Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ'

ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее образование / образовательная подготовка государственных служащих / этика служения / проектное обучение / цифровые компетенции / индивидуальные образовательные траектории / внутренние и внешние факторы модернизации подготовки государственных служащих / опыт подготовки государственных служащих. / higher education / educational training of civil servants / ethics of duty / project-based learning / digital competencies / individual educational trajectories / internal and external factors for modernizing the training of civil servants / experience in training civil servants.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Лариса Валерьевна, Старовойтова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме модернизации подготовки госслужащих в современной России. Раскрыты внутренние и внешние факторы подготовки госслужащих. К внешним факторам относятся: национальные традиции подготовки (важность морального регулятора профессиональной деятельности, акцент на идеологии, склонность учитывать мировой опыт подготовки); исторические и социокультурные особенности российской цивилизации; выбор конкретной модели подготовки; современные образовательные тренды, среди которых проектное обучение, компетентностный подход, цифровая ментальность. Внутренние факторы, которые должны быть положены в основу модели подготовки государственных и муниципальных служащих, это уровень профессионализма кадрового состава вуза, владение современными средствами и методами обучения, цифровая компетентность; достаточный численный состав преподавателей, позволяющий реализовать индивидуальные образовательные траектории; способность учебно-методических подразделений вузов, не нарушая требований ФГОС, оптимизировать матрицы компетенций, образовательные программы и учебные планы. Важнейшим фактором эффективности государственного и муниципального управления, по мнению авторов статьи, является этика служения, которая должна стать незыблемым принципом новой управленческой парадигмы. Сущность этики служения авторы статьи видят в ранжировании личных, корпоративных и общественных интересов при приоритете последних, в воспитании будущих чиновников в духе патриотизма, в усилении антикоррупционной направленности. Для формирования у будущих государственных чиновников этики служения необходимо усилить воспитательный компонент управленческого образования, для чего следует пересмотреть образовательные программы для направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Политология» в сторону усиления общекультурной подготовки, изменить подходы к преподаванию профессиональной этики в вузах. Статья может быть интересна теоретикам педагогики, преподавателям вузов и специалистам в области правового регулирования образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова Лариса Валерьевна, Старовойтова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL TRAINING SYSTEM OF CIVIL SERVANTS IN RUSSIA

The article is devoted to the current problem of modernizing the training of civil servants in modern Russia. Internal and external factors in the training of civil servants are revealed. External factors include: national traditions of training (the importance of the moral regulator of professional activity, emphasis on ideology, the tendency to take into account global training experience); historical and sociocultural features of Russian civilization; selection of a specific training model; modern educational trends, including project-based learning, competency-based approach, digital mentality. Internal factors that should be the basis for the training model for state and municipal employees are the level of professionalism of the university staff, mastery of modern means and methods of training, digital competence; a sufficient number of teachers to enable the implementation of individual educational trajectories; the ability of educational and methodological departments of universities, without violating the requirements of the Federal State Educational Standard, to optimize competency matrices, educational programs and curricula. The most important factor in the effectiveness of state and municipal administration, according to the authors of the article, is the ethics of duty, which should become an unshakable principle of the new management paradigm. The authors of the article see the essence of the ethics of duty in the ranking of personal, corporate and public interests with the priority of the latter, in educating future officials in the spirit of patriotism, and in strengthening the anti-corruption orientation. To develop an ethic of duty among future government officials, it is necessary to strengthen the educational component of management education, for which it is necessary to revise educational programs for the areas of training “State and Municipal Administration” and “Political Science” in the direction of strengthening general cultural training, and change approaches to teaching professional ethics in universities. The article may be of interest to pedagogical theorists, university teachers and specialists in the field of legal regulation of education.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-2-365-369 NIION: 2018-0076-2/24-155 MOSURED: 77/27-023-2024-2-155

КОЖЕВНИКОВА Лариса Валерьевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», e-mail: [email protected]

СТАРОВОЙТОВА Ирина Евгеньевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

e-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме модернизации подготовки госслужащих в современной России. Раскрыты внутренние и внешние факторы подготовки госслужащих. К внешним факторам относятся: национальные традиции подготовки (важность морального регулятора профессиональной деятельности, акцент на идеологии, склонность учитывать мировой опыт подготовки); исторические и социокультурные особенности российской цивилизации; выбор конкретной модели подготовки; современные образовательные тренды, среди которых проектное обучение, компетентностный подход, цифровая ментальность. Внутренние факторы, которые должны быть положены в основу модели подготовки государственных и муниципальных служащих, - это уровень профессионализма кадрового состава вуза, владение современными средствами и методами обучения, цифровая компетентность; достаточный численный состав преподавателей, позволяющий реализовать индивидуальные образовательные траектории; способность учебно-методических подразделений вузов, не нарушая требований ФГОС, оптимизировать матрицы компетенций, образовательные программы и учебные планы. Важнейшим фактором эффективности государственного и муниципального управления, по мнению авторов статьи, является этика служения, которая должна стать незыблемым принципом новой управленческой парадигмы. Сущность этики служения авторы статьи видят в ранжировании личных, корпоративных и общественных интересов при приоритете последних, в воспитании будущих чиновников в духе патриотизма, в усилении антикоррупционной направленности. Для формирования у будущих государственных чиновников этики служения необходимо усилить воспитательный компонент управленческого образования, для чего следует пересмотреть образовательные программы для направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Политология» в сторону усиления общекультурной подготовки, изменить подходы к преподаванию профессиональной этики в вузах. Статья может быть интересна теоретикам педагогики, преподавателям вузов и специалистам в области правового регулирования образования.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная подготовка государственных служащих, этика служения, проектное обучение, цифровые компетенции, индивидуальные образовательные траектории, внутренние и внешние факторы модернизации подготовки государственных служащих, опыт подготовки государственных служащих.

KOZHEVNIKOVA Larisa Valerievna,

PhD in Philosophy, assistant professor, State University of Management, Moscow, Russian Federation Moscow, Russian Federation

STAROVOYTOVA Irina Evgenievna,

PhD in Philosophy, assistant professor, State University of Management, Russian Federation Moscow, Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024

FACTORS OF MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL TRAINING SYSTEM OF CIVIL SERVANTS IN RUSSIA

Annotation. The article is devoted to the current problem of modernizing the training of civil servants in modern Russia. Internal and external factors in the training of civil servants are revealed. External factors include: national traditions of training (the importance of the moral regulator of professional activity, emphasis on ideology, the tendency to take into account global training experience); historical and sociocultural features of Russian civilization; selection of a specific training model; modern educational trends, including project-based learning, competency-based approach, digital mentality. Internal factors that should be the basis for the training model for state and municipal employees are the level of professionalism of the university staff, mastery of modern means and methods of training, digital competence; a sufficient number of teachers to enable the implementation of individual educational trajectories; the ability of educational and methodological departments of universities, without violating the requirements of the Federal State Educational Standard, to optimize competency matrices, educational programs and curricula. The most important factor in the effectiveness of state and municipal administration, according to the authors of the article, is the ethics of duty, which should become an unshakable principle of the new management paradigm. The authors of the article see the essence of the ethics of duty in the ranking of personal, corporate and public interests with the priority of the latter, in educating future officials in the spirit of patriotism, and in strengthening the anti-corruption orientation. To develop an ethic of duty among future government officials, it is necessary to strengthen the educational component of management education, for which it is necessary to revise educational programs for the areas of training "State and Municipal Administration" and "Political Science" in the direction of strengthening general cultural training, and change approaches to teaching professional ethics in universities. The article may be of interest to pedagogical theorists, university teachers and specialists in the field of legal regulation of education.

Key words: higher education, educational training of civil servants, ethics of duty, project-based learning, digital competencies, individual educational trajectories, internal and external factors for modernizing the training of civil servants, experience in training civil servants.

Введение

Современный государственный служащий не только должен честно нести свою службу, но обладать высоким профессионализмом, компетентностью, способностью оперативно и гибко реагировать на нововведения и вызовы. Профессионализм, то есть специальные знания и практические навыки, приобретается государственным служащим в процессе получения образования, в процессе профессиональной деятельности в результате приобретения опыта решения проблем в процессе служебной деятельности в различных штатных и нештатных ситуациях, но профессионализм «наслаивается» на соответствующие личностные качества госслужащего. Компетентностью считается комплекс проявляемых в поведении служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности [4]. То есть, выражаясь философским языком, профессионализм - сущность подготовленного госслужащего, а компетентность - то, что проявляется в его поведении при исполнении должностных обязанностей.

Современная система подготовки госслужащих в РФ нацелена на достижение высокого уровня профессионализма и компетентности. Но является ли такая методологическая позиция оптимальной?

Российский опыт подготовки госслужащих

Новая система государственного управления стала формироваться в России в начале XVII века. Административный аппарат нуждался в знающих компетентных людях, обладающих деловыми качествами, которые квалифицированно бы способствовали осуществлению решений верховной власти в центре и в отдаленных регионах страны.

Служащие подбирались не только по политическим соображениям. Учитывались их деловые качества и нравственность. В профессиональной подготовке служащих акцент делался на знании юриспруденции, а также других наук.

В начале XVIII века первое в России высшее учебное заведение Славяно-Греко-Латинская академия стало принимать на учебу людей непривилегированных сословий, это демократичное новаторство вело к тому, что доступ к государственной службе получили способные, талантливые люди незнатного происхождения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024

При Екатерине II в Московском университете и кадетском корпусе были открыты классы юридического профиля. Но до начала XIX века не было еще создано целостной многоуровневой системы профессиональной подготовки государственных служащих. Однако госслужащих готовили университеты, лицеи, юридические учебные заведения. Треть госслужащих составляли юристы [5].

Для получения высшего образования в университетах, отраслевых высших учебных заведениях министерств были созданы специальные курсы, готовящие чиновников к экзаменам в объеме университетской программы. Таким образом, руководящий состав чиновничества имел неплохой доступ к повышению образовательного уровня, однако средние и мелкие чиновники вплоть до начала XX века не были в достаточной степени образованными.

После революции 1917 года вскоре была создана нормативная, организационная и материальная база системы образовательной подготовки кадров для государственного управления. Появились учебные заведения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации партийных и советских работников.

Судьбоносным стал в деле подготовки кадров советских чиновников 1946 год, когда Высшая школа марксизма-ленинизма при ЦК ВКП (б) была преобразована в Академию общественных наук при ЦК КПСС. В Академии производилась подготовка кадров для партийных и советских учреждений для центральной власти и в особенности для регионов. Начали создаваться высшие партийные школы, где готовили не только будущих чиновников, но и идеологически подковывали руководителей средств массовой информации. То есть компартия курировала это.

Советская система подготовки кадров государственных служащих обеспечивала управленческий механизм однопартийного тоталитарного государства, и поэтому функции подготовки кадров управления для партии и для государства (партийно-советской номенклатуры) были фактически слиты. Готовились управленцы для различных отраслей народного хозяйства: для тяжелой промышленности, сельского хозяйства, военные специалисты. А вот проблематика государственного администрирования практически не изучалась, вместо этого делался акцент на идеологическом воспитании будущих партийных и советских чиновников.

Демократизация российского общества, начавшаяся в середине 80-х годов XX века, вошедшая в историю как горбачевская «перестройка», привела и к рыночным изменениям в сфере экономики. Чиновничество, получившее подготовку в годы существования СССР, не справ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024

лялось с задачами управления новой экономикой, испытывало затруднения при осуществлении руководства радикально меняющейся политической системой. Необходимы были профессионалы в области экономики и политики.

К западным моделям подготовки публичных служащих на протяжении многих лет было негативное отношение, модели эти отвергались и критиковались не только по чисто идеологическим мотивам. Разумеется, использовать опыт западных демократий в стране с однопартийной политической системой, обязательной государственной коммунистической идеологией, закрепленной конституционно, с командно-административной плановой экономикой не представлялось возможным. Зарубежный (западный) опыт в годы существования СССР был интересен с познавательной, чисто теоретической точки зрения.

А в дальнейшем несколько десятилетий (с середины 80-х до настоящего времени) наша страна шла по пути либеральных реформ, многие схемы и модели были реализованы в построении новой российской экономики и новой российской государственности.

Современные тенденции в подготовке государственных служащих

Современная концепция государственного управления - это концепция проектного управления. Внедрение проектного управления соответствует культурной трансформации аппарата государственного управления, которая позволяет этому аппарату адекватно отвечать на вызовы времени, решать постоянно возникающие проблемы.

Однако идеи проектного менеджмента, хорошо реализуемые в промышленной сфере, коммерческих структурах, не всегда применимы в государственных органах власти [2, с. 90]. Студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», по объективным причинам не допускаются к разработке и реализации проектов в своей будущей профессиональной сфере. Хотя успешно участвуют в образовательных и научно-исследовательских проектах [2, с 92].

Наряду с ориентацией на гибкость и решение практических задач, которая обусловлена динамично меняющейся социально-политической ситуацией, следует отметить, что к госслужащим, как, впрочем, и к работникам других сфер, в наше время предъявляются серьезные требования в сфере цифровых компетенций. Исследователь А.А. Матвеев выделяет три этапа изменений в подготовке государственных служащих с точки зрения цифровых компетенций: автоматизация, цифровизация, цифровая трансформация [3]. Происходит цифровая трансформация государ-

ственного управления и, соответственно, цифровая трансформация системы подготовки государственных служащих.

Будущим чиновникам необходимо встроиться в современную систему непрерывного образования, образования на протяжении всей жизни, поскольку госслужащему необходимо меняться вслед за ускоряющимся процессом внедрения цифровых технологий в государственное управление, а желательно и опережать его. Современному чиновнику необходимо владеть необходимым для его профессиональной деятельности объемом цифровых технологий, обладать не только компьютерной, но и цифровой грамотностью, то есть уметь использовать цифру в любом виде деятельности, точно рассчитывая риски цифровизации, располагать комплексом умений по добыче, профессиональной обработке и анализу цифровой информации. Цифровая грамотность включает умение критического восприятия информации, ее понимания, интерпретации, оценки. Это тем более важно, поскольку, в отличие от традиционных медиа, Интернет содержит свободно размещаемую, неотфильтрованную информацию, и пользователь должен уметь оценить ее достоверность и надежность. Исследователи параметров госслужащего вводят даже такой термин, как цифровая ментальность. Особый строй мышления госслужащего позволяет ему профессионально и критически относиться к информации [1, с. 12]. Новая цифровая ментальность заключается в том, что госслужащие не просто осознают новый цифровой формат собственной деятельности, но и как можно быстрее и безболезненнее адаптируются к процессам цифровой трансформации государственного и муниципального управления, повышают результативность собственной работы, осваивая максимальное количество цифровых компетенций и нововведений.

Россия в настоящий момент входит в топ-10 стран мира по цифровизации государственного управления. Вслед за цифровизацией госуправления должна неизбежно происходить и цифровая трансформация системы подготовки государственных служащих. Это необходимо для формирования цифровой ментальности чиновников.

Во-первых, в процессе образовательной подготовки значительная часть учебного контента сегодня предоставляется в цифровом виде, в дистанционном режиме (и это стало привычным для нас в ходе вынужденной самоизоляции в период пандемии Со^-19).

Во-вторых, в системе образования в целом и в системе образования госслужащих в частности вскоре возобладает тренд по разработке индивидуальных образовательных траекторий, подстра-

ивающих и режим, и ритм, и набор знаний и умений под запросы и индивидуальность конкретного обучающегося. Индивидуальные образовательные треки невозможно разработать и внедрить без опоры на цифровые технологии.

В-третьих, повышается внимание к приобретению и совершенствованию так называемых soft skills, которые позволяют специалистам быстро ориентироваться в потоках информации, адаптироваться к быстро меняющимся условиям и, кроме того, прийти к человекоцентричности в государственном управлении.

Можно надеяться, что постепенно установится баланс между технологической стороной подготовки (hard skills) и следующим навыкам (soft skills) будущих госслужащих: критичностью и логикой мышления, творческой направленностью, целеустремленностью и умением выстраивать пути достижения целей, ориентированностью на клиента, коммуникативными навыками, эмпатией, способностью понять нужды и запросы клиента.

Решая проблему подготовки госслужащих, следует учитывать внешние и внутренние факторы.

К внешним (объективным) факторам можно отнести:

1. Национальные традиции подготовки чиновников, целесообразность опоры на отечественный опыт, который обеспечит организационную и идейную преемственность в этой сфере.

2. Социокультурные особенности соответствующей цивилизации, влияющие на формирование мировоззрения профессионала в области госслужбы.

3. Выбор той или иной модели подготовки. Среди западных моделей подготовки можно выделить континентальный подход, опирающийся на принцип верховенства права и защиты прав граждан, и англосаксонский менеджериальный подход, нацеленный на формирование у госслужащих лидерских качеств, помогающих сделать управление эффективным и экономичным. Восточные модели воспитания кадров чиновничества исходят из традиционных ценностей той или иной восточной цивилизации: китайской, японской и проч.[5].

4. Современные образовательные тренды, к которым можно отнести внедрение цифровых технологий, компетентностный подход, проектное обучение и проч.

Внутренние факторы - это возможности самого вуза по обеспечению подготовки государственных служащих:

1. Уровень профессионализма кадрового состава вуза, владение современными средствами и методами обучения, цифровая компетентность профессорско-преподавательского и вспомогательного состава.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024

2. Достаточный численный состав преподавателей, позволяющий реализовать актуальные образовательные тренды.

3. Способность учебно-методических подразделений вузов, не нарушая требований ФГОС, оптимизировать матрицы компетенций, образовательные программы и учебные планы.

Выводы

В течение 15 лет шло внедрение Болонской системы в российское образование (с 2007 по 2022 гг.). Политика прагматизации высшего образования проводилась частью руководителей отечественного образования. Все образовательные программы составлялись исходя из тех навыков и умений, которые приобретет студент, изучивший тот или иной учебный предмет. В системе российского образования укоренился практико-ориенти-рованный компетентностный подход. Набор компетенций, которые должен освоить будущий управленец, проходит экспертное оценивание потенциальным работодателем. Среди профессиональных компетенций специалисты называют стратегическое видение и мышление, умение управлять конфликтами, планирование и определение приоритетов, инициативность, умение работать в команде. Вместе с тем значительно сократилось внимание к общекультурным компетенциям.

Авторы статьи считают приоритетным направлением подготовки госслужащих их нравственное воспитание, формирование у будущих управленцев этики служения. Под служением понимают отречение от личных и корпоративных интересов во имя высоких целей общества и человечества, добровольное возложение на себя обязанностей, ответственность за результаты своей деятельности. Служение - это основанная на понимании человеком своего места в структуре общества постановка цели внести вклад в общее дело достижения общественного блага. Тот, кто придерживается этики служения, как патетически это бы это ни звучало, склонен жертвовать личными интересами ради общественных. Чиновник в соответствии с этикой служения - реформатор той или иной сферы жизни общества в интересах своего Отечества. Этика государственного служащего должна строиться на понятиях «долг» и «честь».

Нравственные принципы в большой степени влияют на производительность и эффективность работы государственных служащих, более того, в области управления государством и муниципальными образованиями в России они являются более серьезными регуляторами, нежели внешний правовой контроль.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2024

Список литературы:

[1] Гвоздев В. А. Зарубежный опыт подготовки кадров для государственной гражданской службы // Вестник Чувашского университета. 2019. № 2. С. 29-34.

[2] Колодина Е. А. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» // Известия ИГЭА. 2013. № 3. С. 52-53.

[3] Матвеев А. А. Влияние цифровизации на процесс подготовки государственных гражданских служащих // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. 2022. Том 13. Выпуск 1(53). С. 119-126.

[4] Харитонов Е. Е. Проблемы профессиональной подготовки будущих публичных служащих в РФ / Е. Е. Харитонов, Д. В. Суханов, А. А. Маргарян // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 апреля 2023 г. : в 2-х томах. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2023. Т. 2. С. 53-56.

[5] Чиркова Ю. Р. Исторический опыт обучения и профессиональной подготовки государственных служащих в России и ведущих странах мира //Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. №2. С.5-13.

Spisok literatury:

[1] Gvozdev, V. A. Zarubezhnyj opyt podgotovki kadrov dlja gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2019. № 2. S. 29-34.

[2] Kolodina, E. A. Problemy formirovanija pro-fessional'nyh kompetencij studentov, obuchajushhi-hsja po napravleniju «Gosudarstvennoe i munici-pal'noe upravlenie» // Izvestija IGJeA. 2013. № 3. S.

52-53.

[3] Matveev A. A. Vlijanie cifrovizacii na process podgotovki gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhash-hih // Nauchnye trudy SZIU RANHiGS. 2022. Tom 13. Vypusk 1(53). S. 119-126.

[4] Haritonov E. E. Problemy professional'noj podgotovki budushhih publichnyh sluzhashhih v RF / E. E. Haritonov, D. V. Suhanov, A. A. Margarjan // Strategii razvitija social'nyh obshhnostej, institutov i territorij : materialy IX Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 17-18 aprelja 2023 g. : v 2-h tomah. Ekaterinburg : Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2023. T. 2. S.

53-56.

[5] Chirkova, Ju. R. Istoricheskij opyt obuchenija i professional'noj podgotovki gosudarstvennyh sluzhashhih v Rossii i vedushhih stranah mira // Duhovnaja situacija vremeni. Rossija XXI vek. 2019. №2. S. 5-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.