Научная статья на тему 'Проблема понимания и проявления мужественного поведения у несовершеннолетних осуждённых мужского пола'

Проблема понимания и проявления мужественного поведения у несовершеннолетних осуждённых мужского пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ / МУЖЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАННИКИ КОЛОНИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / МАСКУЛИННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ФЕМИНИННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / АНДРОГИННЫЙ ТИП ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / THE IMAGE OF A REAL MAN / COURAGEOUS BEHAVIOR / GENDER STEREOTYPES / JUVENILE CONVICTS / INMATES OF THE JUVENILE COLONY / MASCULINE PERSONALITY TRAITS / FEMININE PERSONALITY TRAITS / ANDROGYNOUS TYPE OF BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF JUVENILE CONVICTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна, Стефура Юлия Андреевна

В статье представлены результаты исследования представлений воспитанников колонии для несовершеннолетних осужденных мужского пола об образе «настоящего мужчины» и мужественном поведении. В работе сделан сравнительный анализ идеального мужского образа с представлениями ребят о себе с позиций гендерного подхода к изучению личности. В результате выявлены маскулинные и фемининные черты, составляющие преимущественно андрогинный тип личности испытуемых, опираясь на которые целесообразно разрабатывать психолого-педагогическое воздействие, обеспечивающее процесс воспитания и развития несовершеннолетних осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF UNDERSTANDING AND MANIFESTATION OF MASCULINE BEHAVIOR IN JUVENILE MALE CONVICTS

The article presents the results of a study of the views of the inmates of the juvenile prison of male convicts about the image of "real man" and courageous behavior. The paper makes a comparative analysis of the ideal male image with the ideas of children about themselves from the standpoint of a gender approach to the study of personality. As a result, the author reveals masculine and feminine features, which are predominantly androgynous type of personality of the subjects, based on which it is advisable to develop psychological and pedagogical impact, providing the process of education and development of juvenile convicts.

Текст научной работы на тему «Проблема понимания и проявления мужественного поведения у несовершеннолетних осуждённых мужского пола»

Мужчины, осужденные к длительным срокам наказания за корыстные и насильственные преступления при оценке событий прошлого наиболее часто выделяют события как положительной, так и отрицательной эмоциональной окраски. В то время как в отношении событий будущего осужденные склонны думать только о положительных и радостных событиях, а о грустных и отрицательно окрашенных событиях предпочитают не говорить.

Выводы. Жизненный путь показывает достижения и неудачи человека, отношение к ним, способы преодоления трудностей, запечатлевает жизненную направленность, интересы и мировоззрение. Лишение свободы негативно влияет на психическое здоровье мужчин. Знание особенностей жизненного пути осужденного поможет выявить трудности в жизни, способы реагирования на них, негативные шаблоны поведения, что даст возможность психологу индивидуализировать консультативную и психокоррекционную работу с осужденным. Поэтому изучение особенностей жизненного пути осужденных и применение этих знаний позволит более эффективно осуществлять психологическое сопровождение данной категории лиц, будет способствовать успешной ресоциализации осужденных.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - С. 149.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев - СПб.: Питер, 2002. - С. 216.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы / Эрик Берн. - Пер. с англ. - М.: Фанр-ПРЕСС, 2003. - С. 144.

4. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова - М.; Российское педагогическое агентство, 2008. - С. 87.

5. Косарев В. Н., Макогон И. В. Причинный механизм формирования корыстного поведения // Российский следователь. - 2009. - №14. - С. 18.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 2008. - С. 188.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -. СПб., 2000. - С. 221

8. Рукин А. В. Жизненный путь личности в гуманистической психологии // Вестник ТвГУ. Серия «Философия» - 2014 - № 1 - С. 212.

9. Состояние преступности в России за январь - июнь 2017 года [Электронный ресурс] - URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/454/ (Дата обращения: 30.01.2018).

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ракитская Оксана Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); начальник психологической лаборатории Стефура Юлия Андреевна

Психологическая лаборатория СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области (г. Новозыбков)

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ МУЖЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЁННЫХ МУЖСКОГО ПОЛА

Аннотация. В статье представлены результаты исследования представлений воспитанников колонии для несовершеннолетних осужденных мужского пола об образе «настоящего мужчины» и мужественном поведении. В работе сделан сравнительный анализ идеального мужского образа с представлениями ребят о себе с позиций гендерного подхода к изучению личности. В результате выявлены маскулинные и фемининные черты, составляющие преимущественно андрогинный тип личности испытуемых, опираясь на которые целесообразно разрабатывать психолого-педагогическое воздействие, обеспечивающее процесс воспитания и развития несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: образ настоящего мужчины, мужественное поведение, гендерные стереотипы, несовершеннолетние осужденные, воспитанники колонии для несовершеннолетних, маскулинные черты личности, фемининные черты личности, андрогинный тип поведения, психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних осужденных.

Annotation. The article presents the results of a study of the views of the inmates of the juvenile prison of male convicts about the image of "real man" and courageous behavior. The paper makes a comparative analysis of the ideal male image with the ideas of children about themselves from the standpoint of a gender approach to the study of personality. As a result, the author reveals masculine and feminine features, which are predominantly androgynous type of personality of the subjects, based on which it is advisable to develop psychological and pedagogical impact, providing the process of education and development of juvenile convicts.

Keywords: the image of a real man, courageous behavior, gender stereotypes, juvenile convicts, inmates of the juvenile colony, masculine personality traits, feminine personality traits, androgynous type of behavior, psychological and pedagogical support of juvenile convicts.

Введение. Очевидно, что понимание происходящего, отраженное в представлениях о тех или иных событиях, фактах или объектах окружающей действительности, может определять отношение к ним, выражаемое в соответствующем поведении. Образ «настоящего мужчины», транслируемый средствами массовой информации и другими социальными институтами, выступает регулятором поведения и участвует в формировании личности представителей мужского пола, поэтому необходимо в феномене «настоящего мужчины» исследовать то, как его понимают подрастающие мужчины, в нашем случае -несовершеннолетние осуждённые, чтобы, опираясь на существующие представления, обеспечить гармоничное развитие их личности.

Тем более что, в настоящее время традиционные представления о поведении «настоящего мужчины», связанные с маскулинным типом характера, в котором выражен фактор силы, особенно физической,

претерпевают изменения. Многие исследователи отмечают, что при общем сокращении количества войн в мире снизился и социальный запрос на проявление физической силы, выражающей доблесть и мужество человека. К современному мужчине больше предъявляются требования по поводу умственной силы, силы воли и эмоциональной сдержанности.

Однако следует обратить внимание на то, что предпочтение маскулинных характеристик личности, проявляемых посредством физической силы, может обусловливать применение насилия по отношению к другим людям, том числе в криминальной форме. Так, например, наличие гендерных представлений маскулинного типа у подрастающих мужчин может детерминировать субъективную приемлемость действий, причиняющих ущерб другому человеку, поскольку они обеспечивают подтверждение представлений о себе как сильном человеке.

Содержание представлений о полоролевом поведении и их динамика в обществе выступает предметом гендерных исследований, которыми в рамках пенитенциарной психологии занимались М А. Кашина, Е. Б. Борисова, Е. В. Омельченко и др.

На сегодняшний день в области пенитенциарной психологии накоплено достаточно знаний о психологических особенностях лиц, совершивших преступление (Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан, М. Г. Дебольский, Г. Х. Ефремова, И. А. Кудрявцев, В. Г. Морогин, В. М. Поздняков, А. Р. Ратинов, Е. Г. Самовичев, Ф. С. Сафуанов, Л. Б. Филонов и др), применяемых для обеспечения процессов воспитания, исправления и ресоциализации. При этом в меньшей степени раскрыты вопросы формирования гендерной идентичности и обеспечения развития личности в связи с социальными ожиданиями к её полу, а также возможности ее учета в процессах исправления, воспитания и ресоциализации осужденных, что определяет актуальность данного исследования.

Итак, существует проблема определения мужественного поведения в качестве гендерного образца, эталона, ориентирующего процесс формирования личности взрослого мужчины. При этом решение данной проблемы является полезным для психолого-педагогического обеспечения процессов воспитания и социализации несовершеннолетних осуждённых мужского пола. С целью дальнейшего формирования «мужественного» поведения у осуждённых необходимо исследовать у них содержание представлений о поведении «настоящего мужчины» или «мужественном» поведении, а также его признаках отмечаемых в собственном поведении.

Изложение основного материала статьи. Феномен «мужественное» поведение относится к предмету гендерных исследований, ориентированных на выявление психологических характеристик поведения, присущего представителям биологического пола и социально желательного с точки зрения выполнения их функций. Изначально маскулинность и фемининность рассматривались как полярные понятия, исключающие друг друга, связываемые с типично мужскими и женскими формами поведения соответственно.

Согласно современным исследованиям маскулинность и фемининность принято рассматривать как независимые переменные, сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин. Как женская маскулинность, так и фемининность у мужчин - нормальные психологические проявления - независимо от выбранной гендерной идентичности, а также исполнения половых и социальных ролей.

С. Бем делает акцент на том, что личность может обладать и мужественными и женственными качествами, и ей желательно быть андрогинной [2]. Она определяет андрогинию как характеристику, обозначающую людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества [3, с. 38].

Андрогинными принято считать людей, имеющих высокие показатели как по фемининности, так и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.

Рассматривая маскулинность и фемининность, можно говорить о наборе установок, ролей, норм поведения, иерархии ценностей, которые свойственны мужскому и женскому полу. Так, Р. Коннел в своих работах отмечал разграничение типов маскулинности и определил среди них стереотип гегемонной маскулинности. Он указывает на то, что у мужчин существует не один, а несколько типов маскулинности, в центре которого находится власть над женщинами и подчинёнными мужчинами, физическая сила, агрессия, склонность к насилию, отсутствие эмоциональной составляющей и высокий уровень соревновательности [6, с. 256].

Одновременно с гегемонной маскулинностью Р. Коннел и И. Кон выделяют такую маскулинность, как «маскулинность соучастников» или «соучавствующую маскулинность» - это модель поведения мужчин, которые не стремятся и не прилагают усилий для того, чтобы занять гегемонную позицию из-за отсутствия сил или желания. Данная тип маскулинности позволяет мужчинам занимать подчинённую, вспомогательную роль, но при этом пользоваться преимуществами в этой иерархической системе [5, с. 122].

Отмечается такой вид маскулинности как «естественная» маскулинность. С социологической точки зрения она представляет собой совокупность норм и представлений, которая отличается от «нормативных эталонов мужественности» большей вариативностью моделей мышления и поведения мужчин, уходом от стереотипного образа «настоящего мужчины» к образу «естественного мужчины». Если же гегемонная маскулинность выражается в стремлении к лидерству, власти, первенству, то естественная маскулинность представляет собой снятие разных ограничений, в таком случае мужчина имеет право на эмоции, на признание права быть неуверенным и обеспокоенным будущим.

Принято считать, что не каждого человека мужского пола можно назвать мужчиной, есть определённые различия между биологическими составляющими и статусом «настоящий мужчина». Маскулинность включает в себя процесс, в результате которого человек проходит испытания и доказывает своё право на принадлежность к мужскому сообществу, тем самым подтверждая статус «настоящего мужчины» [1, с. 147].

В целом во всех источниках отмечается, что образ мужчины всегда связывается с занятостью трудом и активной социальной жизнью, ему свойственны такие черты, как доминирование, напористость, агрессивность, бесстрашие, активность, готовность к риску и авантюризму, рациональность. Соответственно, маскулинная роль включает такие типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин для поддержания целевой ориентации и которые отражают невосприимчивость в межличностных контактах. Однако исследователи отмечают, что высокая маскулинность у мужчин не считается показателем психического благополучия.

Результаты проведённых исследований В. М. Погольшей указывают на то, что сегодня мужчины по отдельным характеристикам приближаются к среднестатистическим женщинам, добавляя к маскулинным чертам (мотив достижения, риск, уверенность в себе) такие черты фемининности, как понимание, мотивацию помощи, манипулятивный стиль общения, импульсивность, самораскрытие в беседе и активную позицию во взаимодействии [4, с. 121].

Формирование феминизированных черт зависит и от влияния общественного прогресса, от степени вовлечённости мужчины и женщины в разделение обязанностей и в семейной жизни. Мужчинам с выраженными феминизированными чертами характерна высокая чувствительность, творческий потенциал, бережное и заботливое отношение к женщине.

По мнению М. Киммел, на сегодняшний день мужчины осознают тот факт, что соответствие мужественности недостижимо, а бесконечная драматическая погоня за этим идеалом делает их несостоятельными и обессиленными, лишенными важных измерений человеческой жизни. Однако не все мужчины так думают, осталось не малое количество тех мужчин, которые продолжают верить в «настоящего мужчину» и соответствовать его качествам [7, с. 52].

Что касается андрогинности, то исследователь К. Мартин указывает на тот факт, что раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. На сегодняшний день взгляды поменялись, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение закладывается с детства, когда ребёнок наблюдает его у родителя своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола.

В подростково-юношеском возрасте происходит очередной этап развития так называемой гендерной идентичности, предполагающей отнесение себя к группе мужчин или женщин с принятием соответствующих социальных норм поведения.

Чтобы исследовать, как динамика гендерных стереотипов отразилась на подрастающем поколении мужчин, в развитии которых обнаружились «сбои» с точки зрения процесса социализации, нами было проведено исследование на базе воспитательной колонии в Брянской области.

Мысль о том, что наличие гендерных представлений маскулинного типа могло проявиться у ребят, совершивших преступления разного типа, как действия насильственного характера, привела к формулированию следующей гипотезы. Мы предположили, что у несовершеннолетних осуждённых за преступления с более выраженными признаками физического насилия представления о «мужественном» поведении отражают в большей степени маскулинный тип характера. При этом они приписывают себе маскулинные характеристики в большей степени, чем осужденные за «ненасильственные» преступления.

В выборку вошло 50 человек мужского пола возрастом от 14 до 18 лет, осуждённых за преступления корыстного и насильственного характера. Поскольку признаки насилия присутствуют в определённой степени во всех преступлениях, совершённых осуждёнными участвующими в исследовании, а также в целях проверки общей гипотезы мы сформировали 5 экспериментальных групп. Группы испытуемых, осужденных за кражу и преступления, связанные с приобретением, хранением и сбытом наркотиков, относились к категории «ненасильственных». В категорию «насильственных» испытуемых мы отнесли осужденных за разбой, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (в том числе убийство) и насильственные действия сексуального характера.

В ходе эмпирического исследования мы изучали представления осуждённых об образе «настоящего» мужчины с использованием методики С. Бем «Маскулинность-фемининность», осуществляя сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальных группах. Помимо этого, исследовались представления осуждённых о себе с применением той же методики С. Бем и методики А. А. Никитиной и Н. К. Радиной «Я и другие мужчины».

Выводы. Оказалось, что «настоящего мужчину» как представителя маскулинного типа понимают несовершеннолетние осуждённые за кражу, разбой и за преступления сексуального характера. Для осуждённых за преступления, связанные с наркотиками, и за нанесение тяжких телесных повреждений «настоящий мужчина» реализует андрогинный тип поведения.

Конечно, портрет «настоящего мужчины» у всех испытуемых включает большое количество маскулинных качеств, среди которых наиболее часто представлены вера в себя, сила, мужественность, склонность защищать свои взгляды и склонность вести за собой. При этом общий образ «мужественной, «независимой», «сильной личности» содержит такие качества, как «умение уступать» и «любовь к детям», являющиеся фемининными.

Другие фемининные характеристики (например, «жизнерадостность», «забота о людях», «понимание других», «преданность») тоже содержатся в образе «настоящего мужчины» у испытуемых в более или менее выраженной степени.

Получается, что результаты эмпирического исследования частично подтвердили нашу гипотезу. Понимание «мужественного» поведения несовершеннолетних осуждённых мужского пола связывается не только с признаками маскулинного, но и фемининного типа, относительное сочетание которых образует андрогинный вариант поведения.

Что касается представлений осуждённых о признаках «мужественного» поведения у себя, то мы полагали, что более выраженные маскулинные черты будут наблюдаться у осуждённых за преступления с признаками физического насилия. Однако все ребята сочетают в себе как маскулинные, так и фемининные характеристики, что отражает андрогинный тип поведения. Большинство осуждённых отмечает в своём поведении такие маскулинные качества, как веру в себя, мужественность, склонность защищать свои взгляды, силу, самодостаточность и наличие собственной позиции. Среди проявлений фемининных качеств наиболее часто признаются у себя - умение уступать, любовь к детям, жизнерадостность, забота о людях, доверчивость и сострадание.

Таким образом, частичное опровержение исходной гипотезы связано с тем, что маскулинные качества присутствуют в представлениях о себе и у осуждённых за преступления, не связанные с физическим насилием.

Частичное подтверждение гипотезы о выраженности маскулинных качеств в представлениях о себе мы получили в показателях группы осуждённых за разбой и осуждённых за нанесение тяжких телесных повреждений, которые отмечают у себя более высокие показатели (подтвержденные непараметрическим критерием Манна-Уитни) умственной твёрдости и норм статуса, свидетельствующие о том, что для них важно быть всезнающими и компетентными во многих вопросах, пользоваться уважением окружающих и

обладать властью.

Можно сказать, что перечисленные качества, отмечаемые испытуемыми у себя, во многом совпадают с характеристиками «настоящего мужчины». Испытуемые считают, что им присущи такие проявления «мужественного» поведения такие, как физическая сила, эмоциональная и умственная твёрдость характера, способность мыслить рационально и быстро принимать решения, вера в себя наряду с жизнерадостностью, преданностью и любовью к детям, умением сочувствовать и уступать.

В целом нужно сказать, что понимание «мужественного» поведения и его проявлений у несовершеннолетних осужденных мужского пола отражает характеристики зрелого человека, верящего в свои силы, самостоятельного и решительного, способного к активному и настойчивому действованию наряду с готовностью к компромиссу и взаимодействию, основанному на взаимопонимании и поддержке. Понимание такого рода следует рассматривать как благоприятный фактор воспитания и социализации несовершеннолетних осужденных, принявших участие в исследовании, поскольку в их представлениях содержится в социальном плане вполне приемлемый образец гендерного поведения. На данные представления необходимо опираться в воспитательном процессе, учитывая их при реализации психолого-педагогических мероприятий в исправительном учреждении.

Литература:

1. Бадентэр, Э. Мужская сущность / пер. с франц. И. Ю. Крупичева, Е. Б. Шевченко. - М.: Новости, 1995. - 304 с.

2. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. -М.:РОССПЭН, 2004. - 336 с.

3. Берн, Ш. М. Законы мужского и женского поведения / Ш. М. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

5. Кон, И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. - М.: Время, 2009 - 496 с.

6. Коннелл, Р. Маскулинности и глобализация / Р. Коннелл // Введение в гендерные исследования.Часть 2. Хрестоматия. - СПб.: Алетейя, 2001. - 991 с.

7. Хитрук, Е. Б. «Мужчина становится»: проблема маскулинности в контексте гендерных исследований / Е. Б. Хитрук // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 367. С. 52-57.

Психология

УДК 159.923.2.

аспирант Родионова Инга Викторовна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматриваются требования к подготовке будущих преподавателей, формирование у них акмеологической и поликультурной компетентностей. Дан анализ образовательной среды.

Ключевые слова: образовательный процесс, акмеологическая и поликультурная компетентность, акмеологическая среда, поликультурный коллектив, этническая толерантность.

Annotation. The article considers the requirements for the preparation of future teachers, the formation of acmeological and multicultural competence among them. The analysis of the educational environment is given.

Keywords: educational process, acmeological and multicultural competence, acmeological environment, multicultural team, ethnic tolerance.

Введение. В настоящее время в системе образования России происходят значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни. Важную роль в успешности этого процесса приобретает готовность молодого специалиста продуктивно и творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, одной из составляющих которой является психологическая готовность работать в поликультурной среде и уметь поддерживать межэтнические отношения в общеобразовательном учреждении.

В связи с этим для будущего преподавателя ставится задача постоянного совершенствования, самообразования, самосовершенствоавния. Изучением этими вопросов занимается специальная наука «акмеология».

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день активно развивается акмеология как научная дисциплина, представители которой К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Е.А.Климов, А.К.Маркова, А.Ю.Панасюк и др. закладывают фундамент акмеологических знаний. Проблема личностно-профессионального развития, основы для проектирования векторов-целей для личностно-профессионального развития, исследованы в работах В.А. Бодрова, Л.И. Божович, Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Т.В. Кудрявцева, В.Н. Леоньтева, А.К. Марковой, Л.М.Митиной, и др.

Представление о целях, векторах собственного индивидуального развития важны для каждого человека. Особенное значение оно имеет для тех, кто призван воспитывать и обучать будущее поколение. Педагог не может решать эти задачи, если сам не готов выстраивать свою собственную успешную стратегию, постоянно обогащать свои знания и умения, повышать уровеньпрофессионально-значимых личностных качеств, быть направленным на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию.

Эту проблему рассматривает предмет акмеология образования, где в качестве центральной задачи определяется поиск способов и путей, актуализирующих и развивающих потенциальные возможности будущих преподавателей, их стремление к достижению вершин профессионализма (В.А.Якунин).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.