Научная статья на тему 'Проблема положения женщины в обществе в пьесе А. Ф. Писемского «Самоуправцы»'

Проблема положения женщины в обществе в пьесе А. Ф. Писемского «Самоуправцы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
912
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пьеса / проблема / бесправие / драматизм / п’єса / проблема / безправ’я / драматизм

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н А. Скрынник

В данной статье предпринята попытка проследить своеобразие раскрытия проблемы положения женщины в обществе в пьесе А.Ф. Писемского «Самоуправцы». В центре внимания писателя – проблема бесправного положения женщины, связанная с проблемами драматизма женской судьбы, любви, супружеской верности. Анализ судьбы героини пьесы «Самоуправцы» позволяет говорить о создании символического образа «женщины-вещи». Особое внимание заслуживает рассмотрение противоречивого отношения автора к судьбе женщины, сочувствующего ей, но отстаивающего патриархальные устои христианской морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Проблема становища жінки в суспільстві в п’єсі О.Ф. Писемського „Самоправці“»

У даній статті зроблена спроба прослідкувати своєрідність розкриття проблеми становища жінки в суспільстві в п’єсі О.Ф. Писемського „Самоправці“». В центрі уваги письменника – проблема безправного становища жінки, яка пов’язана з проблемами драматизму жіночої долі, любові, подружньої вірності. Аналіз долі героїні п’єси «Самоправці» дозволяє говорити про створення символічного образу «жінки-річі». Особливу увагу заслуговує розгляд суперечливого відношення автора до жіночої долі, який співчуває їй, але відстоює патріархальні засади християнської моралі.

Текст научной работы на тему «Проблема положения женщины в обществе в пьесе А. Ф. Писемского «Самоуправцы»»

Н. А. Скрынник

ПРОБЛЕМА ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ В ПЬЕСЕ А. Ф. ПИСЕМСКОГО «САМОУПРАВЦЫ»

Проблема положения женщины в обществе всегда оставалась в центре внимания деятелей культуры и литературы. Таким образом, актуальность темы данной статьи обусловлена рядом культурных, духовных, социально-политических факторов.

Цель статьи - проследить своеобразие раскрытия проблемы положения женщины в обществе в пьесе А.Ф. Писемского «Самоуправцы».

Проблема положения женщины в обществе особенно остро поднималась в русской литературе XIX века: А.С. Пушкин, Н.А. Дурова, Н.С. Кохановская, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и другие - далеко неполный перечень авторов, которые не оставались равнодушными к судьбе женщины. Однако особенно ярко эта проблема освещена в драматургии А.Н. Островского. Писемский-драматург как последователь традиций Островского на протяжении всего творчества изображал судьбу женщины, обусловленную не только сложившейся социальной системой, но и самой принадлежностью к слабому полу.

К драме Писемского обращались М.П. Могилянский [3], Л.М. -Лотман [2], П.Г. Пустовойт [6]. Однако они затрагивали отдельные аспекты «Самоуправцев». Вне поля зрения исследователей оказались многие проблемы, поднятые автором в пьесе, в том числе и проблема положения женщины в обществе. В нашей статье предпринята первая попытка освещения указанной проблемы.

А.Ф. Писемский в пьесе «Самоуправцы» исследует причины бесправного положения женщины в обществе. Эта проблема тесно переплетается с проблемами любви, семьи и брака, супружеской верности и женской чести.

' 1* 'Ч'

№ 24(81) ВРЛр

Как известно, общественное положение женщины в XVIII - XIX веках определялось не личными качествами, не интеллектуальными способностями, не нравственными запросами, а тем, чья она дочь, сестра, жена, вдова. Так, в пьесе «Самоуправцы» молодая красивая девушка, бедная дворянка Настасья Петровна была выдана замуж отцом - пьяницей насильно. Не получив должного образования и воспитания, не научившись светским манерам, она живет затворницей в доме своего старого мужа Платона Имшина. В свои 25 лет она не была готова к семейной жизни и не умела вести хозяйство: «<...> моя Настасья Петровна хозяюшка никуда не годная», - говорит Платон о жене [5, с. 230].

Она живет в своем замкнутом мире, не стремится чему - либо научиться или быть полезной в доме. Настасья несчастлива в браке, так как не любит своего мужа. Спасением для нее является частое отсутствие князя Платона - генерала-аншефа, второго по величине лица в государстве после императора. Настасья Петровна ищет любви на стороне. Подобная ситуация создана А.Н. Островским в «Грозе». Катерина была выдана замуж за человека, которого, как бы она ни старалась, полюбить не могла. В обеих пьесах героини были выданы замуж без их согласия, но факт насильственного замужества имеет разные причины. Если Катерину выдали замуж за Тихона, посчитав его хорошей партией, то Девочкин, отец Настасьи Петровны, пытается выгодно «продать» свою дочь и породниться с богатым и почтенным в государстве человеком. Тирания отца сменяется тиранией мужа:

«кКнязь Платон. Посмотри, однако, что выходит: из какой несладкой жизни взял я ее - бедная дворяночка, отец пьяница, буян!.. Окружил я ее почестями, довольством, а между тем все словно бы она печалится, о чем-то грустит; сидит по целым часам, слова не промолвит; окликнешь ее, встрепенется точно со сна» [5, с. 231-232].

Будучи похожей на Катерину, Настасья в то же время близка к типу «бедной невесты», который создан Островским в «Бесприданнице». Как и Лариса, она живет в своем мире, ищет красивой взаимной любви и не находит ее. Однако в отличие от образованной героини Островского, в силу слабости своей натуры, став жертвой мужского обмана и лицемерия, Настасья необразованна и не отличается особыми талантами.

ВРЛ

№ 24(81)

Проблема женской судьбы в «Самоуправцах» Писемского, как и в «Грозе», «Бесприданнице», раскрывается с помощью любовного треугольника: героиня - муж - любовник. В «Самоуправцах» жизнь Настасьи Петровны с мужем в одном доме очень похожа на историю Катерины в «Грозе». Они обе росли жизнерадостными, веселыми девушками. По словам князя Платона, его жена «В девушках была резвунья и шалунья» [5, с. 232], а сейчас воспринимает жизнь как неволю. Будучи противоречивой натурой, не имея силы противостоять обстоятельствам, она, как и Лариса Огудалова, мирится со своей жизнью:

«Княгиня. Жизнь всякому дорога: покажи раз вам нелюбовь, так давно бы сидела в тюрьме, где очутилась теперь» [5, с. 258].

Княгиня Настасья Петровна ошибается в выборе любимого, идеализируя Рыкова, не разглядев в нем циничного и жестокого человека, способного предать в трудную минуту. Героиня проста и искрення в своей любви к возлюбленному. В жестокости Платона по отношению к себе и Рыкову она винит только себя:

«Княгиня (кидая Рыкову нежный взгляд). Простите меня, бога ради, Дмитрий Яковлевич, что вам из-за меня делают такие оскарб-ления!» [5, с. 258].

Вместе с тем Настасья Петровна во многом отличается от Катерины Островского, который создает более возвышенный образ женщины. Его героиня поэтична, эмоциональна и самокритична. Изменив мужу, она как истинная христианка боится Божьего суда и не может скрывать от Тихона правду. Княгиня Настасья, изменяя князю Платону, скрывает свои чувства к Рыкову, продолжая жить вместе с мужем и обманывая его.

В отличие от героинь пьес Островского Настасья Петровна обладает такими чертами характера, как хитрость, но не вероломная, а вынужденная. Не желая терпеть в своем доме присутствие князя Сергея и его ухаживания, княгиня рассказывает мужу о недостойном поведении его брата:

«Княгиня (уходя). Подействовало, вижу, а там письмами до-кончу...(Уходит)» [5, с. 235].

Разнообразные формы проявления любви мужскими персонажами по отношению к Настасье Петровне описаны Писемским неслу-

' 1* 'Ч'

№ 24(81) ВРЛр

чайно. В пьесе женщина ассоциируется с вещью, и в результате возникает символический образ «женщины - вещи». Не зря князь Сергей Имшин пытается воспользоваться ею, как вещью. Будучи человеком безнравственным, относясь к женщинам пренебрежительно, он видит в женщине лишь вещь, утеху. Так, пытаясь соблазнить Настасью Петровну, Сергей делает ей непристойное предложение: «<...> (задыхающимся голосом), мне дайте счастие обладать вами только на самый краткий миг <...>» [5, с. 241]. Тема вещи звучит и в «Бесприданнице»: Лариса называет себя вещью, так как мужчины ее разыгрывают, покупают, как вещь.

Княгиня - противоречивая натура. С одной стороны, она пытается придерживаться норм христианской морали, она наивно верит в настоящую взаимную любовь и с честью готова принять все муки, а с другой - нарушает эти каноны, изменяя своему мужу и живя во лжи.

Любовь сыграла важную роль в раскрытии духовного потенциала Настасьи Петровны. Это чувство не только пробудило женскую душу, но и помогло увидеть правду.

Любовь Рыкова и княгини не выдерживает испытания, и в финале пьесы молодая женщина убеждается, что ее муж, безудержный в гневе и ревности, - более благородный и нежный человек, чем её осторожный любовник: «Мне легче бы умереть, чем идти к нему <...> - вот каково мне это», - на что Рыков отвечает: «Бабья слабость, больше ничего. <...> Такая каша заварилась, что не приведи бог и расхлебать ее!» [5, с. 275]. Неожиданный поворот событий в пьесе заставляет всех персонажей изменить мнение о князе Платоне, который устраивает помолвку своей жены с Рыковым, наделяет их богатым наследством: «<...> оставляя жену нашу, Настасью Петровну, наследницей всего нашего.состояния, желаю я сам отпраздновать сговор ее за господина Рыкова <...>» [5, с. 283].

Не случайно последняя реплика в пьесе принадлежит княгине Настасье Петровне: «<...> (становясь на колени перед князем). Благодетель Вы мой!» [5, с. 283]. В этой фразе отразилось и преклонение перед широтой его натуры, и восхищение, и любовь. Драматический финал пьесы оставляет за читателем право самостоятельно завершить историю жизни княгини Имшиной.

ВРЛ

№ 24(81)

Автор показывает драматизм женщины, которая, в обществе, в семье является подневольным существом. Вместе с тем он утверждает, что предназначение женщины - быть хорошей женой, хранительницей домашнего очага.

Таким образом, раскрытие проблемы положения женщины в обществе в пьесе носит противоречивый характер, поскольку, сочувствуя женщине, ее бесправному положению, А.Ф. Писемский выступает как защитник христианской морали и устоявшихся семейных догм.

Дальнейшее изучение данной проблемы позволит оценить вклад автора «Самоуправцев» в развитие русской драматургии, акцентирующей внимание на судьбе женщины.

Список использованных источников

1. Лотман, Л. А.Ф. Писемский / Л. Лотман // История русской литературы: В 4-х тт. - Т. 3. - Л.: Наука, 1982. - 876 с.

2. Лотман, Л. Драматургия 60-70-х годов / Л. Лотман // История русской литературы: В 4-х тт. - Т.3. - Л.: Наука, 1982. - 876 с.

3. Могилянский, М. Писемский. Жизнь и творчество / М. Моги-лянский. - Л.: ЛИО Редактор, 1991. - 158 с.

4. Островский, А. «Гроза», «Бесприданница». Пьесы / А. Островский. - К.: Веселка, 1975. - 165 с.

5. Писемский, А. Пьесы / А. Писемский. - М.: Искусство, 1958. - 446 с.

6. Пустовойт, П. А.Ф. Писемский в истории русского романа / П. Пустовойт. - М.: МГУ., 1969 - 274 с.

7. Ревякин, А. Гроза / А. Ревякин. - М.: Учпедгиз, 1955. - 288 с.

8. Штейн, А. Мастер русской драмы / А. Штейн. - М.: Советский писатель, 1973. - 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.