DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-22 УДК 82.25
ЖАНР ДРАМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО
Печерская Т.В.
Большинство литературоведческих словарей определяют драмами пьесы социально-бытового характера, в которых конфликт не получает трагической развязки. Отличная от драмы трагедия изначально формировалась как жанр, в основу которого были положены конфликты, затрагивающие общенародные интересы, и где финал венчала катастрофичная по своей сущности гибель героя. Драма в творчестве Островского становится жанром, позволившим синтезировать драматическое с трагическим таким образом, что трагическое не стало определяющим, поскольку драмы Островского в своей основе отнюдь не катастрофичны. Трагические развязки их - гибели, знаменующие очищение от страстей, избавление от страданий. В своих драмах Островский показал сложные взаимоотношения между людьми, их общение, поведение, разнообразие типов, лиц, характеров, отображая динамичную, изменчивую, предельно наполненную событийно, эмоционально, психологически социальную реальность. Помимо выявления специфики драмы Островского в данной статье определены характер эволюции этого жанра, основные модификации драм автора.
Ключевые слова: А.Н. Островский, жанр, жанровый подзаголовок, драма, трагедия, жанровые модификации.
THE GENRE OF DRAMA IN THE WORKS OF A.N. OSTROVSKY
Pecherskaya T.V.
Most literary dictionaries define "drama" as a play unfolding in social settings where the conflict does not have a tragic ending. Tragedy unlike drama was formed as a genre full of large-scale public and social conflicts which ended with a catastrophic demise of the main character. Ostrovsky sees drama as a genre where it is possible to encompass elements of drama and tragedy but in such a way that dramatic episodes do not overshadow the plot as they lack catastrophic undertones. Tragic ending of plays symbolize the fact that the characters are exempt from their passions and tribulations. Ostrovsky's dramas show complex relationships of people, their interaction, behaviour, variety of character types. He demonstrates reality full of dynamism, various events, emotions and psychological dramas. The article also discloses the process of evolution of this genre and main modifications of dramas.
Keywords: A.N. Ostrovsky, genre, genre subheading, drama, genre modifications.
Работа выполнена при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России.
Перу А.Н. Островского принадлежат четыре пьесы, в жанровом подзаголовке которых автором прописано обозначение «драма»: «народная драма» «Не так живи, как хочется», «драмы» «Гроза», «Грех да беда на кого не живёт», «Бесприданница». Из всех этих пьес только первая заканчивается благополучно - не гибелью, а раскаянием главного героя. Несмотря на трагедийный характер развязок остальных своих драм, Островский ни одну из этих пьес не назвал трагедией - вероятно, учитывая глубоко укоренившиеся в публике представления об историческом или мифологическом сюжете и
высоком социальном статусе героев этого жанра. Показательно, что А. Ф. Писемский также отнес к трагедиям только те свои пьесы, в которых изображалось историческое прошлое и действовали лица знатного происхождения: «Самоуправцы», «Поручик Гладков»; трагическая же по конфликту и финалу «Горькая судьбина» названа им драмой [6].
Драмам Островского посвящено немало исследований, раскрывающих, в том числе, и жанровую их сущность. Однако на пути выявления специфики поэтики каждого драматургического жанра Островского, получившего своё авторское жанровое определение, назрела необходимость пересмотреть всю систему драматургических жанров, разграничить самостоятельные жанры и модификации того или иного полноценного жанра.
Каждая из драм Островского - явление уникальное не только по своему содержанию, но и по своей проблематике, сюжетной организации, драматургическим средствам и приёмам. Первым опытом автора в жанре драмы стала пьеса «Не так живи, как хочется», написанная в «москвитянинский» период творчества А.Н. Островского. Появление этой «народной драмы» оказалось созвучно общей стихии журнала «Москвитянин», в атмосфере которого формировались эстетические вкусы начинающего драматурга. Неслучайно и определение «народная», прописанное в жанровом подзаголовке автора: эта драма Островского раскрывает специфику мировоззрения, жизненных ценностей народа, в ней народный дух, многокрасочность народных обычаев и обрядов. Народный мир, каким изобразил его Островский в этой драме, обладает своей философией, явленной в языке, образе мыслей и в житейских поступках, своей культурой. «Народная драма» у Островского - это не самостоятельный жанр, а, по всей вероятности, вариация жанра драмы, поскольку определением «народная» подчёркнуты, главным образом, тематика пьесы, материал, положенный в её основу, нравственно-философская направленность. Как пишет И.А. Овчинина, сюжеты всех москвитянинских пьес драматурга «строятся на опорах народной эстетики и на устойчивых
формулах, которые черпаются из первоисточников жизни: уход - возвращение, разрыв - соединение, обида - примирение, грех - покаяние» [3, с. 75].
Действие первой драмы Островского, отодвинутое в прошлое, к концу 18, происходит в последнюю неделю масленицы, праздника языческого, когда люди освобождаются от регламентирующих их частную жизнь правил, когда на смену жестоким домостроевским нормам приходят непосредственные чувства, страсти, разлитые в атмосфере всеобщего языческого веселья. Однако уже с первых явлений в пьесе появляются и драматические линии развития сюжета, явленные при воссоздании процесса разрушения семьи. В жизни центральных героев много греховного: супруги Даша и Пётр постоянно ругаются, даже в «дни прощёные», когда, как сетует Афимья, «и чужие мирятся, а у них и вставаючи, и ложаючись брань да перекор» [4, т. 1, с. 380]; Пётр во время масленичного гулянья увлекается Грушей, охладев к своей жене. В финале пьесы герои приходят к выводу о том, что лишь на пути покаяния возможно подлинное преображение и очищение человека; конфликт не получает трагической развязки. Глубокая нравственная проблематика, смысловая и философско-этическая насыщенность «Не так живи, как хочется», а также реалистичность переданных картин народной жизни позволяют определить эту пьесу Островского драмой социально-этического типа.
Одной из самых ярких, необычных и острых по проблематике пьес русского репертуара является «Гроза», получившая у автора жанровое обозначение «драма». Однако неслучайно ряд учёных и критиков определяют это произведение Островского «жанрово чистой трагедией», «русской трагедией», «народной социально-бытовой трагедией», аргументируя свои выводы, прежде всего, характером финала «Грозы»: гибель героини становится главным показателем её трагедийности.
Создавая драму трагедийного типа, Островский в качестве исходного момента использует типовую ситуацию классицистической трагедии, основанную на конфликте между чувством и долгом. Полюбив сильно,
глубоко, самозабвенно, Катерина решается на страшный грех, изменяя мужу, и идёт навстречу чувству с сознанием неизбежной расплаты за это. Сама любовь к Борису воспринимается ей как беда, как трагедия. Финал имеет, как и в типичных пьесах-трагедиях, очищающее воздействие на зрителей, возбуждая в них благородные, возвышенные стремления.
Катерина Кабанова, пройдя через грозовые испытания, нравственно очищается и покидает этот мир с сознанием собственной правоты. «Что же касается самоубийства, которое, по христианским понятиям, страшный грех, -замечает Ю.В. Лебедев, - то Островский ведь показывает, что в финале трагедии происходит как бы добровольное слияние героини с миром природы, добровольный уход в неё в духе древних народных поверий» [2, с. 54]. И этот факт, безусловно, выступает в защиту Островского, назвавшего «Грозу» драмой. Как подчеркнул Дан Делерт, в драме необходимо давать действующему лицу «возможность наибольшей смены решений», подобно Катерине, внутри которой происходит постоянная «борьба между влечением к любимому человеку и верностью мужу»; в трагедии «должны быть страх и сострадание» [1, с. 18]. «Гроза» - это драма-трагедия социально-бытового типа, где новаторство Островского заключалось в том, что он написал пьесу с трагическим финалом на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Драма «Грех да беда на кого не живёт» по жанровым признакам, по характеру драматической коллизии и по эмоциональному накалу явно перекликается с «Грозой». События развиваются на фоне жизни обычного провинциального города, показанного в иронически-комедийном плане. Барин Бабаев, приехавший сюда по своим делам, от скуки решает поухаживать за Татьяной Красновой, когда-то жившей в доме его матери.
В центре внимания Островского снова разрушение семьи. Мелкий торговец Лев Краснов, любящий свою жену Татьяну, старается во всём ей угодить, предупредить каждое её желание, заслужить её уважение. Этот герой
возвышается над домостроевской средой, он способен чувствовать, переживать, он стремится к гармоничному семейному быту. Любящий муж, Краснов окружает свою жену заботой, он становится её кормильцем и защитником. Герой явно противопоставлен косному и замкнутому миру, который в итоге одерживает над ним верх. В этом отношении «Грех да беда на кого не живёт», драма-трагедия социально-этического типа, перекликается с драмой «Не так живи, как хочется» и вместе с тем означает развитие этических и эстетических проблем в творчестве драматурга.
С этой пьесой связано и дальнейшее усиление трагедийных интонаций в драме Островского. Татьяна Краснова идёт на обман, имеющий разрушительную силу. Ослеплённый ревностью, Краснов убивает жену и тем самым убивает в себе то лучшее, что с таким трудом произрастало в его душе. Готовящаяся исподволь трагедия придаёт драме сценическую масштабность и психологическую глубину, отражая нравственное несовершенство человека, поддавшегося своим страстям.
Итогом работы Островского в жанре драмы стала пьеса «Бесприданница», раскрывшая многогранно сложные и психологически многозвучные характеры. В поздней драме Островского предстаёт стремительно изменяющаяся Россия, переживающая процесс капитализации. Возникновение нового опыта в условиях изменяющейся общероссийской атмосферы вносит новые черты в социальную реальность, в общение между людьми. Утрата связи с национальными истоками и определит в конечном счёте ту трагическую ситуацию, на основе которой строится пьеса-драма Островского «Бесприданница».
В центре внимания драматурга судьба женщины, одарённой, артистической натуры, открытой и чувственной. Глубокая душевная драма, свершившаяся с Ларисой Огудаловой, оценивается столпами современного общества, лишенного сострадания, способности испытывать истинные и глубокие чувства. «Вместо жизни разыгрывается какой-то спектакль
марионеток, в котором живые люди играют роль кукол, а кукловодами являются идолы, владеющие несметными капиталами, но совершенно лишённые чувства любви и сердечной привязанности» [5, с. 56].
Лариса не способна разглядеть и истинного лица Паратова, который видится ей идеалом мужчины. В выстреле Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами христианского прощения на устах: «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех. всех люблю» [4, т. 5, с. 81].
«Бесприданница» явила собой новую жанровую модификацию драмы в творчестве Островского: это драма-трагедия социально-психологического типа, в которой внимание автора сосредоточено на внутренней жизни своих героев, раскрывающихся в драматичных сценах, в самых напряжённых ситуациях. Драму «Бесприданница» отличает особая психологическая глубина, где велика роль предчувствий, тайная символика, героям присущ самоанализ, поступки их психологически мотивированы. В поздней вариации драмы Островского психологические рисунки характеров заметно усложняются: непосредственность, искренность героев ранних его драм уступают место внутренне жестоким героям, формируется тенденция к обезличиванию человека.
Итак, обозначение драма у Островского оказывается много больше, чем просто жанровое определение. Особая природа конфликта пьес-драм, глубинный и мировоззренческий их смысл становятся главными причинами отнесения автором к драмам даже тех пьес, в которых развязка трагична. Становление жанра драмы в творчестве Островского было связано с поисками героя, который мог бы вступить в драматическую борьбу во имя достойной цели, вызывая при этом сочувствие зрителя. Обладая абсолютным «драматургическим слухом» и художественным чутьём, Островский направил в драмах внимание на те моменты, которые организуют, упорядочивают
патриархальный мир, создают прочные культурные, бытовые, духовные опоры, и в то же время в определённых ситуациях мешают его развитию.
Список литературы
1. Дан Делерт. Искусство драматурга (Руководство). Ростов на Дону.
1921.
2. Лебедев Ю.В. Русский народный идеал безгреховности и святости в финале «Грозы» А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2002. Проблемы эстетики и поэтики творчества А.Н. Островского: Сборник статей / Науч. ред., сост. И.А. Едошина. Кострома. 2003. С. 54-62.
3. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. М.: Энциклопедия сёл и деревень. 1999. 220 с.
4. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12-т. М.: Искусство. 1973-1980.
5. Островский А.Н. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина. Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». 2012. 660 с.
6. Чернец Л.В. Жанры пьес Островского. URL: http://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=12
References
1. Dan Delert. Iskusstvo dramaturga (Rukovodstvo) [The art of a playwright (Manual)]. Rostov on Don, 1921.
2. Lebedev Yu.V. Russkiy narodnyy ideal bezgrekhovnosti i svyatosti v finale «Grozy» A.N. Ostrovskogo [Russian folk ideal of sinlessness and sanctity in the end of the play "Thunderstorm" by A.N. Ostrovsky]. Shchelykovskie chteniya 2002. Problemy estetiki i poetiki tvorchestva A.N. Ostrovskogo [Shelykovskiye readings 2002. The problems of esthetics and poetics of works of A.N. Ostrovsky]: a collected works / edited by I.A. Yedoshin Kostroma. 2003, pp. 54-62.
3. Ovchinina I.A. A.N. Ostrovskiy. Etapy tvorchestva [A.N. Ostrovsky. Bechmarks of his works]. Moswoc: Encyclopedia of villages. 1999. 220 p.
4. Ostrovskiy A.N. Polnoe sobranie sochineniy [A.N. Ostrovzky. Complete set of works in 12 volumes]. Moscow: Publishing House "Iskusstvo". 1973-1980.
5. Ostrovsky A.N. Encyclopedia [A.N. Ostrovzky. Encyclopedia] / edited by I.A. Ovchinina. Kostroma, Shuya, publishing house of Shuya State Pedagogical University. 660 p.
6. Chernets L.V. Zhanry pes Ostrovskogo [Genres of Ostrovsky's plays]. http://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=12
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Печерская Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, докторант Ивановский государственный университет (Шуйский филиал) ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Pecherskaya Tatiana Vasilievna, PhD in Philology, doctoral student of Ivanovo State University (Shuysky branch)
24, Kooperativnaya Str., Shuya, Ivanovo region, 155908, Russia tat1656@yandex. ru
Рецензент:
Океанский Вячеслав Петрович, заведующий кафедрой культурологии и литературы, доктор филологических наук, профессор, Ивановский педагогический университет (Шуйский филиал)