действующих, как уже упоминалось, в приоритете перед нормами российского законодательства. Это, кроме упомянутой Европейской конвенции о правах человека 1950 г.:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Факультативный протокол к ней 2008 г.;
- Конвенция Международной организации труда № 97 о трудящихся мигрантах 1949 г.;
- Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.;
- Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблении в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.;
- Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и др.
Необходимо иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Литература
1. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации: аналит. сб. Совета Федерации ФС РФ. — 2003. — № 9(202). — С. 35.
2. Панкова О. В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О. А. Егоровой. — М.: Статут, 2014. — С. 81.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура. — URL: http://www.consultant.ru
УДК 378.016: 340 (571.54)
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
© Хышиктуев Олег Валентинович, профессор Бурятского государственного университета, заслуженный юрист Российской Федерации
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
© Орлов Максим Сергеевич, аспирант кафедры международного права и международных отношений юридического факультета Бурятского государственного университета 24а, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia. Е-mail: [email protected]
Важность качественного юридического образования в современной России трудно переоценить. В статье проанализировано положение дел в системе подготовки качественных юристов, а также важность развития правовой культуры в Республике Бурятия.
Ключевые слова: юридическое образование, юридический факультет, правовая культура, правовое государство.
PROBLEM OF LAW PERSONNEL TRAINING IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
Khyshiktuev Oleg V., Professor, Buryat State University, Honored Lawyer of the Russian Federation Orlov Maksim S., Research Assistant, department of international law and international relations, law faculty, Buryat State University
The importance of high quality legal education in contemporary Russia can hardly be overestimated. The article analyzes the situation in the system of training of high-quality lawyers as well as the importance of the development of legal culture in the Republic of Buryatia.
Keywords: legal education, law school, legal culture, legal state.
Высокий общественный статус юридической профессии в России имеет глубокую историю, будучи всем ходом развития отечественной правовой системы, которая по высказанному в научной литературе мнению представляет собой общественную организацию, включающую самые главные компоненты национальной юридической культуры: право, законы, сложившуюся практику, а также господствующую в стране правовую доктрину. Думается, что упоминания в структуре системы заслуживает и подготовка юристов, долго и сложно «вызревающая» в любой правовой системе.
Роль России как добытчика природных ресурсов для мировой экономики усиливается, превосходство России и экономический рост были достигнуты путем принятия серьезных мер в сфере услуг: юридических, экономических.
Это были профессии, требующие от людей профессионализма куда больше, чем вложение денег в заводы и оборудование. При избытке трудовых ресурсов в России и способности развить необходимый и правильный правовой режим российская экономика на протяжении полутора десятилетий достигла весьма основательных результатов.
Выводы исследования, проводимого Минюстом в конце 2012 г., превзошли все ожидания: российские адвокаты и российские юридические фирмы в действительности не имеют практически никакого опыта в отношении иностранных правовых систем и зарубежного права.
Традиционное пятилетнее дневное обучение на юриста способно дать полностью квалифицированного юриста только в том случае, если бы в основном учебном плане были сделаны определенные корректировки: сокращение числа совершенно ненужных предметов, которые изучаются на первом и втором курсах, большее использование дистанционных видов обучения (телевидение, сеть Интернет), а также введение преподавания практических навыков, а не только изучение правовых норм.
Главным факультетом, осуществляющим подготовку юридических кадров в Республике Бурятия, является юридический факультет Бурятского государственного университета — базовое учебное подразделение, обеспечивающее юристами органы государственного и муниципального управления, прокуратуры, суда, юстиции и адвокатуры Республики Бурятия.
Юридический факультет, наследуя и развивая демократические традиции гуманизма науки, культуры и образования, создает условия для реализации потребностей своих сотрудников, студентов и аспирантов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Приведем основные задачи юридических факультетов в Республике Бурятия:
- реализация основной образовательной программы и подготовка специалистов с высшим юридическим образованием;
- повышение качества подготовки специалистов путем систематического обновления учебно-методической базы на основе последних достижений науки и техники, передового опыта, учитывая изменения законодательства;
- организация и проведение научных исследований по актуальным проблемам юридической науки и практики;
- совершенствование организации, содержания, структуры воспитательной работы;
- развитие научного потенциала в соответствии с современными требованиями в целях обеспечения образовательного процесса высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом;
- подготовка юристов, способных решать вопросы требуемого уровня сложности, проводить необходимые преобразования в соответствии с профессиональной и социальной ролью юриста в изменяющемся обществе;
- укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными объединениями в рамках реализации совместных задач;
- оказание правовой консультационной помощи населению, распространение правовых знаний среди населения, повышение его культурного уровня;
- формирование и развитие личности будущего специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи.
История факультета началась 24 декабря 1993 г., когда официально была открыта кафедра правоведения на историческом факультете. Впервые в республике небольшая группа юристов в составе Б. Ц. Цыденжапова, А. Д. Улымжиева, А. Т. Тумуровой и др., под руководством ректора БГУ С. В. Калмыкова, взяла на себя смелость воспитывать и обучать новое поколение правоведов. Деканом исторического факультета тогда был Ю. П. Шагдуров, а созданную кафедру правоведения возглавил доктор юридических наук, профессор, директор НИИ при Генеральной прокуратуре РФ Ю. И. Скуратов. В настоящее время деканом юридического факультета является Владимир Михайлович Мельников, кандидат психологических наук, доцент.
Юридическая клиника в перспективе планирует совершенствование своей деятельности. В частности, предусматривается развитие таких направлений, как привлечение к проведению мастер-классов юристов-практиков, анализ и систематизация опыта судебной практики. Налаживается обмен опытом работы с клиниками других вузов, и на этой основе осуществляется решение вопросов работы юридической клиники. Его функционирование позволяет студентам оказывать бесплатную консультационную помощь, формировать аналитическую самостоятельность при обосновании ответов на конкретные правовые вопросы, принимать участие в решении научных проблем и на этой основе приобретать профессиональный опыт и практические навыки.
Студенты юридического факультета приводят научные исследования, активно участвуют во внутривузовских, республиканских, региональных и всероссийских студенческих конференциях, форумах, олимпиадах, конкурсах, ежегодно проводимых в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Хабаровске, Казани, Чебоксарах, Москве, Санкт-Петербурге, в которых неоднократно становились победителями и призерами.
Также студенты принимают участие в работе по грантам. Одним из направлений повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, а также приобретения студентами навыков научно- исследовательской работы является заключение договоров о сотрудничестве с различными учреждениями и организациями.
Студенты международно-правовой специализации ежегодно принимают участие в престижном международном конкурсе по международному праву им. Джессопа, который проводится под эгидой Международного суда. Результат конкурса является проверка знаний международного права, а также опыт общения с судьями Международного суда. Также студенты принимают участие в ежегодных моделях Организации Объединенных Наций, проводимых на базе Московского государственного института международных отношений (МГИМО).
С 21 по 24 августа в г. Улан-Удэ Республики Бурятия Ассоциацией юристов России совместно с Общероссийским общественным движением «За чистые выборы» и Бурятским государственным университетом проводился юридический форум «Байкальские встречи».
Интересной оказалась и прошедшая в рамках форума экскурсия в научную библиотеку Бурятского государственного университета. Библиотека оборудована новейшей техникой, процесс приема и выдачи литературы максимально автоматизирован, а специалистами проводится работа по глобальной оцифровке книжного фонда.
Сегодня трудно представить работу органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительной и судебной систем, профессиональных юридических сообществ — адвокатуры и нотариата — без квалифицированных, обладающих глубокими знаниями и опытом законотворческой, правоприменительной и правозащитной работы специалистов-юристов. Работники юридической профессии вносят значительный вклад в развитие экономической и социальной сфер, обеспечивая защиту интересов бизнеса, активно участвуют в реализации социально-экономических программ развития образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения граждан Бурятии.
Творчески и плодотворно трудятся профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты юридических факультетов вузов республики, обеспечивая потребности организаций и предприятий в подготовленных кадрах юридического профиля. Примечательно, что в текущем учебном году отмечает свое 20-летие юридический факультет БГУ и 10-летие — юридический факультет Института экономики и права ВСГУТУ, на деле доказавшие свою востребованность на рынках образовательных услуг и труда. Выпускники вуза успешно работают в правоохранительных и судебных, законодательных и исполнительных органах власти, муниципальных образованиях, на предприятиях всех форм собственности республики и всей страны.
Непосредственное участие принимают юристы в развитии гражданского общества и правозащитного движения, в Общественной палате Бурятии, в сформированных в республике новых институтах уполномоченных по правам человека, ребенка и защиты прав предпринимателей.
Проблемы юридического образования и правового воспитания в Республике Бурятия, конечно, присутствуют. Это и проблема перенасыщения рынка труда юридическими кадрами, и недостаток квалифицированной юридической литературы.
Вполне понятно, что подготовка настоящих высококлассных юристов и правоведов возможны лишь при развитой системе юридического образования, чего, к сожалению, в настоящее время в России мы не наблюдаем.
Развитие высоконравственной культуры и полное истребление правового нигилизма возможны лишь при развитой системе правового просвещения.
Ясно и то, что потребность в успешном нахождении важных и нужных решений очень велика. Безусловно, находить их нужно как можно скорее, ибо этого требует намеченная в программных документах задача о том, что Россия должна быть правовой, социально развитой и перспективной для жизни страной.
Литература
1. Проблемы качества юридического образования: интернет-конференция С. М. Шахрая. — иКЬ: www.garant.ru/action/conference/10208.
2. Жуковская А. С. Проблемы трудоустройства выпускников юридических факультетов // Выпускник на рынке труда: доклады междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. [Электронный ресурс]. — иКЬ: www.conf.muh.ru
3. Михайлов А. Е. Современное состояние и перспективы российского юридического образования // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2010. — № 4.
4. Понкин И. В. Проблемы и перспективы юридического образования // Право и образование. — 2009. — № 4.
5. Доброхотова Е. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века: о методах и формах юридического образования в современной России // Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 222-229.
6. Еникеев З. Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право. — 2010. — № 2.
7. Камышанский В. П. Каким должно быть юридическое образование // Современное право. — 2010. — № 2.