Научная статья на тему 'Сценическая история драм А. Ф. Писемского 60-х годов XIX века'

Сценическая история драм А. Ф. Писемского 60-х годов XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЬЕСА / ДРАМАТУРГИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / ЦЕНЗУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрынник Н. А.

В данной статье предпринята попытка проследить творческую историю пьес А.Ф. Писемского 60-х годов XIX века. В своих пьесах драматург обличал государственную политику, жизнь крупных чиновников, их неудержимое желание властвовать. Таким образом, исторические пьесы вызвали цензурный гнев, сопровождающийся запретом постановки. Лишь пьеса «Самоуправцы» при жизни драматурга увидела свет рампы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценическая история драм А. Ф. Писемского 60-х годов XIX века»

СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРАМ А.Ф. ПИСЕМСКОГО 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

© Скрынник Н.А.*

Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина, г. Харьков

В данной статье предпринята попытка проследить творческую историю пьес А.Ф. Писемского 60-х годов XIX века. В своих пьесах драматург обличал государственную политику, жизнь крупных чиновников, их неудержимое желание властвовать. Таким образом, исторические пьесы вызвали цензурный гнев, сопровождающийся запретом постановки. Лишь пьеса «Самоуправцы» при жизни драматурга увидела свет рампы.

Ключевые слова пьеса, драматургия, театральный комитет, цензура.

Драматургия А.Ф. Писемского - наименее изученный аспект его творческого наследия. Внимание исследователей было приковано, как правило, к пьесе «Горькая судьбина». Остальные драмы не получили должного освещения в науке и требуют глубокого и всестороннего исследования.

Цели данной статьи - репрезентация сценической истории ряда пьес А.Ф. Писемского, выявление причин цензурного гонения его драматургии во второй половине XIX века.

Актуальность статьи определяется необходимостью восполнения существующего пробела в изучении русской драматургии 60-х г. XIX века.

Драматургия Писемского привлекла к себе внимание таких исследователей, как А.П. Могилянский [4], Л.М. Лотман [2], Л.В. Манькова [3], А.А. Рошаль [7], Вс. Сергеев [8], однако в их поле зрения оказались отдельные аспекты драматургического творчества Писемского. Так, Могилянский, Лотман и Рошаль дают общую характеристику драм, Манькова анализирует отношение царской цензуры к драме «Поручик Гладков», Сергеев рассматривает некоторые проблемы, поднимаемые Писемским в пьесе «Самоуправцы».

Во второй половине XIX века все литературные произведения проходили общую цензуру в Главном управлении по делам печати. Труднее приходилось драматическим произведениям, они рассматривались еще и Театрально--литературным комитетом на предмет сценической пригодности. Цензура, оберегая престиж духовенства, чиновников и офицеров, не пропускала пьесы, в которых представители этих сословий изображались в «неподобающем виде». События, описываемые в пьесах, должны были быть освещены в духе государственной политики. Царь как персонаж пьесы появлялся на сцене только в тех случаях, когда прославлялась российская государственность.

* Преподаватель кафедры Иностранных языков.

В 60-е годы Писемский, наряду с другими драматургами, обращается к исторической тематике. В 1864 году он пишет пьесы «Бойцы и выжидатели», «Бывые соколы», в 1865 - «Птенцы последнего слета» и «Самоуправцы», в 1866 - «Поручик Гладков», в 1867 - «Милославские и Нарышкины».

Пьеса «Бойцы и выжидатели» прошла сложный путь издания. Первый и второй акт пьесы Писемскому удалось издать при жизни. Еще до представления пьесы драматической цензуре Московская газета «Антракт» согласилась напечатать драму в отрывках. Московский комитет по делам печати не одобрил сцены, «изображающие любовную интригу танцовщицы с высокопоставленным лицом». По его мнению, они носят характер «обличительной статьи и подают повод к предположению, что они не вымысел, но направлены против известных административных лиц» [1, с. 221]. Член Совета Главного управления по делам печати Фукс допускал пьесу к печати только в случае, если будут изменены сцены, описывающие неблаговидные действия административных лиц. Но это не являлось гарантией допуска ее к постановке. Пьеса «Бойцы и выжидатели» обличала жизнь крупных чиновников, их неудержимое желание властвовать, и при жизни автора она не была допущена к печати. Впервые она была опубликована в XX томе полного посмертного издания в 1886 году.

Первая редакция пьесы «Бывые соколы» относится к 1864 году и до нас не дошла. Мы можем о ней судить по воспоминаниям А.Ф. Кони, на которого пьеса произвела неизгладимое впечатление «трагизмом своего сюжета и яркими, до грубости реальными, красками» [6, с. 681]. В течение нескольких лет текст пьесы был в значительной степени изменен. Это связано с высокими цензурными требованиями того времени. Последняя редакция относится к 1868 году. По мнению Кони, «сюжет был изменен, смягчен и все его острые углы обточены неохотною и потерявшему к своему произведению любовь рукою» [6, с. 682]. Автор не стал дожидаться предполагаемого цензурного запрета и с февраля по март 1865 года написал вторую редакцию первой части пьесы, назвав ее «Бывые соколы». С марта по апрель Писемский пишет вторую редакцию второй части - «Птенцы последнего слета». Однако вторая редакция дилогии так и не была допущена ни к печати, ни к постановке. В 1868 году драматург пишет третью редакцию дилогии «Бы-вых соколов», которую печатает в сентябрьском номере журнала «Всемирный труд» этого же года. В последней редакции отсутствовал мотив кровосмешения, который был заменен мотивом социально неравной связи дворянки с крепостным. Но и третья редакция, слабо напоминавшая первую, не соответствовала требованиям царской цензуры. Цензор Фридберг выступил против пьесы, полагая «излишним воскрешать в народе гнустныя злоупотребления помещичьей и отцовской властью и преподавать ему одни лишь темныя стороны барскаго житья - бытья» [1, с. 194]. «Бывые соколы» опубликованы в XX томе «Сочинений Писемского» в 1886 и в 1896 гг. Отдель-

ными изданиями обе части дилогии вышли в серии «Русский театр» в 1919 г. В это же время они появились на сцене.

Огромную роль в драматургическом наследии Писемского сыграл его современник П.В. Анненков, к мнению которого драматург прислушивался и к которому неоднократно обращался за помощью. Писемский с благодарностью отмечал: Анненков «не отпихнул меня от себя и не ругал уж на повал мои произведения и принял, наконец, участие в моем житейском положении. Я куплю его портрет и оставлю детям моим в наследство с такой надписью: Этот человек поддержал вашего отца своей дружбой в самое тяжелое время его жизни!» [6, с. 204].

Пьеса Писемского «Екатерининские орлы», 1865 года, позже была названа «Самоуправцы». Главной целью автора при создании пьесы было, «взяв в основание страсть человека, выразить вместе и самое время», при этом он отмечал «анекдотичность драмы. В 1866 году пьеса была представлена в Академию наук на Уваровскую премию. Один из рецензентов, А.В. Ники-тенко, крайне отрицательно отозвался о пьесе. В ней он видел «слепую при-лепленность к фактам в науке и в искусстве, которою заражены <...> писатели-реалисты» [5, с. 18]. По мнению Никитенко, «Самоуправцы» есть не иное что, как изложение уголовного дела в форме диалога и с разделением на несколько частей (актов)» [6, с. 666]. В присуждении Уваровской премии Писемскому было отказано. При рассмотрении «Самоуправцев» в Театральном комитете Федоров и актеры также выступили против пьесы. Из письма к А.А. Краевскому от 18 декабря 1865 года становится ясно, что пьеса получила одобрение Театрального комитета, но актеры отказываются в ней играть. Премьера «Самоуправцев» состоялась на московской сцене Малого театра 17 января 1866 года на бенефисе А.П. Савиной. Первого апреля того же года пьеса впервые поставлена в Петербурге на сцене Александринского театра на бенефисе Владимировой. Петербургская пресса не одобрила постановку: «<...> разные газетишки разругали меня наповал <...>», сообщает Писемский в письме к И.И. Тургеневу. Однако у зрителей она имела огромный успех: «<...> увидя Павловские мундиры, [об] пудреные парики и вообще всю обстановку того времени, она (публика) пришла просто в восторг, актеры разыграли мастерски <...>» [6, с. 197]. Пьеса была опубликована в февральской книжке журнала «Всемирный труд» в 1867 году. Пьесу не раз ставили в Петербургском Малом театре - в 1870-е годы, 1910, 1915 гг., в Петрограде - в 1923 году. Выдающимся событием для пьесы стала постановка «Самоуправцев» в Московском Художественном театре в 1898 году, в которой роль Платона Имшина сыграл К.С. Станиславский.

Другая историческая пьеса «Поручик Гладков», воссоздающая атмосферу времен Бирона, написана в 1866 году. Дав общую оценку пьесе, П.В. Анненков сделал три замечания, к которым Писемский прислушался и переписал некоторые части пьесы. Пьеса была напечатана в третьем номере 1867 года

в журнале «Всемирный труд», который принимал к печати не прошедшие цензуру пьесы. После выхода «Поручика Гладкова» появилась пародия Ивана Маслова (П.В. Ефремова) под названием «Старец Пафнутий», в которой автор высмеивал историческую достоверность пьесы Писемского. Постановка «Поручика Гладкова» была запрещена драматической цензурой и при жизни драматурга так и не была поставлена на сцене. После представления пьесы в Главное управление цензуры 27 марта 1867 года Писемский обратился с письмом к К.С. Веселовскому, в котором предлагает выдвинуть свою пьесу на Уваровскую премию, в чем ему было отказано. Читая свою пьесу у Тютчева 29 января 1867 года, присутствовавший А.В. Никитенко отмечал, что трагедия «Гладкий из времен Бирона, регенства Анны Леопольдовны и вступления на престол Елисаветы <...> не лишена достоинств. Она чище других пьес Писемского» [5, с. 72]. Вопреки своей дневниковой записи, во время вручения Уваровской премии Никитенко заявил, что «произведение это не иное что, как неудавшееся покушение написать историческую драму» [5, с. 425]. Главная задача автора при написании драмы заключалась в том, чтобы «говорить по крайнему разумению, правду», она содержит в себе «историческую достоверность и справедливость» [6, с. 217]. Фридберг -цензор драматических произведений, в своем рапорте начальнику Главного управления по делам печати дал отрицательную оценку, мотивируя невозможностью «оживлять на нашей сцене слишком подробные приемы заговоров, совершившихся у самого подножия престола <...>» [6, с. 675]. 23 апреля 1867 года Совет Главного управления по делам печати ознакомился с рапортом Фридберга, запретив постановку пьесы. И. Гончаров и Ф. Толстой, входившие в совет и не разделяющие негативного отношения к пьесе, «остались при особом мнении», исходя из того, что в пьесе не изображены царственные особы и престолонаследницей стала Елизавета Петровна - законная наследница российского престола [6, с. 675]. Писемскому было отправлено официальное уведомление о запрещении «Гладкова». Ходатайство к министру внутренних дел В.А. Валуеву не увенчалось успехом. В 1880-м году Писемский обратился к Н.С. Абазе с просьбой разрешить постановку, но Фрид-берг и в этот раз не пропустил пьесу, ссылаясь на те же замечания (сюжет и пафос), что и в 1867 году Уже после смерти драматурга в 1881 и 1882 году его жена - Е.П. Писемская обратилась в Управление по делам печати с просьбой о разрешении постановки «Поручика Гладкова», в чем ей было отказано. За разрешением обращались дирекция Литературно-артистического кружка в 1898 и 1899 гг., княгиня М.С. Щербатова 30 марта 1899 г. с просьбой о постановке в любительском спектакле, представляющем собой благотворительное мероприятие. 10 апреля Щербатова получает ответ из управления с разрешением постановки пьесы только любителями без продажи билетов. Пьеса была поставлена дважды. Роли исполняли представители высшего сословия и гвардейские офицеры. В ноябре 1899 года Дирекция император-

ских театров обратилась в Главное управление по делам печати разрешить «Поручика Гладкова» к постановке, но получила отказ. Барон Фридерикс по просьбе М.Н. Волконского обращается в министерство внутренних дел с просьбой о снятии запрета с трагедии Писемского. Управляющий министерства внутренних дел Д.С. Сипягин, соглашаясь с Управлением печати, не изменяет ситуацию. Лишь с приходом нового столетия судьба пьесы «Поручик Гладков» была изменена. В январе 1900-го года в Главное управление по делам печати одно за другим приходят прошения: из Литературно-артистического кружка, А.А. Федотова, который обращается по просьбе К.С. Станиславского, представителей из министерства императорского двора и Петербургского Литературно-художественного общества о разрешении постановки пьесы. В данных прошениях объясняются причины запрещения трагедии в течение длительного времени, отмечается художественное мастерство Писемского. Соглашаясь с художественным достоинством пьесы «Поручик Гладков», Главное управление разрешает ее постановку на подмостках императорских театров и Петербургского Литературно-художественного общества в том случае, если ее одобрит Н.Н. Шаховский. Московскому художественному театру, как и Петербургскому Литературно-художественному обществу, отказали. Немирович-Данченко В.И. принимает активное участие в судьбе пьесы. В прошении он указывает, что готов взять на себя полную ответственность за постановку, как организационную, так и материальную. В прошении было отказано. Таким образом, все попытки общественности отстоять постановку пьесы «Поручик Гладков» не увенчались успехом. Историческая трагедия так и не была поставлена на сцене.

Первое упоминание об исторической пьесе «Милославские и Нарышкины» встречается в письме М.Н. Похвистневу от 24 февраля 1867 года. К этому времени драматургом были завершены три акта пьесы, посвященной временам Стрелецких бунтов. Сам драматург отмечал, что не придавал пьесе литературного значения, однако подчеркивал ее ценность, состоящую в зрелищности, в правдивом освещении эпохи царствования Петра Великого. История данной пьесы также неутешительна, поскольку она была опубликована лишь после смерти Писемского в 1886 году в XX томе «Сочинений». 29 июня 1872 года автор обращается к М.Я. Киттары в Народный театр с прошением о постановке «Милославских и Нарышкиных». Соловьев С.М. и Горлов Н. направили председателю совета Народного театра свои рецензии. Соловьев С.М. не поддержал пьесу, отмечая в ней наличие латинских фраз, и указывая на некоторые исторические неточности. Горлов дал положительную оценку пьесе, но все же не рекомендовал ее к постановке. Рецензент отмечал мастерство драматурга, заключающееся в стройности сюжета пьесы, в особенностях языке, в создании образов. Главным препятствием являлись расходы на декорацию и костюмы. Без этого постановка, по мнению цензора, теряла смысл. Он оказался прав, пьеса не была поставлена.

Таким образом, драматургия А.Ф. Писемского имеет сложную творческую историю. Все исторические пьесы 60-х годов кроме пьесы «Самоуправцы» не были допущены к постановке в связи с запретом цензуры. Творческая история остальных пьес требует дальнейшего рассмотрения.

Список литературы:

1. Барон Дризен Н. Драматическая цензура двух эпох / Барон Н. Дризен. -б.м.: Прометей, б.г. - 345 с.

2. Лотман Л.М. А.Ф. Писемский / Л.М. Лотман // История русской литературы. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3. - С. 203-231.

3. Манькова Л.В. Борьба русской общественности с царской цензурой за драматургию А.Ф. Писемского / Л.В. Манькова // Русская литература. -1986. - № 2. - С. 168-175.

4. Могилянский А.П. Писемский. Жизнь и творчество / А.П. Могилян-ский. - Л.: ЛИО Редактор, 1991. - 158 с.

5. Никитенко А.В. Дневник: в 3 т. Т. 3 / А.В. Никитенко. - М.: Худ. лит., 1956. - 582 с.

6. Писемский А.Ф. Письма: Литературный архив / А.Ф. Писемский -М.: Издательство АН СССР, 1936. - 927 с.

7. Рошаль А.А. Писемский и революционная демократия / А.А. Рошаль. -Баку: Азернешр, 1971. - 126 с.

8. Сергеев В. А.Ф. Писемский и его трагедия «Самоуправцы» / В. Сергеев // А.Ф. Писемский. Самоуправцы. Трагедия в пяти действиях. - М.: Искусство, 1955. - С. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.