

WWW.DENTAL-PRESS.COM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.