Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА'

ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
755
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА / REPERTOIRE / REPERTOIRE POLICY / THE BASIC PRINCIPLES OF SELECTING A REPERTOIRE OF AMATEUR THEATER STAFF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рашина Т.О., Михайлова О.А., Плёхова В.В.

В статье рассматривается проблема подбора репертуара любительского театрального коллектива, основные принципы его формирования в коллективах разных жанров художественной самодеятельности на протяжении ХХ столетия и в настоящее время. Авторы особое внимание уделяют вопросу подбора репертуара, который бы отвечал идейно-художественному уровню и социально-педагогическому потенциалу современного любительского театрального коллектива, от которого зависит во многом эффективность его функций в сложившейся социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SELECTING A REPERTOIRE OF AMATEUR THEATER STAFF

The article discusses the problem of selecting the repertoire of an amateur theater group, the basic principles of its formation in groups of different genres of amateur performances throughout the twentieth century and now. The authors pay special attention to the selection of a repertoire that would correspond to the ideological and artistic level and the socio-pedagogical potential of the modern amateur theater group, which largely determines the effectiveness of its functions in the current sociocultural situation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»

УДК 792.077

ПРОБЛЕМА ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА*

Т.О. Рашина1), О.А. Михайлова2), В.В. Плёхова3)

1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры

1)e-mail: 27luna@rambler.ru

2)e-mail: olga11846@mail.ru 3)e-mail: veronika-nika76@mail.ru

В статье рассматривается проблема подбора репертуара любительского театрального коллектива, основные принципы его формирования в коллективах разных жанров художественной самодеятельности на протяжении ХХ столетия и в настоящее время. Авторы особое внимание уделяют вопросу подбора репертуара, который бы отвечал идейно-художественному уровню и социально-педагогическому потенциалу современного любительского театрального коллектива, от которого зависит во многом эффективность его функций в сложившейся социокультурной ситуации.

Ключевые слова: репертуар, репертуарная политика, основные принципы подбора репертуара любительского театрального коллектива.

XX век ознаменован крупными социально-экономическими переменами, и на протяжении этого столетия наше общество решало исторические задачи, основанные как на традиционных моральных ценностях, так и на коммунистических идеалах. Сегодня эта идеология уже утратила своё главенствующее положение. Свобода мысли и слова, открытость общества способствовали росту духовности и гражданской активности людей. Но одновременно эти изменения поставили общество и государство в трудное положение поиска идей, поиска новых ценностей, способных содействовать становлению личности и прогрессивному развитию страны в новых социальных условиях.

В связи с этим, сегодня стал актуальным вопрос поиска средств умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития молодого поколения в любительском театральном коллективе.

*

Статья подготовлена в рамках доклада на Международной научной конференции «Русская, советская и постсоветская литература и философия: «точки разрывов» и «узлы сборки» (К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина)».

Общеизвестно, что театральное творчество наряду с развлекательной функцией несёт в себе познавательную и воспитательную функции, и основная проблема современного любительского театра - это проблема воспитания коллектива. Воспитание коллектива, создание определённых условий, при которых коллектив может жить полноценно - одна из важнейших функций режиссёра-педагога.

Репертуар помимо учебно-творческих задач, выполняет задачи воспитательные. Репертуар любительских театральных коллективов - это своеобразная форма воспитания личности участников. От правильно подобранного репертуара, как с идейно-художественной стороны, так и с позиции социально-педагогического потенциала, зависит эффективность функций, выполняемых любительским театральным коллективом. Поэтому проблема подбора репертуара является определяющей в деятельности коллектива. Репертуар позволяет раскрыть творческие и идейные позиции того или иного коллектива, его связь с действительностью, а также он стремится отвечать духовным, развлекательным и эмоциональным запросам зрителей.

Целью нашего исследования является попытка рассмотреть характерные особенности подбора репертуара любительского театрального коллектива как на протяжении XX столетия, так и в настоящее время.

Задачи исследования поставлены следующие: изучить исторические предпосылки формирования репертуара в любительском театральном коллективе; проанализировать репертуарную политику на протяжении XX столетия и современную социокультурную ситуацию для выявления основных принципов подбора репертуара в любительском театральном коллективе.

Педагоги и руководители любительских коллективов О.Н. Аверьянова, В.А. Колесникова, Е.А. Бойко, И.В. Мясищева, О.В. Бураковцева, Т.О. Петракова, Л.М. Петрова и другие рассматривали проблему формирования репертуара в коллективах разных жанров художественной самодеятельности. Репертуар как основу учебно-творческого воспитательного процесса исследовали театроведы и искусствоведы Л.Я. Алексеева, А.Л. Ефремов, Ф.А. Соломоник, А.П. Шульпин, а вот исторический аспект формирования репертуара в любительских театральных коллективах изучали литературоведы

В.А. Вакулин, В.М. Кукаретин, а также советский и российский актёр, театровед, доктор искусствоведения, профессор В.Н. Всеволод-Генгросс. И, конечно, необходимо упомянуть, что этому вопросу уделяли своё внимание в своих трудах культуролог А.С. Каргин, режиссёр З.Я. Корогодский, психолог Ю.Е. Соколовский, режиссёр и педагог А.Г. Буров, иссследователь истории и теории искусства и театральный педагого Н.Я. Яковлева.

Но несмотря на эти исследования, на сегодняшний день работ, посвященных проблеме подбора репертуара в любительском коллективе всё таки не достаточно. Мы считаем, что подбор репертуара является главенствующим в деятельности коллектива театральной самодеятельности. И эта проблема сегодня стоит особенно остро, так как наше стремительно меняющееся время выдвигает всё новые и новые требования, драматургические произведения постоянно пополняют литературный фонд, а профессиональные знания руководителей любительских коллективов обогащаются новым воспитательным опытом работы с актёрами-любителями.

Современные споры о репертуаре любительских театральных коллективов, существующие нерешённые проблемы своими глубочайшими корнями уходят в далекое прошлое. Проблема подбора репертуара возникла в любительском театральном творчестве с момента его появления. Конечно, изменился подход к тому, какие произведения воплощать на сцене, как обеспечить любительские театральные коллективы полноценным репертуаром, лучшими в социально-педагогическом и художественном отношениях произведениями. Речь идёт о содержательном и организационном обеспечении решения этого вопроса.

При рассмотрении вопроса о репертуаре любительского театрального творчества в условиях царской России основной критерий, по которому производился отбор произведений, определялся соответствием социальным установкам, которые выдвигали самодержавие и церковь. С этой целью ещё в 1868 году петербургский оберполицмейстер Федор Трепов разработал примерный перечень пьес, которые могли играться народными театрами. Несколько позднее, в 1870 году, аналогичный список подготовил Комитет грамотности Петербурга. Он включал 124 разрешённых цензурой пьесы. Подобные

рекомендательные списки появлялись и в последующем, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции [4, с. 134].

Официальные власти, наиболее реакционные деятели культуры и искусства всячески старались навязать любительскому театральному движению такой репертуар, который способствовал бы укреплению основ буржуазного общества, воспитанию соответствующих нравственных норм и эстетических вкусов. В упоминавшиеся репертуарные списки вошли в большом количестве пьесы Л. Аблесимова, А. Висковатова, Н. Кукольника, М. Скобелева. Пьесы эти не отличались высоким художественным уровнем, утверждали мещанские и псевдопатриотические чувства, идеи верноподданичества [3, с. 389].

Наиболее дальновидные представители либерально настроенной буржуазии хотели с помощью искусства, в частности расширения любительского театрального творчества, отвлечь народные массы от политики, создать видимость заботы об их просвещении и культурном росте и в то же время навязать своё влияние. Сделать это можно было с помощью определённого репертуара. Не случайно, что Комитет грамотности Петербурга отмечал, что пьесы, предназначенные для постановки в народных театрах, должны преследовать цель нравственно-образовательную, содействовать возвышению патриотических настроений, хотя и косвенно, благим начинаниям правительства [6, с. 76].

Ещё большую остроту приняла борьба за репертуар в период подготовки и свершения революции 1905 - 1907 годов, а затем и революции 1917 года. Острота эта была обусловлена тем, что за усиление своего влияния на художественные коллективы, в частности на любительские театры, решительно повели борьбу партийные организации большевиков. Целью же реакционеров было остановить распространение организованного любительского театрального творчества, вернуть его к балаганному искусству, являющемуся, по мнению многих, органическим порождением самобытной русской жизни [8, с. 108].

Самые отъявленные реакционеры, напуганные политическим, классовым подъёмом сознания народных масс, выступавшие в конце века против каких бы то ни было уступок народному творчеству, в период революции 1905 - 1917 годов становятся его защитниками, советуют развивать истинно самобытные формы театрального творчества. По их

мнению, его репертуар должен состоять из фольклорных произведений, дешёвых сентиментальных пьес.

Против попыток направить деятельность самодеятельных театральных коллективов по ложному руслу, оторвать их от политического просвещения, дать им низкопробный, балаганный репертуар резко выступали все передовые люди. Лучшие представители интеллигенции Л. Толстой, А. Блок, В. Брюсов, Р. Роллан и многие другие считали, что народные театры должны использовать передовые, созвучные задачам времени произведения [13, с. 36].

В.И. Ленин с интересом поддерживал мысль о том, что «народу нужны пьесы, другие произведения искусства о его жизни». Из ленинской концепции ясно, что, во-первых, репертуар должен наследовать из предыдущей эпохи наиболее ценные в социальном, гуманистическом и художественном отношениях произведения; во-вторых, включать произведения местных авторов или на темы, близкие рабочему классу, крестьянству; в-третьих, опираться на подлинно народное творчество, фольклор [9, с. 284].

В условиях первых послереволюционных лет проблема подбора репертуара для самодеятельности приобрела свои особенности. Попытки вывести художественную самодеятельность на путь развлекательства, мелкотемья оказались несостоятельными. Её живая органичная связь с жизнью народа оказалась той плодотворной почвой, на которой и происходило развитие, а репертуар был направлен на решение стоящих перед всем обществом задач. Он включал в себя наиболее ценные произведения классического искусства, выдержавшие испытания временем, в центре которых стояла борьба народных масс за свое освобождение: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Разбойники» Ф. Шиллера, пьесы о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и многие другие произведения [2, с. 21].

Одновременно интенсивно шло освоение нового создаваемого репертуара, в котором звучали новые мотивы, новые темы. Театральная самодеятельность бралась за те произведения, которые вошли в скором времени в золотой фонд отечественного и мирового искусства - пьесы А. Штейна, А. Биль-Белоцерковского, Л. Леонова, А. Толстого, Н. Погодина и других. Внимание авторов и исполнителей привлёк новый герой -

советский человек. Их волновали его думы, дела, поиски решений новых социальных проблем [10, с. 219].

Репертуарная политика в области художественной самодеятельности продолжала оставаться важнейшей составной частью идеологической работы партийных организаций и органов культуры, подчёркивается необходимость изучения и обобщения идеологической направленности репертуара. В нём сформулированы основные требования к репертуарной политике театров, выполнение которых обязательно и для любительских театральных коллективов. В данный период было важно, чтобы в произведениях, формирующих репертуар любительского театрального коллектива, «раскрывались лучшие черты советского человека, присущие ему идейная зрелость, масштабность мысли и дел, умение находить правильные решения в острых конфликтных ситуациях» [9, с. 152].

Таким образом, произведение любого жанра должно было формировать и развивать политические, мировоззренческие позиции личности, способной не только противостоять чуждым влияниям, но и активно отстаивать коммунистические идеалы.

На начальном этапе многие коллективы брали для исполнения пьесы, в которых остро выражалась социальная направленность, а возможности её художественного решения не всегда учитывались. В произведениях как бы высвечивались основные идеи, но не обеспечивалось должным образом их художественное воплощение. Поэтому не случайно, что в репертуаре любительских театральных коллективов тех лет в большом количестве присутствовали сложные для исполнения пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова и других авторов. Однако даже самые сложные из них, требующие длительной и скрупулёзной репетиционной работы, в самодеятельности ставились за несколько дней. В некоторых коллективах каждую субботу и воскресенье были премьеры новой пьесы. Нередко актёры-любители не успевали выучить авторский текст, вместо него произносили свой, лишь приближающийся к авторскому по смыслу, а это не лучшим образом сказывалось на качестве постановок [2, с. 27].

С развитием художественного вкуса народа, с подъёмом его образовательного уровня возросла и художественно-исполнительская культура любительских театральных коллективов. Им под силу стало

исполнение многих сложных и масштабных произведений классики и современности [13, с. 112].

Нельзя не заметить, что с ростом эстетической культуры и образованности исполнителей и зрителей естественно изменялись и установки на восприятие любительского театрального творчества, на его репертуар, изменился критерий оценки и выбора пьес. Театральная самодеятельность стала активно осваивать тот репертуар, который соответствовал художественно-исполнительскому уровню коллективов, а также мог быть должным образом донесён до зрителя.

В настоящее время любительские театральные коллективы и студии продолжают расти и развиваться. Их количество увеличивается, вместе с этим увеличивается конкуренция, и, следовательно, уровень подготовки участников любительских театральных коллективов.

Сегодня мы как никогда близки к социокультурному кризису, в том числе в театральной системе, который затрагивает и репертуарную политику, и методы режиссуры, и актёрскую игру. Это отражается в падении уровня театральной культуры, исчезают со сцены классические произведения, а если и появляются, то, чаще всего, в новых трактовках и прочтениях.

Поэтому, можно сделать вывод, что театральное искусство в его первозданном виде с его истинными ценностями исчезло, и на смену ему пришло простое обслуживание вкусов публики сфера шоу-бизнеса.

Поэтому проблема формирования репертуара любительского театрального коллектива сегодня особенно актуальна [5, с. 141].

Режиссёру самодеятельного театрального коллектива при выборе репертуара необходимо принимать во внимание множество факторов: возрастные особенности группы, исполнительский уровень актёров-любителей, их интересы, свои мировоззренческие предпочтения, а также актуальность и высокоидейность произведений и возможность использования их в культурно-массовых мероприятиях [7].

Хотелось бы отметить, что информатизация, компьютерная автоматизация, алгоритмизация мышления детей и взрослых на сегодняшний день становится заменой любому живому человеческому общению не только с театром, но и в жизни. На сегодняшний день привыкшая к дигитализациии детская психика исключила творческое (образно-эстетическое) начало из своего сознания. Современные дети

перестают понимать театр, а, следовательно, и любить его. Театр не привлекает детей и не заинтересовывает, несмотря на использование различных выразительных средств, как взрослыми профессиональными драматическими театрами, так и театрами для детей. Это, в свою очередь, ставит руководителей театров в такое, положение, когда приходится выбирать более взрослый репертуар, а детские самодеятельные коллективы вынуждены преобразовываться в молодёжные [11].

Очень важно при выборе репертуара учитывать воспитательный репертуар выбранных произведений. Репертуар любительского театрального коллектива должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по жанру, характеру, стилю. В репертуар любого коллектива необходимо включать народные пьесы, произведения классиков, современную драматургию (произведения русских и зарубежных авторов). Нельзя забывать, что участники приходят в любительский театральный коллектив, прежде всего, для своего удовольствия и досуга, а не только для обучения [1, с. 148].

Следовательно, можно выделить основные принципы подбора репертуара любительского театрального коллектива: единство идейно-художественных и педагогических задач; высокая идейность, правдивость, художественность в отображении действительности; актуальность проблематики и степень интереса к ней участников коллектива; учёт возрастных особенностей участников; доступность, посильность для участников коллектива; возможности сцены и материально-технической базы учреждения.

В основе формирования репертуара любительского театрального коллектива лежит идейно-художественная и педагогическая программа. Поэтому выбор репертуара - важнейший момент в работе режиссёра с участниками коллектива.

Таким образом, проблема подбора репертуара на протяжении долгих лет была и остается одним из основных вопросов в театральной самодеятельности. Опыт работы множества любительских театральных коллективов показывает, что истинная литература и драматургия, из которой формируется репертуар, способна сплотить коллектив и воодушевить его на штурм вершин подлинного искусства. А это значит, что такой коллектив ещё долго будет жить, творить, и не позволит зрителям оставаться равнодушными.

Список литературы

1. Алексеева, Л. Я. Художественная самодеятельность: Опыт воспитательной работы. М.: Просвещение, 1970. 214 с.

2.Вакулин, В. А. Любительский театр: краткая история и современность. М.: РДНТ, 1999. 54 с.

3.Всеволодский-Генгросс, В. Н. История русского театра: в 2-х т. М.: Театр-кинопечать, 1929. Т. 2. 523 с.

4.Каргин, А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. 224 с.

5.Каргин, А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства. М.: Музыка, 1990. 143 с.

6.Каргин, А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика.: Учеб, пособие. - М.: Высшая школа, 1988. 271 с..

7.Корогодский, З. Я. Играй, театр. М.: Советская Россия, 1982. 160 с.

8.Кукаретин, В. М. Из истории театральной самодеятельности. М.: Советская Россия, 1972. 181 с.

9.Ленин, В. И. О литературе и искусстве. М.: Политиздат, 1969. 646 с.

10.Марков, П. А. О театре. Л.: Искусство, 1983. 452 с.

11.Партолина, Н. А. Уроки театра для больших и маленьких: учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2018. 36 с. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/113168

12.Склярова, Т. В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Покров, 2004. 143 с. [Электронный ресурс] URL: https://royallib.com/book/sklyarova_t/vozrastnaya_pedagogika_i_psihologiya.html

13.Тихонович, В. В. Самодеятельный театр. Вологда: Госиздат, 1922. 163 с.

THE PROBLEM OF SELECTING A REPERTOIRE OF AMATEUR

THEATER STAFF

T O. Rashina1), O A. Mikhaylova2), V.V. Plekhova3)

1 2 3)

'' )Belgorod State Institute of Arts and Culture

1)e-mail: 27luna@rambler.ru

2)e-mail: olga11846@mail.ru 3)e-mail: veronika-nika76@mail.ru

The article discusses the problem of selecting the repertoire of an amateur theater group, the basic principles of its formation in groups of different genres of amateur performances throughout the twentieth century and now. The authors pay special attention to the selection of a repertoire that would correspond to the ideological and artistic level and the socio-pedagogical potential of the modern amateur theater group, which largely determines the effectiveness of its functions in the current sociocultural situation.

Keywords: repertoire, repertoire policy, the basic principles of selecting a repertoire of amateur theater staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.