Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ОРГАНОВ ЗАГС'

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ОРГАНОВ ЗАГС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / ОРГАНЫ ЗАГС / ПОЛУЧЕНИЕ / ИСТРЕБОВАНИЕ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухин Егор Александрович

Арбитражный управляющий обязан проводить поиск имущества гражданина, для его дальнейшего включения в конкурсную массу и дальнейшую реализацию. Однако система законодательства не позволяет управляющему оперативно получить информацию, как о должнике, так и о его возможном имуществе. Тогда как именно скорость получения информации об имуществе должника и его родных, влечёт за собой скорейшее удовлетворение требований кредиторов, включённых в реестр. В данной статье рассматриваются причины, по которым управляющий не способен получать данные о должнике из органов ЗАГС, также предложены пути решения этой проблемы, путём внесения изменений в актуальные законные акты нашей страны, в целях упрощения работы как Арбитражных управляющих, так и Арбитражных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухин Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF OBTAINING INFORMATION BY ARBITRATION MANAGERS FROM THE REGISTRY OFFICE

The arbitration manager is obliged to search for the property of a citizen, for its further inclusion in the bankruptcy estate and further sale. However, the system of legislation does not allow the manager to quickly obtain information about both the debtor and his possible property. Whereas it is precisely the speed of obtaining information about the property of the debtor and his relatives that entails the speedy satisfaction of the requirements of creditors included in the register. This article discusses the reasons why the manager is not able to receive data about the debtor from the registry office, and also suggests ways to solve this problem by amending the current legal acts of our country in order to simplify the work of both Arbitration Managers and Arbitration Courts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ОРГАНОВ ЗАГС»

Проблема получение Арбитражными управляющими информации из органов ЗАГС The problem of obtaining information by Arbitration Managers from the registry office

Мухин Егор Александрович

Аспирант Южного федерального университета Россия, Ростов-на-Дону e-mail: mea19993@yandex.ru

Mukhin Egor Alexandrovich

Postgraduate student of the Southern Federal University

Russia, Rostov-on-Don e-mail: mea19993@yandex.ru

Аннотация.

Арбитражный управляющий обязан проводить поиск имущества гражданина, для его дальнейшего включения в конкурсную массу и дальнейшую реализацию. Однако система законодательства не позволяет управляющему оперативно получить информацию, как о должнике, так и о его возможном имуществе. Тогда как именно скорость получения информации об имуществе должника и его родных, влечёт за собой скорейшее удовлетворение требований кредиторов, включённых в реестр. В данной статье рассматриваются причины, по которым управляющий не способен получать данные о должнике из органов ЗАГС, также предложены пути решения этой проблемы, путём внесения изменений в актуальные законные акты нашей страны, в целях упрощения работы как Арбитражных управляющих, так и Арбитражных судов.

Annotation.

The arbitration manager is obliged to search for the property of a citizen, for its further inclusion in the bankruptcy estate and further sale. However, the system of legislation does not allow the manager to quickly obtain information about both the debtor and his possible property. Whereas it is precisely the speed of obtaining information about the property of the debtor and his relatives that entails the speedy satisfaction of the requirements of creditors included in the register. This article discusses the reasons why the manager is not able to receive data about the debtor from the registry office, and also suggests ways to solve this problem by amending the current legal acts of our country in order to simplify the work of both Arbitration Managers and Arbitration Courts.

Ключевые слова: Арбитражный управляющий, органы ЗАГС, получение, истребование, Арбитражный

суд.

Key words: Insolvency practitioner, civil registry offices, receipt, recovery, Arbitration Court.

В сложившейся за последние 20 лет экономической ситуации всё больше граждан вынуждены инициировать процедуру банкротства, как по своей инициативе, так и при подачи кредиторов. Банкротство физических, как и юридических лиц, находится в ведении Арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий — это лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, назначенное арбитражным судом для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации или гражданина.

Для выявления имущества должника и его дальнейшего включения в конкурсную массу, управляющий делает запросы в различные государственные органы, такие например, как МРЭО ГИБДД и ФНС, с требованием предоставить необходимую информацию.

В соответствии со ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ, арбитражный управляющий вправе запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления включая, сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Конкурсную массу составляет не только имущество должника непосредственно, но также имущество его

супруга.

В соответствии с пунктом с ст. 34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Имущество супругов является общим независимо от того, на имя кого конкретно из супругов оно приобретено, зарегистрировано или учтено (пункт 2 статьи 34 СК РФ).

В соответствии с п.7 ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей. В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу), часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.

Таким образом, имущество, приобретенное в браке и зарегистрированное за супругой должника/бывшей супругой, подлежит реализации в деле о банкротстве по общим правилам, предусмотренным ст. 213.26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для того, чтобы убедиться, состоит ли в браке должник, управляющий делает соответствующий запрос в органы ЗАГС. Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2. ФЗ от 15.11.1997 №143- ФЗ «Об актах гражданского состояния», орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Как можно заметить, арбитражного управляющего в данном перечне нет, таким образом, управляющий обязан направить ходатайство об истребовании необходимых сведений в Арбитражный суд, который, согласно ст.152 АПК РФ может назначить срок рассмотрения дела, не превышающий шести месяцев со дня поступления заявления в Арбитражный суд. Стоит отметить, что зачастую суды идут навстречу управляющим и назначают рассмотрение дела в ближайшее время.

Проблема данной ситуации кроется в том, что в данное время, пока суд истребует необходимую информацию, недобросовестный должник и (или) его супруг, могут предпринять меры по сокрытию

подлежащего включению в конкурсную массу имущества, что делает невозможным в дальнейшем расчёт с кредитором, а именно расчёт с кредитором, является ключевой целью процедуры банкротства. Ожидание истребования информации судом, также влечёт затягивание процедуры банкротства, что может повлечь серьезные последствия для любого участника дела, а не только кредитора.

Помимо этого, управляющий несёт лишние затраты на отправку в органы ЗАГС ходатайства об истребовании необходимых сведений, в соответствии со ст. 117 ГПК РФ.

Ходатайство об истребовании необходимых сведений из органов ЗАГС удовлетворяется арбитражными судами в подавляющем большинстве, если опираться на практику судебных дел в отношении данного вопроса. Можно говорить о недоработке со стороны законодательства, которая занимает время и загружает и судебный аппарат Арбитражных судов, которые занимают своё время чистой формальностью.

Государственные органы не имеют права выдавать информацию о гражданине, без опоры на Решения или Определения Арбитражных судов, что и не позволяет управляющим злоупотреблять своим правом запрашивать информацию. Возникает справедливый вопрос, почему законодатель считает, что информация из органов ЗАГС, может повлечь какие-либо злоупотребления со стороны управляющего?

Для решения проблемы затронутой в данной статье, по нашему мнению, нет необходимости дополнять и без того обширный ФЗ №143 «Об актах гражданского состояния» новыми статьями, тогда как достаточно внести и в без того обширный перечень лиц, которым органы ЗАГС могут представлять информацию о гражданине, Арбитражных управляющих.

Однако, законодатель не спешит устранить данный недочёт в законодательстве, только чиня дополнительные препятствия в деятельности Арбитражного управляющего.

Так, например, согласно поправкам, внесённым в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», 01.03.2023, содержащиеся в ЕГРН персональные данные (ФИО и дата рождения) собственника объекта недвижимости и лиц, в пользу которых зарегистрировано то или иное ограничение (обременение), могут предоставляться третьим лицам лишь при наличии в реестре специальной «разрешительной» записи, внесенной по заявлению правообладателя. Такое заявление можно будет подать в отношении одного или нескольких принадлежащих правообладателю объектов недвижимости, а также на случай приобретения в будущем новых объектов.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что существующее в нынешнем виде ФЗ №143 «Об актах гражданского состояния» в рамках процедуры банкротства только препятствует скорейшему разрешению дела. Внесение такого маленького изменения, как добавления в перечень лиц, которым органы ЗАГС могут представлять информацию арбитражными управляющими, что ускорит процедуру и несколько разгрузит Арбитражные суды от бессмысленной и абсолютно рутинной работы, как истребование сведений из органов ЗАГС. Однако последние изменения, в ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости», и абсолютное игнорирование нужд Арбитражных управляющих, наталкивает на вывод, что законодатели не заинтересованы в как можно скорейшем разрешении дел о банкротстве, поэтому надеяться на поправки, не приходится.

Список используемой литературы:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // «СЗ РФ» от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012

2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // «Российская газета» от 20 ноября 2002 г. N 220

3.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О несостоятельности (банкротстве)»

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (принят 29.12.1995, опубликован 21.10.2007, вступил в силу 01.03.1996) / Российская газета;

5. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (последняя редакция)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.