Научная статья на тему 'Проблема подготовки воспитателя и требования к нему на современном этапе'

Проблема подготовки воспитателя и требования к нему на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ ВОСПИТАТЕЛЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ / АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИДЕИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И ГУМАНИЗАЦИИ / ГАРМОНИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / «ИНЖЕНЕРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наржонкова И. И.

Основная задача воспитателя в дошкольном учреждении является не подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе, а создание условий для того, чтобы ребенок полноценно, полнокровно «прожил» тот отрезок своей жизни, который называется «дошкольное детство». И мы должны прожить этот период вместе с ребенком, помогая друг другу, взаимопроникая друг в друга. Только тогда возможен логический переход от «субъектно-объектных» к «субъектно-субъектным» отношениям между педагогом и воспитанником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки воспитателя и требования к нему на современном этапе»

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Наржонкова И.И.*

ЦР ГБОУ № 1544, г. Москва

Основная задача воспитателя в дошкольном учреждении является не подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе, а создание условий для того, чтобы ребенок полноценно, полнокровно «прожил» тот отрезок своей жизни, который называется «дошкольное детство». И мы должны прожить этот период вместе с ребенком, помогая друг другу, взаимопроникая друг в друга. Только тогда возможен логический переход от «субъектно-объектных» к «субъектно-субъектным» отношениям между педагогом и воспитанником.

Ключевые слова специфика подготовки к профессии воспитателя, историко-педагогические обобщения, проблемное поле, авторитарная педагогика, идеи демократизации и гуманизации, гармоничная личность, коррекционная педагогика и психология, индивидуальная программа развития, «инженерия человеческих душ».

Проблема профессиональной подготовки является ключевой для любой профессиональной сферы, поскольку именно от того, какие специалисты привлечены к труду, зависит его эффективность. Особенно остро эта проблема проявляется в образовании, которое всегда ориентировано на будущее. Тот факт, что человек узнает большую часть информации о мире в детском возрасте, заставляет постоянно задумываться над вопросом о подготовке тех, кто работает с детьми. Профессия воспитателя известна со времен античности. На протяжении веков менялись условия, в которых он работал, возрастали требования к его профессиональной подготовке. Смена исторических условий, несомненно, всегда отражалась на специфике этой подготовки. Обобщение опыта прошлого является основой для сравнения с современным состоянием, определения корней сложившихся традиций, выявления позитивного и негативного аспектов подготовки воспитателей. Проблема подготовки воспитателей дошкольных учреждений характеризуется недостаточной изученностью с точки зрения историко-педагогического обобщения.

Изучение проблемы профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений в ракурсе ее историко-педагогиче-ского развития, безусловно, является оправданным и целесообразным как с теоретической, так и с практической точек зрения. Эта целесообразность обусловлена потребностью науки в историко-педагогических обобщениях, поскольку позволяет осмыслить данное проблемное поле, определив условия,

* Воспитатель.

закономерности, тенденции развития с целью обоснования путей дальнейшего развития [2].

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - крупнейший швейцарский педагог-демократ, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира. Под влиянием идей Руссо он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа. Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем. Разрабатывая проблемы дидактики, выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем - проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей [3].

Роль воспитателя в воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы [4]. Уже много сказано о серьезных недостатках нынешнего школьного воспитания. В них повинны не только неблагоприятные условия, нерадивые ученики, уклоняющиеся от выполнения воспитательных функций родители. Учителя, воспитатели должны признать и свою часть вины в разразившемся кризисе. Чаще в педагогику идут люди не всегда хорошо подготовленные, а иногда и безразличные к своей профессии. Низкий уровень профессионализма, родивший авторитарную педагогику, стал главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации, на возрождении традиций древних педагогов-мыслителей, таких как М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Коменский Я.А. и многие другие. Ведь в их педагогических взглядах уделялось большое значение простым человеческим чувствам - заботе о детях, любви и милосердию. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть делительной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. «Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его жизнью» (Ж.Ж. Руссо) [13].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития педагогического процесса нарушена преемственность поколений

между воспитателями. На современном этапе существует острая практическая необходимость осмыслить и обобщить весь тот педагогический опыт, который был собран за многие века существования воспитания. «Мысли и дела великих педагогов не умирают, но бывает, что это мы, живые, становимся глухими к их зову» [1].

Особую актуальность имеет идея о непреходящей роли матери, семьи и родительского дома для формирования гармоничной личности, предупреждение о возможном неблагоприятном воздействии ранней социализации детей на их физическое и психическое здоровье и полноценное развитие индивидуально сти.

Лев Николаевич Толстой горячо пропагандировал необходимость самого бережного, внимательного и любовного отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности [5].

В настоящее время многим воспитателям, работающим в ДОУ не хватает элементарных профессиональных знаний не столько в области педагогики, сколько в области детской психологии. К сожалению, число детей, имеющих какой-либо дефект, вызывающий задержку психического развития, возрастает. Современному педагогу просто необходимы специальные знания по таким дисциплинам как коррекционная педагогика и психология. Только взаимодействуя с родителями можно составить для ребенка индивидуальную программу развития, используя личностно-ориентированный подход.

Как часто мы забываем свое прошлое, не помним своих корней, не интересуемся историей. Нас называют «Иванами, не помнящими родства». И это справедливо. Нельзя жить только сегодняшним днем, ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего, нет, и не может быть будущего.

Ушинский К.Д. говорил о том, что в воспитании и обучении необходимо опираться на изучение человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [9]. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности... Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа ... тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!» [6].

Среди наук, изучающих человека, Ушинский выделял физиологию и особенно психологию: «... психология, - писал Ушинский, - в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками» [7]. Чем меньше возраст учеников, над образованием которых трудится учитель, тем больше требуется от него психолого-педагогических знаний. Учитель, знающий свой учебный предмет и его методику, а также и психологические основы обучения, становится подлинным творцом в области воспитания и обучения детей. «Дей-

ствительно, характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второю природою человека...», - писал К.Д. Ушинский [8]. Поэтому, мы всегда должны помнить о том, что формирование основных черт личности ребенка, его психики происходит под влиянием психолого-педагогического воздействия (в том числе и со стороны воспитателя). От того, каким будет профессиональный уровень педагога, от его личностных качеств, определяющих его как ЧЕЛОВЕКА, будет зависеть очень многое. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми. Воспитатель - это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности. Профессия - род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессионализм - это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях. Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных

социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога-воспитателя. Важное значение на мой взгляд имеет сформиро-ванность гуманистической педагогической позиции воспитателя. Гуманистическое воспитание - это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Это означает, что именно этим определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания [12].

Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям. Развитие у педагога ценностного отношения к ребенку и оформление этого отношения в гуманистическую педагогическую позицию имеет важное значение для практики воспитания, поскольку позиция выступает здесь своеобразным регулятором воспитательной деятельности. Она не позволяет процессу воспитания как события взрослого и ребенка трансформироваться в воспитание как «инженерию человеческих душ», где активностью субъекта обладает только педагог, а ребенок выступает лишь в качестве потенции, возможности, реализация которой полностью зависит от внешнего влияния.

Видеть в ребенке существо, обладающее душой и всеми задатками для гармонического развития личности, проникнуться к нему любовью и уважением, стремиться развить в нем эти задатки (а может быть и открыть новые способности), пытаться выстроить с ним отношения по схеме «субъект -субъект», постоянно самосовершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень - к этому стремились лучшие представители зарубежной и отечественной педагогики. К этому должны стремиться и мы, новое поколение воспитателей.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. - С. 50.

2. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н.Джуринский. - М., 1999, -311 с.

3. История педагогики: учебное пособие для дошкольных пед. училищ / Под ред. М.Ф. Шабаевой. - 3 изд. - М., 1961.

4. Личностный рост педагога как фактор повышения качества образования в системе педагогических идей Эллен Кей / М.В.Михайлова // Год ду-

ховн. Просвещен. и наследие И.Я. Яковлева: Материалы яковлевских чтений, 25 апреля 2006. - Чебоксары, 2006. - С. 113-116.

5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1948. - С. 320.

6. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 7. - С. 240.

7. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 8. - С. 23, 35-36.

8. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 8. - С. 53.

9. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 2. - С. 140, 165.

10. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 9. - С. 537.

11. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955.

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

13. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. - С. 281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.