О©4 ТРУДОВОЕ ПРАВО
DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-343-347 NIION: 2018-0076-1/24-66 MOSURED: 77/27-023-2024-1-66
СТАРОВОЙТОВА Ирина Евгеньевна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,
ПРОБЛЕМА ПОИСКА ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье ставится проблема поиска идеальной модели подготовки государственных служащих в современной России. Отмечается, что отечественная история подготовки кадров для госслужбы имеет немало достижений, среди которых высокий образовательный уровень чиновников высшего ранга, демократичный путь формирования политической элиты, систематическая идеологическая подготовка кадров и проч. Констатируется, что реформы 80-90-х годов XX века привели к разрыву с традициями в сфере подготовки кадров для государственного управления. В статье делается вывод, что обращение к западным моделям (континентальной и англосаксонской) не привело к построению идеальной модели подготовки кадров государственных служащих для российского аппарата управления, поскольку любая модель подготовки кадров базируется на соответствующей модели управления, а последняя, в свою очередь, коррелирует с базовой системой ценностей общества. Западные модели исходят из иной, нежели российская, системы ценностей. В статье высказана идея, что опыт подготовки кадров в Японии и КНР заслуживает пристального внимания, поскольку восточные модели делают акцент на личностных особенностях госслужащего, не столько на профессиональных знаниях и умениях, сколько на его мягких навыках, на нравственных критериях. Формирование этики служения, на взгляд автора, актуально в подготовке будущих специалистов в области государственного и муниципального управления в России. А для этого необходимо скорректировать преподавание профессиональной этики в соответствующих учебных заведениях и воспитательную работу с обучающимися. Статья может быть интересна педагогам и специалистам в области правового регулирования образования.
Ключевые слова: образование, подготовка государственных служащих, модель подготовки государственных служащих, модель управления, этика служения, традиционные ценности, система ценностей, воспитательная работа.
THE PROBLEM OF SEARCHING FOR AN IDEAL MODEL OF TRAINING
Annotation. The article poses the problem of finding an ideal model for training civil servants in modern Russia. It is noted that the domestic history of training personnel for the civil service has many achievements, including the high educational level of senior officials, the democratic way of forming the political elite, systematic ideological training of personnel, etc. It is stated that the reforms of the 80-90s of the 20th century led to a break with traditions in the field of training personnel for public administration. The article concludes that turning to Western models (continental and Anglo-Saxon) did not lead to the construction of an ideal model for training civil servants for the Russian administrative apparatus, since any training model is based on the corresponding management model, and the latter, in turn, correlates with the basic value system of society. Western models are based on a different system of values than the Russian one. The article expresses the idea that the experience of personnel training in Japan and China deserves close attention, since Eastern models em-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
STAROVOYTOVA Irina Evgenievna,
PhD in Philosophy, assistant professor, State University of Management, Russian Federation Moscow, Russian Federation
CIVIL SERVANTS
phasize the personal characteristics of a civil servant, not so much on professional knowledge and skills, but on his soft skills and moral criteria. The formation of an ethic of service, in the author's opinion, is relevant in the training of future specialists in the field of state and municipal administration in Russia. And for this it is necessary to adjust the teaching of professional ethics in relevant educational institutions and educational work with students. The article may be of interest to teachers and specialists in the field of legal regulation of education.
Key words: education, training of civil servants, model of training of civil servants, management model, ethics of service, traditional values, value system, educational work.
Введение. В ходе реформирования института государственного управления в РФ меняется и система подготовки кадров для государственного и муниципального управления. Отечественные исследователи справедливо полагают, что «в системе профессиональной подготовки госслужащих РФ существуют пробелы» [10, с.111], поэтому в поисках идеальной модели целесообразно проанализировать исторический опыт подготовки чиновников в России [12], а также «России ... логично обратиться к опыту различных стран мира с целью анализа и учета положительного опыта в этой области» [1].
Результаты. Что можем ценного мы почерпнуть в отечественной истории подготовки кадров для публичной службы? На всем протяжении этой истории имел место высокий образовательный уровень чиновников высшего ранга; традиционно хорошая подготовка в сфере юриспруденции, что очень актуально в стране со сложнейшей политической структурой и динамично меняющимся законодательством; демократичный способ формирования политической элиты; качественная систематическая идеологическая подготовка государственных и муниципальных чиновников. Разрушение старых идеологических схем (коммунистическо-атеистических) привело, на наш взгляд, к сомнительному представлению о безусловной ценности идеологического плюрализма. Плюралистические конструкции, которые защищены на конституционном уровне в современной России, - свобода слова, свобода совести, языковые права, позитивная дискриминация меньшинств и проч. нередко приводят к дестабилизации общества, к отсутствию общественного согласия [8, с. 49].
Начиная со второй половины 80-х годов XX века, стал происходить разрыв с прошлым, с российскими культурными традициями, а также с традициями в сфере управления. В поисках идеальной модели подготовки кадров для государственного и муниципального управления обратились к западным моделям.
Исследователи выделяют следующие два основных подхода к подготовке государственных служащих: континентальный и англосаксонский. Любой национальный подход к подготовке государственных и муниципальных служащих базиру-
ется, на наш взгляд, на соответствующей модели государственного управления, в основе которой лежит система ценностей.
Для континентального подхода к подготовке чиновников, который реализован, например, в Германии, характерна опора на модель государственного управления, в основе которой лежат следующие ключевые ценности: верховенство права, защита прав граждан. Соответственно во главу угла ставится юридическая подготовка. Во Франции будущие госслужащие получают хорошую подготовку в сфере экономики и политологии. Кроме того, реализуется модель непрерывного образования, постоянного повышения квалификации от момента поступления в вуз до окончания службы.
В основе англосаксонской модели государственного управления — менеджериальный подход (основные ценности государственного управления — эффективность, экономичность, результативность). Англосаксонская модель подготовки государственных служащих характеризуется нацеленностью на формирование у будущих государственных и муниципальных служащих навыков управления переменами и лидерских качеств.
Подытоживая сказанное, отметим, что европейский подход к подготовке будущих чиновников отличает опора на объект управления (специалисты в области государственного управления получают качественную экономическую, политологическую, правоведческую подготовку), а также высокая мобильность (непрерывность повышения квалификации и переобучения).
Особенностями российской модели государственного управления являются: жёсткая культура правления; правовая некомпетентность и правовой нигилизм значительной части населения; бюрократизация власти; более высокая оценка длительной и преданной службы, чем квалификации и деловых качеств работника, отсюда - невысокая инициативность работников; приоритет личных отношений перед деловыми, патронажная система; неадекватно низкая оплата труда госслужащих, провоцирующая коррупцию и проч. Мы полагаем, что такая модель предопределяет дефекты работы аппарата государственного управления и ставит задачи реформирования системы подготовки государственных и муници-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
пальных служащих с ориентацией на субъект управления, то есть на личность самого будущего чиновника.
В этой связи интересно обратить внимание на особенности подготовки государственных служащих у восточных соседей России - Японии и Китая. Главным критерием при приеме на работу в качестве госслужащего в Японии является обучаемость претендента на должность и его способность адаптироваться в трудовом коллективе. Крайне интересно и необычно, с точки зрения европейского (западного) подхода к найму работника, что человека вначале зачисляют на работу, а потом уже решается вопрос о том, какие же конкретно обязанности он будет выполнять [12, с 11-12]. В Японии существует вариативность подготовки кадров: практикуется модель пожизненного найма, модель ротации кадров, модель подготовки служащего на рабочем месте, модель репутации работника и др. При всем разнообразии моделей в фокусе подготовки государственных служащих в Японии - сама личность госслужащего. Главными критериями поступления на службу являются культурно-психологические особенности претендента.
Близким по духу является поход к обучению управленческих кадров в Китайской Народной Республике. Критериями соответствия той или иной государственной должности в современном Китае являются: приверженность идеям социализма с китайской спецификой, добродетельность (неподкупность обязательно присутствует в числе добродетелей государственного китайского чиновника), следование нормам профессиональной этики, уважение семейных ценностей. Успешность в работе оценивается по способности чиновника держать фокус своей профессиональной деятельности на интересах людей. Выбор той или иной модели определяется многими факторами, среди которых и особенности исторического развития страны, и политическая, и культурная специфика. Думается, что опыт наших восточных соседей заслуживает самого пристального внимания.
Дискуссия. Среди недостатков подготовки госслужащих в России современные отечественные исследователи называют следующие: некорректное и недостаточное использование позитивного опыта зарубежных государств; консервативная система подготовки и профессионального развития государственных служащих; опора при подготовке чиновников на архаичные технологии государственного управления [10, с.113]; отсутствие достаточной практики разработки и реализации проектов в госструктурах [2]; недостаточно внимания уделяется формированию личностных компетенций [6]; устаревшие и чисто теоретические представления о функционировании государ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
ственных органов и органов самоуправления [5, с. 186]; несоответствие теоретических знаний реальной практике государственного управления [11]; нехватка профессиональной практики и погружённости в профессиональную среду [3]; отсутствие представлений о должном результате обучения [3]; отсутствие критериев и системы контроля качества обучения [1]; сокращение продолжительности обучения; проблемы подготовки в регионах [12].
Если подытожить перечисленное, то можно констатировать, что в основном исследователи обеспокоены отрывом теории от практики в подготовке будущих чиновников, недостаточным уровнем профессионализма начинающих госслужащих. Но нам представляется, что одной из важнейших является аксиологическая проблема подготовки государственных служащих в Российской Федерации.
Безусловно, подготовка госслужащих является значимой для любого государства и общества, ибо они служат обществу. Такая подготовка базируется на ценностных основаниях [9]. В ходе истории вместе с изменением системы ценностей эволюционировали и ценностные основания подготовки государственных служащих. В годы существования СССР марксистская идеология была фундаментом образования вообще и основанием подготовки госслужащих в частности. С распадом Советского Союза и разрушением старых идеологических схем Россия оказалась в культурной и образовательной зависимости от Запада [9, с. 213]. Можно согласиться, что «подготовка государственных служащих должна происходить при ценностной установке на служение собственному народу, а не на всеевропейскую мобильность в учёбе и труде» [9, с. 214]. И в таком случае следует несколько больше внимания уделить гуманитарной подготовке и воспитанию будущих чиновников в духе патриотизма, сформировать установку на служение народу и Отечеству. Принцип государственной службы, его нравственная основа - служение обществу и государству. От государственных служащих люди ждут, помимо профессионализма, образцов нравственного бескорыстного поведения [7, с. 19-20].
В России традиционные ценности, в том числе этические, за последние несколько десятилетий подверглись дискредитации. Широкое распространение в нашем плюралистичном обществе получил этический релятивизм. Примером распространения этического релятивизма может служить изменение в обществе отношения к коррупции. Показательны результаты социологического эмпирического исследования [4], в котором участвовали студенты, получающие профессии предпринимателей и государственных и муници-
пальных служащих. Цель исследования была доказать или опровергнуть гипотезу, которая состояла в том, что у будущих российских предпринимателей ожидалась более высокая (нежели у будущих чиновников) степень этического релятивизма. Предполагалось, что предприниматели часто в процессе своей деятельности сталкиваются с коррупцией и готовы жертвовать нравственными принципами и даже идти на правонарушения в интересах собственного бизнеса.
В результате обработки результатов анкетирования гипотеза была опровергнута. Оказалось, что всё наоборот, будущие чиновники существенно чаще, чем будущие бизнесмены, оправдывали коррупционные схемы. Значительная часть студентов, обучающихся на программе «Государственное и муниципальное управление», выбрали свой профессиональный путь, надеясь в дальнейшем незаконно обогащаться за свет взяток и «откатов». Понятие «коррупция» оценивается не отрицательно, как преступление, а довольно-таки позитивно, как возможность быстрого легкого достижения более высокого уровня потребления. Будущие госслужащие, как оказалось, не боятся негативных последствий коррупции. Кроме того, 88% опрошенных не считают коррупцией использование служебного положения в личных целях, фаворитизм, ситуации конфликта интересов. Многие ассоциируют коррупцию только со взятками.
Авторы исследования приходят к выводу, что следует скорректировать учебные программы профессиональной этики в сторону их большей оценочности, чтобы не укреплять тревожащую исследователей тенденцию этической беспринципности. Следует, и в этом мы согласны с авторами исследования, усилить воспитательную составляющую высшего образования.
Заключение. Политические события последнего времени поставили задачу поиска российской национально-государственной идентичности. Российской идентичности сегодня угрожает фрагментация, размывание ценностных основ, дискредитация патриотических символов. На смену последним приходят ценности, ранее считавшиеся отрицательными. Происходит их переоценка. Люди, стоящие у руля нашей большой страны, в соответствии с традициями российской государственности, должны быть проводниками традиционных ценностей, интегрирующих российское общество. К глубокому сожалению, долгое время воспитательная работа со студентами (в том числе обучающимися на направлении «Государственное и муниципальное управление», с будущими политологами и юристами) велась с некоторым «перекосом» на творческий досуг. На сегодняшний день, и этого требует модель подго-
товки будущих государственных и муниципальных служащих, актуальны задачи формирования и упрочения здоровой системы ценностей.
Список литературы:
[1] Гвоздев В. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы // Вестник Чувашского университета. 2019. № 2. С. 29-34.
[2] Горелова Г. Г., Шибанова Е. К. Проблемы вузовской подготовки государственных служащих в условиях внедрения проектного управления // Государственная служба. 2019. № 4. С. 88-92.
[3] Колодина Е. А. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» // Известия ИГЭА. 2013. № 3. С. 52-53.
[4] Максименко А. А., Дейнека О. С., Крылова Д. В., Забелина Е. В., Булгакова Е. А. Этические установки будущих представителей государственного управления и бизнес-сообщества: сравнительный анализ // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 2. С. 68-97.
[5] Марченко И. П., Марченко А. И. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С.185-195.
[6] Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления / под ред. М. С. Шклярук, Н. С. Гар-куши [Электронный ресурс]. — URL: https://hr.cdto. ranepa.ru/cm (дата обращения: 13.01.2022).
[7] Национально-государственная идентичность: методологические и исторические аспекты / Эбру Биринчи, М.С. Зверева, В.М. Капицын, А.Ю. Каратеев, М.М. Пашин, Е.Ф. Сергазин, О.Д. Таль-ская, А.Е. Щегловитов // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru
[8] Панкевич Н. В. Децентрализованные ценностно мотивированные сообщества: к обновлению и институциональному развитию государственной политики единства // Антиномии. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 47-76.
[9] Петров А. П. Аксиологическая проблема подготовки госслужащих Российской Федерации // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Екатеринбург, 2023. С. 212-217.
[10] Стахеева А. О. Подготовка государственных гражданских служащих: российский опыт и практика зарубежных стран / А. О. Стахе-ева, М. Е. Баранова. — Текст: непосредственный
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
// Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.) : в двух томах. Издательство Уральского университета: Екатеринбург. 2020. Т. 2. С. 111-115.
[11] Федченко С. С., Полтавец К. А. Проблемы подготовки кадров государственных служащих // Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Резник. Пенза, 2023. С. 459-463.
[12] Чиркова Ю. Р. Исторический опыт обучения и профессиональной подготовки государственных служащих в России и ведущих странах мира //Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. №2. С.5-13.
Spisok literatury:
[1] Gvozdev, V. A. Zarubezhnyj opyt podgotovki kadrov dlja gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2019. № 2. S. 29-34.
[2] Gorelova, G. G., Shibanova E. K. Problemy vuzovskoj podgotovki gosudarstvennyh sluzhashhih v uslovijah vnedrenija proektnogo upravlenija // Gosu-darstvennaja sluzhba. 2019. № 4. S. 88-92.
[3] Kolodina, E. A. Problemy formirovanija pro-fessional'nyh kompetencij studentov, obuchajushhi-hsja po napravleniju «Gosudarstvennoe i munici-pal'noe upravlenie» // Izvestija IGJeA. 2013. № 3. S. 52-53.
[4] Maksimenko, A. A., Dejneka, O. S., Krylova, D. V., Zabelina, E. V., Bulgakova, E. A. Jeticheskie ustanovki budushhih predstavitelej gosudarstven-nogo upravlenija i biznes-soobshhestva: sravnitel'nyj analiz // Obrazovanie i nauka. 2023. Vol. 25, № 2. S. 68-97.
[5] Marchenko, I. P., Marchenko, A. I. Profes-sional'naja podgotovka municipal'nyh sluzhashhih: problemy i puti reshenija // Voprosy gosudarstven-nogo i municipal'nogo upravlenija. 2010. № 2. S.185-195.
[6] Model' kompetencij komandy cifrovoj trans-formacii v sisteme gosudarstvennogo upravlenija / pod red. M. S. Shkljaruk, N. S. Garkushi. — URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/cm (data obrashcheniya: 13.01.2024).
[7] Nacional'no-gosudarstvennaja identichnost': metodologicheskie i istoricheskie aspekty / Jebru Bir-inchi, M.S. Zvereva, V.M. Kapicyn, A.Ju. Karateev, M.M. Pashin, E.F. Sergazin, O.D. Tal'skaja, A.E. Shheglovitov // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (jelektronnyj zhurnal). 2023. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru (data obrashcheniya: 13.01.2024).
[8] Pankevich, N. V. Decentralizovannye cen-nostno motivirovannye soobshhestva: k obnovleniju i institucional'nomu razvitiju gosudarstvennoj politiki edinstva // Antinomii. 2023. T. 23, vyp. 2. S. 47-76.
[9] Petrov, A. P. Aksiologicheskaja problema podgotovki gossluzhashhih Rossijskoj Federacii // Strategii razvitija social'nyh obshhnostej, institutov i territorij. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. V 2-h tomah. T.1. Ekaterinburg, 2023. S. 212-217.
[10] Staheeva, A. O. Podgotovka gosudarst-vennyh grazhdanskih sluzhashhih: rossijskij opyt i praktika zarubezhnyh stran / A. O. Staheeva, M. E. Baranova. — Tekst : neposredstvennyj // Strategii razvitija social'nyh obshhnostej, institutov i territorij : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ekaterinburg, 27-28 apr 2020) : v dvuh tomah. Ekaterinburg. 2020. T. 2. S. 111-115.
[11] Fedchenko, S. S., Poltavec, K. A. Problemy podgotovki kadrov gosudarstvennyh sluzhashhih // Problemy social'no-jekonomicheskoj ustojchivosti regiona. Sbornik statej XX Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej G.A. Reznik. Penza, 2023. S. 459-463.
[12] Chirkova, Ju. R. Istoricheskij opyt obu-chenija i professional'noj podgotovki gosudarstvennyh sluzhashhih v Rossii i vedushhih stranah mira // Duhovnaja situacija vremeni. Rossija XXI vek. 2019. №2. S. 5-13.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024